Права и обязанности получателей бюджетных средств

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.
  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

Статья 163

своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.
2. Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
Комментарий к статье 163
В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ определен статус получателя бюджетных средств, предполагающий наделение его определенными правами и наложение на него установленных обязанностей.
К правам получателя бюджетных средств законодатель отнес следующие.
1. Право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации.
Этому праву получателя бюджетных средств корреспондирует бюджетное обязательство, т.е. признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного кодекса РФ).
2. Право на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 220 Бюджетного кодекса РФ в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
Что касается лимитов бюджетных обязательств , то они доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за 5 дней до начала периода их действия (п. 3 ст. 223 Бюджетного кодекса РФ).
———————————
Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.
3. Право на компенсацию в размере недофинансирования.
Согласно статье 238 Бюджетного кодекса РФ, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, за исключением случаев, определенных статьями 230 (сокращение расходов более чем на 10%) и 231 (блокировка расходов бюджета) Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.
Недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств с учетом положений статей 224 (изменение лимитов бюджетных обязательств), 230 (сокращение расходов более чем на 10%) и 231 (блокировка расходов бюджета) Бюджетного кодекса РФ. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.
К обязанностям получателей бюджетных средств относятся:
— своевременная подача бюджетных заявок или иных документов, подтверждающих право на получение бюджетных средств;
— эффективное использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
— своевременное и в полном объеме возвращение бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;
— своевременное и в полном объеме внесение платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
— своевременное представление отчета и иных сведений об использовании бюджетных средств.
Глава 19. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО
ПРОЦЕССА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

2. Получатель бюджетных средств передает другому получателю бюджетных средств бюджетные полномочия в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств, указанным в пункте 3.1 статьи 158 настоящего Кодекса.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) согласно ст. 6 БК РФ является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 162 БК РФ

Учитывая положения статьи 6 БК РФ, речь идет о бюджетных полномочиях следующих лиц: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Следовательно, проведение территориальным управлением Росфиннадзора проверки обоснованности расходования федеральным казенным учреждением средств федерального бюджета, выделенных на уплату налога на имущество и земельного налога, правомерно в рамках проверки исполнения бюджетной сметы, целевого характера использования бюджетных ассигнований.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 N А12-20290/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 162 БК РФ, отметил, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность:

  1. за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
  2. своевременность составления бюджетной росписи;
  3. соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Получатели бюджетных средств имеют право: на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Вам будет интересно ==>  Налог с продажи квартиры в 2023 году для пенсионеров

Министр финансов персонально несет ответственность за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Тема 12

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия штрафа в размере ставки рефинансирования Банка России; налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платёжных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета из этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк России представления о лишении на совершение банковских операций, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

ГРБС в закупках: кто это и чем занимается

  • обеспечивать эффективное расходование ассигнований из бюджета подведомственными организациями;
  • контролировать целевое исполнение;
  • формировать и следить за исполнением подведами государственных (муниципальных) заданий;
  • осуществлять финансовый контроль;
  • консолидировать промежуточную и итоговую отчетность.

Затем наступает очередь планирования — распорядители составляют планы-графики госзакупок. Согласно БК РФ финансирование ГРБС — это средства, которые адресно выделяют получателям, чтобы те реализовывали свои уставные цели и проводили закупки, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

Прежде всего ГБРС отвечают за плановый процесс. Их информируют об общих объемах средств бюджета и целевых аспектах расходования денег из сформированного на период бюджета. Главные распорядители занимаются составлением бюджетной росписи и доводят ее до подведомственных организаций. ГБРС распределяют суммы по источникам и направлениям.

Ст. 158 БК РФ уточняет, чем занимаются главные распорядители бюджетных средств, кто они и какой орган перечисляет денежные средства ГРБС: им отводится роль посредников при исполнении разного рода программ государственного, муниципального уровня и прочих целевых программ. Учреждения занимаются планированием, распределением и контролем исполнения расходных программ. ГРБС должны действовать исключительно в границах бюджетного законодательства. Распределители учреждают автономные, казенные и бюджетные организации.

  1. Следят за результативностью, адресностью и целевым исполнением средств из бюджетов.
  2. Занимаются ведением реестра расходных обязательств.
  3. Составляют планы расходов и обоснования по ассигнованиям. Занимаются формированием и утверждением государственных и муниципальных заданий.
  4. Делают бюджетную роспись и лимиты обязательств.

Также согласно пункту 11 Порядка № 24н при осуществлении получателем бюджетных средств, бюджетным (автономным) учреждением либо организацией полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов от лица получателя бюджетных средств, получателю бюджетных средств, передающему свои полномочия, по месту нахождения получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения либо организации, принимающей полномочия, открывается лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в порядке, предусмотренном для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.»

