Проводки неустойка по договору бюджетное учреждение

Содержание

Дебет КДБ 2 209 41 56Х Кредит КДБ 2 401 10 141 — начислены доходы в размере неустойки 7800,02 руб. (п. 109 Инструкции № 174н); Дебет КРБ 5 302 25 83Х Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225) — оплачена задолженность поставщику за минусом неустойки, всего 1 403 967,80 руб. (п. 73 Инструкции № 174н); Дебет КРБ 5 302 25 83Х Кредит КРБ 5 304 06 73Х — зачет встречного требования на сумму неустойки 7 800,02 руб. (п. 146 Инструкции № 174н); Дебет КДБ 2 304 06 83Х Кредит КДБ 2 209 41 66Х — уменьшены расчеты с контрагентом прекращением встречного требования зачетом на сумму неустойки 7800,02 руб. (п. 147 Инструкции № 174н); Дебет КРБ 5 304 06 832 Кредит КРБ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225) — перечисление удержанной неустойки на лицевой счет по КФО 2 в сумме 7800,02 руб. (п. 73 Инструкции № 174н); Дебет КРБ 2 201 11 510 Кредит КРБ 2 304 06 732, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 141) — увеличение остатка на лицевом счете на сумму неустойки 7800,02 руб. (п. 72 Инструкции № 174н).

В случае возникновения у бюджетного учреждения права требований по уплате штрафных санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) по договору, источником финансового обеспечения которого являлась субсидия на иные цели, эти средства признаются собственными доходами учреждения. Они отражаются в бухгалтерском учете по КФО 2 (письма Минфина России от 26.09.2013 № 02-15-11/39907, от 17.04.2013 № 02-06-10/13003).

Доходы учреждения в виде неустойки относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 9.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пени, штрафы, неустойки, поступающие в бюджетное учреждение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами учреждения и могут быть направлены на осуществление расходов, которые связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление неустойки отражается с применением счета 2 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Погашение данной дебиторской задолженности может быть отражено с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Бюджетным учреждением выставлены штрафы исполнителю контракта за ненадлежащее его исполнение. С момента предъявления претензии контрагент на нее не отреагировал. Источник оплаты по контракту — средства субсидии на выполнение государственного задания. Расходы относятся на подстатью 226 КОСГУ. Штрафы погашаются путем удержания из суммы выплаты исполнителю по контракту. Может ли учреждение распоряжаться данными средствами? Если да, то на какие цели? Каковы корреспонденции счетов по учету данных операций?

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться поступающими в их распоряжение денежными средствами, и отвечать ими по своим обязательствам.
В свою очередь, согласно бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (смотрите письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Соответственно, пени и штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003).
За счет собственных доходов могут быть осуществлены любые расходы бюджетного учреждения, которые связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности. Для осуществления расходов за счет КФО 2 необязательна их направленность на достижение целей приносящей доход деятельности. Средства по КФО 2 могут быть направлены, в частности, на выполнение государственного задания, к примеру, при недостаточности средств соответствующей субсидии.
Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 9.4.1 Порядка N 209н). На статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы в том числе от поступлений за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нарушение условий контрактов (договоров), включая штрафы, пени и неустойки (п. 12.1.4 Порядка N 132н).
Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов (п. 7 федерального стандарта «Доходы»). Исполнитель контракта на претензию не отреагировал, но и в суд не обратился, поэтому считаем, что в случае если неустойка удержана заказчиком путем уменьшения суммы, подлежащей оплате контрагенту, признания в учете доходов будущих периодов в размере предъявленной неустойки не требуется.
Суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 2 209 41 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» и кредиту счета 2 401 10 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 109 Инструкции N 209н).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации в соответствии с п.п. 110, 147, 158 Инструкции N 174н могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
— контрагенту предъявлена сумма неустойки;
2. Дебет 4 302 26 83Х Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (226 КОСГУ)
— произведена окончательная оплата в сумме, уменьшенной на размер неустойки;
3. Дебет 4 304 06 832 Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (226 КОСГУ)
— отражение уменьшения остатка на лицевом счете по виду деятельности «4» на сумму неустойки;
4. Дебет 4 302 26 83Х Кредит 4 304 06 732
— погашена задолженность перед поставщиком путем зачета встречных требований;
5. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
— погашена задолженность по доходам от применения штрафных санкций;
6. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
увеличение 17 (140 АнКВД, 141 КОСГУ)
— отражение увеличения остатка на лицевом счете по виду деятельности «2» на сумму неустойки.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения.

