Закон о переселение из аварийного жилья 2023 года

Закон о переселение из аварийного жилья 2023 года

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4218, 4256; N 49, ст. 6928; 2023, N 1, ст. 38, 52; N 27, ст. 3967; 2023, N 27, ст. 4288; 2023, N 52, ст. 7922; 2023, N 1, ст. 46; N 15, ст. 2030; N 53, ст. 8484) следующие изменения:

В частности, в маневренном фонде могут временно размещаться граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома (МКД) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Договоры найма жилого помещения маневренного фонда заключаются с такими гражданами до завершения расчетов с ними либо до предоставления им жилья, но не более чем на 2 года.

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий и (или) договоры о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии. При этом субсидия предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.»;

«3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;»;

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

В целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – финансовой поддержки на реализацию указанных программ Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносится ряд изменений, направленных на уточнение понятия этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, функций Фонда, порядка использования земельных участков, на которых размещались многоквартирные дома, расселённые с использованием финансовой поддержки за счёт средств Фонда, порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда и об объёме такой поддержки, порядка принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки.

Статья 16

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

Законодательно положения программы закреплены в Федеральном Законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185 ФЗ от 21 июля 2007 года. В законе отражены общие положения, порядок работы Фонда и особенности предоставления финансовой помощи. Разрешить спорную ситуацию поможет и Жилищный Кодекс РФ.

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Расселению подлежат ветхие и аварийные дома. Аварийным признаётся дом, относящийся к Жилищному фонду РФ в соответствии с Постановлением Правительства № 47 от 28.02.2006 г. Частные строения относят к аварийным после заключения специальной комиссии и уведомления собственника.

Вам будет интересно ==>  Могут Выдать Исполнительный Лист Ответчику

Нередко, когда местная власть, вместо строительства новго жилья предпочитает выкуп вторички, а люди не согласны переселяться, хотят получить по праву новое благоустроенное жилье. Или же квартиры предоставляются в других районах города, что тоже не всегда устраивает отселенцев.

Эти деньги предусмотрены в бюджете на 2023–2023 годы, но будут направлены регионам уже сейчас. Из них более 13,1 млрд рублей пойдёт на ускоренное расселение граждан из аварийных домов в 23 регионах страны. С помощью федерального финансирования будет переселено почти 26 тысяч человек. Общая площадь жилья, которое планируется к расселению, – 417 тыс. кв. м.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

27.12.2023 г. президент Российской Федерации В. Путин подписал ФЗ №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2023 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Лица, которые имеют в собственности другое жилье, пригодное для проживания на постоянной основе, или занимаемые на основании договора соцнайма в ходе расселения аварийного жилья могут взамен получить только выкупную цену за жилплощадь, зарегистрированную за ними.

Закон о переселение из аварийного жилья 2023 года

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2023).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2023-2023 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2023, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2023 года).

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

В целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – финансовой поддержки на реализацию указанных программ Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносится ряд изменений, направленных на уточнение понятия этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, функций Фонда, порядка использования земельных участков, на которых размещались многоквартирные дома, расселённые с использованием финансовой поддержки за счёт средств Фонда, порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда и об объёме такой поддержки, порядка принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки.

Из аварийного жилья переселят раньше

Это помимо того что госкорпорация направила в субъекты РФ по авансам и реестрам контрактов по этапу 2023–2023 гг. программы 29,96 млрд рублей, по авансам и реестрам контрактов этапа 2023–2023 гг. – 10,62 млрд рублей.
«Планировалось, что с 2023 г. финансирование программы переселения вырастет почти ­в 3 раза, – отметил Сергей Степашин. – Поэтому, конечно, было бы правильным перенести часть финансирования с последующих лет на ближайшее время начиная с 2023 г. Это позволит увеличить объёмы и темпы расселения ­аварийного жилья».

«Строительная отрасль продолжает работать. Дома строятся. По этапу 2023–2023 гг. прошло контрактование, начато строительство. Причём строим сразу для переселения тех, кто попал во 2-й этап программы, и тех, кто в 3-й. В мае пойдёт активное заключение новых контрактов», – пояснил он.

«У нас есть планы завершить программу расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2023 г., досрочно. Есть, конечно, ряд муниципалитетов, в которых такого жилья очень много. Мы им помогаем и будем помогать. Но большая часть ­муниципалитетов планируют ­завершить программу в 2023–2023 гг.», – сказал он.

