213 фз о государственном оборонном заказе

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г

Действие пункта 1 (в части формирования оборонного заказа в пределах установленных федеральным бюджетом расходов на эти цели) и абзаца четвертого пункта 3 (в части утверждения оборонного заказа в пределах установленных федеральным бюджетом расходов на эти цели) статьи 3 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2011 г. до 31 декабря 2014 г.

Действие пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона приостановлено на 1997 год в части установленного статуса защищенных статей расходов федерального бюджета на оборонный заказ, за исключением расходов, связанных с исполнением государственного оборонного заказа, определенных статьей 75 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ

Гособоронзаказ: как участвовать в закупках

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства производятся в рамках государственного оборонного заказа (иначе — гособоронзаказ, ГОЗ). Они проводятся по сложным и строгим правилам, которые отпугивают многих неопытных поставщиков. Однако именно низкая конкуренция является основным аргументом «за» участие в торгах по ГОЗ. В настоящей статье мы расскажем об общих принципах организации закупок по гособоронзаказу и об алгоритме участия в таких закупках.

Обратите внимание: уведомления об открытых закупках в системе гособоронзаказа можно получать на электронную почту. Для этого надо настроить в сервисе « Контур.Закупки » шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.

Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ. Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Не надо думать, что в рамках ГОЗ государство закупает только какую-то высокотехнологичную, специфическую продукцию или секретные приборы. Заказчикам по 275-ФЗ как любым другим нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника и расходные материалы. Требования к исполнителям гособоронзаказа также вполне стандартные:

11. Закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контроль за непревышением объема финансового обеспечения для осуществления таких закупок, содержащихся в предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации и документах, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». (Часть введена — Федеральный закон от 27.12.2023 № 571-ФЗ; в редакции Федерального закона от 08.12.2023 № 422-ФЗ)

3. Государственный оборонный заказ может уточняться в пределах основных показателей государственного оборонного заказа с учетом результатов его размещения и исходя из хода его выполнения, а также в случае внесения в текущем финансовом году изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

13) идентификатор государственного контракта — уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2023 № 159-ФЗ)

10) отдельный счет — счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешенной в соответствии с пунктом 16 статьи 84 настоящего Федерального закона, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2023 № 159-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2023 № 263-ФЗ)

12) орган финансового мониторинга — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2023 № 159-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.12.2023 № 394-ФЗ)

Статья 10 «Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу».

  • утвержден перечень продукции по ГОЗ, на которую распространяется государственное регулирование
  • применение различных видов цен на продукцию ГОЗ
  • учет в структуре цены на продукцию ГОЗ производственных затрат на ее производство и реализацию.
  • оплата ГИ, исполнителю экономически обоснованных затрат
  • осуществление головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов ФХД по каждому ГК, контракту.

Перечень недопустимых операций:

  • Предоставление ссуд, займов, кредитов;
  • Возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним;
  • Перечисление средств физическим лицам;
  • Операции по формированию уставного капитала других юрлиц;
  • Другие операции, рассмотренные в статье 8.4 275 ФЗ.

    Головной исполнитель:

    • Утверждает состав исполнителей, цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования;
    • Дает возможность государственному заказчику контролировать качество товаров, работ и услуг ГОЗ;
    • Представляет информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, РКМ и информацию о затратах по запросу госзаказчика и контролирующего органа;
    • Иные обязанности.

Чего делать нельзя:

  1. Головному исполнителю и исполнителю запрещаются действия, которые влекут за собой повышение цен по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта.
  2. Когда поставки по гособоронзаказу прекращаются – у единственного исполнителя нет права ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности без согласия государственного заказчика.

Статья 8.3 «Режим использования отдельного счета» и 8.4 «Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается» – когда заказчиком выступает Министерство обороны, исполнители должны использовать отдельный счет.

Какие операции проводят по отдельному счету:

  • Оплата страховых и налоговых платежей;
  • Оплата расходов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • Перечисление прибыли по контракту ГОЗ;
  • Выплата заработной платы;
  • Иные операции, описанные в статье 8.3 275-ФЗ.

