Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется

Статья 399 ГПК РФ

2. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

1. Согласно ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, иначе — иное гражданство. Причем под иным гражданством понимается гражданство (подданство) иностранного государства.

Субъекты международного частного права

2. Правоспособность и дееспособность иностранных физических лиц. Гражданская правоспособность физического лица определяется личным законом, т.е. тем нормативным актом, иным источником права, который определяет правоспособность в стране, гражданином (подданным) которой является это лицо. Для лиц без гражданства личный закон определяется правом места их постоянного жительства.

Что касается иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска и исполнения решения российского суда, тут действуют следующие правила. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска, за исключением случаев, если иностранное государство само явно выразило согласие на принятие соответствующих мер либо зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора.

Российское право исходит из наличия у государства именно функционального иммунитета. Закон о государственных иммунитетах с рядом оговорок и исключений говорит о неприменении судебного иммунитета иностранного государства в отношении следующих категорий споров:

Иностранное государство может само дать согласие на осуществление судом РФ юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: международного договора; письменного соглашения, не являющегося международным договором, а также заявления в суде, письменного уведомления суда в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора. Характерно, что РФ допускает для себя возможность отказа от иммунитета в иностранных судах. Так, в Законе о разделе продукции содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Во-вторых, если юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ, то к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

Статья 399 ГПК РФ

Под гражданской процессуальной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять процессуальные права, исполнять свои процессуальные обязанности. Гражданская процессуальная дееспособность граждан наступает в полном объеме по достижении ими 18-летнего возраста. Полностью дееспособным лицо становится также и с момента вступления его в брак до достижения 18 лет. Российским законодательством предусмотрены также иные случаи приобретения дееспособности до достижения 18 лет.

Распространение в Российской Федерации на иностранных граждан и апатридов национального режима кардинально влияет на их процессуальный статус при участии в рассмотрении споров отечественными органами правосудия. Никакие ограничения процессуальной дееспособности, установленные для таких лиц нормами их личного закона, учету не подлежат, они обладают дееспособностью в соответствии с российским правом (В.К. Пучинский) .
———————————
Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003. С. 806 (комментарий В.К. Пучинского).

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (в ред. от 21.05.2012) под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае если гражданин наряду с гражданством РФ имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

Во всех случаях получаем возможность признания гражданина дееспособным по законодательству РФ (кроме последнего представленного примера, исключающего возможность признания гражданина право- или дееспособным по положениям, установленным ГПК РФ), т.е. применения ч. 5 ст. 399 ГПК.

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
  • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
    • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
    • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
    • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособ­ность определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую дея­тельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособ­ность устанавливается по праву постоянного места жительства.

Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко оп­ределить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981г. (действующим до принятия, российского закона) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляют­ся два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принад­лежали к иностранному государству. Кроме того, аналогичное содержание указанных понятий дается в Законе о гражданстве РФ от 28.11.91г. (в ред. Федерального Закона от 6.02.95г.).

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельнос­ти. Так, например, в области предпринимательской деятельности к ино­странцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам пре­доставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйствен­ной деятельности в стране их гражданства[2].

Не все ограничения, установленные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Так, например, в соответствии с Федеральным Законом от 15.11.95г. «О сельскохозяйственной кооперации», иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.92г., иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть также аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное Поста­новлением Правительства РФ от 12.02.93г.); они не наделены правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием (Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Прави­тельства РФ от 23.06.93г.).

В Федеральном Законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995г. иностранным гражданам (а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам) предоставляется пра­во заниматься архитектурной деятельностью на территории РФ только в случае, если это предусмотрено в соответствующем международном до­говоре; в противном случае они могут принимать участие в архитектур­ной деятельности только совместно с архитектором — гражданином РФ (или российским юридическим лицом).

Несовершеннолетние в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами, осуществлять права автора произведений литературы, науки, искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей деятельности, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (покупать товары повседневного спроса, продукты питания). Остальные сделки они должны совершать с согласия родителей, усыновителей, попечителя.