«Учитывая, что целый ряд регионов готов работать опережающими темпами, мы начали их финансирование для реализации этапа программы 2023–2023 гг., – рассказал председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. – Уже перечислены авансы в размере 5,4 млрд рублей по заявкам 29 регионов».

В госкорпорации нам рассказали, что нацеливают регионы активнее использовать новые механизмы расселения аварийного жилья, которые президент страны утвердил в конце прошлого года. Речь идёт о предоставлении гражданам субсидий на приобретение новых квартир, строительстве арендного жилья, софинансировании проектов развития застроенных территорий и др. Это может существенно облегчить и ускорить процесс ликвидации аварийного жилого фонда в стране и одновременно обеспечит людям большую свободу выбора и возможность улучшить ­качество жизни.

Закон о переселение из аварийного жилья 2023 года

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Данная норма вступила в силу 28.12.2023. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Федеральным законом от 27.12.2023 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Ч. 8.2. ст. 32 ЖК вступила в силу 28 декабря 2023 года на основании Федерального закона от 27.12.2023 № 473-ФЗ, а Куприн приобрел комнату 15 ноября 2023 года. Суды не учли, что на момент покупки размер возмещения определялся по общим правилам ч. 7 ст. 32 ЖК и не зависел от того, было ли жилье признано аварийным до перехода права собственности или после.

Куприн попытался оспорить решение первой инстанции. По мнению истца, суд неверно применил нормы ЖК, ведь ч. 8.2 ст. 32 ЖК ввели Федеральным законом от 27.12.2023 № 473-ФЗ, а он обратился в администрацию с требованием о выкупе комнаты до вступления в силу этой нормы.

Вам будет интересно ==>  Как взыскать алименты с неработающего официально отца ребенка 2023

Апелляционная и кассационная инстанции отказались менять размер компенсации. Суды почитали, что первая инстанция верно применила нормы ч. 8 ст. 32 ЖК, так как эта норма, по мнению судов, не зависит от даты возникновения права собственности на жилье и распространяется на все случаи приобретения недвижимости после ее признания аварийной.

В сентябре 2023 года Олег Куприн* приобрел комнату в многоквартирном доме в Омске за 330 000 руб. Тогда этот дом уже два года был признан аварийным и подлежал сносу. В 2023 году жильцы дома отказались от самостоятельного сноса и попросили городскую администрацию принять решение об изъятии участка. Администрация не стала изымать землю и выплачивать компенсации, ссылаясь на отсутствие денег в городском бюджете. Вместо этого чиновники собирались переселить людей в новое жилье до конца 2024 года по региональной программе.

По мнению ВС, судам было необходимо учитывать редакцию ЖК на день покупки комнаты, а не обращения суд или предъявления требований администрации. В жилищном праве закреплен принцип прямого действия норм во времени, поэтому положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК не могут распространяться на правоотношения, возникшие до их вступления в силу, напомнил ВС.

Новая программа, предложенная Фондом ЖКХ, предполагает включение в программу аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 2023 года. Кроме того, в рамках программы планируется осуществить комплексное развитие территорий и создание наемного жилья.

В пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ сообщили, что программа расселения аварийного жилья распространяется на многоквартирные дома, признанные аварийными после 2023 года. Общий бюджет программы составит 45 млрд рублей до конца 2024 года и будет распределен пропорционально объемам аварийного жилья в каждом субъекте.

Участниками программы в первую очередь станут те субъекты, которые уже выполнили обязательства по расселению аварийного жилья в рамках программы «Жилье и городская среда» на 2023-2024 годы. Среди регионов-участников на первоначальном этапе станут города Санкт-Петербург, Севастополь, а также Карачаево-Черкесия и Сахалинская область.

В каждом регионе действует собственная программа переселения граждан из аварийного жилья. Все многоквартирные дома, признанные аварийными, автоматически включаются в региональную программу, и для них формируется график расселения. Плановую дату можно посмотреть в федеральном реестре аварийных домов.

