Предварительная (доследственная) проверка, как способ выявления оснований к возбуждению уголовного дела

Поводы к возбуждению уголовного дела

Предварительная (доследственная) проверка — основанная на законе и подзаконных актах деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на установление достоверности содержащейся в заявлении (сообщении) информации, и сбор дополнительных сведений, характеризующих это событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении[61].

При обнаружении поддельных денежных знаков кассовыми работниками учреждений Банка России при пересчете денежной наличности и иных операциях с ценностями, а также поступивших на экспертизу из коммерческих банков информируются органы внутренних дел. Формой извещения является информация, передаваемая незамедлительно по каналам телефонной или иной связи и соответствующее письменное сообщение. Сотрудниками органов внутренних дел изымается поддельная денежная купюра, о чем оформляется акт передачи. К материалам также приобщается акт экспертизы денежных знаков проведенный учреждением Банка России и акт 0482145 (акт обнаружения поддельной денежной купюры).

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ №1 от 17.04.01. «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег и ценных бумаг» необходимоучитывать существенное сходство поддельной купюры с подлинными денежными знаками и иные обстоятельства дела, свидетельствующие о направленности умысла виновного.

До возбуждения уголовного дела материал проверки поступал в ГСУ для оказания методической помощи. По результатам изучения следствию были даны указания о возбуждении уголовного дела по ст. 159 УК РФ и проведении ряда оперативно-следственных мероприятий.

После этого, оперативным сотрудникам необходимо установить кредитное учреждение из которого поступила данная фальшивая купюра в РКЦ. Фальшивая купюра могла поступить в расчетно-кассовый центр из коммерческого банка как для производства экспертизы в связи с ее сомнительным происхождением, так и в связи с превышением лимита наличных средств установленных для банков, а также в связи с взаиморасчетами между банками. В связи с указанным, оперативным сотрудником приобщаются к материалам проверки сопроводительные документы, подтверждающие поступление поддельных денежных купюр в РКЦ, а также опрашиваются должностные лица.

Вместе с тем, говорить о том, что предварительная проверка должна проводиться во всех без исключения случаях нельзя, так как ее проведение без надобности, прежде всего, отрицательно сказывается на последующем расследовании преступления. В связи с этим, вполне справедливо высказывание С.В. Бородина, который отмечает, что «предварительная проверка не должна проводиться при наличии данных, прямо указывающих на признаки преступления. В таких случаях она фактически подменяет расследование, приводит к утрате возможности сбора и закрепления доказательств в порядке, установленном процессуальным законом»[3].

Чтобы внешне соблюсти букву закона практика идет по пути вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а затем по его отмене. После отмены постановления о возбуждении срок, установленный статьей 144 УПК РФ, начинают считать заново. Во многих случаях такие постановления выносятся, а затем отменяются неоднократно. В связи с этим общий срок проверки заявлений и сообщений о преступлениях исчисляется месяцами.[4]

  1. Планирование проведения предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
  2. Взаимодействие следователя с органом дознания при проверке первичных данных о преступлениях;
  3. Ограничение предварительной проверки наименьшим числом проверочных действий;
  4. Использование тактических приемов при проведении проверочных действий;
  5. Недопустимость разглашения данных предварительной проверки [2].

Так, например, если в дежурную часть поступило сообщение об обнаружении трупа человека, сам по себе данный факт не может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Необходимо провести проверку и установить, что на самом деле произошло – убийство, самоубийство, несчастный случай или естественная смерть.

Следует согласиться с Н.Г. Шурухновым, который считает, что при всем многообразии условий, возникающих при проведении предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении, она должна отвечать ряду общетактических требований, которые позволяют более успешно решать поставленные задачи.

Особенности предварительной проверки и возбуждения уголовного дела о похищении человека

  • процессуальные действия по завершению производства расследования;
  • дополнительные следственные действия, проводимые по ходатайству обвиняемого или его защитника, указанию надзирающего прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел, а также по определению суда;
  • повторные следственные действия, проводимые по тем же основаниям, а также в связи с возобновлением производства по приостановленному или прекращенному делу, возвращением дела со стадии судебного разбирательства или после отмены приговора;
  • организационные и организационно-технические мероприятия, необходимые для завершения расследования .

