Правовые проблемы уголовного права

Актуальные проблемы общей части уголовного права

Понятие «уголовная политика» и проблемы его определения. Сущность и основные направления современной уголовно-правовой политики государства. Методы уголовной политики. Криминализация и декриминализация. Проблемы пенализации и депенализации, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности на современном этапе.

Понятие уголовного права и научно-теоретические проблемы его определения. Эволюция взглядов на предмет и метод уголовно-правового регулирования. Понятие уголовно-правовых функций и их содержание. Цели и задачи уголовно-правового регулирования. Средства уголовно-правового регулирования. Принципы уголовно-правового регулирования.

Временные пределы действия уголовного закона. Время совершения преступления. Определение времени совершения преступления с материальным составом в зависимости от формы вины деяния. Время совершения преступления с формальным составом. Время действия уголовного закона: 1) при совершении продолжаемого и длящегося преступления; 2) совершения преступления в соучастии, когда между действиями соучастников имеется разрыв во времени; 3) при пресечении преступной деятельности на стадии приготовления к преступлению или покушения на него.

Понятие преступления и его свойства. Социальная и правовая природа преступления. Теоретические проблемы в области понятия преступления. Плюсы и минусы формального и материального определения понятия «преступления». Исторически изменчивый круг деяний, признаваемых преступлениями.

Понятие преступления по уголовному праву РФ и уголовно-правовая характеристика его признаков. Общественная опасность преступления в меняющемся обществе: значение и проблемы определения. Признак противоправности преступления и его значение для обеспечения законности. Недопустимость применения уголовного закона по аналогии. Признак виновности преступления. Отказ уголовного кодекса РФ от объективного вменения. Признак наказуемости преступления, его содержание и значение. Установление преступления обвинительным приговором суда, вступившим в силу.

Проблемы и методы уголовного права

— изменение содержания, целей и механизмов социального поведения в целом и собственно преступности. В России, в частности, эти процессы выразились в росте таких преступлений, как уклонение от налогов, контрабанда, посягательства на интеллектуальную собственность, фальсификация водки и пр., в возникновении макроэкономической, так называемой организованной и коррупционной преступности, в росте терроризма, экстремизма, транснациональной преступности и других негативных явлениях.

Именно механизм возникновения уголовного права создает определенные инерционные ограничения последующего его развития, не препятствуя ему. Эти ограничения определяют оптимальное соотношение права публичной власти на насилие и гарантий безопасности для граждан, подданных и, наконец, общества в целом. Они влияют на оценку издержек и выгод принятия уголовно-правых решений для власти и общества, определяют поиск юридических средств противодействия злоупотреблению правом на насилие, при этом интеллектуально совершенствуя содержание и форму уголовного права. Во всяком случае, инерция уголовного права препятствует разрыву со сформировавшимися традициями и обязывает внимательно относиться к сложившимся уголовно-правовым институтам и уголовной политике 8 .

Частно-научные методы исследов ания как инструменты познания явлений и процессов, происходящих в сфере развития уголовного права, более близки специфике рассматриваемой науки. В совокупности приемов и способов исследования явлений и процессов, изучаемых в науке уголовного права, выделяются такие методы как: догматический (юридический); социологический; сравнительно-правовой; историко-правовой.

2) метод регулирования, присущий уголовному праву, который состоит в разработке социально обоснованных уголовно-правовых запретов определенных форм правонарушающего поведения, нахождении законодательных конструкций таких запретов, позволяющих обеспечивать привлечение виновных в совершении преступлений к ответственности и наказанию.

Предпосылки развития теории уголовного права включают в себя систему объективных и субъективных факторов и, в частности, обусловливают в зависимости от их интенсивности и взаимосвязи такие закономерности развития уголовно-правовой теории, как: социальный и профессиональный спрос на уголовно-правовую науку, значимость и актуальность различных составляющих ее предмета, т.е. отдельных проблем, характер использования результатов. Речь идет о том, что развитие уголовно-правовой науки зависит не столько от многих случайных факторов, например таланта исследователей, сложившихся взглядов и школ, сколько от социального и профессионального контекста, окружающей среды. Уголовное право как социальный феномен, пожалуй, по господствующему мнению, повсеместно возникло как приобретавшая различную форму специфическая легитимация права на насилие, т.е. такого права, которое общество вынужденно или добровольно передает политической власти в обмен на реализацию определенных задач, прежде всего в сфере обеспечения безопасности.

Предупредительная, или профилактическая задача уголовного права выражается в создании препятствий для совершения преступлений. Речь идет об общей и специальной превенции. Под общей превенцией понимается создание условий недопущения совершения преступлений кем бы то ни было, под специальной превенцией. — создание условий, препятствующих совершению преступлений лицами, ранее уже совершавшими преступные действия.

Пенализация преступлений призвана решить вопрос о целесообразности применения того или иного вида и размера наказания за совершенное преступление, с одной стороны, и возможности государства по исполнению этих наказаний — с другой. У нас до сих пор не исполняются некоторые виды наказаний, предусмотренных УК, так как государство по разным причинам оказалось не готово к их исполнению.