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2023 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

  • в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
  • в отношении домов из дерева65%;
  • дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

1. Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2023 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4218, 4256; N 49, ст. 6928; 2023, N 1, ст. 38, 52; N 27, ст. 3967; 2023, N 27, ст. 4288; 2023, N 52, ст. 7922; 2023, N 1, ст. 46; N 15, ст. 2030; N 53, ст. 8484) следующие изменения:

«8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;»;

«4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;»;

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2008, N 20, ст. 2254; N 30, ст. 3597; N 49, ст. 5723; 2009, N 15, ст. 1780; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 11, ст. 1174; 2011, N 1, ст. 49, 53; N 23, ст. 3264; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7028; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7595; 2013, N 14, ст. 1646; N 30, ст. 4073; N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3377, 3406; N 30, ст. 4219; N 48, ст. 6637; 2023, N 1, ст. 11, 52; N 10, ст. 1418; N 27, ст. 3967; 2023, N 23, ст. 3299; N 26, ст. 3890; 2023, N 31, ст. 4816; N 45, ст. 6585; 2023, N 1, ст. 54, 67, 90; N 18, ст. 2563; N 49, ст. 7508, 7524) следующие изменения:

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2023-2023 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2023, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2023).

в графе 16 — расчетная стоимость экономии бюджетных средств, образовавшаяся в результате переселения граждан в свободный муниципальный жилищный фонд, которую рекомендуется определять, как произведение площади жилых помещений, расселяемых в свободный муниципальный жилищный фонд, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующим на дату утверждения программы переселения;

3.3. Органу местного самоуправления рекомендуется провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений, размере возмещения за изымаемые жилые помещения, размере субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений, с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.

Вам будет интересно ==>  Транспортный налог для чернобыльцев в московской области

в графе 15 — расчетная стоимость экономии бюджетных средств, образовавшаяся в результате переселения граждан путем приобретения (строительства) жилых помещений, в рамках реализации решений о КРТ, которую рекомендуется определять как произведение площади жилых помещений, расселяемых в рамках реализации решения о КРТ, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующим на дату утверждения программы переселения;

3.4. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить необходимость доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, а также рекомендуется разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.

3.2. Органу местного самоуправления рекомендуется провести предварительную работу по выявлению собственников жилых помещений, проживающих в аварийных многоквартирных домах, имеющих иное пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в собственности или занимаемое на условиях договора социального найма.

Он допустил, что существует техническая возможность ускорения новой программы, которая зависит от механизмов реализации программы и графика финансирования. По его мнению, большинство регионов России завершит текущую программу в 2023 году, а регионы с очень большими объемами аварийного фонда — в 2024 году.

Программа расселения аварийного жилья запущена в рамках проекта «Жилье и городская среда». По программе планируется переселить из 9,54 млн кв. м аварийного фонда более 530 тыс. человек. Региональные программы уже досрочно завершили Карачаево-Черкесия, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург и Севастополь.

Из аварийного жилья переселят раньше

«Очень важно, чтобы строительные работы продолжались, но при жёстком условии соблюдения всех необходимых санитарных норм», – сказал министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев. Не должно быть, по его мнению, никаких срывов при выполнении бюджетных обязательств, а застройщикам нужно исполнить контракты в срок.

«Строительная отрасль продолжает работать. Дома строятся. По этапу 2023–2023 гг. прошло контрактование, начато строительство. Причём строим сразу для переселения тех, кто попал во 2-й этап программы, и тех, кто в 3-й. В мае пойдёт активное заключение новых контрактов», – пояснил он.

В Северной Осетии – Алании тоже собираются завершить программу раньше установленного срока. «Во II квартале мы выполним целевые показатели этого года и перейдём к опережающему темпу расселения аварийного жилья, чтобы досрочно завершить программу», – сказал министр ЖКХ, топлива и энергетики республики Майран Тамаев.

На третьем месте – Ямало-Ненецкий автономный округ, где переселили 6,85 тыс. человек из аварийного жилья площадью 96,49 тыс. кв. метров.
В Курской обл. программа также набрала хорошие темпы. Целевые показатели 2023 г., по словам председателя комитета строительства Романа Денисова, уже выполнены и сейчас расселение аварийного жилья идёт уже в счёт плана 2023 г.

«У нас есть планы завершить программу расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2023 г., досрочно. Есть, конечно, ряд муниципалитетов, в которых такого жилья очень много. Мы им помогаем и будем помогать. Но большая часть ­муниципалитетов планируют ­завершить программу в 2023–2023 гг.», – сказал он.

Закон о переселение из аварийного жилья 2023 года

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2023 № 1-КГ15-10).

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2023 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47

Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Данная комиссия создается Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Правила выселения граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Например, при рассмотрении иска администрации района к В. о выкупе жилого помещения и по встречному иску В. к администрации района об установлении и взыскании выкупной цены жилого помещения судебные инстанции признали обоснованным включение в выкупную цену жилого помещения расходы В. на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.

Adblock
detector