См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х т. Т. 3. Этапы расследования преступления. М., 1997. С. 390 — 398.

Р.С. Белкин, который прежде был сторонником двухэтапной структуры расследования преступления, позднее также пришел к выводу о целесообразности деления этого процесса на три этапа. Основанием деления, по его мнению, служит направленность выполняемых на каждом из этих этапов следственных действий и сопутствующих им оперативно-розыскных мероприятий. Содержание каждого этапа, по его мнению, сводится к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. Кроме того, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Эти мероприятия могут проводиться на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, либо о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших такое деяние. К подобным деяниям относится и похищение человека.

Н.К. Кузьменко тоже высказывает мнение о необходимости деления на три этапа: неотложный (от производства первого неотложного следственного действия до последнего либо до передачи дела по подследственности); первоначальный (до привлечения лица в качестве обвиняемого) и последующий (до составления обвинительного заключения). При этом задачей первого этапа является проведение неотложных следственных действий, второго — всех остальных следственных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, третьего — сбор дополнительных доказательств после допроса обвиняемого .

  1. проверить общие типичные версии о событии преступления, выдвинутые на основании данных, имеющихся к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела;
  2. уяснить факты, подлежащие исследованию;
  3. безотлагательно собрать и закрепить доказательства, которые могут быть утраченными, принять необходимые меры для розыска и задержания лица, заподозренного в совершении преступления;
  4. принять срочные меры к возмещению ущерба, причиненного преступлением;
  5. начать работу по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления.

Предварительная Проверка До Возбуждения Уголовного Дела, Ее Формы И Сроки

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. Содержание объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.

Цель проверки — установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела. Пределы проверки — завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения. Срок проверки — период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия. Проверочные действия должны быть осуществлены в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

При поступлении из органа дознания сообщения о таких преступлениях следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (по ст. ст. 198 — 199.1 УК РФ) по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо в территориальный орган страховщика (по ст. ст. 199.3, 199.4 УК РФ), в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

При проверке сообщения о преступлении следственные действия не проводятся. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

  • • о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;
  • • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • • о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

В ходе проверки сообщения о преступлении следователь, представитель органа дознания или руководитель следственного органа имеют право получать: соответствующие пояснения; образцы для проведения сравнительных исследований; истребовать получение необходимых предметов и документов, которые изымаются в установленном УПК РФ порядке; назначать судебную экспертизу; участвовать в проведении экспертизы; получать заключение экспертов; самостоятельно проводить осмотр места преступления, документов и прочих предметов; привлекать к расследованию необходимых специалистов; поручать органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий.

  • 1) усматривается ли в деянии состав преступления, если да, то по какой статье УК РФ оно может быть квалифицировано;
  • 2) являются ли сообщенные сведения достоверными, а события и факты, изложенные в заявлении (сообщении), — реально имевшими место;
  • 3) возможно ли использовать существующие сведения для формулирования выводов о каких-либо признаках (отсутствии признаков) состава преступления;
  • 4) не содержит ли заявление (сообщение) данных о деянии, в силу малозначительности не представляющем общественной опасности;
  • 5) является ли имеющаяся в распоряжении органа дознания совокупность сведений достаточной для принятия какого-либо решения, предусмотренного ст. 145 УПК РФ.
  • 6) выявлены ли в ходе рассмотрения заявления обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, согласно ст. 24 УПК РФ.
Вам будет интересно ==>  Какие Документы Надо Собрать На Социальную Стипендию Студенту Из Многодетной Семьи

Деятельность органов внутренних дел при получении заявления и сообщения о преступлении и непосредственном обнаружении признаков преступления, предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом «О полиции» [1] , Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] и иными ведомственными подзаконными актами.

