Права российских детей

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 30 апреля 2009 г. N 138

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2023 г., 28 декабря 2023 г., 18 апреля, 4 июня, 27 декабря 2023 г., 16 октября, 27 декабря 2023 г., 8 июня, 31 июля 2023 г., 5 апреля, 11 июня 2023 г.

Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Права несовершеннолетних детей в России

С понятиями «малолетний» и «несовершеннолетний» закон связывает наличие у лица того или иного объема прав и обязанностей. Так, до 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Например, в случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Однако на практике в школах происходит сбор денег на ремонт, охрану, учебники, подарки учителям, покупку штор, новых парт, компьютеров и т.д. Как правило, такая «почетная миссия» возложена на родительский комитет. На какие нужды предоставляется финансирование из государственного бюджета и, соответственно, собирать деньги в школе на такие мероприятия не законно, читайте в статье по ссылке.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Права детей в России и Конвенция о Правах Ребенка

Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на защиту законных прав и интересов;
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право на выражение мнения;
  • имущественные права, включая права собственника.

Конвенция состоит из 54 статей, которые детализируют индивидуальные права детей. Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет». Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

  • иметь семью;
  • на защиту государством в случаях отсутствия постоянной или временной зашиты со стороны родителей;
  • на равенство;
  • на защиту от насилия;
  • на медобслуживание и заботу о здоровье;
  • учиться и посещать школу;
  • на свободу мысли и слова;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на отдых и досуг;
  • на помощь государства при особых потребностях (например, инвалидность).

Права российских детей

• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
• Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
• Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
• Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
• Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).

Вам будет интересно ==>  Правила проведение ревизии при краже

Права российских детей

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка, состоящий из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Государство признает, что детство является важным этапом жизни человека, и на приоритетном уровне государственной политики стоят интересы детей: подготовка детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитание в детях высоких нравственных качеств, гражданственности и патриотизма.
Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют права, как и взрослые.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

\u0421\u043e\u0443\u0447\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0438 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u041f\u0435\u043d\u0437\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u0441\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044e \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0430\u0434\u0430\u043f\u0442\u0430\u0446\u0438\u0438 «\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442». \r\n

\u0423\u0447\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0438 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043d\u043e\u043c\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0435\u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u0440\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0430\u0434\u0430\u043f\u0442\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 «\u041a\u0432\u0430\u0440\u0442\u0430\u043b \u041b\u0443\u0438». \r\n

\u0421 27 \u043e\u043a\u0442\u044f\u0431\u0440\u044f – \u0423\u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0438 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0435 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c \u0440\u0435\u0431\u0451\u043d\u043a\u0430. \r\n

\u041f\u0440\u0435\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0443 \u0433\u0438\u0442\u0430\u0440\u044b \u0432 \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430\u0445 \u2116 1 \u0438 \u2116 5, \u0432 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432 \u0432 \u041f\u0435\u043d\u0437\u0435. \r\n

\u0421\u043e\u0443\u0447\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0438 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u041f\u0435\u043d\u0437\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u0441\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044e \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0430\u0434\u0430\u043f\u0442\u0430\u0446\u0438\u0438 «\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442». \r\n

Права детей

На практике же все выглядит иначе. Любая размолвка в семье приводит к тому, что тот, кто опекает ребенка, запрещает ему общаться с другими членами его семьи. Очевидно, что такой запрет на общение с родителями и другими родственниками используется в качестве инструмента давления на родственников или отмщения им за личные обиды. Однако в первую очередь такой запрет не соответствует интересам детей, препятствуя их полноценному воспитанию.

При этом дети могут претендовать на:

  • получение дошкольного образования на родном языке в пределах возможностей образовательной системы (ст. 14 закона);
  • обучение по образовательным программам, направленным на развитие интеллектуальных, нравственных и иных личностных качеств (ст. 64 закона);
  • сохранение и укрепление здоровья (ст. 64 закона)
  • присмотр и уход за ними, пока они находятся в стенах образовательного учреждения (ст. 65 закона).

Право на школу

Предполагается, что об угрозах интересам несовершеннолетних компетентные органы будут проинформированы теми, кому об этом стало известно – как рядовыми гражданами, так и должностными лицами органов и организаций. То есть защита интересов несовершеннолетних – обязанность любого, кому стало известно о такой необходимости. Следует сообщать об угрозах и нарушениях в органы опеки, которые принимают все необходимые меры для защиты детей.

