Гражданин может участвовать в управлении делами государства

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства непосредственно и через представителей

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой политической партии при условии его выдвижения.

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.

Любой гражданин РФ имеет право на участие в референдумах. Через право участия в выборах все граждане Российской Федерации могут принимать непосредственное участие в формировании и комплектации органов управления и списков должностных лиц. Более того, голосуя на выборах за представителя или партию, граждане влияют на политику и предпочтительный курс развития страны.

В основе права гражданина на участие делами государства лежит 32 статья Конституции РФ. Это основное демократическое право России, и оно носит всеобщий характер. Человек может участвовать в управлении государством напрямую или через уполномоченных представителей. Любой совершеннолетний гражданин России может участвовать в выборах представителей в органах государственного и муниципального управления. Также любой человек сможет принимать участие и быть избранным в органы управления.

Право участия в выборах дает возможность труда в составе органов государственного и муниципального управления, при наличии у кандидата необходимых личностных, моральных и профессиональных качеств. Граждане РФ могут заниматься государственной службой, независимо от пола, расы, национальной или религиозной принадлежности, при наличии необходимых для конкретной структуры профессиональных и физических навыков. Человек может осуществлять деятельность в правоохранительных, судебных, государственных и других органах.

Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права.

В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Последующие демократические преобразования в обществе, признание и возникновение политического многообразия, стремление к формированию многопартийности создали благоприятные условия для наполнения данного права реальным содержанием. В отличие от предшествующих конституционных установлений комментируемая статья не упоминает об участии граждан в управлении также общественными делами. Право на это вытекает из ст. 30. Участию граждан в местном самоуправлении как институте самоорганизации населения, не входящем в систему государственной власти, посвящены статьи 12, 130-133 Конституции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», принятым в 1995 г., помимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции) только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов из них. 3

Право граждан РФ на участие в управлении делами государства

Гарантии избирательных прав граждан установлены ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» и ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

2) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу. В данном случае имеется в виду назначение судом уголовного наказания за совершение преступления в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Согласно ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе», Государственная гражданская служба РФ — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Это правило не распространяется на лиц, осужденных судом к лишению свободы и по различным обстоятельствам, предусмотренным УПК РФ и УИК РФ, содержащихся в следственных изоляторах (лица, доставленные в следственный изолятор для проведения следственных действий; осужденные, оставленные в следственном изоляторе для хозяйственной обслуги и др.).

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных систем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государственную Думу Российской Федерации.

Вам будет интересно ==>  Чернобылец санаторий

В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой политической партии при условии его выдвижения.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

Референдум — всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок реализации права на участие в референдуме получил регламентацию в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» *, Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы являетсяправо гражданина участвовать в управления делами государства(ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Это право вытекает из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На конкретизацию права граждан участвовать в управлении делами государства, закрепленного ч. 1 ст. 32, направлены нормы Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Право на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Это право не следует понимать буквально, так как к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, предъявляются повышенные требования, однако эти требования носят исключительно профессиональный характер. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»

Особенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве. И государству не безразлично, в чьих руках будет находиться вся полнота власти в стране.

Право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного, народного заседателя.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы граждан является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).
Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.
Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 К.)
Рассматриваемое право осуществляется гражданами в различных формах: непосредственно (участие в референдумах, а также право избирать и быть избранным), через представителей. (из учебника Морозовой и Кутафина КП)

Социальное обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения осуществляется из средств бюджета субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые нуждающимся слоям населения.

Близким к праву собственности является право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство гарантирует это право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

Гарантии частной собственности устанавливаются Конституцией РФ. В соответствии с ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных целях и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право на труд также можно отнести к социально-экономическим правам граждан в РФ. Каждый гражданин вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены. Труд граждан рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Будучи одновременно одной из форм участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции, — достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К судьям могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом.

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций). Это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др.

Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом об основах государственной службы от 31 июля 1995 г. Предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу: признание судом недееспособным, лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока, наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в редакции от 30 марта 1999 г.).

Важный механизм участия в управлении делами государства связывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.

Вам будет интересно ==>  Льготы воспитателям детских садов в 2023 году

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К примеру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет нечастое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

Активное избирательное право) у граждан России возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конститу­ции Российской Федерации. Оно предполагает бесплатную медицинскую помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответст­вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, а также юридическую ответ­ственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Социальные права — это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные права граждан — это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на отдых; пра­во на образование; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.

.Социально-экономические — Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

Данное право закреплено в ст. 32 ч. 1 Конституции РФ, суть которой заключается в том, что Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. А также развивает, содержащуюся в ст. 3 Конституции положение о народовластии. Данное право непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т. е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право граждан и их объединений на землю закреплено в ст. 36 Конституции Российской Федера­ции. Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует право наследования, которое регулируется нормами гражданского законодательства (ч.4 ст.35 Конституции РФ). Конституция устанавливает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Свобода труда означает право каждого свободно распоряжаться своими способно­стями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещение принудительного труда, право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ).

Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства предусматривает множество форм реализации, перечень которых не является и не может являться закрытым. Некоторые из этих форм представляют собой самостоятельные конституционные права, другие- права, прямо не указанные в Конституции РФ, но закрепленные в федеральном законодательстве. Ряд форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства не закреплен на федеральном уровне, — например, народная правотворческая инициатива, отзыв депутата, публичные слушания, а некоторые вообще не регламентированы действующим законодательством (гражданские форумы, инициативы и др.).

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным. Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.

Государство гарантирует гражданам доступ на государственную (также и на муниципальную) службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной (муниципальной) должности либо должности государственной (муниципальной) службы в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. На гражданскую службу, например, вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (напр., Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, обычно включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право… … Юридический словарь

Вам будет интересно ==>  Сохранится ли бесплатный проезд на электричках для пенсионеров спб в 2023 году

Участие в управлении делами государства — это комплексное конституционное право граждан государства, которое включает в себя: возможность избирать и быть избранным; участие в референдуме и в других формах прямой демократии; осуществление местного самоуправления; право граждан на равный… … Большой юридический словарь

Право на участие в управлении делами государства — По смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации и международно правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, право на участие в… … Официальная терминология

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающего, как правило, право избирать и избираться в органы государственный власти и местного самоуправления,… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право… … Энциклопедия юриста

Права граждан участвовать в управлении делами государства

32.Избирательные права граждан РФ. Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения: Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практие обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти[1] (или избирательное право в широком смысле); Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления па вы­борах, референдумах, а также личного участия в работе орга­нов законодательной, исполнительнойили судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического нрава является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публич­ным функциям и должностям, а также на участие в отправле­нии правосудия. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право па участие в управлении государственными и обществен­ными делами является не только основополагающим принци­пом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.В большинстве демократических конституцийправо граж­дан участвовать в управлении делами государства закрепляет­ся в виде совокупности указанных выше прав. Не исключение и Конституция РФ (ст. 32). Несмотря на то что право на равный доступ к публичным функциям и должностям формулиру­ется как одно из ключевых в рамках буржуазного конституци­онализма уже в XVIII в., в России оно является конституцион­ным нововведением (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Эта консти­туционная норма конкретизируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации».

При разработке Устава ООН вносились, как было сказано выше, предложения дать в нем перечень основных прав и сво­бод, которые должны подлежать всеобщему уважению и соблю­дению. Однако Конференция в Сан-Франциско передала этот вопрос па обсуждение компетентных органов Организации Объединённых Наций в целях разработки Международного Билля о правах человека.

Создание ООН и принятие Устава положили начало каче­ственно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международ­ных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по пра­вам человека. Как известно, ООН возникла в ответ па агрессию и пре­ступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. «Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основ­ным свободам для всех в число целей Организации Объеди­ненных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в ходе ее – подчеркивается в Исследовании ООН по правам человека.Уже в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 г. от имени 26 стран (позднее к Декларации присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и для сохранения человеческих нрав и справедливости».

Краткий анализ института политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управле­нии делами государства, которое юридически обеспечивает •включение граждан в сферу принятия и осуществления госу­дарственных решении, в сферу политики. Это право, по логике классических концепций просветительской традиции, обуслов­лено естественным равенством и прирожденной свободойлю­дей. Оно гарантируется демократической организацией всей по­литической системы общества, вовлекающей граждан в актив­ную политическую деятельность,

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении Дел арбитражными судами РФ и пользуются в арбитражном процессе правами судьи. Арбитражными заседателями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет (ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.).

Избирательное право гражданина может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Гарантии избирательных прав граждан установлены ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» и ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, лично, т. е. путем участия в выборах, в референдуме, в качестве депутата представительного органа или государственного служащего, так и через своих представителей, т. е. через представительные органы власти.

Равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 ФЗ «Об основах государственной службы РФ»). К кандидату на должности государственных служащих (должности федеральных государственных служащих и должности государственных служащих субъектов РФ) предъявляются определенные требования:

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено статьей 22 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе РФ». Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования[8] закреплено ст.31 Конституции Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Итак, основная функция политических прав граждан состоит в обеспечении демократии, народовластия. И от того, какие условия реализации политических прав граждан предусмотрены Конститу­цией Российской Федерации и развивающими ее нормы текущим за­конодательством, зависят условия функционирования российского общества и государства.

Право избирать и быть избранными граждане Российской Фе­дерации реализуют в условиях мажоритарной, пропорциональной в смешанной избирательных систем. Тенденцией развития избира­тельного законодательства Российской Федерации является расши­рение применения пропорциональной избирательной системы. Так, основной концепцией Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005г. N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009г.) стала отмена смешанной избирательной системы и закрепление избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ исключительно на основе пропорциональной избирательной системы[7] .

15. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций») // «Собрание законодательства РФ», 22.02.2010, N 8, ст. 838.

Adblock
detector