Какие Органы И Должностные Лица, Компетентны Решать Вопрос О Возбуждении И Отказе В Возбуждении Уголовного Дела?

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса).

Содержание этой стадии уголовно-процессуальной деятельности заключается в системе процессуальных отношений, действий и решений с момента получения информации о преступлении до принятия по ней решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в этом. Тем самым содержание стадии возбуждения уголовного дела не сводится только к вынесению соответствующего постановления; оно включает в себя деятельность по разрешению ряда вопросов, предшествующих принятию итогового решения по заявлению или сообщению о преступлении.

Таким образом, основания для возбуждения уголовного дела образуют фактические данные, свидетельствующие о совершении преступления. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется установления всех признаков состава преступления. Достаточно установить наличие данных об объективной стороне преступления, данных, подтверждающих наличие события преступления. Отсутствие сведений о субъекте преступления не может служить препятствием к возбуждению уголовного дела.

Помимо законного повода для возбуждения уголовного дела требуются достаточные основания. В соответствии с ч. 2 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Отказ в возбуждении уголовного дел

Пример № 1. Гражданин обращается в полицию с заявлением о краже кошелька с денежными средствами. После чего указанный кошелек был найдем самим гражданином в принадлежащем ему автомобиле, поскольку заявитель просто забыл о его местонахождении. То есть фактически кражи кошелька не было.
В возбуждении уголовного дела будет отказа за отсутствием события преступления.
Пример № 2. На улице обнаружен труп молодого мужчины. Зарегистрирован материал проверки по факту обнаружения трупа. В ходе судебно-медицинской экспертизы установлено, что причиной смерти является острая коронарная недостаточность, то есть естественная смерть человека. В возбуждении уголовного дела будет отказано за отсутствием события преступления.

  • в результате проведения проверки не было установлено событие преступления;
  • деяние, хотя и имеет признаки правонарушения, описанного статьей УК РФ, не образует состава преступления. На это же основание ссылаются и в случае декриминализации уголовной статьи;
  • срок давности по противоправному деянию признан истекшим;
  • зафиксировано наступление смерти гражданина, в отношении которого должно было начаться следствие. Но следственные мероприятия не подлежат прекращению, если речь идет о реабилитации подозреваемого;
  • от потерпевшего не поступало заявления, если дело должно возбуждаться на его основании (оно должно относиться к категории частного или частно-публичного обвинения). Это не относится к случаям, когда пострадавшее лицо не может обратиться в правоохранительные органы вследствие нахождения в беспомощном состоянии или пребывает в зависимости от подозреваемого;
  • не получено судебного заключения о том, что действия Генпрокурора или Председателя Следкома России обладают признаками деяния, запрещенного УК РФ. В отношение лица, занимающего должность судьи или состоящем в парламенте РФ, не выдано согласия на снятие неприкосновенности от Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ или квалификационной судейской коллегии.
  • Процессуальный статус.
  • Время подачи и содержание заявления о привлечении к ответственности.
  • Номер решения об отказе.
  • Номер и дату проверки документов, которые изложены в положении об отказе в возбуждении уголовного дела.
  • Ссылки на статьи.

4.Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
5. Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению. В России уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. Указанные виды уголовного преследования регламентированы ст. 20 УПК РФ. В соответствии с требованиями данной нормы уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Соответственно, отсутствие данного заявления является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

Данное основание регламентируется статьей 78 Уголовного кодекса РФ, где сроки исчисляются с даты совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Согласно норме, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления прошли сроки, установленные законом, и давность по ним не была прервана совершением нового преступления. Так, закон устанавливает сроки исковой давности при совершении:

ствия на граждан. Правовое воспитание на стадии предварительного расследования включает: ознакомление участников уголовного процесса с предписаниями закона и формирование у них уважения к праву; предоставление возможности применять нормы права в конкретных случаях; разъяснение необходимости и потребности исполнения требований закона; демонстрация отрицательного отношения к преступлениям и лицам, их совершающим; предоставление возможности отстаивать свои, а также представляемые права и законные интересы. Таким образом, правовое воспитание – это эффективное средство профилактики совершения преступлений.

Предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, совершивших преступления.