Речь идет:

  • во-первых, о случаях содержания детей в детских домах (что не является семейным воспитанием), если никто не изъявил желания оформить опеку или усыновить их;
  • во-вторых, о случаях, когда дети являются подкидышами, что исключает возможность узнать, кто является родителями.

Право на общение с семьей

Особая категория прав человека – политические права, которые зачастую неразрывно связаны с гражданством и возникают лишь с момента совершеннолетия гражданина. Это, в частности, возможность активно или пассивно участвовать в выборах, а также управлять государством, трудоустраиваясь на государственную службу.

Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет (статья 151 УК РФ).

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты;

Права ребенка в России: какие они и где закреплены

Отдельного документа «Кодекс о правах ребенка» в России не существует. Но несовершеннолетним посвящена глава 11 Семейного кодекса РФ. Статьи 54 и 55 обеспечивают им проживание и воспитание в семье, обеспечение материальными средствами, контакты с матерью, отцом и иными родственниками.

В статье 59 говорится о том, что детям позволяется менять имя, это делается по заявлению обоих родителей (если ему самому ещё нет 14 лет). Разрешено изменить фамилию одного родителя на фамилию другого или объединить их (например, получить фамилию Букашка-Коровкин).

  • на жизнь, имя, родителей;
  • на свободу (мнения, мысли, самовыражения);
  • на медицинскую помощь, соцобеспечение, получение образования;
  • на достойный уровень жизни, способствующий всестороннему социальному, психическому и физическому развитию;
  • на приобщение к культуре, отдых и досуг;
  • на защиту от эксплуатации (в том числе сексуальной), пропаганды наркотиков, вооруженных конфликтов;
  • на презумпцию невиновности.

В статье 55 говорится о праве детей на общение со своими родителями независимо от их отношений между собой. Это распространяется на обоих родителей и других кровных родственников. При разводе родителей малыш (если он остаётся с матерью) получает возможность общаться с отцом и бабушками-дедушками с его стороны.

  • Федерального законодательства (например, 273-ФЗ от 29.12.2012, 159-ФЗ от 21.12.1996);
  • федеральных целевых программ (например, по развитию образования или по поддержке сирот);
  • Национальной стратегии действий в интересах детей;
  • региональных и муниципальных законов.

Посещение общеобразовательных учреждений и наличие в процессе обучения стрессовых ситуаций не проходит бесследно для ребенка, поэтому закон о защите детей предусматривает такие понятия, как отдых и оздоровление. Это комплекс мероприятий, влияющих на укрепление физического и психического здоровья ребенка, реализацию его творческого потенциала.

В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы (табачной и алкогольной продукции, печатных изданий, видео- и аудио- материалов, содержащих сцены насилия, проявления жестокости, порнографии, антиобщественного поведения) в виде обязательной ссылки на возможность ее просмотра только лицами старше 18 лет.

  1. Те, которыми обладает ребенок как гражданин государства , то есть политические и экономические: право на гражданство и его сохранение, на политическое убежище, на личную неприкосновенность и свободу слова, на доступ к информации, на объединение в союзы.
  2. Неотъемлемые, то есть данные при рождении (личные или духовные) . Прежде всего, это право ребенка на жизнь, на общение с родными и близкими, на семью, на имя и фамилию, на содержание и защиту.
  3. Те, которыми наделяет его общество (социум) , то есть социальные и культурные: ребенок имеет право на не притеснение по религиозной, расовой, национальной и половой принадлежности, на общение на родном языке, на социальное обеспечение, на бесплатное образование и медицинскую помощь, на труд и его охрану, на творческую деятельность и участие в культурно-массовых мероприятиях.

Важнейший этап в жизни человека – его детство. От того, как оно сложится, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. Осознавая это, родители и лица, их заменяющие, должны всячески содействовать воспитанию и развитию детей, их подготовке к самостоятельному существованию в обществе, проявлению социально-значимой активности и высоких моральных качеств. Государство же со своей стороны относит права ребенка к числу приоритетных и гарантирует, насколько это возможно, их реализацию и защиту, тем самым с рождения прививая стремление к патриотизму и гражданственности.

