Вымогательство С Позиции Институциональной Экономики

Глава девятнадцатая ТРИ ТИПА МУЖЧИН / ТРИ ТИПА ИНВЕСТИЦИЙ Я исключительно терпелива, при условии, что в конце концов все выйдет по-моему. Маргарет Тэтчер За ужином в ресторане стало ясно, что позади остался трудный и долгий день. Разговор неожиданно переключился на

XVII Вымогательство в Сети: встреча с шантажом онлайн Компании должны быть готовы к полномасштабным и организованным нападкам со стороны критиков. К атакам, которые моментально заполонят разделы комментариев в блогах и их страницы на Facebook, что приведет к реакции в

2. Специфичность физических активов (physical asset specificity ). О специфичности физического капитала говорят, когда стороны или одна из сторон осуществила инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которое имеет меньшую ценность при его использовании в других проектах. Примером могут служить печи электростанций, которые обычно рассчитаны на определенный тип угля (с определенной влажностью, содержанием серы, химическим составом). Отклонение от типа угля, на который рассчитано данное оборудование, вследствие разрыва отношений с его поставщиком, потребует сложных работ по переналадке печи, что связано со значительными затратами ресурсов [Joskow, 1987, р. 171].

СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА Страшные предостережения по поводу состояния психологического контракта, о которых говорилось ранее, не были подтверждены исследованием, заказанным Институтом персонала и развития. Исследование, проведенное Д. Гестом и др. (1996),

Тема 8 ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 8.1. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономикиГлавным звеном в производстве товаров и услуг выступают семья и домашнее хозяйство. Понятие «семья» и

Институциональная экономика

Кроме того, институты, рынки и организации подчиняются разным ограничениям. Институты изменяются в соответствии с историческими и социальными ограничениями под влиянием противоположных интересов социальных групп в длительном периоде. Затем они индуцируют новые ограничения. Функционирование рынков зависит от ограничений, обусловленных поведением экономических субъектов, которое выражается в разных видах выбора, продиктованных некими стратегиями. Организация может приспособиться к ограничениям, введенным институциональной средой, а может и изменить их, если обладает экономической властью. При этом организация создает внутренние ограничения посредством иерархической структуры, внутренних правил, механизмов мотивации и т.д. Именно институты как совокупности правил предопределяют возникновение организаций, их функционирование и взаимодействие с внешним миром. С позиции динамики институты являются основой, на которой осуществляется эволюция организаций, в результате чего изменяются и сами институциональные рамки.

На первом уровне – индивиды, или экономические агенты, на втором – различные институциональные соглашения в виде рынков, фирм, гибридных (смешанных) форм, на третьем – институциональная среда, включающая системообразующие правила игры. По О. Уильямсону, институциональная среда – это правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения. Институциональная среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами, которые формируют институциональное устройство (соглашения). Институциональное устройство – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хозяйственные единицы и определяющая способ их кооперации и/или конкуренции. Институциональное устройство влияет на функционирование и типы экономических организаций.

1. Поведенческие предпосылки, от которых зависят модели рынков, фирм и государства. Зависимость 1 характеризуется как поведение, противоречащее или соответствующее правилам игры, а также направлен­ное на изменение (создание) правил, которые не являются системообразующими.

2. Влияние институциональных соглашений друг на друга, выражающееся в изменении отношений на рынке, или структуры рынка в результате действия фирм, или поведения фирм под влиянием рыночной ситуации. Рынок и фирма – полярные формы институциональных соглашений с точки зрения способа решения проблемы координа­ции. Кроме того, существуют гибридные формы институциональных соглашений, такие как субподряд или франчайзинг (коммерческая концессия).

3. Изменение системообразующих правил игры, означающее изменения в ценообразовании, налогообложении, антимоно-польном и таможенном регулировании, правилах лицен­зирования, регистрации предприятий и т.п. Все это влияет на сравнительную эффективность альтернативных институциональных соглашений, а значит, и экономических организаций. Это – опосредованное влияние, поскольку прежде всего изменяются затраты ресурсов на использование сущест­вующих институтов и создание новых, т.е. трансакционные издержки. Однако в данном случае изменения в институциональ­ной среде рассматриваются как экзогенные.

Типы институциональных соглашений и их выбор с позиции ниэт

Выделяется три типа институциональных соглашений: рынок, гибридные соглашения и фирма. Обратимся теперь к условиям выбора между тре­мя видами институциональных соглашений: фирмой, гибридом и рынком. Для простоты сведем проблему минимизации общих производственных из­держек к проблеме минимизации трансакционных из­держек. Предположим, что различия в величине трансформационных из­держек фиксированы и не зависят от степени специфичности ресурсов. В каждой форме трансакционные издержки (или издержки оп­портунистического поведения) являются функцией от степени специфичности ресурса: Gm= f (k), Gh = ψ(k), Gf = φ(k), причем dGm/dk> 0, dGh /dk> 0, dGf/dk> 0.