20 декабря 2011 года следователь, после проведения дополнительной проверки, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором признал установленным, что ДТП явилось результатом нарушения гр. К. правил дорожного движения и отказал в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

По данному факту была проведена проверка в порядке, предусмотренном ст. 144 — 146 УПК РФ, по результатам которой в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием события преступления. В ходе проверки установлено, что телесные повреждения гр. Ч. причинил самостоятельно при попытке проникновения в помещение продуктового магазина, что имело место сразу после совершения убийства. Данное обстоятельство подтвердили свидетели, непосредственно наблюдавшие за действиями гр. Ч., который в алкогольном опьянении, требуя открыть магазин, с силой наносил удары головой, кулаком, предплечьем, локтем в окно выдачи товара, и, сломав крепление окна, наполовину влез внутрь магазина.

Иногда трагическое событие, как таковое, может иметь место и повлечь тяжкие последствия (например, массовая гибель людей, крупные пожары, разрушения зданий и сооружений и пр.), но являться не преступлением, а происшествием вследствие стихийных бедствий, природных сил, иных непреодолимых объективных факторов.

Какие Органы И Должностные Лица, Компетентны Решать Вопрос О Возбуждении И Отказе В Возбуждении Уголовного Дела

Прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

К органам дознания, имеющим право на возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и воспитательных учреждений — по делам против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188,189, 190, 193 и 194 УК.

Государственные органы и должностные лица, уполномоченные принимать решение о возбуждении уголовного дела

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц Генеральный прокурор может принимать только на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях этих лиц признаков преступления. Кроме этого, для возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы требуется согласие соответственно Совета Федерации и Государственной Думы; в отношении судьи Конституционного Суда РФ – согласие Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, суда субъекта РФ, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда – согласие Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

4. Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ. В этом случае Генеральный прокурор РФ в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении этого лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности, указанное решение вместе с представлением Генерального Прокурора в течение 3 суток направляется в Совет Федерации, решение которого о лишении неприкосновенности принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы. В случае если Государственная Дума или Совет Федерации Федерального собрания РФ вынесут решение об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего свои полномочия, то уголовное преследование данного лица подлежит прекращению (п. 7 ч. 1 ст. 27 УПК).

Нижестоящим прокурором — городским, районным уголовное дело возбуждается в отношении следователя, адвоката на основании заключения судьи районного суда, а в отношении прокурора – вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту совершения преступления.

Вам будет интересно ==>  Что дают малоимущим семьям в иваново

Поэтому мы полностью согласны с точкой зрения Т.Н. Москальковой, которая считает, что «лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по заявлению или сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено решение».[44] Заслуживает одобрения и позиция К.Б. Калиновского, который полагает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела «должна быть направлена пострадавшему, даже если он не является заявителем (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК); лицу, в отношении которого было подано заявление; лицу, в отношении которого в постановлении сделаны неблагоприятные для него выводы (например, виновность в административном правонарушении)».[45]

Понятие «конкретное лицо», о котором идет речь в статье 148 УПК РФ, отличается от одноименного понятия, которым оперируют процессуалисты применительно к процедуре принятия решения о возбуждении уголовного дела. Если после возбуждения уголовного дела будет еще проведено как минимум предварительное расследование, то отказом в возбуждении уголовного дела уголовный процесс завершается. А это значит, что у лица, в отношении которого вынесено данное постановление, не будет возможности в дальнейшем в рамках последующих стадий уголовного процесса доказать свою непричастность к совершению вмененного ему в вину деяния.

Заявитель имеется не в каждом уголовном процессе. Если заявителя нет, то орган предварительного расследования (соответствующее должностное лицо) может направить копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела только прокурору. Пока еще прямо законодателем на него не возлагается обязанности уведомлять кого-либо еще о принятом в порядке ст. 148 УПК РФ решении. В этой связи необходимо определиться с понятием «заявитель».

Заявителю и прокурору копия постановления должна быть направлена в течение 24 часов с момента его вынесения. Причем моментом вынесения постановления признается тот час, когда следователь (дознаватель и др.) подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если лицо обратилось с заявлением о преступлении не в орган, компетентный возбуждать уголовное дело, но именно из-за его сообщения органам предварительного расследования стало известно о якобы совершенном (совершаемом, подготавливаемом) конкретным человеком (людьми) преступлении, в отношении таких «заявителей» не может быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ.

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела не установление лица

Как только материал проверки собран, на что отводится 3-10 суток, максимум 30 суток, должно быть принято процессуальное решение – либо дело возбуждается, либо нет. В последнем случае материал проверки превращается в отказной материал, где последним документом и будет постановление об отказе в возбуждении дела.

