Неприкосновенность Депутатов Областной Думы

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

1.1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

1.1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

  • когда лицо является участником административного правонарушения, о чем имеются неоспоримые доказательства (например, фото- и видеоматериалы, в подлинности которых нет сомнений);
  • депутат или сенатор являются участниками уголовного преступления (не свидетелями, а именно преступниками), что так же подтверждено, с точки зрения наличия качественной доказательной базы.
  • депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • сенаторов Совета Федерации Российской Федерации;
  • муниципальных депутатов в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации в отношении участников муниципальных выборных органов самоуправления.

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

  • статья 98 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
  • статьей 19 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
  • привлечение к уголовной или административной ответственности того лица, которому она была присвоена, в результате чего для проведения судебных процессуальных мероприятий в отношении таких лиц требуются дополнительные разрешения, полученные от тех органов, куда были выбраны указанные лица;
  • проведение ареста, обыска или допроса таких лиц. Исключение составляют только те случаи, когда речь идет о задержании на месте совершения преступления;
  • проведение личного досмотра такого лица. Здесь исключением является только проведение таких мероприятий в целях обеспечения безопасности окружающих людей, если речь идет о применении специального федерального законодательства.

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «л» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным Федеральным законом определяется статус депутата органа местного самоуправления, устанавливаются гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (статья 98), а также неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91) и судей (статья 122). Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

К числу таких гарантий, обусловленных природой организации местного самоуправления и депутатского мандата, характером выполняемых ими задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности; вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.тся гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Постановление Верховного Суда РФ от N 5-АД20-95

Как усматривается из материалов дела, 2 сентября 2023 г. председателем окружной избирательной комиссии в отношении Савостьянова С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому он, являясь кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15, 7 августа 2023 г. (дата выпуска, указанная в аудиовизуальном агитационном материале) в нарушение пункта 2 статьи 54 Закона N 67-ФЗ, части 3 статьи 54 Избирательного кодекса г. Москвы изготовил аудиовизуальный агитационный материал — видеоролик без указания в нем наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства лица, изготовившего данный материал.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный Минимум В Башкирии На 2023

Таким образом, на дату рассмотрения дела мировым судьей Савостьянов С.В. уже утратил статус зарегистрированного кандидата в депутаты Московской городской Думы, а для депутатов данного законодательного (представительного) органа государственной власти г. Москвы особых условий привлечения к административной ответственности не установлено.

Вместе с тем в настоящее время обжалуемые судебные акты отменены быть не могут, поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы, поданной должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек.

Исходя из смысла законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, а также в соответствии с положениями, закрепленными в пунктах 1.2.3, 2.2, 2.6, 3.3 названного выше приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 ноября 2023 г. N 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом», в случае, когда выявлено совершение зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации административного правонарушения, согласие прокурора на привлечение такого лица к административной ответственности запрашивается незамедлительно после возбуждения дела.

Однако до настоящего времени федеральным законодателем такие дополнительные процессуальные гарантии при привлечении к административной ответственности для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не установлены.

Также нельзя забывать о советском опыте. Согласно ст. 76 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» депутат поселкового, сельского Совета не мог на территории Совета быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия поселкового, сельского Совета, а в период между сессиями — его исполнительного орган . Согласно ст. 30 Закона РСФСР «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» депутат различных уровней Советов привлекался к уголовной и к строгим мерам административной ответственности, которая налагалась в судебном порядке, только с согласия Совета, депутатом которого он являлся . Для реализации гарантий депутатской деятельности необходимо учитывать исторический опыт, связанный с независимостью депутата как должностного лица местного уровня.

См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2007 г., далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) // ИПС «КонсультантПлюс».
См.: Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Челябинск, 2003. С. 14.
См.: Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 2005. С. 123.
См.: Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир. 2006. N 8. С. 30.

Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать интересы населения и муниципального образования. Неприкосновенность можно определить как состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств со стороны. Анализ статей Конституции РФ, посвященных неприкосновенности, позволяет сделать вывод, что неприкосновенность включает невмешательство и запрещенность. Применительно к власти неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. указывается, что закрепленная в ст. 98 Конституции РФ неприкосновенность является одной из основных гарантий деятельности депутата. Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня. Вопрос о неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления остается открытым. Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами. Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении депутата представительного органа возбуждается прокурором субъекта РФ . Данная норма нарушает положения ст. 12 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Возбуждение уголовного дела в отношении депутата представительного органа местного самоуправления без учета мнения представительного органа, депутатом которого он является, нарушает положения Конституции РФ. В федеральном законодательстве должна быть воспроизведена норма, согласно которой депутат представительного органа местного самоуправления может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия соответствующего представительного органа. При привлечении депутата представительного органа местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне вообще отсутствуют. Действующий КоАП РФ от 2001 г., который устанавливает административную ответственность и порядок привлечения к ней, о гарантиях депутата представительного органа местного самоуправления умалчивает.

