Можно Ли Отключить Батареи В Местах Общего Пользования В Многоквартирном Доме

  • батареи этой отдельной квартиры являются частью общедомовой системы отопления. Когда собственник этой квартиры снес батареи, он тем самым уменьшил состав общего имущества МКД. А уменьшать это имущество можно только с согласия всех собственников помещений в МКД. Однако этот документ при согласовании переустройства не представлялся;
  • спорная реконструкция системы отопления может нарушить теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений. Из-за чего теплосети не могут обеспечить качественное оказание коммунальной услуги по поставке тепла собственникам смежных квартир;
  • при разработке спорного проекта переустройства не было учтено, что суммарная мощность отопительных приборов должна быть равна или больше, чем теплопотери (во избежание снижения температуры внутреннего воздуха в соседних помещениях). Кроме того, проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией и энергонадзором. Значит, проект не соответствует требованиям законодательства;
  • на самом деле – фактически – собственник переустроенной квартиры продолжает пользоваться центральным отоплением (за счет теплоотдачи от смежных помещений, а также от магистральных трубопроводов теплоснабжения (стояков), проходящих через спорную квартиру. А денег не платит. Этим он нарушает права и законные интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при сохранении централизованного теплоснабжения спорной квартиры.

Согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде (определение ВС РФ от 20 ноября 2023 г. № 302-КГ17-17007).

  • закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения. Жилищный кодекс устанавливает закрытый перечень документов, который необходимо предоставить для согласования переустройства, и документа о согласии всех остальных собственников в этом перечне нет. Поэтому местная администрация и не могла бы отказать в перепланировке по этому основанию. А главное – батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу МКД, потому что они не обслуживают более одной квартиры и не находятся за пределами квартиры. И не важно, что на этих батареях нет отключающих устройств;
  • теплосети не смогли доказать, что спорное переоборудование системы отопления привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в спорной квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние помещения. Кроме того, никто из соседей на холод не жаловался – в деле нет сведений об обращениях жителей дома о нарушениях теплового режима;
  • согласования проекта переустройства с энергонадзором и электросетями и не требуется. СНиП 41-01-2003 и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые сослались теплосети, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях. В то же время разработчик проекта переустройства (специализированная организация) уверяет, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Обратного не доказано;
  • теплосети не смогли доказать, что в спорной квартире сохраняется неоплаченное остаточное теплопотребление от плохо изолированных стояков отопления, межквартирных перегородок и плит-перекрытий. Кроме того, в доме стоит общедомовой счетчик тепла, так что теплосети в любом случае получают оплату за все поставленное в МКД тепло;
  • а довод теплосетей о «потере клиента» не свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Требования теплосетей очевидно направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение коммерческой выгоды.

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

В любом из двух обозначенных случаев в МКД существует одно или несколько помещений, в которых тепловая энергия, поступающая по централизованным сетям, непосредственно для отопления данных помещений не расходуется. Для собственников (пользователей) таких помещений плата за коммунальную услугу по отоплению исчисляется исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии.

При этом отсутствие фактического потребления не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в МКД по централизованным сетям, распределяется через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), отапливая не только соответствующие помещения, но и МКД в целом, что предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также потери тепловой энергии во внутридомовых сетях.

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

Вспоминая своё же Постановление от 20 декабря 2023 № 46-П, КС РФ отметил, что подавляющее большинство МКД подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав ОИ МКД.

КС признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в МКД

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

Вам будет интересно ==>  Как Правильно Сроки Или Срок

Ivan, там вычитается не только сумма всех индивидуальных, но и сумма неиндвидуальных по площади. Так что, во-первых, не такая уж и большая сумма из-за соседа у вас набежит, во-вторых, вы и с счетчиком, и без счетчика бы больше из-за этого соседа заплатили. Так что с счетчиком вам выгоднее (если, конечно, вы реально тратите не больше своего норматива).

Я не знаю, будет ли вам дешевле платить за отопление по счетчикам. Возможно, получится сэкономить, если вы перекроете краны между общей трубой и батареей: прибор учета не посчитает гигакалории, если батарея не нагревается. В моем доме, чтобы снять показания со счетчиков тепла, требуют доплачивать 720 рублей в год. Соседи из трешек говорят, что за прошлый год удалось сэкономить несколько тысяч рублей, а соседям из однушек платить за отопление по счетчикам и доплачивать за обслуживание счетчиков оказалось невыгодно.

