Недопустимост Выдачи Гражданина Рф Иностранному Государству

Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

Недопустимост Выдачи Гражданина Рф Иностранному Государству

Приобретения гражданства РФ по рождению
Приобретение гражданства по рождению предусматривается в следующих случаях:
а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;
б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;
в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;
г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;
д) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;
е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

Восстановление в гражданстве РФ
Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Общими принципами российского гражданства являются:
а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;
б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;
в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;
е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;
ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;
з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию;
г) владеют русским языком.
Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:
а) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;
б) предоставления лицу политического убежища на территории РФ; в) признания лица беженцем.
В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:
а) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином РФ;
в) имеют дееспособных совершеннолетних сына или дочь — граждан РФ;
г) имеют ребенка – гражданина РФ, — в случае, если другой родитель, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют совершеннолетних сына или дочь — граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель — гражданин РФ, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование в образовательных или научных организациях РФ на ее территории и осуществляют трудовую деятельность;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее трех лет;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет;
и) осуществляют не менее одного года трудовую деятельность в РФ по профессии, включенной в перечень профессий иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
к) имеют хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации и проживающего на территории РФ;
л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

Вам будет интересно ==>  Югра выплаты за 3 ребенка

В качестве таких оснований Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает:
1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ:
а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства).
При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного проживания гражданина РФ последний может (в соответствии с условиями международного договора) выбрать иное гражданство.

Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Заключением руководства УФМС по Ульяновской области от 20.02.2014 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., гражданином Российской Федерации не является, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища указанный гражданин не обращался.

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ — Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Недопустимост Выдачи Гражданина Рф Иностранному Государству

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Федеральный закон от N 62-ФЗ (ред

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

ж.1) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 61

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Комментарий к статье 61
Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству.
Хотя высылка российских граждан за пределы России как мера уголовного наказания не предусмотрена действующим УК, в практике даже в 70-е гг. были случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель А.И. Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать произвольно.
Положение ч. 1 ст. 61, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну (см. комментарий к ч. 2 ст. 27).
Запрещение высылки российских граждан не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают.
Конституция и УК (ст. 13) запрещают и выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция (как и ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года ) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. Часть 1 ст. 61 никаких исключений не предусматривает: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.
——————————-
ВВС. 1992. N 6. Ст. 243; 1993. N 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 496.
Закон, допускающий выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая Конституция, не был принят. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что такая выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам .
——————————-
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.
Положение Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.
Правило ч. 2 ст. 61 о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительства имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам — бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время — в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п.
Как следует из ч. 2 ст. 5 Закона «О гражданстве Российской Федерации», государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.
Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , а функции консульских учреждений — Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Действует также Консульский устав 1976 г. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
——————————-
ВВС. 1964. N 18. Ст. 221.
К функциям дипломатического представительства относится, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по отдельным возникающим у них вопросам, делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно пребывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне ее пределов, принимает меры по установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, по охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина, и т.д. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; он обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения. Консул вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях юстиции страны пребывания, выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на въезд в Россию. Он осуществляет и некоторые другие функции.
Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, оказываются неэффективными, Российской Федерацией для защиты интересов граждан могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.

Вам будет интересно ==>  Об утверждении порядка присвоения звания ветеран труда архангельской области с изменениями на 18 декабря 2023 года

  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 61 Конституции России

Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства.

Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. Часть 1 ст. 61 никаких исключений не предусматривает: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.

Кроме того, часть 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, покровительство и защиту со стороны государства. Данные гарантии реализуются в деятельности дипломатических и консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

Консул ведет учет постоянно и временно пребывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне ее пределов, принимает меры по установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, по охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина, и т.д.

Наиболее известный случай такого рода — высылка А.И. Солженицына в 1974 г. Иногда высылка граждан носила завуалированный характер: определенному лицу разрешалось выехать за границу, а затем во время его пребывания за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину.

По мнению Любови Татарец, решение по делу «Мэн против России» поможет многим практикам аргументировать свои доводы в национальных судах по аналогичным делам. «Огорчает лишь то, что сроки рассмотрения дела в ЕСПЧ настолько большие, что за период нахождения жалобы в суде ФМС прекратила существование, а заявительница все же подверглась выдворению», – подчеркнула адвокат.

В правоприменительной практике об иммиграции вопросы соразмерности выдворения являются одними из самых сложных, когда дело касается людей, находящихся в стране пребывания многие годы, подчеркнул Михаил Голиченко, добавив, что полностью урегулировать данные вопросы на уровне закона, по его мнению, невозможно. «Необходимы ведомственные инструкции с детальным описанием принципов и подходов к оценке соразмерности и необходимости, которые, в том числе, отражают практику ЕСПЧ в отношении России и других 46 стран Совета Европы, равно как и практику Конституционного и Верховного судов РФ по подобным вопросам», – заключил он.

По мнению правительства, заявительница оправдывала свое пребывание в России на основе экономических соображений, а не культурных или социальных связей со страной. Тот факт, что ни она, ни члены ее семьи не подавали заявление о предоставлении российского гражданства, по мнению государства-ответчика, свидетельствует о том, что она и ее родственники поддерживали тесные связи с Китаем. Более того, поведение Сянчжун Мэн продемонстрировало недостаточное уважение к российскому законодательству, а также склонность к совершению повторных правонарушений. Ссылаясь на Постановление ЕСПЧ по делу «Самсонников против Эстонии», Правительство РФ указало, что двухлетний срок высылки не являлся «слишком долгим».

