Пешеходный переход в ПДД: правила проезда и пропуск пешехода в 2023 году

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет

В Письме МВД России от 4 сентября 2023 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила. В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении пешеходом, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении. А, например, если пешеход пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности перехода, то это не лишает его права на сам переход. Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу.

Не так давно в законодательстве произошло изменение по повышению штрафа за неуступление дороги пешеходу – его подняли до вилки сумм от 1 500 до 2 500 рублей. Конкретную сумму устанавливает инспектор ДПС на дороге, который выпишет постановление, в зависимости от обстоятельств нарушения, отягчающих или смягчающих обстоятельств.

  • На нерегулируемых «зебрах» отдано преимущество пешеходам перед водителями. Это регламентирует пункт 14.1 ПДД.
  • Кроме того, вы обязаны пропустить (и это не совсем правильный термин – почему, узнаете ниже) пешехода при повороте направо или налево на перекрёстке (пункт 13.1),
  • в жилых зонах и во дворах на любой дороге (17.1) и при выезде из неё,
  • а также при съезде во двор или другую прилегающую территорию или при выезде на дорогу с них (8.3 Правил).

Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда теория расходится с практикой. И для того, чтобы не нарваться на штраф, вам нужно остановиться, как только пешеход вступил на проезжую часть – неважно, как далеко он от вас находится. И вам требуется стоять до того, как пешеход покинет переход. Хотя, ПДД прямо такого не требуют.

Вы можете сами взглянуть на судебные решения и постановления. Вот пример одного из наиболее ярких актов суда, когда судья вообще оперировал термином «пропустить» пешехода, не приняв во внимание доводы водителя о том, что обязанность по ПДД уступить дорогу он выполнил, не заставив пешехода не изменить ни скорость, ни траекторию.

Пункт 14

Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине. Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД.

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2023 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

  • Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
  • Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
  • Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:

Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?

Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.

Оплатить со скидкой. Если водитель согласен с постановлением, он может сэкономить на уплате штрафа. Закон позволяет уплатить штраф со скидкой 50% в первые 20 дней со дня постановления. Если водитель получит штраф за непропуск пешехода в 2500 рублей, в первые 20 дней он может уплатить только 1250 рублей.

  • на пешеходном переходе;
  • при повороте на перекрестке;
  • при въезде на прилегающую территорию и выезде с нее;
  • за непропуск слепых пешеходов;
  • за непропуск по пути к общественному транспорту;
  • на обочине — там пешеходу не должны мешать наездники на лошадях.
  • видеорегистратор. Запись можно показать работнику ДПС, который остановил за нарушение. Если отказывается смотреть — позднее прикрепите их к жалобе и подайте в ГИБДД;
  • фото- и видеоматериалы с камеры. Часто работник ГИБДД смотрит только одну фотографию и решает, выписывать ли штраф. В Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) можно получить всю серию фотографий и даже видеозапись, если у камеры есть техническая возможность.

Штраф за непропуск пешехода — это способ снизить смертность на дорогах. За этим следят дорожные камеры и инспекторы, но иногда они ошибаются. В этом случае водитель может оспорить штраф. Рассказываем, как это сделать, и каким будет штраф, если не пропустил пешехода в 2023 году.

При пересечении дороги в запрещенных местах. Пешеход может пересекать дорогу, где нет разделительной полосы и ограждений. Но если двустороннюю дорогу разделяет разметка, бордюр или бетонное ограждение, переходить ее запрещено. Если случится ДТП, пешеход будет неправ. Это написано в ПДД.

Пешеходный переход в ПДД: правила проезда и пропуск пешехода в 2023 году

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

В последнем случае важно учитывать количество полос на трассе. Если их две, а пешеход уже ступил на переход, то необходимо остановить автомобиль. В ситуациях, когда их 6, а пешеход находится на противоположной стороне от транспорта, то можно продолжать движение в стандартном режиме.

Штрафы за непропуск на «зебре» являются одними из тех, которые чаще всего оспариваются в суде. Виной этому являются неточные формулировки в законодательстве. Следует понимать, что под «уступить» дорогу пешеходу подразумевается запрет на какие-либо действия и маневры, которые приведут к изменению направления и скорости передвижения пешехода по участку дороги, где у него есть преимущество.