Таким образом, уголовный закон выделяет две задачи уголовного права: охранительную и предупредительную. УК РСФСР 1960 г. выделял только охранительную задачу, а Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. — одного из самых теоретически разработанных правовых актов последних десятилетий в сфере борьбы с преступностью — называли три задачи: охранительную, предупредительную и воспитательную.

Охранительная задача выражается в защите уголовно-правовыми средствами объектов правовой охраны, перечисленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Эти средства также закреплены в законе в ч. 2 ст. 2: а) установление основания и принципов уголовной ответственности б) определение круга деяний, признаваемых в данный момент преступлениями (криминализация деяний); в) установление наказаний за совершаемые преступления (пенализация преступлений); г) установление иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.

При этом полностью игнорируется то обстоятельство, что сколь угодно жесткое наказание становится бессмысленным, если его нельзя применить. Огромное количество преступлений, буквально всколыхнувших и повергших в шок все общество, так и остаются нераскрытыми, а преступники — ненаказанными. Среди этих преступлений — убийства политических деятелей и других видных фигур общественной жизни общества, многомиллиардные хищения, террористические акты и десятки менее жутких преступлений.

1. Отражение конституционных принципов в уголовно-процессуальном праве.
2. Процессуальные гарантии: понятие и значение для уголовного судопроизводства.
3. Законность при производстве по уголовному делу.
4. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
5. Свобода оценки доказательства в уголовном судопроизводстве.
6. Принципы защиты прав и законных интересов участников процесса.
7. Уголовное преследование.
8. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности.
9. Компенсация морального вреда реабилитированным в уголовном судопроизводстве.
10. Суд как участник уголовного судопроизводства.
11. Защитник в уголовном судопроизводстве.
12. Эксперт и специалист как участники уголовного судопроизводства.
13. Доказательства в уголовном судопроизводстве.
14. Доказывание по уголовным делам.
15. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.
16. Вопросы обеспечения допустимости и достоверности доказательств в уголовном судопроизводстве.
17. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании.
18. Судебный контроль на стадиях досудебного производства.
19. Заключение под стражу как мера пресечения.
20. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства.
21. Дознание как форма предварительного расследования.
22. Назначение судебного заседания как стадия уголовного судопроизводства.
23. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинение.
24. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
25. Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
26. Производство в суде апелляционной инстанции.
27. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
28. Особенности производства по делам о деяниях невменяемых лиц.
29. Роль криминалистической экспертизы в доказывании по уголовным делам.
30. Процессуальный порядок фиксации доказательств по уголовному делу.
31. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Предметом регулирования уголовно-процессуального права является деятельность органов дознания, следствия и суда по расследованию и рассмотрению уголовных дел, а также отношения, возникающие между участниками процесса в связи с совершением противоправного деяния, предусмотренного уголовным законодательством, и назначением мер уголовного наказания.

Среди других источников наибольшую юриди­ческую силу имеют общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры Российской Федера­ции, которые, согласно Конституции РФ, признаются частью нашей правовой системы и имеют приоритет над националь­ными нормами права.

Крайняя необходимость.Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовно-правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Актуальные проблемы уголовного права (АПУП)

Несмотря на достигнутую стабильность в экономике, уровень преступности в России не идет на спад. После 2005 года вспышек организованных преступлений не было, но тем не менее уровень правонарушений в пределах РФ не дает надежд оптимизму. Одной из причин достаточной работы в сфере уголовных правонарушений являются внутренние противоречия существующих правовых норм.

Учение об объекте преступления сформировалось в XIX веке. Тогда в печати появились работы А. Ф. Кистяковского, В. Д. Спасовича и других, посвященные проблеме выбора объекта преступления. В настоящее время выработалось отношение к объекту преступления как к совокупности общественных институтов, которым вследствие того или иного правонарушения причиняется ущерб. Актуальные проблемы уголовного права и уголовного процесса призваны рассмотреть конфликты различных институтов современного государства. Среди таких институтов самыми важными являются:

Актуальные проблемы уголовного права обязаны рассматривать правонарушения как системы постоянных конфликтов между государством и его гражданами. Одним из базовых понятий в этом процессе является процесс пояснения объекта преступления как основы для квалификации правонарушения.

Современная юридическая наука рекомендует активно работать в прикладном направлении развития юриспруденции и отрабатывать различные методики, помогающие точно усваивать и адекватно применять на практике действующие законы, его отдельные положения и нормы, которые представляют собой современное уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики обсуждаются на различных юридических семинарах, где юристы находят какие-либо общие решения той или иной проблемы и вырабатывают эффективные методики применения этих решений на практике.

Одним из самых болезненных конфликтов в обществе является противостояние между правоохранительными институтами и преступностью в целом. Современная система уголовной юстиции сегодня не способна реагировать даже на треть зарегистрированных уголовных преступлений. Если регистрация правонарушений будет вестись по каждому выявленному случаю, систему просто парализует. Это противоречие можно разрешить, увеличив численность сотрудников государственной правовой машины – следователей, полицейских, прокуроров, судей.

