Какие Способы Защиты Прав На Соц Обеспечение

Следует отметить большую важность этого направления для деятельности всего общества и отдельных представительных органов (например, управление соцзащиты). При этом разделяют общую и специальную социальную защиту. Под первой понимают деятельность, которая направлена на осуществление основных прав граждан. Под специальной социальной защитой понимают создание регулятивной системы стабилизации личности или группы, нуждающейся в той или иной форме попечения. К таковым можно отнести военнослужащих или пенсионеров. Если говорить о первых, то для них создаются социальные механизмы, которые направлены на устранение или хотя бы минимизацию дискомфорта относительно их положения в обществе. Также в интересах государства поддержание их высокого социального статуса. В этом вопросе немало способствуют органы социальной защиты.

Так называют комплекс дополнительных мероприятий, которые предоставляют материальную помощь для наименее защищенных групп населения, которыми являются престарелые, инвалиды, малообеспеченные семьи с детьми и так далее. Это всё осуществляется благодаря бюджету или специальным социальным фондам. Следует отметить многофункциональность данного направления, которая немало зависит от закладываемой в неё универсальности. Так, кроме стандартных социальных рисков вроде старости, инвалидности, временной нетрудоспособности и иных проблем, были заложены и опасности переходного периода. Несмотря на наличие концепции данного направления, можно встретить и отдельные толкования специалистов. Так, некоторые люди под социальной защитой понимают вообще всю деятельность государства, которая направлена на формирование и развитие полноценной личности. Кроме обычных аспектов, сюда входят выявление и нейтрализация негативных факторов, воздействующих на личность и влияющих на её самоопределение и утверждение в этой жизни.

Чем является социальное обеспечение граждан? Под этим термином понимают специальную форму распределения ресурсов, которая гарантирует гражданам нормальный уровень культурного и жизненного стандарта при наступлении старости, потери трудоспособности или кормильца. Также сюда относят создание системы материального обслуживания и обеспечения граждан по возрасту, инвалидности, безработице, болезни и иным случаям, установленным на законодательном уровне. Также, когда используют термин «социально-правовое обеспечение», то под этим необходимо понимать совокупность общественных отношений, что сложились между гражданами и органами государства (отдельными организациями или местным самоуправлением). Для этих целей формируются специальные фонды, выделяются бюджетные средства на пенсии и пособия, оказывается медицинская помощь и так далее. В общем, предоставляются посильные финансовые средства на случай наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой потерю или уменьшение уровня дохода. Также организация социального обеспечения предусматривает определённые меры при повышении расходов для малообеспеченных (каковыми, например, являются многодетные) представителей общества. Обычно понятие социального обеспечения и права социального обеспечения предполагает обязательное оказание помощи государством. Но часто это небольшие средства, которые сводятся к установлению уровня доходов в размере прожиточного минимума или около того.

Итак, выделены основные тенденции и особенности. Казалось бы, несложно дать определение того, чем же является государственное социальное обеспечение. Но всё не так легко, как кажется на первый взгляд. Причина всё та же, что упоминалась ранее – многоаспектность. Поэтому любое определение, которое даётся социальному обеспечению, не может быть универсальным. Ведь для этого ему необходимо охватить все признаки, присущие данному направлению общественной жизни, при этом обозначив все функции. Несмотря на то что используются внешне похожие понятия, они имеют свои характерные особенности. Поэтому из-за неоднозначной сущности нельзя с должной полнотой объективно объединить все существующие черты, имеющиеся у этого явления. Немалую роль играют и базовые основы.

Давайте разберём понятие социального обеспечения и права социального обеспечения. Следует отметить, что сейчас довольно трудная жизнь у значительной части населения страны. И чтобы помочь людям, государство использует механизмы, направленные на социальное обеспечение граждан. Что же они собой представляют?

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Защита права на социальное обеспечение является одним из вариантов реализации права в специфичной форме. Защита происходит благодаря правомерной деятельности государственных компетентных органов, управомоченных лиц, направленной на восстановление права и устранение препятствий для его осуществления.

