Сокращение инвалида ликвидации чаэс

Содержание

Многих волнует вопрос: какие льготы распространяются на пенсионеров-чернобыльцев? Данной категории граждан позволяется досрочно выходить на пенсию. Минимальным страховым стажем является 5-летний период. Инвалидам позволено выходить на пенсию на 10 лет раньше установленного срока. Другим льготникам, не имеющим инвалидности, позволено выходить на пенсию на 5 лет раньше установленного срока.

Увеличение возраста трудоспособных граждан для их выхода на заслуженный отдых по старости все равно не является причиной для того, чтобы граждане утрачивали право на труд. Таковым правом обладают все российские граждане за исключением некоторых несовершеннолетних и инвалидов.

Увольнение пенсионера при сокращении штата в 2023 году

Но если вакансия пенсионера подлежит сокращению в силу производственных процессов, то расторгнуть отношения с данной категорией тружеников допустимо, ведь пенсионеры в силу норм закона являются такими же работниками, как и все остальные, следовательно, в их отношении нормы ТК РФ распространяются в полном объеме. Права и гарантии Несмотря на то, что сотрудники пенсионного возраста в качестве компенсации за свой многолетний труд уже имеют одну из государственных гарантий, а именно пенсию, данной категории положены и иные льготы, а также права, которые должны соблюдаться независимо от обстоятельств проведения оптимизации штата.

«чернобыльцы» имеют право вне конкурса поступать в государственное высшее или среднее специальное учебное заведение на бюджетную форму обучения. Кроме того, они могут получить место в общежитии образовательного учреждения;

Перечень послаблений, которые имеют право получить ликвидаторы радиационных катастроф, достаточно широк. Все они также гарантируются Федеральным законом о соцзащите ликвидаторов техногенных катастроф, где указан и список лиц, которые могут претендовать на получение этих послаблений и выплат. Разберемся, какие льготы положены лицам, устранявшим последствия радиационных катастроф:

Чернобыльцы могут выбрать пенсию, назначенную государством или накопленную на счетах Пенсионного фонда в результате перечислений работодателя. Они получают денежные выплаты (ЕДВ) по нескольким основаниям, чего лишены обычные граждане.

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами
по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении,
организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации имеют граждане, указанные в пунктах 1
и 2 части первой статьи 13 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно:

Добрый день!У нас на предприятии грядет сокращение.Имею ли я как ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС преимущественное право оставление на работе при сокращении штата?.Начальник участка втихарая подала в отдел кадров фамилии для уведомления о сокращении.Что нас в понедельник уведомили о сокращении -беседы с нами не проводили ООО Славянка

Законодательство не устанавливает порядок соотношения производительности труда и квалификации работника как критериев преимущественного права оставления на работе и гарантий в виде наличия такого преимущественного права, предусмотренных для отдельных, не указанных в части второй ст. 179 ТК РФ категорий лиц, в качестве мер социальной поддержки. Однако по смыслу положений ст. 179 ТК РФ производительность труда и квалификация имеют приоритет перед всеми другими основаниями, по которым работникам отдается предпочтение в оставлении на работе, в том числе перед статусом лиц, получивших (перенесших) заболевания или ставших инвалидами в связи с чернобыльской катастрофой. Этот вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в ряде определений Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой, устанавливая в качестве критериев отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата производительность труда и квалификацию работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, добивающихся значительных результатов труда и имеющих более высокую профессиональную подготовку, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками (смотрите, например, определения от 24.10.2013 N 1541-О, от 24.09.2012 N 1492-О).

Если сокращается единственная должность или все должности в структурном подразделении, правила названной статьи о преимущественном праве оставления на работе не применяются (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23.06.2014 по делу N 33-5906, определение Московского городского суда от 03.06.2023 N 4г-3919/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.06.2023 по делу N 33-2499/2023).

Вам будет интересно ==>  Льготы при продаже недвижимости в 2023 году для физических лиц в

Так, согласно п. 7 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации предоставляется гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1), а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 того же закона.