Вам будет интересно ==>  Энергетики в брянской области со скольки лет в 2023

Пени По Договору 2023 Года Бюджет Проводки

Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат». Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Поступившие от работника суммы являются компенсацией затрат государства и подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета. Доходы в виде компенсации затрат государства относятся к подгруппе доходов бюджета 113 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства»

Проводки По Уплате Пени По Договору В Бюджетном Учреждении С 2023 Года

4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.В соответствии с п. 1 ст.

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2023 № 07-04-05/21-21405, от 13.07.2023 № 07-04-05/21-14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

Неустойка по контракту как объект бухгалтерского учета.

Таким образом, начисление штрафов и пеней исполнителю контракта (договора) за несвоевременное и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с условиями заключенного контракта (договора) является обязательным. Несовершение подобных действий со стороны заказчика квалифицируется проверяющими как нарушение проведения закупок товаров, работ, услуг.

Отражение суммы неустойки на счетах бухгалтерского учета.

2) в нарушение требований, установленных ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил № 1042, а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками не начислены штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, и не направлены требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Корреспонденции в казенном учреждении

Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.

В счет оплаты по контракту

  • зачисление наличных из кассы:
    Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
    К-т (КИФ) 1. 210.03. (610) / 17.30 (610)
    или
  • зачисление безналичных от поставщика (подрядчика):
    Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)*
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
    В «1С»: документ «Кассовое поступление».
  • перечисление средств в доход бюджета на свой лицевой счет администратора:
    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)*
    В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход» либо «Кассовое поступление».

Где ХХХ зависит от кодов, по которым производится оплата по контракту.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора) в бухгалтерском учете расчеты отражаются с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Начисляем пени в 2023 году бюджетное учреждение

