Александр невзоров о православной церкви

Александр Невзоров: России церковь не нужна

– И кто же эти нормальные, с которыми вы общались?
– Владимир Александрович Крючков (председатель Комитета государственной безопасности), с которым я очень дружил и с которым был связан многими общими интересами, вызвал меня в Москву и предложил курировать структуры КГБ на Северо-Западе. Структуры эти оказались той самой агентурной вертикалью церкви, которая на 60–70 процентов состояла из работников госбезопасности. Не каких-то там привлеченных со стороны за патриотизм или интересы, а нормальных штатных сотрудников. Они – военные люди, получили приказ пойти работать с верующими и попами. Понятно, что советская власть не могла оставить без внимания структуру, которая распоряжалась мнением многих миллионов человек.

Пел в церковном хоре и курировал попов-гэбистов
– Александр Глебович, вы вообще к церкви с какого-то боку причастны или выступаете по принципу «Священное Писание не читал, но скажу»?
– Причастен. Все началось, когда я был очень маленьким, протестным и достаточно глупым, лет 30 назад. Я тогда пел в церковном хоре и ездил по монастырям. По разным причинам я из этого поповского мира свалил, тем более что с моей ориентацией (она традиционная) мне карьеру там было не сделать.

– Но ведь если есть спрос на эти услуги, должно же быть и предложение?
– Любая торговля ничем – это потрясающий бизнес. Их товар под названием «благодать» не нуждается в таможировании, складировании, не подвергается усушке-утруске. И плюс самая широкая нелегальная сеть в стране торговли серебром и золотом. Торговля эта происходит без пошлины, без кассовых аппаратов. Они стали опасны. Натравливают своих дуболомов громить выставки. Выкидывают детские дома, планетарии, краеведческие музеи из якобы культовых зданий. Это даже не церковь с куполами, просто здание, которое принадлежало когда-то какому-то епархиальному управлению. Они натравливают своих дуболомов бить девчонок на гей-парадах. Люди имеют право быть такими, какими они хотят быть, и никто не имеет права указывать, какими им быть на основании древнееврейской мифологии.

Александр Невзоров, в прошлом скандальный ведущий знаменитой программы «600 секунд» на питерском ТВ, потом – депутат Госдумы, а ныне писатель, публицист и знаток лошадей, в последнее время засветился еще в одной ипостаси – непримиримого антиклерикала и критика РПЦ. Сегодня (особенно после выступления в программе «НТВшники», где Невзоров заявил, что «Православная церковь дурачит народ»), как говорит сам Александр Глебович, он является одним из главных «поповедов» в стране. С чего вдруг такая неприязнь к церкви? Чем она для Невзорова нехороша? Мы попытались понять подоплеку этого противостояния.

– Большинство вас не поймут и даже осудят. Может быть, их мнение стоит уважать?
– Давайте тогда будем уважать тех, кому нужен кокаин. Кому страшно нужна водка, чтобы быть спокойнее, увереннее в жизни. Я не против этой веры, не против религии, но в том случае, когда она задвинута на то место, которое ей определено Конституцией. Это частное личное дело. Это жутко опасная штука, и она не годится в качестве национальной идеи. Кого с кем религия может объединить? Она может только расколоть и так уже истерзанное общество. В стране живут много миллионов атеистов. Всякая религия разъединяет. Пусть верят во все, что угодно, хоть в совокупляющиеся светофоры, но они ведь хотят, чтобы мы их содержали! Представьте – уклонение от уплаты налогов по причине близости к сверхъестественному существу. Они не хотят платить налоги с прибыли, с недвижимости, со своих торговых точек, где производится продажа религиозно-магических услуг.

По традиции по пятницам мы обсуждаем с известным публицистом Александром Невзоровым события в России и вокруг нее, произошедшие за последнюю неделю. На этот раз почвой для рассуждений публициста стала новость о том, что в Екатеринбурге так называемого «ловца покемонов» Руслана Соколовского приговорили к трем с половиной годам условно. По оценке Невзорова, произошедшая история – закономерность, она должна была случиться. Теперь людей сомневающихся в том, что «РПЦ – это достаточно свирепая и экстремистская организация, прикрывающаяся всякими милыми словечками», станет меньше, полагает публицист.
Ведущие: Елена Соломина и Андрей Титов.

По идее, быть попом очень хорошо! Делать ничего не надо, знать почти ничего не надо. Хлеб лёгкий. Плюс с определёнными корнями в органах госбезопасности, какие были у меня, очень легко делать карьеру. А в качестве бонуса разнообразные сексуальные радости с прихожанками, что для юноши немаловажно.

«Воспитывал меня дедушка, который был реальным генералом КГБ со всякими адъютантами и прочим. Адъютанты водили меня в кино, покупали мороженое, встречали из школы, всяко развлекали. И водили на конспиративные квартиры. У них там были какие-то дела, например, попить пива с коллегами, и там всегда находилось несколько сотрудников, а меня сажали в уголке и давали подшивку журналов «Экран» или «Америка».

Там же я видел и первую вербовку, когда заполняется информационная карта агента. Что такое эта карта? Там перечислено всё-всё о человеке — есть ли родственники за границей, играет ли на музыкальных инструментах, из какой среды вышел. Этот пункт меня очень смешил, потому что имел в ответах вариант «из фарцовщиков, криминальной, церковной или иной негативной среды». Напротив всех вопросов ставились циферки ответов, причем циферки ставились в отдельную бумажку. И это хранилось в разных папках, так что, если бы к постороннему попадала карточка агента, он бы ничего в ней не понял — там одни цифры. Но опытный сотрудник по листочку с цифирью мог всё рассказать о человеке. […]

В конторе, где служил дед, относились к церкви, как к своему филиалу. Поэтому он не волновался. А пошёл я туда, поскольку нужно было делать в жизни какой-то выбор. А церковный мир я уже знал неплохо. Я понимал, что этот мир предоставляет неплохую возможность наряжаться, красоваться, и по наивности полагал, что человеку с традиционной сексуальной ориентацией в нём можно удержаться. Я сам видел среди чёрного духовенства аж целых четырёх иеромонахов с традиционной сексуальной ориентацией, так что говорить, будто все они имеют ориентацию нетрадиционную, неверно. Эти монахи с традиционной ориентацией потрахивали своих духовных дочерей, справедливо выбирая тех из них, кому огласка была ещё менее нужна, чем им, — находящихся замужем за обеспеченными людьми и потому держащихся семьи. Так что если у вашей жены появился духовник, это серьёзный повод насторожиться.

