Целевое назначение сельскохозяйственных земель в 2023 году

Содержание

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования в 2023 году

Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП. Таким образом, если владелец нарушил целевой характер использования, то на него налагается штраф:

Часто владельцы такой категории земель желают перевести под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), чтобы можно было построить частный жилой дом для постоянного проживания и зарегистрироваться в нем. Это дает возможность также получить строению адрес и провести коммуникации. Но следует знать, что заявиться для перевода земли в другую категорию вправе только собственники. Арендаторам это запрещено.

У многих граждан возникает вопрос по поводу постоянной регистрации в доме, построенном на землях, отнесенных к категории сельхозназначения и предназначенных для садоводства или огородничества. С января 2023 года для этого необходимо получить технический план, который выдается кадастровым инженером. Ранее в свидетельстве о собственности или выписке из ЕГРН было указано «дом» или «жилой дом». В 2023 году стали указывать «жилое здание» или «жилое строение». Вся особенность как раз в формулировке. В жилом здании можно зарегистрироваться, в отличие от жилого строения.

Сельскохозяйственная деятельность неразрывно связана с использованием земельных угодий для сельхоз целей. Надел можно находится в собственности или долгосрочной аренде, но нужно знать целевое назначение земли, которое подчиняется определенному виду классификации разрешенного использования. От этого будет зависеть, какую деятельность не запрещено осуществлять на конкретном участке земли, чтобы избежать неприятных недоразумений.

  1. Перевести участок в границы населенного пункта в рамках земельного законодательства. Здесь вопрос в тех средствах, которые придется возместить, как разница между стоимостью земли ИЖС и с/х.
  2. При расширении границ поселения в рамках Градостроительного кодекса. В этом случае не обязательно переводить землю в ИЖС. Земли сельхозназначения в границах поселения дают возможность построить жилой дом на законных основаниях с последующей регистрацией права собственности и пропиской жильцов.
  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.
  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите узнать категорию земель и вид разрешенного использования дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Поскольку земля является народным достоянием и представляет собой ценную и особо охраняемую собственность в любой её форме, она находится в сфере пристального внимания государства. Особенно это актуально в отношении сельскохозяйственных земель. Использование их не по назначению или, например, неиспользование пахотных земель посредством прекращения их обрабатывания, полива или мелиорации способно нанести им необратимый ущерб.

Хотя ст. 78 ЗК РФ запрещает целенаправленное ИЖС на земельном участке сельхозназначения, тем не менее законодательно разрешено возведение зданий и сооружений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Они могут быть использованы в интересах крестьянских, фермерских, подсобных и охотничьих хозяйств.

Будучи стратегическим объектом обеспечения жизнедеятельности граждан, а также базовой основой экономического и экологического благополучия страны в целом и каждого региона или муниципального образования в отдельности, земли сельхозназначения относятся к главным составляющим богатства и благосостояния страны.

  • разведение домашних животных и птицы;
  • создание рыбного хозяйства;
  • строительство жилого помещения для отдыха, возведение капитального дома, временных построек, объектов сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • прокладку трубопроводов, линий электропередач, автострад, инженерных сооружений и коммуникаций.
  • участков, по которым проложены дороги, а также полосы отчуждения;
  • наделов, отведённых под хозяйственные строения;
  • земель, на которых расположены защищающие поля лесополосы и лесные участки для иных целей;
  • пастбищ;
  • сенокосов;
  • пашен;
  • залежных земель;
  • садов.

Становится очевидно, что прежде чем переключить тумблер в режим «лес», стоит основательно подумать, не обернется ли это для собственника земли еще большими расходами, нежели банальный проект мелиорации, окупятся ли затраты на содержание леса. Впрочем, стоит ли овчинка выделки, покажет время и судебная практика.

По аналогичному делу (Абанский районный суд Красноярского края, дело № 12-7/2023), собственник (ответчик) земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения занимался рубкой древесных насаждений в рамках проекта мелиорации. Отдел госземнадзора зафиксировал акт заготовки древесины на земельном участке, квалифицировав это как нецелевое использование земельного участка. Было вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.8. Коап РФ. Ответчик оспорил постановление в суде, но суд также отказал в удовлетворении жалобы, посчитав, что древесина, дрова и прочие лесоматериалы не относятся к сельскохозяйственной продукции.