Самозащиту можно рассматривать, как возможность контролировать, инициировать, воздействовать на процесс защиты от начала до конца, осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Органы власти играют большую роль при реализации самозащиты социальных прав граждан. Самозащиту социальных прав можно реализовывать через органы исполнительной, законодательной, судебной власти, через органы местного самоуправления.

Способы защиты права на социальное обеспечение – это законодательно закрепленные материально-правовые меры, носящие принудительный характер, с помощью которых производится признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав, воздействие на правонарушителя.

Право на социальное обеспечение действенно только в ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного права.

  • пресечение противоправных действий;
  • восстановление нарушенного права;
  • признание права гражданина;
  • понуждение к исполнению обязанности реализации и соблюдения социальных прав;
  • признание акта нормотворчества не подлежащим применению;
  • возмещение убытков;
  • компенсация морального вреда;
  • взыскание неустойки.

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость. О необходимости обратить внимание на защиту права российских граждан на социальное обеспечение свидетельствуют многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы. Например, в 24 тыс. писем, поступивших только за один год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, жало-

В статье рассматриваются категории «защита права на социальное обеспечение» и «социальная защита», которые, по мнению автора, необходимо разграничивать. Представлен подход к пониманию защиты любого права как варианта реализации права в весьма специфичной форме. Анализируются формы защиты права на социальное обеспечение (юрисдикционная (правовая) форма представлена как деятельность предусмотренных законом органов по защите прав и охраняемых законом интересов, а неюрисдикционная (неправовая) – как применение мер управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому-ли- бо органу), характерные для них способы, осуществляемые в рамках гражданского процесса путем обращения в суд, а также посредством самозащиты права на социальное обеспечение. Рассматриваются варианты защиты прав граждан профсоюзами и при обращении в комиссию по трудовым спорам. Отмечено расхождение в раскрытии способов защиты права нормами гражданского и трудового законодательства.

По сути, о таком же слиянии различныхспособовговорилаиЕ.А.Мидонова, исследуя формы защиты интересов в праве социального обеспечения 23 . Автор выделяет индивидуальную форму защиты интересов и характерным способом такой защиты называет самозащиту, указывая, что она особенно часто проявляется в пенсионном обеспечении, если учесть, что именно она инициирует практически все существующие вариантызащитызаконныхинтересов.

щиты.Остановимсянанаиболееуниверсальном, подтверждающем отсутствие тождественности между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой: это меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей права (права социального обеспечения, трудового, экологического, жилищного, гражданского и др.)

2 Применительно к трудовому праву см., например: Сошникова Т. А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. М., 2005; Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009; Барышникова Т. Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2005.

Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению

Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так, М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова считают, что способы (меры) защиты — это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. При таком понимании, во-первых, отождествляются способы и меры защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не является квалифицирующим. В-третьих, непонятно, чьи это действия: только граждан, граждан и органов, учреждений и организаций, нарушивших права граждан, или третьих лиц (вышестоящих органов, органов прокуратуры и др.).

Как показало изучение судебной практики, количество дел по заявлениям граждан об оспаривании действий и решений органов пенсионного обеспечения постоянно возрастает. Так, судами Краснодарского края в 2003 г. рассмотрено 1560 дел, вытекающих из пенсионных правоотношений, судами Ульяновской области 1900 дел (удовлетворено 1628 исков), Республики Татарстан 1120 дел (удовлетворено 964 иска)1.

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; а также оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан . Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Рассмотрение трудового спора заканчивается вынесением решения. По общему правилу решение суда вступает в силу по истечении 10-дневного срока на обжалование. Однако, в порядке исключения, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведённого работника подлежат немедленному выполнению. В случаях незаконного увольнения или перевода на другую работу работник вправе в судебном порядке требовать от работодателя денежную компенсацию морального вреда. Размер этой компенсации устанавливает суд.

Перечень решений пенсионных органов, которые могут быть обжалованы, установлен п. 7 ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях». Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку понятия «установление пенсии» и «выплата пенсии» очень широкие. Могут быть обжалованы любые решения, связанные с реальным или предполагаемым нарушением пенсионных прав, в частности: — об установлении пенсии (т. е. о ее назначении, перерасчете размера пенсии, переводу с одной пенсии на другую); — об отказе в установлении пенсии (назначении, перерасчете размера пенсии, переводу с одной пенсии на другую); — о выплате пенсии (включая организацию доставки); — о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии; — об удержаниях из пенсии; — о приостановлении и возобновлении выплаты пенсии; — о прекращении и восстановлении выплаты пенсии.

