Водитель Условия Труда

Водитель Условия Труда

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения — национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные — до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).

Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.

Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения». Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.

Характеристика условий труда водителя легкового автомобиля для мсэк

  1. Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания.
  2. Ежедневный отдых.
  3. Еженедельный отдых.
  4. Отдых в праздничные дни.
  5. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательном Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).
  6. Отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В диспетчерской водитель получает сведения о местонахождении ближайших автозаправочных станций по пути следования, уточняет адреса и наименование пунктов погрузки и разгрузки, выясняет прогноз погоды и дорожную обстановку на обслуживаемых маршрутах. В операционном зале должна быть оформлена схема города (района) с указанием главных улиц, площадей, проездов, дорог, населенных пунктов, обозначением основных пунктов погрузки и разгрузки, а также рациональных маршрутов движения до основных объектов, обслуживаемых автотранспортным предприятием.

Что изменилось в оценке уровня шума? Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36). Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее – ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля. Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых – 70, для спецтехники – 80. Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному. Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителя в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Продолжительность рабочего времени установлена не более 40 часов в неделю. При 5-дневной рабочей неделе — 8часов в день, 6-дневной – 7 часов в день. Если продолжительность рабочей смены не меняется в течение рабочих дней, это отработанное время учитывается по дням работы. Сверхурочные часы учитываются отдельно и не компенсируются недоработкой в другие дни.

По условиям производства для водителей не всегда возможен учет отработанного времени по дням, поэтому чаще применяют суммированный учет, при этом необходимо, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышало числа рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе. При условиях соблюдения нормы рабочего времени деятельность рабочей смены может устанавливаться до 10 часов, а иногда до 12. Сверхурочные при суммированном (месячном) учете допускаются в исключительных случаях по согласованию с водителем и не могут превышать 4-х часов за 2 дня подряд или 120 часов в год.

Движение маршрутных такси в Омске, в том числе и ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-Снабжение» организовано без расписания. Движение корректируется диспетчером передвижного диспетчерского пункта, наличием пассажиров на конечных остановках маршрутов и допустимым интервалом движения (не более 10 минут). Посадка и высадка в пути следования происходят на специально установленных остановочных пунктах маршрута.

В соответствии со ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю (оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд), при шестидневной — один. Но в транспортных компаниях, в которых установлен суммированный учет рабочего времени для водителей, допускается устанавливать выходные дни в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), причем число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения). Можно привлечь водителя к работе и в его выходной день, но только с учетом положений ст. 113 ТК РФ. Для этого нужно издать приказ или распоряжение и получить письменное согласие водителя.

Поскольку автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, работники, его эксплуатирующие, должны проходить обязательное психиатрическое обследование раз в пять лет в силу ст. 213 ТК РФ. Данной статьей также установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Поскольку работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда и правильно организовать труд работников, необходимо соблюдать положения вышеуказанных нормативных актов, а также не забывать про Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте , которые распространяются не только на водителей автомобилей, но и на работников автотранспортных организаций, цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (СТО, шиномонтажи, гаражи, стоянки), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при трудоустройстве водитель кроме документов, установленных данной статьей, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работники автомобильного транспорта имеют право получить спецодежду, обувь и иные СИЗ. Для работников организаций транспорта типовые нормы выдачи средств защиты приведены в Приложении 8 к Постановлению Минтруда России N 63 . Согласно данному Постановлению средствами защиты должны обеспечиваться:

Условия труда водителей: рабочее время и время отдыха

Необходимо помнить, что режим труда и отдыха водителей регулируется не только Трудовым кодексом, но и специально разработанными отраслевыми документами. Чтобы вы были подкованы во всех тонкостях при решении вопроса трудоустройства водителей, в статье мы рассмотрим следующие особенности: как определить профпригодность сотрудника, что входит в рабочее время шофера и как не ошибиться с утверждением периодов отдыха, нюансы составления графиков работы (сменный, разрывной и т. д.), особенности труда при перевозке грузов, оплата труда. Также обратим ваше внимание на то, к чему может привести несоблюдение режима труда и отдыха водителей.