По аналогичному делу (№ 2-20/2023) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками. Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке. Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины. Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

Одно из явных преимуществ для правообладателей ─ отсутствие обязанности составлять проект освоения лесов, подавать лесную декларацию и отчеты об использовании лесов, ─ тем не менее, компенсируется необходимостью подавать сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов в соответствующие органы, которые должны вести учет этих сведений и, в свою очередь, также предоставлять их в органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра. В какой срок и в какой форме эти сведения должны предоставляться правообладателями, ничего не сказано. Очевидно, этот момент должен быть урегулирован на региональном уровне позже.

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет. И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник. Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли. Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель в 2023 году

общий объем финансового обеспечения Программы —
754048629,5 тыс. рублей, в том числе:
на 2023 год — 51532790,5 тыс. рублей;
на 2023 год — 53771670,5 тыс. рублей;
на 2024 год — 81887664,9 тыс. рублей;
на 2025 год — 78895328,6 тыс. рублей;
на 2026 год — 72545383,5 тыс. рублей;
на 2027 год — 76027654,1 тыс. рублей;
на 2028 год — 78997549,6 тыс. рублей;
на 2029 год — 82522618,7 тыс. рублей;
на 2030 год — 86313108,4 тыс. рублей;
на 2031 год — 91554860,7 тыс. рублей,

осуществление государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель
сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в отношении не менее чем 13234,8 тыс. гектаров до конца 2031 года

обеспечение деятельности подведомственных Минсельхозу России федеральных государственных бюджетных учреждений в области мелиорации земель:
в 2023 году — 100 процентов;
в 2023 году — 100 процентов;
в 2024 году — 100 процентов;
в 2025 году — 100 процентов;
в 2026 году — 100 процентов;
в 2027 году — 100 процентов;
в 2028 году — 100 процентов;
в 2029 году — 100 процентов;
в 2030 году — 100 процентов;
в 2031 году — 100 процентов

на 2023 год — 40447099,9 тыс. рублей;
на 2023 год — 43520879,1 тыс. рублей;
на 2024 год — 58576888,8 тыс. рублей;
на 2025 год — 59716746,2 тыс. рублей;
на 2026 год — 51635876,8 тыс. рублей;
на 2027 год — 53371623,9 тыс. рублей;
на 2028 год — 55043764,8 тыс. рублей;
на 2029 год — 56713613,8 тыс. рублей;
на 2030 год — 58565782,4 тыс. рублей;
на 2031 год — 61013552,1 тыс. рублей;

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Купить Недвижимость Если Есть Долг У Приставов

снижение износа основных фондов движимого имущества, необходимого для эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, федеральных государственных бюджетных учреждений в области мелиорации земель до 38,4 процента к концу 2031 года:
в 2023 году — не более

Постановление Правительства РФ от N 1832; О внесении изменений в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации Государственной программы эффективного вовлечения
в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития
мелиоративного комплекса Российской Федерации, общие
требования к политике субъектов Российской Федерации
в сфере Государственной программы эффективного
вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного
назначения и развития мелиоративного комплекса
Российской Федерации

При этом с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.), культуртехническому состоянию.

Для улучшения условий сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях необходимо решение задач, связанных с приведением гидротехнических сооружений в нормативно-техническое состояние, обеспечением их безопасной эксплуатации и недопущением аварийных ситуаций, соблюдением требований природоохранного законодательства, которые включают внедрение новых технологий и техники для ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах и очистки каналов за счет повышения уровня материально-технического обеспечения подведомственных учреждений, организацию рационального водопользования и водораспределения, проведение противопаводковых мероприятий, расчистку мелиоративных каналов.