Целью предварительной проверки является установление достаточности данных, указывающих на признаки преступления (совокупность сведений о следах и причинно-следственных связях между последствиями и деяниями определенного лица, позволяющих охарактеризовать это событие как противоправное и общественно опасное). Установление таких сведений необходимо для принятия законного и обоснованного решения.

Предварительная (доследственная) проверка, как способ выявления оснований к возбуждению уголовного дела

Рассматриваемвій этап расследования поджогов характеризуется общей картиной всего преступления, чаще всего, как показвівают эмпирические даннвіе, совершаемого в условиях неочевидности. Вследствие этой особенности ряд след- ственнвіх и инвіх действий, как правило, не имеет зависимости от складні Бающейся исходной следственной ситуации и производится по единому алгоритму.

Заметим, что на практике понятия «техническая причина пожара» и «уголовно-правовая причина» зачастую подменяются. Например, некоторые дознаватели используют подмену этих понятий, чтобы не возбуждать уголовное дело. Так, вместо причины пожара «поджог» дознаватель может указать причину «заронение огня», уходя тем самым от необходимости квалифицировать деяние, содержащее признаки состава преступления. Поэтому мы полагаем, что определение причины пожара означает установление природы происхождения источника зажигания, детерминированного действиями человека. Отсюда криминалистический анализ условий, способствовавших возникновению пожара, позволяет сделать переход от чисто технических и социальных аспектов к правовым. Соответственно, из этого следует важный вывод: нельзя источник тепла выдавать за причину пожара.

Специфическое расположение очага пожара также может рассматриваться как квалифицированный признак поджога. В качестве примера можно привести поджоги входных дверей в жилых домах, лестницы, коридоры, где возникновение пожара невозможно без искусственного инициирования горения. Американские ученые в подобных случаях говорят, что «. повреждения от пожара несовместимы с малым количеством горючей нагрузки, низкой скоростью теплоотдачи при сгорании или потенциальным источником зажигания» [79] .

Анализ судебно-следственной практики показал, что успех выявления и изобличения лиц, совершивших преступления, во многом определяется эффективно- ствю работві правоохранителвнвіх органов в процессе проверки сообщений о ввіяв- леннвіх фактах противоправной деятелвности.

При поджоге с использованием разлитой легковоспламеняющейся жидкости горение начинается внезапно с «хлопка», вспышки и развивается достаточно интенсивно на начальной стадии. Информация об этих признаках может содержаться в показаниях свидетелей, наблюдавших за процессом быстрого возникновения горения и его дальнейшего развития. Если по жар но-технический эксперт считает, что особенности динамики пожара можно оценить такими понятиями, как «чрезмерные», «неестественные», это может рассматриваться в качестве свидетельства совершения поджога с применением интенсификаторов горения.

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены ч. 3-5 ст. 223УПК;

При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования» (п. 19 ст. 5 УПК).

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции)

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания. Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47УПК). Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная гл. 23УПК. Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в качестве обвиняемого со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие не предусмотрено действующим законом. Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового документа предварительного следствия — обвинительного заключения. Разумеется, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Решение вопроса о возбуждении производства по делам частного обвинения начинается по правилам, сформулированным в ст. 318 УПК РФ. В соответствии с которыми дело такого рода возбуждается путём подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

При возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое состоит или должно состоять на воинском учёте, орган дознания, дознаватель или следователь в двухнедельный срок обязан информировать о принятом им решении военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе«[55]).

В случае, когда уголовное дело возбуждается капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геологоразведочной партии или зимовки, удалённой от места расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения, прокурор срочно уведомляется указанным лицом о начатом расследовании. Вынесенное в таких условиях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

При наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела и отсутствии обстоятельств, исключающих его, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора выносят постановление о возбуждении уголовного дела, которое должно отвечать определённым требованиям. В нем отражаются: время и место составления постановления; должность, воинское, специальное звание либо классный чин, фамилия должностного лица, вынесшего постановление, точное наименование органа дознания (если постановление вынесено таким органом); повод и основание (с указанием части статьи или статьи УК РФ, предусматривающей признаки преступления, послужившие основанием для возбуждения дела); фамилия и другие данные о лице, в отношении которого возбуждается дело (если дело возбуждается в отношении конкретного лица); суть принятого решения, в том числе указание на дальнейшее направление дела.

