Самостоятельны ли органы местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

ГЛАВА 8

  1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом .
  1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
  2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
  1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
  2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству .
  3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории .
  1. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом .
  2. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом .

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 34

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству .

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи .

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории .

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2023 № 87-ФЗ)

должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вам будет интересно ==>  Пособия для многодетных в 2023 в краснодарском крае

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ)

административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. (В редакции федеральных законов от 03.04.2023 № 62-ФЗ, от 01.05.2023 № 87-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенныесобственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть в т. ч. и через О. м. с. Таким образом, не являясь органами государственной власти, О. м. с. являются органами власти. В каждом муниципальном образовании функционирует определенная система этих органов. Другим конституционным принципом местного самоуправления в РФ является самостоятельное определение населением структуры О. м. с. (ст. 131 Конституции РФ). Речь идет не только о внутреннем устройстве соответствующих органов, но и об определении видов О. м. с., их наименования, взаимоотношений между ними. Принцип самостоятельности предопределил многообразие моделей местного самоуправления в муниципальных образованиях. В структуре О. м. с. могут предусматриваться не только представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, администрация — исполнительный орган местного самоуправления, но и другие органы. Федеральный закон от 6 окт. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает определенные требования к структуре О. м. с. Тем самым формируется система сдержек и противовесов на муниципальном уровне публичной власти, которая хорошо зарекомендовала себя в мировом опыте. Основная задача О. м. с. — реализация местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

СФ в связи с большим количеством муниципальных образований (около 12 тыс. — до 2005, более 24 тыс. — на 1 янв. 2006) не может контактировать с О. м. с. так же регулярно и плотно, как с органами государственной власти субъектов РФ. Тем не менее в СФ внимательно рассматриваются обращения О. м. с. по вопросам законодательства, представители СФ принимают участие в мероприятиях, проводимых О. м. с., ассоциациями (союзами) муниципальных образований. Представители О. м. с., в свою очередь, нередко приглашаются на мероприятия, проводимые в СФ. Эта работа осуществляется в основном Комитетом СФ по вопросам местного самоуправления. Формой работы СФ с О. м. с. является взаимодействие с их ассоциациями (союзами). Самая крупная из них — Общероссийский конгресс муниципальных образований РФ, учредителями которого выступила большая часть др. ассоциаций муниципальных образований, существующих в РФ. Взаимодействие СФ с конгрессом осуществляется в следующих формах и направлениях: обмен планами мероприятий; обмен материалами; мониторинг отношения О. м. с. к законопроектам; анализ деятельности О. м. с. для ее освещения в ходе мероприятий СФ и др. Взаимодействие с О. м. с. является взаимовыгодным. О. м. с. имеют возможность выражать свою позицию в парламенте РФ, а СФ, получая разностороннюю информацию о состоянии дел в местном самоуправлении, может высокопрофессионально выполнять свою конституционную обязанность — законодательно обеспечивать деятельность О. м. с.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Полномочия и возможности органов местного самоуправления сельских поселений: перспективы и риски

Сельское поселение как муниципальная единица находится на нижнем уровне структуры муниципальных образований и является первичным звеном в региональной экономической системе. Уровень развития сельской местности непосредственно связан с эффективностью функционирования органов местного самоуправления и степенью ответственности всех участников процесса.

Наиболее подходящим для такого анализа являются механизмы SWOT- анализа на основе теории заинтересованности сторон. Данный механизм является основой для стратегического планирования. В свою очередь для целей стратегического планирования, М.И. Солосина предлагает алгоритм реализации методики анализа поселения с учетом комплексного использования баз данных региональной и муниципальной статистики, таких как: база данных основных показателей муниципальных образований Воронежской области в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области; исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Воронежской области: департамента экономического развития, департамента связи и массовых коммуникаций, департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области; муниципальных органов исполнительной власти (отчеты об эффективности деятельности органов местного самоуправления, паспорта поселений, документы стратегического планирования), а также муниципальной информационной системы поселений (МИСП) «Волость». При этом, наиболее приоритетным является проектный подход к формированию стратегии муниципального образования, когда выбор направления развития исходит непосредственно от жителей, против классического подхода, опирающегося на методики SWOT анализа.