Вам будет интересно ==>  Содержание ж/ф в квитанции что это московская область одинцовский район

Мера пресечения в данном случае зависит от ущерба, к которому привело нарушение. Если автовладелец не уступил дорогу на «зебре», но при этом никто не пострадал, ему грозит лишь материальное взыскание. Но всегда следует помнить, что большое количество смертельных аварий случается именно на переходе, а это уже совсем другой, более жесткий вид наказания.

Соблюдение правил дорожного движения помогает избежать опасных, а иногда и смертельных аварий. Знать ПДД обязан каждый водитель, а также ориентироваться в ситуациях, когда следует уступить дорогу пешеходу. Для того чтобы каждый участник движения придерживался установленных норм, были введены административные наказания, которые имеют тенденцию увеличиваться из года в год. При проезде по пешеходному переходу без «паузы», водитель может получить штраф как от инспектора ГИББД, так и с камер видеофиксации.

  1. При приближении к «зебре», когда человек переходит дорогу или уже ступил на проезжую часть. То есть пешеход, находящийся на пешеходном переходе всегда имеет преимущество.
  2. При повороте направо или налево на перекрестке, вне зависимости от того есть зебра или нет. Преимущество остается за пешеходом, переходящем проезжую часть в сторону движения транспорта, даже при зеленом сигнале светофора для водителя.

Может ли правонарушение, предусмотренное ст. 12.18 КоАП РФ, быть признано малозначительным? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в Энциклопедии судебной практики в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Не сумев добиться отмены штрафа, автолюбитель обратился в ВС РФ, требуя признать п. 1.2, п. 13.1 ПДД частично недействующими – якобы они обязывают водителя прекратить движение через нерегулируемый перекресток при нахождении на нем пешехода даже в тех случаях, когда траектория движения пешехода уже не пересекается с траекторией движения автомобиля, тем самым создают ограничение права водителя свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам.

Между тем, автолюбитель из Белгорода не смог добиться именно такой формулировки от самого Верховного Суда РФ – ранее автомобилиста, по его утверждению, привлекли по ст. 12.18 КоАП РФ именно за то, что он повернул направо на улицу, имеющую по две полосы в каждом направлении, в тот момент, когда пешеход, переходящий эту улицу, уже пересек двойную сплошную линию разметки и по отношению к автомобилю находился на полосе встречного движения, отдаляясь от него, соответственно, траектории их движения не пересекались (Решение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2023 г. № АКПИ20-555).

  • если водитель своими действиями вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление своего движения или скорость, действия водителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП;
  • если водитель не вынуждает пешехода изменить направление или скорость своего движения, – например, в случае, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются, – то нарушения ст. 12.18 КоАП РФ нет (Письмо МВД России от 4 сентября 2023 г. № 13/12-П-7618).
  • п. 13.1 ПДД обязывает водителя уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает;
  • это соответствует п. 1 и подп. «b» п. 2 ст. 21 Венской Конвенции о дорожном движении;
  • нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал действия водителя при повороте направо или налево при проезде перекрестков, не имеется;
  • ссылки истца на то, что спорные нормы обязывают водителя прекратить движение через нерегулируемый перекресток при нахождении на нем пешехода даже в тех случаях, когда траектория движения пешехода уже не пересекается с траекторией движения автомобиля, связаны с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела;
  • а следовательно, доводы истца о несоразмерном ограничении его права как участника дорожного движения свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам являются несостоятельными.

Непропуск пешехода на пешеходном переходе, сумма штрафа с 2023 года

Если переход находится на регулируемом участке, все участники движения должны ориентироваться на сигналы светофора, а не на право преимущества. Однако, как показывает практика, лучше уступить человеку, который пересекает дорогу в неположенном месте, нежели разбираться с законом и долгое время доказывать свою правоту, при чем не всегда успешно.

  1. При приближении к «зебре», когда человек переходит дорогу или уже ступил на проезжую часть. То есть пешеход, находящийся на пешеходном переходе всегда имеет преимущество.
  2. При повороте направо или налево на перекрестке, вне зависимости от того есть зебра или нет. Преимущество остается за пешеходом, переходящем проезжую часть в сторону движения транспорта, даже при зеленом сигнале светофора для водителя.

