Семейный детский сад законодательство

Наибольшее количество воспитанников в семейных дошкольных группах в 21 субъекте Российской Федерации: Москва — 781 группа, 2650 воспитанников, Краснодарский край — 757 групп, 2472 воспитанника, Нижегородская область — 104 группы, 1094 воспитанника, Республика Башкортостан — 70 групп, 274 воспитанника, Республика Бурятия — 70 групп, 488 воспитанников, Республика Алтай — 63 группы, 251 воспитанник, Тамбовская область — 61 группа, 196 воспитанников, Московская область — 53 группы, 144 воспитанника, Томская область — 49 групп, 129 воспитанников, Кемеровская область — 45 групп, 61 воспитанник, Ленинградская область — 32 группы, 65 воспитанников, Ростовская область — 28 групп, 116 воспитанников, Новосибирская область — 26 групп, 84 воспитанника, Саратовская область — 25 групп, 88 воспитанников, Республика Татарстан — 25 групп, 76 воспитанников, Республика Хакасия — 23 группы, 128 воспитанников, Санкт-Петербург — 22 группы, 90 воспитанников, Республика Саха (Якутия) — 19 групп, 187 воспитанников, Чеченская Республика — 13 групп, 61 воспитанник, Чувашская Республика (Чувашия) — 9 групп, 31 воспитанник, Костромская область — 4 группы, 65 воспитанников.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2023 г. N 08-364 «Об организации работы семейных дошкольных групп»

Типовые документы: «Дорожные карты», модель поддержки развития дошкольного образования за счет привлечения к оказанию услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, типовая учебная программа курсов повышения квалификации направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 18 декабря 2014 г. N НТ-13715/08.

Из опыта Республики Алтай

Федеральным законодательством в сфере образования разделены функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ДОО и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности в семейных дошкольных группах, группах по присмотру и уходу и иных формах).

  • семейный детский сад является дошкольной группой образовательной организации, которая оказывает помощь в открытии и методическую поддержку;
  • воспитанники семейного детского сада могут использовать инфраструктуру образовательной организации, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках;
  • воспитателем в семейном детском саду работает один из родителей, имеющий соответствующее образование. Для него семейный детский сад становится основным местом работы, он получает заработную плату;
  • питание в семейном детском саду оплачивается из бюджета города Москвы.

2. Кто может открыть семейный детский сад?

Семейный детский сад в Москве — это одна из форм дошкольного образования для детей из многодетных семей, зарегистрированных по месту жительства в столице. Родители открывают семейный детский сад у себя дома и обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход, оздоровление и питание детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

1. Что такое семейный детский сад?

Семейный детский сад может открыть любая зарегистрированная по месту жительства в Москве многодетная семья, в которой есть трое и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Если в семье только один или двое детей дошкольного возраста, семейный детский сад также может быть организован, но при условии, что его будут посещать и дети из других семей жителей Москвы.

Открыть семейный детский сад можно прямо у себя дома, при этом родители сами выступают в роли воспитателей. Такая услуга доступна московским семьям, в которых есть трое и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Родители-воспитатели осуществляют уход за детьми дома и получают за свой труд заработную плату. Важно, что в течение функционирования семейного садика у родителей официально накапливается трудовой стаж.

Сегодня для московских многодетных семей предусмотрены самые разные меры городской поддержки. Помимо социальных выплат и субсидий, специалисты центра «Моя карьера» рассказывают москвичам о том, какие возможности для профессионального роста многодетных родителей дает город. Одна из таких — семейный детский сад.

Многодетная мама занимается только со своими детьми, но в перспективе она может принимать в свою группу других детей из московских семей. Занятия в семейном саду проводятся по плану занятий, предоставленному муниципальным дошкольным учреждением, в котором трудоустроен родитель. Методист районного детского сада также выдает родителям-воспитателям всю необходимую для уроков литературу. При необходимости в городском детском саду также можно получить мебель и игрушки.

Один из родителей многодетной семьи (законных представителей) может быть принят в семейный детский сад на должность воспитателя, если он имеет высшее или среднее профессиональное образование либо обучается по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошел промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения (ч. 1, 3 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; разд. III Квалификационных характеристик должностей работников образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н; Профессиональный стандарт, утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н).