Различается дееспособность малолетних — в возрасте до четырнадцати лет. Они могут совершать мелкие бытовые сделки. Закон разрешает им распоряжаться средствами, предоставленными законным представителем или третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних совершают родители, усыновители или опекун. Они и несут ответственность по сделкам малолетнего в полном объеме, а также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Вам будет интересно ==>  Может Ли Мать Увезти Ребенка В Другой Город Без Согласия Отца До Развода

Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным гражданское законодательство связывает и с другими обстоятельствами. Так, несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, контракту или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью.

При достаточных основаниях суд по ходатайству заинтересованных лиц может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Основанием для этого может послужить неразумное использование своих средств, пьянство и т. д.

Дееспособность совершеннолетних граждан может быть ограничена лишь законом. Например, в судебном порядке ограничиваются в дееспособности лица, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над ними устанавливается попечительство.

Статья 399

2. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

В то же время судам нет необходимости в каждом случае определять, является ли иностранный гражданин или лицо без гражданства полностью дееспособным в соответствии с личным законом, поскольку его гражданская процессуальная дееспособность может быть определена ст. 37 ГПК РФ (ч. 5 комментируемой статьи). В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства не являются полностью дееспособными по российскому праву, их гражданская процессуальная дееспособность определяется их личным законом, в соответствии с которым они могут обладать гражданской процессуальной дееспособностью.

1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела представителю в разных странах может возникать с разного возраста. Гражданская процессуальная дееспособность для иностранных граждан определяется законом страны гражданства, а в отношении лиц без гражданства — законом страны, в которой это лицо имеет место жительства.

2. Нормы комментируемой статьи не следует путать с нормами об определении материальной право- и дееспособности. Порядок определения гражданской правосубъектности установлен ст. 1195 ГК РФ, в соответствии с которой личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

В отдельных случаях законодатель предусматривает дифференцированный подход в определении дее- и правоспособности иностранных граждан на территории РФ. Особенности правового положения этой категории субъектов вытекают из специальных двусторонних соглашений.

При определении гражданской правоспособности важно руководствоваться его личным законом. На территории России лица без гражданства и иностранные граждане обладают равной с российскими гражданами правоспособностью. Они могут независимо от расы, национальности, пола, религиозных взглядов и некоторых других факторов, обладать личными неимущественными и имущественными правами, иметь в собственности имущество. Все правила, установленные Гражданским кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее , распространяются как на граждан РФ, так и на лиц без гражданства и иностранных граждан.

Законодательство принявшей беженца страны определяет понятие беженца, принципы и условия, при которых лицо может получить статус беженца, объем дееспособности и правоспособности лиц, которые получили этот статус. Нормы, регулирующие правовой статус беженцев на территории России, играют важное значение для создания условий стабильности среди граждан РФ, а также самих лиц со статусом «беженец».

Существует ряд исключений из определения правоспрособности и дееспособности по личному закону в России для граждан других государств и лиц без гражданства. Это относится к сделкам, которые совершаются лицами без гражданства и иностранными гражданами. Заключая сделки в России, иностранный гражданин не может ссылаться на полный объем полномочий, которыми обладает в своем государстве.

Выбор личного закона осуществляет законодатель. Личный закон в форме национального закона применяется в большинстве европейских стран. В странах с системой общего права (Канада, США, Англия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее ) предпочтение отдается личному закону в форме закона домилиция. В РФ используется смешанная система определения личного закона.

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Иностранец может находиться на территории Российской Федерации законно, либо незаконно 4 . Понятно, что иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца. Тем не менее, будучи человеком и обладая естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, такой иностранец может заявить свои претензии на правовую защиту как к стране пребывания, так и к государству, гражданином которого он является.

Полномочия по контролю за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, а также по борьбе с нарушителями режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ переданы силовикам, а именно ФМС МВД РФ.