Перечень вопросов местного значения сельского поселения закреплён в ст.14 Федерального Закона 131-ФЗ, и был значительно сокращен, по сравнению с городскими поселениями, Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №136- ФЗ). Федеральным законом №136-ФЗ субъектам Российской Федерации было предоставлено право, своим законом, наделять сельские поселения вопросами местного значения, закрепленными за городскими поселениями Федеральным законом №131-ФЗ. В Воронежской области за сельскими поселениями дополнительно были закреплены ещё 16 вопросов местного значения законом Воронежской области от 10.11.2014 года № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области». Федеральным законом №136-ФЗ было предоставлено право органам местного самоуправления, передавать свои полномочия на основе соглашений. Статьёй 14.1 Федерального закона №131- ФЗ закреплены права органов местного самоуправления городских и сельских поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления, вправе решать эти вопросы, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона №131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Ключевой задачей органов местного самоуправления является обеспечение потребностей населения и социально-экономическое развитие муниципального образования в условиях существующих межбюджетных отношениях и нарастающих кризисных явлениях в экономике. В настоящее время Президент РФ В.В. Путин обращает особое внимание на развитие малых городов и сел, с помощью механизмов взаимного сотрудничества органов местного самоуправления с населением и хозяйствующими субъектами.

В Российской Федерации с 1 января 2023 года начинает работать комплексная программа развития сельских территорий, которая предусматривает множество векторов комплексного развития, таких как развитие кадрового потенциала, создание условий обеспечения селян доступным жильем, развитие инфраструктуры села. Практика реализации полномочий органами местного самоуправления достаточно широка. Наиболее больший интерес представляет реализация полномочий ОМСУ в условиях работы региональных программ поддержки местного самоуправления.

Интересно изменение подхода к структуре местной администрации. Если Федеральный закон № 131-ФЗ определяет, что в нее могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы, то теперь законопроект ориентирует муниципалитеты на создание территориальных органов администраций и допускает возможность создания функциональных подразделений.

Если обратиться к тексту проекта закона, то в сравнении с Федеральным законом 131-ФЗ сразу бросается в глаза, что в законопроекте отсутствует самостоятельная статья, которая бы вводила основные термины и понятия, что, как мне кажется, в последствие может сыграть против самого же законодателя. Есть основание полагать, что правоприменительная практика вынудит его вернуться к такому универсальному юридико-техническому механизму. Пока же понятийный аппарат разбросан по всему тексту законопроекта.

— финансовые обязательства, возникающие в связи с исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации;

Вам будет интересно ==>  Ст 228 прим 5 ук рф

По всей видимости от этого механизма принято решение отказаться, либо же это сознательное решение авторов законопроекта с целью снижения градуса споров вокруг отстаиваемой оппозиционными партиями идеи прямых выборов глав муниципалитетов, дабы в качестве уступки предложить компромиссное решение о возврате к формату конкурса на должность главы муниципального образования.

Кстати, в Ставропольском крае с принятием нового закона о местном самоуправлении в отношении его территориальной организации ничего не изменится, ибо там уже нет ни поселений, ни, как следствие, муниципальных районов (сейчас в крае 17 городских и 16 муниципальных округов).

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

  1. местный референдум;
  2. муниципальные выборы;
  3. голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;
  4. сход граждан;
  5. правотворческая инициатива граждан;
  6. территориальное общественное самоуправление;
  7. публичные слушания;
  8. собрания граждан;
  9. конференция граждан (собрание делегатов);
  10. опрос граждан;
  11. обращение граждан в органы местного самоуправления.