Адвокат подчеркнул, что российское законодательство и судебная практика используют принцип защиты единства семьи, как правило, в отношении административно выдворяемых (или депортируемых) супругов только при наличии зарегистрированного брака с гражданином РФ, постоянно проживающим на территории России. Иногда суды признают основанием для отказа в выдворении наличие фактически брачных отношений. «В настоящем деле ЕСПЧ пошел дальше, признав право на защиту единства семьи и, соответственно, неправомерность депортации иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в России», – отметил Илларион Васильев. При этом адвокат заметил, что размер взысканной по делу Мэн компенсации соответствует практике ЕСПЧ. «Так, в указанном выше Постановлении по делу “Гулиев и Шейна против России” было взыскано 7,5 тыс. евро», – пояснил он.

Вам будет интересно ==>  Что дают при рождении 5 ребенка от государства в 2023 г в республике башкортостан

Женщина обжаловала данное решение в Куйбышевский районный суд г. Омска. В исковом заявлении она указала, что, устанавливая запрет на въезд в Россию в течение двух лет, ведомство проигнорировало тот факт, что она и ее семья долгое время проживают в России и установили тесные культурные и личные связи с этой страной. Суд удовлетворил ее иск, согласившись, что Сянчжун Мэн проживает в России долгое время, а ее родственники живут здесь на постоянной основе. Таким образом, разлучение ее с мужем и детьми нарушит ее семейные права.

И вдруг в 2023 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.

Отдельная боль — электронные базы данных о гражданстве. Сначала их вообще не было, а когда появились, базы были разрозненными и в них попали далеко не все сведения. Часть данных потерялась при объединении баз. Наконец, усугубляло неразбериху то, что у МВД и МИД были разные базы. В результате человека могли оставить без российского паспорта просто потому, что он не значился в этих базах.

Представьте: лет 20 назад вы вернулись в РФ из страны, входившей в СССР, получили российское гражданство, оформили внутренний и заграничный паспорта. Жили, работали, и вот пришло время менять паспорт — допустим, в 45 лет. А вам в миграционном отделе и говорят: «Мы сделали проверку гражданства по базе и вас не нашли. Потому документы ваши недействительны, вы негражданин, оформляйте подданство с нуля по всем правилам».

В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно. Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было. Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.

Если вы проиграли в районном или региональном суде и сроки обжалования решения не вышли, используйте аргументацию ВС и ссылки на его решения при обжаловании. Скорее всего, вам улыбнется удача и вы получите новый российский паспорт взамен старого или загранпаспорт.

Россия не допускает выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в ней преступлением (ст. 63 Конституции РФ). Следовательно, в России действует принцип двойной криминальности, означающий, что лицо может быть выдано другому государству при следующем условии: деяние считается преступлением по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей сторон.

  1. лицо, подлежащее выдаче, является гражданином запрашиваемого государства (ст. 61 Конституции РФ);
  2. на момент получения запроса по законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено уголовное преследование или приговор не может быть исполнен (например, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 5 УПК);
  3. в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства имеются решения, вступившие в законную силу;
  4. преступление согласно законодательству запрашиваемого и запрашивающего государства преследуется в порядке частного обвинения.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — передача по запросу при соблюдении определенных условий одним государством другому государству или международному уголовному суду находящегося на его территории лица для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора.

  1. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются (Берлин, 1978);
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1979 года «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются»;
  3. Инструкция от 25 октября 1979 года о порядке применения Указа ПВС СССР от 10 августа 1979 года.

К запросу о выдаче лица для уголовного его преследования прилагается заверенная копия решения о заключении под стражу, а к запросу о выдаче для приведения приговора к исполнению — заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст закона, на основании которого лицо осуждено. При необходимости сообщаются другие сведения. Запрос о выдаче и приложенные документы сопровождаются переводом на язык, указанный в договоре.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 13 УК).

3. Иное решение может быть принято российскими компетентными органами в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации при определенных условиях. Эта категория лиц может быть выдана иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. По общему правилу, эта акция осуществляется компетентными российскими органами в соответствии с двусторонним международным договором Российской Федерации с иностранным государством о правовой помощи, в котором специально оговаривается на строго взаимной основе возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов России и находящихся на ее территории.

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.

2. Часть 1 ст. 13 УК устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Категорический запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, этому государству основывается на принципе гражданства действия уголовного закона в пространстве, закрепленном в ст. 12 УК (см. комментарий к указанной статье УК). В этом соотношении положений ст. ст. 12 и 13 УК нельзя не усмотреть системную связь норм Общей части Уголовного кодекса РФ, регламентирующих действие уголовного закона в пространстве.

Гражданство Российской Федерации

Лишены пассивного избирательного права (не имеют права быть избранными) граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В исключительных случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации, они могут избираться в органы местного самоуправления.

Распад Советского Союза и возникшие в связи с этим межнациональные конфликты определили процесс массового переселения большого числа граждан на территории России. В связи с этим возникла потребность в правовом регулировании статуса лиц, оказавшихся вовлеченными в данные процессы. Российское законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженцы и вынужденные переселенцы.

Конституция Российской Федерации ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее ст. 71 (п. «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Приобретение гражданства Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» российское гражданство может быть приобретено: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором Российской Федерации.

В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации определяется в самом общем виде — как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. При этом необходимо отметить, что в литературе высказывается точка зрения, согласно которой рассматриваемое определение необходимо дополнить указанием на наличие, помимо прав и обязанностей, еще и взаимной ответственности государства и гражданина, поскольку «совокупность взаимных прав и обязанностей всегда порождает взаимную ответственность».

Adblock
detector