В рамках рыночных соглашений трансакционные издержки по мере усиления специфичности ресурсов растут быстрее, чем в гибридных формах, в большей степени приспособленных для обслуживания сложных сделок, требующих взаимной адаптации сторон в процессе реализации соглашения. В свою очередь в гибридных формах трансакционные издержки растут быстрее, чем в иерархических трансакциях. Динамика трансакционных издержек в рамках различных институциональных соглашений обладает свойством транзитивности.

Сравнение рыночного механизма координации с внутрифир­менным аналогично представленному выше до тех пор, пока степень специфичности ресурсов не превышает зна­чения k1. В случае превышения данного значения необходимо сравнивать трансакционные издержки для гибридной формы и фирмы. Условия выбора между гибридной и внутрифирменной формами инсти­туцио­нальных соглашений при том же условии минимизации трансакционных издержек опреде­ляются следующим образом: 1) Gh Gf, приk>k2.

Шпаргалка: Основные понятия институциональной экономики

Вплоть до середины ХХ века в рамках неоклассического анализа фирма трактовалась как своего рода «черный ящик», на входе в который – труд и капитал, а на выходе – продукты. В качестве двигателя этого процесса рассматривался своекорыстный интерес, направленный на максимизацию богатства.

Классическим примером, иллюстрирующим данную ситуацию, является рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества. Это связано с тем, что покупатель готов заплатить за автомобиль определенную сумму, но не способен оценить в полной мере его качество.

Акцент в этой_ теории делается на характеристике государства не столько как института (или совокупности правил), сколько на его характеристике как организации — т. е. команды, играющей, как и другие команды (фирмы, профсоюзы, политические партии и т. д. ), па институциональном поле и стремящейся выиграть в рамках существующих ограничений (правил) или изменить их.

Иными словами, как обеспечить правовые гарантии личной свободы и личного самовыражения, т. е. осуществить то, что А. Смит позднее назвал священными законами справедливости. И, с другой стороны, как рассредоточить власть в разных частях государственного механизма и различных институтах гражданского общества. Последнее особенно-важно, поскольку общество может контролировать только ту : власть, которая раздроблена, и отдельные ее части противопоставлены друг другу (законодательная, исполнительная, судебная). Подчеркнем, что решение этих вопросов и означало создание конституционно правового государства — политического механизма, который в своем становлении утверждал приоритет либеральных ценностей над ценностями демократии, в частности свободы над равенством.

Выделяют 3 категории благ: опытные, исследуемые, доверительные. Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения называются опытными. Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения качества называются исследуемыми. Качество последних сравнительно легко может быть оценено до покупки. Качество благ второго типа (исследуемых) можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как качество благ, относящихся к первому типу (опытных), — только в процессе использования этого продукта. Что касается доверительных благ, то для них характерны высокие издержки измерения как до, так и после покупки. К доверительным благам относятся медицинские и образовательные услуги, действие которых растянуто во времени и достаточно сложно идентифицируемо.

Основные понятия институциональной экономики

Уже на заре формирования рыночной системы хозяйства и соответствующей ей политической системы представители либеральной идеологии прекрасно осознавали, что правительство (государство) представляет собой орган, обладающий монополией на законное использование силы (или угрозы ее применения). Это необходимая функция государства, поскольку институты включают в себя не только правила, но и механизмы, обеспечивающие их выполнение Однако в связи с этим возникает один из серьезнейших вопросов: как обеспечить такое положение, чтобы полномочия применять насилие, предоставленные государству для того, чтобы защитить свободу, оставались в рамках именно этой функции и не могли превратиться в угрозу свободе? Здесь на первый план выступают две проблемы;

Так, гражданин является принципалом, когда делегирует часть своих прав государству-агенту. Подчиняясь же решениям, установленным государством-принципалом, как гарантом исполнения контрактов, гражданин выступает как агент. Человек воспринимает себя одновременно и участником объектом государственного управления, и субъектом, принуждаемым соблюдать нормы поведения, которые, он, возможно, не выбирал

Не удивительно, что в рамках данной трактовки возникает проблема злоупотребления политической властью. Однако в реальности рядовые избиратели (здесь опять принимается концепция «экономического человека») не могут позволить себе значительные траты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Существует своеобразный эффект порога минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе. Рациональный избиратель должен соотнести предельные выгоды от влияния на депутата с предельными издержками. Как правило, последние значительно превышают первые, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимальное.