То, что вы не живете в квартире, не повод не платить за ЖКУ. Квартира должна обогреваться: если в ней перемерзнут трубы, пострадают и соседи. Поэтому дом отапливается централизованно, а все расходы на отопление делятся между квартирами по количеству квадратных метров. Если бы можно было исключить отдельную квартиру из расчетов, владельцам остальных квартир пришлось бы платить за отопление больше.

Vladimir, я с Вами согласен. Мне 60+ и конечно, надо было устраивать раньше, лет ( хотя бы) 10 назад, но и сейчас не поздно: стоимость услуг ЖКХ с каждым годом будут только расти.Зарплаты вряд ли будут хотя бы идти с ними «ноздря в ноздрю». А если думать о том, что после тебя и дети, и внуки будут жить здесь, то чуточку облегчить им Жизнь в будущем.
Погано, что много административных чиновничьих проволочек на этом пути к индивидуальному теплоснабжению в отдельной квартире многоквартирного дома.

Херас там платить по индивидуальным счетчикам только за себя. Стоят индивидуальные счетчики тепла, но схема такова, что из общедомового счетчика тепла вычитается сумма всех индивидуальных и разбрасывается пропорционально по площади на всех. Т.е. у себя за отопление можешь не платить, но будь добр заплати за соседа, который специально решил у себя сделать жарче. И это так работает федеральный закон.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В заявлении четко указываются причины отказа от центрального отопления. Обязательно сообщается о планируемых изменениях. Должны приводиться доводы того, что отключение квартиры от системы не внесет существенных изменений в ее работу, а, наоборот, позволит повысить температуру для других жильцов.

Вопрос о необходимости согласования отказа с другими жильцами МКД зависит от того, в чьей собственности находится дом. При передаче его в общую собственность жильцов согласие их необходимо. Более того, опрашиваются не только ближайшие соседи, а все жильцы, а рассмотрение вопроса выносится на общее собрание.

Перечень согласований проекта определяет комиссия, но в обязательном порядке требуется санитарно-эпидемиологическая и пожарная экспертиза проекта. Дополнительные инстанции зависят от типа источника тепла (газовая служба, служба электроснабжения, теплосеть и т.п.).

Демонтаж одной из отопительных цепей уменьшает стоимость всей сети (ст.36 ЖК РФ), а такие изменения должны утверждаться общим собранием. Оно также оценивает технический аспект проекта и экспертное заключение. Любые изменения считаются переоборудованием, и должны вноситься в техпаспорт МКД.
Центральная система не передана в общую собственность жильцов. При таких условиях согласие других жильцов на отключение не требуется. Однако разрешение придется получать в соответствующих компетентных органах. Изменения в централи подпадают под категорию переустройства и регламентируются гл.4 ЖК РФ.

Если собственником МКД является муниципалитет, то согласие, по закону, соседей не требуется. Однако, на практике, согласие ближайших соседей получить придется, т.к. это затрагивает их интересы, и ЖЭК может попросить его. В любом случае, мнение соседей будет учитываться при вынесении решения комиссией.

Сроки отключения полностью зависят от желания инициатора, так как закон возлагает на его плечи все расходы на переоборудование системы отопления на своей жилплощади. Также он обязан наладить нормальную работу теплоподачи в смежных квартирах. Соответственно, собственник самостоятельно ищет исполнителей проекта, заключает с ними договор и оплачивает работу. Понятно, что весь процесс должен происходить не во время отопительного периода.

Вам будет интересно ==>  Новый закон о прописке в Украине в 2023 году

Документ о перепланировке теплоснабжения квартиры или дома выполняет проектная организация или институт с соответствующей лицензией на договорной основе. Для этого используют профессиональные инструкции, выполняют требования закона. Специалисты сделают расчеты и проследят влияние отопительных элементов квартиры на отопление дома.

  • добиться одобрениия соседей;
  • получить разрешение на переустройство;
  • обратиться к специалистам для создания проекта перепланировки;
  • согласовать проект;
  • собрать пакет документов;
  • технически реализовать задуманное.

Если отключиться от отопления желает единичный собственник в многоквартирном доме, сделать это практически невозможно. Причина кроется в устройстве коммуникаций жилых домов. Система подачи тепла – общая для жителей всех этажей, она объединена через стояки, трубопроводы, счетчики. Отключение одного элемента ведет к ухудшению качеств целого. Чтобы безболезненно отключить одну квартиру, требуется глобальная перепланировка сети. Коммуникации здания – имущество, состав которого определяется собственниками, управляющей компанией.

