Сборник законов составленный при императоре византии

Они отменили Эклогу и составили в 879 г.Прохирон(«введение в изучение законов») — более полный сборник законов, в котором насчитывалось уже 35 титулов. Но по четкости расположения правового материала Прохирон уступал Эклоге. Более подробно здесь было рассмотрено только договорное право. Прохирон отменил установленные Эклогой выплаты жалованья судейским работникам, отменил также завещания (это новшество прямо противоречит 115 новелле Юстиниана 542 г.), установил новое регулирование размера предбрачного дара (дополнительного к приданому) и санкционировал превращение опеки и попечительства в такую разновидность обязанностей, которая возлагается властью на определенное лицо, находящееся под контролем этой власти.

Для Византии характерен высокий уровень развития правовой мысли. Здесь складываются две самостоятельные юридические школы — Бейрутская и Константинопольская. Итогом их работы становится Свод законов Юстиниана, изданный в IV в. и представляющий собой всеобъемлющую кодификацию римского права (включает Дигесты, Кодекс, Институции и Новеллы Юстиниана). Новеллы включают 160 конституций Юстиниана, отражающих условия жизни византийского общества.

С 438 г. основным источником византийского права становится императорское законодательство. В 438 г. выходит первый официальный свод римских законов — Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времен Константина (с 312 г.).

В ряде списков Эклога дополняласьЗемледельческим,МорскимиВоенным законами, которые действовали в Византии в VIII—IX вв. Земледельческий закон регулировал поземельные отношения в крестьянской общине. Морской закон (известен в Европе как Родосский закон) представлял собой запись морских правовых обычаев. Военный закон регулировал наказания для лиц, состоявших на военной службе.

В Эклогу был включен уточненный перечень телесных и членовредительских наказаний: битье палками и плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. И хотя здесь было немного новаций по сравнению со 134-ой новеллой Юстиниана, которая предусматривала, например, отсечение всех четырех конечностей, вышеупомянутое исправление в духе большего человеколюбия состояло, видимо, в том, что все перечисляемые разновидности увечья воспринимались современниками как способы замены более сурового наказания в виде смертной казни. Другим направлением смягчения судебных кар стало введение менее жестоких способов и процедур казни — с отказом от распятия, сожжения и т.п. В этом можно видеть благотворное влияние христианской религии.

Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон. Он представляло собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII в. вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе), высокого уровня развития достигла правовая мысль, что создала базу для проведения крупных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии в середине VI в. под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века.

В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их в «тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.

Эклога.В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога» (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 году.

Результатом законодательных работ было издание в 879 г. Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии. Прохирон по сравнению с Экологой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не «избранными», а «извращенными» законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

Сборник законов составленный при императоре византии

3. Государство, АРК, территориальные громады выступают субъектами имущественной ответственности в · договорных обязательствах (могут привлекаться к , как и любая сторона заключенного договора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей). Положения ст. [читать подробнее].

Византийское право, история которого на­считывает более тысячи лет, представляет собой уникаль­ное явление для средневековой Европы. Оно характеризу­ется относительно высокой степенью стабильности, внут­ренней цельности, а также способностью приспосабливаться к. [читать подробнее].

Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе. [читать подробнее].

Византийское право, история которого на­считывает более тысячи лет, представляет собой уникаль­ное явление для средневековой Европы. Оно характеризу­ется относительно высокой степенью стабильности, внут­ренней цельности, а также способностью приспосабливаться к. [читать подробнее].

Этапы развития византийской государственности. Образование Восточной Римской империи. Расцвет государства при Юстиниане I (VI в.). Политический кризис VII в. Укрепление государства при императорах-иконоборцах (VIII в.) и борьба против арабского завоевания. Подъем Византии во. [читать подробнее].

Библиотека Гумер — Право и Юриспруденция

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX—XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церковным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в Эклоге получил и .другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, кгГк правило землю, обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям обществу, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либел-лярного) процесса.

Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые специфически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого греко-восточного) права.

Вам будет интересно ==>  Налог с продажи квартиры в 2023 году для физических лиц

Важнейшими источниками византийского церковного права были постановления вселенских церковных соборов и патриархов. Одним из памятников византийского светского и церковного права являлись сборники церковного и светского права, которые получили название Номоканонов .

