Право собственности на лесные объекты

Экологическое право

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках. Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Российская Федерация как таковая не может непосредственно сама осуществлять право собственности, поскольку понятие «государство» носит абстрактный характер. Управление и распоряжение принадлежащим ему имуществом осуществляют органы исполнительной власти, а также специально уполномоченные юридические и физические лица.

Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой.

Власть же всех других лиц не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника, обусловлена ею Это значит, что вышеперечисленные государственные органы, хотя и определены как владельцы лесного фонда, но реализуют правомочие владения в рамках возложенных на них полномочий и обязанностей и в соответствии с законом.
Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие).

Таким образом, с введением в действие нового Кодекса сформирован правовой механизм закрепления в федеральной собственности всех лесных участков в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных, помимо земель лесного фонда, категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Имеются в виду, прежде всего, нормы ст. 15 — 19 ЗК РФ, содержащие правила о собственности на землю граждан и юридических лиц, общие положения о государственной (Российской Федерации и ее субъектов) собственности на землю, а также специальные нормы о федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на землю. Кроме того, возможные формы собственности на земельные участки зависят от категории земель и определяются с учетом положений, устанавливающих особенности разных категорий земель (гл. XIV — XVIII ЗК РФ).

Итак, как мы видим, по вопросу собственности на лесные участки имеются некоторые противоречия в действующем законодательстве. Статья 8 ЛК РФ, с одной стороны, устанавливает федеральную собственность на лесные участки в составе земель лесного фонда, с другой, допускает, что лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной законодательством. Налицо разное отношение законодателя к одному и тому же объекту правового регулирования. Понимая, что возможность приватизации лесных участков может привести к пагубным последствиям, законодатель вместе с тем, по сути, безразлично относится к части из них. С чем это связано? По мнению В. Быковского, это сделано в целях непротиворечия ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако следует подчеркнуть, что Конституция лишь допускает, а не обязывает, чтобы природные ресурсы находились в различных формах собственности. Следует помнить, что леса, лесные участки, как и земля являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому трудно не согласиться с мнением В. Быковского, считающего, что определение объекта права собственности на леса через понятие земельного участка может привести к «выхолащиванию» сущности участков земли, на которых произрастают леса, в качестве лесных участков, выполняющих полезные функции в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Несмотря на то, что большинство лесных участков находятся в федеральной собственности, поскольку большая часть лесов произрастает на землях лесного фонда, необходимо пристальное внимание уделять использованию лесов и лесных участков, находящихся в иных, нежели государственная, формах собственности. Если законодатель вводит многообразие форм собственности на лесные участки, расположенные не на землях лесного фонда, то он должен детально урегулировать все правоотношения, связанные с их предоставлением во владение, пользование и распоряжение различным субъектам, их целевым и рациональным использованием. Это также необходимо в целях быстрого разрешения возникающих спорных ситуаций. Действия собственников по использованию данных лесных участков могут нарушать законодательство, поэтому нужно организовать их особую правовую охрану в целях противодействия возможным нарушениям.

В ЛК РФ нормы, посвященные специальному правовому регулированию, отсутствуют. Поэтому, характеризуя правовой режим городских лесов, В. К. Быковский отмечает, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением, однако при этом в ЛК РФ не раскрывается целевое назначение лесов и в чем заключаются полезные функции городских лесов. Автор считает это недостатком ЛК РФ и предлагает, поэтому, указать в нем перечень видов деятельности, которые запрещено осуществлять в этих лесах. По мнению Быковского, необходимо устранить не разграниченную государственную собственность на городские леса и закрепить в законодательстве федеральную собственность на них. Это дополнительно поможет обеспечить единообразный правовой режим всех лесов на территории России. Необходимо закрепить в ЛК РФ целевое назначение городских лесов, перечислить полезные функции городских лесов и разрешенные виды деятельности в них.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что наряду с тем, какое важное значение имеют городские леса, отсутствует единообразное регулирование их правового режима, что отрицательно сказывается на эффективности использования и содержания городских лесов. Очевиден пробел в законодательстве в области правового регулирования городских лесов, выражающийся в отсутствии понятий целевого назначения лесов, перечисления полезных функций городских лесов, разрешенных видов деятельности в них. Устранение этих пробелов позволило бы уменьшить затраты и повысить эффективность ведения лесного хозяйства в городских лесах, увеличить прибыль от их использования.

Вам будет интересно ==>  Что полагается за 3 ребёнка 2023 году сургут

Критикуемый проект ЛК РФ (вариант от 18 января 2005 г.) закреплял в ч. 1 ст. 42 федеральную собственность на земли лесного фонда, в ч. 2 предусматривал, что лесные участки могут находиться в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц. А в ч. 6 этой статьи предусматривалась также возможность иметь в собственности участки леса иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства (за исключением лесных участков, предусмотренных перечнем, утвержденным указом Президента Российской Федерации). Такое решение вопроса о собственности на лесной фонд противоречило не только мнению общественности, но и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, и этот вариант проекта ЛК РФ был отправлен на доработку. Более года проект перерабатывали и осенью 2006 г. вернулись к его рассмотрению.