Там я впервые увидел попов, которые приходят сливать исповеди. Они стучали на прихожан, а с ними расплачивались талонами, с которыми они могли пойти в стол заказов обкома и получить сёмгу с твёрдокопчёной колбасой. Выложив по пяти-шести наиболее интересным прихожанам информацию, они счастливые уходили за колбасой. Причём это не были какие-то жирные, страшные попы из анекдотов, нет! Это были такие прочувствованные прозрачные старцы. Помню, раз привезли одного такого просветлённого старца из какого-то скита, к которому таскалась вся наша тогдашняя питерская богема. Ему подсовывали фотографии, сделанные оперативным образом, и он, слюнявя химический карандаш, обводил кружочками тех, кто к нему приезжал, и рассказывал, в чём тот исповедовался. К концу беседы у старца от химического карандаша были совершенно синие губы под усами, которыми он по-доброму улыбался.

Невзоров: почему церковь не может обладать моральным авторитетом

Александр Невзоров: Ну, я, честно говоря, и сам много устраивал пикеты и могу продолжить это все. Поэтому пикетами меня не удивишь. Но что касается разговоров о богохульстве, то это, в общем, конечно, ни на чем не основано и просто является на данный момент пока глупостью. И пока таким нормальным поповским междусобойчиком, который для нас, живущих в светском государстве и подчиняющихся конституции, абсолютно ничего не обозначает. Дело в том, что мы все – ни вы, ни я, ни он — не обязаны знать, что является для определенной корпорации, для определенного кружка людей, объединенного религиозными пристрастиями, что является святым. Мы совершенно не обязаны разбираться в том, сколько у них богов, богинь, сколько у этих богинь рук. Мы совершенно не обязаны знать, используют ли они сейчас на своих молитвенных сходках бубны. Или это делают только их северные коллеги. Мы не знаем, нужно ли там приседать или нужно, наоборот, ложиться на пол. Мы не обязаны всего этого знать, вплоть до того, что мы не обязаны знать фамилию их генерального директора. Кто у них сейчас там патриарх? Чаплин, по-моему, да? Или кто-то другой. Неважно. Мы не обязаны этого знать. И в связи с этой «необязаностью» мы не можем кощунствовать. По определению. Потому что для меня, для очень многих других людей нет никакой разницы между одним персонажем мифов — Иисусом — и Осирисом, например. И тот и другой — культурологические фигуры, которые вполне возможно критически осмысливать или иронически осмысливать. Как угодно!

Роман Романов: Александр Глебович, руководство РПЦ сформировало новую тактику работы с общественным мнением. На Архиерейском соборе они приняли документ. Этот документ называется «Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В документе сформировано определение богохульства, я цитирую: «Богохульство — оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни». Дальше они определяют детали и ряд противодействий богохульству: от пикетов до судебных процессов. Вы довольно часто в последнее время выступаете, оппонируете Русской Православной Церкви, ждете здесь у себя пикетов и судебных процессов против себя? Боитесь?

А.Н.: Нет. Мне это все равно не придется узнать. Потому что нигде ни закон, ни конституция не обязывает меня знать какие-то внутрикорпоративные ценности, которые они исповедуют и изучать эти ценности. Даже если они создадут некий свод – вот это является кощунством. Вот интересно, каким образом меня смогут заставить ознакомиться с этим трудом? Да никак! ОМОН что ли пришлют, чтобы я под дулами автоматов прочел? Это пока невозможно. У них есть единственный выход, они очень хотят увеличить свою коммерческую сферу. Понятно, что они хотят вовлечь максимальное количество людей в процесс купли-продажи свечек и религиозных услуг. Это нормально! Всякий бизнес считает своим долгом расти. Но у них выход один – проводить референдум и становиться вице-государственной религией. В таком случае, я уже буду обязан знать, что является для них святыней.

Р.Р.: А не кажется вам, что все эти истории, связанные с введением дресс-кода, созданием списка моральных ценностей, все эти новостные поводы, скандализирующие общественность — это ни в коем случае не какие-то там стратегические инициативы церкви, а просто PR-технологии, которые они применяют. Церковь осваивает PR. Они генерируют негативные новости, потому что о хорошем мы не пишем. Не хотим писать о хорошем в церкви, вот они нам сделают вот, пожалуйста, введение дресс-кода. Ведь возможно и такое?

А.Н.: Совершенно верно! Ведь все люди, посмотрите, … В каком году произошла революция? В 17-м году, совершенно верно. В каком году был опубликован декрет о свободе вероисповедания? В 1906 году. То есть до 1906 года причастие, катехизация, закон божий, воскресные службы – в строго обязательном порядке. То есть все люди, которые делали революцию, все люди, которые наворотили эти 20 миллионов трупов, все люди, которые совершали изнасилования, жгли и сбрасывали попов с колоколен — это все крещеные, верующие, причащенные люди. То есть итог — к чему они могут привести, — итог их педагогирования мы видим. Мы его один раз видели. Мы это уже раз прошли. Поэтому, когда я говорю, что это достаточно опасная по своей сути идеология, если ее кто-то хочет исповедовать, то, пожалуйста! Но в режиме частной жизни!

Любопытно, что останки мамонтов и динозавров теология вплоть до конца XIX века предлагала в качестве доказательства существования «библейских гигантских людей», «исполинов», которые — согласно 6-й главе книги Бытия и 13-й книги Чисел в Библии — параллельно с людьми населяли Землю во времена Ноя и Моисея. Разумеется, тогда никто не вел специальных раскопок, но размывы, оползни, обрушения отвесных берегов рек часто обнажали гигантские кости. И их вывешивали в церквах именно как кости библейских исполинов, погибших при потопе. Я уж не говорю о гео — и гелиоцентризме, о форме и возрасте Земли. Где бы мы ни искали хоть малейшие проявления разумности или «особых знаний» церкви, мы их, к сожалению, не найдем и будем вынуждены признать, что рассматриваем историю не только очень агрессивной, но и откровенно глупой организации. Возможно, именно этим объясняется ее обидчивость — всегда, на всех и на всё.