Большая часть законоположений Эклоги касается гражданского права. 3начительное внимание законодатели уделили семейному праву. Первые три титула Эклоги трактуют об обручении, браке и приданом. Следующие три — о наследовании по завещанию и закону. Далее (VII титул) рассматриваются вопросы об опеке и попечительстве, VIII титул — об освобождении от рабства, о вольноотпущенниках. Несколько титулов (IX, X, XI, XII, XIII) имеют своей темой договорные отношения — договоры купли-продажи, займа, поклажи, дара, эмфитевзиса и других форм аренды. XIV титул посвящен свидетелям, XV — мировым сделкам. XVI — лагерным пекулиям. XVII — вопросу о наказаниях за уголовные преступления, XVIII — разделу военной добычи.

Поэтому, будем ли мы считать «Земледельческий закон» законодательным актом или легализацией обычного права — сохранение громадного числа списков является надежным показателем популярности этого документа: по-видимому, он служил практическим руководством для значительной части византийского крестьянства; нормы этого закона могут пролить свет на изменение аграрных порядков.

Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

«Книга Эпарха» включила уставы только тех цехов, которые входили первоначально в сферу государственной монополии (шелк, ювелирное дело, снабжение). Но и эта точка зрения не сможет объяснить подбора профессий. Миквиц пытается доказать, что в основу «Книги эпарха» положено два принципа: 1) обеспечение всеобщего порядка и снабжения и 2) обеспечение главным цехам их монопольных привилегий. Но и это объяснение не может считаться убедительным. Остается полагать, что сборник составлен применительно к тем постановлениям, которые были изданы в правление императора Льва VI и что сборник вовсе не имел задачи стать кодексом для торговли и ремесла, поэтому и нельзя ожидать от «Книги Эпарха» всеобъемлющего содержания.

Юстиниан преобразовал преподавание права и саму науку права стремился ограничить в установленных рамках, запретив под страхом наказания писать какие бы то ни было комментарии к изданному им своду. Были разрешены только буквальные переводы на греческий язык, указатели параллельных мест, извлечения из законов, а также сокращенное изложение всех Дигест или всего Кодекса. Такое изложение позже называлось др.-греч. σύντομος или έπιτομή; оно соответствует терминам лат. summa или summaria глоссаторов. Но уже при жизни Юстиниана юристы нарушили его запрет и начали писать комментарии. Зародилась довольно обширная юридическая литература, которая, однако, не выходила за пределы экзегезы и толкования Юстиниановых книг и никаких элементов творчества в себе не носила. Из авторов этого рода трудов более известны Феофил, Фалелей и Иоанн Схоластик, ставший в 565 году Константинопольским патриархом). Из произведений этого рода наибольшее значение имели Парафразы Юстиниановых Институций Феофила, бывшего одним из составителей Институций. Эти парафразы пользовались на Востоке громкой славой и даже вытеснили оригинал.

Интенсивная законодательная деятельность первых христианских императоров привела к созданию настолько большого количества законов, называемых leges, в противоположность к jus — праву классических юристов, что Феодосий II счёл необходимым упорядочить это законодательство. С этой целью он издал в 438 году свой кодекс, в котором в систематическом порядке собраны были все без изъятия законы, начиная с Константина Великого . С изданием кодекса Феодосия прекращается единство источников права для обеих частей Римской империи, Западной и Восточной.

К Эклоге примыкают и столь же самобытным характером отличаются и другие законодательные труды императоров: Устав земледельческий [8] и Устав воинский (Νόμος στρατιωτικός). Замечательнейшим из них является земледельческий устав, представляющий собой нечто вроде сельского полицейского уложения. Главным образом занимается он разного рода кражами: леса, полевых и садовых плодов и т. п.; проступками и недосмотрами пастухов, повреждениями животных и от животных вроде потравы и так далее. Некоторые положения его проливают совершенно неожиданный свет на положение земледельческого класса в Византии VIII века; исследователи видят в них проявление славянских элементов.

Историю византийского права можно разделить на три периода. Первый период — от Константина Великого до воцарения Исаврийской династии; второй период (717—867) — эпоха иконоборцев; третий открывается воцарением Македонской династии и заканчивается падением империи (1453).