11. Имея при себе Свидетельство о смерти, обратиться в районное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту прописки умершего с письменным заявлением о выделении пособия на погребение: а) как рядового гражданина, б) как участника ЛПА на ЧАЭС. Получить пособие на погребение согласно Закону РФ № 1244-1 от 15. 05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 9910,37 руб. в 2023 г. (пункт15 Статьи 14) в) в случае потери кормильца обратиться за назначением денежной компенсации иждивенцам и детям.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 1244-1 от 15.05.1991 г.

6. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения. Данные о полученной дозе принимаются только от организаций, проводящих дозиметрические исследования непосредственно на месте или официально занимающихся реконструкцией доз. При отсутствии данных Российский МЭС решает вопрос без учета дозовой зависимости заболевания на основании клинической картины имеющихся заболеваний.

ПЕРЕЧЕНЬ документов, необходимых для представления на рассмотрение экспертного вопроса в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Российский МЭС)

12.2. О динамике состояния здоровья пострадавшего по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах с указанием дат и диагнозов.

  • их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства;
  • наличие права на пенсионное обеспечение по основаниям, связанным с проживанием в данных зонах, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

— Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

6 В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона отселения ‒ часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 ‒ свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 ‒ свыше 0,1 Ки/кв. км.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Здравствуйте! К сожалению, статус чернобыльца не дает вам никаких льгот. Федеральное законодательство четко обозначает круг лиц, имеющих право на преимущественное оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Так, согласно статье 131, Конституции Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977), Совет Министров СССР был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции СССР, в компетенцию Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Президента СССР.

Руководство ведущих министерств — Среднего машиностроения, Энергетики и электрификации, Здравоохранения, а опосредованно и руководство государства не верили в возможность возникновения такой крупной аварии на АЭС. В связи, с чем оказались фактически не готовыми к немедленным действиям по локализации крупномасштабной катастрофы на АЭС и ликвидации ее последствий. В законодательстве СССР и союзных республик отсутствовали нормативные акты, которые должны были регулировать отношения в условиях крупных техногенных и природных катастроф, а существовавшие акты были разработаны с учетом возникновения аварий локального характера. Имело место несовершенство, а то и полное отсутствие нормативной базы для решения многих вопросов связанных с ликвидацией аварий на ядерных объектах.

Вам будет интересно ==>  2023 год доплата пенсионерам за иждивенца

А специальный стаж, необходимый для назначения льготных пенсий по старости по Списку N 1 рабочим и служащим, получившим профессиональное заболевание при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вообще ограничивался временем работы в зоне ликвидации аварии (пункт 7.б Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 г. N 665-195 и пункт 4.б Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1987 г. № 1497-378). К примеру, для сравнения, ст. 9, Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и п. 92 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 определяли наличие специального стажа для назначения льготных пенсий по старости — 7,5 – 10 лет работы с ОВУТ. В специальный стаж засчитывали те периоды работы, что выполнялись регулярно и в течение полного рабочего дня, с учетом уплаты страховых взносов в ПФР за все периоды. То есть, стаж работы на ликвидации аварии на ЧАЭС в данном случае и специальный стаж определяемый в соответствии со ст. 9, Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и п. 92 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», тождественны по своим юридическим последствиям.

13. Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 26046,47 рублей (в 2023 году), родителям погибшего — в размере 13023,27 рублей (в 2023 г.). (Часть 4 Статьи 39). Суммы ежегодно индексируются. ПРИМЕЧАНИЕ. Эти суммы выплачиваются только при наличии заключения МЭС.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 1244-1 от 15.05.1991 г.

12.2. О динамике состояния здоровья пострадавшего по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах с указанием дат и диагнозов.

ПЕРЕЧЕНЬ документов, необходимых для представления на рассмотрение экспертного вопроса в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Российский МЭС)

14. По линии Пенсионного Фонда. Вдова с набором документов (справка о смерти, трудовые книжки, свидетельство о браке и т.д.) обращается в ПФ. Там все нужные документы отсканируют. В случае, если смерть не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, у вдовы или родителей, а также других нетрудоспособных членов семьи умерших участников ЧАЭС размер пенсии по случаю потери кормильца составляет с 01.04.2023 г. – 5 961,35 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется). Это 125% от размера социальной пенсии по старости. Чтобы получать повышенную пенсию (200% от социальной пенсии по старости) с 01.04.2023 г. равную — 9538,17 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется) в обязательном порядке требуется предъявить: а). заключение МЭС, что смерть связана с Чернобылем б). заключение о смерти вследствие военной травмы. ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает анализ нашего (в Рязани) ПФ, повышенную пенсию никто не получает. Немаловажно знать, что пенсия по потере кормильца назначается (будет выплачиваться) с момента обращения в ПФ. Например, чернобылец умер 21 марта 2023 года. Если вдова обратится в ПФ за назначением пенсии в марте, то она получать ее будет со дня смерти мужа. Если она обратится, например, в любой день последующих месяцев, то пенсия будет начисляться с 1-го числа месяца, в котором она обратилась.