Однако агентские отношения предполагают существование проблемы поведения исполнителя. В теории контрактов, среди прочего, рассматриваются ситуации, когда сами исполнители \ (агенты) могут создавать достоверные угрозы либо применения правил в ущерб поручителям (принципалам), либо установления новых правил, улучшающих их экономическое положение. Данный феномен получил название «вымогательства ренты». ‘ Со стороны государства в отношении к гражданам вымогательство ренты может принимать разнообразные формы, включая угрозу установления правил, препятствующих деятельности хозяйствующего субъекта. обещание не применять чрезмерное жесткое правило в обмен на платеж (взятку). По мнению представителей неоинституционального направления, важнейшим средством, ограничивающим недобросовестность государства, является развитие конкуренции. Это связано с тем, что в условиях конкуренции стимулы экономических агентов к рентоориентированному- поведению размываются, и величина платежа от каждого субъекта за «разумное» решение спора также снижается. Для них центральный вопрос состоит не в том, какого размера должно быть государство, а в том, какие виды деятельности и как будут осуществляться, каким образом будут стимулироваться государственные чиновники. Индивидуалистическая концепция коллективной организации, в том числе и государства, является характерной чертой неон-го направления. Наиболее ярки она выражена в теории общественного выбора Дж. Бьюкенена, который рассматривает любые коллективные действия как действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально. И в этом случае государство логично характеризовать как простой набор приемов, машину, которая делает возможным осуществление таких действий. Не удивительно, что данный экономист представляет государство как сумму его индивидуальных членов, действующих как коллектив, а правительство, с его точки зрения, является только выразителем коллективной воли. и не может присваивать себе право максимизировать что-либо. По мнению же Бьюкенена, человек максимизирует полезность и в рыночном, и в политическом обмене (политическая деятельность рассматривается им как особая форма обмена). В экономике, как и в политике, люди преследуют сходные цели- получить выгоду, прибыль. Иными словами, в теории, общественного выбора основная предпосылка состоит в том, что не существует непреодолимой грани между экономикой и политикой, поскольку как в экономической, так и в политической сфере люди преследуют корыстные интересы.

Вам будет интересно ==>  Пособие на полноценное питание ребенка до 1 года воронеж 2023

При принятии такой предпосылки разрушается представление о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах, и оно предстает как арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. В такой трактовке государство это люди, которые используют правительственные учреждения в собственных интересах. В этом плане государство теряет признаки института и нейтрального арбитра, следящего за выполнением правил и принуждающих (невзирая на лица) к их исполнению.

Статья: Основные понятия институциональной экономики

Как видно, однойиз причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнотаконтракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать все возможныедействия агентов. Другая причина возникновения постконтрактногооппортунистического поведения заключается в сложности измерения качествадеятельности сторон.

Акцент в этой_ теории делается на характеристике государства нестолько как института (или совокупности правил), сколько на его характеристикекак организации — т. е. команды, играющей, как и другие команды (фирмы, профсоюзы,политические партии и т. д. ), па институциональном поле и стремящейся выигратьв рамках существующих ограничений (правил) или изменить их.

Эти дверенты существуют как ряд условий: 1. должна существовать возможность влияния нагос-во со стороны частных агентов. 2нужны эти самые агенты, которые вкл вдеятельность по поиску ренты. 3. в процессе поиска ренты должна сущ-тьконкуренция, так как в случае ее отсутствия нет нужды тратить ресурсы наполучение рентных доходов. Эти ренты разные стороны одной медали. Возможностьиспользования бюрократом своего положения в личных интересах вытекает изсуществования явления асимметрии информации. Традиционный институцианализмосновывается на органической, а неоинституционализм – на индивидуалистическойтеории коллективов или организаций. Согласно первой теории гос-ворассматривается как независимая сила с собственной целевой функцией. Коллективнаяорганизация подобна индивиду. Представители немецкой исторической школы видят вгос-ве не только гаранта поддержания порядка, но и инструмент достижения целей,которые не могут быть достигнуты отдельными личностями. С позиции теорииконтрактов на гос-во не только контроль за соблюдением закона, но и задачифункционирования и обеспеч процессов и услуг, которые подпадают под категориюобщественных благ. –институцианализм традиционный-гос-во высшая инстанцияпринятия решений в целях максимизации общественных благ. А представителинеоинституц-го направления выступают за всемерное уменьшение экономической ролигос-ва. В частности, условием эффективной борьбы с рентоореентированнымповедением гос-ой бюрократии они считают приватизацию. Гос-во не должно братьна себя функции участия в производственной деят-ти. Неоинст рассматриваютгос-во как организацию, можно долго спорить что это институт (традиц институт)или организация (неоинст) но в любом случае мы признаем, оно оказываетсовершенно неоспорна эконом-ие процессы, являясь важнейшим субъектоминституциональных изменений.