2. Для иностранных граждан установлены ограничения в отношении занятия определенных должностей. В соответствии с законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), не могут находиться на государственной или муниципальной службе, занимать гос. должности, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста и т.д.

— социальную защиту, в т.ч. социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

3) личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Это означает, что если убежище беженцу было предоставлено в Российской Федерации, то личным законом этого лица является российское право. В соответствии со ст. 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

4) о том, постоянно ли проживает гражданин в Российской Федерации (или в другом государстве), можно судить исходя из факта его регистрации. Регистрационный учет физических лиц (он заменил известную систему прописки) в Российской Федерации осуществляется на основе Закона N 5242-1 и изданных в его развитие правовых актов как федеральных органов исполнительной власти (например, Правила регистрации и снятия граждан Российский Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713), так и государственных органов субъектов Российской Федерации (например, постановление правительства г. Москвы N 189-ПП от 06.04.2004 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве»). Упомянутые правовые акты различают «место жительства» (жилой дом, квартира и т.п., в которых физическое лицо постоянно или преимущественно проживает) и «место пребывания» (например, гостиница, санаторий, т.е. места, в которых физические лица временно проживают).

4. К сожалению, в ст. 399 не урегулирован вопрос о личном законе (по которому определяется гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность лица) беженца. Систематическое толкование ст. 36, 37, 399 ГПК, с одной стороны, и ст. 1195 ГК, норм Закона о беженцах, с другой стороны, показывает, что:

— пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения найма другого жилья;

Производство по делам с участием иностранных лиц

  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., участниками которой являются многие государства-члены СНГ;
  • двусторонние договоры:
    • Договор между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;
    • Договор между СССР и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д.

По общему правилу действие решения суда ограничено территорией этого государства. Признание на территории государства решения иностранного суда придает ему ту же самую юридическую силу, которой обладает решение суда данного государства. Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами.

Надо отметить, что международными договорами также регламентируются вопросы подсудности гражданских дел с участием иностранного элемента. Интересна в этом плане Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная государствами-членами СНГ. На содержание норм данной Конвенции о подсудности, бесспорно, повлияло и содержание внутреннего законодательства, общие правовые корни (в частности, регулирование подсудности в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик).

  1. по признаку гражданства сторон спора. Например, в некоторых странах для признания суда компетентным рассматривать дело достаточно, чтобы спор был о сделке, заключенной гражданином данного государства, независимо от места ее заключения;
  2. по признаку распространения правила внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента;
  3. по признаку «присутствия» ответчика.

В силу наличия национального режима на иностранных граждан, лиц без гражданства распространяются положения внутреннего гражданского процессуального законодательства, а также положения международных договоров. Однако действует правило о преимуществе положений международных норм над нормами внутреннего, российского права. Ответные ограничения могут быть установлены в отношении граждан, предприятий и организаций тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданских процессуальных прав российских граждан, предприятий и организаций.

Обратите внимание! Иностранцы, в отличие от россиян, могут не владеть русским языком, на котором ведется судопроизводство. Поэтому ст.9 ч. ГПК РФ предусматривает возможность подачи документов на родном языке с привлечением переводчика. Процессуальные требования к переводчику отсутствуют — достаточно факта надлежащего владения языком.

Вам будет интересно ==>  Малоимущая семья 2023 какой доход в москве

В России судебный залог для иностранцев не предусмотрен. Кроме того, подписаны соглашения о правовой помощи (с Чехией, Польшей, Венгрией, Ираком, Испанией, Австрией, Италией), предусматривающие освобождение от судебного залога в этих странах на принципе взаимности.

В том случае, если у субъекта имеются нарушения в психике, влекущие за собой неспособность принимать адекватные решения, его дееспособность может быть ограничена в судебном порядке либо же может быть лишение
дееспособности при наличии достаточных оснований. В этом случае интересы лица обеспечивает его представитель, обладающий полной дееспособностью.