На глазах у всей страны РПЦ, кряхтя от наслаждения, напяливает свою старую жандармскую шинель, услужливо поданную «Единой Россией». Попы недолго играли в просветленность и благодушие. Получив множество вызовов современности и будучи не способны на них ответить, они выбрали самый простой путь, решив заткнуть рты оппонентам кулаками полицейских и колючей проволокой зон. Первым птеродактилем новой эпохи церковно-общественных отношений стала статья УК, в которой помимо дополнительной защиты молитвенных домов и религиозных аксессуаров со всей откровенностью прописана уголовная ответственность за инакомыслие. Впервые за последние сто лет церковн ые ие рархи так явно выставили своего бога на посмешище. Теперь понятно, что ему, несмотря на его всемогущество, то есть на запасы эпидемий, небесных булыжников и легионы ангелов, — без дополнительной статьи в УК РФ, запрещающей смеяться над служителями его культа, ну никак не протянуть даже до нового, 2013 года. Впрочем, вопрос качества их бога нас интересует меньше всего. Интрига в другом. В контексте сегодняшней политической картинки известный лозунг религиозных фанатиков «Православие или смерть» приобретает особый, строго практический смысл. Я, впрочем, рекомендовал бы господам Нарышкину, Жириновскому и прочим думским хоругвеносцам пока ограничиться начертанием на своих галстуках, футболках и пиджаках промежуточного варианта, а именно: «Православие или статья». На данный момент это будет точнее и позволит оставаться в том самом «правовом поле», на котором думцам так удобно играть в футбол отрезанной головой Конституции РФ. К различным версификациям типа «Православие или: костер, смерть, электрический стул, кол, пуля и пр.» можно будет плавно перейти со временем. Любопытно, что лейтмотивом карательных инициатив является непременное «уважение» к религии и неким традициям. При этом законодатели ну никак не хотят объяснить: каким образом и за что можно «уважать» кровавую, деструктивную, лицемерную и агрессивную идеологию?

Вам будет интересно ==>  Помощь государства при рождении третьего ребенка в 2023 году в кемеровской области

Патриотизм второго типа посложнее и требует некоторых специальных знаний. Например, того, что Павлов не был монахом-доминиканцем, а Тимирязев не приговаривался афинянами к выпиванию яда. Конечно, такая глубина познаний в истории науки почти недоступна для юристов-экономистов-филологов в правительстве, но вопрос можно решить, дав наконец право администрации выступать на ответственных мероприятиях под фонограмму. Конечно, надувать щеки научного величия, прочно удерживая красивое 155-е место в мире по качеству образования, сложновато , но не сложнее, чем великодержавничать , продув войну даже крохотной Чечне.

Столь же лукаво и тщательно в этих дрессировочных сеансах разыгрывается карта традиций и патриотизма. Вот на этом уже стоит остановиться подробнее. Дело в том, что русский патриотизм не обязывает носить лапти, иметь вшей или быть православным. А вот стремление затолкать русскую мысль, жизнь и сознание в православную пещерность, вернуть Россию на давно пройденный, архаичный этап развития — это и есть подлинная, настоящая русофобия. Традиции — это, конечно, милые побрякушки, но с ними надо иметь мужество расставаться вовремя и без сожаления, так как именно они являются главными врагами всякого развития. Сохранение традиций мышления и мировоззрения никогда не позволило бы России иметь И. М. Сеченова, И. П. Павлова, М. В. Ломоносова и К. Э. Циолковского. Все они были олицетворением бунта против традиционного, в данном случае православного, взгляда на мир, а вовсе не его следствием. Вообще, как известно, есть два рецепта патриотизма. Военный и научно-цивилизаторский. Патриотизм на военных дрожжах всходит быстрее, выглядит наряднее, проще усваивается массами. Рецепт его возгонки крайне прост: пользуясь завалами вранья в истории, надо воспевать различных генералов, по большому счету бессмысленно водивших по Европе толпы крепостных в пудренных мукой париках и прокалывавших животы брюхатых бюргериц с кличем «С нами бог, разумейте языцы ». Несмотря на идиотизм и бесперспективность этой модели, в ней есть своя прелесть: она практичнее, чем научная, ибо именно военный патриотизм является лучшим рецептом для приготовления пушечного мяса. Эта модель удобна и для администрации страны, и вообще для любых исполнителей политических ритуалов: она требует лишь знания пары генеральских фамилий и умения вовремя блеснуть слезой из нужного глаза.

Второй рецепт, несомненно, хорош тем, что России, давшей миру образцы поразительного свободомыслия, гениальности в науке и технике, действительно есть чем гордиться. Но в этом варианте государственной идеологии нашим торговцам духовностью можно будет предложить совсем скромное место. А это опять оскорбит их чувства. Столь же сильно, как аборты или гей-парады . Хотя мне совершенно непонятно, в чем принципиальное отличие гей-парада от крестного хода? И в том, и в другом случае мы видим костюмированное пафосное шествие, имеющее целью продемонстрировать некую исключительность в нем участвующих. С абортами еще забавнее. Любопытно, что и по данной теме церковь имеет свое мнение, хотя никакими специальными знаниями, чтобы решать этот вопрос, не располагает. Более того, мы знаем, что самое дикое невежество церковь всегда отстаивала с пеной у рта, но неизменно садилась в лужу. Так было в вопросах астрономии, биологии, зоологии, антропологии и пр.

Невзоров, Александр Глебович

Родился 3 августа 1958 года в Ленинграде. Воспитывался бабушкой и матерью. Дед по матери — сотрудник МГБ Георгий Владимирович Невзоров — возглавлял в 1946—1955 годах отдел по борьбе с бандитизмом на территории Литовской ССР. Мать — Галина Георгиевна Невзорова (1936—2001), журналист газеты «Смена». Отец неизвестен [4] . Ряд источников называют его отцом петербургского художника Глеба Сергеевича Богомолова (род. 1933) [6] [7] . Однако в энциклопедическом справочнике [4] вписана цитата из журнала «Собака.ру» : «Отец мой вообще неизвестен. Существует куча претендентов, но поверьте, это всё байки и сказки, и люди, которые так себя называют или даже прописаны в этом качестве в „Википедии“, таковым не являются» [4] . Об отце в интервью журналу «7 дней» Невзоров сказал: «Так сложилось, что моей судьбой никто не рулил. Что касается папани, то я вообще понятия не имею, кто он такой. Версий очень много. В „секундовскую“ пору на это место хватало претендентов — из этих самых пап выстроилась очередь человек в сто пятьдесят. Но я так и не подобрал достойного кандидата…» [8] 26 июня 2023 года в эфире радиопередачи «Сбитый фокус» на радиостанции «Эхо Москвы» Невзоров заявил, что, согласно наиболее вероятной версии, его отцом является представитель североамериканского индейского народа команчи, который находился в Ленинграде за 9 месяцев до его рождения во время проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве [2] . На творческом вечере в Москве в том же году Невзоров заявил, что после украинских событий «написал заявление об уходе из русских»:

В 2004 году снял фильм «Лошадиная энциклопедия», а годом позже вышла книга с таким же названием [32] . В них Невзоров рассказывает о роли лошади в истории, об её использовании в разные исторические эпохи и об отношении человека к этому животному. Основное внимание уделено противоречиям между биологической природой лошади и образом жизни лошадей, сформированным человеком [33] . Фильм «Методика Nevzorov Haute École: основные принципы», законченный в 2006 году, представляет зрителям основные концептуальные моменты воспитания лошади по методике Школы «Nevzorov Haute École», не являясь при этом учебным пособием, а только лишь ознакомительным [34] . Кроме того, Александр Невзоров снял художественно-документальный фильм «Лошадь распятая и воскресшая», который был показан на Первом канале в начале июня 2008 года [35] . В 2010 году закончена работа над новым фильмом «L.E.P.» («Lectio Equaria Palaestra», «Манежное лошадиное чтение»), вызвавшим ещё до показа на телеэкранах множество споров и крайне разнополярных отзывов [36] [37] . В 2007—2010 годах Невзоров издавал журнал «Nevzorov Haute École». После проигрыша в судебном процессе по поводу незаконного размещения в журнале фотографий, журнал перестал выходить [38] . Протестует против конного спорта как явления. Является основателем, руководителем и мастером Школы «Nevzorov Haute École» [39] .

