Судебная практика по оплате коммунальных услуг чернобыльца

В пункте 16 Постановления от 14.12.00 № 35 обращено внимание на то, что при отсутствии спора о праве на получение назначенных сумм возмещения вреда суд вправе проиндексировать эти суммы на индексы роста потребительских цен, предоставляемые органами статистики. Задержка выплаты сумм возмещения вреда причиняет пострадавшему имущественный вред, поскольку в результате инфляции покупательная способность назначенных, но невыплаченных сумм снижается. В этой связи механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных получателю.

Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).

Об индексации компенсационных выплат

В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.

Полагаются ли мне какие-нибудь льготы, если я являюсь вдовой ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС 1 категории, приравненного к инвалидам войны 2 группы. Муж с 2012 года прописан в Украине, Умер в январе 2023 г в г. Николаеве.

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Положено ли ежемесячное пособие внукам ликвидаторов ЧАЭС до 18 лет?

Надежда Геннадьевна, льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, установленная п.3 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года), так же, как и в ранее действовавшей редакции, на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, в том числе вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Законом не распространяется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского областного суда от 2 ноября 2012 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Курганской области: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5 — 10 и часть 3 пункта 17 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 33, в той мере, в какой данный нормативный акт применяется для предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании федеральных законов и за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Правительства Курганской области Лескевича А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг.

постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 33 утверждено Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Прокурор Курганской области обратился в Курганский областной суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу названного Положения в той мере, в какой данный нормативный правовой акт применяется для предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Прокурор полагал, что отдельные нормы Положения противоречат федеральному законодательству: Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральному закону от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральному закону от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
По мнению прокурора, установление ежемесячных выплат в таком порядке лишает граждан права на оплату жилья и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральным законодательством, не отвечает целям социальной защиты льготных категорий граждан, нарушает принцип равенства всех перед законом, гарантированный Конституцией Российской Федерации.
Решением Курганского областного суда от 2 ноября 2012 года заявление прокурора Курганской области удовлетворено частично: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5 — 10 и часть 3 пункта 17 оспариваемого Положения в той мере, в какой данный нормативный акт применяется для предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании федеральных законов и за счет федерального бюджета.
В апелляционной жалобе Правительства Курганской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового решения об отказе удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявление прокурора и удовлетворяя его, суд исходил из того, что нормы оспариваемого Положения, в соответствии с которыми жилищно-коммунальная выплата для граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», рассчитывается на основании регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, не соответствуют федеральному законодательству, предусматривающему для таких категорий граждан иной объем льгот.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на законе, анализ которого приведен в решении суда.
Из оспариваемого Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 33, следует, что оно определяет порядок назначения и осуществления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими, независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены для участников Великой Отечественной войны (статья 15), ветеранов боевых действий (статья 16), лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (статья 18).
В соответствии со статьей 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предоставляются такие меры социальной поддержки как оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (статьи 2 и 5) Федеральные законы «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнены нормами (статьями 23.2 и 28.2 соответственно), согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Иных полномочий, в том числе по установлению условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Между тем, в пунктах 5 — 10, части 3 пункта 17 оспариваемого Положения речь идет о предоставлении гражданам жилищно-коммунальной выплаты, которая определяется исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.
Так, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»:
инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), и членам их семей, совместно с ними проживающим, жилищно-коммунальная выплата назначается в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Курганской области;
лицам, награжденным нагрудным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), участникам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий — в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и 50% размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, используемого при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи, совместно с ним проживающего, и на фактически занимаемую площадь жилого помещения;
ветеранам боевых действий и членам их семей, совместно с ними проживающим — 50% размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, используемого при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, на каждого члена семьи и на фактически занимаемую площадь жилого помещения (пункт 6).
Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
одиноким инвалидам — 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемый путем деления регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного для одиноко проживающего гражданина, на 33 кв. м;
инвалидам, проживающим в семьях, — в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из количества квадратных метров площади жилого помещения, приходящегося на его долю, и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения;
семьям, имеющим ребенка-инвалида, — 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения (пункт 7).
Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», а также Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», жилищно-коммунальная выплата назначается в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м и 50% размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, используемого при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи, совместно с ними проживающего (пункт .
Согласно пункту 9 Положения гражданам, на которых распространяется Положение, проживающим в жилых помещениях, площадь которых меньше предусмотренной региональным стандартом, размер жилищно-коммунальной выплаты определяется исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что гражданам, проживающим в семьях, в составе которых несколько получателей мер социальной поддержки, а площадь жилого помещения меньше предусмотренной региональным стандартом, размер жилищно-коммунальной выплаты определяется на каждого человека с учетом фактической площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м.
В пункте 10 Положения указывается, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям применяется в зависимости от наличия централизованного отопления в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 пункта 17 Положения при изменении величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг перерасчет размера жилищно-коммунальной выплаты производится без подачи получателем жилищно-коммунальной выплаты заявления о перерасчете.
Сравнительный анализ приведенных норм оспариваемого нормативного правового акта и положений федерального законодательства свидетельствует о том, что объем льгот, установленный оспариваемым Положением, не соответствует объему льгот, установленному федеральным законодательством. В этой связи правильным является вывод суда об отсутствии у субъекта Российской Федерации полномочий по установлению иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий предоставления льгот.
Применение региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из смысла статьи 159 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров.
С учетом того, что региональные стандарты представляют собой среднюю величину стоимости жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги) в муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации, суд правильно указал в решении, что их применение исключается при предоставлении мер социальной поддержки, установленных федеральных законодательством и предоставляемых за счет федеральных средств.
Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.
Апелляционная жалоба Правительства Курганской области не содержит доводов, опровергающих выводы суда, поэтому по ее доводам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Вам будет интересно ==>  Электрички спб для пенсионеров в 2023

