Какой Порядок И Условия Реализации Системы Государственных Гарантий В Семейном Праве

2. В силу личного и неотчуждаемого характера семейных прав и обязанностей и их ролевого распределения между субъектами одним из пределов осуществления семейных прав является так называемый субъектный критерий. Заключается он в том, что право, принадлежащее какому- либо члену семьи, может быть осуществлено только им в пределах имеющейся у него правосубъектности. Так, заключить брачный договор могут лишь супруги и лица, вступающие в брак, но бывшие супруги этим правом уже не обладают. При этом лица, вступающие в брак в возрасте до 14 лет (если это допускается законами субъектов РФ), таким правом не обладают в силу отсутствия у них необходимого объема дееспособности.

Логичным следствием закрепления семейно-правовой обязанности является установление мер ответственности на случай нарушения субъективных семейных прав. Данные меры также являются правовой гарантией реализации семейных прав, поскольку стимулируют обязанных лиц к соответствующему поведению под угрозой применения к ним предусмотренных законом санкций (например, лишения родительских прав, взыскания неустойки за просрочку алиментных выплат, отмены усыновления и т.д.).

Поскольку многие семейные права возникают на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления, в качестве организационной гарантии осуществления семейных прав следует рассматривать уровень и качество организации работы и деятельности данных органов. Сегодня законодательство в этой сфере стремится создать условия для реализации субъектами семейных правоотношений своих прав без лишних на то препятствий. Так, регистрация рождения ребенка может быть совершена на основании заявления лица, присутствовавшего при родах, подаваемого как в устной, так и в письменной форме, в том числе переданного с использованием различных средств связи. Законодательство позволяет органам местного самоуправления в максимальной степени учитывать уважительность причин в каждой конкретной ситуации при даче разрешения для вступления в брак лицам, не достигшим 18-летнего возраста, а регистрация заключения брака допускается в любом органе ЗАГС на территории РФ независимо от места жительства лиц, вступающих в брак.

1. При осуществлении семейных прав не допускается нарушение прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 7 СК РФ осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Так, недопустимо исполнять родительские права в противоречии с интересами детей, например допуская пренебрежительные, жестокие способы воспитания; недопустимо недостойное поведение лица в семье при фактическом осуществлении своих прав.

3. Осуществление семейных прав допускается дозволенными законом способами. Семейные права осуществляются как фактическими, так и юридическими действиями (способами) субъектов семейного права. В качестве фактических способов можно рассматривать, в частности, действия по выбору форм и способов воспитания детей, по владению и пользованию общим имуществом супругов и многие другие. Такие действия, как регистрация актов гражданского состояния, заключение семейно-правовых договоров, относятся к юридическим способам осуществления семейных прав. При этом субъекты семейного права могут заключать договоры, лишь прямо предусмотренные семейным законодательством; договоры, заключение которых не предусмотрено семейным законодательством с целью регулирования семейных отношений, не могут порождать семейно-правовые последствия для лиц, их заключивших.

И только в 1996 г. семейная политика получила государ­ственное определение в Указе Президента «Об основных направ­лениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712, которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления соци­альной политики.

Именно семья и все виды ее деятельности (домашнее хозяй­ство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производительная деятельность и т. д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этой деятельности не могут существовать ни человек, ни общество.

Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения госу­дарства и семьи в основных сферах жизнедеятельности обще­ства. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы мак­симально смягчить их последствия. В то же время она сосредо­точена на специфических проблемах семьи, связанных с реа­лизацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет чёткая дифференци­ация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

Таким образом, решение острейших проблем российских семей требует разработки и реализации федерального и регио­нальных планов действий в поддержку семей, предусматрива­ющих конкретные меры семейной политики с указанием сро­ков, исполнителей и источников финансирования разработан­ных на основе докладов о положении семей во всех регионах России и учитывающих региональную специфику демографи­ческого, социального и экономического развития.

Кризис состояния института семьи требовал усиления вни­мания к ней со стороны государства по ее укреплению. В этих изменившихся политических и экономических условиях, про­исходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отраже­ние в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, в отраслевом зако­нодательстве. Принимались меры по законодательному закре­плению семейных прав граждан (пособия на детей, налоговые и другие льготы). Были сформированы инфраструктуры, зани­мающиеся проблемами семьи, женщин и детей. На федеральном уровне в структуре Министерства социального развития был образован Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры были сформированы на региональ­ном и муниципальном уровнях. Соответствующие комитеты и комиссии появились при законодательных органах.

Социальные гарантии направлены на повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников и стабильности в коллективе; справедливое использование социального фонда предприятия, поддержание социальных объектов в нормальном техническом состоянии.