Принудительное решение суда, вступившее в законную силу, осуществляется в течение 3-х лет. Если решение иностранного суда не является принудительным, оно признается по факту на территории России в случае отсутствия возражений сторон. Возражения должны быть процессуально оформлены и предъявлены в срок — 1 месяц. К основным категориям таких дел относят расторжение брака и др.

Так, ГПК Франции требует внесения финансового залога. Такие же нормы предусмотрены процессуальными кодексами Германии и Австрии. В некоторых государствах обеспечение обязательно лишь для тех истцов-иностранцев, которые не имеют в стране собственности (недвижимости) или не проживают в ней (например, Италия, Швейцария, Аргентина).

Особенности создания филиала иностранного юридического лица, его представительства определяются Законом об инвестициях. Такие структурные подразделения создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства осуществляется посредством их аккредитации, которую осуществляют органы ФНС РФ.

Иностранное государство может само дать согласие на осуществление судом РФ юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: международного договора; письменного соглашения, не являющегося международным договором, а также заявления в суде, письменного уведомления суда в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора. Характерно, что РФ допускает для себя возможность отказа от иммунитета в иностранных судах. Так, в Законе о разделе продукции содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Рассматривая особенности деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, следует отметить, что они вправе заключать договоры, совершать иные сделки, создавать юридические лица, представительства т.п. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются по общему правилу, на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК и другими федеральными законами. Исключения могут быть установлены отдельными законодательными актами РФ.

По общему правилу иностранцы и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В то же время иностранцы могут быть ограничены в правоспособности: они не могут быть судьями, прокурорами, занимать должности в органах государственной власти и управления РФ. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях России. Ограничения правоспособности не являются раз и навсегда установленными. Так, если ранее в силу п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могли входить только российские граждане, то в настоящее время такое ограничение снято.

Кроме того, иностранное государство может быть признано отказавшимся от судебного иммунитета, если оно предприняло в суде РФ процессуальное действие по существу дела, например предъявило иск, вступило в судебный процесс по существу спора в качестве стороны, заявило встречный иск и т.д. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется

Более того, применение к иностранцам личного закона (т. е. закона государства, гражданином которого он является) допускается лишь при наличии соответствующих правил международного договора. Для получения иностранцем гражданской правоспособности наравне с гражданами России ему не требуется иметь постоянное место жительства в РФ.

Согласно Основам гражданского законодательства иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Закон закрепляет предоставление иностранцам национального режима, в силу чего иностранцы обладают в РФ такой же гражданской правоспособностью, как и российские граждане.

Статья 37. Гражданская процессуальная дееспособность 1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в

Что такое гражданская процессуальная правоспособность? Лица, участвующие в гражданском процессе, наделены законодателем определенной процессуальной правоспособностью и дееспособностью, что вместе образует правосубъектность лиц, участвующих в деле.Гражданская

1) изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной профессией на равных началах с гражданами РФ, кроме того запрещена промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах РФ;

После введения в действие третьей части ГК РФ отече­ственное право также стало использовать общепринятую в между­народной практике обобщающую разновидность коллизионной формулы определения дееспособности физического лица — lex personalis, т.е. в праве России «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п. 1 ст. 1195 ГК). Статья 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях устано­вить, право какой страны будет выступать в качестве личного за­кона гражданина или лица без гражданства.

В новейшем российском законодательстве коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с ма­териально-правовой нормой, устанавливающей общие рамки объ­емов правоспособности иностранных граждан и лиц без граждан­ства на территории РФ на основе принципа национального режи­ма, закрепленного во многих других предписаниях отечественного правопорядка. Так, в части третьей ГК (ст. 1196 ГК РФ) предусматривается, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».