В случае отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела уполномоченным должностным лицом выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В нем, как и в других процессуальных документах, указываются сведения о том, где, когда и кем принято решение, а также мотивировка принятого решения с обоснованием принятого решения, подкреплённым сведениями, полученными из материалов доследственной проверки.

Особенности возбуждения уголовного дела

Средством проверки в таком случае могут быть как оперативно-розыскные мероприятия, так и процессуальные действия. В частности, в целях получения дополнительных сведений об исследуемом событии могут производиться осмотр места происшествия (производственных помещений, офисов, складов и т.д.), истребование документов и других материальных носителей информации, предварительное их экспертное исследование, ревизии и документальные проверки, получение объяснений от лиц, причастных к проведению незаконных операций или совершению противоправных действий, и др.

Проверка таких сигналов имеет своей особенностью то, что основное внимание проверяющего сосредотачивается на изучении поступивших материалов. Это могут быть акты ревизий, документальных и иных проверок, специальных расследований, заключения аудиторов и т.д. При рассмотрении их, прежде всего, надлежит выяснить, есть ли признаки уголовно наказуемого деяния, достаточные для возбуждения уголовного дела.

Для этого нередко требуется и знание субъективной стороны поведения виновного, в частности, направленности его умысла, цели сделки (уклонение от уплаты налогов, подведение предприятия к банкротству, завладение имуществом, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и т.д.) и т.д.

Планирование расследования в своем развитии проходит ряд этапов (взаимосвязанных элементов). Такими элементами (этапами) планирования являются:
1) изучение исходных данных (следственной ситуации) и определение направлений планирования расследования;
2) выдвижение следственных версий;
3) выведение следствий из версий (определение обстоятельств, подлежащих установлению по делу, на основе моделирования обстоятельств и следов расследуемого события);
4) определение перечня и последовательности производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
5) определение исполнителей и сроков исполнения.
На первом этапе планирования исходная информация сопоставляется с предметом доказывания по уголовному делу и на этой основе определяют, что установлено расследованием и еще не выяснено. Таким образом, получают представление о ситуации начального этапа расследования, с учетом которой выдвигают следственные версии. Следственная версия – это предположительное объяснение расследуемого события в целом или его отдельных обстоятельств, выдвинутое следователем либо лицом, производящим дознание.

Если источником информации о преступлении в сфере экономической деятельности явились материалы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, то в этом случае проверка также не исключается. Вопрос о том, нужна ли проверка или же оснований для возбуждения уголовного дела достаточно, решает следователь (прокурор). Такой порядок, на наш взгляд, гарантирует объективность в принятии решений, обеспечивает законное и обоснованное возбуждение уголовного дела. Поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые в этом усматривают нарушение закона, ущемление прав органа дознания по возбуждению уголовного преследования.

Как проводится доследственная проверка

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки.

Доследственная проверка – это начальная стадия уголовного процесса, в ходе которой должностным лицом правоохранительного органа проверяется сообщение о преступлении, с последующим принятием процессуального решения: о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях определен статьей 144 УПК РФ. Правоохранительные органы обязаны принять и обьективно проверить любое сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. По окончанию проверки принять по заявлению законное и обоснованное решение.

На стадии проверки сообщения о преступлении следственные действия не проводятся исключение составляет осмотр места происшествия. Закон в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, позволяет проводить осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела. Под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

При непосредственном обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Понятие «основание к возбуждению уголовного дела» включает как данные о фактиче­ском событии, так и данные о его уголовно-правовых признаках. Чаще всего это данные об объекте и объективной стороне преступления, реже — о субъекте и субъективной стороне преступления.

Вам будет интересно ==>  Платят ли пенсионеры транспортный налог в саратовской области ветераны

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 — 199.2 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности: уклонение от уплаты налогов), служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть при­знаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, по­лученное из иных источников, — это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица.