Основу для развития социальных гарантий в сфере труда заложила Конституция Российской Федерации 1993 года [1] 1 . Ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России……………………………………………………………….…………………..6
1.1. Понятие и значение социальных гарантий в сфере труда………………. 6
1.2. Классификация социальных гарантий в трудовом праве………………. 11
Способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия…14
Глава 2. Анализ системы охраны труда в ……………………………………..19
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………………19
2.2. Анализ системы социальных гарантий работникам в ОАО «МРСК
Урала» Филиал «Свердловэнерго»………………………………………………24
2.3. Анализ влияния уровня социальных гарантий на производительность
труда работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»………….35
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социальных
гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»……..39
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………

Значение социальных гарантий трудно недооценить: в одних случаях они предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих обеспечивают поддержку в определенных жизненных обстоятельствах.

В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При этом неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой.

Какие правовые гарантии устанавливает семейный кодекс рф

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

В правах семьи романистов верховенство закона, содержащееся в кодексе, предназначено не только для решения конкретного дела. Благодаря систематическим усилиям доктрины он поднялся до уровня общности, превосходящего то, что касается судей и практиков. Верховенство закона романистских стран противоречит идее казуистического закона, созданного на уровне конкретных дел. И судья не должен создавать по собственной инициативе нормы права, которые не могут быть подняты, только по поводу конкретных фактов, которые привели к спору.

Но эти правила, признающие особую роль в прецедентном праве, если они, несомненно, все еще привносят элемент оригинальности в российское право, недостаточны для того, чтобы заявить, что российское законодательство не будет частью семьи романистских прав. Можно ли сделать такой же вывод, если теперь интересуется содержанием российского законодательства? Мы сосредоточимся на двух областях: праве собственности и контракте.

Общественные отношения в области заключения и прекращения брака регулируются разделом 2 Семейного кодекса РФ. Глава 3 устанавливает условия и порядок заключения брака, в том числе фиксирует брачный возраст и обстоятельства, препятствующие заключению брака. Основания для прекращения брака, а также порядок его расторжения определены в статьях главы 4 закона. Кроме того, статьи главы 4 определяют порядок рассмотрения споров, которые возникают между супругами при расторжении брака, форму расторжения брака в судебном порядке и вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Глава 5 определяет основания для признания брака недействительным.

  • Что такое брак, как он заключается, какие необходимо соблюдать условия для его осуществления и регистрации, что необходимо сделать для прекращения официальных отношений. Перечислены позиции, в которых брак считается недействительным.
  • Супружеские права и обязанности: личные, имущественные, договорные, какие необходимо соблюдать обязательства в браке, какую ответственность несут члены семьи.
  • Отношения детей и родителей, какими правами обладают несовершеннолетние дети, как устанавливается их происхождение, обязанности родителей перед детьми.
  • Алименты и их обязательства для каждого члена семьи.
  • Усыновление детей, опека, особенности приёмной семьи, вопросы детских домов и интернатов, определение детей туда.
  • Иностранные граждане и семейное право.

    Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности российского общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего с вами государства (ст. 2 Конституции РФ).

    Конституционное и законодательное определение права на образование. Международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако конкретным содержанием право на образование наполняется национальным законодательством каждого государства.

    Основной институциональной гарантией права на образование является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенного права относится к личным неотъемлемым правам и сопровождается рядом процессуальных гарантий (право на получение квалифицированной юридической помощи, право на пересмотр судебного решения, запрет обратной силы закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений, гарантии прав потерпевших и т. д.).

    Вам будет интересно ==>  Приемная семья в 2023 году московская область

    Следует уточнить, что полное среднее и высшее образование было платным (при этом для некоторых категорий граждан делались исключения, и образование предоставлялось бесплатно на всех уровнях). Плата за полное среднее и высшее образование была отменена только в 1956 г. (Постановление Совмина СССР от 6 июня 1956 г.).

    Судебный порядок — это общий порядок защиты нарушенного права на образование; он представляет собой альтернативу использованию специального порядка защиты нарушенного права, которым применительно к праву на образование выступает административный порядок защиты. При этом право выбора порядка защиты нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу — участнику образовательного правоотношения.

    Согласно Трудовому кодексу РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

    Шведская версия социально-экономического развития основывается на сочетании частного предпринимательства и элементов общественного регулирования. Такое регулирование ориентировано на стремление к воплощению общесоциальных, общечеловеческих ценностей. Искать, находить и прокладывать в жизни пути к благополучию граждан — такова сердцевина «шведской модели».

    Научная новизна исследования состоит в следующем. * Дано авторское определение понятия «социальная гарантия». По мнению диссертанта, социальная гарантия есть зафиксированное в Конституции правовое положение, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере -право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждениях и др. Социальные гарантии выступают на практике как социальные обязательства государства перед обществом по реальному осуществлению прав граждан, изложенных в Конституции -Основном законе страны.