Органы местного самоуправления – администрация города, населенного пункта или района – инстанции, куда нужно обращаться, чтобы получить разрешение на переустройство системы теплоснабжения. Этими вопросами занимается отдел, отвечающий за использование жилищного фонда. Для этого нужно предоставить туда собранный пакт документов и заявление.

Постановление Верховного Суда РФ от N 91-АД16-1

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2023 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2023 г., ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

Это значит, что теплорадиаторы, установленные в квартире истца, являются часть общего имущества многоквартирного дома и заменить их должна управляющая организация. Суд первой инстанции обязал УО заменить радиаторы, возместить истцу госпошлину и моральный вред. Компания попыталась оспорить решение суда. Однако апелляционный суд оставил предыдущее решение без изменений.

Обратившись с жалобой в госжилинспекцию, собственник получил тот же ответ. Тогда гражданин обратился в суд. Суд установил, что в квартире собственника установлены теплорадиаторы без отключающих устройств. Это значит, что радиаторы являются частью общедомовой отопительной системы. Радиаторы такой конструкции предназначены не только для отопления конкретной квартиры, но и для транспортировки теплоэнергии в другие жилые помещения и не могут функционировать отдельно от всей системы.

В Рязани областной суд отклонил апелляционную жалобу управляющей организации. УО пыталась оспорить решение предыдущего суда об обязании её заменить теплорадиаторы в квартире собственника. Суд счёл, что радиаторы относятся к общему имуществу дома, так как на них не установлены вентильные краны.

Согласно материалам дела, житель Рязанской области обращался в управляющую организацию с просьбой проверить тепловые радиаторы, установленные на кухне и в жилой комнате. Проверка установила, что радиаторы необходимо заменить. Однако управляющая организация отказала собственнику квартиры в замене радиаторов на том основании, что радиаторы отопления, установленные внутри квартиры, не относятся к общему имуществу дома.

О том, что внутриквартирные радиаторы могут относиться к общему имуществу дома, Минстрой РФ заявил ещё в 2023 году, в разъяснительном письме, где ведомство ссылалось на постановление Правительства РФ от 13.08.06 № 491, которое утверждает Правила содержания общего имущества МКД. Согласно п. 2 Правил, к общему имуществу дома относится оборудование, которое обслуживает более одного жилого или нежилого помещения многоквартирного дома. Подробнее о том, какие теплорадиаторы можно отнести к общему имуществу, мы писали в этой статье.

Правила проживания и содержания общего имущества

2.9. С целью соблюдения безопасности передвижения работники УК «СПК» вправе в случае захламления проходов и подъездных путей очистить их без специального напоминания и за счет виновников. Претензии владельцев оставленных вещей и предметов на возмещение ущерба не принимаются.

3.5.При обнаружении неисправного инженерного оборудования, аварии и других непредвиденных обстоятельствах в квартире или помещениях общего пользования, проживающие в доме должны немедленно сообщить на ЭУ УК «СПК» или в аварийную службу, и, по возможности , незамедлительно принять меры к их устранению.

Управляющая компания во исполнение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, в праве обратиться, в зависимости от характера нарушения, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, структурные подразделения и территориальные органы, административные комиссии и иные органы.

3.1. Содержание жилых и нежилых помещений, а также помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, должно обеспечивать безопасные условия проживания и отвечать нормам, установленными Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01 2006г. №25, Правилами содержания общего имущества в МКД, утвержденными постановлением Правительства РФ от13.08.2006г.№491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170.

5.5. Переустройство или перепланировку жилого помещения требуется производить в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Самовольно переустроившее или перепланировавшие жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.Для проведения переустройства или перепланировки жилых помещений, в результате которых уменьшается размер общего имущества в МКД, требуется согласие всех собственников помещений в доме. Во время производства работ должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в переустраиваемое помещение для контроля состояния несущих и ограждающих конструкций, звуко-гидроизоляции, элементов общедомовых систем отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, заземления, электроснабжения, пожарной сигнализации.

