Права ребенка виды

Статьи 41-45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении Международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.

В этом случае специалисты рекомендуют обращаться в социально-педагогические центры. В таких центрах осуществляется защита детей, которые не могут постоять за себя. Таким образом, если в семье ребенка происходят серьезные проблемы, например, родители часто пьют и являются алкоголиками, малыш спокойно может обратиться в центр и получить необходимую помощь.

1. Права на обеспечение развития. Данные права призваны обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, способствовать его полноценному развитию как личности и как гражданина. Например, право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, получение информации, право на вероисповедание и другие относятся к группе прав на развитие.

  1. Декларация прав ребенка. В ней прописываются принципы, следовать которым призывались все, кто желает обеспечить своим чадам счастливое детство. Всего принципов 10 штук.
  2. Конвенция о правах ребенка. Документ был принят еще в конце ноября 1989 года и до сих пор является действительным.
  3. Конституция РФ.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Федеральные Законы под номерами 124, 323, 273, 159, 181.

Специфические права ребенка описание видов

В зависимости от работы всех органов, призванных защищать и регулировать права детей, зависит то, каким вырастет будущее поколение. Обеспечив качественную медицинскую помощь и квалифицированное образование, можно вырастить здоровое и умное поколение, которое продвинет Россию на новый уровень прогресса.

Защита прав ребенка в нашей стране предусмотрена законодательными актами. Ребенок с самого рождения наделяется определенными правами, и никто не должен их нарушать. Существует целый комплекс мер, с помощью которых государство осуществляет их реализацию и защиту.

Органы опеки и попечительства как органы, уполномоченные защищать права и законные интересы несовершеннолетних детей, привлекаются судом к рассмотрению споров, связанных с воспитанием детей. Их участие обязательно при исполнении решений судов о передаче или отобрании детей от родителей и др. лиц. Органы опеки и попечительства вправе предъявлять иски в суд о лишении или об ограничении родительских прав, об отмене усыновления, о взыскании алиментов на детей с их родителей и в других случаях.

Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царит бесправие и насилие над ними. В нашей стране продолжают существовать нерешенные проблемы в области прав ребенка.Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской ласки, рождаются дети с физическими и психическими недостатками. Велика детская смертность. Серьезного лечения требуют дети из зон радиационного заражения. Межнациональные конфликты добавили еще одну проблему — увеличивается число детей-беженцев, сирот войны. Экономические трудности страны отражаются на интересах детей — в условиях безработицы прежде всего страдают дети. Государство в силу различных обстоятельств не всегда выполняет свои обязательства по защите детства.

В случаях, когда оба родителя имеют достойные условия проживания и воспитания ребенка, суд может принять решение о выборе его места жительства с одним из родителей на основании пожеланий. Во время процедуры оформления опекунства приемными родителями социальные органы также учитывают желание малыша. При проявлении несовершеннолетним нежелания оформления в данную семью социальные органы не имеют права продолжать оформлять опеку. С 14 лет законодательством нашей страны признается возможность несовершеннолетних детей зарабатывать денежные средства.

в) обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение, предусмотренных санкциями норм образовательного и иного (административного, гражданского, уголовного) законодательства (выговор, строгий выговор, отчисление обучающегося из образовательного учреждения и др.).

Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в Уставе образовательного учреждения. Факультативная же часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т.д.

В числе этих видов обычно выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, наиболее отчетливо выражающие особенности положения (места и роли), в том числе и относительность этого положения, данного субъекта в системе социальных связей.

Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений, аспирантов и докторантов..

Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Права ребенка виды

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона «О милиции», ст.3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

· разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
  3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
  6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
  7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
  10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
  11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Вам будет интересно ==>  Помощь малоимущим семьям в 2023 в ивановской области

Соответственно со стороны РФ были приняты ряд документов, а также разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей».

Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела. Гефтер А. Европейское международное право, СПб, 1880, С. 99

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации «Об образовании» См. подробнее: закон РФ «Об образовании». и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

* учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).
  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.
  • В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.
  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)

То есть правоспособность позволяет человеку быть владельцем, к примеру, квартиры, перешедшей к человеку по наследству, хотя ему всего лишь, предположим, три года, и он еще даже не умеет говорить как следует. Тут важно обратить внимание, что лицо до 18-летнего возраста способно иметь имущество, но никак не способно этим имуществом распоряжаться – продать его, сдать в аренду или что-то другое. Возможность не просто иметь права, но и использовать их появляется у человека только вместе с обретением им дееспособности.