Каки А. Пигу, один из основоположников неоинституционального направления Р. Коуз взнаменитой статье «Природа социальных издержек» рассматривает проблему внешнихэффектов. (Пример: спор между фабрикой и фермером), так как борьба идет задоступ к ресурсу, то Коуз предлагает отдать решение данного вопросанепосредственным участникам конфликта. Таким образом, права собственности наресурс (при том, что любой обмен трактуется как обмен пучками правомочий) врезультате торга будут переходить к той стороне, для которой они представляютнаибольшую ценность. Добровольные переговоры о сделке способны устранить всерасхождения между частными и социальными соотношениями издержки/выгоды.

Неоклассическийконтракт представляет собойдолговременный контракт в условиях неопределенности, так как не все будущиесобытия могут быть предусмотрены и оговорены. При этом участникинеоклассического контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решениякоторой обязуются выполнять в случае неоговоренных в контракте событий. Однимиз важнейших условий заключения соглашений здесь становится доверие сторонмеханизму урегулирования споров.

Более правдоподобной выглядит теория эксплуататорското государства, выдвигающая иную версию его происхождения, при данном подходе в_государстве видят орудие господствующих групп или классов 1 . Как следствие, основная функция’ Государству в этом случае будет объективно состоять в перекачке доходов от. остальных членов общества в пользу властвующей группы или класса. государство будет устанавливать такую структур прав собственности, которая максимизировала бы доход находящейся у власти группы, независимо от того, как бы это влияло на благосостояние общества.

Гос заказы и кредиты, налоговые послабления стали объектом борьбы, в ходе которой затрачиваются огромные ресурсы. Осознание этого процесса стало основанием разработки такого направления теории общественного выбора, как теория поиска ренты и рентоориентированного поведения. Объект его изучения – непроизводительная деятельность индивидов, направленная на извлечение прибыли путем создания и захвата привилегированных позиций. При этом последние трактуются как искатели ренты, т. е. лица получ выгоды за счет пол-го и общественного процесса. Под рентой понимают доход, являющийся следствием превышения цен услуг фактора производства над его конкурентным уровнем. Рента определяется как часть платы владельцу ресурсов сверх той части, котор эти ресурсы могли бы принести при их альтерн использовании. Теория поиска ренты утверждает, что издержки гос-го вмешательства связаны с отвлечением ресурсов на непроизводительную деятельность частных агентов, направленную на получение ренты, этим вмешательством порожденную. В рамках исследуемых процессов выделяется бюрократическая и политическая ренты. Бюрократическая рента определяется как доход, незаконно полученный госуд-ми чиновниками, которые используют свое положение. Политическая рента – доход, источником яв-ся особые правительственные льготы, субсидии и иные привилегии, полученные немногочисленными группами в результате лоббизма.

• Вторая форма оппортунистического поведения — «вымогательство». Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько «притираются» друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов «команды». Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть «команду», то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери.

Неоклассический контракт представляет собой долговременный контракт в условиях неопределенности, так как не все будущие события могут быть предусмотрены и оговорены. При этом участники неоклассического контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решения которой обязуются выполнять в случае неоговоренных в контракте событий. Одним из важнейших условий заключения соглашений здесь становится доверие сторон механизму урегулирования споров.

Выделяют 3 категории благ: опытные, исследуемые, доверительные. Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения называются опытными. Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения качества называются исследуемыми. Качество последних сравнительно легко может быть оценено до покупки. Качество благ второго типа (исследуемых) можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как качество благ, относящихся к первому типу (опытных), — только в процессе использования этого продукта. Что касается доверительных благ, то для них характерны высокие издержки измерения как до, так и после покупки. К доверительным благам относятся медицинские и образовательные услуги, действие которых растянуто во времени и достаточно сложно идентифицируемо.

Каждая форма экономической организации при определенной структуре и величине трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Механизм рыночной координации сравнительно эффективнее в экономии информационных издержек. Такие организации как фирма дают большой выигрыш в том что касается издержек по ведению переговоров, вместе с тем иерархические структуры — благодатная почва для оппортунистического поведения. Первый вид унитарная фирма, т. е. фирма находящаяся в единоличном владении. Несколько собственников производственных ресурсов заключают двусторонние контракты не с друг другом, а с неким центральным агентом в целях минимизации трансакционных издержек и совокупной ценности своих активов. Характерно: производство, связанное с совместным использованием ресурсов, наличие нескольких собственников ресурсов.

Несколько иной подход обозначен американскими экономистами Уоллисом и Д. Нортом: основой анализа является введенное ими различие между «трансформационными» (связанными с физическим воздействием на предмет) и трансакционными издержками. трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением ресурсов в готовую продукцию. Для определения же издержек трансакции используется следующий критерий: с точки зрения потребителя, этими издержками являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу; с точки зрения продавца, этими издержками являются все его затраты, которые он не нес бы, если бы «продавал» товар самому себе1.

