Штраф за обязательный аудит в 2023 году

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Кто должен, а кто — нет

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

С 1 января 2023 г. вступили в силу изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающей условия для проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2023 № 476-ФЗ).

1. Изменился финансовый критерий

Изменилась структура ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Из нее исключили те положения, которые упоминаются в других законах, с оговоркой, что обязательный аудит проводится не только в случаях, установленных данной нормой, но и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.

В Совет Федерации направлен законопроект № 840046-7 с поправками к Закону «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2023 года обязательный аудит отчётности проводится в случаях, установленных федеральными законами, и в отношении отчётности:

  • организации (кроме определенных федеральными законами), доход, полученный которыми от предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн руб.;
  • организации (кроме определенных федеральными законами), сумма активов бухгалтерского баланса которых на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет от 60 до 400 млн руб.;
  • фонды, поступление имущества, в т. ч. денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, ведущие деятельность в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вам будет интересно ==>  Вычет На Ребенка Инвалида

Если аудит уже был начат

В связи с новой редакцией случаев проведения обязательного аудита особо оговорено, когда организация по новой редакции ФЗ «Об аудиторской деятельности» не обязана проводить аудит, но аудитор уже начал проверку бухотчетности за 2023 год. В этой ситуации новые положения применяют начиная с отчетности за 2023 год. То есть, за 2023 год проверить бухотчёты всё же надо.

Случаи обязательного аудита с 01.01.2023

Как видно, согласно новым повышенным лимитам объема выручки (800 млн руб.) или активов баланса (400 млн руб.) Закон от 29.12.2023 № 476-ФЗ с 2023 года фактически отменил обязательный аудит для малых предприятий.

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2023 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2023 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2023 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

В соответствии с КоАП РФ, функционирующие в форме АО компании, обязаны раскрывать информацию об аудите, предоставляя данные проверки акционерам (по запросу) и в законный срок обнародовать на финансовых рынках заключение аудиторов. Невыполнение этих обязательств также влечет наказание — штрафы для организации и должностного лица соответственно:

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2023 году

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Федеральным законом от 29.12.2023 № 476-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В названном пункте перечислены случаи, при которых организации должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, если поступление имущества (в том числе денежных средств) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей (исключение составляют государственный внебюджетный фонд, специализированные организации управления целевым капиталом и фонд, имеющий статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2023 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»).
Вам будет интересно ==>  Могут Ли Приставы Оспорить Договор Дарения Машины

Но даже если компания не проставила соответствующий код, налоговики выявляли, что компания подлежала обязательному аудиту по величине активов за предшествующий 2023 году 2023 год или по величине выручке за аналогичный период указанный в отчете о финансовых результатах.

Причем, если компания предоставила отчетность по упрощенным правилам, а величина активов или выручка превышали установленные критерии на 2023 год, у проверяющих есть основания привлечь компанию за грубое нарушений правил ведения бухгалтерского учета.

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление имущества которых, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребкооперации.

Кроме того, нормы об обязательности проведения аудита в отношении отчетности отдельных категорий юрлиц предусмотрены специальными федеральными законами (например, в отношении кредитных организаций — статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в отношении НПФ — статьей 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).

Также законом увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита: по размеру выручки — с 400 до 800 млн рублей; по размеру активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн рублей.

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Штрафы

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

На что ещё стоит обратить внимание директору компании

Не стоит следовать заблуждению о том, что гарантией качества являются только компании Большой Четвёрки (Big 4). Качество услуг, предоставляемых Awara, сопоставимо с уровнем Большой Четвёрки, при этом стоимость наших услуг намного доступней.

Важным моментом является то, что кроме штрафов, могут применяться различные меры воздействия к нарушителям. Примером может служить попытка сокрытия важной информации и последующие проверки контролирующим органом. По результатам этой проверки будут применены более жесткие санкции, зависящие от степени выявленных нарушений.

Заключение может иметь два варианта. Первый является немодифицированным, то есть нет отклонений в отчетности и все соответствует заявленным данным и полученным результатам. Во втором случае заключение будет модифицированным. Такой вариант означает, что найдены недостатки, отклонения, искажения или нет достоверных данных, то есть возможны различные неточности, но они не были обнаружены.