Не все знают, что во многих случаях водителям автомобиля положено выдавать специальную одежду и обувь, а также иные средства защиты. Конкретный перечень таких средств можно посмотреть в соответствующих типовых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты.

Кстати, при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом сверхурочной работы не может превышать 90 часов (п. 18 Положения о работе и отдыхе водителей).

Между тем при суммированном учете время управления автомобилем в течение периода смены может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения о работе и отдыхе водителей).

В п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день. При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Особенности труда водителя (стр

— в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно–эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” — автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным – технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отображение различных параметров системы водитель – автомобиль – среда движения; интеллектуальных – осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией – с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных – сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования. По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы — длительность смены до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого падения функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 часов, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с более короткой сменой. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

— работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работа водителя, занятого на регулярных междугородных перевозках, носит характер осуществляемой в пути. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы («разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути») и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 57 и частью второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовым договором. Законодательного определения понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы. Однако содержание указанных понятий не раскрывает.
В отраслевых актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы (смотрите, например, примечание к п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3; п. 1 и п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, смотрите также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).
На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоянного, стационарного рабочего места, но есть возможность ежедневного возвращения к месту жительства. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители. При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников и т.п.
В рассматриваемой ситуации работа водителя заключается в управлении движущимся транспортным средством и перевозке грузов на дальние расстояния, в результате чего он не имеет возможность ежедневного возвращения к месту жительства, поэтому его работа носит характер осуществляемой в пути. Аналогичное положение содержится в приложении N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков», где водители грузовых автомобилей, работающие на регулярных междугородных перевозках, отнесены к работникам, постоянная работа которых протекает в пути.
Что касается условия трудового договора о месте работы, то согласно абзацу второму части второй ст. 57 ТК РФ оно является одним из обязательных для включения в трудовой договор. Также частью четвертой ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, в том числе и об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте.
Из чего следует, что уточнение места работы до его конкретного местонахождения является правом, а не обязанностью сторон. В общем же случае трудовой договор в качестве условия о месте работы должен содержать лишь условие о местности (определенный населенный пункт в соответствии с утвержденным административно-территориальным делением), в которой находится работодатель.
Также трудовое законодательство различает понятия «рабочее место» и «место работы». Рабочее место — это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации, то есть где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть шестая ст. 209 ТК РФ). То есть транспортное средство является рабочим местом водителя.
При этом, как указывалось выше, обязательным для включения в трудовой договор является лишь условие о месте работы (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Таким образом, указывать в трудовом договоре марку, регистрационный номер автомобиля не требуется. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

— электровентиляторами систем охлаждения двигателя с закольцованной крыльчаткой вентилятора, чем реализует беззазорное сочленение периферии лопастей с направляющим кожухом, благоприятное сточки зрения минимизации генерируемого аэродинамического шума вентилятора;

Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции- закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время реакции водителя при управлении автобусом измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций — сложной, простой и в опасной зоне. При движении автомобиля, перед водителем могут возникнуть самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автобус, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию. Время сложной реакции водителя- с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) до ответа на него действием, которое заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен,- составляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости, после многочасовой работы- 1с и более. Несвоевременные или неточные реакции приводят к повышению опасности движения.

Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автобуса определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя. Характерным для управления автобуса является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя системе водитель – автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т.е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека – водителя и вместе с тем особенностям его деятельности – управления автомобилем. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек — машина-среда») на основе формализованного их описания.