-b определении такого соотношения интересов различных сторон, которое обеспечивает социально-экономической системе устойчивое, хотя не во всех случаях эффективное (по критерию экономического роста) развитие. Иными словами — в обеспечении институционального равновесия. Здесь выдвигается критерий оценки государства с позиции сохранения сложившейся институционально среды. Эффективный’ характер государства предполагается в модели контрактного государства, неэффективный — в модели эксплуататорского государства.

Отличие контракта от обмена заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. В рамках неоинституционального анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов являются: трансакционные издержки; естественный (экономический) риск; правовая и политическая структура общества. Неоинституциональная теория сохраняет мотивационную предпосылку о максимизации индивидом собственной выгоды, его следования эгоистическим интересам. Эту мотивационную предпосылку представители данного направления относят и к поведению человека традиционного общества с той лишь оговоркой, что здесь имеет место слабая форма эгоистического поведения. Согласно Уильямсону, слабой формой ориентации на собственный интерес является послушание. Уильямсон выделяет еще полусильную и сильную формы эгоистического поведения. Полусильной формой эгоистического поведения является следование собственным интересам в условиях определенности (полноты информации). Сильной формой эгоистического поведения является оппортунизм, трактуемый Уильямсоном как преследование личного интереса с помощью коварства. Этот тип поведения включает такие формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда идет речь о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины и других методах запутывания партнера.

Однако агентские отношения предполагают существование проблемы поведения исполнителя. В теории контрактов, среди прочего, рассматриваются ситуации, когда сами исполнители \ (агенты) могут создавать достоверные угрозы либо применения правил в ущерб поручителям (принципалам), либо установления новых правил, улучшающих их экономическое положение. Данный феномен получил название «вымогательства ренты». ‘ Со стороны государства в отношении к гражданам вымогательство ренты может принимать разнообразные формы, включая угрозу установления правил, препятствующих деятельности хозяйствующего субъекта. обещание не применять чрезмерное жесткое правило в обмен на платеж (взятку). По мнению представителей неоинституционального направления, важнейшим средством, ограничивающим недобросовестность государства, является развитие конкуренции. Это связано с тем, что в условиях конкуренции стимулы экономических агентов к рентоориентированному- поведению размываются, и величина платежа от каждого субъекта за «разумное» решение спора также снижается. Для них центральный вопрос состоит не в том, какого размера должно быть государство, а в том, какие виды деятельности и как будут осуществляться, каким образом будут стимулироваться государственные чиновники. Индивидуалистическая концепция коллективной организации, в том числе и государства, является характерной чертой неон-го направления. Наиболее ярки она выражена в теории общественного выбора Дж. Бьюкенена, который рассматривает любые коллективные действия как действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально. И в этом случае государство логично характеризовать как простой набор приемов, машину, которая делает возможным осуществление таких действий. Не удивительно, что данный экономист представляет государство как сумму его индивидуальных членов, действующих как коллектив, а правительство, с его точки зрения, является только выразителем коллективной воли. и не может присваивать себе право максимизировать что-либо. По мнению же Бьюкенена, человек максимизирует полезность и в рыночном, и в политическом обмене (политическая деятельность рассматривается им как особая форма обмена). В экономике, как и в политике, люди преследуют сходные цели- получить выгоду, прибыль. Иными словами, в теории, общественного выбора основная предпосылка состоит в том, что не существует непреодолимой грани между экономикой и политикой, поскольку как в экономической, так и в политической сфере люди преследуют корыстные интересы.

Вам будет интересно ==>  Что положено за третьего ребенка в 2023 года алтайском крае

Институциональная экономика

Теоретический институционализм возник как реакция на вне историческую и механическую трактовку экономической деятельности в рамках классической теории, т.е. как потребность в формировании нового подхода к изучению экономических явлений с учетом социальных норм.

Концепция «миров» предполагает, что окружающую нас действительность можно оценивать и интерпретировать по-разному. Такие оценки сводятся к нескольким моделям координации, нескольким мирам «природы», в рамках которых определяются правила игры – взаимодействия индивидов. Каждый из миров подразумевает собственную постановку задачи о принятии решения в условиях неопределенности, а также свой собственный, особый механизм реализации решения. Это означает, что понятие «индивидуальная рациональность» теряет оптимизационно-калькулирующий характер и становится интерпретативной в рамках конкретной системы в социальных отношениях, которую в концентрированном виде выражают модели миров. Модель «миров» построена на принципе четкого разделения сферы производства и сферы обращения. Это разделение позволяет выделить отличия рыночного механизма координации от внутрифирменных и от иных форм.

И фирмы и рынок по издержкам защиты прав собственности позволяют экономить, но влияние их различно. Рыночные институты имеют большее преимущество благодаря самозаинтересованности агентов в защите прав собственности, в тоже время, административные решения позволяют экономить на масштабе. И рынок и фирма могут понизить издержки, но по-разному.