Исполнитель:

  • Обеспечивает соответствие поставок продукции требованиям контракта;
  • Заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
  • Включает ИГК в контракты с другими исполнителями;
  • Использует отдельный счет по назначению;
  • Другие обязанности.

    Новый 275-ФЗ: все изменения в гособоронзаказе 2023 года

    2023 год в гособоронзаказе связан с реализацией Федерального закона № 490-ФЗ от 30.12.2023. Вот кратко, что нужно знать о 275-ФЗ в новой редакции: с 01.03.2023 не допускается без лицензии деятельность, которая связана с сервисным обслуживанием вооружения и военной техники. Из-за этого до 01.03.2023 приостановили действие п. 10 ч. 1 ст. 12 закона о гособоронзаказе о полномочиях правительства на утверждение порядка организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники, чтобы обеспечить и простимулировать выполнение гособоронзаказа.

    1. Подготовить и сдать отчеты об исполнении контракта по требованиям 275-ФЗ.
    2. Направить заказчику по ГОЗ отчетность о полной реализации госконтракта.
    3. Получить деньги за исполнение соглашения на отдельный счет.
    4. Дождаться результата проверки отчетов о ходе исполнения и о полном исполнении контракта.
    5. Подать заявление в уполномоченный банк о закрытии отдельного счета. Вместе с заявлением предоставить отметку о принятии отчетности об исполнении ЕИС ГОЗ. Если у исполнителя есть военное представительство, отчет о полном исполнении контракта готовят в форме документов о полном исполнении от ВП.

    В отличие от государственных и муниципальных закупок, в заказе продукции ГОЗ участвуют три стороны: заказчик, исполнитель и головной исполнитель. Головной исполнитель и исполнитель кооперируются и реализуют для заказчика гособоронзаказ. Закон № 275 регламентирует деятельность каждого участника закупочного процесса и определяет правила, по которым работают все стороны.

    • определение уполномоченного банка. Это опорное кредитное учреждение для проведения операций по оборонно-промышленному комплексу. К опорным банкам относятся и те организации, которые назначает правительство РФ. Полный список еще не утвержден, сейчас опорным является ПАО «Промсвязьбанк»;
    • новые обязанности заказчика. Таким организациям надлежит согласовать уполномоченный банк с головным исполнителем и обеспечить заключение контрактов на сумму не ниже установленной правительством РФ (ч. 20, 21 ст. 7 275-ФЗ). Банковское сопровождение таких контрактов осуществляется в опорном банке;
    • обязательства головных исполнителей. Головные исполнители обязаны согласовать уполномоченный банк с заказчиком, после чего заключить договор о банковском сопровождении.

    Кроме того, 19.12.2023 вступил в силу закон № 422-ФЗ от 08.12.2023, который внес изменения в ст. 6 275-ФЗ. С 19.12.2023 закупки по ГОЗ не учитываются при формировании планов-графиков по 44-ФЗ. К онтроль за непревышением объема финансирования для таких госзакупок над объемом финансового обеспечения, выделенным заказчику для осуществления закупок, проводится в соответствии с ч. 6 ст. 99 44-ФЗ.

    Гособоронзаказ: как участвовать в закупках

    Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.

    Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства производятся в рамках государственного оборонного заказа (иначе — гособоронзаказ, ГОЗ). Они проводятся по сложным и строгим правилам, которые отпугивают многих неопытных поставщиков. Однако именно низкая конкуренция является основным аргументом «за» участие в торгах по ГОЗ. В настоящей статье мы расскажем об общих принципах организации закупок по гособоронзаказу и об алгоритме участия в таких закупках.

