Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2023 Год Прокуратура Нижегородской Области

Содержание

Лекция 5

Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2023 Год Прокуратура Нижегородской Области

Для проверки исполнения требований закона органами дознания и предварительного следствия прокурор вправе требовать от этих органов уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершённых преступлениях, ходе дознания и предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление. Прокурор наделён важнейшим полномочием – правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Постановления прокурора выносятся в случаях отмены незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, проводящих дознание, об отказе в возбуждении уголовного дела, о соединении уголовных дел, а выделении уголовного дела, о приостановлении расследования, о прекращении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого.

При осуществлении надзора в сфере ОРД прокурор может использовать не только полномочия, определённые в п.3 ч.1 ст.7 и ст.21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144 ФЗ «Об ОРД», но и полномочия, предусмотренные законом о прокуратуре и другими законами. В приказе Генпрокурора РФ от 9 августа 1996 г. №48 отмечено, что прокурор вправе:

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений — немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2023 Год Прокуратура Нижегородской Области

В целях устранения, а главное, предупреждения нарушений уголовно-процессуальных норм, прав и законных интересов граждан в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены существенные полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В этом направлении прокурорского надзора полномочия прокуроров носят властно-распорядительный характер.
Они сформулированы в УПК, в Законе о прокуратуре, в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели — обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия и ОРД.
Прежде всего прокурор осуществляет функцию надзора за исполнением законов. Обладая предоставленными ему полномочиями, он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т. д.
С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе сам возбудить уголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и тд. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.
Наконец, прокурор наделен полномочиями властно-распорядительного характера относительно следователей органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т.д.
Все эти разноплановые полномочия, соединенные в компетенцию одного должностного лица, делают процессуальное положение
Сущности и задачам прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности будет посвящен § 5 прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства весьма сложным, а главное, ответственным за конечные результаты следствия.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции реализует следующие полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовного дела документы, материалы, иные сведения о совершенных преступлениях, ходе и результатах проведенных дознания и предварительного следствия, а также установления лиц, совершивших преступления; проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, юридической оценке преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве органа дознания или следователя прокуратуры;
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично выполняет отдельные следственные действия или производит расследование в полном объеме по любому делу;
6) санкционирует производство обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;
7) осуществляет надзор за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий;
8) продлевает срок расследования и содержания по стражей в качестве меры пресечения в случаях и в порядке, предусмотренных законом;
9) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного или повторного расследования;
10) изымает в целях наиболее полного и объективного расследования от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому;
11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает или санкционирует протокол при досудебной подготовке материалов и утверждает обвинительное заключение; направляет в суд уголовные дела или материалы по протокольной форме судопроизводства.
Осуществляя надзор, прокурор применяет указанные полномочия в выработанных практикой формах прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Наиболее эффективные из них состоят в следующем.
Одним из наиболее эффективных средств прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания или предварительного следствия является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает перечень процессуальных действий, выполняемых следователем только после того, как прокурор санкционирует их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно лишь тогда, когда на их выполнение дает согласие прокурор. К числу таких следственных действий относятся: арест, обыск, арест и изъятие почтово-телеграфной корреспонденции, применение следователем денежного или имущественного залога в качестве меры пресечения. В соответствии со ст. 167 УПК выемка документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, производится только с санкции прокурора. Если при производстве судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении, помещение подозреваемого или обвиняемого в лечебно-психиатрическое учреждение производится только с санкции прокурора (ст. 188 УПК). В соответствии со ст. 153 УПК следователь при привлечении должностного лица в качестве обвиняемого в случае необходимости вправе отстранить его от занимаемой должности. Постановление следователя об этом подлежит также санкционированию прокурором.
Только после утверждения прокурором обвинительного заключения законченное производством уголовное дело может быть направлено в суд для рассмотрения по существу (ст. 214 УПК). Согласие прокурора в обязательном порядке требуется в случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в случаях, предусмотренных ст. 8-9 УПК.
Любое процессуальное действие, выполнение которого требует согласия прокурора, может быть практически реализовано лишь после тщательного изучения и всестороннего обсуждения, чтобы, с одной стороны, это способствовало полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления, с другой — не повлекло за собой нарушения или ограничения прав и законных интересов участников процесса.
В тех случаях, когда прокурор устанавливает существенные нарушения уголовно-процессуальных норм, допущенные лицами, производящими дознание или предварительное следствие, он вносит представление начальнику органа дознания или предварительного следствия, имеющего полномочия на применение мер дисциплинарного воздействия к лицу, допустившему нарушение, об устранении причин и условий, способствовавших этим нарушениям. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору.
Если прокурор считает необходимым привлечь виновное лицо за допущенное нарушение закона к ответственности, он возбуждает дело или выносит постановление о возбуждении дисциплинарного преследования. О необходимости дисциплинарного преследования прокурор может указать и в представлении. В этом случае прокурор не выносит специального постановления. Если постановление о возбуждении дисциплинарного производства выносит прокурор района (города), он «направляет материал вышестоящему прокурору, который в свою очередь при согласии с позицией нижестоящего прокурора препровождает материал соответственно начальнику областного управления внутренних дел, так как правом наложения дисциплинарного взыскания обладает лишь это должностное лицо органов внутренних дел, нижестоящим должностным лицам такого права не предоставлено. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного взыскания подлежит рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения сообщается прокурору.
При установлении обстоятельств, свидетельствующих о привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК) или заведомо незаконном аресте или задержании (ст. 301 УК), либо о принуждении к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий (ст. 302 УК), либо о даче свидетелем или потерпевшим заведомо ложных показаний или экспертом ложного заключения (ст. 307 УК), прокурор возбуждает уголовное дело и поручает следователю органов прокуратуры произвести по делу предварительное расследование.
За умышленное укрытие преступлений от учета должностные лица органов внутренних дел привлекаются к уголовной ответственности по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями).
Одним из действенных средств по устранению нарушений закона является проверка прокурором жалоб обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов и других участников уголовно-процессуальной деятельности на действия органа дознания или следователя.
Закон о прокуратуре (ст. 10) устанавливает общее правило рассмотрения прокурорами заявлений, жалоб, иных обращений, которые рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия которого принесена жалоба.
Порядок рассмотрения жалоб, поступающих от участников этой стадии уголовного судопроизводства, имеет свои особенности и определен соответствующими нормами уголовно-процессуального законодательства.
Жалобы могут быть поданы прокурору как в письменной, так и в устной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и лицо, принявшее жалобу. Лицо, производящее дознание, и следователь обязаны в течение 24 часов направить поступившую к ним жалобу вместе со своими объяснениями прокурору. По поступлений жалобы прокурор обязан в течение трех суток ее проверить и сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор излагает мотивы принятого решения.
Не допускается направление в суд уголовных дел, если поступившие до утверждения обвинительного заключения жалобы не разрешены следователем по существу и доводы заявителя глубоко и всесторонне не проверены. Поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела или помещаются в наблюдательное производство по уголовному делу.