Доследственная проверка как часть предварительного расследования

Author discusses the approaches to the definition of place of preliminary inquiries in the framework of criminal proceedings; formulated the conclusion that in the modern Russian criminal trial investigation verification should be part of the preliminary investigation.

1 В юридической литературе встречаются различные наименования первоначального этапа уголовного судопроизводства. Несмотря на то что предварительное расследование на сегодняшний день может быть реализовано как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия, мы все же из широкого спектра вариантов остановили свой выбор на термине «доследственная проверка».

4 Обратим внимание на то, что название стадии возбуждения уголовного дела многими исследователями обоснованно признается неудачным. С.И. Гирько, подробно проанализировав лексическое значение слова «дело», словосочетания «уголовное дело» и термина «возбуждение», пришел к выводу, что «возбуждение уголовного дела» в переводе на понятный язык означает ‘породить преступление, превратить, перевести определенное событие в преступное, например добрую ссору в драку и в конечном итоге в убийство’. (См.: Деятельность милиции в уголовном процессе. — М., 2006. С. 235—236).

Необходимость реорганизации отечественного досудебного производства в настоящее время признается многими учеными-юристами. При этом одни авторы предлагают отказаться от стадии возбуждения уголовного дела и процедуры производства доследственной проверки в том виде, в каком она существует сейчас[9]. Другие, напротив, считают, что «рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях — это относительно самостоятельная, первоначальная часть… уголовного процесса, которой свойственны все признаки, характеризующие стадию процесса»[10]. По мнению третьих, «верным шагом в этом направлении будет являться такая конструкция досудебного производства по уголовному делу, которая позволит этапу возбуждения уголовного дела не предавать статуса стадии уголовного процесса. В этой связи необходимо рассматривать возбуждение уголовного дела как один из первоначальных этапов досудебного производства»[11], а постановление о возбуждении уголовного дела считать «служебным, скользящим актом досудебного производства»[12]

В этом контексте обратим внимание еще на одну законодательную неточность. Как известно, любая стадия уголовного процесса завершается принятием итогового решения, которое, как правило, оформляется посредством вынесения соответствующего правоприменительного акта. Применительно к стадии возбуждения уголовного дела таковым актом является постановление. Термин «постановление» законодатель трактует как «любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления» (п. 25 ст. 5 УПК РФ). Обращает на себя внимание то, что законодатель не предусматривает возможности вынесения постановления до начала предварительного расследования, т. е. на стадии возбуждения уголовного дела. Исходя из этого, можно высказать следующее предположение: авторы УПК РФ отнесли постановление о возбуждении уголовного дела к актам предварительного расследования. Однако в этом случае остается непонятным, в рамках какой стадии уголовного процесса выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Что такое доследственная проверка

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Уголовное дело должно быть возбуждено в каждом случае, когда существует хотя бы самая малая вероятность того, что было совершено преступление. … Орган дознания обращается к прокурору с ходатайством о возбуждении уголовного дела в случае, когда необходимо произвести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК).

Доследственная проверка УПК РФ (144-145 – это статьи, регламентирующие порядок ее проведения) является предварительной стадией уголовного судебного производства. В рамках доследственной проверки уполномоченные лица правоохранительных органов могут осуществлять ряд действий: Обследовать места происшествий.

Сколько длится доследственная проверка зависит от того, какое количество экспертиз и других следственных действий потребуется провести для выяснения необходимости возбуждения УД. Поэтому срок, отведенный для возбуждения дела, может быть увеличен до 30 суток ( ст. 144, ч. 3 УПК ).

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или …

Особенности возбуждения уголовного дела и типичные ситуации доследственной проверки по делам контрафактной продукции

Как правило, по делам данной категории оперативно-розыскные мероприятия сводятся к проведению гласной контрольной закупки, изъятию обнаруженной продукции, имеющихся в наличии документов и опросу свидетелей (владельца магазина, администрации рынка и т.п.). Необходимо отметить, что при этом не используется большая часть оперативных возможностей. Проведение ограниченного числа только гласных мероприятий в последующем существенно затрудняет процесс расследования либо может привести к отсутствию состава преступления (по делам данной категории необходимо доказать причинение совершенным деянием ущерба особо крупного размера или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо неоднократное его совершение).