Конституция закрепляет право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление является одной из форм народовластия и может осуществляться гражданами непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным . Реформирование местного самоуправления должно повысить значимость представительной демократии в жизни российского общества. Данной цели, которая стоит при реформировании местного самоуправления, можно и не достичь, если не будут фактически действовать все элементы правового статуса депутата представительного органа. В науке конституционного права понятие «депутат» (от лат. deputatus — «уполномоченный, посланный») обозначает лицо, избранное населением в состав органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа . Согласно ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Определение, данное законодателем, не раскрывает сущность и функциональное назначение данного должностного лица местного самоуправления. На сегодняшний день в науке конституционного права России нет однозначного понимания статуса депутата представительного органа местного самоуправления. А.Н. Писарев и Ю.Д. Казанчев под статусом депутата, члена выборного органа, должностного лица местного самоуправления понимают закрепленные законодательством их права, обязанности, правовые и социальные гарантии деятельности . М.В. Варлен считает, что элементами правового статуса депутата являются не только права, обязанности, правовые гарантии, но и принципы правового статуса . Под принципами правового статуса М.В. Варлен понимает основополагающие правовые начала, определяющие общее направление развития правового статуса депутата. Как было сказано выше, одним из существенных элементов правового статуса депутата являются гарантии депутатской деятельности.

На современном этапе местное самоуправление переживает сложный этап реформирования. Для успешной реализаций положений Конституции и Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо не забывать о повышении значимости депутата представительного органа. Именно данное лицо обязано отстаивать интересы местного населения, принимать участие в решение вопросов местного значения. Не стоит забывать, что депутат представительного органа муниципального образования ближе к населению, чем депутаты государственного уровня власти, что именно к нему жители муниципального образования обращаются в первую очередь. Недостаточное внимание к гарантиям депутатской деятельности на муниципальном уровне приводят к таким ситуациям, когда представители государственной власти вмешиваются в решение местных вопросов. Государственная власть обязана решать вопросы, касающиеся населения страны или субъекта РФ. И именно тогда, когда заработают в полной мере депутаты представительного органа местного самоуправления, непосредственно представительный орган, только именно тогда гражданам не придется обращаться на государственный уровень для решения местных вопросов.

Вам будет интересно ==>  У моей дочери 3 детей мать одиночка 3 ребенку 4 месяца какие льготы имеет она

«Законом области «О статусе депутата Саратовской областной Думы» не предусмотрена неприкосновенность для депутатов. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами также не установлены. Данный вывод подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2023 года, согласно которому до настоящего времени федеральным законодателем такие дополнительные процессуальные гарантии при привлечении к административной ответственности для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не установлены.

Отдел правового обеспечения деятельности Саратовской областной думы раскрыл особенности привлечения региональных депутатов к административной и уголовной ответственности. За комментарием по этому поводу в думу ИА «Свободные новости» обратилось после задержания депутата от КПРФ Николая Бондаренко.

В отношении депутата закоргана субъекта применяется особый порядок производства по уголовным делам. В частности, решение о возбуждении уголовного дела принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ», — сообщили юристы.

  • Николая Бондаренко сегодня, 8 февраля, утром задержали в подъезде его дома и доставили в ОП-6. В отношении политика составили протокол за участие в шествии 31 января, которое проходило в центре Саратова в поддержку политика Алексея Навального. На том шествии присутствовал и Анидалов. Перед началом акции облдепы сообщили, что пришли по просьбам избирателей, чтобы наблюдать за действиями силовиков.
  • На прошлой неделе Николай Бондаренко, выступая перед журналистами, признавался, что уже «примеряет на себя уголовные статьи» после угроз областных чиновников из-за своей активности. Тогда же он объявил о желании конкурировать с председателем Госдумы Вячеславом Володиным на предстоящих выборах в парламент, если тот будет выдвигаться как одномандатник.
  • Сейчас во Фрунзенском районном суде решается вопрос о привлечении Бондаренко к ответственности по статье 20.2.5 КоАП РФ — участие в несогласованном митинге. Судья удалилась в совещательную комнату.

Закон О статусе депутата Калининградской областной Думы

3. Уведомление направляется председателем областной Думы в комиссию Калининградской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Калининградской областной Думы.

Депутат областной Думы принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан, изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти области и органы местного самоуправления, общественные объединения.