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Купить Долю В Квартире На Материнский Капитал В 2023 Году

Лекция 5

Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

— проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, неглас­ных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказываю­щих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

Основным способом предупреждения нарушения закона следователями и лицом, производящим дознание, является сплош­ная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая долж­на проводиться в следственном подразделении. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда оно поступает к прокурору для направления его в суд, а в процессе расследования.

74) способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Следователями отделения СО МО МВД России «Ярцевский» в отчетном периоде окончено производством 44 уголовных дела, 44 уголовных дела направлено в суд для рассмотрения по существу, из них расследовано в срок свыше установленного УПК РФ – 8 уголовных дел, прекращено производством 1 уголовное дело по не реабилитирующему основанию.

Вам будет интересно ==>  Как получить разрешение на строительство в снт в 2023

Группой дознания ОП по Духовщинскому району в отчетном периоде окончено 35 уголовных дел), которые направлены в суд для рассмотрения по существу, из них расследовано в срок свыше установленного УПК РФ – 8 уголовных дел, производством уголовные дела не прекращались.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Предметом надзора прокуроров являются решения, определяющие движение по уголовному делу, в их числе решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и о его возобновлении, о соединении уголовных дел и о их выделении, о прекращении уголовного дела, о направлении дела в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2023 Год Прокуратура Нижегородской Области

15. При поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому уголовному делу, принимать меры прокурорского реагирования.