А.А. Сапфирова справедливо замечает, что каждая форма защиты объединяет в единое целое конкретные, характерные для нее способы и соответствующие органы защиты [52] [53] . Данное высказывание можно дополнить следующим высказыванием В.П. Карташовой: «форма и способ защиты образуют тот необходимый состав, с помощью которого потерпевшее от нарушения права лицо добивается желаемого юридического результата в

Вам будет интересно ==>  Что положено матери одиночки родивших в 2023 в 2023 в тверской области

Поскольку Д.С. Шелестов связывает самозащиту с деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, приводя примеры способов защиты социальных прав, имеющих юрисдикционную (правовую) форму, представляется, что он ведет речь о соединении воедино различных способов защиты прав: самозащита ведь осуществляется силами самого гражданина без использования ресурса компетентных органов.

Д.С. Шелестов для группы социальных прав определяет понятие самозащиты как возможность инициировать, контролировать и влиять на процесс защиты от начала и до конца, взаимодействуя с органами государственной власти. Автор отмечает, что органы власти играют важную роль в процессе реализации самозащиты социальных прав граждан и приводит примеры самозащиты социальных прав через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органы

Какого же желаемого результата возможно добиться в случае защиты права? Можно считать, что ответ на этот вопрос дан в работе Е.И. Петровой, хотя перечисленное ниже названо автором способами защиты права на социальное обеспечение. Речь идет о восстановлении нарушенного права, пресечении противоправных действий, признании акта нормотворчества не

— в момент осуществления самозащиты гражданин не может обратиться к компетентным органам за защитой, однако, если обращение к ним возможно, то следует исходить из того, что в сложившейся ситуации применение самозащиты является более оперативным и действенным;

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Рассматриваются вопросы об юрисдикционной (правовой) и неюрисдикционной (неправовой) формах защиты права на социальное обеспечение, о характерных для них способах, осуществляемых в рамках гражданского процесса путем обращения в суд, возможности самозащиты права на социальное обеспечение, компетенции профсоюзов в защите такого права.

Какого же желаемого результата возможно добиться в случае защиты права? Можно считать, что ответ на этот вопрос дан в работе Е.И. Петровой , хотя перечисленное ею названо способами защиты права на социальное обеспечение. Речь идет о восстановлении нарушенного права, пресечении противоправных действий, признании акта нормотворчества не подлежащим применению.

В науке трудового права было предложено под защитой прав понимать деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к осуществлению субъективных прав . Такое определение представляется более точным, но в нем не указывается вид деятельности, направленный на защиту, и не учитывается, что до нарушения права, которое должно быть восстановлено, существует целый ряд предусмотренных законом средств и способов, обеспечивающих пресечение нарушений прав граждан (например, предостережение прокурора, заявление в орган государственной власти о защите права, которое может быть нарушено).

Защита профсоюзами прав граждан в сфере социального обеспечения используется гораздо реже, чем защита трудовых прав. Это можно объяснить тем, что за помощью в профсоюзный орган обращаются, как правило, работающие граждане, считающие, что на профсоюзы возложен общественный контроль за соблюдением лишь законодательства о труде. Их, видимо, вводит в заблуждение глава 58 ТК РФ. Однако это не так, поскольку как Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 22) , так и законодательство о социальном обеспечении устанавливают права профсоюзов в этой сфере.

Под неюрисдикционной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому-либо органу. В трудовом праве неюрисдикционная форма защиты представлена, например, в виде самозащиты в соответствии со ст. 379 ТК РФ, в гражданском праве — в соответствии со ст. 14 ГК РФ.