формирование региональных программ развития агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до момента заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период;

Задачей 1 является проведение оценки состояния плодородия неиспользуемой пашни, включающей сбор и обобщение результатов агрохимического, эколого-токсикологического и почвенного обследований, вовлечение которой необходимо для отрасли растениеводства, в отношении не менее чем 8856,4 тыс. гектаров до конца 2025 года, предусматривающей сбор и обобщение результатов агрохимического, эколого-токсикологического и почвенного обследований.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель в 2023 году

«Это основной стратегический документ, который будет формировать земельную политику в долгосрочной перспективе. Сейчас госпрограмма рассматривается на площадке правительства. К реализации рассчитываем приступить с 2023 года», — сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на заседании президиума Совета законодателей РФ в пятницу.

«Госпрограмма, в том числе, включает отдельные мероприятия по повышению плодородия земель сельхозназначения за счет известкования 4,5 млн га до 2031 года, — сообщил глава Минсельхоза. — Она будет также направлена на существенное обновление технических сооружений мелиоративного комплекса в целом».

Кроме того, ведомство внесло в правительство законопроект о семеноводстве, который в феврале 2023 года будет направлен в Госдуму, сообщил глава Минсельхоза. «Он, в том числе, направлен на предотвращение ввоза на территорию РФ семян растений, содержащих ГМО, а также на организацию обязательной проверки сортовых и посевных качеств семян. Это позволит сделать землепользования более эффективным и бережливым», — заявил Патрушев.

Как сообщил Патрушев, Минсельхоз также подготовил предложения по определению критериев отнесения сельхозземель к ценным и особо ценным, а также по введению обязанности регионов по установлению их границ. «Предлагаем, чтобы информация об этих участках вносилась в единый государственный реестр недвижимости, — сказал он. — Предлагается также ограничить добычу общераспространенных полезных ископаемых на землях сельхозназначения».

Кроме того, в составе других категорий земель также имеются незначительные площади сельскохозяйственных угодий, которые используются для ведения гражданами дачных, огородных, личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, для размещения зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, а также в учебных и научных целях. Общая площадь таких сельскохозяйственных угодий в составе всех категорий земель в Российской Федерации составляет более 222 млн га.

Сделки купли-продажи земельного участка из земель сельхозназначения в 2023 году

Если сделка подлежит нотариальному удостоверению по закону или по желанию сторон, то проект договора купли-продажи необходимо согласовать с нотариусом, а также представить ему документы по списку выше, паспорта сторон сделки, иные запрошенные нотариусом документы. После проверки документов нотариус назначает дату сделки, договор купли-продажи подписывается у нотариуса, который своей подписью и печатью удостоверяет подписи сторон. Далее нотариус направляет документы на регистрацию права собственности (в настоящее время эта услуга входит в нотариальный тариф, но стороны должны предварительно оплатить госпошлину за регистрацию в Росреестре) либо стороны сами подают документы в Росреестр. После процедуры заключения сделки купли-продажи у нотариуса стороны выполняют следующие действия по оплате стоимости земли.

лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения земли согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме.

Закрепление предварительных договоренностей договором может предшествовать проверка юридической чистоты объекта покупателем или следовать уже после проверки, если между проверкой и заключением договора купли-продажи будут проводиться дополнительные мероприятия по подготовке к сделке.

Если участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения больше 5, к сделке применяются установленные законом ограничения: участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать земельную долю только другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим данный земельный участок. При этом извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Когда покупатель и продавец сошлись по основным условиям сделки, необходимо оформить предварительные договорённости, а потом переходить к дальнейшим действиям по сделке. Для этого стороны заключают предварительный договор купли-продажи. Суть данного договора заключается в том, что стороны закрепляют обязательства по заключению договора купли-продажи земельного участка в определенный срок, при этом в данном договоре должны быть зафиксированы существенные условия будущего договора купли-продажи: предмет договора (индивидуальные характеристики земли: адрес, кадастровый номер, площадь, назначение и вид разрешенного использования) и цена. Срок тоже обязательное условие предварительного договора. Если он не согласован сторонами, то по закону равен году с момента заключения договора. Если покупатель и продавец не заключат договор купли-продажи в оговорённый срок и ни одна из сторон не предложит заключить этот договор, направив предложение заключить договор, то обязательства по предварительному договору прекращаются. В предварительном договоре в качестве обеспечения исполнения обязательства по заключению основного договора покупатель и продавец могут предусмотреть внесение покупателем задатка.