Алекса́ндр Гле́бович Невзо́ров (род. 3 августа 1958, Ленинград, СССР) — советский и российский журналист, репортёр, телеведущий, публицист. Режиссёр, сценарист и продюсер документальных фильмов. Политик, депутат Государственной думы четырёх созывов (1993—2007) [4] [5] . Ипполог [4] , основатель, «мастер и наставник» школы «Nevzorov Haute École». Ведёт интернет-передачу «Уроки атеизма» на YouTube.

12 декабря 1993 года был избран депутатом Государственной Думы первого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 210 (г. Санкт-Петербург). Четырежды (с 1993 года) выдвигался в Государственную думу как независимый депутат от разных избирательных округов, был членом Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Утверждает, что за 4 срока в Государственной думе был ровно 4 раза [21] . По воспоминаниям Екатерины Шульман все четыре созыва подряд Невзоров прославился тем, что не подписал ни одного законопроекта и ни разу не был на заседаниях. [22] В 1994—1998 годах был консультантом-аналитиком Бориса Березовского [23] [24] .

Ведёт интернет-передачу «Уроки атеизма», состоящую из выпусков со средней продолжительностью 9 минут. Выступает резко против введения в школах «Основ православной культуры». В 1990-е годы считал себя православным христианином [44] , но позднее стал атеистом и начал выступать с резкой критикой Русской православной церкви [45] . Утверждает, что ведёт с церковью «своеобразный диалог» [46] . В эфире программы «Честный понедельник» выступил с обвинением священнослужителей в причастности к гомосексуализму и педофилии. [47] Протоиерей Всеволод Чаплин назвал Невзорова лжецом и отметил: «Уверен, что ни одного доказательства того, о чём он говорит, у него нет, тем более, что этого в принципе не могло быть и не было» [48] . В передаче «Уроки атеизма» своего канала на YouTube в ответ пообещал выпустить и посвятить Чаплину книгу под названием «Педофилия в РПЦ» [49] . В интервью Ксении Собчак на телеканале «Дождь» сказал: «Это не написание книги, это формализация имеющихся документов, к которым я не собираюсь ничего прибавлять от себя». [3]

Александр Невзоров: «Россия инфицирована православием»

Ну, считать или не считать их величайшими умами — дело вкуса. Я вот не считаю, мне они откровенно скучны, и я очень жалею о времени, которое пришлось потратить на знакомство с их работами. Знаете, я наблюдаю уже третье поколение, которому совершенно неинтересны темы так называемой великой русской литературы. И альковные метания дворянства, и душное богоискательство разночинцев им, что называется, по барабану. Сейчас эти книги уже ничего не определяют в обществе. Конечно, русская литература — это такой привычный тренд, повод для тщеславия. Из разряда «Россия — родина слонов». Я не западник, я испытываю гордость за Россию, это великая держава. Но велика она теми людьми, которые несли миру просвещение, идеи свободы и равенства, даже ценой собственного благополучия. Это Чаадаев, Радищев, Тимирязев, Циолковский, Павлов. Они для меня настоящие авторитеты, но никак не одобренные церковью герои вроде Александра Невского, приказчика ордынских князей, или Суворова, который ради того же тщеславия без всякой цели губил десятки тысяч своих солдат.

Для меня нет особой разницы между православием и культом вуду. Первобытные представления об устройстве мира, вера в загробную жизнь, страх божьей кары — на этих вещах основана любая религия, в том числе христианство. Для человека с научным взглядом Евангелие — что-то вроде древнего фэнтези о приключениях раввина Иисуса. Описание жизни этого человека настолько мифологизировано, что реальный прототип имеет отношение к созданному образу настолько же, насколько Микки-Маус похож на живую мышь. Впрочем, в православии содержание идей Христа составляет ничтожный процент. Православие — это такой извод христианства, который с самого начала был изобретен для обслуживания государства и дошел до наших дней в неизменном виде только благодаря мощной государственной поддержке. И трагический период гонений на церковь в советское время был лишь расплатой за то, что вера веками оправдывала и укрепляла уродливое государственное устройство, пестовала рабство и работорговлю, лишала всякой свободы на выбор мировоззрения. Именно православие обрекло Россию на многовековую стагнацию и отсталость. Из-за него российская история вплоть до реформ Петра I не знает имени ни одного врача, астронома, анатома — ни одного человека науки. Большего тоталитаризма, чем тот, что насаждала церковь, представить невозможно. А если мы говорим об уважении к вере предков, то почему мы не должны уважать и другие представления о мире — например, что свежесодранная кожа сороки, надетая на голову, помогает от недержания мочи? В это наши предки верили еще в начале XX века.

Мне маловато разгула мракобесия. Мне бы хотелось, чтобы эти ребята демонстрировали подлинные черты православия во всей красе. Ведь атеизм — это такой интеллектуальный серфинг, и мне интересно, когда волны поднимаются как можно выше. Атеизм элитарен, он требует самостоятельности мышления и серьезных знаний. Так что я благодарен власти, которая потворствует разгулу средневековья, — когда еще я мог оказаться в компании самых замечательных умов человечества?

Думаю, Россию ждет распад. Я могу ошибаться и очень хочу ошибаться. Но сегодня вся государственная стратегия построена на мифологизации первобытной Руси — невежественной, темной, где не было речи о свободе и достоинстве человека. И я понимаю, почему за возвращение тех времен выступают миллионы: в них неистребим рефлекс рабства, они уже сняли штаны, им не хватает плетей. И Путин тут ни при чем, он никакой не тиран, а заложник обстоятельств. Он бессилен перед механизмами истории. К тому же он юрист, считай, филолог, то есть человек, который уверен, что творог добывают из вареников. Ему внушили, что «народу нужна вера», что вера укрепит его власть, а что такое эта вера, он понятия не имеет. Религия никогда и нигде не предотвращала смуты, а только разжигала общественные противоречия. Вовсе не из-за противостояния верующих и безбожников: атеистов в любом обществе очень мало и это, как правило, люди терпимые. Но каждая вера обязана агрессивно отстаивать свою правоту, иначе она будет сливаться с соседними культами. И для Путина может стать большой трагедией именно то, что он позволяет Русской православной церкви отвечать за идеологию на государственном уровне. Ведь рано или поздно пойдет откат назад, к народному бунту, к сбрасыванию с колоколен крестов и попов. Правда, до этого еще нужно дожить.