Согласно пункту 11 Порядка № 24н при передаче отдельных полномочий получателя бюджетных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации, другому получателю бюджетных средств, бюджетному (автономному) учреждению либо организации , получателю бюджетных средств, передающему свои полномочия, открывается в соответствии с настоящим Порядком лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Согласно подпункту б пункта 3.1 Приказа № 157н в новой редакции он, в том числе, распространяется на «государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.»

Подпунктом б пункта 4 Приказа № 162н в новой редакции установлено, что его положения применяются, в том числе, к «государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее — организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).»

Пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Вам будет интересно ==>  Мосэнергосбыт льготы для пенсионеров 2023

Документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Статья 82

2. Получатели бюджетных средств обязаны:
2.1. своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
2.2. эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
2.3. своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
2.4. своевременно и в полном объеме вносить проценты (плату) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
2.5. своевременно представлять бухгалтерскую отчетность и иные сведения об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов;
2.6. возвращать неиспользованные бюджетные средства в соответствующий бюджет, в том числе в государственный целевой бюджетный фонд;
2.7. принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года;
2.8. в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных договоров (соглашений), принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.

Каковы бюджетные полномочия у получателя бюджетных средств

Получатели бюджетных средств (далее — ПБС), подведомственные главному распорядителю бюджетных средств (далее — ГРБС), — бюджетные, автономные и казенные учреждения. . У ГРБС с бюджетными и автономными учреждениями заключены соглашения на предоставление субсидий (на выполнение государственного задания и иные цели).

В статье 158 Бюджетного кодекса РФ сказано, что главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — министр финансов) имеет исключительное право:утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета;вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных .

Главный распорядитель получает деньги от государства (то бишь из бюджета), тогда как рядовой распорядитель – от другого распорядителя. При этом источник рядового распорядителя вовсе не обязательно является главным распорядителем – он тоже может быть рядовым звеном в цепочке дистрибьюции.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, .

Права и обязанности получателей бюджетных средств

В странах с развитой рыночной экономикой порождение прав получателей бюджетных средств осуществляется как в рамках, так и вне рамок бюджетного процесса. С одной стороны, существенная их часть возникает вследствие принятия тех или иных частных или отраслевых законов (например, социальных программ). Другая часть обязательств связана с погашением государственного долга и определяется конкретными долговыми контрактами. После принятия закона о бюджете на очередной год возникает окончательный набор обязательств, часть из которых вытекает из других законов, срок действия которых, как правило, не ограничивается очередным финансовым годом. [c.20]

Орган, исполняющий бюджет, доводит показатели росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Они не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей. [c.387]

Непосредственно бюджетные средства используют (распределяют и тратят) главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств, которые в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные средства. Главный распорядитель бюджетных средств согласно бюджетной росписи распределяет средства между распорядителями бюджетных средств, а те, в свою очередь, распределяют выделенные средства для непосредственного использования между получателями бюджетных средств. Так, Министерство финансов РФ, являясь главным распорядителем бюджетных средств, точно, в соответствии с бюджетной росписью распределяет бюджетные средства между распорядителями бюджетных средств — министерствами, а те, в свою очередь, распределяют средства между получателями бюджетных средств. Так, Министерство культуры перечисляет бюджетные ассигнования Большому театру РФ, а Государственный комитет РФ по высшему образованию перечисляет бюджетные ассигнования для их непосредственного расходования МГУ и т.д. [c.322]

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. [c.226]

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Он может получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. [c.328]

Составление проекта бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета осуществляется соответствующим финансовым органом, входящим в состав исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

К ведению законодательных (представительных) органов власти, представительных органов местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней. При этом бюджетное законодательство содержит запрет на осуществление представительными органами власти и органами местного самоуправления отдельных операций по исполнению бюджетов, за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов. Кроме того, высший законодательный орган власти страны — Федеральное Собрание — принимает законы, регулирующие отдельные стадии бюджетного процесса.

Бюджет субъекта РФ, муниципального образования может разрабатываться на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Если субъект РФ (муниципальное образование) своим законом (решением) устанавливает составление и утверждение бюджета только на очередной финансовый год, то соответствующий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местной администрации) обязан составлять среднесрочный финансовый план – документ, содержащий основные параметры регионального или местного бюджета.

финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

К ведению органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, а также организация исполнительной власти и органами местного самоуправления1, относится осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. При это органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют все виды контроля (предварительный, текущий и последующий) за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (проект)

Казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов между предметными статьями и видами расходов при исполнении сметы.

Неперечисление бюджетных средств бюджетополучателям либо перечисление в меньшем объеме, чем предусмотрено в уведомлении о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств бюджетополучателям влечет наложение административных штрафов на руководителей государственных органов (органов местного самоуправления) в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, выплату компенсации бюджетополучателям в размере недофинансирования, а также при наличии состава уголовного преступления — уголовные наказания,предусмотренные Уголовным кодексом.