Можно ли самовольно отключить отопление подъезда

Май месяц, на улице жара под тридцать. Но топят. Обогревают.
Батареи укрыты одеялами, стояки обмотаны плотной тканью.
Но немного тепла все равно пробивается через эти заслоны, а в жару этого достаточно — дома как в бане.
Поэтому вопрос — если просто пойти в подвал и перекрыть тепло в подъезде — что за это может быть?
(Интересуют и технические, и юридические тонкости).

Постановление 354
.
-35. Потребитель не вправе :
.
б) производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;
в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом , самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;
.
д) осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления , и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия ;
.

Вам будет интересно ==>  Военнослужащие Платятза Капремонт

То есть, несмотря на современную редакцию Правил 354 (по ней да и по старой редакции и общедомовое и индивидуальное отопление выставляет РСО), ВС РФ полагает, что отопление в части общедомового потребления, оплачивается ИКУ. Формально юридически применительно к периодам с января 2023 по декабрь 2023 ВС РФ прав, но не правильнее ли было указать, что вопрос отопления с 2023 года в принципе не вопрос ТСЖ, этот вывод ведь тоже можно обосновать телеологически толкуя Правила 354.

С другой стороны, эта урегулированность иногда приводит к несколько несправедливой ситуации, поскольку если часть помещений в МКД имеет одни характеристики, а часть другие, мы потенциально закладываем риск того, что одна норма для всех будет кого-то дискриминировать.

В связи с этим товарищество, выбранное собственниками для управления МКД в декабре 2014 года и заключившее в феврале 2023 года договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений, вопреки выводам судов апелляционной инстанции и округа вправе требовать оплаты стоимости услуги отопления до 01.01.2023 в полном объеме, а после 01.01.2023 – как минимум в объеме, приходящемся на общедомовые нужды.»

2. Презумпция эта опровергаемая, в том числе отсылая к старому определению ВС РФ, собственник помещения без приборов отопления должен доказать полную теплоизоляцию сетей отопления в том числе и стояков. Также если приборы отопления собственник снял, он должен к тому же несмотря на теплоизоляцию доказать, что сделал он это законно. В правилах 354 законодатель делает ремарку на этот счет, что до появления запрета на индивидуальное отопление помещений в МКД снятие приборов отопление законно.

«Изменениями, внесенными с 01.01.2023 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2023 № 1498 в Правила № 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил № 354). Вместе с тем организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сохранила право требовать с собственников нежилых помещений стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункт 40 Правил № 354).

КС разъяснил, как платить за отопление подъездов в жилых домах

Конституционный суд обязал правительство внести изменения в действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах во взаимосвязи с одной из формул в приложении к правилам, так как они не соответствуют Основному закону. Такое постановление КС принял после изучения жалобы жительницы Ставропольского края Валентины Шестериковой, сообщили в пресс-службе суда.

Женщина проживает в городе Михайловск в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2023 года собственники квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя фактически эта услуга не оказывается. Это подтвердила и строительно-техническая экспертиза: в помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

Но если подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.

При рассмотрении дела КС напомнил, что уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии.

В КС считают, что правительство должно создать такой механизм расчета оплаты услуг ЖКХ для «автономных» собственников и тех, кто пользуется централизованным отоплением, чтобы учитывалось фактическое участие каждого из них в опосредованном отоплении помещений общего пользования. Сейчас же владельцы газовых котлов, в том числе и заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление.

Можно Ли Отключить Батареи В Местах Общего Пользования В Многоквартирном Доме

Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, представленной в решении Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ09-725 от 22.09.2009, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

При этом, лицом ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе за постоянную готовность инженерных коммуникации, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирных доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

Исходя из системного толкования пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 Правил, а также исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вышеуказанном решении, по мнению Минстроя России в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.

Соответственно, в случае ненадлежащего контроля за общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме управляющие организации, товарищества или кооперативы отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, договором или уставом.

Минстрой РФ разъяснил порядок платы за отопление для помещений в МКД без отопительных приборов

Объем теплоэнергии, потребленной в помещении, равен нулю, если:
— технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в помещениях отопительных приборов;
— документация о переустройстве помещения предусматривает установку индивидуального источника отопления.

Напомним, что в Правилах нет прямого указания на то, что в случае отсутствия в помещении отопительных приборов или наличия индивидуальных источников тепла, плата выставляется только за отопление общедомового имущества. Вывод о том, что плата выставляется только за отопление на общедомовые нужды, можно сделать из формул расчета, приведенных в вышеуказанных пунктах Правил.

Adblock
detector