Примеры дефиниций в конституционном праве

Статья 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» закрепляет дефиницию «референдум Российской Федерации»; в ст. 4 содержатся определения понятий «вопрос референдума», «кампания референдума», «агитация по вопросам референдума», «комиссия референдума» и др. — всего 12.

Библиография

  • «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

Например, в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» («Основные термины и понятия») содержится 63 определения, таких как выборы, бюллетень, кандидат, депутат, избирательная кампания, избиратель, избирательная комиссия, избирательное право, наблюдатель, недействительная подпись, недостоверная подпись, список кандидатов, предвыборная агитация и многие другие. При этом в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» мы уже не видим такого объемного перечня, а обнаруживаем в статье 2 бланкетную норму, в которой закреплено: «Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». Аналогичная бланкетная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В части 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» сказано: «Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом», т.е. также идет отсылка к рамочному закону.

Вам будет интересно ==>  Образец 3-ндфл за 2023г для получения вычета за покупку кв-ры повторный

Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

Скажите пожалуйста виды норм права

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Дефиниции в конституционном законодательстве

Норма может исходить от законодателя. Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Примеры дефиниций в конституции рф

Следует также обратить внимание и на то, что наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится не в ТК, а в актах международного трудового права, к числу которых относятся две конвенции Международной Организации Труда (МОТ): Конвенция 1930 г. N 29 «О принудительном или обязательном труде» и Конвенция 1957 г. N 105 «Об упразднении принудительного труда».

Примеры решений конституционного суда рф

Судебные заседания проводятся в присутствии минимум двух третей всего судейского состава. Однако судебные слушанья проводятся не по всем поступающим жалобам. Нередки случаи, когда суду достаточно тех материалов, которые были направлены с жалобой, а также высказанных ранее правовых позиций органов судебной власти, чтобы разрешить дело без проведения судебного слушанья.

Она охраняется государством. Ключевые признаки Правовая норма обладает общим характером. Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту. К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Структура нормы права: определение, элементы и примеры

Стр 1 из 8 Существуют разные критерии классификации конституционно-правовых норм. 1.7.1. В зависимости от объема нормативности: — исходные (отправные) нормы — это те нормы, из которых вытекают все другие юридические нормы, т.е. самые главные.

Таким образом, конституционно-правовой институт — это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это — главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

Достаточно сказать, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сформулировано более двадцати составов правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме.

Дефиниционные нормы в конституции рф

Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто. При этом любая норма рассчитана на многократное применение. Она используется в течение всего времени своего действия.

Таким образом, система конституционного права России имеет сегодня четко выраженную иерархическую структуру. В то же время говорить о том, что эта система уже в достаточной мере осмыслена в научной литературе и получила общепринятое объяснение в теории и законодательной практике, пока не приходится.

Дефиниции в конституционном законодательстве (Таева Н.Е.)

Исходя от государства, норма охраняется им же.Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование.

Вам будет интересно ==>  От Каких Налогов Освобождены Пенсионеры В 2023 Году Последние Новости

Нормы дефиниции примеры в конституции

Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести: Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности.

= являются основополагающими для всей правовой си­стемы государства, если они содержатся в Конституции РФ («Конституция Российской Федерации и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»);

a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полно­мочий («Президент Российской Федера­ции принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации»);

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;б) закрепляющие статус человека и гражданина;в) федеративное устройство России;г) -«- систему и организацию деятельности органов государственной власти.

Конституционное право регламентирует основы государственного устройства, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека.

  1. Федеральные конституционные и федеральные законы.
  2. Конституции субъектов РФ.
  3. Международные акты.
  4. Акты Конституционного и Верховного судов РФ.
  5. Указы президента.
  6. Постановления правительства.

Особенности норм, структура, юридическая сила и значение

Ст. 111 содержит гипотезу о сроках внесения кандидатуры премьера федерального кабинета министров главой государства, диспозицию о рассмотрении внесенной персоны Госдумой и санкцию в отношении законодательного собрания в случае отклонения предложенных соискателей.