Согласно ст. 6 УК «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». В соответствии с данным принципом как явная несправедливость рассматривается привлечение к ответственности невиновного или непривлечение к ней виновного; несправедливо также чрезмерно строгое наказание лица, совершившего преступление небольшой тяжести или необоснованно мягкое наказание лица, виновного в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Явная несправедливость наказания рассматривается законом (ст. 379, 383, 387 УПК) как одно из оснований отмены или изменения приговора.

Принцип законности — это конституционный принцип государственной и общественной жизни Российской Федерации (ст. 4, 15, 54, 55 и др. Конституции РФ). Содержание уголовно-правового принципа законности раскрывается в ст. 3 УК, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия определяются только УК. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что:

Вам будет интересно ==>  Какой Штраф В Загсе Если Не Менять Фамилию

Справедливости, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление;

Вины, в соответствии с которым лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается;

Гуманизма, в соответствии с которым уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

-Принципы уголовного права обязывают законодателя учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, введении новых уголовно-правовых институтов и отдельных норм, т. е. при осуществлении государственной уголовной политики. Значение принципов уголовного права состоит также в том, что ими руководствуются судебно-следственные и иные правоохранительные органы в осуществлении своей деятельности.

Уголовное законодательство представляет собой систему норм издаваемых высшим органом федеральной власти — Государственной Думой Федерального Собрания, определяющих принципы и основания уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступными, виды и размеры наказаний за них, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

— Принцип гуманизма имеет два аспекта: гуманизм к потерпевшим от преступления, поскольку уголовное законодательство призвано обеспечить безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК РФ), и гуманизм к лицам, совершившим преступления. При этом наказание и другие уголовно-правовые меры, применяемые к таким лицам, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК РФ).

Содержание и направленность задач уголовного права основаны прежде всего на положениях ст.2 Конституции РФ, которая объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, и указала, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Именно поэтому главной задачей УК РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина. Уголовный закон учел те коренные качественные изменения которые произошли за последнее время в нашей стране, и отразил иерархию ценностей, принятую в развитых демократических государствах: сначала — интересы личности и лишь потом — общество и государство.

-Принцип справедливости означает, что наказание и другие уголовно-правовые меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ).

Актуальные Проблемы Уголовного Права

Объект уголовно-правовой политики жизненно важные интересы личности, общества и государства, нуждающиеся в уголовно-правовой защите от общественно опасных посягательств, а также действующее уголовное законодательство, призванное осуществлять эту защиту.

Структуру уголовной политики образуют ее компоненты, формы и направления. Компонент уголовной политики — то, из чего состоит уголовная политика в целом и каждый уголовно-политический акт в отдельнос­ти. Можно выделить два таких компонента: идеологический и испол­нительный.

Принципы уголовной политики – это отражающие объективные закономерности развития общества руководящие требования о характере и сущности уголовной политики, ее направленности и качественных особенностях, которые обеспечивают единство борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами. Значение принципов уголовной политики состоит в том, что они обладают функцией регулирования общественных процессов, охватываемых сферой уголовной политики. Сущность уголовной политики проявляется в ее принципах, которые подразделяются на общеполитические и специальные. Общеполитические принципы выражаются в уголовной политике как непосредственно, так и через действие специальных принципов.

Субъект уголовно-правовой политики представительный и зако­нодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собра­ние, работающее в составе двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. На эти палаты возлагается обязанность принимать федеральные законы, в том числе и уголовные. В число субъектов уго­ловно-правовой политики следует включить также и Президента РФ, от которого зависит решение вопроса о подписании и обнародовании принятого закона (ст. 107 Конституции РФ).

К этому следует добавить абсолютный и относитель­ный (относительно населения, экономического разви­тия, культуры и т. п.) рост фактической преступности (несмотря на разнонаправленные колебания ее регист­рируемой части); увеличение опережающими темпами числа наиболее опасных преступлений; усиление влия­ния международного терроризма на криминальную си­туацию в стране; распространяющееся проникновение преступности в официальные структуры общества и прежде всего криминальную экспансию в экономике, протекающую в тесной взаимосвязи с коррупцией; вовлечение в состав преступников все большего числа лиц, ранее относившихся к категории законопослушного населения, и другие негативные тенденции глобального свойства, отмечаемые многими авторами.

  • учинение преступных действий;
  • способность нанести преступное вредительство, этот метод называется уголовно-правовой запрет;
  • метод предотвращения преступления, удерживающее воздействие на субъекты, которые могут нанести вредительство.
  • освоение, подведение итогов практического использования УЗ;
  • задействование учёных этой области в общих выводах о практических действиях, проводимых правовыми органами в ведении в работу новых разработанных программ в уголовном законодательстве и усовершенствование тех, что действуют;
  • научные специалисты участвуют в советах и консультациях Высшего Судебного органа России, Генпрокуратуре, областных правовых органах, дают заключительный вердикт на законодательные программы и решения Съезда Высшего Суда России.

Вторая сторона регуляции – те же правоотношения органов державы и правонарушителя, который формально преступил и выполнил фактическое правонарушение, но по некоторым специфическим нормам не может привлекаться к ответу по закону. К этим обстоятельствам относится нанесенный физический вред при обороне, нужной для своей сохранности также в случае неизбежности, при поимке объекта, совершившего преступное злодеяние.