В организации деятельности семейного детского сада многодетной семье оказывается методическая и консультативная помощь. Кроме того, его воспитанники могут использовать инфраструктуру ГОУ, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании ГОУ, так и в домашних условиях. Питание в семейном детском саду оплачивается за счет бюджета г. Москвы (п. п. 2.4, 2.5, 2.8 Примерного положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП; Приказ Департамента образования г. Москвы от 15.02.2008 № 48 (далее – Положение № 48)).

Вам будет интересно ==>  Через какое время перечисляют материнский капитал при покупке квартиры 2023

Понятие семейного детского сада

В г. Москве семейный детский сад организуется в многодетных семьях (по месту проживания семьи) в качестве ГОУ. При этом один из родителей (законных представителей) назначается воспитателем (п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП).

Организация питания в семейных детских садах. Приказ Департамента образования города Москвы от 15 февраля 2008 года № 48 (в ред. приказа ДОгМ от 01.04.2013 г. № 145). Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя, средства на эти цели выделяются из бюджета города Москвы. Выплаты на питание детей, являющихся воспитанниками семейного детского сада проводятся в следующих размерах: — 108,46 рублей на одного воспитанника в день в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; — 133,05 рублей на одного воспитанника в день в возрасте от 3 до 7 лет.

  • Семейный детский сад является дошкольной группой образовательной организации, которая оказывает помощь в открытии и методическую поддержку;
  • Воспитанники семейного детского сада пользуются инфраструктурой образовательной организации — по выбору посещают музыкальные и физкультурные занятия, занимаются с педагогами в стенах дошкольной образовательной площадки, к которой прикреплены, принимают участие в праздниках, мероприятиях, досугах;
  • Помощником воспитателя в семейном детском саду работает один из родителей (мама), для которого семейный детский сад становится основным местом работы: ему выплачивается заработная плата;
  • Питание в семейном детском саду оплачивается из бюджета города Москвы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

На оказание государственной услуги по содержанию детей в семейных детских садах образовательным организациям выделяется субсидия на выполнение государственного задания в размере определенном на основании нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 № 407-ПП.

  • наличие детей . Кое-где нужен статус многодетной семьи, где-то не нужен, но главное – семейный детский сад должен посещать хотя бы один свой ребенок родителя-воспитателя;
  • наличие минимальной площади и мебели . Например, в Московской области на каждого ребенка нужно иметь минимум 2 квадратных метра игровой площади, отдельные спальное и рабочее места. В других регионах требования могут отличаться;
  • само помещение должно пройти проверки нескольких инстанций;
  • наличие образования . Как сказано выше, в Москве родитель-воспитатель обязан иметь педагогическое образование, в некоторых других регионах тоже есть такое правило;.

Соответственно, хоть государство и стимулирует рождаемость в стране, но на этапе социальной поддержки семей с детьми отчетливо виден провал. Но еще более явный провал в том, что семьи в России (и многодетные, и обычные) почти не обеспечены местами в детских садах. Так, если родители в таких семьях и захотят пойти работать (что часто жизненно необходимо), оставить детей будет негде.

Многодетные семьи и детские сады – как решается проблема?

В нашей стране есть проблемы как с трудоустройством молодых родителей, так и с тем, чтобы им пристроить детей в детские сады. Но в разных регионах есть возможность открыть семейный детский сад – и уже получать зарплату за уход за своими же (и иногда чужими) детьми. Мы разобрались, как это работает и какие сложности ждут родителей, которые решат открыть такой детский сад.

2.1. Группы семейного типа открываются на основании приказа учредителя дошкольного образовательного учреждения с указанием адреса местонахождения группы, режима работы, количества детей, штатного расписания, порядка оплаты содержания детей.

I. Из опыта Челябинской области

В последние годы начала реализовываться такая форма дошкольного образования, как семейные детские сады (Москва, Краснодарский край, Ленинградская область, Приморский край — г.Владивосток), группы семейного типа (Челябинская область).

С тем чтобы сделать деятельность данной вариативной формы дошкольного образования легитимной, в новую редакцию Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562, зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2012 г., регистрационный N 22946) включены положения о том, что:

«При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:

группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (пункт 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, далее — ДОУ).

Как правило, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.

В Москве и Краснодарском крае семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Как показывает опыт Краснодарского края, необходимость в организации семейных детских садов существует, прежде всего, среди многодетных семей, особенно проживающих в сельской местности. Как правило, многодетные матери заинтересованы в постоянной работе и ряде социальных гарантий, которые появляются при приеме мамы на работу в детский сад.Таким образом, прослеживается социальная направленность услуги как в части повышения показателей охвата детей дошкольным образованием, так и в части социальной защиты многодетных семей.