Вам будет интересно ==>  Единовременное пособие при рождении ребенка в 2023 году документы

На Западе много нерешенных проблем, но там, по крайней мере, есть понимание свободы. У нас же в крови рефлекс рабства, поэтому мне смешно, когда говорят о свободных выборах. Мы выбираем не президента, а фараона, который даст нам предписания: во что верить, о чем думать, с кем спать. И как только мы признаем за РПЦ право трактовать закон, ни о какой справедливости в обществе больше не будет и речи.

Ни один православный, патриотический фильм не способен собрать в России хотя бы столько, сколько собирает самый паршивый американский боевик. Когда речь заходит о православных святынях, белых офицерах и прочих михалковых, все равно в прокате побеждают какие-нибудь голливудские гномики.

Мы недооцениваем скепсис и презрение народа к бесцеремонно насаждаемой доктрине государственного православия. История с передачей соборов РПЦ повышает в обществе градус антиклерикальных настроений. Шум вокруг Исаакиевского собора, который попы представляют себе как огромный «Майбах» с золотой мигалкой, наверняка превратится для них в кошмар.

Когда православие перестанет назойливо и бесцеремонно спускаться сверху, произойдет освобождение. Так уже было в истории России. Тогда все православное народонаселение поняло, что оно может быть не подчинено церкви, и мигом перестало, как только казенная необходимость в этом исчезла.

До революции в стране было 3,5 миллиона клянущихся в бесконечной верности императору монархистов. Их не стало в одну секунду. В 1917 году они, переодевшись в горничных, просто сбежали. Поэтому пусть вас не смущает показушное православие и монархизм. Все это исчезнет в одну секунду.

Канонизация царя, который, помимо Бога, советовался с колдунами и мистиками, — решение из серии «если нельзя, но очень хочется, то можно». Любого нормального человека насторожит, что Николай, помимо всего прочего, согласно его же собственным заметкам и документам ведомства императорской охоты, убил 18 тысяч котов и любил выкладывать из застреленных им ворон геометрические фигуры. Это помимо его отношений с балериной Матильдой Кшесинской.

Р.Р.: Александр Глебович, но вот я не понимаю, когда выходит в телевизор какой-то политик, этот политик учит, как нам жить, мы почему-то относимся к этому толерантно. По крайней мере, более толерантно, чем когда то же самое делает священник. Хотя, казалось бы, кто этот дядя в костюме? Кто такой этот политик? Почему он каким-то образом пытается менять нашу жизнь? Но мы его терпим. Священника мы не терпим. Почему?

Р.Р.: А не кажется вам, что все эти истории, связанные с введением дресс-кода, созданием списка моральных ценностей, все эти новостные поводы, скандализирующие общественность — это ни в коем случае не какие-то там стратегические инициативы церкви, а просто PR -технологии, которые они применяют. Церковь осваивает PR . Они генерируют негативные новости, потому что о хорошем мы не пишем. Не хотим писать о хорошем в церкви, вот они нам сделают вот, пожалуйста, введение дресс-кода. Ведь возможно и такое?

Р.Р.: Александр Глебович, послушайте, вам не кажется, что те люди, которые оппонируют Русской Православной Церкви, в каком-то смысле еще хуже. У церкви есть какие-то моральные ценности хотя бы за спиной, а что есть у либерального болота, которое выступает против Русской Православной Церкви? Не менее мифическая, чем религиозные догматы, концепция прав человека? Либеральный релятивизм? Не будет Русской Православной Церкви, что останется? Извините, молочные железы Волочковой?

Александр Невзоров: Ну, я, честно говоря, и сам много устраивал пикеты и могу продолжить это все. Поэтому пикетами меня не удивишь. Но что касается разговоров о богохульстве, то это, в общем, конечно, ни на чем не основано и просто является на данный момент пока глупостью. И пока таким нормальным поповским междусобойчиком, который для нас, живущих в светском государстве и подчиняющихся конституции, абсолютно ничего не обозначает. Дело в том, что мы все – ни вы, ни я, ни он — не обязаны знать, что является для определенной корпорации, для определенного кружка людей, объединенного религиозными пристрастиями, что является святым. Мы совершенно не обязаны разбираться в том, сколько у них богов, богинь, сколько у этих богинь рук. Мы совершенно не обязаны знать, используют ли они сейчас на своих молитвенных сходках бубны. Или это делают только их северные коллеги. Мы не знаем, нужно ли там приседать или нужно, наоборот, ложиться на пол. Мы не обязаны всего этого знать, вплоть до того, что мы не обязаны знать фамилию их генерального директора. Кто у них сейчас там патриарх? Чаплин, по-моему, да? Или кто-то другой. Неважно. Мы не обязаны этого знать. И в связи с этой «необязаностью» мы не можем кощунствовать. По определению. Потому что для меня, для очень многих других людей нет никакой разницы между одним персонажем мифов — Иисусом — и Осирисом, например. И тот и другой — культурологические фигуры, которые вполне возможно критически осмысливать или иронически осмысливать. Как угодно!

Архиерейский собор РПЦ принял документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В документе вводится определение богохульства и перечисляются основные способы борьбы с ним: от пикетов до уголовного преследования за клевету. Режиссер и репортер Александр Невзоров убежден: до тех пор, пока православие не стало государственной религией, люди не обязаны знать, какие их высказывания могут оказаться богохульством. О том, почему церковь не может обладать моральным авторитетом, её коммерческих интересах и судьбе переданной РПЦ собственности он рассказал PITER.TV.

Александр невзоров о православной церкви

Александр Невзоров, как один из самых ярых критиков русской церкви и религии в целом, на сегодняшний день успел стать по-настоящему культовой личностью. Сначала распространение получила «Лошадиная энциклопедия» Невзорова, в которой автор решил открыть настоящую роль лошади в истории человечества, так как ею явно пренебрегали. После этого у автора начался период религиозной критики, с которой он выступает на многих известных телеканалах, а также не забывает о выпусках своих передач в интернет-пространстве.