«Этот законопроект, очевидно, будет оспорен и, возможно, даже успешно», — убежден Андрей Кузнецов, депутат от фракции «Справедливая Россия — За правду». Выгодоприобретателем закона выступает региональная власть, и в результате ситуация на местах откатится на 30 лет назад, уверен парламентарий. Вместо представителей местного самоуправления люди вынуждены будут обращаться к криминальным авторитетам или главам этнических сообществ. «Это один из важнейших законопроектов в этом созыве», — заявил Кузнецов, призвав всех коллег голосовать против этой инициативы.

«Фактически у нас будет меньше самоуправления, чем 150 лет назад», — раскритиковала новеллу депутат вне фракций Оксана Дмитриева. Депутат от КПРФ Ренат Сулейманов заявил, что авторы реформы «не понимают масштаба бедствия», которое повлечет принятие документа; по его оценке, в результате количество органов местного самоуправления сократится не в два, а как минимум в десять раз. «Фактически вы выдергиваете стержень саморегулирования», — добавил депутат Александр Куринный.

В новелле предусмотрено деление на городские округа и муниципальные округа, а в крупных мегаполисах — еще и на внутригородские территории. Это поможет уйти от «матрешечного» принципа организации местной власти и постоянного перераспределения полномочий, подчеркнул Крашенинников. При этом органы самоуправления, которые находятся внутри территории другого такого органа, объединятся с ним, а не будут просто ликвидированы.

В случае принятия законопроекта главой органа муниципального образования можно будет избирать тремя способами: в формате прямых выборов, представительным органом из своего состава, либо представительным органом из числа предложенных главой региона кандидатур. В последнем случае он также будет главой местной администрации. Крашенинников считает, что это позволит повысить авторитет главы органа муниципального образования и его ответственность. При этом его в любом случае можно будет снять по требованию губернатора, если образование под его управлением не достигнет установленных президентом нормативов.

Депутат от КПРФ Олег Михайлов задал вопрос, как будет работать местная власть в регионах, где между поселениями могут пролегать сотни километров. Крашенинников подчеркнул, что местные власти там сохранятся: они просто будут оптимизированы и выступят как представители единого органа самоуправления.

Едва услышав слово «оптимизация», критики законопроекта тут же припомнили недоброй памяти оптимизацию здравоохранения и оптимизацию образования. «Когда их проводили, тоже говорили, что нет денег, нет кадров, давайте укрупним», — сказал, в частности, Алексей Куринный (КПРФ).

Николай Новичков («СР») и Геннадий Панин («ЕР») беспокоились, насколько соответствуют Конституции предложенные новые правила. Дело в том, что статья 12 Основного закона провозглашает органы местного самоуправления самостоятельными и не входящими в систему органов государственной власти — а тут, получается, мы МСУ «инкорпорируем» во властную вертикаль… Г-н Крашенинников на это отвечал, что он лично никаких противоречий тут не видит.

Муниципальных выборов станет намного меньше, раз меньше станет представительных муниципальных органов. Способов наделения полномочиями главы МО законопроект предлагает три, причем, как и сейчас, право решить, какой именно будет действовать на территории того или иного региона, отдано региональным органам власти. Захотят разрешить прямые выборы мэров — разрешат (правда, почему-то почти нигде не разрешают). Захотят предпочесть выборы мэра местными депутатами из их же числа (в этом случае мэр будет считаться одновременно и муниципальным, и региональным должностным лицом) — пожалуйста. Еще одна опция — выбор мэра местными депутатами из числа кандидатов, представленных губернатором.

Олег Михайлов (КПРФ), представляющий в Думе Республику Коми, напомнил, что в этом регионе между райцентром и поселениями иногда огромные расстояния. «Не придется ли людям теперь, чтобы добраться до местной власти, преодолевать десятки или сотни километров?» — спросила и Роза Чемериз («Новые люди»). Г-н Крашенинников успокаивал: власть от людей не оторвется, потому что в результате «оптимизации» в маленьких населенных пунктах будут постоянно работать территориальные органы муниципалитетов, их представители. Сейчас в сельских поселениях бюджет зачастую такой, что покрывает только расходы на содержание главы поселения и его маленького аппарата, убеждал г-н Крашенинников. Ничего сделать полезного для людей он все равно при таком раскладе не может.