В результате правоприменители пытаются обойти запрет, используя два незаконных способа: либо отказывают в приеме заявления о преступлении, либо отказывают в возбуждении дела за отсутствием события преступления (якобы событие было, но событие не преступления, а другого неопасного деяния — правонарушения). В действительности деяние без общественной опасности (малозначительность) — это отсутствие элемента объективной стороны состава преступления, т.е. классический пример деяния, которое не содержит признаков состава преступления.

  • 10 суток согласно ст. 144 УПК;
  • налоговой отчетности;
  • Следственного комитета, отпускающими на проверку до:
    • 10 суток согласно ст. 144 УПК;
    • 30 суток по ходатайству следователя, если предстоит изучение:
    • документов;
    • предметов;
    • трупов;
    • налоговой отчетности;
    • финансово-хозяйственной деятельности.

    Отсутствие события преступления признается основанием к отказу в возбуждении уголовного дела или к его прекращению в случае, когда выясняется, что либо самого деяния, якобы причинившего вред охраняемым уголовным законом отношениям или посягавшего на эти отношения, не существовало, либо причинение вреда было вызвано неуправляемыми силами природы или животными, либо потерпевший сам причинил себе вред.

    124 и 125. Проверка материалов, касающихся отмены неправомерного отказа, проводится в сроки, указанные получателем жалобы — руководителем СО, прокурором, судьей. Максимальная длительность проверки законодательно прямо не оговаривается, но ограничивается ведомственными нормативными актами:

    Основания отказа в возбуждении уголовного дела — законность и обоснованность

    Принимая сообщение о преступлении, следователь или дознаватель проводят предварительную проверку информации и при наличии соответствующих оснований выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления направляется заявителю и прокурору в течении 24 часов с момента принятия решения и вынесения постановления, при этом первому из них разъясняется его право на обжалование решения и порядок действий.

    При этом, проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации; судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния (пункты 1 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

    При решении вопроса об отказе в возбуждении уголовных дел за истечением сроков давности особое внимание следует обращать на правильность квалификации действий (бездействия) лица и точное исчисление сроков давности привлечения его к уголовной ответственности. Необходимо соблюдать требования закона об обратной силе, если предусмотренное УК РФ увеличение или ужесточение санкций за совершение преступления влечет за собой увеличение срока давности.

    Получив копию постановления о возбуждении уголовного дела, прокурор может запросить материалы, необходимые для оценки законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

    3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

    Постановлением Конституционного суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П ст.3; п.6 ч.1 ст.108; ч.1,2 и п.1 ч.3 ст. 109; ст. 112 и 115; п.4 ч.1 ст.232 и ч.1,2 и 4 ст.256 УПК РСФСР признаны несоответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают или допускают полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения.

    органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    К следователям п. 41 ст. 5 Уголовно — процессуального кодекса РФ относит должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовным делам. Эта функция в наши дни возлагается на следователей прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. О понятии органа дознания следует судить по тому, что сказано в ст.

    Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства.

    Ч. 4 ст. 20 УПК РФ предоставляет прокурору, а также следователю и дознавателю с согласия прокурора право возбудить уголовное дело частного обвинения при наличии, а также при отсутствии заявления потерпевшего в случае, «если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами».

    Согласно ч. 1 ст. 125 УПК РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

    Таким образом, как только становиться известно о принятии необоснованного процессуального решения, необходимо его обжаловать, требовать отмену и возбуждения уголовного дела по результатам рассмотрения материалов доследственной проверки.
    Для сведения: Срок рассмотрения жалобы для должностных лиц, установленный УПК, составляет три дня со дня получения жалобы, с возможностью продления до десяти суток.

    Решение привести текст конкретного примера жалобы возникло не случайно. Ознакомившись с данным примером, пострадавший от преступления будет иметь полное представление о том, что должен содержать текст жалобы, если есть необходимость в отмене незаконного решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела.

    На что следует обратить внимание, читая пример жалобы —
    это, прежде всего, включение в текст конкретных статей закона, нарушенных при принятии решения об отказе в возбуждении дела, что позволяет адресовать данную жалобу и в суд, т.к. указаны нарушенные права гражданина.
    Второе, резолютивная часть, в которой сформулирована цель самой жалобы. Это важно, т.к. отмена решения в силу закона влечет за собой дополнительную доследственную проверку и принятие нового решения по материалу. А прокурор, которому адресована приведенная в качестве примера жалоба, не имеет полномочий возбуждать уголовные дела.