Равновесие – это свойство органов человека воспринимать и реагировать на изменение положение тела в пространстве, а также действие на организм ускорений и перегрузок. В состоянии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости по численному значению и по направлению. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенное значение принадлежит времени действия, скорости нарастания и направления вектора перегрузки. Общее состояние человека при действиях ускорения характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полном отсутствием возможности движений. Большие ускорения приводят к нарушению зрительных функций. В реальных условиях движения ускорения, действующие на водителя не велики. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств. Но во время и после прохождения кривой малого радиуса может наблюдаться изменение тонуса мышц рук, вследствие чего водитель не всегда может выдержать прямолинейное направление движения и ошибается, поворачивая рулевое колесо в направлении тонуса мышц. Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлекторно смещает автомобиль на наружную сторону дороги и в ряде случаев заезжает на полосу встречного движения. В результате длительного периодического действия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни, основные проявления которой – плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных ощущений. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими водителями, звонки у железнодорожных переездов, сирену автомобиля, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота которых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

УСЛОВИЯ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВОДИТЕЛЯ

Кабины должны быть оборудованы сре дс твами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное тонирован ное остекление, жалю зи и т.д.), а также термоизоляцией от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабин ы и двигателя не более 35 Вт /м 2 , а от окон — не более 100 Вт/м 2 (СП).

Усилие, прилагаемое водителем к педали тормоза, не должно превышать для автотранспортных средств, выпущенных после 01.01.81 г., категорий М1 — 0-50 к гс, категорий М2, М3 , N 1 , N 2 — 70 кгс ( ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки).

Требован и я к микроклимату, составу воздушной среды в рабочей зон е и к другим условиям труда водителя автомобиля в основном регла ментируются Санитарными правилами (СП) по гигиене труда водителей автомобилей (утверждены заместителем главного государственного врача СССР 05.05.88 г. № 4616-88).

Са ни тарн о-техни ческие средства автомобиля (вентиляция, отопл ени е, кон диционирование, т еплоизоляция) должны обеспечивать поддержание в кабине авт омобиля оптимальные или допустимые параметры микроклимата (в холодный и переходный период года в диапазоне от 18-25 °С, в теплый — не более 28 °С) не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем. Перепад температуры по вертикали не должен превышать 3-5 °С ( СанПиН 2.2.4-548-96 . Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений).

В целях профилактики различны х заболеваний, соблюдения правил личной гигиены, водитель должен иметь в автомобиле моющие средства, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь или специальную ткань для удаления с рук горючесмазочных материалов (Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ 0-200-01-95).

Водитель Условия Труда

При движении в условиях слабой освещенности у водителя включается в работу так называемое сумеречное зрение, которое характеризуется значительно пониженной остротой, затрудненным распознаванием размеров и расположения предметов, скоростей их движения. Чтобы предупредить или устранить это явление, необходимо принять меры к улучшению освещенности или, остановив автомобиль, дать организму активный отдых, проделав несколько физических упражнений.

Острота зрения характеризует способность глаза четко различать очертания и форму предметов. Оценка остроты зрения производится по таблице, на которой проверяемый с определенного расстояния должен различить букву заданной величины. При нормальной остроте зрения различаются две точки, направления на которые составляют угол 1°. Наибольшую остроту имеет центральное зрение внутри пространства, ограниченного конусом с углом при вершине 3—4°, хорошую остроту — зрение в конусе с углом 5—6°, удовлетворительную — в конусе с углом 12—14°, который образуют направления на края ладони вытянутой вперед руки. При величине зрительного угла более 14° водитель способен различать общие очертания предметов периферическим зрением; если угол превышает 90°, то предметы видны неотчетливо без различия цвета.

Иллюзии при восприятии скорости обычно связаны с длительным движением в постоянном скоростном режиме. Наиболее опасен переход от продолжительного движения с высокой скоростью к необходимости ее уменьшения. В таких условиях водителю некоторое время представляется, что скорость движения меньше, чем действительная скорость его автомобиля, поэтому она может оказаться больше безопасного предела. Алкоголь сильно искажает восприятие скорости, так что водитель в состоянии опьянения всегда ведет автомобиль с превышением ее безопасной величины, создавая постоянную угрозу дорожно-транспортного происшествия.