Этот механизм используется обществом и государством для того, чтобы решать проблему неравенства личных доходов людей. При этом она обязательно не должна быть следствием различия их производительности труда. То есть органы социальной защиты могут помочь, но только в тех случаях, если такая потребность возникла по не зависимым причинам. Такая политика начала зарождаться ещё в конце XIX века и получила значительное распространение в XX столетии. Инструмент перераспределения для решения социальных проблем используется для того, чтобы решать различные коллизии в обществе и не допустить нарастания радикальных настроений. Кроме этого, нельзя недооценить важность этого механизма и для стабилизации психического состояния человека. Ведь социальное обеспечение способствует созданию комфорта для людей и восстановлению их статуса полноценного члена общества.

Следует отметить большую важность этого направления для деятельности всего общества и отдельных представительных органов (например, управление соцзащиты). При этом разделяют общую и специальную социальную защиту. Под первой понимают деятельность, которая направлена на осуществление основных прав граждан. Под специальной социальной защитой понимают создание регулятивной системы стабилизации личности или группы, нуждающейся в той или иной форме попечения. К таковым можно отнести военнослужащих или пенсионеров. Если говорить о первых, то для них создаются социальные механизмы, которые направлены на устранение или хотя бы минимизацию дискомфорта относительно их положения в обществе. Также в интересах государства поддержание их высокого социального статуса. В этом вопросе немало способствуют органы социальной защиты.

Давайте разберём понятие социального обеспечения и права социального обеспечения. Следует отметить, что сейчас довольно трудная жизнь у значительной части населения страны. И чтобы помочь людям, государство использует механизмы, направленные на социальное обеспечение граждан. Что же они собой представляют?

Так называют комплекс дополнительных мероприятий, которые предоставляют материальную помощь для наименее защищенных групп населения, которыми являются престарелые, инвалиды, малообеспеченные семьи с детьми и так далее. Это всё осуществляется благодаря бюджету или специальным социальным фондам. Следует отметить многофункциональность данного направления, которая немало зависит от закладываемой в неё универсальности. Так, кроме стандартных социальных рисков вроде старости, инвалидности, временной нетрудоспособности и иных проблем, были заложены и опасности переходного периода. Несмотря на наличие концепции данного направления, можно встретить и отдельные толкования специалистов. Так, некоторые люди под социальной защитой понимают вообще всю деятельность государства, которая направлена на формирование и развитие полноценной личности. Кроме обычных аспектов, сюда входят выявление и нейтрализация негативных факторов, воздействующих на личность и влияющих на её самоопределение и утверждение в этой жизни.

Следует отметить, что система социальной защиты является неоднородной. Более детально обо всех возможностях расскажет ближайший отдел соцзащиты. А сейчас давайте рассмотрим ситуацию в целом. Итак, для начала наибольший интерес представляет государственное социальное страхование. Так называется обязательная система обеспечения наёмных работников. Её суть сводится к тому, что риск социальных проблем распределяется на работодателей и самих людей. Это выражается в принудительном отчислении платежей в целевые фонды. При этом предусмотрено, что материальные блага впоследствии будут предоставляться соразмерно суммам, которые уплачиваются. Кроме этого, есть и социальное обеспечение, при котором не учитывается трудовой вклад человека. Виды и объемы помощи в данном случае разнятся у некоторых государств. Под таким социальным обеспечением могут подразумевать как предоставление денежных выплат, так и услуг, которые получаются на бесплатной основе или на льготных условиях. Лица, которые живут в бедности, могут рассчитывать на денежные пособия, продовольственную помощь, преференции при получении образования или профессиональной подготовке. Тут следует отдельно отметить страны Скандинавии, где на социальную помощь могут рассчитывать все, независимо от своего материального положения. Особенность в данном случае заключается в том, что охват ведётся не только работников (как в случае со страхованием), а всех членов общества.

Под государственной охраной здоровья можно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, которые направлены на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно выделить ряд проблем. Ключевая – отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Другая задача – совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области медицинской помощи и охраны здоровья, в частности принятие нового федерального закона о здравоохранении в Российской Федерации, в котором будут урегулированы многие имеющиеся сегодня проблемы (в том числе такие практические вопросы, как нехватка квалифицированных кадров, дефицит финансирования, нерациональное использование средств, износ помещений, медицинской техники и оборудования), а также федерального закона о защите прав пациентов.