    К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного расследования и другие.

    Как оформляется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

    Отрезки времени и порядок их исчисления прописаны в ст. 78 УК. Исчисление временного периода начинается с того дня, когда преступление было совершено, а заканчивается в тот день, когда суд выносит приговор. Если этот отрезок времени превышает установленные сроки, нет повода привлекать к ответственности.

    • полное название судебной инстанции, в которую она будет отправлена;
    • сведения о заявителе – полностью его ФИО, адрес проживания, данные из паспорта, контактная информация;
    • его процессуальный статус;
    • реквизиты выданного ранее постановления об отказе в ВУД;
    • доводы обратившегося – нужно аргументированно изложить причины, по которым подаётся жалоба;
    • требования;
    • дата и подпись.
    1. Вводная часть. В ней обозначаются данные о самом документе и сведения, когда и кто вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме этого, следует обозначить наличие рассмотренных материалов и непосредственно номер документа, фиксирующийся в книге учета заявлений пострадавших от преступлений.
    2. Описательная часть. Основной частью в документе считается обозначение производимых мероприятий по выявлению и удостоверению факта правонарушения, а также выводы и оценки, послужившие предпосылкой в неудовлетворении заявления от пострадавшей стороны.
    3. Заключительная часть. Резолютивная часть свидетельствует, на основании каких норм права было принято неудовлетворительное решение в дальнейшем рассмотрении дела. Очень важно, чтобы в документе соблюдалась терминология, употребляемая в уголовно-процессуальном законодательстве.
    Вам будет интересно ==>  Считается ли семья многодетной/если дети прописаны в разных местах

    Единственная разумная цель подачи жалобы в этом случае – добиться своего оправдания и прекращения уголовного преследования за невиновностью, отсутствием состава преступления или иным реабилитирующим основаниям. В иных случаях обжалование – просто трата времени и сил.

    Данный документ содержит в себе подробную информацию о проделанной работе служащих следственного отдела после изучения всех доказательств и фактов. Обозначенное постановление – значимый процессуальный документ, и поэтому он имеет соответствующее содержание.

    От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препят­ствия для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснован­ность; имеют особые содержание и характер.

    1. При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в резолютивной части которого излагаются решение органа дознания, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела со ссылкой на пункт, часть и статью Уголовного кодекса Республики Беларусь, в возбуждении уголовного дела по которым отказывается, соответствующий пункт части 1 статьи 29 настоящего Кодекса, а также решение о судьбе изъятых в ходе проведения проверки следов, предметов и документов.

    Под мерами уголовно-процессуального принуждения надо понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выпол­нения иных задач уголовного судопроизводства.

    Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно вы­полняют предписания норм права. В то же время сама возмож­ность принудительного исполнения этих мер придает им объектив­но-принудительный характер.* Нельзя не учитывать и тот факт, что закрепление в законе возможности применения принуждения заставляет лицо действовать в соответствии с правовыми требова­ниями. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан.

    Заявления граждан являются наиболее распространенным поводом к возбуждению дела. Они могут быть письменные и устные. Письменное заявление должно быть обязательно подписано лицом, от которого оно исходит. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление. Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

    Возбуждение уголовного дела — курсовая работа

    Прокурор, при наличии законного повода и достаточного основания, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и передает его со всеми материалами для расследования следователю или органу дознания. А следователь, получивший это постановление, дело не возбуждает так как оно уже возбуждено прокурором, а выносит постановление о принятии дела к своему производству и приступает к предварительному следствию.

    Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

    Таким образом, суть первоначальной стадии уголовного процесса состоит в рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении и производстве, в необходимых случаях, процессуальных действий (получение объяснений, истребование необходимых материалов, производство ревизий, документальных проверок и др.), направленных на установление признаков преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. При этом необходимо отметить, что проверка заявлений и сообщений о преступлениях не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Ее следует проводить только в исключительных случаях, когда в самом заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Если же такие признаки налицо, компетентные органы и должностные лица в соответствии с законом обязаны возбудить уголовное дело немедленно.