Штрафы за непропуск на «зебре» являются одними из тех, которые чаще всего оспариваются в суде. Виной этому являются неточные формулировки в законодательстве. Следует понимать, что под «уступить» дорогу пешеходу подразумевается запрет на какие-либо действия и маневры, которые приведут к изменению направления и скорости передвижения пешехода по участку дороги, где у него есть преимущество.

В одитель, который проигнорировал преимущество пешехода и создал тем самым аварийную ситуацию, может лишиться свободы, не говоря уже о водительском удостоверении. Человеку сложно пережить столкновение с автомобилем без серьезных, а иногда и фатальных последствий, поэтому наказание за такой проступок не может быть мягким. Более того, виновник ДТП будет вынужден выплачивать материальную компенсацию пострадавшему лицу в размере, установленном решением суда.

Автомобилист, приближающийся к участку для пешеходов, должен замедлить движение транспорта, вне зависимости от наличия на нем людей. Это связано с запретом на любой обгон на пешеходном переходе, который был введен в 2014 году. Именно с этого периода ПДД регулярно усовершенствуются с целью повышения безопасности на дорогах.

Пешеходный переход в ПДД: правила проезда и пропуск пешехода в 2023 году

Сразу скажем, что речь сейчас пойдет о том, обязательно ли водителю останавливаться, если пешеход уже начал переходить проезжую часть, но находится ещё за несколько полос до водителя? Или можно, снизив скорость для полного контроля за ситуацией, медленно проехать, если это не создаст помех пешеходу?

Вопрос этот довольно неоднозначный. И, хотя из смысла Правил дорожного движения и КоАП РФ, вроде бы можно прийти к более-менее однозначному ответу, но при изучении судебной практики этот однозначный ответ рассыпается в пыль. Начнем по порядку. Пешеходы имеют преимущество в движении по проезжей части как минимум в двух случаях.

Вывод! Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу или при выезде с перекрестка, лучше остановиться и пропустить всех пешеходов (конечно, останавливаться следует осторожно, притормаживая заблаговременно, чтобы не создать аварийной ситуации, т.е. чтобы едущие сзади водители тоже успели затормозить).

По сути дела, при изменении формулировки пункта 14.1 ПДД смысл не изменился. Ранее водителю было дано право выбора – снизить ему скорость или же остановиться, для того, чтобы пропустить пешехода. Теперь водитель также сам выбирает — продолжать ему движение или остановиться перед переходом, но при главном условии — не нарушить преимущество пешеходов.

п. 13.1 ПДД: если водитель на перекрестке поворачивает направо или налево, то он должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Тут, вроде бы, всё просто. Понятие «уступить дорогу» в п. 1.2 ПДД не заставляет водителя обязательно останавливаться. Водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения. Поэтому, если дорога имеет несколько полос, и пешеход только начал переходить проезжую часть с другой стороны (и между ним и водителем ещё несколько метров), то создать помех водитель не может, а, значит, и останавливаться, вроде бы, не надо.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

При наличии знака «Сквозной проезд запрещен» движение на велосипеде разрешается только в пределах одного квартала. Зона действия знаков «Проезд на велосипедах запрещен» и «Сквозной проезд запрещен» зависит от формы каймы этих знаков. Если их красная кайма замкнута, действие знаков распространяется: в городских проездах — до площади или пересечения с магистральной улицей; в пригородной зоне — до конца данного населенного пункта; на дорогах вне населенного пункта — до ближайшего населенного пункта. Знаки с незамкнутой каймой без обозначений повсеместно имеют действие только до ближайшего от них перекрестка, а с обозначениями (число и буквы) — на указанное расстояние.

Штраф за непропуск пешехода в 2023 году

Пересечение нерегулируемого перехода накладывает обязанности на водителя и пешехода. Первый обязан снизить скорость, оценить ситуацию и проехать через переход лишь если не будет создана помеха переходящим дорогу пешеходом. Они же, в свою очередь. обязаны убедиться в отсутствии опасности, лишь после этого выходить на переход. За игнорирование этого правила КоАП предусматривает штраф для пешехода в 500 рублей, однако на практике эту норму применяют редко.

К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.

Все помнят о том, что пешехода надо пропускать на переходе. Тут все просто: не пропустил пешехода – штраф. Однако правила предусматривают другие ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество. Поэтому не лишним будет освежить в памяти пункты правил, касающиеся “взаимоотношений” водителя с пешеходом на дороге.

Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.

Само определение “пропустить” или “уступить дорогу” заслуживает особого внимания. Иногда водителя пытаются обвинить в нарушении ПДД, если он не остановился перед переходом через, например, шестиполосную дорогу, которую только начал переходить пешеход. При этом работники ГИБДД могут не обращать внимания, что между полосой, где движется автомобилист и пешеходом остается очень большое расстояние. “Уступить дорогу” значит “не создавать помехи для движения. Очевидно, что если пешеход только ступил на переход, машина, проезжающая за 4 полосы от него не создает никакого препятствия и не представляет угрозы безопасности.

Что нужно знать пешеходу

Если в результате нарушения ПДД вы причинили вред другому лицу или его имуществу, то он может потребовать с вас возмещения такого вреда. Данное требование он вправе заявить, даже если вас уже привлекли к административной или уголовной ответственности. При этом он должен доказать вашу вину в произошедшем (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК).

За нарушение ПДД вам могут дать штраф в размере от 1 до 3 БВ (ч. 1 ст. 18.20 КоАП). При этом от ответственности могут осовбодить за отдельные административные проступки и значительные правонарушения при наличии определенных обстоятельств. Например, если правонарушение совершено впервые и нарушитель согласен на вынесение письменного предупреждения (ч. 1, 2 ст. 8.3 КоАП), которое с 1 марта 2023 г. больше не является административным взысканием.

Под нарушением ПДД на практике обычно понимается невыполнение обязанностей и нарушение запретов, которые установлены для участников дорожного движения. За такое нарушение вы как пешеход можете привлекаться к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Обратите внимание!
Вы можете идти по краю автодороги только в случае, если нет других вариантов для движения: тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины. При этом идти можно только навстречу движению автомобилей (ч. 1, 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД).
По автодороге в жилой и пешеходной зонах вы можете ходить даже при наличии тротуаров или обочин. Но при этом нельзя препятствовать движению автомобилей (п. 135 ПДД);

Пример
Сотрудник ГАИ остановил пешехода, который шел по краю дороги по ходу движения автомобилей. Пешеход ранее к ответственности за нарушение ч. 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД не привлекался, поэтому ему было объявлено письменное предупреждение. В нем разъяснили, что он должен был двигаться навстречу движению автомобилей, и предупредили об ответственности за повторное нарушение.

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

На нерегулируемых переходах правила для пешеходов достаточно строгие, но справедливые — нужно самому позаботиться о безопасности своего движения. Не следует бросаться прямо под колеса приближающихся транспортных средств, как делают многие пешеходы.

Специальный пешеходный светофор (состоит из двух секций — с красным и зеленым человечками) разрешает движение пешеходов, если включен зеленый сигнал светофора, и запрещает — если красный. Переход на красный свет является нарушением правил дорожного движения, за которое на пешехода может быть наложен административный штраф.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Как понимаете, ни одна их этих моделей поведения не является сколько-нибудь приемлемой. Обычно такие пешеходы не знают даже основ правил дорожного движения и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте. Поэтому именно они часто получают административные штрафы, предназначенные для пешеходов, или попадают под колеса транспортных средств.

  1. При проезде пешеходного перехода необходимо быть предельно внимательным и готовым в любой момент к торможению.
  2. При подъезде к пешеходному переходу необходимо снизить скорость, при наличии пешеходов — остановиться и пропустить их;
  3. Опережать или обгонять на пешеходном переходе или вблизи его транспортные средств ОПАСНО;
  4. Увидев, что перед пешеходным переходом остановилось транспортное средство, продолжить движение необходимо только тогда, когда Вы убедитесь, что перед остановившимся транспортным средством нет пешеходов;
  5. При повороте направо или налево Вы должны пропустить пешеходов, переходящих дорогу в указанном месте;
  6. При проезде пешеходного перехода следует быть готовым к тому, что пешеход может побежать или развернуться на пешеходном переходе и вернуться назад на тротуар (особенно если пешеход – ребенок).

Не пропустил пешехода: штрафы и нюансы

Каждый новый год в ПДД вносится ряд поправок. Правила, которые устанавливают отношения между автомобилистами и пешеходами, не являются исключением. Теперь штрафные санкции будут назначаться даже за те случаи, которые ранее не были указаны в основном своде правил. Хоть изменений и не так много, знать их надо, так как они важны, и денежное наказание за нарушение хотя бы одного из них очень сильно может ударить по карману.