«Уроки атеизма» Невзорова – это цикл интернет-передач, каждый выпуск которых длится около десяти минут. Главной линией в критике Невзорова последних лет является опасение насчет нашего будущего, так как в школах ввели обязательный предмет – «Основы православной культуры». Невзоров против такого навязывания, так как это попахивает тоталитаризмом. Также Невзоров говорит о церкви (РПЦ), рае, аде, чистилище, но не тоном, оскорбляющим достоинство верующих людей.

Смотреть фильмы и видео Александра Глебовича Невзорова онлайн – настоящее удовольствие. Столько аргументированной критики церкви и здравого сарказма вы не найдете больше нигде. Невзоров на ТВ довольно часто выступал в качестве оппозиционера в дебатах и обычных диалогах со служителями церкви, с представителями РПЦ и просто верующими. Каждый из его споров заканчивается безоговорочной победой, и это породило ответную реакцию со стороны церкви. Среди представителей российской православной церкви существует негласный договор о том, что больше никто из них не будет вступать в открытый спор с Невзоровым, так как исход спора заранее предопределен.

Сайт Невзорова позволит вам поближе ознакомиться с этой противоречивой личностью и его борьбой за права граждан быть свободными от церкви. Нынешняя программа Невзорова – это, по его же словам, «своеобразный диалог» с церковью и государством, которое ее покрывает. Невзоров не стыдится раскрывать известные и достоверные факты о причастности многих служителей церкви к педофилии и гомосексуализму. И это не голословные обвинения. В качестве доказательной базы у Невзорова имеются списки тех священнослужителей, которые привлекались по этим статьям, и на которых было заведено уголовное дело в связи с противозаконными действиями сексуального характера. На заявление Всеволода Чаплина о клевете на работников церкви Невзоров пообещал выпустить книгу «Педофилия в РПЦ», для которой уже накопилось достаточное количество материала.

Биография Невзорова богата и интересна. Он рано приобрел известность, став популярным журналистом. Из-за своей скандальной журналистской деятельности не раз претерпевал страшные угрозы и даже покушение на собственную жизнь. Этот человек снимал сюжеты в самых горячих точках и не боялся становиться участником действий. Интересным является тот факт, что вплоть до девяностых годов Александр считал себя православным христианином, о чем неоднократно заявлял. Но позже стал не просто атеистом, а ожесточенным критиком Русской православной церкви. Книги Невзорова стали содержать огромную долю скептицизма и критики, вследствие этого он потерял множество поклонников, но приобрел других.

Гадаю: а что, собственно, хочет дать понять мне, да и всем, видящим его за этим занятием, Президент РФ Д.Медведев? (Я имею в виду теледемонстрацию президента, усердно молящегося на очередном церковном мероприятии.)
Трудно предположить, что Дмитрий Анатольевич (как и другие наши чиновники, регулярно позирующие со свечками в храмах) не знает о фантастической способности любой религии разделять людей и натравливать друг на друга. Также трудно себе представить, что он никогда не слышал, сколь болезненны, сложны и трагичны вопросы, связанные с т.н. «свободой совести», с многообразием вер и неверий, с рожденным в огне церковных костров правом на свободомыслие, знание и сомнение.
Конечно, как образованный человек он прекрасно обо всем этом осведомлен. Тогда что же и кому он предлагает усвоить, демонстрируя свою (первого лица) православность обществу как негласную, но категоричную норму? И вообще, стоит ли тем, кто не сопричастен православной идеологии, воспринимать сегодня Россию как свою Родину?
Возможно, один я такой неправильный. Тогда проблемы не существует: следует лишь обсудить конструкцию клетки, в которую я как атеист должен быть помещен, а также примерный маршрут перемещения клетки по православной стране для всеобщей потехи и поучения. Но пикантность ситуации в том, что на данный момент в России существует некоторое количество (по оценкам ВЦИОМ, около 30–40%) граждан, для которых все, что бормочется и пишется бородатыми разносчиками духовности, является не более чем скучной и пафосной белибердой, не имеющей смысла и лишь маскирующей в лучшем случае тривиальные бизнес-устремления, а в худшем — деструктивное мракобесие, раздутое до общегосударственных масштабов. Также есть основания предполагать существование некоторого количества граждан, убежденных, что православие как идеология — главное несчастье России, которое 700 лет тормозило ее развитие, а в 1917 году доказало свою полную неспособность служить ни «стержнем нации», ни «цементом», скрепляющим государственность и народ.
Мировоззренческие дебаты тут бессмысленны, а компромиссы нереальны. Возможна лишь одна тема для обсуждения — способ и стиль сосуществования в одной стране людей с полярно разными убеждениями. Это непростая задача с учетом завидной способности христиан «оскорбляться» по любому поводу. (Вообще, трудно найти что-либо важное в истории человечества, что в момент своего возникновения не оскорбило бы верующих в их религиозных чувствах.) Вот и ныне они шныряют повсюду, выискивая поводы для обиды. Но при этом очень плохо ориентируются в том, что для них действительно является опасным, а что — нет.
Прекрасной иллюстрацией этому тезису служат события последнего времени, когда из «шкафа РПЦ» один за другим начали выпадать «скелеты». Пока — в виде часиков, дач, элитных квартир, троюродных сожительниц и прочей пикантной мелочи. «Скелеты» покрупнее еще только готовятся к десантированию из «священного» шифоньера, но уже слышно, как они в тесноте изнутри сотрясают створки.
Подводить под этот обвал конспирологию глупо. Ведь в принципе ничего неожиданного-чрезвычайного не произошло: подобные секретики есть у любой бизнес-корпорации, и РПЦ не обязана быть исключением. Наличие «брегетов», дорогой недвижимости с мирянками, яхт, дворцов и миллионов — все это никак не компрометирует корпорацию, а лишь дает исчерпывающее представление о целях ее «служения».
Удивительно другое. При стопроцентной, на мой взгляд, предсказуемости того, что финансовые и иные механизмы функционирования концерна рано или поздно раскроются, церковь оказалась не готова к «разоблачению»: когда случилось то, что случилось, именно она оказалась самой истерирующей стороной.
Нынешняя церковная истерика, впрочем, не отличается оригинальностью исполнения. Конечно, она подкрашена экзотической для XXI века средневековой злобой, но в целом ее компоненты и сценография стандартны: попытки демонстрации «единства» путем организации экзальтированных массовых шоу (стояний), потешные рыдания в СМИ, обзывание оппонентов да сочинение коллективных доносов. Все это очень трогательно и мило, но не очень логично, так как происшедшее — недоработочка самого концерна РПЦ. Добросовестные «пастухи» обязаны тщательнее скрывать мотивацию своих трудов хотя бы от «стада».
Нашло свое подтверждение очевидное: с момента основания и по сей день РПЦ способна существовать только в тоталитарном варианте, когда ее «эксклюзивность» в общественном пространстве обеспечивается как минимум 14 статьями уголовных уложений, десятком законов и подзаконных актов, штыками, дубинками, нагайками, страхом каторги, ссылки и лишения всех прав состояния (напомню, именно эти факторы позволяли православию сохраниться в качестве главенствующей религии в т.н. «Святой Руси», т.е. в царской России). Никакой другой рецептуры удержания РПЦ на плаву не существует. Стремление современного человека быть свободным, развитие наук, распространение Интернета и пр. — в столь тяжких для религиозного мракобесия условиях для «торжества православия» потребуется, боюсь, уже не 14, а 114 уголовных статей, пятикратное увеличение репрессивного аппарата и изготовление примерно 25 миллионов нагаек.
Клерикальная истерика позволила также спрогнозировать ближайшее будущее РПЦ.
Попам, конечно, пока везет. Основными оппонентами их оскандалившейся корпорации выступают атеисты, не посягающие на самое святое, т.е. на бизнес церкви. И вроде бы попы могут спать спокойно: прибыль в 1500% от торговли свечками, недвижимость, сети торговли золотом, и прочее — в безопасности.
Но так будет не всегда. Дырищи в репутации РПЦ, расширяющиеся с каждым днем благодаря свободе СМИ и Интернета, существенно расшатали ее конструкцию. Теперь какой-нибудь волосатый харизматик (лучше в сане, а еще лучше — с панагией), профессионально владеющий поповской терминологией и минимумом актерской техники, позволяющим изображать истовую веру в сложных условиях ТВ-шоу, легко сможет разыграть «внутрирелигиозный» конфликт с жадным, агрессивным и неумным генералитетом концерна, уже скомпрометированным в глазах верующих. Результатом такого конфликта будет очень чувствительный раскольчик и увод из изъязвленного скандалами «лона» изрядной части жрецов, а главное — паствы вкупе с ее финансами. Ведь большинству верующих, положа руку на сердце, безразлично, у кого именно покупать магические услуги — стояли бы нужные декорации.
Рискну предположить, что такой харизматик внутри РПЦ уже «дозревает», так как церковный безналоговый бизнес — слишком уж лакомая добыча. А с такими «стражами престола», как Чаплин в рясе, мыслитель Легойда да антисанитарные хоругвеносцы, его можно рвать голыми руками. Легкая, чисто разведывательная операция «Брегет-1» выявила беспрецедентную слабость поповской обороны по всем линиям. Идеологи РПЦ не умеют держать и парировать даже слабые информационные удары.
Возможно, будущий раскольчик внутри концерна обеспечит некто из недавно наштампованных епископов (там, по моим данным, есть парочка авантюрных и вполне себе неглупых прохиндеев). А возможно, этот «некто» еще таится в угрюмой среде семинаристов, где легко замаскироваться, лишь имитируя (до времени) беспричинную печаль и туповатость. Посмотрим. Но этого не может не произойти по одной причине: концерн РПЦ сам пожелал жить по законам бизнеса — ну, соответственно, и прочувствует всю прелесть этих законов.
Точка невозврата пройдена, и результат предсказуем: дробление концерна на множество мелких фирм, сутяжничающих меж собой из-за собственности, льгот, антиквариата, эфирного времени и мигалок. Когда-нибудь та скептическая усталость, которую уже демонстрирует власть в отношении РПЦ, усугубится «до невозможности». Тем паче что обещанного перед парламентскими выборами беспрекословного повиновения «стада» как-то «не вышло», а государственной идеологии из православия никак не получается по причине отсутствия 114 статей УК, 25 миллионов нагаек и ввиду определенных трудностей при получении от Госпожнадзора разрешения на разведение специальных костров в публичных местах.