Возможностей снять с должности главу МО, даже избранного населением, у глав регионов станет больше. «Власть должна работать как единый механизм — за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных регионом в МО полномочий может быть вынесено предупреждение, выговор, а если в течение месяца нарушения не устранил — отстранение», — сказал г-н Крашенинников. Еще одно основание для отставки — систематическое недостижение показателей эффективности, которые уже установил своим указом президент: в этом случае глава субъекта вправе обратиться с инициативой убрать мэра в представительный орган субъекта.

Местное самоуправление поселений и граждане: кого защищать

Но всегда ли органы местного самоуправления поселений действуют в интересах граждан? К сожалению, нет. Более того, подчас интересы граждан и муниципальных чиновников диаметрально противоположны. Поэтому полагаю, что нерациональное использование и без того недостаточных ресурсов, а также некомпетентность и коррумпированность отдельных местных чиновников отдаляют органы местного самоуправления от населения в гораздо большей степени, чем территориальные преобразования.

Возникает вопрос: в достаточной ли мере принимается во внимание мнение населения? С позиций нормативизма – да, поскольку практика руководствуется действующей нормой закона. С точки зрения серьезной самостоятельности населения (не местных органов) – в решении вопросов местного значения такой учет недостаточен. В аспекте реального обеспечения и защиты прав граждан законодательство и правоприменительная практика отражают объективную реальность. Но в будущем возможны иные формы выражения воли населения.

Объективный взгляд на проблему показывает, что к объединению поселений подталкивает груз годами не решаемых местных проблем, а ресурсный потенциал многих поселений для их преодоления оказывается недостаточным. Объединение потенциалов поселений в масштабе городского округа позволяет снять многие проблемы. В конечном счете граждане должны выиграть от объединения нескольких муниципальных образований в одно, иначе реформа не имеет смысла.

Возникает и другой вопрос: как быть с поселенческим самоуправлением? Местное самоуправление выступает наиболее приближенным к населению уровнем осуществления публичной власти, поселенческий уровень наиболее доступен человеку. Поселенческое самоуправление имеет свои преимущества – прежде всего это шаговая доступность. Считается, что люди знают друг друга и доверяют ответственные должности на местах лицам, заслужившим уважение земляков. При объединении поселений власть пространственно отдаляется от населения.

Нельзя также не отметить проблему недостаточности участия населения в решении вопросов местного значения, характерную и для округов, и для поселений. Подчеркну, что конституционно-правовое и социальное назначение функционирования органов местного самоуправления городского округа, объединившего несколько поселений, так же, как и смысл работы органов поселения, состоит в обеспечении прав и законных интересов жителей. Демократические начала в осуществлении местного самоуправления могут и должны быть реализованы не только на поселенческом, но и на окружном уровне – правовые и организационно-технические возможности для этого есть. В частности, думается, можно было бы увеличить депутатский корпус в округах, расширив представительство бывших поселений, поскольку депутаты работают на общественных началах, нагрузка на бюджет минимальна.

Самоуправление без «самостоянья»

– Совершенно верно. Вопрос о муниципалитетах заострился именно из-за того, что местные отделения госструктур не подчинены местному самоуправлению. Они считают, что независимы от него и могут ставить его перед фактом. Это неправильно, нужно обязать их следовать местным правилам, касающимся размещения объектов, благоустройства, озеленения, а также инфраструктуры. Скажем, если федеральным решением на территории муниципального образования размещается военная часть, то на муниципалитет возлагаются заботы о том, где будут проживать офицеры с семьями, в каких поликлиниках наблюдаться, в какие образовательные учреждения водить детей, – соответственно, размещение военной части немыслимо без согласования деталей с муниципалитетом. Однако зачастую такие согласования не проводятся. В этом ключе задуманная попытка инкорпорировать местное самоуправление в систему единой власти – очень правильная попытка. И кстати, она не нова. Ещё в середине 1990-х Конституционный суд постановил, что муниципалитет – часть публичной власти (понятие «публичная власть» используется для одновременного обозначения государственной власти и местного самоуправления; в политологии публичная власть противопоставляется сугубо общественной. – Прим. «АН»).