Признав жалобу обоснованной, прокурор отменяет обжалуемые решения дознавателя или следователя либо дает указание о прекращении обжалуемых действий (бездействия), принимает иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости прокурор одновременно принимает меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. Прокурор отказывает в удовлетворении жалобы или удовлетворяет ее частично, не находя оснований для ее удовлетворения в полном объеме. Отказ в удовлетворении жалобы предполагает убедительную аргументацию его оснований с учетом возможного обращения заявителя с повторной жалобой.

Строительство правового государства, приоритетом которого является решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций закона, создало реальные предпосылки для детальной правовой регламентации прокурорского надзора. Без сомнения, развитие законодательства о прокурорском надзоре должно проходить в соответствии с научными разработками теории прокурорского надзора и выработанными на их основе рекомендациями. Думается, что один из путей совершенствования прокурорского надзора как раз и лежит в русле устранения проблем и противоречий, возникших вследствие отступления законодателя в отдельных случаях от принципов, разработанных наукой, игнорирования исторических традиций и опыта, «перекосов» в расстановке акцентов в функциональной принадлежности прокуратуры.

В-третьих, в некоторых вопросах эффективность прокурорского надзора по-прежнему незначительна. Так, в ряде субъектов оперативно-розыскной деятельности стала распространенной практика увольнений по собственному желанию оперативных сотрудников, якобы причастных к совершению противоправной деятельности. Прокурор должен решительно пресекать порождаемые подобными увольнениями факты нарушений закона. Если оперативные сотрудники виновны в совершении преступлений, то необходимо принимать меры по их привлечению к уголовной ответственности. Если же сотрудники невиновны либо их вина не доказана, необходимо ставить вопрос о привлечении уволивших их лиц к ответственности, в том числе и уголовной. Практика рассмотрения прокурорами подобных случаев пока недостаточна [4]. Таким образом, в Закон об оперативно-розыскной деятельности необходимо внести дополнительные статьи, четко регламентирующие статус прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Аналогичные изменения следует внести и в Закон «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку положения Законов должны соотноситься между собой. Подготовить указанный законопроект требуется не внутри какого-либо одного ведомства, а с помощью межведомственной комиссии.

Во-первых, с точки зрения опрошенных оперативных сотрудников, профессионально подготовленный прокурор в ряде случаев может определить лицо, предоставившее информацию о преступлении, иными словами, установить лицо, которое оказывало содействие органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, прокурорским надзором может быть нарушен один из основных принципов ведения оперативно-розыскной деятельности — принцип конфиденциальности взаимоотношений между органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, и лицом, оказывающим ему содействие.

Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2023 Год Прокуратура Нижегородской Области

§ 1. Понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
§ 2. Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности
§ 3. Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях
§ 4. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел
§ 5. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
§ 6. Надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан при осуществлении дознания и предварительного следствия
§ 7. Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту
§ 8. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя
§ 9. Организация надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Контрольные вопросы