Предмет регулирования уголовного права – это общественные правоотношения, возникшие при совершении злодеяния, после чего назначается карательный вердикт за совершенное преступное действие. С древнерусского языка «головничество», в переводе уголовное право, означает «возместить урон роду убиенного», «плата за голову». Возникновение юридического права с уверенностью можно считать проявлением цивилизованности и культурного развития общественного строя. Оно призвано защищать все значимые проявления свободы поданных державы.

  1. Объяснение и разъяснение норм права, закона.
  2. Производство указаний для законодательства, правоприменительных органов.
  3. Изучение исторического прошлого УП.
  4. Сопоставительное изучение иностранного и державного права.
  5. Создание общественного УП.
  6. Познание международной юриспруденции.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

Понятие и признаки преступления в УК РФ: проблемные вопросы (общественная опасность или вредоносность, уголовная противоправность и бланкетные диспозиции, вина и осознание противоправности, вина и виновность, объективное и субъективное вменение, наказуемость деяния и альтернативы наказанию, наказуемость и латентная преступность).

Уметь: самостоятельно работать с учебными, научными, методическими и другими источниками по уголовному праву; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними уголовно-правовые правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять нормы УК РФ, выявлять особенности конструкции конкретного состава преступления, правильно толковать уголовно-правовые признаки, применять правила конкуренции уголовно-правовых норм, отграничивать смежные составы преступлений; применять на практике полученные знания.

Жизнь человека – сам ценный и самый хрупкий дар природы. Основные враги человеческой жизни – это жажда власти, корысть и болезни. Демографы утверждают, что половина жителей Земли (Россия не является исключением) умирают преждевременно и значительная часть из них – в результате насилия.

Знать: актуальные направления современной уголовно-правовой политики, основания и принципы криминализации деяний, основные проблемы уголовного права; о роли науки уголовного права в формировании правовой основы противодействия преступности; общие тенденции правоприменительной практики, общие и специальные правила квалификации преступлений;

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как «направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами».

Слово «политика» (politike) в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика как одно из направлений социальной политики — это государственная политика в области борьбы с преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения.

В юридической литературе термин «уголовная политика» употребляется в разных контекстах, причем авторы вкладывают в него различное содержание, что часто приводит к подмене понятий. Известно, что широкая употребляемость термина отнюдь не говорит об адекватном его понимании.

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: «Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения». Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: «Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям». В.П. Ревин подчеркивает: «Уголовная политика — это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности».

Уголовное право

В первом случае речь идёт о наказаниях, которые могут быть самыми разными. Во втором – о поощрении желательного для государства и для общества поведения. Например, преступнику могут смягчить наказание, отсрочить его отбывание или же освободить полностью, если он будет сотрудничать со следствием, стремиться искупить то, что совершил.

В настоящем система уголовного права состоит из общей и специальной частей. В общей раскрываются базовые понятия преступления и наказания, основания привлечения к уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и от наказания, порядок назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера. Специальная часть посвящена конкретным преступлениям, в ней указываются какие конкретно деяния являются преступными с указанием признаков составов преступлений, а также определяются виды и размер наказания за конкретные преступные деяния. Необходимо отметить, что в отдельных странах выделяется ещё 3 часть, которая регулирует, по факту, административные правонарушения при отсутствии соответствующего кодекса. Однако в Канаде и в США есть ещё преступления, признанные более опасными для общества, чем административные правонарушения, но менее опасными по сравнению с преступлениями. Их называют «уголовными проступками». В настоящее время Верховным судом РФ разработан пакет поправок для включения в действующий УК РФ понятия уголовного проступка, к которым предлагается отнести ряд совершенных впервые преступлений небольшой тяжести.

  • регулятивная, выраженная в регулировании отношений в связи с совершением преступлений;
  • охранительная, то есть право охраняет общественные отношения от противоправных покушений;
  • предупредительная или профилактическая, под которой подразумевается профилактика совершения новых преступлений;
  • воспитательная, направленная на формирование уважительного отношения к охраняемым отношением, взращивание нетерпимости к преступлениям.
Вам будет интересно ==>  Поменялся ли прожиточный минимум в ставропольском крае в 2023

Такое уголовное право характерно для ряда стран Азии, Африки, а также для аборигенов Австралии. В чистом виде данная правовая семья в современном мире уже практически не встречается. Однако отдельные элементы до сих пор можно обнаружить в перечисленных странах.

Многие считают, что право начало формироваться в Древнем Риме. Действительно, античный мир многое сделал для современной юриспруденции, в особенности для европейского права, но далеко не только для него. Тем не менее история права началась с законов Ману и Хаммурапи. Для того периода характерно:

Понятие уголовного права

Под словосочетанием «уголовное право», во-первых, понимается отрасль уголовного законодательства, представляющая собой систему норм, которые принимаются Государственной Думой и согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ состоят из Уголовного кодекса РФ. Отдельные уголовно-правовые нормативные акты, принимаемые Государственной Думой, подлежат обязательному включению в УК. Во-вторых, под уголовным правом понимается отрасль права, включающая в себя не только нормы уголовного законодательства, но и возникающие на их основе уголовные правоотношения, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. В-третьих, под уголовным правом понимается наука, изучающая эту отрасль права, и учебная дисциплина, изучаемая в высших юридических учебных заведениях.

Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано, в первую очередь, охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений. Об этих задачах нам говорит ч. 1 ст. 2 УК РФ 1996 г.

Общепредупредительные отношения регулируются путем установления уголовно-правового запрета, а регулятивные уголовно-правовые отношения связаны с методом наделения граждан правами на активную борьбу с опасными для личности, общества и государства деяниями. При этом уголовное право допускает при реализации данных прав причинение тяжких последствий охраняемым общественным отношениям (например, при необходимой обороне допускает причинение смерти).

Третья группа общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, возникает при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных), так как они складываются на основе регулятивных (управомочивающих) норм и регламентируют поведение лица, являющееся социально полезным.

Современный период уголовного законодательства начинается с 1991 г., т.е. с распада Союза ССР. Изменения в уголовном законодательстве не успевали за стремительными социально-экономическими преобразованиями. УК РСФСР 1960 г. все еще действовал, но он устарел, поскольку являлся кодексом ушедшего в историю социалистического государства. В частности, иерархия ценностей в этом Кодексе не соответствовала Конституции РФ, многие статьи закона стали архаичными и противоречили новым веяниям. Так, до принятия Федерального закона от 1 июля 1994 г. УК РСФСР 1960 г. предусматривал приоритет государственной и общественной собственности перед личной собственностью. Наиболее значимым событием в преобразовании отечественного уголовного законодательства стало принятие УК РФ 1996 г.

Проблема уголовной ответственности юридических лиц в современном Уголовном праве

Аргументы «за» сводились к тому, что юридические лица играют все большую роль в социальной жизни общества, требуется соблюдение принципов равенства, справедливости. Как это так: физических лиц можно привлекать к уголовной ответственности, а юридических лиц нет? Некоторые французские специалисты склонны к эмоциональным доводам. Они говорили, что «personne morale» становится «personne amorale», т.е. они могут убивать, грабить и при этом не быть наказанными.

Согласно Проекту за причастность к преступлениям меры уголовно-правового характера предлагается применять в отношении:
— организаций, обладающих в соответствии с законодательством РФ статусом юрлица, за исключением органов госвласти и местного самоуправления;
— международных организаций, лишенных иммунитета в порядке, предусмотренном законом иностранного государства, международным договором РФ, а также отказавшихся от иммунитета по правилам международной организации;
— правопреемника реорганизованного юрлица, причастного к преступлению, до вступления в силу постановления суда о применении мер уголовно-правового характера.
Из приведенного перечня видно, что мерам уголовно-правового характера могут подвергаться только юрлица, зарегистрированные в надлежащем порядке. Однако существуют организации без образования юридического лица, официально не зарегистрированные коллективные образования (например, преступные сообщества, террористические организации, общественные или религиозные объединения, деятельность которых носит экстремистский характер). Механизм уголовно-правового воздействия в отношении их деятельности Проектом не предусмотрен.

3) риски; 4) модель исполнения. Должна быть создана соответствующая комиссия. Эта комиссия должна быть уполномочена компетентными правительственными органами. Эта комиссия должна быть наделена определенной компетенцией, перед ней должны быть поставлены определенные задачи. Она должна быть снабжена соответствующими материально-ресурсными и кадровыми условиями. Об этом неоднократно упоминалось в советской и российской литературе. Иначе не разрабатывается какой угодно закон.

Профессор кафедры Уголовного Права МГЮА Г. А. Есаков считает, что первая проблема заключается в том, что этот проект является коррупционным. Кто слушал выступление Георгия Константиновича, тот обратил внимание: «Мы же ОРД не можем проводить в отношении юрлиц». Что будет, если у Следственного комитета появится возможность вторгаться в деятельность юрлиц? Вот в чем первая проблема заключается. Мне кажется, в этом проекте есть неприкрытое желание получить еще один «рычаг», чтобы еще и туда залезть, еще и тут вот попасть. Что касается ресурсоемкости, факторы риска и все остальное. Все это прикрывается такими красивыми словами, что есть фирмы-пустышки, с которыми надо бороться, есть «зонтики». Но зачем тогда здесь уголовное право тормошить? Неужели нельзя обойтись тем же КоАП РФ или предоставить полномочия Прокуратуре в рамках гражданского и арбитражного процессов обращаться в суд? Ведь одна норма сама по себе чего стоит: суд общей юрисдикции в уголовном процессе получит право признавать ничтожными гражданско-правовые сделки. Такое в дурном сне не приснится. А как же права другой стороны по сделке? Она же никак не представлена в этом уголовном процессе? Это такие детали, которые всплывут сами по себе на поверхность.

Следственным комитетом РФ весной 2011 года был подготовлен проект Федерального закона, направленный на формирование в России механизма уголовно-правового противодействия преступности юридических лиц (проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц»).