    Поэтому составлением и докладом рапорта об обнаружении признаков преступления, как правило, должна завершаться оперативно-розыскная деятельность по выявлению и пресечению преступлений. В этом случае источником сведений о преступлении также будет выступать конкретное лицо – оперативный работник, в производстве которого находится дело оперативного учета и которым составлен рапорт об обнаружении признаков преступления.

    УПК РФ, так же как и УПК РСФСР, практически не регламентирует порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях. Статья 144 нового УПК лишь обязывает дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора принимать их и выдавать заявителю документ о принятии сообщения с указанием даты и времени его принятия. Но какова должна быть форма этого документа, закон не регламентирует.

    1. за отсутствием события преступного деяния – это значит, что самого преступления не было (к примеру, было совершено не убийство, а самоубийство);
    2. за отсутствием в деянии состава преступного деяния, то есть событие имело место, однако деяние не содержит состава преступного деяния (к примеру, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны);
    3. за истечением сроков давности уголовного преследования (статья 78 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем следует отметить, что данные сроки принимаются во внимание в том случае, если виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, то есть сроки давности истекли не по его вине и обвиняемый не имеет возражений против прекращения преследования по этому основанию, при наличии возражений, расследование и исследование дела продолжается в обычном порядке);
    4. в отношении умершего лица, то есть уголовное дело нельзя возбудить по отношению к умершему лицу, помимо случаев, когда это требуется для реабилитации умершего;
    5. за отсутствием заявления со стороны потерпевшего по делам частно-публичного и частного обвинения (помимо случаев возбуждения уголовных дел этой категории прокурором, а также следователем либо дознавателем с согласия прокурора части 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
    6. отсутствие судебного заключения о наличии характерных признаков преступного деяния в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, следователя, судьи, адвоката либо прокурора или отсутствие согласия соответственно Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации РФ, или судьи.Также уголовное дело должно быть прекращено при принятии нового уголовного законодательства, которое устраняет преступность деяния, если он был принят до вступления приговора по делу в юридическую силу.

    Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.

    Значение стадии возбуждения уголовного дела состоит и в том, что законное, обоснованное и своевременное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начало производства по нему – одно из необходимых условий быстрого выявления преступлений и всестороннего и объективного расследования уголовного дела.

    Значение данного акта состоит в том, что он преобразует образовавшиеся отношения по прокурорскому надзору в уголовно-процессуальные правоотношения, что обуславливается общим предназначением прокуратуры производить от имени РФ такое направление деятельности прокуратуры, как уголовное преследование. Однако подобное преобразование не безосновательное: прокурорские выводы основываются на собранных по итогам прокурорской проверки доказательств, которыми определяются событие преступного деяния, причины наступивших негативных последствий, иные обстоятельства, которые предопределяют объективную сторону преступного деяния.

    Основание для возбуждения уголовного дела – это существование достаточных сведений, прямо указывающих на признаки преступного деяния. Статья 140 УПК РФ однозначно устанавливает, что одного только повода для того, чтобы возбудить уголовного дело, недостаточно. Поводы лишь в том случае влекут возбуждение уголовного дела, если в наличии соответствующее для этого основания.

    Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

    Такое основание определяется в соответствии со ст. 78 УК РФ, в которой установлены сроки давности и сформулированы основные правила их применения. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

    Сущность отказа в возбуждении уголовного дела по данному основанию заключается в том, что указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии во время производства по делу самого субъекта преступления. Принятие решение по данному основание возможно в случае смерти подозреваемого или обвиняемого. Однако эти процессуальные фигуры появляются в уголовном процессе в стадии предварительного расследования (после возбуждения уголовного дела). В данном случае надо рассматривать фактически подозреваемого и обвиняемого, а не их процессуальный статус. Для подтверждения такого основания требуется справка о смерти лица, в отношении которого проводится проверка по факту совершения им преступления.