Основным актом, дающим ответы, является Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» №9-З от 6 января 2009 года. Большая часть норм посвящена льготам, которые касаются трудового права, что плавно перетекают из закона в Трудовой кодекс.

1. Кто имеет право на льготы?

При сокращении действует одно простое правило: кто больше производит продукции в единицу времени, тот и остаётся. Однако, если у вас есть удостоверение пострадавшего от аварии на ЧАЭС и вы имеете с кем-то одинаковую производительность труда, то наниматель обязан оставить вас, как гласит статья 325 Трудового кодекса Республики Беларусь, которая дублирует статью 45 кодекса и схожа со статьями 19 и 20 Закона от 6 января 2009 года.

6. Я работаю в зоне эвакуации, какие у меня льготы?

Продолжительность основного отпуска превышает 24 дня, установленных для многих людей. Для инвалида это будет 30 дней, для работающего в зоне отчуждения, первоочередного отселения, последующего отселения и с правом на отселение — 44 дня, что указанно в Постановлении Совета министров №100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» от 24 января 2008 года.

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум алиментов на ребенка в 3020 году белгород

Жилье от государства

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
  • 250% от социальной пенсии – ликвидаторам, инвалидам 1 и 2 групп, детям, потерявшим вследствие аварии обоих родителей (24799,32 рублей);
  • 200% от социальной пенсии – для проживающих в зоне отчуждения (9919,70 рублей);
  • 125% социальной пенсии – инвалиды 3 группы, родственники умершего (5269,88 рублей).

Денежные выплаты и пенсионные преференции

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

В соответствии со ст. 24 Закона № 1244-1, под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности у лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы
Этому положению соответствует содержащаяся в пункте 2 Разъяснения формулировка причин инвалидности в отношении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением термина «заболевание».
Причём, решением Верховного Суда РФ от 22.03.2007 № ГКПИ06-1451 оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 11 и 12 Разъяснения.

В связи с неоднократными обращениями граждан и Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю по вопросу о возможности установления «ликвидаторам» причинной связи инвалидности и смерти с «военной травмой» разъясняем.

В соответствии с действующим общим порядком осуществления медико-социальной экспертизы, предусмотренным для установления инвалидности (группы, причины, сроков, времени наступления) Правилами (ранее — постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 965), данный вид экспертизы осуществляется бюро МСЭ на основании заявления законного представителя умершего инвалида либо по направлению органа, осуществлявшего его пенсионное обеспечение (органа социальной защиты населения), в функции которого входит установление мер социальной поддержки семье умершего в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

  • ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС : в размере – 178 руб. 43 коп.
  • ежегодная компенсация на оздоровление гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения, вследствие катастрофы на ЧАЭС, МАЯК в разм. 235 руб. 14 коп.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление членам семей погибшего участника ликвидации на ЧАЭС: в размере 235 руб. 14 коп.
  • ежегодная компенсация за вред здоровью:

В соответствии с постановлением правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1189 С 1 января 2023 г. на 5,5% увеличились размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Подробнее о компенсациях можно прочитать ниже или в тексте постановления

Льготы ликвидаторам аварии Чернобыльской АЭС, ПО Маяк, р. Теча 2023

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выплачивается гражданам, пострадавшим от радиации, вне зависимости от других выплат. Ежемесячная денежная выплата в 2023 году будет проиндексирована с 1-го февраля. Выплата и НСУ увеличатся на процент инфляции за предыдущий год. Предположительно коэффициент индексации с 01.02.2023 г. будет устанавлен на уровне 1,034. За оформлением следует обращаться в отделение пенсионного фонда по месту жительтсва. Подробнее о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от радиации.

ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Adblock
detector