Следствие, производимое органами прокуратуры, внутренних дел, ФСБ и налоговой полиции, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее при его производстве определяются характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер уголовного наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованные предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
В настоящее время, когда речь идет о формировании правового государства Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее совершенствование прокурорского надзора за законностью деятельности следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД). Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности государственных органов не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере ОРД, дознания и предварительного следствия. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий, как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности, влекущими осуждение невиновных.
Несмотря на то, что деятельность органов следствия с годами совершенствуется, улучшается качественно кадровый состав следователей (возрос их образовательный уровень, повышается их квалификация), тем не менее в деятельности указанных правоохранительных органов имеется немало недостатков. Генеральный прокурор РФ в приказе № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» потребовал решительно покончить с проявлениями предвзятости, тенденциозного подхода при проведении предварительного следствия и дознания с тем, чтобы из практики работы правоохранительных органов были полностью исключены факты необоснованных задержаний и незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Каждый такой случай должен расцениваться как чрезвычайное происшествие, и по нему должна проводиться тщательная проверка с принципиальными и строгими выводами.
Проявление предвзятости, тенденциозности, безразличия к судьбам людей, защита «чести мундира» при производстве следствия, дознания и ОРД в этой стадии уголовного судопроизводства, попытки в ущерб законности и справедливости отстаивать неподтвердившиеся выводы при предъявлении обвинения расцениваются как поведение, несовместимое с работой в органах правоохранения.
Важнейшими критериями оценки работы каждого дознавателя и следователя и в целом соответствующего аппарата являются обоснованность возбуждения уголовных дел, соблюдение требований закона о всесторонности, полноте и объективности расследования, обеспечение конституционных гарантий неприкосновенности личности. Если дать в целом оценку деятельности органов, осуществляющих ОРД, дознания и предварительного следствия, то надо отменить, что за последние годы значительно снижается качество производимых дознания и предварительного следствия. Наиболее ярким показателем качества дознания и расследования преступлений является количество оправданных судами подсудимых. Количество таких уголовных дел растет из года в год. Попытки некоторых прокуроров объяснить этот процесс возросшими требованиями судов к качеству дознания и предварительного следствия не выдерживают критики: большое число таких уголовных дел содержит явные пробелы, упущения и недостатки предварительного следствия.
Порядок производства ОРД, дознания и расследования преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, Законом об оперативно-разыскной деятельности. Помимо этого работники органов ОРД, дознания и предварительного следствия руководствуются ведомственными приказами и указаниями по вопросам следственной работы. Также обязательны к исполнению этими органами и имеющие руководящий характер постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального закона.
Выполняя задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.
Уголовное судопроизводство ставит перед собой двуединую задачу. С одной стороны — быстрое и полное раскрытие и расследование каждого преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. С другой стороны, уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов и уважения правил общежития. При производстве по любому уголовному делу независимо от характера совершенного преступления и тяжести наступивших последствий необходимо учитывать единство этих задач, их нельзя отрывать друг от друга, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Законе о прокуратуре, в УПК и приказах Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы: ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования норм УПК о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры будут строго придерживаться требований закона и уголовно-процессуальных норм. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон. Уголовно-процессуальный закон (ст. 4 УПК) провозглашает важное правило: никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.
Практике известны неединичные случаи, когда из-за пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и прокуратуры к закону при расследовании уголовных дел об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило прежде всего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, игнорировались, нарушались требования закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного преступления.
Успех в работе следователей заключается, в частности, в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие сверяют с законом, требованиями, изложенными в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ и других нормативных актах. Ни один закон, ни одна из уголовно-процессуальных норм при этом не являются препятствием для проявления следователем и прокурором инициативы и творческого мастерства при раскрытии и расследовании преступления. Наоборот, строгое соблюдение требований норм закона создает условия для полного, быстрого и всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления и привлечения виновного к законной ответственности. Более того, строгое следование нормам Уголовно-процессуального кодекса является необходимым средством раскрытия и расследования преступлений.
С другой стороны, практика подтверждает, что там, где укоренилось пренебрежение к законам, нормам и правилам судопроизводства, где стало правилом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где принижена личная ответственность следователя за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.
Известны многочисленные факты, когда вследствие утраты некоторыми работниками органов внутренних дел и прокуратуры личной ответственности за выполнение служебного долга, пренебрежительного отношения к сбору, закреплению и проверке доказательств и доводов подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорирования обстоятельств, опровергающих или ставящих под сомнение обвинение, допускаются нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров и др.
Генеральный прокурор РФ требует от руководителей органов прокуратуры обеспечения действенного надзора за соблюдением требований уголовно-процессуальных норм в период всего хода расследования преступления и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Имеется в виду соблюдение законности, начиная с момента возбуждения уголовного дела и заканчивая составлением обвинительного заключения. Особо важное значение при этом имеет надзор за исполнением законов при выполнении тех процессуальных действий, которые обеспечивают движение уголовного судопроизводства от стадии к стадии. Речь идет о соблюдении законности при выполнении таких процессуальных действий, как то; прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; возбуждение уголовного дела; задержание подозреваемого и избрание в отношении него меры пресечения, в особенности содержания под стражей; производство выемки, обыска и наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение обвиняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела; составление и утверждение обвинительного заключения.
Разумеется, каждое действие, выполненное работником органов дознания и следователем, относящееся к выявлению обстоятельств по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет об указанных выше процессуальных действиях, то требования к соблюдению законности при их выполнении приобретают исключительно важное значение, так как малейшее отступление от установленного порядка может повлечь за собой грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве.

Adblock
detector