Вопрос о рациональности поведения усложняется, если рассматривать и оценивать поведение экономических агентов в разных временных промежутках. То, что кажется не рациональным в краткосрочном аспекте может оказаться рациональным в долгосрочной перспективе и наоборот.

1 группа (главный институт координации) представляет рыночный мир. Остальные миры условно объединены в группу не рыночных форм. Соотношение между группами следующее – чем менее развит рынок, тем выше роль всех остальных форм, но взаимодействие может быть разным – как дополнение, так и противоречие.

База знаний студента

Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях или использование денег, полученных для реализации инвестиционного проекта для операций с ценными бумагами. Возможна также ситуация, когда одна из сторон, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, будет настаивать на изменении контракта. Таким образом, к постконтрактному оппортунистическому поведению относятся рассмотренные выше «отлынивание» и «вымогательство».

Издержки оппортунистического поведения. Сюда относятся различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. При этом принимается за аксиому, что максимизирующие полезность индивиды всегда будут уклоняться от условий договора в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности. Таким образом, издержки оппортунистического поведения сводятся к затратам, предотвращающим данный тип поведения.

В последнем случае государство становится ареной, в пределах которой группы специальных интересов борются друг с другом или вступают в коалиции для того, чтобы влиять на решения государства, касающиеся, в том числе и перераспределения доходов. Их и характеризуют как перераспределительные коалиции. Естественно, что оказание давления на государство и соответственно затраты ресурсов на принятие тех или иных решений целесообразны при его возможности принимать решения в пользу тех или иных групп, что предполагает выход государства за пределы функций, очерченных для него классической политической экономией.

В современной неоинституциональной эконом-ой теории фирмы определяется как сеть или сплетение контрактов, где под контрактным отношением подразумевается деловые связи, постоянные контракты и периодические согласования условий без обращения к помощи суда и прочих посредников. Внутрифирменные отношения трактуются в категориях имплицитного (или отношенческого) контракта. Большой вклад внесли америк экономисты Алчиан и Демсец. По мнению этих экономистов, в арсенале фирмы нет таких властных полномочий или механизмов, которые значительно отличались бы от отношений, предусматриваемых обычными рыночными контрактами между двумя людьми. В отличие от рассмотрение фирмы как иерархических отношений Алчиан и Демсец рассматривают фирму как аналог рыночных отношений, т. е. систему добровольных взаимовыгодных контрактов, где согласие участвующих сторон означает, что они выбрали наилучшую альтернативу из возможных.

В Государственной фирме отсутствует важнейшие элементы из пучка правомочия. Это отсутствия права на свободную продажу всех остальных правомочий, а также ограничения прав на остаточный доход и управления. Т. е. происходит ослабление контроля со стороны собственника за поведением управляющего, становиться невозможно выразить стоимость будущих последствий текущих действий менеджера. Повышение цен на услуги предприятия не увеличивает денежного дохода участников его команды. Государственное предприятие при прочих условиях устанавливают всегда низкие цены на продукцию. И также слабее реагирует на изменение в спросе. Важнейший вклад трансакционного подхода к проблеме фирмы формируется так, что нет никаких априорных оснований для того чтобы отдавать абсолютное предпочтение какой-то одной формой экономической организации перед всеми остальными, каждая при определенной структуре трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Разнообразие организационных форм является реакцией на проблему минимизации трансакционных издержек.

Внешний эффект (экстерналия) — воздействие производства или потребления одного блага на производство или потребление другого блага. Внешние эффекты представляют собой полезность или затраты, связанные с третьими лицами и не учтенные в цене товара.
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды.
Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:
1) «Производство — производство». Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) «Производство — потребление». Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители.
3) «Потребление — производство». Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) «Потребление — потребление». Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.
Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется. бы устранить этот провал рынка, необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы:
• Интернализация внешних эффектов (превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо).
• Корректирующие налоги и субсидии (способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, — заставить его оплатить эти затраты).
• Закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.
Вопрос 14. Теорема Коуза. Х.З КАК КРАТКО .

Государственная собственность
Доступ к ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества.
+ эффективна и необходима при производстве многих общественных благ (оборона, правопорядок)
— потери в эффективности из-за:
• Вытеснения добровольных форм сотрудничества принудительными;
• Политизация принятия решений;
• Слабость контроля со стороны собственников налогоплательщиков за действиями агентов, управляющих ресурсами общества от его имени

Права собственности – санкционированные общественные нормы, регулирующие доступ к редким ресурсам. Они распространяются как на физические, так и на бестелесные объекты.
Основная функция прав собственности – поведенческая: действуя в качестве стимулов, они поощряют одни способы поведения и подавляют другие (через запреты или повышение издержек)
Защищаются права собственности гос-вом или моральными установками.
Канал, по которому передаются права собственности – контракты. Они фиксируют, какие именно правомочия и на каких условиях подлежат передаче.
Элементы пучка прав собственности:
— право на исключение из доступа к ресурсу других агентов;
— право на пользование ресурсом;
— право на получение дохода;
— право на передачу всех предыдущих правомочий.
Спецификация прав собственности – точное определение и надежная защита прав собственности; обратное явление – размывание прав собственности.