Нормы-дефиниции. Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать. Благодаря этому термины и понятия становятся легальными, то есть законными, обязательными для всех возможных участников конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые нормы

Большое практическое значение имеет классификация конституционно-правовых норм по форме выражения их содержания. По этому критерию все нормы конституционного права подразделяются на конкретно-определенные, бланкетные и отсылочные.

В первой части ст. 113 Конституции Испании установлены взаимные права и обязанности Конгресса депутатов и Правительства как возможных участников конституционно-правового отношения, как субъектов права. Во второй и третьей частях — определены юридические факты, при наличии которых возникнет соответствующее правоотношение. В третьей части предусмотрены неблагоприятные последствия для депутатов, внесших резолюцию порицания в случае, если она не будет принята Конгрессом.

Конституционно-правовая санкция это установленная нормами конституционного права мера государственного воздействия, которая изменяется в отношении субъекта конституционного права, совершившего деяние, не соответствующее диспозиции конституционно-правой нормы, и которая содержит итоговую оценку такого деяния

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные неимущественные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Во-вторых, они применяются широким кругом уполномоченных I субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами) вне зависимости от отношений подчиненности или подотчетности.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, с которым связывается реализация диспозиции конституционно-правовой нормы. Такая гипотеза сформулирована, например, в структуре правовой нормы ст. 109 Конституции РФ: «В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» (ч. 2).

Большое практическое значение имеет классификация конституционно-правовых норм по форме выражения их содержания. По этому критерию все нормы конституционного права подразделяются на конкретно-определенные, бланкетные и отсылочные.

Коллизионные нормы. Их можно определить как установленные государством нормативные, общеобязательные правила устранения противоречий между правовыми нормами или нормативными правовыми актами. Коллизионная норма закреплена, например, в ст. 76 Конституции РФ, где говорится, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской

Вам будет интересно ==>  Какая Категория Вредности У Стоматологической Санитарки

Ее основная функция — разграничение, различение и идентификация объектов . Так, нормы-дефиниции позволяют нам разграничить между собой общественную организацию, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, общественный фонд, общественное движение. Нормы-дефиниции позволяют идентифицировать религиозное объединение, политическую партию.

Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях. Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Наиболее спорным теоретическим вопросом является вопрос о правовой природе легальных дефиниций: являются ли они нормами права?——————————— См.: Чиннова М.В. Дефиниции и их использование в нормативных правовых актах: дис. . к.ю.н. М., 2004. С. 20.На наш взгляд, легальные дефиниции, не устанавливая конкретные права и обязанности, тем не менее могут непосредственно регулировать общественные отношения.

В качестве примера подтверждающего общий характер права можно привести Трудовой кодекс РФ. Он не направлен на какое-то конкретное лицо, а характеризует взаимоотношения всего круга людей, входящих в область трудовых отношений.

Общий характер дефинитивной нормы права

  • выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  • обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
  • ясно и конкретно определяют волю государства;
  • способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  • выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  • юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.

Классификация дефинитивных норм

  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

, которая с исчерпывающей полнотой и необходимой дифференциацией устанавливает размеры прямых налогов, налога на добавленную стоимость, особых акцизов, гербового сбора и перерасчитываемого налога (ст. 128, 130-132).

институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди­наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар­хическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моно­конфессиональной политической системой могут отсутствовать инсти­тут многопартийности, а то и институт самих политических партий.

Нормы дефиниции примеры в конституции

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях.

В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Так, согласно Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч.4 ст.3); «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч.3 ст.6).

Эти нормы имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ;

К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Например: норма ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; норма части 3 ст.107 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации обязан подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции». Таким образом, в предписаниях такого рода используются слова «обязан», «необходимо», «должен» и т.п.

Adblock
detector