Дети подлежат власти родителей, и именно родители, в пер­вую очередь принимают решение об их воспитании и формирова­нии у них мировоззрения. У родителей могут быть самые разнооб­разные представления о том, как воспитывать своего ребенка, и государство не может вмешиваться в это, разве что родители не выполняют своих обязанностей по отношении к ребенку или зло­употребляют своей властью над ним.

Итак, права ребенка — это, в общем смысле, права человека, с той лишь разницей, что некоторыми правами дети начинают пользоваться по мере созревания и осознания своего положения. Не обла­дая способностью совершать правовые действия, дети не могут сами добиваться осуществления своих прав. От их имени действуют ро­дители или законные опекуны.

Первый— вступление в брак до достижения восемнадцати лет. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. А при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.

Права ребенка так же как и права человека, подлежат огра­ничениям, но лишь таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в це­лях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Права ребенка виды

1. Программа летнего чтения для младших школьников «И ты тоже имеешь право. » по Конвенции о правах ребёнка и сказкам П.П. Ершова, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, Дж. Родари и А.Н. Толстого. Оформлена на 5 листах (+2 листа с ответами) в графическом формате jpg в большом разрешении, поэтому её просто можно распечатать и использовать в работе. (Архив 8,13 мб)

Сценарий массового мероприятия (беседа, конкурс ) «Что мы знаем о президенте?». Word, 120 кб. Предназначен для учащихся 7-9 кл. Рассмотрено две темы — Президентская власть в России. Биография В.В. Путина.
Приложения к сценарию:
Компьютерная викторина «Президентская власть в России». PowerPoint 2010. 1,3 мб .

25-летию принятия Конвенции о правах ребёнка была посвящена театрализованная правовая программа «Детство под защитой», которая прошла в Центральной городской детской библиотеке для учащихся 3 «Б» и 4 «Б» классов школы № 3. Мероприятие началось с песни «Солнечный круг, небо вокруг», а затем ведущая рассказала ребятам о том, какие права у них есть, на что они могут претендовать, несмотря на свой малолетний возраст. Серьёзному разговору неожиданно помешала Баба-Яга, которая появилась из Сказочной страны под весёлую песню «Бабки-Ёжки». Она рассказала ребятам, что в её сказках права есть только у взрослых злодеев, а сказочные детки ни о каких правах даже и не слыхали, да у них этих-то прав попросту нет! Чтобы доказать Бабе-Яге, что она неправа, ведущая продемонстрировала ей и ребятам мультфильмы с участием Смешариков, которые очень увлекательно рассказали и спели о правах ребёнка. А потом участники мероприятия отвечали на вопросы компьютерной викторины «Твои права и сказочная страна», при этом дети не только показали хорошие знания текстов различных сказок, но и ещё раз убедились, что у сказочных героев тоже есть свои права, как и у настоящих маленьких граждан нашей страны. В заключение мероприятия ребята посмотрели мультфильм по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» и обсудили тему нарушенных прав сказочных героев. Мероприятие прошло интересно, ребята остались довольны.

Права ребенка виды

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Формы правовой защиты основных прав ребенка

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими основными законами: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон об образовании; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст.56 СК РФ). При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

В соответствии со ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права и обязанности родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса, ст. ст.32, 48 ГПК РФ.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»

Вам будет интересно ==>  Какие документы нужно оформить при рождении ребенка в 2023 году в

А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза

На основании данного документа органы принимают решение о выдаче разрешения на проведение данной сделки. Как правило, социальные службы не дают разрешения в ситуациях, когда в ходе сделки условия проживания детей станут хуже. Только в исключительных случаях можно получить данное разрешение. Например, при переводе одного из родителей на постоянную работу в другой город. [2]

N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы: Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств-участников по пункту 1 статьи 9 государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие ограничения, какие установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц, и совместимы с признанными в настоящей Конвенции другими правами.