  • Если автомобиль двигался на красный свет, штраф составит 1000 рублей, в повторных случаях сумма вырастет до 5000 рублей. Многократные нарушения повлекут лишение прав на 4-6 месяцев;
  • Если машина встала посреди пешеходного перехода и создает трудности для движения пешеходов, то взимается штраф 800 рублей.

Пункт 8.3 гласит, что, если водитель выезжает с прилегающей территории на дорогу, то он должен пропустить все машины и пешеходов, которые находятся на ней. Если же водитель заезжает на прилегающую территорию, то следует пропустить велосипедистов и пешеходов, которым он может помешать своим движением.

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.

Уступить дорогу пешеходу (равно не создавать помех) – определение, обозначающее, что участник дорожного движения не должен производить каких-либо маневров, если это заставит других участников дорожного движения, у которых есть преимущество, изменить траекторию движения или снизить скорость.

Штраф за непропуск пешехода в 2023 году

В случае несоблюдения пункта 14.1. ПДД заметившие проступок служащие ДПС задерживают транспортное средство для разъяснений проступка и вынесения постановления об административном взыскании в денежном выражении. Происходит процесс по следующему алгоритму:

  1. На пешеходном переходе. Вне зависимости от того, регулируемый это переход или нет, каждый водитель знает, что согласно пункту 14.1. он не должен создавать помех идущим по «зебре» людям.
  2. При повороте на перекрестке. В 2023 году пункт 13.1. ПДД предписывает автомобилисту, совершающему поворот направо или налево, пропустить всех лиц, пересекающих дорогу пешком. Данное правило распространяется даже на ситуации, когда:
    -на проезжей части нет нанесенной разметки перехода;
    -транспортное средство движется по главной дороге;
    -водитель проезжает на зеленый свет светофора, который позволяет совершить поворот в нужном направлении;
    -людям, идущим пешком, загорелся запрещающий свет, однако они не успели завершить маневр.
  1. При въезде и выезде с прилегающей территории.Пункт 8.3. четко прописывает обязанности водителя, чье движение так или иначе связано с примыкающей территорией:
    -совершая выезд с прилегающего участка, нельзя создавать разного рода помехи пешеходам и транспортным средствам, уже находящимся на проезжей части;
    -совершая съезд с дороги, приоритетом пользуются те участники дорожного движения, чью траекторию перемещения пересекает автомобиль, в том числе и пешеходы.
  1. Незрячие пешеходы.Пункт 14.5. ПДД в 2023 году устанавливает обязанность пропускать слепых пешеходов, сигнализирующих о своем намерении перейти дорогу белой тростью. Они имеют преимущество на дороге во всех случаях. Даже если представители этой категории лиц не находятся на «зебре», их необходимо пропустить.
  2. Общественный транспорт.Пункт 14.6. ПДД предписывает водителям уступать дорогу пассажирам, идущим к транспортному средству, движущемуся по строго отведенному маршруту, или выходящим из него, в том случае, если соблюдены все три условия:
    -автобус или иной транспорт находится на специально обозначенной остановке;
    -двери, к которым подходят пассажиры, расположены со стороны проезжей части;
    -приостановившийся транспорт считается маршрутным (а не является, к примеру, автобусом, производящим развозку служащих какой-либо частной компании).
    Пассажиры, осуществляющие высадку из трамвая или посадку в него, имеют преимущество в движении во всех случаях.
  1. На обочине. Пешеходам, движущимся по обочине, также необходимо уступать дорогу согласно пункту 4.1. ПДД, но только при отсутствии специально оборудованных тротуаров и пешеходных дорожек.

Снижение размера штрафа доступно только в тех ситуациях, при которых не было совершено наезда на человека, находящегося на проезжей части. В противном случае и сумма штрафа за непропуск пешехода увеличивается, и скидки за досрочное погашение не предусматриваются.