Несмотря на экономический кризис в стране в последние несколько лет, система детских пособий в Иркутской области продолжает развиваться и совершенствоваться. Этот регион один из самых социально ориентированных в России. Тут существует внушительное количество и разнообразие видов помощи и льгот, в основном предоставляемых за счет регионального бюджета (поскольку Прибайкалье — богатый регион, обладающий уникальными ресурсами: энергетическими, промышленными, природными и интеллектуальными). К федеральным и ежемесячным региональным выплатам применяются районные коэффициенты.

Статья 38 Конституции Российской Федерации закрепляет институт защиты материнства и детства[5]. Данный институт находится под защитой государства. В настоящее время в нашей стране остаются без заботы родителей и нуждаются во внимании и участии профильных государственных институциональных учреждений 130 тысяч детей. В 2023 году соответствующими органами было принято всего 8.381 решение о передаче детей на воспитание в российскую семью, т.е. было передано менее 10% детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи, в частности, деятельность существующих в России органов опеки и попечительства, по мнению Президента, должны быть сосредоточены и нацелены на семейное устройство таких детей и оказание соответствующей помощи и поддержки приемным семьям, принявшим на себя большую социальную ответственность за обеспечение воспитания и создание должных условий жизни для данной категории граждан.

Важную роль в развитии демографии играет материнский капитал. Благодаря введению материнского капитала многие страны вышли из демографически опасной ситуации. Так, к примеру, материнский капитал, потраченный на улучшение жилищных условий, может способствовать приобретению достойного жилья. В общем, материнский капитал считается одним из наиглавнейших видов государственной поддержки молодых семей, но не стоит путать его с пособием по рождению ребенка.Таким образом, учитывая сложности складывающегося применения права, многие нюансы получения материнского капитала, субъекты его получения, цели и порядок получения нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Вам будет интересно ==>  Сотрудничает ли банк возрождение с судебными приставами

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Безработным гражданам гарантируются социальная поддержка, осуществление мер активной политики, занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

В то же время социальное обеспечение – это и правовая категория, так как государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно – правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовой систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение, безусловно, является и очень важной социальной категорией.

Специалисты в области права социального обеспечения (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Галаганов) трактуют социальное обеспечение следующим образом: « Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса». «Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке, установленном законодательством».

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Выделив признаки социального обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного понятия не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение – это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.

Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

Применительно к современной ситуации в РФ обобщен­ное определение соцзащиты населения может быть пред­ставлено так:соцзащита населения —это деятельность гос органов и негосударственных организаций, эконо­мического, правового и организационного характера, адресован­ная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью под­держания их материального положения на уровне, который отве­чает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством по­рядке.

Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели соцобеспечения, то имеют в виду ту часть госбюджета, средства которого непосредственно направляются на соцобеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому ОСС. К ним относятся: дети; граж­дане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; госслужащие и члены их семей; малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установ­ленных законом. (Существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов РФ и мест­ные бюджеты.)

Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и админист­ративных отношений в области соцобеспечения, кото­рые возникают между соответствующими компетентными орга­нами и организациями, а в ряде случаев — между этими органами и гражданами. Такие отношения преимущественно ре­гулируются нормами административного права.

Итак, государственное соцобеспечение — это регулиру­емая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услу­гами, предоставлению медицинской и соц помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, преду­смотренных законом, за счет специально предназначенных для это­го средств фондов ОСС и бюд­жетных ассигнований и в установленном законом порядке.

Соцзащита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений полу­чает установленные государством те или иные виды соцзащиты. В этот комплекс могут входить всевозможные обществен­ные отношения, напр., трудовые и жилищные, экологиче­ские, по охране здоровья, образовательные, гражданские и се­мейные, земельные, по соцобеспечению. Такие обще­ственные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пользуют­ся пенсионным правом на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено названным законом или международными договорами Российской Федерации.

Социальная защита населения — это деятельность государственных органов и негосударственных организаций, эконо­мического, правового и организационного характера, адресован­ная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью под­держания их материального положения на уровне, который отве­чает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством по­рядке.