Вам будет интересно ==>  Средняя зарплата в башкортостане 2023 по алиментам

— У него есть своя голова на плечах, но чтобы в этих вопросах разбираться, нужно неплохо знать эту организацию, каноны и догматику и криминальную сторону церковной истории. Ведь очень многие прекрасные люди становятся новообращенными верующими только потому, что их никто не знакомит с другой стороной медали.

— Я ни в какую религиозность вообще не верю, потому что есть такое понятие как «первобытное сознание», замечательно описанное господином Леви-Брюлем. Я подозреваю, что в 99 случаях это откровенное притворство пополам с определенной идеологией. Но я подозреваю, что власть в данном случае — достаточно слепой и не очень тонкий инструмент.

Ситуация с Поясом хорошо это показала. Потому что мы получили за 40 дней в 16 городах при истерическом раскале прессы, при самой изощренной массированной рекламе 3 млн человек, если верить попам, которые смогли обратиться к этому предмету с какими-то просьбами. 3 млн — это сколько у нас процентов населения? — меньше полутора. При том что никаких криков, что кто-то не успел, не было. Успели все, кто хотел. Получается, что примерно этим количеством рулит РПЦ, но не больше. И здесь они лгут. Они лгут про массовость своей паствы.

Что касается РПЦ, то тут совсем тяжелая ситуация. Ведь речь не идет о том, кому во что верить, речь идет о том, кому кого содержать. Ведь они же требуют, чтобы их содержали. Они хотят за мой счет, за счет миллионов других людей, которым совершенно безразличны их игры, строить свои дачи в Геленджиках, одеваться в свои платья, носить свою бижутерию, трепаться в студиях и вести красивую жизнь в целом. Ведь речь идет только об этом. Пусть веруют, но за собственный счет и в специально отведенных местах. Тогда бизнес прекратится.

— В Вашу бытность в Государственной думе, когда лишили сана о. Глеба Якунина, Вы выступали с совершенно других позиций и обвиняли его в том, что он нарушает православные каноны, то есть Вы выступали с весьма религиозно-церковных позиций. Когда произошла перемена Вашего мировоззрения? Или я что-то неправильно трактую?

Узнай правду

То будет современный Пугачев, вооружённый всеми достижениями новейшей электронной техники, с неуловимой рассредоточенной боевой дружиной — волчьей стаей самоотверженных соратников-оборотней, с невидимой системой оперативного управления и возможностями одновременного широкомасштабного силового реагирования. Такая мобильная и неуязвимая структура, способная наносить превентивные парализующие удары в любые заданные болевые точки противника, навяжет ему свои правила игры и, в конечном итоге, сокрушит.

Однако, попытка возврата к изжившему себя и уже неоднократно предававшему Нацию «русскому» православию, обречена. Мнимый расцвет слащаво-приторного, тошнотворного до блевотины придворно-модного православия есть на самом деле бездушный, бесплодный, импотентный пустоцвет.