4. При недостаточности на счете Казначейства Российской Федерации средств для осуществления указанного списания в списание денежных сумм производится по мере поступления средств на счет бюджета. Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов по обязательствам бюджета, доведенным на период, в котором состоялось решение суда, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты по обязательствам бюджета следующего периода.

2. Правоохранительные органы, органы и иные учреждения, созданные для обеспечения функции национальной обороны, любые организации, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями в целях настоящего Кодекса.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение административных штрафов на руководителей государственных органов (органов местного самоуправления) в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава уголовного преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом.

Права и обязанности получателей бюджетных средств

Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений. Утвержденные и перенесенные в натуре на местность проекты землеустройства служат основой для выдачи собственнику земли, землепользователю документа, удостоверяющего право на земельный участок.

Субъекты Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных органов местного самоуправления. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. отмечается, что статья Устава Читинской области, предписывающая органам местного самоуправления образовывать свои исполнительные органы, не соответствует Конституции РФ. Закон об общих принципах организации местного самоуправления не содержит понятия «исполнительные органы местного самоуправления», требуя в обязательном порядке лишь наличия выборных органов муниципальных образований. Образование других органов местного самоуправления Закон оставляет на усмотрение самих муниципальных образований; 3)организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления. Это означает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Федерации.

Вам будет интересно ==>  Услуга каникулы в втб 24

Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ, Закону об общих принципах организации местного самоуправления, ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», другими федеральными законами.

Права и обязанности получателей бюджетных средств

Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 78 БК являются: Президент Республики Беларусь; Парламент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; распорядители и получатели бюджетных средств; банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Важной обязанностью распорядителей бюджетных средств является утверждение смет получателей бюджетных средств. Эта обязанность обосновывается тем, что они должны осуществлять контроль за точным, эффективным и целевым использованием бюджетных смет получателями.

7) Национальный банк Республики Беларусь имеет такое же опосредованное отношение к бюджетному процессу. Национальный банк осуществляет расчетные отношения по счетам, на которые зачисляются бюджетные средства, а также контроль за осуществлением таких расчетов всеми банками банковской системы Республики Беларусь. В некоторой степени причастной к бюджетному процессу является обязанность Национального Банка Республики Беларусь до 1 апреля предоставить Министерству финансов параметры важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь – для составления проекта республиканского бюджета. Таким предоставлением ограничивается участие Национального банка в составлении проекта республиканского бюджета;

К основным функциям распорядителей бюджетных средств относится управление выделенными в их адрес бюджетными ассигнованиями. Для того чтобы получить эти бюджетные ассигнования, распорядители бюджетных средств разрабатывают на основании плана своей деятельности на очередной финансовый год два документа:

Установлены следующие обязанности получателя бюджетных средств: 1) своевременно предоставлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств. Такими документами в соответствии с п. 1.2 ст. 81 Бюджетного кодекса является прежде всего проект бюджет­ ной сметы, где указываются основные направления расходования этих средств для выполнения возложенных на получателя задач и функций. Необходимо также предоставить расчет по обоснованию предусмотренных проектом бюджетных смет расходов;

Получатель бюджетных средств — (англ recipient/receiver of budget means) в бюджетном законодательстве РФ бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 ВК РФ*). П.б.с.… … Большой юридический словарь

Получатель бюджетных средств в сфере здравоохранения — учреждения здравоохранения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере здравоохранения, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Источник:… … Официальная терминология

П.б.с. обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Права П.б.с. при исполнении бюджета установлены ст. 238 БК РФ. Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме (кроме случаев, определенных ст. 230 и 231 БК РФ), то П.б.с. имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Под недофинансированием понимают разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до П.б.с, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет П.б.с, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу П.б.с., в период действия лимита бюджетных обязательств с учетом положений ст. 224, 230 и 231 БК РФ. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

ПОЛУЧАТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ — руководитель организации (коммерческой или некоммерческой, включая бюджетное учреждение), имеющий право на получение бюджетных средств из бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. П. б. с. находится в ведении главного распорядителя… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Министр финансов персонально несет ответственность за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Получатели бюджетных средств имеют право: на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

6) осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции. Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

ведомственная структура расходов бюджета — распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;

публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

Как представляется, по аналогии с нормой п. 1 ст. 11 части первой РФ НК РФ институты, понятия и термины налогового, таможенного, гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, наиболее значимой новацией является введение в качестве базовых для бюджетного законодательства РФ понятий, характеризующих расходные обязательства. Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П , федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. 2). Ст. 1923; N 29.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны представлять всю запрашиваемую у них информацию по бюджетным вопросам. В свою очередь, названные органы, в том числе Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств вправе сами осуществлять финансовый контроль.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях -за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

Помимо понятия главного распорядителя бюджетных средств БК РФ ввел понятие — распорядитель бюджетных средств, к которому относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 БК РФ).

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Adblock
detector