Этапы проведения обязательного аудита

  • планирование или подготовительный этап. Этот процесс необходим для увеличения эффективности проверки, которая должна быть экономически оправданной. Во время подготовки разрабатывают тактику и стратегию, производят составление общего плана с выявлением задач. Формируют основной порядок после обсуждения всех условий с клиентом. На этом же этапе должна формироваться группа специалистов, которые будут проводить работы. Важным моментом является сбор информации и установление объема работ. Это необходимо для оптимизации графика и распределения трудовых резервов, которые позволят затронуть все сферы деятельности и получить данные о любых рисках и факторах;
  • сам процесс проверки с включением в него сбора и анализа полученной информации. Во время процедуры будут проверены все бухотчеты и первичная документация, устав. Во время этого этапа все получаемые данные сверяются с законодательными нормами. В то же время формируют развернутую рекомендацию, позволяющую руководству устранить ошибки, недочеты и оптимизировать все процессы внутри организации;
  • на заключительном этапе формируют заключение с указанием итогов и всей необходимой информации.

Также следует учитывать тренд, когда по итогам выездного налогового контроля привлекают к субсидиарной и уголовной ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
Примеров взыскания за налоговые долги компании достаточно. Так 98 млн. руб. составил долг руководителя и главного бухгалтера перед бюджетом — см. Определение ВС РФ от 27.11.2023 по делу № А40-161770/2014.
А по другому делу (Определение ВС РФ от 25.06.2023 № 305-ЭС19-17007), руководитель (он же собственник бизнеса) остался должен 53 млн. руб.

В первую очередь, при проведении аудита наши клиенты ценят профессиональное внимание и помощь независимых аудиторов в поддержании системного порядка в учете, а также возможность вовремя исправить ошибки и в целом улучшить ситуацию в отчетности.

В-третьих, наличие аудиторского заключения (АЗ) дает бизнесу преимущества:
— отчетность с АЗ имеет совершенно другой статус – вызывает больше доверия для контрагентов, инвесторов и др.;
— при обращении в кредитные организации требуется АЗ к отчетности;
— при участии в тендерах, как правило, требуется АЗ.

У «малыша» может объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному году составить более 400 млн рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года — более 60 млн рублей (пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть.

К таким организациям относятся (ст.7 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • страховые компании;
  • общества взаимного страхования;
  • внебюджетные государственные фонды по социальным выплатам;
  • товарные или фондовые биржи;
  • инвестиционные фонды;
  • другие виды акционерных обществ, деятельность которых направлена на получение добровольных отчислений для юридических лиц.

Форма бухгалтерской отчетности для компаний, подпадающих под требования обязательного аудита

Состав бухгалтерской отчетности приведен в ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». И аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности там не указано. Поэтому не совсем корректно говорить об аудиторском заключении в составе бухгалтерской отчетности. Нет и обязанности у организации представлять свое аудиторское заключение в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Из-за нерабочих дней в связи с COVID-19 в этом году срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2023 год сдвинулся с 30 марта на 12 мая. Но даже если вы думаете, что сдали всю отчетность вовремя, проверьте ещё раз, а в полном ли объеме Вы её сдали? Обратите внимание на следующие моменты.

Ещё один момент, который для меня остаётся необъяснимым. На мой взгляд, бухгалтерская отчётность менее важна для налогового контроля, чем налоговые декларации или отчеты в ПФР. Однако, судя по штрафам, предусмотренным в новом проекте КоАП, всё наоборот: за нарушение сроков сдачи налоговых деклараций или отчетов в ПФР предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Важность соблюдения как сроков, так и состава отчетности резко возрастает с учетом того, что в отличии от ныне действующего КоАП, предусматривающего штрафы от 200 до 500 рублей, в новом кодексе совсем другие суммы: за нарушение сроков сдачи от 5 000 до 500 000, за несдачу от 100 000 до 700 000 руб.

Если аудит, по вашему мнению, в чистом виде рыночная структура, тогда нужно снимать ограничения для аудиторских компаний по видам деятельности.
А если государство нас ограничило в свободе рыночного поведения в общественных интересах, то должна быть и государственная поддержка хотя бы в виде популяризации аудита, а если не жалко денег и виде льгот по налогам, например, как у программистов.

При этом у врачей, учителей, оборонки есть мощная господдержка почему бы нам не дать её хотя бы в виде безобидной для МП и не требующей бюджетного финансирования статьи 5 в её бывшем исполнении? Или государство не заинтересовано в профилактике здоровья «малых предприятий»?

Аудиторская отрасль-это единственная профессия, которая имеет жесткие ограничения по видам деятельности и способу вхождения в профессию, несет общественную нагрузку, но не имеет никакой поддержки от государства помимо этой интеллигентной 5 статьи.

Adblock
detector