Вам будет интересно ==>  Предоставление земельных участков многодетным гражданам дороги

Также в качестве структурного подразделения муниципального или государственного дошкольного образовательного учреждения функционируют группы семейного типа в Челябинской области. Группы создаются на дому воспитателя в жилых помещениях, где выделяется площадь для размещения детей. Жилые помещения для групп семейного типа находятся в радиусе их пешеходной доступности от дошкольного учреждения. Примерное положение об организации групп семейного типа утверждено совместным приказом министерства образования Челябинской области и главного государственного санитарного врача по Челябинской области.

В Белгородской области такая форма дошкольного образования как семейные дошкольные группы реализуется, в основном, на сельском подворье.

Условия семейного дошкольного образования позволяют избежать проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Вместе с тем планами работы учреждений дошкольного образования, структурными подразделениями которых являются семейные детские сады, предусмотрено не только проведение занятий мамой-воспитателем, но и развитие воспитанников семейного детского сада специалистами дошкольного учреждения (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещение детьми мероприятий (праздников, досугов) или просто занятий в основном здании ДОУ. Следовательно, в семейных детских садах созданы условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Факторами риска в организации семейных детских садов являются сложности в проведении лицензирования с целью оценки созданных в них условий.

Немаловажным является также тот факт, что содержание ребенка в семейных дошкольных группах малой наполняемости, функционирующих в качестве структурных подразделений дошкольных учреждений, в настоящее время обходится бюджету дороже, чем содержание ребенка в муниципальном детском саду.

Кроме того, необязательность педагогического образования мамы-воспитателя с одной стороны и необходимость реализации общеобразовательной программы дошкольного образования с другой стороны создают ряд трудностей, связанных, прежде всего, с организацией и проведением занятий (развитие речи, математическое развитие и другие). Решение данного вопроса осуществляется через систему наставничества, широкого привлечения педагогов-специалистов ДОУ. Вместе с тем очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) воспитателя, не имеющего педагогического образования, организация квалифицированной деятельности мамы-воспитателя в условиях семейного детского сада невозможна.

В предлагаемых рекомендациях приведен опыт Краснодарского края, Белгородской и Челябинской областей, г.Москвы по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений, по нормативному правовому регулированию деятельности таких групп.

Приложение. Рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений

2.2. Группы семейного типа открываются при наличии воспитателя, имеющего педагогическое образование и располагающего достаточными для открытия группы жилищными условиями (4 кв.м на 1 ребенка). Группы семейного типа могут открываться также в квартирах жилых домов, которые предоставляются учредителем для проживания воспитателю группы семейного типа на договорных условиях.

Группы оздоровительной направленности. Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Образовательная деятельность может осуществляться и на родном языке (из числа языков народов Российской Федерации), если соответствующее заявление подано родителями, а соответствующая образовательная программа — утверждена организацией дошкольного образования.

Образовательная организация может иметь утверждённую образовательную программу на иностранном языке, в таком случае с учётом законодательства РФ, ребёнок может получать образование на иностранном языке.

Семейные дошкольные группы.

Нельзя просто так оставить ребёнка дома, необходимо, чтобы он усвоил образовательную программу, иначе обязанности родителей не будут считаться исполненными надлежащим образом, со всеми, вытекающими условиями.

Одной из альтернативных форм дошкольного образования являются семейные дошкольные группы. Это одна из форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием; расширение форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные учреждения, сокращение очерёдности на оформление в детский сад, создание дополнительных рабочих мест для неработающих родителей.

Роспотребнадзор

Семейные дошкольные группы могут посещать как дети одного возраста, так и дети разных возрастов, по каким-либо причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения. Такая «ячейка» станет структурным подразделением близлежащего муниципального детского сада. Занятия с детьми в семейной группе могут проводиться по программе, реализуемой дошкольным учреждением, как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия, и др.), так и в домашних условиях. Прогулки с детьми из семейных групп могут проводиться как на прогулочных площадках детского сада, так и на приспособленной для прогулок детей территории, расположенной в непосредственной близости от жилого помещения.