Вам будет интересно ==>  Может Ли Супруга Переписать Машину На Мужа Если На Машину Наложили Арест Приставы

– СОГЛАСНО языку действующей Конституции, федеральный и региональный уровни управления являются властью, а муниципальный уровень – самоуправлением. Понятие «власть» ассоциируется с принуждением, а «самоуправление» – с гражданским обществом. То есть, по крайней мере на словах, муниципалитеты обязаны не диктовать населению свою волю, а подчиняться ему.

– Знаете, когда молодой человек идёт подавать заявление в ЗАГС, возможен вариант, что он это делает абсолютно добровольно. Но бывает и по-другому: иногда его убеждают родители, или девушка, или родители девушки. Однако, как бы то ни было, молодой человек должен собственной персоной очутиться в ЗАГСе, заполнить бланк и поставить свою подпись – без этого никакой брак невозможен. Значит, молодой человек в любом случае обладает самостоятельностью, ведь последнее слово – за ним. То же самое я бы сказал о муниципалитетах: в описанной вами ситуации последнее слово – за ними. Без согласия муниципалитета не обойтись – значит, его самостоятельность нельзя назвать условной.

– Ещё одна норма восьмой главы: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью». При этом муниципальные советы Новой Москвы – против своей воли – передали местные жилищно-коммунальные службы в ведение региона, то есть столицы. В подобных конфликтных ситуациях муниципалитеты всей страны опасаются, что их регион, осерчав, выделит меньше средств на их нужды. Аналогично тому, как он «наказывает» недофинансированием свои города и веси за недостаточный местный процент «Единой России» на выборах.

– Нет, я вижу это иначе. Государство даёт деньги муниципальному образованию, а не муниципальное образование государству. Кстати, даже в Швейцарии, которую часто рассматривают как страну с наиболее широкими возможностями самоуправления, – даже там налоги собирает федерация, впоследствии выделяя средства регионам-кантонам, а те выделяют средства муниципалитетам. Женева цветёт, там идеальная чистота, но не потому, что налоги оседают в городе, как вам хочется, а потому, что федерация и кантон выделяют городу деньги в большом объёме. К этому и нужно стремиться нашему государству. И контролировать, как расходуются выделенные средства.

Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня власти. Этот принцип предполагает организационную обособленность органов местного самоуправления от государственных органов власти и предопределяет определенные взаимоотношения между государством и муниципальными образованиями.

В уставах муниципальных образований специально оговаривается, что органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию муниципальной собственности.

Для эффективной деятельности органов местного самоуправления требуется обеспечение их финансово-экономической самостоятельности. К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления федеральным законодательством в том числе относится: управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной власти в решение вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит в данном случае нововведение — органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления: 1) в случае ликвидации органов местной власти в условиях чрезвычайной ситуации; 2) если долги муниципального образования превышают 30% собственных доходов; 3) в случае нецелевого использования субвенций.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

Так, в городе Пионерском, это -глава местного самоуправления — мэр; в Гурьевском районе — глава района. В уставах этих муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления — городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» — районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.

Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Набору мифов о местном самоуправлении противостоит достаточно стройная система аргументов, убедительность которых нисколько не уменьшилась за два года, отделяющих нас от принятия закона “Об общих принципах . ” Основные аргументы выглядят следующим образом.

2. Экономическая несамостоятельность большинства российских территорий не позволяет им развивать местное самоуправление. Этот миф интересен в первую очередь тем, что к нему чаще всего прибегают приверженцы двойного стандарта. Часто его можно слышать из уст именно тех губернаторов, чьи регионы сами являются дотационными в масштабах России. Но почему-то этот факт не побуждает их выступать за отказ от принципов федерализма. Впрочем, увязывать вопрос о дотационности той или иной территории с назначаемостью ее руководителя не представляется слишком корректным. Почему послушный начальству чиновник распорядится дотацией лучше, чем выбранный мэр, тем более, что никто не мешает региональной администрации проконтролировать использование средств последним? С другой стороны очевидно, что вывести территорию из хозяйственного тупика в силах только инициативный руководитель, способный пойти на известную степень риска. Подобных качеств естественнее ожидать от выборного должностного лица, нежели от назначаемого сверху и скованного строгой отчетностью перед начальством.