    Это основание распространяется только уголовные дела частного и частно-публичного обвинения (ч.ч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ), а также уголовные дела, которые могут быть возбуждены только по заявлению коммерческой и иной организации (ст. 23 УПК РФ). К последним закон относит дела о преступлениях, предусмотренных нормами гл. 23 УК РФ:

    Для применения данного основания при отказе в возбуждении уголовного дела должностным лицом, осуществляющим проверку сообщения о преступлении, необходимо достоверно установить принадлежность лица, совершившего преступление, к определенной категории граждан, в отношении которых по закону (ст. 448 УПК РФ) применяется особый порядок процессуального производства. Речь идет о некоторых представителях государственной и судебной власти, должностных лицах – сотрудниках правоохранительной системы и некоторых других служащих, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 447 УПК РФ. Для возбуждения уголовного дела и последующего уголовного преследования лиц этой категории граждан в зависимости от их служебного положения в значительной части случаев требуется специальное согласие органа государственной власти, судебное решение суда или соответствующей квалификационной коллегии судей либо согласие руководителя следственного органа Российской Федерации федерального, регионального или районного (городского) уровня. В подавляющем большинстве случаев решение о возбуждении уголовного дела полномочен принять после указанных согласований руководитель следственного органа федерального или регионального уровня, то есть Председатель Следственного комитета Российской Федерации или руководитель следственного подразделения Следственного комитета РФ по субъекту РФ. Таким образом, следователь или иное лицо, производящее проверку сообщения (заявления) о преступлении, совершенном одним из перечисленных в ст. 448 УПК РФ лиц, не вправе самостоятельно принять решение о возбуждении уголовного дела и уголовном преследовании этого лица, поскольку отсутствие соответствующих решения, согласия, заключения указанных выше органов власти, должностных лиц, согласно закону исключает возможность всякого уголовного преследования, и, следовательно, влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

    Вам будет интересно ==>  Сколько дней МФЦ регистрирует договор купли-продажи квартиры?

    Следует отметить, что иногда событие как таковое может иметь место и повлечь тяжкие последствия (смерть человека или массовая гибель людей и пр.), но являться не преступлением, а всего лишь происшествием, ставшим следствием не действий (бездействия) человека, а последствием стихийных природных сил или иных непреодолимых объективных причин. К примеру, сильный порыв ветра сорвал крышу, упавшую на человека или группу лиц, либо повалил опору ЛЭП, падение которой причинило значительный ущерб
    автомашинам, припаркованным рядом.

    В пункте 53 Постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе №41675/08 «Фанзиева против России» (вынесено 18.06.2023 г., вступило в силу 18.09.2023 г.) судом обращено внимание на то, что «…в контексте российской правовой системы так называемая доследственная проверка» сама по себе не способна привести к наказанию виновных, поскольку предпосылками для выдвижения обвинений против подозреваемых является возбуждение уголовного дела и начало проведения уголовного расследования, материалы которых впоследствии могут быть рассмотрены судом».

    Первоочередной задачей уголовного преследования является защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела лишает потерпевших защиты и помощи со стороны государства, порождает недоверие к правоохранительным органам.

    «При этом соответствующий компетентный орган или должностное лицо не вправе повторно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же материалы проверки сообщения о преступлении, а обязаны после устранения выявленных нарушений вновь оценить как фактическую, так и правовую сторону дела и принять новое процессуальное решение» (определение КС РФ от 12.03.2023 г. №578-О).

    Право потерпевшего на получение обоснованного и мотивированного решения в связи с производством по уголовному делу неоднократно было предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (определения КС РФ от 08.07.2004 г. №237-О, от 25.01.2005 г. №42-О, от 12.03.2023 г. №578-О).

    Кроме того, следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, допускается лишь в отношении конкретного лица. Таким образом, нельзя отказать в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия в деянии состава преступления, если в жалобе кроме конкретного лица будут содержаться сведения о возможном соучастии в преступлении других неустановленных лиц, которые наряду с исполнителем могли выполнять роль организатора, подстрекателя или пособника.

    Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

    Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

    Прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трех суток с момента его поступления. По результату рассмотрения прокурор принимает одно из следующих постановлений:

    Подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия. В этом ходатайстве подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

    В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).

    Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

    Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела

    Но это не означает, что заявления такого рода должны всегда и полностью игнорироваться. В тех случаях, когда в анонимном заявлении речь идет о событиях или деяниях, содержащих признаки преступления и требующих реагирования компетентных государственных органов, то сказанное в нем должно быть проверено в установленном порядке, в том числе с осуществлением оперативно-розыскных действий.