Первый признак общественных отношений по социаль­ному обеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это про­исходит, например, в случаях, указанных в пункте 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируют­ся за счет налогов, предусмотренных налоговым законодатель­ством, в том числе части единого социального налога.

С другой стороны, форма социально­го обеспечения рассматривается как способ организации социаль­ного обеспечения посредством обязательного социального стра­хования или за счет использования ассигнований из государствен­ного бюджета, а также посредством смешанных форм социально­го обеспечения. (Добровольное социальное страхование в настоя­щем учебнике не рассматривается.)

Законодательство — это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного права. Поэтому вряд ли можно настолько оторвать форму права как явления от его содержания — правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм определяет, какова должна быть структура законов.

В соответствии с положениями теории права Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

По моему мнению, общие черты системы отрасли права и системы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права социального обеспечения и система его институтов должна служить исходной базой для системы законодательства о социальном обеспечении.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д. Круг этих лиц устанавливается применительно, к конкретным видам обеспечения;

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования.

Способы защиты нарушенного права на социальное обеспечение

Государство, предоставляя различные виды социального обеспечения, определяет источник их финансирования и, применяя нормы финансового права, финансирует расходы по предоставлению гражданам пенсий, пособий, социальных услуг как за счет средств государственных внебюджетных фондов, так и за счет бюджетов всех уровней.

В процессе трудовой деятельности у работника формируется трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на пенсию или на определенный размер пособия по нормам права социального обеспечения. Во всех указанных случаях различается сфера действия норм трудового права и права социального обеспечения.

Методы и способы защиты социальных прав

Юрисдикционная форма защиты представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права , охватывает собой широкий круг конкретных действий, например, предоставление жилого помещения лицу из числа детей сирот, назначение досрочной пенсии по старости, выплата пособия по решению суда в случае удовлетворения исковых требований заявителя.

Защита прав граждан на социальное обеспечение гарантирована, прежде всего, ст. 12 ГК РФ. Но не только указанная статья выступает гарантией защиты. Существуют и другие нормативные акты, которые устанавливают возможности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Эти акты предусматривают, в основном две возможности: обращение в вышестоящий орган или в суд. В их числе можно назвать Ф едеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и др. И только ст. 12 ГК РФ устанавливает перечень конкретных способов защиты прав граждан, которые могут применяться в той или иной ситуации .

Специальным порядком защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов признается административный порядок их защиты. Средством защиты субъективных прав, осуществляемым в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

Вам будет интересно ==>  Ресо гарантия спб дмс программы

Следующий способ защиты прав граждан – это взыскание неустойки. В сфере социального обеспечения может выплачиваться компенсация за несвоевременную выплату пенсии, пособия или иной денежной выплаты, которая представляет собой разновидность неустойки. Так, с огласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы . В случае задержки суд взыскивает компенсацию за задержку выплаты пособия.

Страховой случай – это свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в ряде случаев – также страхователя осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Это достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах социального страхования.

К системе социального обеспечения в РФ относятся все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различные льготы и меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем – по причине отсутствии события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

3) условия предоставления обеспечения. Оно устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлениисоответствующих обстоятельств, указанных в законе и связываемых с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам и когда помощь общества ему крайне необходима. Это в основном события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.п.);

Представители «узкой» сферы социального обеспечения предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. Ряд ученых предлагает относить к сфере социального обеспечения также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

2) круг лиц, подлежащих обеспечению. Обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а для определенных их категорий, установленных в законе.На сегодняшний день это нетрудоспособные лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Право социального обеспечения

  1. Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
  2. Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
  3. Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.
  4. Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
  5. Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.
  6. Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан [3] .
  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения [2] .

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

  • социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;
  • субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;
  • правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;
  • социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;
  • трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;
  • субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;
  • для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.
  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

При исследовании понятия способов защиты прав надо исходить из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Отсюда видно, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных законом. Эти действия могут выражаться в направлении жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации, в устных обращениях.

Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи возникают между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов РФ и касаются отказа в предоставлении помощи, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и т.д.

Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического факта, представлением обеспечения).

В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и международная формы зашиты прав граждан.

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.[10] Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

Adblock
detector