    ВНИМАНИЕ. Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию (работы, услуги), если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

    Обратите внимание: уведомления об открытых закупках в системе гособоронзаказа можно получать на электронную почту. Для этого надо настроить в сервисе « Контур.Закупки » шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

    Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ. Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

    Новое в ГОЗ: что изменилось в законодательстве о гособоронзаказе в 2023 году

    1. С 11 мая 2023 года действуют изменения по Федеральному закону № 133-ФЗ от 30 апреля 2023 года. Поправками из 275-ФЗ исключены избыточные требования к документам, которые передаются, чтобы составить распоряжения о списании денег с отдельного счета, открытого для расчетов по ГОЗ. Идентификатор контракта в документах можно не указывать. Это закреплено в ч. 2.1 ст. 8.5 275-ФЗ в последней редакции.
    2. С 26 мая 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ от 26.05.2023. Он дополнил законодательство о ГОЗ положением, согласно которому правительство для обеспечения и стимулирования выполнения гособоронзаказа вправе в числе прочих мер устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
    3. 30 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ. Согласно поправкам, больше не требуется обеспечение контракта на создание, поставку, ремонт, модернизацию, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, в т. ч. космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение (ч. 2.1 ст. 6 Закона о ГОЗ в последней редакции).

    Скорректировано положения о контроле в сфере государственного оборонного заказа, добавлены новые нормы о полномочиях контролирующего органа. Теперь он в праве требовать от хозяйствующего субъекта прекратить действия (бездействия), в которых есть признаки правонарушения законодательства о ГОЗ.

    Если поставщик сформировал предложение на основании затратного метода определения цены, то мотивированное обоснование заказчика о несогласии с предлагаемыми затратами должно включать обоснование сумм изменения затрат по каждой статье калькуляции цены единицы продукции.

    У исполнителя есть минимум 10 дней с момента получения требования на то, чтобы исправить нарушения. Точный срок исполнения будет указан в требовании. Исполнитель получит требования только в том случае, если не выполнит обязанность подписать контракт по ГОЗ согласно ч. 6.1 ст. 6 в последней редакции (ст. 15.9-1 № 275-ФЗ в новой редакции).

    • ст. 15.2 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»;
    • 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»;
    • 30-ФЗ от 10.02.1999 «О финансировании судов России»;
    • 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного соцстрахования»;
    • 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке» и пр.

    Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2023?
    Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.

    • применение антимонопольных мер;
    • прибыльность поставок продукции;
    • рациональность и правомерность затрат исполнителей;
    • общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
    • поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
    • соблюдение равновесия интересов между участниками.

    Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году. Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2023 году данный акт подвергался не единожды изменениям.

    Во-первых, к данным документам относится Постановление Правительства № 353 (от 30.03.2023). Постановление № 353 вступило в силу с 11.04.2023 и закрепило ограничение о недопущении предоставления субсидий лицам, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения договора (в случае, если таковая процедура для них являлась обязательной).

    ФЗ-275 регулирует сферу исполнения оборонного заказа. Он предусматривает использование собственной системы терминов и понятий, устанавливает нормы, по которым осуществляется формирование, размещение и выполнение заказа, а также вводит обязательность госконтроля, основания и условия проведения проверок контролирующего органа. Закон в 2023 году претерпел серьезные изменения.

    • ст. 15.2 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»;
    • 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»;
    • 30-ФЗ от 10.02.1999 «О финансировании судов России»;
    • 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного соцстрахования»;
    • 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке» и пр.

    Если поставщик сформировал предложение на основании затратного метода определения цены, то мотивированное обоснование заказчика о несогласии с предлагаемыми затратами должно включать обоснование сумм изменения затрат по каждой статье калькуляции цены единицы продукции.

    Скорректировано положения о контроле в сфере государственного оборонного заказа, добавлены новые нормы о полномочиях контролирующего органа. Теперь он в праве требовать от хозяйствующего субъекта прекратить действия (бездействия), в которых есть признаки правонарушения законодательства о ГОЗ.

    1. С 11 мая 2023 года действуют изменения по Федеральному закону № 133-ФЗ от 30 апреля 2023 года. Поправками из 275-ФЗ исключены избыточные требования к документам, которые передаются, чтобы составить распоряжения о списании денег с отдельного счета, открытого для расчетов по ГОЗ. Идентификатор контракта в документах можно не указывать. Это закреплено в ч. 2.1 ст. 8.5 275-ФЗ в последней редакции.
    2. С 26 мая 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ от 26.05.2023. Он дополнил законодательство о ГОЗ положением, согласно которому правительство для обеспечения и стимулирования выполнения гособоронзаказа вправе в числе прочих мер устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
    3. 30 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ. Согласно поправкам, больше не требуется обеспечение контракта на создание, поставку, ремонт, модернизацию, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, в т. ч. космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение (ч. 2.1 ст. 6 Закона о ГОЗ в последней редакции).