Простая реакция заключается в заранее известном одиночном ответном действии на известный внешний сигнал. Например, подъезжая к перекрестку, водитель видит желтый сигнал светофора и ожидает красный сигнал, двигаясь накатом и приготовившись к торможению. Появление красного сигнала водитель воспринимает примерно за 0,2 с, после чего нажимает педаль тормоза, на что требуется около 0,4 с. Таким образом, общее время реагирования в этом случае составляет 0,6 с. При движении в транспортном потоке включение стоп-сигналов впереди идущего автомобиля заставляет водителя тормозить, затрачивая дополнительно 0,2 с для переноса ноги с акселератора на педаль тормоза, что увеличивает общее время реагирования до 0,8 с.

Опасность иллюзий во всех случаях состоит в том, что они легко могут вызвать ошибочное решение и действие водителя, приведя к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы предупредить переутомление и появление иллюзий при длительных поездках, необходимо через каждые 4 ч делать остановку для питания и отдыха. При появлении признаков утомления (усталость, тяжесть в мышцах и в голове, вялость, сонливость) надо остановиться на 10—15 мин и дать организму активный отдых.

10. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н.

Правила дорожного движения. Допустимые скорости движения автомобиля. Безопасный интервал движения. Правила переезда перекрестков, пешеходных дорожек. Правила обгона медленно движущегося транспорта. Меры предосторожности при встрече с транспортными средствами, пешеходами. Меры безопасности при поворотах, выезде из-за угла здания, проезде мимо ворот, дверей.

11. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Водитель Условия Труда

Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятия (ощущения), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Водителю приходится выполнять различные работы: принимать транспортное средство у водителя-сменщика; готовиться к выезду на линию, оформляя необходимые документы; пополнять запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управлять транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров. Он также наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями, иногда принимая в них непосредственное участие, в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя — это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое — в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге и всем, что на ней находится (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности, освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим сто движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результаты своих действий, и если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления. Водитель является главным звеном системы «водитель— автомобиль, — дорога» (ВАД) — ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемой, пилот и др.). В основном это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Однако деятельность водителя во многом отличается от деятельности других операторов. Для многих операторов основными источниками информации об управляемом объекте являются показания приборов. Водитель же основную информацию получает путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой (информация от приборов для него имеет второстепенное значение). Характер и объем информации, получаемой водителем, могут быстро меняться. Большой объем информации или быстрые ее изменения, например, при интенсивном движении часто лишают возможности водителя своевременно и точно ее воспринять и переработать, а следовательно, — и выработать верное решение. Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых (называется ошибочной. Так, в условиях интенсивного движения в городе в течение рабочей смены (7-8 ч) водители маршрутных автобусов или автомобилей-такси выполняют около 5,5 тыс. операций по управлению транспортным средством. При этом около 20% этих действий являются ошибочными, вследствие недостатка времени для приема и переработки информации. Особенно это ощущается при внезапном возникновении опасных ситуаций, когда промедление или невыполнение нужных действий может привести к ДТП.

Время реакции — интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия. Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора. Время реакции может изменяться по мере приобретения профессионального опыта, а также в результате тренировки. Каждому водителю желательно знать свое время реакции и способы его снижения. Для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции. Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определенное действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза. При этом время приема и переработки информации минимальное. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее.

Время реакции водителя, как и любого человека, состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук — 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно-транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18-22 лет равно 0,48-0,56 с, в возрасте 45-60 лет -0,78-1,96 с, а сложной реакции — соответственно 1,05-1,96 и 1,59-2,61 с.

Согласно действующему законодательству, продолжительность ежедневной работы водителей при 6-дневной рабочей неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных -6 ч. При этом время на подготовительно-заключительные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозможно соблюдать указанный режим, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК профсоюзов — не более 12 ч.

Моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности.