Обычно первое, что приходит на ум бухгалтера при употреблении слов «штраф» и «пеня» — это преступление «буквы Закона» в области налогового права. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в первой части Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) специальный Раздел VI посвящен именно описанию налоговых правонарушений и ответственности за их совершение. Некоторые штрафы, что называется, «на слуху» всегда. Например, многим известен штраф, установленный ст. 118 НК РФ, за нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) банковских счетов – 5 000 рублей. Ну и практически ни один акт налоговой проверки не обходится без ссылок на ст.ст. 122, 123 НК РФ, которые за неуплату (неполную уплату) сумм налога и за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налогов наказывают наложением штрафа в размере 20 процентов этих сумм. Пеней же карается несвоевременность в уплате налогов, то есть пополнение казны в более поздние сроки по сравнению с законодательно установленными. Об этом сказано в ст. 75 НК РФ. Увы, «наказание» за налоговые правонарушения никак не влияет на налогообложение прибыли. Ведь п. 2 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, процитируем: «в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций». Таким образом, наложенные налоговиками штрафы и начисленные за несвоевременную уплату налогов пени не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль. В бухгалтерском учете расчеты по уплате налогов, пени и штрафов, в том числе доначисленных по актам проверок, следует отражать с применением счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Согласно Инструкции по применению действующего плана счетов к счету 99 «Прибыли и убытки» на нем отражаются (по кредиту) суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако пени — это способ обеспечения обязательства по уплате налога (сбора), а не налоговые санкции. Налоговое законодательство эти понятия разделяет. При этом Инструкцией к счету 99 также не предусмотрено, что на этот счет относятся суммы иных обязательных платежей. Поэтому данная норма не является достаточным основанием, чтобы относить суммы начисленных пеней на счет 99. В связи с чем возникает методологическая проблема: — некоторые специалисты считают, что поскольку этого не предусмотрено Инструкцией, пени по налогам не должны отражаться на счете 99, а подлежат отражению на счете 91/2 «Прочие расходы»; — другие специалисты придерживаются мнения, что пени по налогам и сборам все же следует отражать на счете 99. И мы с ними согласны, основываясь на следующих аргументах. В п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих расходов поименованы «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров», т.е. в отношении пеней уточнено, что это пени, начисленные за нарушение условий договоров. А это косвенно (доказательство от обратного) свидетельствует о том, что иные пени (в частности пени, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством) к прочим расходам не относятся. В противном случае не было бы смысла уточнять «за нарушение условий догово-ров». Далее, Минфин РФ в Письме «О начислении и погашении задолженности по уплате налогов (а также штрафов и пени)» № 16-00-14/354 от 24.11.03, являющемся ответом на частный вопрос, разъясняет: «Если же по условиям договора о реструктуризации в каком-то отчетном периоде организация стала иметь льготу в виде прощенной задолженности по пеням, то данная прощенная задолженность отражается по факту временной определенности по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Откуда можно предположить, что раз прощение задолженности по пеням отражается в корреспонденции со счетом 99, то и начисление пеней также должно отражаться в корреспонденции со счетом 99. Помимо этого, имеется ряд писем Минфина РФ, в которые указывается, что налог на игорный бизнес и ЕНВД также следует относить на счет 99, так как для этих организаций он фактически заменяет собой налог на прибыль по соответствующему виду деятельности. И такие разъяснения являются примером расширительного толкования положений Инструкции к счету 99. Кроме того, одним из принципов учетной политики предприятия, закрепленных в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», является «отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)». А по своей экономической сути пени мало чем отличаются от штрафов: это тоже платежи, которые должны производиться в случае нарушения налогового законодательства (помимо уплаты самой суммы налога). Таким образом, мы приходим к выводу, что начисленные пени и штрафы по налоговым платежам относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» и для них можно открыть специальный субсчет. Иными словами, для организации аналитического учета к счету 99 открываются, например, субсчета «Пени» и «Штрафы», где, собственно, и находят свое отражение налоговые наказания. Принимая во внимание, что аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, отражение начисленных пеней также должно производиться по видам налогов. Для чего могут быть открыты, например, такие субсчета «Пени по налогу на прибыль», «Пени по НДС», «Пени по налогу на имущество». Пример 1. Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам деятельности компании за август 2023 г., должна была быть перечислена не позднее 20.09.07. Вместе с тем, компания перечислила причитающуюся казне сумму налога лишь 11.10.07 (то есть, позже установленного законодательством срока). В этой связи у компании возникла обязанность по уплате пеней в сумме 1 300 рублей. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи: Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит 68 субсчет «Пени по НДС» — 1 300 руб. — начислены пени по НДС; Дебет 68 субсчет «Пени по НДС» Кредит 51 – 1 300 руб. – пени перечислены в бюджет. Пример 2. За нарушение срока извещения налогового органа об открытии банковского счета организация была привлечена к ответственности по ст. 118 НК РФ в виде наложения штрафа в сумме 5 000 рублей. Для отражения в учете вышеуказанной санкции бухгалтером были сделаны следующие проводки: Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 68 субсчет «Штрафы» — 5 000 руб. — учтен штраф, предъявленный организации; Дебет 68 субсчет «Штрафы» Кредит 51 – 5 000 руб. – штраф уплачен в бюджет. Как известно, начисление пеней и применение штрафных санкций может производиться не только на основании НК РФ. Так, нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это, а также начисление пеней за несвоевременность перечисления во внебюджетный фонд страховых взносов регулируется Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.01 г. (а именно, ст.