Прохирон, Эпанагога и Базилики являются последними кодификационными работами в Византийской империи; законодательная деятельность последующих императоров выразилась лишь в издании новелл, между которыми с X века начинают различать хрисовулы (χρυσόβουλλον), то есть грамоты с золотыми печатями. Некоторые из этих хрисовул содержат в себе положения общего права, светского и церковного, но главным образом это — грамоты, предоставляющие привилегии отдельным лицам и учреждениям. В Латинской империи, основанной крестоносцами по завоевании Византии, действовали Иерусалимские Ассизы, переведенные на греческий язык (см. Ассизы).

Письменность, общество и культура в Древней Руси

Четвертый компонент свода, обнародованный вслед за основным корпусом, содержал введенные самим Юстинианом «Новеллы» (новые эдикты; novellae constitutiones). На протяжении следующего тысячелетия труды Юстиниана в области юриспруденции считались для Византийской империи ее правовым фундаментом, источником легитимности применительно к любым мероприятиям в сфере законодательстве.

Как бы ни было велико почтение византийцев к единожды установленному тексту, они могли вступить в спор о проявлении большей или меньшей твердости или снисходительности, касательно степени того, насколько необходимо требовать, чтобы некое действие соответствовало написанным правилам.

Сборники канонического права иногда добавляют к этому ядру высказывания отцов церкви, отдельные постановления патриархов более позднего времени и касающиеся церкви выдержки из имперского законодательства. Такого рода сочетания из kanon и nomos известны под обобщающим названием nomokanon.

«Право» являлось в Византии лишь одним из видов кодифицирующих мероприятий и способов выработки правил поведения. Из регулирующей жизнь деятельности другого рода многие сферы также предусматривали фиксацию на письме, будь это формальный свод правил или, в более вольном виде, — какое-то руководство и объяснение: таковы перечни святых на весь год, с указанием дня их празднования; списки чтений из священных книг для отправления церковной службы; регламентированные до тонкостей правила устройства монастырской жизни; распорядок дворцовых торжеств; руководство по придворным церемониям; установления эпарха в Константинополе, касающиеся управления гильдиями города.

Императоры вправе были высказывать свое мнение обо всем, начиная от правил соблюдения постов и кончая признанием каких-то взглядов еретическими; но и у церкви, естественно, имелись свои соображения о том, как поступать с убийцами и грабителями. Составленный в итоге корпус, хотя он мыслился как авторитетная энциклопедия, по самой своей природе не мог быть упорядоченным, в нем сплошь и рядом встречались аномалии, анахронизмы, взаимно пересекающиеся и противоречащие друг другу утверждения. Соответственно, авторитет кодекса приходилось удерживать за счет обтекаемых формулировок и дополнительных объяснений.

Византийское право

Codex Theodosianus, первый сборник законов, составленный в византийской империи, изданный в 438 году императором Феодосием II, включает в себя все законы, начиная с правления Константина Великого. Юстиниан предпринял обширную кодификацию как права римских юристов (Институции и Дигесты или Пандекты), так и законодательства императоров, включив в Кодекс императорские конституции с 117 по 534 год. Начиная с 535 года, Юстиниан установил ряд новых узаконений. Количество выпускаемых новелл уменьшается к концу правления Юстиниана, особенно после смерти Трибониана в 545 году. Последующие императоры также издавали новеллы, однако в значительно меньшем количестве.

  • Византийское, или греко-римское, право — совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Византийской империи. Исключительным источником этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Основная сфера деятельности византийских юристов состоит не в законотворческой деятельности, а в компилировании и толковании законов.

В VI веке появляются и сборники церковных канонов. Составление первого Номоканона приписывается константинопольскому патриарху Иоанну Схоластику. В 739—741 годах издана «Эклога» императора Льва Исавра и его соправителя Константина Копронима, являвшаяся сокращённой переработкой юстиниановых сборников. При Василии Македонянине были обнародованы «Прохирон» и «Эпанагога», два руководства к изучению законов, в 878 и 886 годах соответственно. При Льве Философе были составлены «Базилики», исправленный свод юстинианова права. Номоканоны в IX—X веков дополняются канонами позднейших соборов; в XII в. появляются комментарии к ним канонистов Иоанна Зонары, Алексея Аристина и Феодора Вальсамона. Сборники канонов были составлены Гарменопулом и Властарем («Алфавитная Синтагма»).