3. Правоприменительные решения, принятые по делу гражданки Фоминой Валентины Николаевны на основании части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежат пересмотру после приведения положений названного Закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации во исполнение настоящего Постановления.

По буквальному смыслу названной нормы, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров предоставляется членам семьи умершего инвалида, которому данная выплата производилась или могла производиться, безотносительно к тому, получали ли они сами такую компенсацию при жизни кормильца. Аналогичным образом сформулирован абзац второй пункта 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751), в котором среди получателей данной выплаты прямо названы не только поименованные в пункте 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающие с ними дети, не достигшие 14-летнего возраста, но и граждане, указанные в части четвертой той же статьи.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 2023 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой”

Оставляя без удовлетворения требования В.Н. Фоминой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Железнодорожный районный суд города Рязани в решении от 11 апреля 2023 года исходил из того, что в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная выплата устанавливается членам семьи умершего инвалида-чернобыльца лишь в том случае, если они имели право на нее при жизни умершего, и что пункт 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907), не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на данную компенсацию. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июня 2023 года. Определением от 22 июля 2023 года судья Рязанского областного суда отказал В.Н. Фоминой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Вам будет интересно ==>  Какие льготы для многодетных семей в 2023

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Решение Верховного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N АКПИ13-809

В этих целях Правила обязывают граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на дополнительную площадь жилого помещения, при подаче заявления на получение сертификата представить копию документа, подтверждающего это право (подпункт «г» пункта 19, подпункт «е» пункта 44), что не противоречит какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на получение социальной выплаты с учетом их права на дополнительную площадь.

Право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты было предусмотрено пунктом 3 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).

Необходимо учитывать срок исковой давности, который он в большинстве случаев составляет 3 года. Следовательно, если ТСЖ заявит о пропуске срока исковой давности, требование о взыскании переплаты за период с 2009 по 2011 года удовлетворено не будет однозначно.

Согласно ст.14 ФЗ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: 3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского областного суда от 2 ноября 2012 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Курганской области: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5 — 10 и часть 3 пункта 17 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 33, в той мере, в какой данный нормативный акт применяется для предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании федеральных законов и за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Правительства Курганской области Лескевича А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг.

постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 33 утверждено Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Прокурор Курганской области обратился в Курганский областной суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу названного Положения в той мере, в какой данный нормативный правовой акт применяется для предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Прокурор полагал, что отдельные нормы Положения противоречат федеральному законодательству: Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральному закону от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральному закону от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
По мнению прокурора, установление ежемесячных выплат в таком порядке лишает граждан права на оплату жилья и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральным законодательством, не отвечает целям социальной защиты льготных категорий граждан, нарушает принцип равенства всех перед законом, гарантированный Конституцией Российской Федерации.
Решением Курганского областного суда от 2 ноября 2012 года заявление прокурора Курганской области удовлетворено частично: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5 — 10 и часть 3 пункта 17 оспариваемого Положения в той мере, в какой данный нормативный акт применяется для предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании федеральных законов и за счет федерального бюджета.
В апелляционной жалобе Правительства Курганской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового решения об отказе удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявление прокурора и удовлетворяя его, суд исходил из того, что нормы оспариваемого Положения, в соответствии с которыми жилищно-коммунальная выплата для граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», рассчитывается на основании регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, не соответствуют федеральному законодательству, предусматривающему для таких категорий граждан иной объем льгот.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на законе, анализ которого приведен в решении суда.
Из оспариваемого Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005 года N 33, следует, что оно определяет порядок назначения и осуществления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими, независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены для участников Великой Отечественной войны (статья 15), ветеранов боевых действий (статья 16), лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (статья 18).
В соответствии со статьей 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предоставляются такие меры социальной поддержки как оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (статьи 2 и 5) Федеральные законы «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнены нормами (статьями 23.2 и 28.2 соответственно), согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Иных полномочий, в том числе по установлению условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Между тем, в пунктах 5 — 10, части 3 пункта 17 оспариваемого Положения речь идет о предоставлении гражданам жилищно-коммунальной выплаты, которая определяется исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.
Так, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»:
инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), и членам их семей, совместно с ними проживающим, жилищно-коммунальная выплата назначается в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Курганской области;
лицам, награжденным нагрудным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), участникам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий — в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и 50% размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, используемого при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи, совместно с ним проживающего, и на фактически занимаемую площадь жилого помещения;
ветеранам боевых действий и членам их семей, совместно с ними проживающим — 50% размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, используемого при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, на каждого члена семьи и на фактически занимаемую площадь жилого помещения (пункт 6).
Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
одиноким инвалидам — 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемый путем деления регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного для одиноко проживающего гражданина, на 33 кв. м;
инвалидам, проживающим в семьях, — в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из количества квадратных метров площади жилого помещения, приходящегося на его долю, и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения;
семьям, имеющим ребенка-инвалида, — 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения (пункт 7).
Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», а также Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», жилищно-коммунальная выплата назначается в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м и 50% размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, используемого при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на каждого члена семьи, совместно с ними проживающего (пункт .
Согласно пункту 9 Положения гражданам, на которых распространяется Положение, проживающим в жилых помещениях, площадь которых меньше предусмотренной региональным стандартом, размер жилищно-коммунальной выплаты определяется исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что гражданам, проживающим в семьях, в составе которых несколько получателей мер социальной поддержки, а площадь жилого помещения меньше предусмотренной региональным стандартом, размер жилищно-коммунальной выплаты определяется на каждого человека с учетом фактической площади жилого помещения и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м.
В пункте 10 Положения указывается, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям применяется в зависимости от наличия централизованного отопления в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 пункта 17 Положения при изменении величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг перерасчет размера жилищно-коммунальной выплаты производится без подачи получателем жилищно-коммунальной выплаты заявления о перерасчете.
Сравнительный анализ приведенных норм оспариваемого нормативного правового акта и положений федерального законодательства свидетельствует о том, что объем льгот, установленный оспариваемым Положением, не соответствует объему льгот, установленному федеральным законодательством. В этой связи правильным является вывод суда об отсутствии у субъекта Российской Федерации полномочий по установлению иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий предоставления льгот.
Применение региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из смысла статьи 159 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров.
С учетом того, что региональные стандарты представляют собой среднюю величину стоимости жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги) в муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации, суд правильно указал в решении, что их применение исключается при предоставлении мер социальной поддержки, установленных федеральных законодательством и предоставляемых за счет федеральных средств.
Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.
Апелляционная жалоба Правительства Курганской области не содержит доводов, опровергающих выводы суда, поэтому по ее доводам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Вам будет интересно ==>  Документы для продажи земельного участка в 2023

Adblock
detector