Формы защиты прав ребенка в РФ

Иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

Защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка;

Изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

Выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

Общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

Права и обязанности ребенка

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите. Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка. Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

Так, в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Закон затрагивает правовые, социальные, жилищные и прочие права ребенка. Некоторые из них ребенок может защитить самостоятельно. В защите некоторых должны помогать взрослые. Ценным качеством этого документа является то, что он дает полезные определения, которые могут применяться повсеместно.

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Закон о гарантиях прав ребенка призван создать условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Его часто называют декларацией, мол, много тут понаписано, но ничего не работает. Позволю себе отметить, что закон сам по себе и не должен работать. Его надо применять, максимально использовать возможности, им данные. А дано им очень и очень многое.

Если речь идет о судебной защите, то в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).

Права ребенка и формы его правовой защиты

Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и сточки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 25
Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Статья 51
1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.
2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.
3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.
Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Комитет по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
Правительство Российской Федерации приняло Постановление №848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
Президент Российской Федерации Указом N 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
Президент Российской Федерации подписал Указ N 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».

Вам будет интересно ==>  Получение сертификата по чернобыльской программе 2023 года

Статья 39
Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 Семейного кодекса. В п. 1 ст.
Отсутствие иной более эффективной и справедливой формы защиты прав, в частности ребенка.29 Защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, куда входят дела: РФ); — по определению места жительства детей при раздельном проживании их родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ); — по обеспечению права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно (ч. 2 ст. 66 СК — по защите права на общение с другими близкими родственниками (ч. 3 ст. 67 СК РФ); — по лишению родительских прав (ст. 70 СК РФ); — по восстановлению в родительских правах (ст. 72 СК РФ); — по ограничению родительских прав (ст. 73 СК РФ); — по отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ); 26 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред.

Здравствуйте!Мы граждане Украины.Проживаем и зарегестрированы в России с 2012. Мой сын имеет Вид на жительство в РФ с 2023г., в настоящее время ему 18 лет.Мы прописаны с ним в Вязниках.В России он закончил школу и поступил в колледж.Для получения гражданства его обязуют ехать на Украину,получать паспорт Украины.В связи с событиями,происходящими на Украине,мы не можем туда поехать.Сын готов идти в армию в РФ,но взять его в армию не могут т.к он считается иностранным гражданином.Есть ли какие-то варианты получения гражданства без украинского паспорта,по свидетельству о рождении?

Куда нам обращаться за помощью.Нижний Новгород нам одни отписки делает..Сама я с Лысково Нижегородской области.Я родила мальчика в 2023 ,нам пытались подсунуть отказную подписать,мы не согласились.Нашего сына хотели отдать без детной.Но в мае у нас насильно отняли ребёнка и отдали опекуну которая хотела его взять под опеку уже когда я родила.Нас лишили родительских прав. И не восстанавливать не хотят.В деле одна ложь.Мы хотим вернуть сына,органы опеки не отдают,говорят я мама буду его бить.. Это как? Нормально ?? Я не когда не била своих детей.Разбиритесь в нашем деле.

В последнее время в области защиты и охраны прав, свобод и законных интересов детей набирает значение Институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и в отдельных субъектах России. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», основными задачами уполномоченного по правам ребенка являются: осуществление независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов детей; обеспечение гарантий государственной защиты детей; содействие беспрепятственной реализации и восстановлению их нарушенных прав, свобод и законных интересов; совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей; разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей; содействие в совершенствовании законодательства в данной сфере.

  • — что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность;
  • — что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.
  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.
  • Декларация прав ребенка Генассамблеи ООН;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 124-ФЗ, гарантирующий права ребенка в стране;
  • Конституция РФ;
  • Закон о гарантии защиты сирот;
  • Закон о соцзащите инвалидов;
  • ФЗ об образовании.

Наследником можно назначать даже не родившегося, но зачатого малыша. При наступлении факта, при котором несовершеннолетний становится наследником определенного имущества, его официальные представители должны оформить у нотариуса необходимые документы по вступлению в наследство.
При получении в дар.

Социальному работнику иногда приходится консультировать членов семьи по вопросам дисциплины и воспитания ребенка, привлекать других специалистов для работы с виновным в жестоком обращении, например для обучения приемам совладания с гневом и сексуальными влечениями.