Волхвы и ведуньи, как защитники вещевых устоев, носители и хранители народной Языческой культуры и духовного наследия Предков, сразу же после 988 г. Подверглись жесточайшим гонениям одновременно и со стороны церкви, и со стороны княжеской власти. Уже в церковном уставе полукровки Владимира положено наказание волхвам и волшебникам — СОЖЖЕНИЕ. И это — за два века до учреждения инквизиции на Западе!

Принципиальное, «генетическое» родство криминальных, церковных, финансово-ростовщических и правительственно-политических структур способствует их сращиванию в чудовищного, омерзительного монстра. Россия превращается из формально светского государства в криминально-полицейско-религиозное.

Все иудохристианство построено на «чуде воскресения»: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (ап. Павел). Говоря об этом главном «чуде», необходимо заметить: если уж Порфирий Иванов, в наши времена проживший свою жизнь на виду у всех, мог прослыть богочеловеком и чудотворцем в глазах своих почитателей, то, что же говорить о событиях двухтысячелетней давности? А уж совсем в наши дни многие неглупые люди всерьёз уверовали в реальность литературного персонажа модных коммерческих бестселлеров — в некую сибирскую ведунью Анастасию, запросто контактирующую с космическими пришельцами.

Возможно, что причина заключается в том, что произошёл очень резкий скачок от коммунистического атеизма к религии. Может, этот переход должен был продолжаться несколько десятков лет, а не так: сегодня – у нас атеистическое общество, а уже завтра – религиозное, как Вы считаете?

— Средства массовой информации выбирают себе позицию и занимают сторону либо по одну, либо по другую линию «фронта»: они находят себе окоп, и либо подключаются к отражению церковного нашествия и церковной агрессии, либо они идут вместе с церковниками в эту атаку. И здесь уже всё зависит исключительно от образованности, от серьёзности, в том числе, вероятно, и патриотичности, несмотря не весь мерзкий привкус этого слова, журналиста, потому что ведь понятно, что русская православная церковь – чрезвычайно реакционное и мрачное заведение, которое действительно всю свою историческую жизнь находилось в полном конфликте с любыми видами прогресса, науки. И если у вас там, на Западе, в частности, в Германии, периодически кого-то из учёных жгли, но у вас было, кого жечь, а у нас было некого жечь! Если Вы рассмотрите историю России с момента её крещения до появления Петра, то Вы не увидите в России ни одного учёного, ни одного философа, ни одного геолога, ни одного медика, – никого. В России всё это душилось на уровне колыбели, и когда в XV веке в Новгороде возникла группа интеллектуалов, решившаяся почитать какие-то книжки кроме тех, которые были предписаны, то они были названы ересью жидовствующих и все уничтожены поголовно, хотя среди этих еретиков находились высшие церковники, клирики и миряне, но были уничтожены ВСЕ! В России не могло возникнуть ереси, потому что, для того чтобы стать еретиком, надо быть хотя бы грамотным, невозможно стать еретиком, не читая книжек, а в России этих книжек просто не было, они не переводились, они запрещались, они были немыслимы. И церковь с позиции оккупанта и хозяйки пошла в наступление на те светские и общечеловеческие ценности, которые с таким трудом в Россию удалось привезти в каком-то элементарном виде.

— Здесь дело в жгучем чиновничьем подхалимаже. У меня есть довольно много близких друзей, которые находятся в различных, в том числе и высших, эшелонах власти. И когда я к ним прихожу и вижу, что всё заставлено иконками, то я ухмыляюсь, а мне отвечают: «Глебыч, да мы – нормальные, но так сейчас полагается». И вот чиновник берёт иконку, рисует на ней рожки, фингал, усы и спрашивает: «Теперь ты веришь, что я – нормальный?». Я отвечаю: «Да, теперь я верю!». Он заворачивает эту иконку в бумажку с тем, чтобы выкинуть её в урну незаметно, а не здесь – в корзину, которая стоит у него под столом, потому что он боится, что на него донесёт уборщица.

Обычно журналист во время интервью задаёт собеседнику вопросы на разные темы, но наш сегодняшний гость – знаменитый питерский репортёр и писатель, автор и ведущий культовой перестроечной телепрограммы «600 секунд» – Александр Глебович Невзоров сразу же «взял быка за рога» и обозначил тему, которая ему на сегодняшний день наиболее интересна, поэтому разговор получился монотематичным.

— Об этом можно говорить в связи с ними без всякой связи с ними, потому что они всего-навсего катализировали и прорвали гнойник, который существует на эту тему – тема религии, атеизма и взаимоотношений церкви, государства и общества, – она всплыла на поверхность! Это при том, что девочки не сделали ничего особенного, и я подозреваю, что они не рассчитывали на такой сумасшедший эффект и на такую сумасшедшую для себя удачу.

— Не знаю, я, к сожалению, не могу ни одного попа оценивать, потому что не понимаю, что ими движет. За исключением тех иерархов, с которыми я общался при подготовке путча. Но там были не только кадровые чекисты, там была как раз чистая наша агентура, которой мне поручено было объяснять, как надо себя вести, а как не надо себя вести.

Почему Кураев, собственно говоря, многократно уклонялся от встречи со мной? Когда я был на «Пятом канале» в эфире, я просил сделать мне очную ставку с попом и всегда заказывал Кураева. И Кураев всегда избегал этих встреч. Потому что он умный, в отличие от них, и видит, что с моей тактикой ему невозможно конкурировать — я не собираюсь говорить о высоком, я не собираюсь рассуждать про бога — мне это совершенно неинтересно.

— Я не готов их принять, потому что они слишком дорого обходятся. И тут я совершенно убежден, что если мы имеем дело с истинной верой, то она должна быть полностью изолирована от общества. И главное, что, поймите, это мое мнение. Я не претендую на роль последней или даже предпоследней инстанции. Я считаю, что каждый вправе развлекаться и заниматься чем угодно: хоть обожествлением героев еврейских сказок, хоть выпиливанием лобзиком.

Но как внутренняя, каббалистическая, но вместе с тем наиболее интеллектуальная составляющая РПЦ он, конечно, занятен. То, что я видел — это действительно запутавшийся в собственной премудрости и достижениях — подсчетах количества демонов на кончике иглы — человек. Но как только ему говоришь, что «блядь, нет иголки и нет демонов», то ему становится плохо.

То есть они будут вынуждены играть по тем правилам, которые предлагаем мы. Вы предлагаете нам свои идеалы? Давайте-ка мы их попробуем на вкус и на цвет, пожжем кислотами сарказма, сделаем из них карикатуру, пожонглируем и посмотрим, а чего это вы нам предлагаете. Они же не хотели играть по этим правилам. Они думали, что они принесут нам свои идеалы, и мы все встанем во фрунт. А вот…

Adblock
detector