1. Неравномерность экономического развития территорий. В советский период территориальное размещение производительных мощностей осуществлялось крайне неравномерно, в соответствии с субъективными решениями директивных органов. От этих времен унаследован также резкий разрыв в экономическом развитии между городом и селом. Переход к рыночным отношениям привнес в эту неравномерность свой существенный вклад: территории с неконкурентоспособными производственными мощностями (либо полным отсутствием таковых) резко проиграли по сравнению с теми, для которых рыночная конъюнктура оказалась благоприятной. Это означает, что в стране существует не так уж много территорий с идеальными условиями для развития местного самоуправления, предполагающими хотя бы частичную способность местного сообщества самостоятельно себя обеспечивать. Отсутствие таких условий — отнюдь не аргумент против самоуправления как такового, — о чем будет сказано ниже. И все-таки тотальная дотационность многих муниципальных образований есть фактор, который скорее препятствует, нежели содействует становлению этого института в России.

1. Оно отделено от органов государственной власти. Это следует из Конституции, в которой сказано (ст. 12), что “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.” Ничего подобного мы не встретим в практике других стран. В Германии, например, коммунальное самоуправление считается частью исполнительной ветви государственной власти, хотя и организованной иначе, чем государственная структура. В США отсутствует четкое вычленение власти местных общин из общей системы государственной власти штатов. Трудно предположить, чем руководствовались авторы соответствующего положения российской Конституции, предоставившего местным властям столь неслыханную в остальном мире свободу. Прямым следствием Конституции является невозможность создания в России института профессионального надзора за деятельностью местной власти, подобного тому, который осуществляется в ФРГ. Следовательно, государство не может вмешиваться, когда считает те или иные управленческие решения местных властей нецелесообразными. Спектр возможностей воздействия государства на органы самоуправления в России не выходит за рамки чисто правового (прокурорского и судебного) контроля. Подобный перекос в сторону чрезмерного муниципального либерализма может создать благоприятную среду для коррупции в местных органах власти и в конечном счете привести к дискредитации самой идеи местного самоуправления. Избежать этой опасности можно, если не связывать себя узкодогматическим толкованием 12-й статьи Конституции. В самом деле говоря о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, Конституция отнюдь не утверждает, что самоуправление отделено от государства и тем самым свободно от подчинения законам, выражающим волю последнего. Это означает, что через посредство законов государство может накладывать на органы местного самоуправления определенные обязанности и ограничения, а также контролировать его деятельность, в том числе возлагая контрольные функции на те или иные государственные органы. Искусство законодателя в области муниципального (права) состоит в том, чтобы предусмотреть такие механизмы контроля, которые с одной стороны предотвращали бы самодискредитацию местной власти, а с другой — не давали региональному руководству дополнительных рычагов давления на муниципалитеты.

2. Ответственность. Она меняет своего адресата. Чиновник, назначенный управлять сверху, несет ответственность перед своим руководством и стремится угодить в первую очередь ему, и только во вторую — жителям территории, на которой он управляет. Дай Бог, чтобы интересы вышестоящего органа совпадали с интересами жителей данного района (поселка, города). А если не совпадают? А если, например, этот район отличается от большинства территорий данного региона своими особыми интересами (экологическими, социальными и т. д.)? Назначенец скорее всего на эти расхождения обращать внимание не будет. Зачем ему из-за этих “пустяков” ссориться с начальством? Другое дело — руководитель, избранный населением. Хорошие отношения с властями региона ему тоже нужны, но лишь в той мере, которая необходима для защиты интересов людей, его избравших. Они-то и являются его главным и непосредственным “начальством”.

Adblock
detector