15 67. Крюкова Н.И., Зульфугарзаде Т.Э. Теория и практика обвинения и защиты по уголовным делам. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Зульфугарзаде Т.Э., Иваньшина И.А. Правовое обеспечение деятельности экономических субъектов. Учебнометодическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Зульфугарзаде Т.Э., Иваньшина И.А. Российское право. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Методология и методика криминологических исследований. Учебно-методическое пособие. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Ответственность за экономические преступления. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Правоохранительные органы. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Уголовноисполнительное право. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Экономическая преступность. Учебно-методическое пособие. Москва, Крюкова Н.И., Костюк М.Ф., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Криминология. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Левитин В.Б., Зульфугарзаде Т.Э. Защитник по уголовным делам об экономических преступлениях. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, (5-е издание, исправленное и дополненное). 77. Крюкова Н.И., Левитин В.Б., Зульфугарзаде Т.Э. Прокурорский надзор. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова,

2 Составители: Крюкова Нина Ивановна — заведующая кафедрой уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», доктор юридических наук, профессор. Коротенков Михаил Петрович — доцент кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», кандидат юридических наук, доцент Зульфугарзаде Теймур Эльдарович — профессор кафедры теории государства и права, конституционного права, декан юридического факультета ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», кандидат юридических наук, доцент. Рецензенты: Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Российской Таможенной академии, к.ю.н., доцент Коркина И.В. Заведующий кафедрой теории государства и права, конституционного права ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», заслуженный юрист Российской Федерации, д.ю.н., профессор Экимов А.И. Крюкова Н.И., Коротенков М.П., Зульфугарзаде Т.Э. Актуальные проблемы уголовного права. Учебно-методическое пособие / Под ред. д. ю. н., профессора Н. И. Крюковой. — Москва: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», с. DOI: /zenodo Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права» включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанные на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины и диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины, а также материально-техническое обеспечение преподавания данной учебной дисциплины. Рекомендовано научно-методическим советом Образовательно-научного центра «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» для студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова. Данная работа выполнена с использованием справочной правовой системы КонсультантПлюс 2

7 IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Нормативные и правовые документы: 1. Конституция Российской Федерации. — М., Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., Рекомендуемая литература Базовые учебники: 1. Уголовное право России. Общая часть: учебник // под ред. Рарога А.И. М.: Эксмо, Уголовное право России. Особенная часть: учебник // под ред. Рарога А.И. М.: Эксмо, Основная литература: 1. Практикум по уголовному праву / Кругликов Л.Л. — М.: Проспект, Уголовное право России / под ред. Рарог А.И. — М.: Проспект, Дополнительная литература: 1. Алиева Г.А. Использование специальных знаний для подготовки и проведения экспертиз по коррупционным преступлениям в сфере ЖКХ: некоторые проблемные моменты / Расследование преступлений: проблемы и пути их решения (8). — С Алиева Г.А. Криминалистическая характеристика в структуре методики расследования преступлений коррупционной направленности // Международная торговля и торговая политика (81). — С

26 актуальные проблемы науки и практики». Секция. «Институты гражданского общества в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России и за рубежом» 22 мая 2014 года Орловский филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ. 66. Устинович, Е.С. Система информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Правовой аспект / Е.С. Устинович. — М.: Изд-во «Юридическая книга», с. 67. Экимов А.И. Аксиома соотношения справедливости и права: теория и реальность // Мир политики и социологии С Экимов А.И. Парадигмы юридической науки не должны вести ее в тупик // Перспективные направления развития современной юридической науки. Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию юридического факультета и 75- летию Петрозаводского государственного университета; отв. редактор В. В. Блаткова. Петрозаводск, С Экимов А.И. Теория и история права и государства. История учений о праве и государстве // Юридическая наука: история и современность С Эрделевский А.М., Курбанов Р.А. Гражданское право как регулятор экономических отношений. Учебно-методическое пособие / Под редакцией Р.А. Курбанова. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Эрделевский А.М., Курбанов Р.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебно-методическое пособие / под ред. Р.А. Курбанова. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Яблочкина И.В. Власть и общество: военно-политическое противостояние в эпоху нэпа / И. В. Яблочкина. — Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», с. — (Серия «Научные школы университета»). 73. Яблочкина И.В. Политическая история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» 57

17 Квалификация (степень) выпускника — специалист). — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Миронова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э. Юридическая психология. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Миронова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э. Судебная психиатрия. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Непряхина Т.В., Зульфугарзаде Т.Э. Юридическая риторика. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Крюкова Н.И., Никольская А.Г., Зульфугарзаде Т.Э. Основы квалификации таможенных преступлений. Учебно-методическое пособие. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Левитин В.Б., Зульфугарзаде Т.Э. Преступления, сопряженные с правонарушениями в сфере экономической деятельности. Учебнометодическое пособие. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. — Москва: ИНФРА-М, Лунеев В.В. Выборочный метод в криминологии. — Москва, Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции: Мировой криминологический анализ. — Москва: Норма, Маматов В.Г., Крюкова Н.И., Левитин В.Б., Зульфугарзаде Т.Э. Основы оперативно-розыскной деятельности. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, (5-е издание, исправленное и дополненное). 98. Ной Н.С. Методологические проблемы криминологии. Саратов, Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. — Москва,