Известны частные сборники законов: «Эпитоме», относящиеся к X веку, «Большой синопсис Базилик», сокращённая версия «Базалик» XI века, сборник мнений и решений Евстафия, юриста, жившего в XI веке, руководство к законам Михаила Атталиата (XI век), «Малый Синопсис» (XIII век) и «Шестикнижие» Гарменопула (XIV век).

В этот период византийское право было усвоено и действовало в Армении, Молдавии и Валахии; оно проникло также в Болгарию и Сербию. В древней Руси с первых времён христианства были известны Номоканоны в славянском переводе. Одновременно были занесены и «Эклога» (под заглавием «Главизны премудрых и верных царей Леона и Константина») и «Прохирон» (под названием «Градского закона»); вместе с Номоканоном они входили в состав «Кормчей книги». Были известны и другие византийские законодательные сборники: «Закон судный» (X век), «Книги законные» (XII век), компиляции частных лиц.

Вам будет интересно ==>  Я ветеран труда вчера перечислили доплату за жкх 318 ру это в орехово-зуево а раньше платили 1200 почему такая сумма стала непонятно

Гонения рассматривалось тогдашними христианами не просто как языческий, но как оккультно-магический переворот. А с точки зрения римской политической теории как тирания, правление беззаконных императоров, которые правили в противоречии с божественным законам, традициями империи и мнением добрых граждан.

В результате политической борьбы отец Константина Первого Великого, Констанций пришел к власти в статусе цезаря, а затем и полноправного императора западной части Римской империи наравне с императором Галерием, правившим тогда восточной частью. Констанций был уже слаб и стар. Предчувствуя скорую кончину, он пригласил к себе своего сына – Константина. После смерти Констанция, армия западной части империи провозгласила Константина своим императором, что в свою очередь, очень не понравилось Галерию, который официально не признал этого факта.

Насколько сильно было отвращение к тирании у лучших римлян показывают замечательные слова императора Траяна при вручении им меча префекту преторианцев: «бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и против меня, если я буду править плохо» (Дион Кассий. LXVIII, 16, 1).

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Где это наследие? Сохранилось ли оно у нынешних армян? Или это уже другое племя, неспособное возродиться к славе своих предков? Отделив Восток Европы от Запада, Константин Великий стал создателем Восточно-Византийской Ойкумены, объединившей Восточную Ев¬ропу и Переднюю Азию (Ближний Восток), и положил начало армяно-греко-славянскому культурно-историческому типу.

Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Ви-зантии, не были существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства, как, например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях вольно-. отпущенников и т.п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX века. В нем более подробно излагается договорное право (разрабатывается договор товарищества, устанавливается прямой запрет на проценты по займу и т.д.), вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).

В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное — она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI-VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Широкую известность получили Парафразы Институций Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т.п.

Научная цена его для понимания чистого римского права гораздо меньше. Изменения, внесенные в текст Трибонианом и его сотрудниками, характерны лишь для эпохи Юстиниана и совершенно затемняют многие стороны исторического развития римского права. К. распадается на 12 книг, книги на титулы, титулы на отдельные императорские постановления (leges или constitutiones), эти последние на параграфы. Цитируют К., указывая обыкновенно lex или constitutio с относящимся к делу §, затем ставят буквы С. (= codicis), название титула и дальше в скобках книгу и титул.Например: l. или с. 11 § 1 С. (цитируя с. вместо l. можно букву С. выбрасывать) depositi (4, 34). Эклога (Изборник) законов Византии — сборник византийских законов времен Льва Ш (см.), который был во многом обращен к выходцам с территории будущей Руси. В частности, достоверными внутренними делами Льва III наукой могут быть признаны Эклога, введение некоторых податей и исправление столичных стен.