  • право на жизнь;
  • право на имя и на приобретение гражданства;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
  • право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка;
  • право на свободу мысли, совести, религии;
  • право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
  • право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства или посягательства в личную жизнь ребёнка;
  • право на уровень жизни, необходимый для развития ребёнка;
  • право на отдых и досуг;
  • право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
  • право на образование;
  • право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения плодов чужого труда).

Права несовершеннолетних детей, виды прав, законодательство

  • Жить в родной семье и благополучно сосуществовать с биологическими родителями, способствующими развитию личности ребенка (ст. 54 Семейного кодекса РФ), кроме тех случаев, когда существует угроза его жизни и здоровью, исходящая именно от папы и мамы.
  • Проживать с родителями в одном месте до 14-ти лет (ст. 20 Гражданского одекса РФ). После достижения этого возраста несовершеннолетние имеют право выбирать место проживания с разрешения родителей, а также поддерживать связь и личные отношения с обоими родителями, если они не проживают вместе.
  • Получить собственное имя, которое дают родители по обоюдному согласию или по решению отца (матери), отчество – по имени папы или лица, внесенного в книгу актов о рождении ребенка в качестве отца со слов женщины, фамилию от отца или матери, которую ребенок может изменить после достижения 14-летнего возраста с согласия своих законных представителей.
  • Открыто выражать (устно, письменно) личную позицию по всем проблемам и вопросам, касающимся его интересов и воспитания. Так, после достижения 10-летнего возраста точка зрения ребенка должна обязательно учитываться при изменении персональных данных (ФИО), усыновлении или передаче его в приемную семью, восстановлении прав родителя после лишения (ст. 57 СК РФ).
  • Поддерживать отношения и связь со всеми близкими родственниками (бабушкой, дедушкой и т. д.), как со стороны матери, так и со стороны отца, даже если они находятся в сложных жизненных условиях (заключен под стражу, находится в больнице), учитывая распорядок, установленный учреждением, в котором они пребывают.
  • Защищать свои права всеми законными способами как самостоятельно, так и через своих законных представителей (ст. 56 СК РФ).
  • Иметь собственные доходы (заработанные, унаследованные и подаренные) и пользоваться ими по своему усмотрению и средства для существования – продукты питания, одежду и иные материальные ценности, необходимые для полноценного развития (ст. 60, 80 СК РФ).

Дети имеют право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы. Позиция ребенка должна обязательно учитываться в ходе любого судебного или административного разбирательства после достижения им $10$-летнего возраста. Это касается следующих случаев:

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать безвозмездные сделки, направленные на получение выгоды (если сделки не требуют нотариального заверения или регистрации);
  • распоряжаться средствами, полученными от законных представителей или других лиц с разрешения законных представителей.
  1. Имя, фамилию, отчество.
  2. Гражданство. Чаще всего гражданство устанавливается по «праву крови», то есть, если родители являются российскими гражданами, ребенок автоматически становится гражданином России.
  3. Начиная с 2 – месячного возраста ребенок имеет право на получение дошкольного образования.
  4. С 6 лет ребенок может совершать незначительные сделки, а также сделки на безвозмездной основе.
  5. С 6 лет возможно получение образования в школе.
  6. Начиная с 8 лет, ребенок имеет право вступать в различные общественные объединения.
  7. С 10 – летнего возраста ребенок может выражать свое мнение по вопросам, касающимся лично его, давать согласие на смену имени или фамилии, в суде, если необходимо принять решение – с кем из родителей останется жить ребенок. Он также может давать свое согласие на усыновление.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

10 принципов Декларации прав ребенка

Преступления против детей и подростков совершаются повсеместно. Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. Затем аналогичные суды начали свою деятельность в Канаде и США. Однако требовался документ, юридическая основа, по которой можно выносить соответствующие решения и постановления.

Школьный возраст, по статистике, самый незащищенный для ударов со стороны нервной системы, его особенно подробно характеризует декларация прав ребенка. Краткое содержание 4-го принципа поясняет необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей. Цель наблюдения — предупредить срывы психики с формированием садистских и прочих патологических наклонностей.

Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического.

Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.

Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены. Однако статистика ежегодных случаев ужасает! Это связано с низким социальным уровнем населения. Взяв за основу 10 принципов декларации прав ребенка и Конвенцию, в российском законодательстве приняли статьи ГК, УК и СК.

Adblock
detector