Право гос собственности на лесные участка

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводст­во лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые кведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организа­ции рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса * .

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

Объекты и субъекты лесных отношений

Лесные участки являются непосредственными объектами лесных отношений в случаях, когда они предоставляются в лесопользование, не связанное с извлечением лесных ресурсов, таких, например, как ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской, образовательной; рекреационной деятельности и др. В случаях же, когда лесные участки предоставляются для заготовки лесных ресурсов, непосредственными объектами лесных отношений будут являться соответствующие ресурсы. Леса являются средоточием лесных ресурсов, к которым относятся следующие: 1) древесина; 2) живица; 3) недревесные лесные ресурсы — пни (пневой осмол); береста; кора и луб; хворост; веточный корм; пихтовые, сосновые, еловые лапы; ели для новогодних праздников; мох, лесная подстилка, опавшие листья, камыш, тростник; веники, ветви и кустарники для мётел и плетения; древесная зелень; 4) пищевые лесные ресурсы, включая дикорастущие плоды, орехи и ягоды, древесные соки, другие пищевые лесные ресурсы, и лекарственные растения.

Участниками лесных отношений считаются Российская Федерация и ее субъекты (их органы государственной власти в пределах своей компетенции), муниципальные образования (органы местного самоуправления), граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и (или) использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд.

Узловыми моментами для организации охраны окружающей среды являются проблемы определения объектов и субъектов лесных отношений. Объектами лесных отношений признаются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Такая непростая конструкция предполагает апробирование жизнью, нуждается в последующем разъяснении.

5. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование.

Ключевым положением ЛК РФ является регулирование прав собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, – по этим вопросам Кодекс вносит ясность в проблемы, не урегулированные Основами 1993 г. Содержание права собственности на природные ресурсы является определяющим для понимания режима охраны окружающей среды в связи с использованием природного ресурса.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся вфедеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Право собственности на леса в РФ

1. По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

2. В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.

1. Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Вам будет интересно ==>  Как согласовать перепланировку квартиры самостоятельно в москве 2023

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.

2. Ограниченность благ (вещей, ресурсов), что заставляет людей оформлять юридически свои претензии на определенную часть благ. Ограниченность ресурсов как основа формирования собственности играла и играет решающую роль в развитии прав собственности на лесные ресурсы. Именно этим фактором можно объяснить то положение, когда частное лесовладение является преобладающим в тех странах, где лесные земли (ресурсы) ограничены.

В качестве юридической категории собственность на леса могла возникнуть лишь с появлением государства и права. Она представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению лесами. Обладая основными чертами, свойственными праву собственности вообще, право собственности на леса можно рассматривать в объективном и субъективном аспектах.

Гражданам и юридическим лицам право собственности разрешено только на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица (ст. 20 ЛК РФ) /3/. На рис. 1 приведены формы собственности, существующие в Российской Федерации для объектов лесных отношений.

С экономической точки зрения собственность на леса возникла задолго до появления государства и права. Ряд авторов придерживается точки зрения, что главным признаком собственности в экономическом смысле являлись и являются акты присвоения или отчуждения /4/.

Основная специфика правового режима недвижимого имущества заключается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности и других вещных прав на него происходят в особом порядке, который обычно требует соблюдения обязательной письменной формы и обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре, ведение которого возлагается на учреждения юстиции.

Статья 8

В соответствии с положениями статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Поскольку доказательств того, что регистрирующим органом осуществлена государственная регистрация права собственности Администрации Томского района на участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133 (также права постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района «Томресурсы» на участок), а также права собственности Российской Федерации на один и тот же земельный участок, суду не представлено, по смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (номер) от 29.04.2010 г., суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании отсутствующим права собственности Администрации Томского района на участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133, а также права постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района «Томресурсы» на этот же участок удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения требования об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133, площадью 6 695 212 кв.м., с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. № 4.

Заявитель полагает, что установленные названными положениями требования о размещении информации о значениях допустимых концентраций нормируемых веществ на сайте в сети Интернет, а также предоставление такой информации по письменному запросу абонента нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и возлагают на хозяйствующего субъекта дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом.