Если сведения о совершенном или готовящемся преступлении получены оперативным путем, необходимо, как и в первом случае, провести предварительную проверку. Не стоит забывать, что все действия сотрудников оперативного подразделения должны проводиться так, чтобы не помешать дальнейшему расследованию преступления (не насторожить нарушителя закона). В данном случае хорошие результаты может принести проведение негласной проверочной закупки. Этап подготовки к закупке был описан выше. Результаты негласной проверочной закупки оформляются в виде справки сотрудника оперативного аппарата. Закупленная продукция направляется на исследование. Выводы, полученные в результате проведенного исследования являются элементами основания для возбуждения уголовного дела, так как в них указывается на признаки отличия исследуемой продукции от оригинальных образцов продукции.

На подготовительном (к проверочной закупке) этапе необходимо тщательно проинструктировать лиц, которые непосредственно будут проводить ее (например, чтобы покупатели не отходили от прилавка с товаром до объявления контрольной закупки, все купленное держали в руках на виду у продавца). Рационально провести и предварительное наблюдение, чтобы определить, насколько систематически ведется торговля, какое время наиболее подходит для проведения контрольной закупки, выявить возможные места хранения и источники поступления контрафактной продукции. При установлении источника поступления осуществляется наблюдение, в ходе которого производится сбор информации о других покупателях, товарообороте. После этого определяется количество участников данного мероприятия и задачи каждого из них.

Другая проблема — упрощенное проведение оперативно-розыскных мероприятий (например, не подтверждена систематичность продаж контрафактной продукции, не установлены источники ее поступления; изъятая продукция не упакована либо упакована ненадлежащим образом) и неполное их отражение в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, отчетах и т.д.), а также неиспользование видео- и аудиозаписи, фотосъемки.

Результаты «доследственной проверки» предопределяют дальнейшую судьбу дела, так называемую его «судебную перспективу»: если имеется достаточно сведений, изобличающих заподозренное лицо в совершении преступления, то материал можно передавать для возбуждения производства (Шекшуева О.Н. К проблеме возбуждения уголовного дела // Современные проблемы раскрытия и расследования преступлений: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Б.П. Смагоринский. Барнаул, 1996. С. 40.). Если после предварительной проверки таких оснований недостаточно, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающиеся гласной проверочной закупкой.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.

Данное процессуальное действие регламентировано в ст. 162, ч. 7 УПК. Там сказано, что следователь, ведущий УД, при возникшей необходимости должен вынести постановление об увеличении срока и подать его руководителю следственного органа не позже 5 суток до даты законодательно установленного окончания расследования.

2) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания. В порядке исключения из этого правила допускается производство осмотра места происшествия (ст. 176 УПК), осмотра трупа (ст. 178 УПК), освидетельствования (ст. 179 УПК).

  • дата получения заявления;
  • личные данные лица, предоставившего его;
  • само содержание нарушения в краткой форме;
  • должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
  • результат проверки запроса;
  • принимаемое решение.

Стадия возбуждения уголовного дела в системе российского уголовного судопроизводства Гаджиев Яхья Анверович

Стадия возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе является продуктом сравнительно позднего этапа развития русского уголовно-процессуального права. На наш взгляд, появление ее было закономерным. Хотя на протяжении всех лет ее существования она вызывала споры, как в научной среде, так и среди практических работников. Многие авторы признавали, что ее законодательное регулирование оставляет желать лучшего и тем самым создает почву для систематического нарушения прав и законных интересов лиц, втянутых в орбиту уголовного процесса, равно как и для злоупотреблений должностных лиц при решении вопроса о начале расследования уголовного дела или об отказе в этом13. Есть и такие ученые, которые пришли к отрицанию необходимости существования данной стадии и призывают к радикальной реформе досудебного уголовного производства по образцу, принятому в Украине, Казахстане, Молдавии и некоторых других государствах ближнего зарубежья14.