На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более 500 кв.м и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного участка, не допускается. Исключение — изъятие земельного участка для госнужд.

Также внесены изменения в положения Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Указано, что действие Закона не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

Законами субъектов РФ могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

Поправки внесены в пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ. Установлено, что в составе земель сельхозназначения выделяются земли, занятые жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

Поправки связаны с тем, что действующее земельное законодательство содержало такое регулирование, которое не позволяло в большинстве случаев крестьянским (фермерским) хозяйствам иметь жилой дом и проживать в непосредственной близости с землями, используемыми в сельскохозяйственном производстве.

Федеральный закон от N 101-ФЗ (ред

1.1. Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

5. Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.

5.1. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.

Вам будет интересно ==>  Расчет по страховым взносам рсв на бумажном носителе

13. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

Цели программы – вовлечение в оборот 13,2 млн га неиспользуемых земель и сохранение в сельхозобороте мелиорированных почв на площади не менее 3,6 млн га. В документе также сформулированы задачи по химической мелиорации на площади 2,8 млн га, обеспечению благоприятного водного режима на площади 1,35 млн га и сбору информации об актуальном состоянии земель сельхозназначения.

На достижение этих целей из федерального бюджета до 2031 года предполагается выделить более 500 млрд рублей. Средства пойдут на различные мероприятия, в том числе на агрохимические и эколого-токсикологические исследования, подготовку проектов межевания и кадастровые работы, реконструкцию мелиоративных и гидротехнических сооружений.

Реализация госпрограммы обеспечит устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе расширения фонда земель сельхозназначения, а также восстановления мелиоративного комплекса. В конечном итоге это послужит укреплению продовольственной безопасности страны.

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения. Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы. И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Однако не всем насаждениям так повезло. Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья. Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется. Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Долгожданное Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» знаменует новый этап в сфере природопользования – можно сказать, что теперь у нас появляется такая категория, как частный лес. Но так ли все хорошо, как хотелось бы?

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2023 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

По аналогичному делу (№ 2-20/2023) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками. Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке. Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины. Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

Ставка налога на земли сельхозназначения в 2023 году

Если ИФНС не направила организации или физлицу уведомление с начисленной суммой налога по земельному наделу (и по нему не заявлялась льгота), необходимо уведомить налоговый орган о наличии соответствующего участка. Это нужно сделать не позднее 31 декабря года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Иначе налогоплательщику (физлицу, компании) будет грозить штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога по данному объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

В 2023 году (с отчета за 2023 год) отменяется подача налоговых деклараций по земельному налогу юрлицами — сотрудники ИФНС будут направлять им уведомления с исчисленной суммой налога. При этом обязанность самостоятельного расчета авансов и налога за компаниями сохраняется. Порядок расчета земельного налога для юридических лиц мы подробно рассматривали в нашей статье.

ООО «Орион» владеет участком сельхозземель, расположенным на территории Плавского района Тульской области, где для земель сельхозназначения действует ставка 0,3% (решение Собрания депутатов муниципального образования № 39/173 от от 11.11.2011). Кадастровая стоимость на 01.01.2023 составляет 3,55 млн. руб. Расчет суммы налога за 2023 год: 3 550 000 × 0,3 % = 10 650 руб. Если участок не будет использоваться по назначению и это выявит орган земельного надзора, налог придется исчислять по общей ставке, действующей в указанном регионе – 1,5%, тогда компания будет вынуждена уплатить в бюджет за 2023 год: 3 550 000 х 1,5% = 53250 руб.

Если в течение налогового периода участок будет переведен из одной категории земель в другую, либо изменится его площадь или вид разрешенного использования, налог на землю сельхозназначения в 2023 году будет рассчитан с учетом коэффициента владения в порядке, определенном в п. 7 ст. 396 НК РФ: 12 месяцев делится на число полных месяцев владения в году. Полным считается месяц, в котором право собственности на участок было получено до 15 числа включительно, или было прекращено после 15 числа.