  • организацией досуга и отдыха;
  • участием в спортивных занятиях,
  • профилактикой детских заболеваний в процессе санаторного оздоровления,
  • формированием представления о том, что такое «здоровый образ жизни»,
  • посещением оздоровительных детских лагерей,
  • соблюдением режима дня в благоприятной обстановке (окружающей природной среде),
  • прочими подобными методами участия детей в отдыхе и оздоровлении.

После родов на детей до полутора лет положены ежемесячные выплаты. Так, в пределах 3-4 тысяч выделяют на первого ребёнка, чуть больше 6 на второго и каждого последующего. Это минимальные суммы платят по программе социальной защиты. Работавшим до ухода в декрет матерям размер определяется по среднемесячному доходу в размере 40% от зарплаты. С 2023 года были введены новшества. Теперь малоимущим семьям на первого ребёнка полагается ежемесячная выплата в размере МРОТ по региону. Малообеспеченным семьям полагаются выплаты на детей до 18 лет. Правда, сумма пособия не превышает 400 рублей.

Со словами педагога-новатора и кандидата наук Василия Александровича невозможно не согласиться. Все мы знаем, что формирование личности ребёнка происходит в возрасте 7 лет. Основные потребности, навыки, умения, привычки, модели поведения, личностные качества, нравственные принципы уже заложены в ребёнке к этому периоду. Поэтому именно институту детства нужно уделять особое внимание, создавать все условия для развития детей, их способностей, выявления их индивидуальности. Дети – это наше будущее. Будущее страны, целых государств.

Вам будет интересно ==>  Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета воды в 2023

Со вступлением закона в силу, около 2 млн. семей обречены с трудом сводить концы с концами, так как мамочки не могут выйти на работу и вносить свою лепту в семейный бюджет. В таких случаях родители часто за помощью обращались к бабушкам детей, так как те уже были на пенсии. В России это уже была как сформировавшаяся практика: родители работают, в то время как старшее поколение присматривает и воспитывает внуков. Но сейчас с увеличением пенсионного возраста ситуация в корне изменится. Бабушки и дедушки сами будут вынуждены работать до определённого возраста, чтобы хоть как-то прокормить себя.

Как только женщина узнает о беременности, она становится на учёт в поликлинику по месту жительства. На протяжении беременности она периодически проходит консультации и обследования для определения физического здоровья матери и плода. После родов в среднем через 3-5 дней маму и малыша выписывают. Далее ребёнок находится в семье, проходит плановые медицинские осмотры, примерно раз в месяц.

Ясно, что ребёнок требует больших материальных затрат, и эти пособия лишь незначительная их часть. Поэтому большинство матерей хотят раньше срока выйти из декретного отпуска, чтобы финансово помогать семье в это экономически сложное время. Но они просто не могут этого сделать. В некоторых регионах страны до сих пор остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Более того, согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» №273, вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, рассчитывать на обучение в дошкольном учреждении могут дети возрастом от 3 до 7 лет!

Права ребенка в законодательстве РФ

Россия активно развивает международное сотрудничество в области охраны здоровья детей. Российская Федерация, в соответствии с Конвенцией, признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В соответствии с Конституцией материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, социальное обеспечение, участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Эти нормы находят отражение в многочисленных законодательных актах Российской Федерации. Государство оказывает помощь семьям, имеющим детей, берет на себя полностью заботу о детях, лишенных семейного окружения, обеспечивает социальные гарантии детям в соответствии с законодательством, исходя из имеющихся на каждом этапе возможностях.

Российская Федерация реализует требование Конвенции — каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (закон РФ «Об актах гражданского состояния», ст. 39,41,44,46,47; Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 54, 55,59,134,136,137,139). Данные статьи приведенных нормативных актов регламентируют порядок усыновления детей, а также порядок изменения их имени, фамилии и отчества, порядок установления отцовства и др.

Безусловно, можно сказать, что привлечение компьютеров существенно раздвинуло границы моделирования экологических процессов. С одной стороны, появилась возможность всесторонней реализации сложных математических моделей, не допускающих аналитического исследования, с другой – возникли принципиально новые направления, и, прежде всего, – имитационное моделирование.

3. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется свобода мысли, совести, вероисповедания. Каждый ребенок имеет право на членство или участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций в соответствии с законом российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который имеет важнейшее значение для реализации прав ребенка.

Ответ. Данное положение изложено в ст. 39 Конвенции. В соответствии с ним государства-участники принимают все меры, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых жестоких или унижающих достоинство видов обращения.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его к тому или иному государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе ВлО праве войны и мираВ», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят Влявное беззакониеВ».

В них шла речь только о пользовании лицами, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, определенными гражданскими и политическими правами. Договоры о меньшинствах не носили универсального характера. Они создавали специальных режим для небольшой группы малых государств.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Вслед за принятием Всеобщей декларации прав человека, для того, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации, была начата разработка двух международных пактов о правах человека: одного тАУ об экономических, социальных и культурных правах и другого тАУ о гражданских и политических правах.

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя ВлгуманныхВ» целей, ряд ученых считали, что право на ВлгуманитарнуюВ» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. ВлНельзя согласиться с тем, — писал Ф. Лист, — что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (так называемое коллективное вмешательство)В».[38]

Права детей в России

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Родители вправе заключить со своими совершеннолетними детьми письменное соглашение (которое подлежит обязательному нотариальному удостоверению ст. 100 СК РФ) о предоставлении им содержания, т.е. соглашение об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов заключается каждым из совершеннолетних детей с каждым из родителей, а в случае недееспособности одной из сторон с ее законным представителем (опекуном). Следует заметить, что по соглашению сторон алименты могут выплачиваться на содержание родителей независимо от того, являются родители нетрудоспособными или нуждающимися или нет. Кроме того, заключить соглашение об уплате алиментов на родителей вправе и нетрудоспособные совершеннолетние дети, приобретшие гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения восемнадцатилетнего возраста в результате эмансипации или вступления в брак. Такая ситуация возможна, так как при добровольном принятии стороной на себя обязанности по уплате алиментов основания алиментного обязательства могут отличаться от тех, что предусмотрены законом при взыскании алиментов в судебном порядке.

Забота детей о родителях предполагает оказание им всесторонней помощи, поддержки и проявление внимания. Причем в п. 1 ст. 87 СК РФ речь идет о необходимости не только моральной, но и материальной поддержки совершеннолетними детьми своих нетрудоспособных родителей.

Обязанность трудоспособных детей, достигших восемнадцати лет, заботиться о нетрудоспособных родителях установлена ч. 3ст. 38 Конституции РФ. Данная конституционная норма воспроизведена в СК РФ (ст. 87). В пункте 1 статьи 87 СК РФ указано, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. В законодательстве ряда субъектов РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления защищают право нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных совершеннолетних детей.

Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Права ребенка в Российской Федерации

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

— предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества).

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы — показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья — соотечественники) и международном (принимающая семья — иностранцы) уровнях.

Вам будет интересно ==>  Характеристика для мсэ воспитателю 3 группы

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Права ребенка— это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

По наследованию родительского имущества вступить в права гарантировано ребенку законом. Завещание наряду с правовыми актами предполагает в обязательном порядке долю на каждого ребенка. Поэтому предусмотрен конкретный механизм для реализации правозащиты несовершеннолетних.

Образ жизни по собственному сценарию, не предусматривающему нанесения вреда окружающим людям, и есть свобода, противопоставленная унизительному рабству, существованию в неволе, насилию над телом и духом. Под строжайшим запретом на территории России похищение детей и торговля, эксплуатация трудовой силы. Все лица, преступающие законодательство, несут ответственность уголовную.

Поддержка здоровья детей, действия, направленные на его укрепление, имеют законную защиту в сфере здоровьесбережения. Совершенно бесплатно согласно государственному законодательству в отношении детей осуществляется комплекс мероприятий, ориентированных на своевременность помощи медицинского персонала, профилактические действия, диагностирование. Предусмотрено так же обязательное наблюдение за ребенком в процессе диспансеризации, оздоравливающих, лечебных процедур.