172 дам преступной деятельности, затем их соединение в одно производство и ведение по нему предварительного расследования. Таким образом, органы внутренних дел делают себе показатели раскрываемости преступлений, что, конечно, искажает реальное состояние преступности и вызывает негативную реакцию прокуратуры. Нам известны случаи одновременного возбуждения десятков уголовных дел и их последующего соединения – в результате получился целый том уголовного дела301. Прокуроры выставляют статистическую карточку на возбужденное уголовное дело и на лицо, совершившее преступление. В некоторых субъектах прокуратура установила порядок, при котором руководитель следственного органа приносит все материалы проверки и постановление о возбуждении уголовного дела вместе со статкартами на подпись прокурору.

Можно согласиться с тем, что, несмотря на радикальную смену общественно-экономического строя правовая надстройка, включая уголовно-процессуальную структуру, сохраняла редкостную устойчивость. Так, в том что касается организации уголовного судопроизводства следственная матрица стала основообразующей и для советской процессуальной формы. По этому поводу В.Е. Гущев и А.С. Александров отмечают: «Даже в периоды переоценки всех ценностей приверженность к «следственной форме» сохраняется. Термин «след-ственая комиссия» в увязке с термином «протокол» (означающим письменность, тайность досудебной подготовки дела) … обозначают подспудное желание власти через следственную форму узурпировать право на уголовное преследова-ние»30. Итак, организация досудебного производства по уголовным делам не могла не быть у нас следственной, а значит, рано или поздно, в ней должна была выкристаллизоваться и стадия возбуждения уголовного дела.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум на ребёнка 9 лет в воронежской области 2023 года

Следующий шаг к упорядочиванию первоначальной стадии уголовного процесса был сделан в период судебной реформы 1922 г. Принятый в том году первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР33 стал первым советским кодифицированным законом, регулирующим производство по уголовным дела по большинству преступлений, за некоторыми изъятиями для наиболее опасных преступлений, подсудных губернским судам. УПК РСФСР 1922 г. можно считать законом, который создал советскую, а одновременно – первую отечественную модель стадии возбуждения уголовного дела. В первом советском уголовно-процессуальном Кодексе были не только воспроизведены поводы, но и нашло закрепление понятие достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. Новый уровень подхода к регламентации начального этапа производства по делу отразился в юридической технике: этому институту посвящалась седьмая глава второго отдела Кодекса – «Возбуждение производства по уголовному делу». В данной главе были достаточно четко урегулированы уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с поступлением и разрешением информации о преступлении.

Можно сделать вывод, что норма, содержащаяся в части 1.2 ст. 144 УПК РФ, предусматривает возможность использования в качестве доказательств сведений, полученных в ходе проверки сообщения о преступлении, независимо от формы предварительного расследования, но при условии соблюдения требований ст. 75 и ст. 89 УПК РФ. Статья 89 УПК РФ запрещает использовать в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, которые кодекс предъявляет к доказательствам. Таким образом, норма о возможности использования в качестве доказательств результатов процессуальных проверочных действий, если при их проведении не были ущемлены права и интересы участников, не распространяет своего действия на результаты оперативно-розыскной деятельности. Такое ограничение кажется нам несправедливым в отношении гласной части оперативно-розыскной деятельности. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела органом дознания допускается только по письменному поручению лица, ведущего проверку сообщения. Следовательно, основания и условия проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий будут вполне очевидными и не секретными для их участников, поскольку должностные лица, реализующие гласные ОРМ, обязаны обеспечить защиту прав и интересов участвующих лиц, как того требует законодатель в ч. 11 ст. 144 УПК РФ.