Депутат участвует в проверках исполнения уставных законов, законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области, вносит в областную Думу предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных правовых актов, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение действующего законодательства.

Полномочия депутата областной Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента подтверждения полномочий не менее двух третей от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона.

Государственные органы Калининградской области, органы местного самоуправления, должностные лица, которым по решению областной Думы направлены замечания и предложения депутата, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах проинформировать областную Думу. Контроль за рассмотрением и реализацией замечаний и предложений депутатов осуществляют соответствующие постоянные комитеты областной Думы.

Неприкосновенность Депутатов Областной Думы

2.1 Помощник депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — помощник депутата, помощник) — гражданин Российской Федерации, оказывающий информационную, экспертно-аналитическую, организационную и техническую помощь депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении им своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — Собрание депутатов, Собрание).

4.7 Помощник депутата должен работать под непосредственным руководством и выполнять поручения депутата, который организует учет и контроль за соблюдением служебного распорядка (режима работы и отдыха), передачу сведений по учету рабочего времени в кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов для подготовки табеля и начисления оплаты труда.

4.12 Помощники, работающие на постоянной основе, если это предусмотрено Реестром должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, могут замещать следующие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации:

2.2 В своей деятельности помощник депутата руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, постановлениями и решениями Собрания депутатов, распоряжениями Председателя Собрания депутатов и указаниями депутата, помощником которого он является.

2.8 Руководство деятельностью помощников депутата осуществляется непосредственно депутатом Собрания, который определяет перечень обязанностей каждого помощника с учетом требований положения о помощнике (должностного регламента помощника) депутата Собрания, а также организовывает их работу. Передача помощнику полномочий депутата не допускается.

  • принимают уставы муниципальных округов и муниципальные правовые акты;
  • утверждают проекты бюджетов муниципальных округов, стратегии муниципального социально-экономического развития;
  • устанавливают официальные символы и памятные даты муниципальных округов;
  • учреждают муниципальные СМИ;
  • выдают разрешения на брак до 16 лет;
  • предлагают администрации Санкт-Петербурга размещать ларьки и ярмарки, организовать или изменить маршруты общественного транспорта;
  • определяют границы территорий, где нельзя продавать алкоголь;
  • ставят «лежачие полицейские» на внутриквартальных проездах;
  • организовывают вывоз мусора с территории муниципальных округов, где есть жилые дома частного фонда.

В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.

К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.

По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.

Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.

Депутатская неприкосновенность в РФ

4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

2. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

3. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Вам будет интересно ==>  Может Ли Уборщица Больницы Работая Во Вредных Условиях Получить 4% Вредности От Оклада

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

В статье 98 Конституции указано, что обладают неприкосновенностью депутаты Государственной Думы и члены СФ. Последние наделены особым статусом в связи с тем, что осуществляют определенные государственные функции. Народные избранники наделены неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий. Депутатов невозможно привлечь за высказанное мнение и позицию, за исключением тех случаев, когда они публично распространяют клевету.

Что представляет собой неприкосновенность депутатов? Таким вопросом чаще всего задаются простые граждане нашего государства, которые предполагают, что данных должностных лиц нельзя привлечь к ответственности за совершение преступных деяний. Но, тем не менее, указанный термин имеет немного иное значение.

Итак, в чем же все-таки заключается основное предназначение депутатской неприкосновенности депутата? Как указано в основном законе государства, последние не могут быть задержаны и арестованы. Сотрудники правоохранительных органов не могут обыскивать депутатов (исключение здесь составляют случаи, когда лицо было задержано на месте осуществления преступного деяния), иначе должностные лица нарушат действующий закон.

Согласно основному закону нашего государства, депутаты ГД и члены СФ неприкосновенны. Наличие указанного статуса позволяет оградить данных лиц от привлечения к гражданскому или уголовному преследованию. Тем не менее, депутаты не освобождаются от ответственности в случае совершения преступных деяний. Они пользуются неприкосновенностью в течение всего срока осуществления своих полномочий. Подробнее обо всем этом будет рассказано в настоящей статье.

Ближайший соратник экс-губернатора Савченко покинет пост спикера Белгородской облдумы

7 апреля белгородское СМИ «Фонарь» сообщило со ссылкой на три источника, что у правоохранительных органов возникли вопросы к Бондаренко, Сергачеву и Павловой. Якобы это связано с распространением литературы, которая проверяется на экстремизм. Речь, по данным СМИ, идет о книге Савченко «Потрясение». Об этом же со ссылкой на источники сообщил и «Коммерсантъ», а также источник «Ведомостей», близкий к властям региона.