ст. 26 и 27 названного Закона). Ответственность сторон в системе медицинского страхования регулируется Законом РФ № 1499-1 от 28.06.91 г. (ст. 27). А обязанность уплаты пеней за задержку страховых выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.98 г. (ст. 15). С налоговым учетом штрафов и пеней, перечисляемых во внебюджетные фонды, также все ясно: они никак не влияют на исчисление налогооблагаемой прибыли. Это прямо установлено п. 2 ст. 270 НК РФ. В бухгалтерском учете для отражения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Суммы причитающихся санкций, согласно Инструкции по применению Плана счетов, отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» с использованием соответствующих субсчетов. А пени за просрочку уплаты взносов во внебюджетные фонды начисляются записью по кредиту соответствующего субсчета счета 69 в корреспонденции со счетом 99. Для наглядности продемонстрируем организацию аналитического учета по счету 69 на примере 3: Компания перечислила ЕСН в бюджет и страховые взносы во внебюджетные фонды позже сроков, установленных законодательством. За просрочку платежей были начислены пени в следующем порядке: – ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ – 40 руб.; – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 6 руб.; – ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет – 170 руб.; – пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии – 400 руб.; – пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 700 руб.; – ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС – 30 руб.; – ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС — 60 руб. Кроме того, за несвоевременность представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального(персонифицированного) учета в отделение Пенсионного Фонда РФ, компания оштрафована на сумму 4 000 руб. Для формирования бухгалтерских проводок по рассматриваемому примеру откроем следующие субсчета второго порядка к счету 69: 69-1-1 — Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ; 69-1-2 – Пени по расчетам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 69-2-1 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет; 69-2-2 – Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии; 69-2-3 – Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 69-2-4 – Штрафы за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании 69-3-1 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС; 69-3-2 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС. Для отражения в учете рассматриваемой операции бухгалтер формирует следующие записи: Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-1-1 – 40 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС; Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-1-2 – 6 руб. – начислены пени по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-1 – 170 руб. — начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет; Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-2 – 400 руб. – начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии; Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-3 – 700 руб. – начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии; Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-3-1 – 30 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС; Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-3-3 – 60 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС; Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит — 69-2-4 – 4 000 руб. – начислен штраф. Нередко хозяйствующие субъекты подпадают под административную ответственность. Так, довольно часто организации штрафуют за несоблюдение кассовой дисциплины. Что ж, в целях налогообложения прибыли административные санкции не учитываются. Это обусловлено п. 2 ст. 270 НК РФ. В бухгалтерском учете сумма наложенного на организацию административного штрафа отражается по дебету счета 99, на отдельном субсчете, например «Штрафы», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Пример 4. В ходе проверки налоговой инспекцией был установлен факт неприменения организацией ККТ при проведении наличных расчетов с населением за реализованный товар. На основании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного руководителем налогового органа, на организацию наложен штраф в сумме 30 000 руб. В учете операция отражена следующим образом: Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 76 – 30 000 руб. – отражена сумма административного штрафа; Дебет 76 Кредит 51 – 30 000 руб. – уплачен административный штраф. До сей поры мы рассмотрели отражение в учете штрафов и пеней, которые возникли в свете нарушения норм законодательных актов. Вместе с тем, обязанность организации по уплате неустоек (штрафов и пеней) может вытекать непосредственно из договорных отношений с контрагентом. Гражданское законодательство признает под неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 Гражданского Кодекса РФ). Иными словами, для того, чтобы контрагенты надлежащим образом исполняли свои обязательства по договору, в его условиях может быть предусмотрена обязанность выплатить: – штраф за нарушение сроков выполнения договора (например, поставки товара в рамках договора поставки); – неустойку за простой транспортных средств (в рамках договора перевозки груза); – пени за нарушение сроков оплаты и т.д. В налоговом учете штрафы и пени за нарушение договорных обязательств признаются внереализационными доходами или расходами. Так, при несоблюдении условий договора виновная сторона учитывает в составе внереализационных расходов суммы признанных ею штрафов и пеней на дату такого признания (п.п. 13 п.1 ст. 265 НК РФ, п.п. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). В то же время, другая сторона договора включает в состав внереализационных доходов сумму причитающихся ей штрафов и пеней на дату признания их должником (п. 3 ст. 250 НК РФ, п.п. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Сумма признанной организацией неустойки (штрафа, пени) в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов на дату признания этой суммы должником (п.п. 11, 14.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 33н от 06.05.99). Поступления же в виде неустойки (штрафа, пени), причитающейся к получению от контрагента за нарушение условий договора, признаются прочими доходами организации и принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором они им признаны (п.п. 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99). Для отражения в учете договорных санкций используются: счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета 91-2 «Прочие расходы», 91-1 «Прочие доходы», а также счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Вам будет интересно ==>  Пособие на первого ребенка 2023 года матери одиночке иркутская область

Проводки при начислении пеней и штрафов

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2023 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2023 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1). Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2). Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2023 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н). По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2023 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения: — о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания; — о перечислении поступивших средств в доход бюджета. Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов: 1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730 — на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы; 2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610 Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292) — оплачены пени, штрафы; 3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134 — начислен доход от компенсации затрат учреждения; 4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660 Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134) — поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Вам будет интересно ==>  Пособие одиноким матерям в 2023 в белгородской области

– в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

Возникновение обязательства по уплате неустойки

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, одним из способов его обеспечения является предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ).

Порядок расчетов с исполнителем

Возникновение обязательств по уплате неустойки, ее начисление, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту могут производиться на основании акта о приемке товаров, работ, услуг или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, в которых нужно указать сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов) (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).

Adblock
detector