    У исполнителя есть минимум 10 дней с момента получения требования на то, чтобы исправить нарушения. Точный срок исполнения будет указан в требовании. Исполнитель получит требования только в том случае, если не выполнит обязанность подписать контракт по ГОЗ согласно ч. 6.1 ст. 6 в последней редакции (ст. 15.9-1 № 275-ФЗ в новой редакции).

    Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

    Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

    Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

    Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

    В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

    Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

    О размещении информации о соответствии кредитных организаций требованиям федеральных законов

    • Информация о кредитных организациях, соответствующих требованиям части 1 статьи 15 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по состоянию на 01.06.2023;
    • Перечень банков, соответствующих критериям статьи 8 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № «О государственном оборонном заказе» по состоянию на 01.06.2023;
    • Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по состоянию на 01.06.2023.

    обеспечивает соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции требованиям государственных стандартов, тактико-технического (технического) задания государственного заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям государственного контракта (контракта);

    освобождение головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе»;

    1. Государственный контракт (контракт) заключается как на выполнение всего комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и уничтожения вооружения и военной техники, так и на отдельные виды этих работ.

    1. Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, несут ответственность за осуществление военно-технической политики, обеспечение выполнения федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период, других федеральных программ, своевременное обеспечение государственного заказчика финансовыми средствами для авансирования и оплаты продукции (работ, услуг) и выполнение других работ по оборонному заказу.

    Виды, размеры и порядок экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) определяются Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета, и соответствующие предложения вносятся в Государственную Думу на утверждение одновременно с проектом федерального бюджета.

    Этот факт означает, что такое юрлицо должно:

    • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
    • соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
    • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.

    На практике же нередко юрлицо поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги лицу, входящему в кооперацию (то есть заключившему договор с головным исполнителем или исполнителем, расчеты по которому осуществляются с использованием отдельного счета), и фактически товары поставляются для целей исполнения госконтракта. Но юрлицо-поставщик об этом достоверно не знает, поскольку в договоре между ним и его покупателем отсутствует ИГК и нет упоминаний о госконтракте и гособоронзаказе, а расчеты по такому договору проходят в обычном режиме без использования отдельных счетов.

    С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

    • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
    • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
    • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
    • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
    • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).

    Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ).

    В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.

    Одно из последствий пандемии — увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь.

    С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    государственный оборонный заказ (далее — оборонный заказ)правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества (далее — вооружение и военная техника), комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг (далее — продукция (работы, услуги), а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

    государственный заказчик оборонного заказа (далее государственный заказчик) — федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», осуществляющие заказы на разработку, производство, поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу. Государственным заказчиком вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке, а также по созданию новых технологий производства вооружения и военной техники в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, или Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

    головной исполнитель оборонного заказа (далее — головной исполнитель) — организация, заключившая государственный контракт с государственным заказчиком на поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу и оформляющая договоры с исполнителями оборонного заказа на поставки продукции (работ, услуг);

    Внесены изменения в Закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

    В соответствии с принятыми изменениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ) закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок. Контроль за непревышением объема финансового обеспечения для осуществления таких закупок над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, осуществляется в порядке, утвержденным частью 6 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

    213 фз о государственном оборонном заказе

    1. Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6) государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее — государственный контракт) — договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность;

    13) идентификатор государственного контракта — уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки;

    3) головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее — головной исполнитель) — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;

    4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    Вместе с тем, в рамках 3/5 млн.рублей могут также закупаться товары и услуги, непосредственно участвующие в выполнении ГОЗа, например, мелкие комплектующие изделия, полупроводниковые приборы, необходимые для производства вооружений и военной техники. Как правило, их применение прописано в КД (что также является основанием для признания доминирующего положения), а производство осуществляется под чутким контролем качества со стороны военной приемки. Т.е. производитель такой продукции без всякого напоминания и так прекрасно понимает, что она, кроме как для нужд выполнения ГОЗа, нигде не применяется. Кроме того, согласно пункту 6 Положения 1465, на такую продукцию распространяется государственное регулирование ценообразования, а значит, должен быть и контроль! Существует высокая вероятность, что для таких поставщиков ситуация не изменится, они как и прежде будут признаваться исполнителями ГОЗ, и на них будут распространяться все права, обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством в сфере ГОЗ, в том числе, запреты на необоснованное завышение стоимости продукции, предусмотренные частью 3 статьи 8 Закона.