Курс уголовного процесса

Помимо собственно проверочных непроцессуальных действий в ходе доследственной проверки допускается и производство некоторых следственных действий. С момента принятия УПК РФ их количество имеет тенденцию к постоянному увеличению. В отличие от УПК РФСФР и УПК РФ в редакциях, действовавших до марта 2013 г., их производство уже не связано с какими-либо условиями (например, «в случаях, не терпящих отлагательства»), В настоящее время на стадии возбуждения уголовного дела дознаватель, следователь вправе производить шесть следственных действий:

Возможность продления срока доследственной проверки свыше 30 суток законом не предусмотрена. Однако в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и его последующей отмены срок дополнительной проверки также может быть продлен в общем порядке. Это превращает стадию возбуждения уголовного дела фактически в стадию «без срока». Один из возможных вариантов решения этой проблемы видится в следующем: при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела по истечении максимального срока проверки сообщения (соответственно 10 или 30 суток) уголовное дело должно быть возбуждено.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов стадии возбуждения уголовного дела является объем прав участников процессуальных действий. На этой стадии нет подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Однако широкий круг как проверочных процессуальных, так и следственных действий предполагает необходимость соблюдения интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства еще до возбуждения уголовного дела. Поэтому наделение их формально определенными процессуальными правами представляется необходимым.

Выделяются и особенности рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях (ст. 198-199 1 УК РФ). Проверка таких сообщений, поступивших из органа дознания, относится исключительно к компетенции следователя. Как следует из ч. 7 ст. 144 УПК РФ, следователь в течение трех суток со дня поступления сообщения о налоговом преступлении должен проверить наличие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. При отсутствии таких оснований следователь по общему правилу направляет в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, в котором стоит на учете налогоплательщик, копию сообщения о налоговом преступлении с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам. Налоговый орган должен в течение 15 суток с момента получения таких материалов направить следователю один из трех документов:

  • заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  • информацию о проведении налоговой проверки, по результатам которой решение еще не принято или не вступило в законную силу;
  • информацию об отсутствии сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
  • дата получения заявления;
  • личные данные лица, предоставившего его;
  • само содержание нарушения в краткой форме;
  • должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
  • результат проверки запроса;
  • принимаемое решение.

Тем не менее, фактически, время проверки, предворяющей следствие, может растянуться намного дольше. Это связано с тем, что по указанию соответствующего должностного лица сроки могут быть продлены сначала до 10 суток, а затем, при необходимости, до 30 суток. Такое возможно в случае, если следственным органам необходимо обработать достаточно большое количество информации и улик.

Сообщение принимается полицией в любое время суток. Оно может быть получено в письменной или устной форме, письмом, по телефону, факсу и тд. Каждое письмо получает собственный номер и заносится в журнал. Затем информация проверяется начальником, которым выносится решение о старте доследственной проверки.

Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки. В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.

Применительно к налоговым преступлениям особенно остро стоит проблема реализации института деятельного раскаяния. После отмены примечания 2 к ст. 198 УК РФ большие надежды возлагались на норму п. 3 ст. 32 НК РФ, однако на пути ее реализации стоят непреодолимые препятствия.

Несомненно, что в целях принятия законного решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении установление оснований для возбуждения уголовного дела или отказа в таковом должно быть полным и объективным (ст. 145 УПК РФ). Данная цель достижима разными средствами, и сам механизм проверки сообщения о преступлении может быть различным. На это указывают и нормы ст. 144 УПК РФ: орган дознания, дознаватель, следователь обязаны проверить сообщение о преступлении и вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекая к участию в них специалистов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 разъясняется, что при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях судам необходимо учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства, имеющие значение по делу. Такие решения подлежат оценке в совокупности с прочими собранными доказательствами по правилам ст. 88 УПК РФ.

В последнее время налоговые органы все активнее используют такое процессуальное средство, как привлечение сотрудников ОВД к участию в выездных налоговых проверках на основании Приказа МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 (так называемые совместные проверки). Такая специфическая форма контроля позволяет решить по меньшей мере три тактические задачи:

Обстоятельства, составляющие предмет доказывания по уголовному делу, очерчены уголовно-процессуальным законом (ст. ст. 73, 299 УПК РФ). Вместе с тем ст. 73 УПК РФ специально не выделяет обстоятельства, которые необходимо установить для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Адвокат Кудряшов Константин

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 142 УПК РФ. Явка с повинной
1. Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Adblock
detector