Что такое семейная дошкольная группа? — RSS

Организация питания должна осуществляться в домашних условиях в специально отведенном для этого месте с приготовлением пищи по утвержденному дошкольным учреждением меню, в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста из сырьевого набора продуктов, предоставленных детским садом. Стирка белья может производиться как в прачечной дошкольного учреждения, так и в помещении, где размещается семейная дошкольная группа — по желанию воспитателя. Мебель, мягкий инвентарь, посуду, моющие средства, канцелярские товары, игрушки, методическую литературу и прочие принадлежности для организации семейной группы в соответствии с установленными санитарными требованиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образования предоставит во временное пользование дошкольное образовательное учреждение, за которым будет закреплена семейная дошкольная группа.

п. п. 2.4, 2.5, 2.8 Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП;
Приказ Департамента образования г. Москвы от 15.02.2008 № 48 «О финансировании организации питания детей в семейных детских садах» (ред. от 30.05.2014)

Деятельность семейного детского сада:

п. п. 3, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

Понятие семейного детского сада

Данные штатные единицы образовательной организации определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением образовательной организации.

Вам будет интересно ==>  Уборщик клининг профстандарты

Оформление документов требует времени, занимая от 2 недель до нескольких месяцев (зависит от графиков работы врачей).
Стать воспитателем своих детей может и мама-иностранка. Нужно предъявить вид на жительство и разрешение на работу.

Шаг первый: прикрепляемся к государственному детскому саду. Да, ваш домашний детский сад — это некий филиал обычного детского сада. Прикрепиться вы можете к любому, но лучше выбирать тот, что поближе — взаимодействовать с ним придётся достаточно часто. Если вы растерялись или были неласково приняты заведующей — начинайте плясать «от печки», т. е. обращайтесь в Департамент образования. Там вам и порекомендуют то детское дошкольное учреждение, которое нужно.

Соль семейного детского сада в том, что мама становится воспитателем своих детей юридически и получает за это деньги, что уже неплохо, но есть и другие радости.
Итак, вы решили открыть семейный детский сад. С чего начать?

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется, поскольку использование двух и более отпусков одновременно Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Вопрос организации семейного детского сада регламентируется постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 г. № 951-ПП «Об утверждении Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».

В группе должно быть не менее трех подопечных. В отдельных случаях группа может быть открыта и при наличии меньшего количества детей. Такие решения принимает администрация муниципалитета. Если один из детей вырос и пошел в школу, можно взять на его место ребенка из другой семьи. Максимальное количество воспитанников зависит от площади помещения (не менее двух квадратных метров в игровой комнате на каждого).

К воспитателю семейной группы предъявляются требования, как при приеме на работу в образовательное учреждение на обычных условиях – ему необходимо иметь высшее или среднее профессиональное педагогическое образование и соответствующую квалификацию.

Родитель является воспитателем, обеспечивает обучение, присмотр, уход, оздоровление и питание детей и получает заработную плату как сотрудник муниципального детского сада. Исполнение обязанностей воспитателя по совместительству не допускается.

Требования к воспитателю семейного детского сада:
— справка об отсутствии судимости;
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2023) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»);
— медицинская книжка.

Для работы нам понадобятся:
— Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ);
— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2023) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
— Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 №951-ПП (Далее – ПП Москвы № 951);
— Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ);
— Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ);
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 N 68 (ред. от 14.08.2023) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3147-13. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 № 31209) (далее — СанПиН 2.4.1.3147-13)

Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее — Учреждение) в соответствии с уставом Учреждения.
Таким образом, для организации семейного детского сада один из многодетных родителей должен прийти в Учреждение и написать заявление на открытие семейного детского сада.

В Москве открыть семейный детский сад может только многодетная семья, зарегистрированная по месту жительства в столице. Детей в семье должно быть как минимум трое и по возрасту им должно быть от двух месяцев до семи лет. Если же старший ребенок уже вырос и ходит в школу, на его место нужно будет найти «замену» — ребенка из другой семьи, готового посещать детский сад подобного типа в качестве «приходящего».

Как открыть семейный детский сад?

У меня четверо детей, никто из них не ходил в муниципальный детский сад. А после рождения третьего ребенка я вдохновилась рассказом моей многодетной подруги и решила так же, как она, открыть свой семейный детский сад.

Анастасия:

Где-то руководство не хотело брать семейные сады вообще, где-то ставили невозможные для открытия условия, где-то просили подождать пару месяцев. Но спустя полгода я все-таки нашла школу, которая с радостью взяла меня на работу. Дополнительное образование мне получать не пришлось, так как я заканчивала педагогический университет по специальности «логопед».

Adblock
detector