    С другой стороны, имеются многочисленные судебные решения, связанные с иными подходами идентификации исполнителя по ГОЗ. И суды принимали позицию Центрального банка и Минобороны России. Так, по мнению регуляторов, в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона № 275-ФЗ ИГК — уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях при осуществлении расчетов по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона № 275-ФЗ, контракт — договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения ГОЗ. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 275-ФЗ исполнитель, участвующий в поставках продукции по ГОЗ, — лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. Иными словами, любое лицо, заключившее контракт в целях выполнения ГОЗ, с головным исполнителем, исполнителем является исполнителем ГОЗ. Таким образом, в силу пункта 4 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ контракт — это договор с ИГК. А наличие ИГК — критерий контракта по ГОЗ. Соответственно, заключение контракта — критерий исполнителя ГОЗ.

    Новые нормы распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2023 г. № 159 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», — которым было введено банковское сопровождение расчетов по ГОЗ.

    С 11 мая 2023 г. вступают в силу поправки в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (далее также Закон № 275-ФЗ). По новым правилам не требуется указание ИГК в распоряжениях при уплате обязательных платежей в бюджетную систему, оплате труда, исполнении исполнительных документов и в ряде других случаев. Изменения в Закон № 275-ФЗ также коснулись поставщиков продукции (товаров, работ, услуг) по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, и предприятий, получающих оплату по контракту (договору) в пределах 5,0 млн. руб. ежемесячного лимита отдельного счета головного исполнителя и 3,0 млн. руб. исполнителя. Законодатели также исключили обязанности головных исполнителей и исполнителей информировать вышеперечисленных потенциальных поставщиков о том, что такие контракты заключаются в целях исполнения ГОЗ. Нет и обязанностей включать в данных случаях ИГК в договоры и в распоряжения о переводе денежных средств.

    Скорее всего, контролёры этого не будут делать при поставках товаров, работ, услуг для общехозяйственных и общепроизводственных нужд, так как, согласно пояснительной записке к законопроекту, он направлен на решение именно этой, не так давно «проснувшейся» проблемы.

    Федеральный закон от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области.

    Размещение оборонного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности по видам оборонной продукции (работ, услуг), обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций — головных исполнителей (исполнителей) посредством использования механизма формирования цены продукции (работ, услуг),

    Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представляет на утверждение Президенту Российской Федерации основные показатели оборонного заказа на соответствующий год.

    Оплату поставок продукции (работ, услуг), осуществляемых исполнителем по контракту с головным исполнителем (исполнителем), может производить непосредственно государственный заказчик, если это предусмотрено соответствующим государственным контрактом (контрактом).

    Правительство Российской Федерации в двадцатидневный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете и утверждения Президентом Российской Федерации основных показателей оборонного заказа утверждает оборонный заказ в полном объеме в пределах расходов на эти цели, установленных федеральным бюджетом.

    5. Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику. Статьи федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, имеют статус защищенных статей расходов федерального бюджета.

    Гособоронзаказ: что нужно знать участнику о закупках по 275-ФЗ

    • осуществление планирования закупок
    • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
    • особенности описания объектов закупок
    • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
    • финансовое обеспечение исполнения контракта
    • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
    • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

    Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2023 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.

    • контракт с допсоглашениями;
    • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
    • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
    • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

    Также в закупках по ГОЗ действует национальный режим. Практически всегда запрещено предлагать иностранный товар. Постановление Правительства РФ № 9 от 14.01.2023 г. устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС. Исключение — если продукция не изготовлена на территории ЕАЭС.

    • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
    • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
    • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.
    Вам будет интересно ==>  Спб когда перечислят компенсацию на общественном транспорте за январь 2023
Adblock
detector