  • Утрачено: 1-я книга Царств 12:18-14:9 (1 лист); Псалтирь 49:19-79:10 (9 листов); Евангелие от Матфея 1:1-25:6 (26 листов); Евангелие от Иоанна 6:50-8:52 (2 листа); 2-е послание к Коринфянам 4:13-12:6 (3 листа); также утрачены последние листы кодекса, поэтому находящееся в конце 2-е послание Климента обрывается на 12:5a
  • Повреждено: Бытие 14:14-17, 15:1-5, 15:16-19, 16:6-9 (утрачена нижняя часть листа); Бытие 1:20-25, 1:29-2:3, Левит 8:6,7,16; Сирах 50:21f, 51:5; 1-е послание Климента 57:7-63.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много .новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

Византийское, или греко-римское, право — совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Византийской империи. Исключительным источником этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Основная сфера деятельности византийских юристов состоит не в законотворческой деятельности, а в компилировании и толковании законов.

В VI веке появляются и сборники церковных канонов. Составление первого Номоканона приписывается константинопольскому патриарху Иоанну Схоластику. В 739—741 годах издана «Эклога» императора Льва Исавра и его соправителя Константина Копронима, являвшаяся сокращённой переработкой юстиниановых сборников. При Василии Македонянине были обнародованы «Прохирон» и «Эпанагога», два руководства к изучению законов, в 878 и 886 годах соответственно. При Льве Философе были составлены «Базилики», исправленный свод юстинианова права. Номоканоны в IX—X веков дополняются канонами позднейших соборов; в XII в. появляются комментарии к ним канонистов Иоанна Зонары, Алексея Аристина и Феодора Вальсамона. Сборники канонов были составлены Гарменопулом и Властарем («Алфавитная Синтагма»).

Codex Theodosianus, первый сборник законов, составленный в византийской империи [1] , изданный в 438 году императором Феодосием II, включает в себя все законы, начиная с правления Константина Великого. Юстиниан предпринял обширную кодификацию как права римских юристов (Институции и Дигесты или Пандекты), так и законодательства императоров, включив в Кодекс императорские конституции с 117 по 534 год. Начиная с 535 года, Юстиниан установил ряд новых узаконений. Количество выпускаемых новелл уменьшается к концу правления Юстиниана, особенно после смерти Трибониана в 545 году. Последующие императоры также издавали новеллы, однако в значительно меньшем количестве.

В этот период византийское право было усвоено и действовало в Армении, Молдавии и Валахии; оно проникло также в Болгарию и Сербию. В древней Руси с первых времён христианства были известны Номоканоны в славянском переводе. Одновременно были занесены и «Эклога» (под заглавием «Главизны премудрых и верных царей Леона и Константина») и «Прохирон» (под названием «Градского закона»); вместе с Номоканоном они входили в состав «Кормчей книги». Были известны и другие византийские законодательные сборники: «Закон судный» (X век), «Книги законные» (XII век), компиляции частных лиц.

Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия I и его сыновей-соправите­лей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью «очищение старых законов» и облегче­ние пользования правом, изложенным в кодификации Юс­тиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т. е. переработанное повторение). По своей структуре она сле­довала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее ком­пилятивности она более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наи­более существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной цер­кви и государства и были широко использованы впослед­ствии в церковном праве.

Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было вклю­чено 17 титулов), но по юридической технике (по четкос­ти расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Экло­га именуется не «избранными», а «извращенными» закона­ми, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, осо­бенно относящихся к уголовному праву.

переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридичес­кие термины и перевести их на греческий язык. Результа­том законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наи­более авторитетных источников права Византии и оста­вил заметный след в истории права соседних славянских государств.

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX— XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церков­ным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важ­ном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышаю­щий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Вам будет интересно ==>  Могут Ли Выселить Из Квартиры Которая В Соц Найме Если Беременна

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адапти­ровали римское право применительно к новым потребнос­тям общества, внося при этом изменения и вставки (интер­поляции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупно­масштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осу­ществлена всеобъемлющая систематизация римского пра­ва, итогом которой явился Свой законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Ви­зантии, но и была тем фундаментом, на котором оконча­тельно сформировалась ее правовая система.

Глава 24

Основные памятники византийского права VIII-XIV вв.На рубеже VII-VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое. В VIII в. с общим экономическим и культурным подъемом вновь оживляется законодательная деятельность византийских императоров и юридических школ.