В практике международного частного права сложилось та­кое положение, когда иностранные граждане, обладая определен­ным объемом правоспособности, которая предоставлена им соб­ственным (отечественным) правопорядком, во время своего пре­бывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем го­сударстве. В то же время объем прав, которыми наделены ино­странные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в сво­ем отечестве.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую право­вую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пре­делов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

Из­вестное исключение из него существует для сделок с недвижимо­стью: в этом случае приведенные акты перечисленных выше и прочих государств уточняют, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae).

В венгерском законодательстве принят такой же порядок. В отношении иностранных организаций в Венгрии закреплено правило, согласно которому они имеют право выступать в процессе в качестве юридических лиц, если они являются юридическими лицами по своему национальному праву.

При определении гражданской процессуальной дееспособности применяются коллизионные нормы немецкого права «закон суда», что предопределяет решение данного вопроса на основе закона гражданства физического лица и принципа оседлости юридического лица. ГПК ФРГ содержит специальную норму (в отличие от французской практики), устанавливающую, что иностранное лицо, чья гражданская процессуальная дееспособность ограничена по его национальному закону, считается дееспособным, если это вытекает из закона суда.

В связи с вопросом о процессуальной право- и дееспособности иностранных лиц могут возникнуть (в качестве предпосылки для решения процедурных проблем) вопросы материального гражданского права. Такие вопросы разрешаются на основе общих коллизионных принципов. Подобная проблема особенно часто возникает, когда речь идет о правовом статусе иностранной организации, претендующей на выступление в суде в качестве истца. Вопрос о том, является ли данная иностранная организация юридическим лицом, определяется по закону государства, которому принадлежит организация.

Закон о международном частном праве и процессе Чехии устанавливает, что процессуальная дееспособность иностранца регулируется правом страны, гражданином которой он является. Однако достаточно, если лицо имеет процессуальную дееспособность по чешскому праву. Такое регулирование соответствует коллизионной норме чешского права о гражданской дееспособности.

Изъятия из принципа национального режима могут быть установлены только в порядке реторсий (ответных ограничений), вводимых Правительством РФ по отношению к лицам тех государств, в судах которых ограничиваются процессуальные права российских лиц. Возможность применения ответных ограничений — это исключительная мера, которая не означает, что иностранные лица пользуются в РФ процессуальными правами при условии взаимности.

Статья 399

3) личным законом лица, у которого несколько иностранных гражданств (эта ситуация возникает иногда в связи с тем, что в ряде стран, например в Бразилии, Мексике, применяется т.н. право почвы, т.е. ребенок, родившийся на территории этих стран, автоматически становится гражданином этих стран), считается право страны, в которой это физическое лицо имеет место жительства. То есть налицо коллизионная норма: суд должен установить, право какой страны подлежит применению; при этом следует руководствоваться принципом места жительства. Проживание может выражаться в самых разнообразных формах: в том, что физическое лицо постоянно (т.е. на основе прописки, регистрации и т.п.) или преимущественно проживает в данной стране; в том, что на ее территории находится основная часть его имущества (все имущество); в том, что все сделки это лицо совершает в соответствии с правом этой страны, и т.п. Следует обратить внимание на то, что систематический анализ правил ст. 399 ГПК и ст. 1190, 1195 ГК показывает, что в данном случае допускается отсылка и к коллизионным нормам, а не только к т.н. материальному праву соответствующей страны.

— получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) от беженцев следует отличать вынужденных переселенцев — граждан Российской Федерации, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них (или членов их семей) насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденными переселенцами признаются как граждане Российской Федерации, вынужденные покинуть территорию иностранного государства, так и граждане, вынужденные покинуть местожительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывшие на территорию другого субъекта Российской Федерации в связи с вышеуказанными обстоятельствами (ст. 1 Закона о переселенцах). Вынужденными переселенцами считаются также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях в Российской Федерации и изменившие место жительства на ее территории по вышеуказанным обстоятельствам. Кроме того, к вынужденным переселенцам относятся и граждане СССР, которые постоянно проживали на территории союзной республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца на территории Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с получением российского гражданства при наличии обстоятельств, препятствовавших таким лицам в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 1 Закона о переселенцах);