  1. Гражданскую – по статье 1079 ГК РФ, которая предписывает возмещение морального и материального вреда потерпевшему. Наступает, если наезд был совершен, но физически человек не пострадал.
  2. Административную – по статье 12.24 КоАП РФ, которая устанавливает наказание в виде штрафа от 2500 до 20000 рублей или лишения права управлять автомобилем на срок от 1 до 2 лет в зависимости от тяжести нанесенных увечий. Здесь необходимо доказательство того, что водителем были нарушены ПДД и именно по этой причине пострадал пешеход.
  3. Уголовную – по статье 264 УК РФ, если вследствие столкновения человек, передвигающийся пешком, погиб или получил тяжкие телесные повреждения. Предусмотрено наказание от полугода до 3 лет лишения свободы, также возможно лишение права занимать определенные должности.
  1. Сотрудник полиции останавливает машину, подходит к автомобилю и представляется. К таким действиям его обязывает пункт 45 Административного Регламента МВД.
  2. По требованию водителя в соответствии с тем же пунктом 45 регламента сотрудник дорожной службы предъявляет удостоверение, не выпуская его из рук.
  3. Затем инспектор ДПС запрашивает документы, устанавливающие права на владение автомобилем, водительское удостоверение, страховой полис ОСАГО; разъясняет причину остановки.
  4. Если есть какие-либо доказательства непропуска пешехода, они должны быть представлены согласно ч. 1. ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, записи с видеокамер или фотографии. Также в обязанности сотрудника ДПС входит опрос очевидцев происшествия и самих пострадавших.
  5. После этого служащий дорожной полиции заполняет протокол, где указывает сумму материального взыскания. Он передает копию бланка водителю и разъясняет сроки обжалования, порядок оплаты штрафа за непропуск пешехода, ответственность за его игнорирование.

Памятка Как безопасно переходить дорогу

  • Перед началом перехода остановись на краю тротуара, чтобы осмотреться.
  • Дождись зеленого сигнала светофора.
  • Зеленый сигнал светофора разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, убедись в том, что машины остановились, пропуская пешеходов.
  • Иди быстро, но не беги.
  • Знай, что для пешехода желтый сигнал светофора – запрещающий.
  • Не начинай переход проезжей части на зеленый мигающий сигнал светофора.
  • Не прекращай наблюдать во время перехода за автомобилями, которые могут совершить поворот, проезжая через пешеходный переход.
  • Находясь в салоне автомобиля, все пассажиры должны пристегнуться ремнями
  • безопасности, а малыши должны находиться в специальных автокреслах.
  • Находиться на переднем сидении легкового автомобиля без специальных детских
  • удерживающих устройств разрешается только с 12-летнего возраста.
  • Выходи из автомобиля при его полной остановке только на сторону тротуара или обочины.
  • Находясь в салоне автобуса (троллейбуса), держись за поручни, чтобы не упасть в случае резкого торможения.
  • Перед началом перехода остановись на краю тротуара, чтобы осмотреться.
  • Посмотри налево и направо. Пропусти все близко движущиеся транспортные средства.
  • Убедись, что все водители тебя заметили и остановили транспортные средства для перехода пешеходов.
  • Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не беги.
  • Переходи проезжую часть под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
  • Не прекращай наблюдать во время перехода за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги – справа.
  • Необходимо рассчитать переход дороги так, чтобы не останавливаться на середине дороги – это опасно.
  • Прежде чем выйти на проезжую часть из-за автомобиля, который остановился и пропускает тебя на пешеходном переходе, приостановись – стоящая машина может закрыть движущуюся. Выгляни осторожно из-за стоящей машины, если нет опасности –переходи проезжую часть.
  • Выезжать на проезжую часть на велосипеде можно только с 14 лет, изучив правила дорожного движения для водителей.
  • До достижения возраста 14 лет кататься на велосипедах можно только в специально отведенных местах – стадионах, парках.
  • Перед началом выезда на велосипеде необходимо проверить тормоза, рулевое управление, звонок, катафоты, шины.
  • Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд или по обочине.
  • Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
  • Безопаснее при езде на велосипеде надевать велосипедный шлем и средства защиты (наколенники, налокотники).
  • Водителям велосипедов запрещается перевозить пассажиров.
  • Управлять скутером (мопедом) по дорогам разрешается только с 16 лет, изучив правила дорожного движения для водителей.
  • Двигаться по дороге на скутере можно только в застегнутом мотошлеме.
  • Скутеры (мопеды) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд.
  • Водителям скутеров (мопедов) запрещается перевозить пассажиров.

  • Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
  • Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
  • Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.

Автовладелец имеет право проехать переход, даже если на нем находится человек при условии, что автомобиль не создаст помех или не подвергнет опасности жизнь людей. Например, проезжая часть имеет по две полосы в каждом направлении. Пешеходный переход в этом месте длинный. Поэтому если человек находится по разные стороны проезжей части от машины, то она имеет право двигаться дальше.

  • Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
  • Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
  • Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.

В первом случае автовладельцу следует быть внимательным. Если полицейский остановил и выписывает постановление, то от него следует отказываться и не подписывать. Нарушения, требующие доказательств и дальнейшего разбирательства, оформляются посредством протокола. В нем описываются все обстоятельства произошедшего, участники, а затем эти материалы передаются в суд. Это значит:

Данный вид переходов должен быть обязательно обозначен соответствующим знаком или оборудован светофором с постоянно мигающим желтым сигналом. На нерегулируемых пешеходных переходах человек всегда пользуется приоритетом и водители должны уступать ему дорогу.

  • Если автомобиль двигался на красный свет, штраф составит 1000 рублей, в повторных случаях сумма вырастет до 5000 рублей. Многократные нарушения повлекут лишение прав на 4-6 месяцев;
  • Если машина встала посреди пешеходного перехода и создает трудности для движения пешеходов, то взимается штраф 800 рублей.

Каждый новый год в ПДД вносится ряд поправок. Правила, которые устанавливают отношения между автомобилистами и пешеходами, не являются исключением. Теперь штрафные санкции будут назначаться даже за те случаи, которые ранее не были указаны в основном своде правил. Хоть изменений и не так много, знать их надо, так как они важны, и денежное наказание за нарушение хотя бы одного из них очень сильно может ударить по карману.

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.

Пункт 8.3 гласит, что, если водитель выезжает с прилегающей территории на дорогу, то он должен пропустить все машины и пешеходов, которые находятся на ней. Если же водитель заезжает на прилегающую территорию, то следует пропустить велосипедистов и пешеходов, которым он может помешать своим движением.

Уступить дорогу пешеходу (равно не создавать помех) – определение, обозначающее, что участник дорожного движения не должен производить каких-либо маневров, если это заставит других участников дорожного движения, у которых есть преимущество, изменить траекторию движения или снизить скорость.

Во-вторых, стоит учитывать формулировку, использованную в пункте 14.1. Как мы помним, там сказано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам, и определение этого действия четко обозначено в правилах. Согласно ПДД, уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Проще говоря, если водитель может пересечь переход, не создавая помех идущему пешеходу, он может продолжить движение: например, на многополосной дороге при условии полной видимости и отсутствии других автомобилей, когда пешеход только вступил на противоположную сторону проезжей части. Это условие позволяет в том числе обжаловать штрафы с камер автоматической фиксации: если водитель действительно не создавал никаких помех пешеходу, он имеет шансы оспорить постановление о правонарушении.

Во-вторых, даже на переходе пешеходы имеют вполне четкие обязанности: пункт 4.6 указывает, что, выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Кроме того, на регулируемых перекрестках пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.

Во-первых, пункт 14.1 указывает, что на нерегулируемом переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. То есть водитель не обязан пропускать пешеходов, приближающихся к проезжей части или стоящих рядом с ней. Однако это не отменяет его обязанности по обеспечению безопасности движения: если по ситуации ясно, что пешеход собирается начать переход, стоит как минимум заранее снизить скорость. Не зря на пешеходные переходы не распространяется условие из пункта 6.14 ПДД, разрешающего водителям продолжать движение, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Отдельное условие – регулирование. Пешеходные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Пункт 14.1 ПДД поясняет, что трактовка здесь та же, что и для перекрестков: переход, где очередность движения определяется светофором или регулировщиком – регулируемый, а при отсутствии светофора и регулировщика, а также неработающем светофоре или его желтом мигающем сигнале – нерегулируемый.

Отдельным пунктом выделим исключение: пешеходов, имеющих безусловный приоритет при переходе дороги в любом месте. Пункт 14.5 ПДД указывает, что во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Разумеется, это распространяется на предусмотренные правилами условия – к примеру, движение пешеходов по автомагистралям запрещено во всех случаях.

Adblock
detector