Вам будет интересно ==>  Что положено за третьего ребенка в 2023 го в спбду в россии

Виды оппортунистического поведения:
1. Трудовой оппортунизм («отлынивание от работы» — shirking).
Пример: человек, нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку никто не станет нанимать сторожа и его контролировать.
2. Оппортунизм и на уровне менеджеров.
Пример: расширенное потребление менеджеров (overconsumption), когда последние говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать. Или, если менеджер вкладывает средства корпорации в рискованные проекты.

Основной задачей как экспортера, так и импортера на исходном этапе является поиск и выбор контрагента, что зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента учитываются многочисленные факторы и прежде всего степень монополизации рынка крупными фирмами; возможность проникновения на рынок; длительность торговых отношений с той или иной фирмой; характер деятельности фирмы.

Вымогательство С Позиции Институциональной Экономики

Базовая компетенция фирмы – одна из форм экономии от разнообразия, возникающая в результате способности фирмы качественно осуществлять определенные виды деятельности. Обычно этот термин используется в тех случаях, когда фирма способна самостоятельно разрабатывать, изготавливать и реализовывать определенный продукт.

Агентские отношения (отношения управления поведением исполнителя) – это контракт, в рамках которого один или более субъектов (поручителей, принципалов) привлекают (нанимают) другого субъекта (исполнителя, агента) для выполнения действий (предоставления услуг) от их имени, что предполагает делегирование исполнителю некоторых прав принятия решений.

Властные отношения – отношения, при которых одна сторона (руководитель) имеет право, по крайней мере в определенных пределах, определять поведение другой стороны (подчиненного) и соответственно осуществлять надзор и контроль, вознаграждать и наказывать подчиненного.

Вымогательство (шантаж) – форма постконтрактного оппортунистического поведения одного экономического агента, направленного на присвоение квазиренты, производимой с помощью специфических активов в результате инвестиций в них других экономических агентов. Проблема вымогательства непосредственно обусловлена ограниченным сроком действия контрактов и высокими издержками по их защите от нарушений.

Внешняя защита контрактов – механизм, обеспечивающий соблюдение правил, структурирующих взаимодействие между экономическими агентами, посредством участия третьей стороны (суда, групп частной инициативы в форме незаконных организаций, профессиональных объединений и т.п.).

Основные издержки и ошибки институциональной трансформации

36. Работникам пассажирского автопредприятия был задан вопрос: Чьи интересы выражает ваша профсоюзная организация?» Ответы распределились следующим образом: интересы рабочих – 10%, администрации – 40%, не защищает ничьи интересы – 10%, затруднились ответить – 15%, не ответили – 25%. Какому типу предприятий соответствует данное пассажирское автопредприятие:

Издержки агентских отношений— издержки, которые складываются из издержек контроля со стороны принципала, издержек агента, связанных с добровольным принятием им более жестких условий, например, издержек по внесению залога, а также остаточных потерь, т.е. потерь принципала от решений агента, отклоняющихся от решений, ко­торые принял бы сам принципал, если бы обладал информацией и спо­собностями агента.

Дисциплинирование посредством рынка капитала — способ решения проблем агентских отношений. Так как менеджеры преследуют свои корыстные цели в ущерб эффективности предприятия, прибыль предприятия должна иметь тенденцию к понижению. В этих условиях можно ожидать, что цены на акции компании тоже будут падать.

Агентские отношения (отношения управления поведением исполнителя) — это контракт, в рамках которого один или более субъектов (поручителей, принципалов) привлекают (нанимают) другого субъекта (исполнителя, агента) для выполнения действий (предоставления услуг) от их имени, что предполагает делегирование исполнителю некоторых прав принятия решений.

Государственное предприятие организационно-правовая форма ведения бизнеса, отличительная черта которого недобровольный характер участия во владении ими. Владельцы (налогоплательщики) не вправе уклониться от своих обязанностей по содержанию государственной собственности. Прежде всего, – от уплаты налогов.

Институциональная коррупция

Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, впрочем, мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля…) на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.