Вам будет интересно ==>  Льготы участникам боевых действий в 2023 году новые

Правовые проблемы уголовного права

Второе. Нет нужды объяснять, что у правовой нормы существует несколько источников или форм закрепления соответствующего предписания. В разные моменты истории общества на первый план выдвигаются те или иные источники: обычай, религиозный канон (традиция), доктрина, законодательство, административная или судебная практика. В наши дни в условиях укрепления парламентских партий «маятник» неизбежно качнулся от юридической практики и доктрины в сторону хаотичного изменения законов. А какие ещё функции в нашей системе сдержек и противовесов остались у представительной власти? Так Президент РФ отмечал, что гражданско-правовые нормы формируются столетиями. Наверно, многие восприняли это утверждение как санкцию делать что захочется со всеми прочими нормами, не без оснований полагая что на правоприменительную практику результаты этого делания существенно не повлияют, либо повлиять уже не в состоянии [2] .

Восьмое. Исторически сложилось так, что в российском праве деликты публичного права стали предметом двух самостоятельных кодификаций: уголовно-правовой и об административных правонарушениях (проступках). В их развитии наблюдаются противоположные тенденции: быстрая конкретизация уголовно-правовых норм (вплоть до казуальности) и всё большая абстрактность норм об административных проступках, большинство из которых определяются как «нарушение законодательства о…». При этом граница между рассматриваемыми деяниями становится всё менее определенной и всё более мобильной. Это не только создает значительные коррупционные риски, но и препятствует формированию статистики нарушений закона, оценке эффективности правоприменительной практики и деятельности соответствующих субъектов правоприменения, формирует в общественном сознании миф о безобидности массовых правонарушений, их безвредности для общества, необязательности их выявления и пресечения [5] .

Четвертое. Вопросы приоритетов правового регулирования тех или иных общественных отношений, о выборе соответствующих методов, подобающего правового инструментария, о субъектах, призванных контролировать соблюдение этих предписаний, о процедурах контроля и оценки его эффективности должны решаться не только, исходя из политических интересов правящей коалиции, но, прежде всего, наук о поведении человека: психологии, педагогики, социологии, криминологии и иных. Задача законодателя заключается вовсе не в том, чтобы одномоментно сделать нарушителями наибольшее количество людей, а в том, чтобы создать условия для правопослушного поведения максимально большему числу субъектов с наименьшими затратами небезграничных общественных ресурсов, сил и средств органов юстиции, наименьшими моральными потерями для общества [3] .

Двенадцатое. В условиях количественного и качественного роста преступности в работе органов уголовной юстиции преобладают формы делопроизводства более характерные для века XIX, но не XXI-го. Доходит до абсурда: областные администрации внедряют электронные формы документооборота, а дознаватели, следователи, прокуроры и судьи переписывают друг за другом одни и те же бумаги и заботливо подшивают их в огромные на деревянных станках, выточенных заботливыми руками «зеков» из ближайшей колонии. Годами горы таких томов пылятся в сейфах, так как ни один самый старательный судья или прокурор не может прочесть в срок, а подследственные – подсудимые томятся в «тюремных замках», большая часть которых построена ещё до войны с Наполеоном, либо (что хуже?) продолжают заниматься своими обычными делами, в том числе криминальными. Никакого превентивного воздействия наказание, запоздавшее на год-два не несет, но зато существенно способствует удорожанию и загромождению системы уголовной юстиции, создает условия для сокрытия преступлений от учета и регистрации, повсеместной коррупции и массовых нарушений прав и свобод граждан, прежде всего, потерпевших от преступлений.

Очевидно, система объектов отечественной уголовно-правовой кодификации неизбежно будет сближаться с такой же системой, получившей закрепление в уголовном законодательстве развитых стран мира, с которыми нас объединяют общие принципы, ценности и приоритеты, а также общие проблемы организованной преступности, терроризма, распространения оружия массового уничтожения, деградации окружающей среды и иные.

Как правильно пишет Э.Л. Сидоренко (Диспозитивный режим уголовно-правового регулирования: монография. М., 2013. С.149-150), анализ ч.1 ст.2 УК РФ «позволяет заключить, что задачами уголовно-правового регулирования является охрана, обеспечение и предупреждение. Между тем с семантической точки зрения есть основание говорить о тождестве понятий «охрана» и «обеспечение». По смыслу статьи 2 УК обеспечение мира и безопасности человечества ничем существенно не отличается от охраны иных уголовно-правовых отношений. … Следует согласиться с В.Д. Филимоновым, что, выделяя среди задач Уголовного кодекса предупреждение преступлений, законодатель указывает на то, что российское уголовное право ставит перед собой задачу охраны общественных отношений не только путём применения уголовной ответственности, но и путём предупреждения преступлений» (Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2002. С.57).