Цели государства на уровне социальном и экономическом, политическом и идеологическом заключаются в создании прочных связей для полноценного союза во имя благополучия детей. Так, каждый младенец от момента рождения наделен правом на получение родительской заботы. На государственном уровне апробирована на практике система мер по поддержки многодетный и иного статуса семей.

Главенствующая роль по защите прав ребенка отдана законным назначенным представителям, а именно: родительской общественности. Вместе с ними обязанность эта возложена так же на государство, бдительность правоохранительных органов, все учреждения от уровня федерального до муниципального.

В случае, если родителям не понравилось имя, выбранное ими же или государственной организацией, они вправе заменить фамилию или имя, но до того времени, когда их ребенку исполнится 10 лет. Если дочь или сын старше 10-летнего возраста, то, согласно правовой защите, изменить ребёнку фамилию или имя можно только в том случае, когда он согласен с этим решением.

  1. Пройти обучение по ускоренному курсу.
  2. Пользоваться информационными и библиотечными ресурсами.
  3. Получать дополнительное образование.
  4. Учиться на родном языке или выбирать любой другой язык обучения, которые предоставляет образовательная система.
  5. Перейти в другое учебное заведение в том случае, если образовательное учреждение прекращает свою деятельность. Но при этом, согласно правам ребёнка в РФ, он обязательно должен согласовать своё решение с родителями.
  6. Защищать и отстаивать своё решение о смене профессионального обучения. Если ему не нравится будущая профессия – недопустимо нарушение личного права ребёнка в этом вопросе.
  7. Реализовать своё желание получить высшее образование.

Что касается содержания, в документах по правам ребёнка сказано: родители должны содержать своих детей до того момента, пока они получат образование. Если мать (отец) получает алименты на ребёнка, то, как указано в ФЗ, полученные средства она (он) может тратить на содержание ребёнка.

Действующим законом несовершеннолетний гражданин обеспечен социальной защитой. Также ему предоставляются благоприятные условия, чтобы имел возможность духовно, нравственно, умственно и физически развиваться, его свобода, достоинство, социальные права и интересы не угнетались другими людьми: главная цель всех законодательных актов Российской Федерации относительно детей – самым лучшим образом обеспечить интересы каждого ребёнка до 18 лет.

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

В 1959г. генеральная Ассамблея ООн провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждалось, что права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Для России ХХ в. проблема защиты детей была особенно острой. Революция, Гражданская война, послевоенная разруха, голод начала 30-хгг., Великая Отечественная война, депортация народов – всегда и везде страдали дети. По уровню детской смертности СССР занимала в 1990г. 40-е место в мире К сожалению, сегодня положение детей вызывает самое серьёзное беспокойство. Растёт детская беспризорность, наркомания. Детские учреждения не получают должного финансирования.

Богатство и нищета по-прежнему соседствуют в мире. На планете миллионы бедных детей. Многие обречены на физическое увядание, умственную отсталость, голодную смерть. Далеко не вежде дети получают полноценное образование, приобщаются к сокровищам культуры. Остра проблема детской преступности, наркомании, проституции.

Наконец, 20 ноября 1989г. Конвенция о правахребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была ратифицирована нашей страной ( РАТИФИКАЦИЯ –утверждение органами верховной государственной власти международного договора или соглашения, заключённого полномочными представителями договаривающихся сторон )

Кто занимается правами ребенка в россии

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

Если подросток смог узнать о намерении друга/одноклассника/сверстника покончить с жизнью, он должен обратиться к социальному педагогу или в научно-методический центр практической психологии. Не рекомендуется пытаться воздействовать на объект самостоятельно, так как это может усугубить ситуацию.

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.
  • создание гарантий на законодательном уровне;
  • содействие в реализации законных интересов;
  • защита здоровья;
  • обеспечение возможности использовать объекты социальной инфраструктуры для всестороннего развития личности;
  • оказание мер по противодействию торговле детьми и эксплуатации труда несовершеннолетних;
  • предоставление помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – это должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первым Уполномоченным стал Алексей Иванович Головань (с 1 сентября по 26 декабря 2009 года), с 30 декабря 2009 года Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является Павел Алексеевич Астахов. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

  1. iv) свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;
  2. v) если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;
  3. vi) бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;
  1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
  2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
  1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
  2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
  1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
  2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

Adblock
detector