Однако законодательные действия государства принципиально не могут внести решающего перелома в борьбу с коррупцией (хотя бы потому, что борьбу с коррупцией могут «возглавить» сами коррумпированные чиновники). Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональные реформы как сокращение числа и размеров государственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции (как, например, институт омбудсмана в Швеции и в некоторых других странах), введение системы этических стандартов для государственных служащих и т.д. Наконец, борьба с коррупцией невозможна без помощи добровольных осведомителей. В США осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выявленного по его доносу материального ущерба и защищен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.

Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать.

Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического правонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайване) наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диаметрально противоположная: дача взятки – уголовное преступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления. Помимо расхождений в признаках уголовно наказуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.

1. Оппортунизм – самая сильная форма мотивации. К ней и обращается теория трансакционных издержек. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая такие явные приемы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но не ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную формы, проявляться ex ante и ex post. По-другому, оппортунизм – это эгоистическое поведение с использованием коварства (сокрытия информации). Предконтрактный оппортунизм означает использование частной информации для заключения выгодной трансакции, выгода которой напрямую зависит от неведения партнера. Предконтрактный оппортунизм возможен во многих ситуациях, в том числе при производстве общественных благ, в условиях двусторонней монополии, на рынках со скрытым качеством товаров и др. В литературе он представлен в основном в теме «ухудшающий (обратный, неблагоприятный) отбор». Постконтрактный оппортунизм предполагает использование возможности ненаблюдаемости поведения субъекта для того, чтобы выполнить условия контракта не так, как предполагает другая сторона, а в своих интересах. Практически все случаи относятся к «субъективному риску (моральному риску, риску недобросовестности)». Примерами могут служить страхование, аренда, отношения найма работника и т.п.

2. Институциональные модели имеют менее иерархизированный вид в отличие от неоклассических с согласованными предпосылками и инвариантными значениями используемых категорий. Поэтому институциональный подход обладает антидогматическим потенциалом, но снижается степень определенности получаемых результатов. Если неоклассическая теория имеет «пирамидальную» структуру с многоуровневой системой соподчиненных понятий, то институциональная – «вихревую», состоящую из сцепок теорий, сходящихся к более или менее жесткому ядру – институту. Взаимодополняемость конкурирующих подходов состоит в том, что недостатки одного компенсируются сравнительными преимуществами другого. Многовариантное использование понятий сохраняет возможность выбора их содержания. С другой стороны, строгое определение понятий позволяет четче увидеть результаты сделанного выбора. Таким образом, для институционализма, в отличие от методологического монизма неоклассики, характерен методологический плюрализм. Основной опасностью методологического плюрализма является методологическая анархия, пренебрежение правилами вообще.

Ограничения модели рационального выбора позволяют по иному соотнести четыре идеальных типа поведения по М. Веберу 19 . Тип поведения становится функцией двух переменных: степени жесткости когнитив­ных ограничений и степени полноты информации, используемой для приня­тия решения (или величины издержек поиска информации). По мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решений усложняется за счет увеличе­ния количества, качества и методов обработки необходимой информации, что еще раз подчеркивает важность изучения рациональности процедуры. А.Н. Олейник делает следующие выводы для понимания рациональности как нормы поведения. Во-первых, степень рациональности зависит от процедуры принятия решения. Во-вторых, существование множества процедур принятия решения обусловливает множество «рациональностей», что выражено в подходе экономи­ки соглашений. Поэтому для описания рациональности как нормы поведения предлагается использовать термин «обоснованное действие» 20 . Здесь акцент переносится на процедуру и способы обоснования действия, причем абсолютная рациональность является предельным случаем.

Исследование дискретных институциональных альтернатив – черта нового институционального подхода – по­зволяет указать на особенности используемых моделей. Далеко не все они являются оптимизационными, как это характерно для неоклассических мо­делей. Степень отклонения от базовой модели, отражающая вместе с тем модификацию неоклас­сической исследовательской программы, определяется характери­стиками переменных, которые предполагается объяснить, а также уровнем анализа. В некоторых случаях пред­ставляемая модель – лишь интерпретация соответствую­щего класса моделей из курса микроэкономики. Интерпретация включает в явном виде не учитывавшиеся ранее параметры. Это относится к моделям свободного доступа, моделям с различными видами внешних эффектов, неце­нового рационирования товаров и услуг, модели естественной монополии в случае с ценовой дискриминацией и положительными трансакционными издержка­ми, а также многим другим 9 .

Сравнивая модели экономического и социологического человека, можно сказать, что экономический человек представляет наиболее характерные, но не все черты человеческого поведения в процессе хозяйственной деятельности. Модель SRSM применима для описания поведения в стабильном обществе, где большинство ограничений могут быть выражены в санкциях и ролевых ожиданиях. Социологическая модель не включает в себя ни структурированных предпочтений, ни ограничений. Поэтому многие современные социально-экономические науки используют модель экономического человека как поведенческую предпосылку своих исследований.

Adblock
detector