Наиболее важные социальные задачи укрепления дисциплины тех, кто за рулем, усовершенствование этики их поведения решают разными методами. Однако эти меры не всегда эффективны. На отдельных лиц они действуют через чувство страха. Кто-то ведет себя осторожно только там, где их нарушения могут пресекаться.

Особенности труда водителей

Следующий вопрос: нужно ли указывать в трудовом договоре наименование и марку автомобиля? Отвечаем: указывать конкретную марку автомобиля можно в том случае, если данный водитель будет работать только на конкретном автомобиле и не предполагается его перемещение на другой автомобиль. Если вероятность замены автомобиля существует, лучше не конкретизировать марку, иначе придется заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об использовании другого транспортного средства.

Водительским удостоверением подтверждается стаж управления автомобилем. Если вам требуется водитель с определенной квалификацией или опытом работы, например для пассажирских перевозок, для их подтверждения можно обратиться к записям в трудовой книжке, справкам с предыдущих мест работы, заверенным копиям приказов или трудовых договоров (контрактов).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч. При перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов смена не может превышать 8 ч.

В деятельности практически каждой организации используются автомобили. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. Чтобы снизить подобные риски, работодателю необходимо соблюдать режимы труда и отдыха водителей, а также проводить предрейсовые медицинские осмотры. Как правильно организовать рабочее время водителя, установлены ли ограничения по времени управления автомобилем, могут ли водители работать по совместительству — эти и некоторые другие вопросы рассмотрим в данной статье.

В силу ст. 104 ТК РФ в тех случаях, когда нормальная еженедельная или ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) можно увеличить до 10 ч но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч (п. 17 Положения).

Систематизация бухгалтерии

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
— учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
— проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
— подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Эксперты замеряют эти показатели специализированным прибором, но в дополнение беседуют с каждым водителем и протоколируют проанализированные сведения. Схема экспертизы СОУТ для водителей легковых автомобилей аналогична и требования к проверке и установке класса вредности предъявляются те же.

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Приму на работу водителя

Отдельно под роспись ознакомите с нормами расхода топлива и правилами заправки, напр. до полного бака после каждого рейса.
Под роспись- все инструкции, что считаете нужными (правила стоянок, правила перевозки груза, инструкции ОТ)
Даете ему тех.талон, страховку.

Попросите будущего работника написать заявление на имя руководителя вашей организации с просьбой принять его на работу на должность водителя. Документ должен содержать фамилию, имя и отчество работника. Эти документы пишутся в верхней части заявления, содержащей сведения, кому и от кого оно адресовано. Под заявлением работник должен поставить дату и расписаться. Желательно наложить на него визу руководителя организации или другого уполномоченного лица, где указать, с какого числа принимать заявителя в штат.

• На собеседование прийти в опрятном виде. Особенно это ценится европейскими работодателями: им не важно, что у человека за профессия, но выглядеть аккуратно он должен. Она не означает, что нужно вызывающе одеваться, но и одежды с масляными пятнами лучше избежать.

В чем же причина такого особого отношения к этой профессии? Дело в том, что согласно законодательства, водитель, работающий на фирме, и управляющий транспортным средством, является источником повышенной опасности для окружающих. Согласно того же законодательства, работодатель несёт ответственность за действия своего работника. На практике это означает, что если ваш водитель в рабочее время стал участником ДТП, произошедшего по его вине, и в результате которого был причинён ущерб третьим лицам, отвечать за его действия придётся работодателю. Учитывая стоимость современных автомобилей, сумма этого ущерба может оказаться весьма значительной, и сумма страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности (ОСАГО) 120 000 рублей, может оказаться недостаточной чтобы её перекрыть.

2. Требует работа водителем http://rabota.nur.kz/link/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C( http://rabota.nur.kz/link/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C) и устойчивости к стрессам. Зачастую на дорогах возникают ситуации, которые психически слабый человек не в силах выдержать.

Вам будет интересно ==>  Как Узнать Pin Код Социальной Карты Учащегося
Adblock
detector