Спикером палаты, по словам источника «Ведомостей», вероятно, станет первый зампред облдумы Юрий Клепиков, депутат облдумы всех созывов. Он руководитель фракции «Единая Россия» в облдуме, первый замруководителя регионального отделения партии (руководит отделением Гладков) и первый вице-спикер заксобрания.

В сентябре 2023 г., накануне смены власти в регионе, она избиралась в заксобрание и возглавила его. Обеспечила переход Савченко в Совет Федерации, когда на посту губернатора (сначала в качестве врио) его сменил Вячеслав Гладков, прежде не работавший в этой области.

12 апреля федеральное руководство «Единой России» уже исключило из партии Бондаренко и Сергачева, об этом сообщал в Telegram-канале Гладков. Причин исключения из партии двух единороссов он не назвал, но на сайте реготделения партии опубликовали решение генсовета партии: там сказано, что Бондаренко и Сергачев совершили действия, дискредитирующие партию.

Политолог Александр Немцев уверен, что в регионе продолжится чистка кадров, но с некоторыми оговорками: «Например, откровенно своих людей у Гладкова в составе областной Думы нет, это все команда Савченко». Соответственно, говорит эксперт, влиять на кадровый состав могут и соратники бывшего губернатора. К примеру, считает он, нынешний депутат Госдумы, экс-спикер облдумы Наталья Полуянова.

Неприкосновенность депутата: гарантия деятельности или личные привилегии

Партия конституционных демократов внесла в первую Государственную Думу законопроект о неприкосновенности депутатов, который значительно расширял иммунитет народных избранников. Он предусматривал, что во время сессии уголовное преследование депутатов может быть возбуждено лишь с согласия Думы. Согласия не требовалось для задержания при совершении преступления или тотчас после него. Однако этот законопроект Думой не рассматривался. Таким образом, законодательно институт неприкосновенности депутатов Государственной Думы был закреплен в ст. ст. 15 и 16 Учреждения Государственной Думы. Статья 15 Учреждения Государственной Думы была выработана Булыгиным и включена в положение 6 августа 1905 г., а в дальнейшем 20 февраля 1906 г. Согласно положениям данной статьи члены Государственной Думы могли подвергаться лишению или ограничению свободы только по распоряжению судебной власти. Мурмуридис П.Е. Неприкосновенность депутата в Российской империи в начале XX века. //История государства и права. 2009. №12. С. 35.

Депутаты обязаны соблюдать правила парламентской этики. Так, согласно Регламенту Государственной Думы выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов ГД и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Таким образом, проблемы депутатской неприкосновенности существуют, и их надо решать. Однако по моему мнению полностью отменять иммунитет депутатов в современных условиях было бы ошибкой и я соглашусь с мнением Д. Коткова: «Нельзя делать депутата беззащитным. Тогда он не сможет бороться, например, с коррупцией, потому что в результате этой борьбы он может запросто угодить за решетку. Депутата, который слишком далеко углубился в расследование деятельности какого-то высшего чиновника, вполне могут остановить, если лишить его депутатского иммунитета»Котков Д. Зачем депутату иммунитет // Труд. 24 февраля 2010. . Поэтому говорить о полной и безоговорочной отмене неприкосновенности депутатов представляется неуважительным прежде всего по отношению к народу, избранниками которого они являются и чьи интересы представляют.

Таким образом, смысл парламентской неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария, в предоставлении возможности свободно выражать свое мнение при осуществлении им государственных функций, в гарантировании от попыток преследования за политические убеждения и политическую деятельность.

В качестве социальных гарантий деятельности депутата ГД законом установлены: а). ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом; б). ежегодный оплачиваемый отпуск; в). зачисление времени осуществления полномочий депутата ГД в стаж федеральной государственной службы; г). медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата и членов его семьи; д). пенсионное обеспечение, в том числе членов его семьи в случае смерти депутата; е). обязательное государственное страхование на случай причинения вреда его здоровью и имуществу; ж). обязательное государственное социальное страхование на случай заболевание или потери трудоспособности в период исполнения депутатом своих полномочий, а также иные гарантии.

Самарская Губернская дума внесла в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок возбуждения административных дел в отношении депутатов регионального уровня, сообщает Znak.com. Как говорится в тексте законопроекта, опубликованного на официальном сайте нижней палаты парламента, самарские депутаты предлагают, чтобы дело об административном правонарушении в отношении парламента мог возбуждать исключительно прокурор субъекта.

Кроме того, Самарская дума предлагает, чтобы административные дела в отношении муниципальных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления (то есть мэров) возбуждались исключительно прокурором района или города.

Adblock
detector