    1. даёт согласие на возбуждение уголовного дела, о чём производит согласительную надпись (подпись) на постановлении с указанием не только даты, но и часа с минутами;
    2. отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
    3. возвращает материалы для дополнительной проверки с дачей конкретных указаний, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

    Она предусматривает, в частности, что при подаче гражданином заявления или поступлении иного сообщения о совершенном преступлении оно должно быть зарегистрировано, а его автору вручен талон-уведомление, подтверждающий факт подачи заявления. О подаче заявления информируется руководство соответствующего органа внутренних дел, и оно дает указания о том, что следует предпринять. В милиции существуют специальные подразделения (дежурные части), на которые возложено осуществление незамедлительных мер по проверке поступивших заявлений и принятию неотложных мер.

    Таким образом, я ставлю перед собой главную цель данной курсовой работы: раскрыть тему возбуждения уголовного дела. Достижение этой цели возможно через задачи:
    рассмотреть понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела;
    рассмотреть поводы и основания возбуждения уголовного дела;
    раскрыть порядок возбуждения уголовного дела

    Хочется прокомментировать вопрос о проведении отдельных следственных действий в указанной стадии уголовного процесса. Из смысла ч. 4 ст. 146 УПК РФ вытекает разрешение законодателя ещё до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела производить осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Но если правовое основание на проведение осмотра места происшествия конкретно закреплено в ч. 2 ст. 176 УПК РФ, то для производства освидетельствования и назначения судебной экспертизы в соответствующих нормах Уголовно-процессуального кодекса (ст. 179 и 195 УПК РФ) такого разрешения не имеется. Формальным основанием для проведения указанных следственных действий будет являться постановление о возбуждении уголовного дела и юридическая оговорка законодателя о том, что к этому постановлению, направленному прокурору для получения согласия, прилагаются, помимо материалов проверки сообщения о преступлении, соответствующие постановления и протоколы отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (в том случае, если эти следственные действия производились).

    Кроме того, поводом принято считать не информацию, не источник ее получения, а обстоятельство, событие, случай, представляющие собой предлог, побудительный толчок к началу каких-либо действий. Поэтому поводом для возбуждения уголовного дела правильнее было бы назвать не сам источник, из которого процессуальные органы черпают первичную информацию о преступлении, а факт получения (поступления, принятия, обнаружения) его компетентным органом.

    1. заявление о преступлении;
    2. явка с повинной;
    3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    4. постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

    В случае, когда в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении, и направлении их прокурору для рассмотрения и принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Имеют место случаи, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу, радио, через сеть Интернет), тогда его заявление оформляется в порядке, установленном для случаев обнаружения признаков преступления из иных источников информации – в соответствии со ст. 143 УПК рапортом об обнаружении признаков преступления.

    Дознаватель, орган дознания и следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлениях, не относящихся к их компетенции. В подобных случаях они должны принять поступившее сообщение о преступлении в установленном порядке и передать его по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). Прием сообщений о преступлении сопровождается соответствующей их регистрацией в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях органа внутренних дел и аналогичных книгах других органов предварительного расследования. Порядок регистрации сообщений о преступлениях устанавливается ведомственными инструкциями. В качестве дополнительной гарантии права граждан в ч. 5 ст. 144 УПК предусмотрена возможность обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении прокурору или непосредственно в суд. Порядок рассмотрения такой жалобы установлен в ст.ст. 124 и 125 УПК.

    Под сообщениями о преступлении законодатель подразумевает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом в качестве поводов к возбуждению уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явку с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления.

    Заявление о возбуждении уголовного дела: как написать в 2023 году

    Об ответственности за ложный донос предупреждаются все заявители о преступлениях. Если в процессе следственных действий или судебного разбирательства будет доказано, что информация, содержащаяся в заявлении, является выдумкой, заявитель будет отвечать по ст. 306 УК РФ.

    «Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».

    На заметку! Желательно ссылаться и на статью уголовного кодекса, которая отражает факт совершенного преступления. Данное требование не является обязательным, поэтому отказать в принятии заявления на основании отсутствия такой ссылки правоохранительные органы не имеют права.

    В первую очередь, в заявлении необходимо указать общую информацию о физическом лице, которое его оформило, а также о получателе. Делается это в специально отведенной части листа – в верхнем правом углу. Для начала необходимо прописать сведения о физическом лице, на рассмотрение которого в результате будет передан документ.

    Расследование дела поделено на определенные этапы производства. Одним из основных процессов является возбуждение уголовного дела. Обвинителем в юридическом смысле слова в данной ситуации может стать как сам потерпевший, так и лицо, признанное его законным представителем.

  • Adblock
    detector