Налог на землю сельхозназначения относится к местным налогам, его необходимо уплачивать в бюджет муниципального образования, к которому относится участок (ст. 389 НК РФ). Налог уплачивают физлица и субъекты хозяйствования, которым участок принадлежит на праве собственности, постоянного пользования или пожизненно наследуемого владения. Порядок расчета налоговых платежей регламентируется ст. 396 НК РФ.

Кадастровая палата отвечает на вопросы об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Можно ли возводить здания на землях сельскохозяйственного назначения? Как в таком случае поменять один вид разрешенного использования на другой? Этим вопросам была посвящена горячая телефонная линия Кадастровой палаты по Новосибирской области, состоявшаяся 7 сентября 2023 г. На звонки новосибирцев и жителей региона ответила начальник юридического отдела госучреждения Татьяна Викторовна Мороз.
Публикуем основные вопросы.

– Зачем требуется менять вид разрешенного использования?
– Земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на семь категорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Виды использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Использовать земли не по назначению запрещено действующим законодательством.

– Куда нужно обратиться, чтобы поменять вид разрешенного использования? Какие документы приложить?
– Если в кадастре имеются сведения о зонировании территории, то правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом. Для соблюдения данной процедуры нужно обратиться в Кадастровую палату по Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в сведения кадастра и подписанной правообладателем декларацией о выборе вида разрешенного использования. Важно, что эта процедура не относится к землям сельскохозяйственного назначения, состоящим из сельскохозяйственных угодий.

– Можно ли строить на землях сельхозназначения?
– К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные для нужд сельского хозяйства. По законодательству, их можно применять для сельскохозяйственного производства, а также для других целей, включая личное подсобное хозяйство, фермерское хозяйство, огородничество, садоводство, животноводство, дачное строительство. Разные типы хозяйств предполагают разрешения для различных категорий построек, поэтому если на участке разрешено дачное строительство, то его можно проводить
.
– Что можно строить на таком участке?
– Каждый гражданин, имеющий в собственности земельный участок сельхозназначения, может построить на нем объект некапитального строительства. На любом типе таких земель разрешается возвести нежилое хозяйственное помещение (сарай, ферму, хранилище для урожая). На землях, предназначенных для дачного строительства, – дачу, дачный дом. Только на землях фермерских хозяйств и землях для личного приусадебного хозяйства – дом для круглогодичного проживания. Возведение того или иного объекта капитального строительства зависит от вида разрешенного использования, который установлен для земельного участка.

Если же в кадастре отсутствуют сведения о зонировании территории, то правообладателю участка необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением о смене вида разрешенного использования. И представить документ, удостоверяющий личность заявителя, правоустанавливающие документы на участок (договор аренды или свидетельство о собственности), а также иные документы, которые для этого требуются.
После того, как вы получите решение администрации, необходимо будет обратиться в Кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в сведения кадастра недвижимости и актом органа местного самоуправления о смене вида разрешенного использования земельного участка.

Кроме этого, Федеральный закон от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в пункте 2 статьи 7 определяет, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

Вам будет интересно ==>  Полная компенсация детского лагеря для детей ветеранов боевых действий

Заключение органа местного самоуправления, уполномоченного на обеспечение градостроительной деятельности, соответствующего муниципального образования Оренбургской области о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории с приложением к указанному заключению фрагментов карт документов территориального планирования с нанесенными границами земельного участка в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ устанавливает, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Утвержденный проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона).

Таким образом, для осуществления перевода категории земельного участка с кадастровым номером *** является препятствием то, что кадастровая стоимость данного земельного участка за 1 га равна 71 005,21 руб. / га, что превышает средний уровень кадастровой стоимости за 1 га для земель категории сельскохозяйственного назначения 1 группы в Оренбургском районе равной 68 200,00 руб. / га. Для устранения данного препятствия требуется осуществить оспаривание кадастровой стоимости данного земельного участка в досудебном (или судебном) порядке, снизив кадастровую стоимость ниже среднего уровня кадастровой стоимости.

Как происходит изменение категории земель

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (Правительство РФ – в течение трех месяцев) принимает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.