2. Е. муниципальное унитарное предприятия водопроводно-канализационного хозяйства обратилось с заявлением в ВС РФ о признании частично недействующими подпунктов 30 и 34 пункта 2 Изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339, дополняющей Методику пунктами 83 и 84, а также пунктом 8 приложения 4, ссылаясь на их противоречие пункту 9 части 1 статьи 4, статье 34, части 6 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 г.) и принятый вслед за ним Лесной кодекс РСФСР (1978 г.) закрепили исключительную собственность государства на леса и возможность предоставления их только в пользование, разделили регулирование лесных, водных и горных отношений. Данное положение было изменено Основами лесного законодательства 1993 г.

Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

29 января 1997 года Президентом Российской Федерации был подписан и 4 февраля 1997 года в “Российской газете” официально опубликован Лесной кодекс Российской Федерации, который заменил действовавшие с апреля 1993 года Основы лесного законодательства Российской Федерации.

Лесной фонд — это все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации. (Статья 7. ЛКРФ)

Право собственности на леса и лесные участки

В принятом 4 декабря 2006 г. Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8). Норма является императивной и фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц). Согласно ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 10 указанного закона предусматривает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Такое распоряжение лесными участками возможно с 8 декабря 2006 г. — дня официального опубликования и вступления в силу названного Федерального закона.

Определение и состав земель лесного фонда содержится в Земельном кодексе РФ. В соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). По оценкам специалистов, земли лесного фонда занимают 70% территории Российской Федерации[3]. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 23 Кодекса).

Вам будет интересно ==>  Рецензируемые журналы вак 2023г

В то же время ч. 2 ст. 8 ЛК РФ установлено, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В связи с этим важно определить, на землях каких категорий могут находиться такие лесные участки. Это особенно важно в связи с тем, что понятие «леса», позволяющее отграничить его от иной древесно-кустарниковой растительности, в Кодексе не дается.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» в границах территорий любых особо охраняемых природных территорий (кроме государственных природных заповедников) могут находиться земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перевод земель лесного фонда возможно допускать только для целей осуществления такой хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает минимально негативное воздействие на окружающую среду. Это означает, что следовало бы законодательно определить перечень категорий земель, перевод в состав которых участков земель лесного фонда (лесных участков) ограничивается или запрещается с учетом деления лесов на группы, категории защитности и выделения особо защитных участков леса.

Решение вопросов о целесообразности осуществления перевода земель лесного фонда следовало бы принимать с учетом кадастровой оценки лесов и земель лесного фонда. Согласно ст. 68 ЛК РФ данные государственного лесного кадастра используются при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. Однако до сих пор эта норма не реализована в лесном законодательстве. Например, Методика экономической оценки лесов, утвержденная Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 10 марта 2000 г. N 43 , определяет способы кадастровой оценки участков лесного фонда для: расчета размера платы, взимаемой за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда; определения размеров платежей за пользование участками лесного фонда; оценки хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства (п. 10).

Возможность приобретения права частной собственности на некоторые лесные участки вступает в противоречие с интересами охраны окружающей среды. Проект Кодекса не содержит никаких ограничений относительно возможности нахождения в частной собственности лесов, отнесенных к соответствующим категориям защитности лесов. Не предполагается этого сделать и в будущих федеральных законах. В этих законах будет урегулирован только порядок передачи лесных участков в частную собственность, то есть только процедурные вопросы.

Нормы, касающиеся права собственности как государственной, муниципальной, так и частной, носят самый общий характер. Статья 42 проекта провозглашает, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Что же касается лесных участков, то они могут находиться в государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации), собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Как предусмотрено в ст. 285 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

В настоящее время вводить частную собственность на леса явно преждевременно. Крупные лесопромышленники не собираются скупать большие участки леса для заготовки древесины. Не следует идеализировать самосознание частных собственников участков лесного фонда. Если они займутся вырубкой древесины, то при цикле ее выращивания до 100 лет придется ждать плодоношения плантаций более века, а рассчитывать на обогащение смогут лишь их внуки или правнуки1.

В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. «Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования — аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения — соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)»1.

Юридическое понятие «лес» , основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.). Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.

Важной особенностью государственной собственности является то, что она создается и функционирует для выполнения государственных задач. При этом государство защищает свое право собственности на тех же основаниях, как и другие собственники. В государственной собственности находят свое выражение известные властные, публичные элементы, которые при последовательно демократической организации общества ограничены законом1.

Российская Федерация в соответствии с законодательством не является юридическим лицом. Тем не менее в соответствии со ст. 124 ГК РФ она является субъектом гражданско-правовых отношений, поскольку выступает на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Однако существует большие различия между публичными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и физическими и юридическими лицами как субъектами права. Пункт 2 ст. 124 ГК РФ допускает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не следует из закона или особенностей этих образований.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, однако леса могут располагаться на землях иных категорий. Форма собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяется в соответствии с земельным законодательством. Граница земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.

Лесной кодекс РФ (ст. 20) в незначительной мере предусматривает право частной собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке. Граждане и юридические лица вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Причем древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или

Adblock
detector