Рассматривая этот вопрос, автор пишет о том, что «задачи уголовного права вполне традиционны и в принципе однозначны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголовного права. Последнее возникло как реакция общества и государства на преступление – наиболее опасное для интересов личности, общества и государства деяние. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры (не случайно и сегодняшние основные уголовно-правовые запреты типа «не убий» и «не укради» восходят еще к знаменитым библейским заповедям, сформулированным в Ветхом Завете). Уголовное право возникло, чтобы защитить своими специфическими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, не зависимая, как отмечалось, от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики» (Наумов А.В. Понятие, предмет задачи и принципы уголовного права // Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / М.П. Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2014. С.14).

Регулятивная функция состоит в регулировании общественных отношений, возникающих между государством в лице таких органов, как суд, прокуратура, МВД и пр., и гражданами, совершившими преступление. Эта функция охватывает и отношения, возникающие в случаях правомерного причинения вреда, например при необходимой обороне (ст.37 УК), крайней необходимости (ст.39 УК), и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния (гл.8 УК).

В учебной литературе высказано мнение о том, что в ст.2 УК РФ закреплены две задачи уголовного права: охранительная и предупредительная, которым соответствуют одноименные функции. Кроме них уголовное право реализует регулятивную и воспитательную функции, которые вычленены и сформулированы теорией уголовного права на базе анализа уголовного законодательства (Уголовное право. Часть общая. Часть особенная. Учебник / под общ. ред. профессора Л.Д. Гаухмана и др. М., 1999 //URL: http://www.5rik.ru/clear/list-1333.html).

Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона. Под ней понимается предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается путем применения к ним мер уголовного наказания, а также принудительных мер медицинского и воспитательного характера, условного осуждения, которые также связаны с усилением социального контроля над осужденными» (Наумов А.В. Понятие, предмет задачи и принципы уголовного права // Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / М.П. Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2014. С.15-16).

Понятие уголовного права, предмет и метод правового регулирования

Наука уголовного права тесно связана с другими юридическими науками и учебными правовыми дисциплинами. Уголовное право как наука находится во взаимодействии с общей теорией государства и права, криминологией, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельностью, а также со многими другими отраслями права и науки (конституционное, административное, гражданское, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, экологическое, международное и др.). Уголовное право как наука дополняет и прямо влияет на развитие других отраслей права и науки.

Однако трудности возникают, если речь идет о преступлениях, растянутых во времени, или если момент наступления преступных последствий существенно отдален от момента совершения общественно опасного деяния. Для таких случаев в ч. 2 ст. 9 УК установлено, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». То есть если по своей конструкции преступление является оконченным лишь при наступлении указанных в статье Особенной части УК вредных последствий (например, убийство — при наступлении смерти потерпевшего), временем его совершения будет именно тот момент, когда виновное лицо совершило преступное действие или бездействовало.

Ограничена также юрисдикция России в пределахисключительной экономической зоны. Она устанавливается в морских районах за пределами территориальных вод (территориального моря) России и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) России. С учетом особого правового режима исключительной экономической зоны (которая не входит в состав территориального моря РФ) юрисдикция нашей страны распространяется не на любые преступления в пределах исключительной экономической зоны, а только на некоторые (связанные с незаконной разведкой, разработкой и охраной живых или неживых природных ресурсов).

Особые условия привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные вне пределов России, предусмотрены для военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. Согласно ч. 2 ст. 12 УК за преступления, совершенные на территории иностранного государства, они несут уголовную ответственность по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Механизм уголовно-правового регулирования включает в себя и процесс определения преступности деяния, установления его юридических признаков и закрепления их в уголовно-правовой норме. В этом заключается превентивная (предупредительная) роль уголовно-правового регулирования.

Диалектический метод состоит в познании правовых явлений в развитии, основываясь на важнейших категориях диалектики – науки о законах развития природы и общества. Наиболее показательным примером применения диалектического метода в науке уголовного права являются выявление новых процессов и явлений в сфере экономики в современном обществе и государстве и формулирование уголовно-правовых запретов, охраняющих общественные отношения в сфере экономики (раздел VIII, гл. 21 – 23 УК РФ). Диалектический метод позволяет науке уголовного права в кратчайший срок определить оптимальные потребности в криминализации и декриминализации общественных отношений, опираясь на познание путей развития общественных процессов.

Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64-Ф3 от 13 июня 1996 года. Тем самым был завершен период подготовки качественно нового уголовного законодательства, регулирующего и охраняющего общественные отношения Российского государства на современном этапе. Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961 года прекратил свое существование, как и все законы, которые внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР в период его действия.

  1. охрана прав и свобод человека и гражданина;
  2. защита собственности;
  3. обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности;
  4. охрана окружающей среды;
  5. защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
  6. обеспечение мира и безопасности человечества;
  7. предупреждение преступлений.

Наука уголовного права представляет собой систему концептуальных идей, взглядов и воззрений на проблемы развития уголовной ответственности и наказания, эффективности уголовного закона и практики его применения. Направления поиска уголовно-правовых средств и возможностей повышения эффективного их применения, прежде всего, для позитивных изменений количественных и качественных параметров преступности, характера и степени общественной опасности, совершаемых преступлений обусловлены многими обстоятельствами:

Уголовное право России, как учебная дисциплина, принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также умений и навыков в применении основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

Adblock
detector