Отметим, что лицу, получившему участок, который незаконно изъят или переведен в другие категории, будет крайне затруднительно возместить убытки, связанные с отменой такого решения (постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2012 г. № 2683/12, от 22 мая 2012 г. № 13443/11).

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых в деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • согласие правообладателя участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения контролирующими органами;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

В соответствии положениями гражданского кодекса лес и земельный участок признаются разными объектами в гражданском праве. Недра и земельные участки считаются недвижимостью по причине характерных природных свойств. Вместе с этим здания и сооружения, многолетние насаждения, а также лес считаются недвижимостью в виду неразрывной связи с землей и отсутствия возможности переместить объекты без ущерба целевому назначению участка (статья 131 ГК). Если специальные условия не предусмотрены законом, право собственности владельца также распространяется на растения и лес, которые находятся на участке (пункт 2 статья 261 ГК РФ).

Среди основных пользователей ресурсов земельного фонда, в частности земель с/х предназначения значатся акционерные товарищества и общества, фермерские и крестьянские хозяйства, колхозы, среди которых также рыболовецкие предприятия. На долю перечисленных пользователей приходится порядка половины (52%) всей земли, которая относится к категории сельскохозяйственного использования. Вторая крупная группа пользователей земли – это муниципальные и государственные образования, племенные хозяйства и опытно-производственные организации, на их долю приходится 39.6% всех с/х угодий.

Россия – самое большое государство в мире. В стране есть практически все виды земельных ресурсов, которые известны человеку. Рынок земли в РФ еще находится в стадии формирования, а государственные запасы земельных ресурсов объединены понятием Земельного фонда.

Процессы распределения ресурсов земельного фонда фиксируются путем государственных статистических наблюдений за использованием и состоянием ресурсов в разрезе субъектов РФ. К примеру, в 2009 году существенное количество земельных площадей вовлекались в гражданский оборот. В последние годы активно продолжается процесс изменения административных границ населенных пунктов, на фоне чего правовой статус отдельных земель приводится в соответствие с положениями действующего законодательства. Активное изменения по категориям земли наблюдаются преимущественно в границах населенных пунктов, для которых характерно формирование муниципальных образований.

  1. Общая компетенция – муниципальные или государственные учреждения, которые решают задачи регулирования и руководства земельно-правовыми отношениями общего порядка.
  2. Специальная компетенция – муниципальные или государственные учреждения, обладающие узким кругом полномочий. Перед такими организациями стоит решение задач касающихся конкретной сферы управления, к пример, ведение государственного кадастра земли, мониторинг, землеустройство и т.п.

2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание: (В редакции Федерального закона от 11.06.2023 № 170-ФЗ)

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2023 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (В редакции федеральных законов от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 27.12.2023 № 503-ФЗ, от 28.06.2023 № 226-ФЗ)

Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2023 года

  • для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№ 74-ФЗ от 11.06.2003):
    • использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
    • фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства
  • будущие жилые дома на участке с/х назначения, на которых осуществляется фермерство, будут входить в состав имущества крестьянского или фермерского хозяйства
  • статья 6:
    • ЗУ является частью имущества хозяйства
    • имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
    • доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
  • статья 13:
    • надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
    • при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ
  • установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства
  • строительным нормам жилого дома:
    • изложены в Своде правил СП 55.13330.2023)
  • противопожарным, санитарным и т.д. требованиям
  • своим расположением на ЗУ не нарушать:
    • права иных лиц
    • требования установленных обременений/ограничений:
      • в случае наличия ЗОУИТ на земельном участке
  • виду разрешённого использования земельного участка, на котором создан объект
  • градостроительному регламенту
  • для с/х производства
  • для ведения сельского хозяйства
  • для ведения крестьянского хозяйства
  • фермерское хозяйство
  • животноводство
  • свиноводство
  • скотоводство
  • растениеводство
  • пчеловодство
  • т.д.
  • на участке можно построить только 1 жилой дом
  • параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
    • общая площадь дома – не более 500 м 2
    • площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
    • количество этажей – не более 3
Adblock
detector