Общая характеристика и источники права Византии в IV-VII вв. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Василики не дошли до нас в полном виде, ряд книг (в том числе кн. 50 о праве собственности и владении) сохранился лишь в отрывках. В большинство рукописей наряду с текстом «Василик» включены пояснения к ним (схолии) византийских юристов VI в., а также XI-XII вв. (так называемые «древние» и «поздние» схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в византийских судах. Они имеют особую ценность, когда отсутствует соответствующий текст самих «Василик».

Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило землю, обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

В «Василики» не вошли те положения из кодификации Юстиниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения (большая часть Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т.д.). Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые были пересмотрены последующим законодательством. Но переработка и сокращение предшествующего права в «Василиках» проведена недостаточно тщательно и поспешно. В них сохранилось значительное число устаревших или вышедших из употребления норм, упоминающих, например, давно исчезнувшие должности (римских консулов, императорских легатов и т.п.) или области, которые не входили в состав Византии (Египет, Скифия и др.).

По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и членовредительные наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось.

При императоре Василии I (867 — 886 гг.) был издан в качестве руководства для судей сборник законодательства — Прохирон. Он содержал нормы гражданского, уголовного и отчасти судебного права., переработанные в соответствии с требованиями времени. Позднее на базе Прохирона была для тех же целей издана Эпанагога, имевшая лучшую систему изложения правового материала.

В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижения определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек0, согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступить трижды. Развод допускался, но в ограниченных условиях. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Завещание составлялось в письменном виде и подписывалось завещателем и свидетелями. Завещатель должен был быть в твердой памяти и свободно выражать свою волю. Завещания лиц моложе 14 лет, глухонемых, пьяных, находившихся под опекой за расточительство, отрекшихся от христианства не считалось действительным. Дети имели право на обязательную долю в наследстве.

Сохраняются институты собственности, сервитутов, залога, наследственной аренды. В IX-X вв. появляется феодальное условное владение за военную службу — прония. Первоначально оно давалось на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее оно переходит в наследственную собственность. Прониар осуществлял на вверенной ему территории судебные и административные функции. Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить оброк и нести барщину.

За время от 535 до 565 года Юстиниан издал целый ряд новых узаконений, новелл, в числе около 168, преимущественно церковного содержания и на греческом языке, который окончательно становится законодательным языком Византийской империи. Новеллы эти образовали содержание нескольких частных сборников, которыми продолжали пользоваться до самого падения Византии. Новейшие издания принадлежат Zachariä von Lingenthal, «Novell ae Justiniani» [3]. Новеллы всех остальных византийских императоров изданы в хронологическом порядке Zachariä в его сборнике «Jus Graeco-Romanum» [4].

С XI-XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII-XIV вв.

Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства — важная особенность общественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Византийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян — колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и «приписных». Вынужденные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в зависимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было положение «приписных» колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и «приписные» колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий византийских колонов резко ухудшается в VI в.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

При напряженной законодательной деятельности первых христианских императоров число изданных ими законов, которые в противоположность к jus — праву классических юристов — назывались leges, сильно возросло. Феодосий II признал необходимым привести это законодательство в известность, для чего он издал в 438 году свой кодекс («Codex Theodosianus»[1]), в котором в систематическом порядке собраны были все без изъятия законы, начиная с Константина Великого [2]. С изданием Феодосиева кодекса прекращается единство источников права для обеих частей Римской империи, Западной и Восточной. Юстиниан в 529 г. издал кодекс, до нас не дошедший. Вслед за тем Юстиниан, предпринимает кодификационную работу, обнимающую как право классических юристов (jus), так и законодательство императоров. Вся эта кодификационная работа получила в XII стол. общее название — Corpus juris civilis и распадается на три части: Институции Юстиниана (Institutiones), Дигесты или Пандекты (Digesta seu Pandektae) и собственно Кодекс (Codex). Первые две, обнародованные в 533 года, обнимают собой jus, то есть римское право в его чистом виде, и потому относятся к истории римского, а не византийского права. К последнему почти целиком относится кодекс, заключающий в себе 4600 конституций с 117 до 534 года, то есть со времен императора Адриана до первых годов царствования Юстиниана, и в отличие от первого Юстинианова кодекса названный Codex repetitae praelectionis. Он был составлен комиссией из пяти лиц под председательством Трибониана, которой было поручено устранить из законодательства повторения и противоречия, все лишнее и устарелое.

Adblock
detector