Вам будет интересно ==>  Как Узаконить Пристрой К Дому На Приватизированной Земле В 2023 Году

1) личным законом физического лица, имеющего гражданство какого-либо одного иностранного государства, является гражданское (в т.ч. и процессуальное) законодательство именно этого государства. Причем не имеет значения то обстоятельство, что сам гражданин считает своим личным законом законодательство другого государства: суд, рассматривая спор с участием гражданина иностранного государства, должен исходить из этого правила (то же относится к другим органам, наделенным полномочиями применять иностранное право, что предусмотрено в ст. 1186 ГК);

— получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации, в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

Статья 1196 ГК РФ

Иностранным лицам (в том числе и лицам без гражданства) на территории Российской Федерации предоставляется национальный режим, что означает уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами. Сказанное не означает, что в нашем законодательстве нет ограничений прав иностранных граждан, в частности ограничения в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности.

До принятия части третьей ГК вопрос о праве, применимом при определении гражданской правоспособности физического лица, оставался неурегулированным. Статья 160 Основ гражданского законодательства устанавливала лишь содержание гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории СССР. На практике при решении вопросов о правовом положении физического лица отечественные суды применяли российское право, основываясь на принципе национального режима. Таким образом, новеллой отечественного законодательства является двусторонняя коллизионная норма комментируемой статьи, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Личный закон физического лица следует определять по одному из шести вариантов, предусмотренных ст. 1195 ГК (см. коммент. к этой статье), в зависимости от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, лицом без гражданства или беженцем. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о положении иностранных граждан иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Беженец — лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).

1. Общепризнанной нормой международного права является то, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. ). Однако законодательство отдельных государств неодинаково определяет начало и окончание гражданской правоспособности, т.е. способности иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК РФ). Например, в Российской Федерации и Германии правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В Италии способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает через 24 часа с момента отделения ребенка от материнского организма.
———————————
РГ. 1995. 5 апр.

В России по общему правилу национальный режим предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от того, пользуются ли таким же режимом российские граждане в соответствующем государстве. Однако из данного правила есть исключения. Права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности могут быть предоставлены иностранным гражданам на условиях национального режима, только если это прямо предусмотрено международным договором, или на условиях взаимности. Так, согласно ст. 36 Патентного закона иностранные физические лица пользуются правами, предусмотренными названным Законом, наравне с физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичное требование установлено ст. 47 Закона о товарных знаках, ст. 13 Закона РФ от 23.09.92 N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» , ст. 35 Закона РФ от 06.08.93 N 5605-1 «О селекционных достижениях» . Национальный режим в области охраны промышленной собственности действует, например, в отношении граждан Киргизии. Статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, заключенного в Бишкеке 13 октября 1995 г., установлено, что в области охраны промышленной собственности физические лица одного государства будут пользоваться на территории другого государства теми же правами и преимуществами, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами этого другого государства его собственным физическим лицам, а также теми же средствами правовой защиты на тех же основаниях и в том же объеме, что и собственные физические лица.
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2328.

В силу суверенитета государство, с одной стороны, устанавливает правила поведения лиц, находящихся на его территории, и в отношении действий, совершенных в пределах этого государства. С другой стороны, действие законодательства одной страны распространяется на граждан этой страны, находящихся за границей. Таким образом, гражданин одного государства, находясь за рубежом, подчиняется юрисдикции двух государств одновременно.

Дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Согласно статье сто шестьдесят (Основы законодательства) иностранцы пользуются в РФ гражданской правоспособностью в том же объёме, что и российские граждане (так называемый «национальный режим»). Таким образом, иностранцы, которые находятся на территории РФ, обладают равной правоспособностью вне зависимости от социального и национального происхождения, языка, пола, расы и пр. Они наравне с российскими гражданами имеют право иметь в собственности имущество, пользоваться разным имуществом и любыми жилыми помещениями, завещать и наследовать имущество, а также обладать различными личными и имущественными правами, которые не запрещены гражданским действующим законодательством и которые не противоречат его началам. Согласно абзацу четвёртому п.1 ст. 2 Гражданского кодекса правила, которые установлены Гражданским законодательством ,применяются к лицам, не имеющим гражданства и иностранцам, если другое не предусмотрено федеральным законом. Наряду с тем, иностранцы не пользуются большей правоспособностью, нежели граждане РФ. В связи с тем, что содержание правоспособности расширяется в последние годы, расширились и возможность иностранцев иметь гражданские обязанности и права.

Гражданская правоспособность апатридов (лиц, не имеющих гражданства), то есть, тех лиц, которые проживают на территории РФ не являясь гражданами РФ, а также не имея доказательств того, что они принадлежать к гражданству другого государства, является аналогичной правоспособности иностранцев. Согласно параграфу первому статьи сто шестидесятой (Основы права) данные лица, не имеющие гражданства, пользуются правоспособностью наравне с российскими гражданами и поэтому им предоставлен, как и иностранцам, национальный режим. Кроме того, законами РФ могут предоставляться отдельные изъятия.

Установив для иностранцев национальный режим, Основы законодательства предусмотрели в изъятие из данного правила возможность специальных ограничения правоспособности иностранцев в сравнении с правоспособностью граждан РФ. К примеру, возможность входить в экипажи морских и воздушных экипажей есть только у граждан РФ. Ограничение правоспособности иностранцев кроме описанных случаев также становится возможным и по постановлению Правительства РФ в качестве ответной меры (так называемой реторсии) для иностранцев, проживающих в тех странах или государствах, которые ограничивают правоспособность граждан РФ. К примеру, если в каком-то государстве гражданам РФ запрещается приобретать дома на праве собственности, то это же правило будет действовать для данного иностранца и на территории РФ.

Лицам без гражданства и иностранцам, которые находятся на территории России, гарантированы свободы и права наравне с гражданами РФ, которые предусмотрены её законами, в том числе в сфере личных и имущественных отношений. Вместе с этим на них возлагается прямая обязанность следования требованиям указанным законам.

В соответствии с абз. 3 п.5.1. инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. «О применении законодательства о государственном нотариате к ино­странным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организа­циям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике» иностранный гражданин, прожи­вающий вне СССР, считается принявшим наследство, если он в течении 6 месяцев подаст заявление в посольство или консульство СССР за границей или обратится к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи.

Так, производство по делам о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции государства, гражданином которого наследодатель был в момент смерти, а про­изводство по делам о наследовании недвижимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой находится это имущество.

Если в ходе принятия мер по охране наследственного имущества и при выдаче свиде­тельства о праве на наследство, нотариус устанавливает, что наследниками являются ино­странные граждане, проживающие в пределах РФ, он обязан направить соответствующее уведомление через местные органы юстиции в Министерство иностранных дел РФ.

По состоянию на 1 ноября 1994 г. участницами данной Конвенции являются: Австрия. Антигуа, Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова. Беларусь, Белиз. Бельгия. Босния, Ботсвана, Бруней, Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Герцеговина, Греция, Израиль, Испания, Италия, Кипр. Лесото, Лихтенштейн, Люксембург. Маврикий. Македо­ния, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Нидерланды, Норвегия. Панама, Португалия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Кристофен и Невис, Словения, США, Суринам, Тенга, Турция, Фиджи. Финляндия, Франция, ФРГ. Хорватия. Швейцария, Япония, РФ.

Иностранный гражданин, проживающий вне территории России, считается приняв­шим наследство, если он в течение шестимесячного срока подаст заявление в посольство РФ за границей либо направит нотариусу заявление о принятии наследства лично, по почте или через своего представителя.

Adblock
detector