    Негативная трансформация социальных гарантий в сфере здравоохранения, утверждение платной медицины, или, по словам первого гаранта Конституции Б.Н. Ельцина, «медицины для богатых», в сочетании с явно недостаточным финансовым обеспечением данной сферы — все это крайне отрицательно сказывается на здоровье нации. Приведем в этой связи основные медико-демографические показатели состояния здоровья населения Российской Федерации в современный период.

    Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. 26 мая 1997г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека — 18 кв. м2, ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

    приоритет интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается. Меры государственной поддержки семьи направляются на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

    1. Государственная поддержка семьи в Российской Федерации осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

    самостоятельность и автономность принятия семьей решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики способствуют саморазвитию семьи, предоставляют семье возможность выбора форм государственной поддержки;

    социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    трудная жизненная ситуация — ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность лица (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и другие подобные факторы) и которую он не может преодолеть самостоятельно;

    Формирование современной системы социального страхования происходит на основе принятия целого ряда законов: «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1993), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «Об основах обязательного социального страхования» (1999), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001).

    Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на «достойный» уровень жизни.

    Б) если он до окончания срока работы, обусловленного при переводе, направлении или приеме на работу, а при отсутствии определенного срока — до истечения одного года работы уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством явились основанием прекращения трудового договора.

    Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий.

    . Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники — страховые взносы самих работников (иногда в их пользу — работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики — наличие страхового договора, самоответственность граждан.

    Система семейного права в РФ

    Система семейного права РФ регулирует комплекс специфических отношений. Они формируются между мужчиной и женщиной, вступающими в брак. Между тем ни ранее, ни в настоящее время в законодательстве не закреплено понятия семьи. В действующих сегодня Кодексах этот термин трактуется по-разному. В науке понятие рассматривается в юридическом и социологическом значениях. В последнем случае семьей называют союз граждан, основанный на браке, фактических супружеских отношениях и родстве, принятии на воспитание несовершеннолетних. Эти отношения характеризуются общностью интересов, жизни, взаимной заботой. С юридической стороны семья выступает в качестве круга лиц, которые связываются обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака, усыновления либо другой формы принятия на воспитание детей.

    1. Супругов, брак которых зарегистрирован в органе ЗАГС.
    2. Детей и родителей.
    3. Внуков и дедушек/бабушек.
    4. Сестер, братьев и прочих родственников.
    5. Усыновленных и усыновителей.
    6. Попечителей, опекунов и подопечных.
    7. Приемных детей и их родителей.
    8. Мачех, отчимов, падчериц и пасынков.
    9. Фактических воспитателей и их воспитанников.

    В Указе Президента №712 от 14.05.1996 в п. 3 приводятся понятия неполной, сложной и простой семьи. В последней присутствуют супруги с детьми либо без них. Сложную семью составляют две и более пары. Например, когда муж с женой живут с чьими-нибудь родителями. Неполные семьи включают в себя, как правило, одиноких матерей, разведенных и вдов с одним, реже двумя детьми.

    Рассматриваемая сфера представляет собой комплекс различных институтов и положений, которые находят выражение в структурных компонентах СК. На настоящий момент в Кодексе присутствует 8 разделов, 21 глава, 171 статья. Система семейного права включает в себя положения, регулирующие вопросы:

    Заинтересованность государства в сфере регулирования семейных отношений выражается в 7 статье Конституции, в соответствии с которой в стране обеспечивается поддержка отцовства, материнства, детства и семьи. В настоящее время существующие в этой области проблемы приобретают все большую актуальность.

    Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан в жилищно-правовой сфере

    — возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает тридцати лет;

    Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ.

    Применительно к Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    Введение 3
    Глава 1. Удовлетворение потребности граждан в жилище и признания граждан нуждающимися в жилых помещениях 5
    1.1 Основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан 5
    1.2 Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, их учет 8
    Глава 2. Система социальных гарантий, как способ защита прав граждан 13
    Заключение 33
    Список использованной литературы 34

    Цель курсовой работы – система социальных гарантий, как способ защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    1) Опаределить основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан;
    2) Изучить основы признания граждан нуждающимся в жилье;
    3) Проанализировать систему социальных гарантий, как способа защиты прав граждан в жилищно – правовой сфере.

    Тема: «Обеспечение государственных гарантий, создание условий и реализация прав на образование»

    Регламент

    • Доклад представителя МЦ САО до 30 минут
    • Доклад директора до 15 минут
    • Прения: «Свободный микрофон» до 20 минут
    • Работа редакционного совета, принятие проекта решениядо 10 минут
    • Утверждение локальных актов до 5 минут

    Общий регламент: 1часа 20минут

    • Продолжить работу по экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, которая осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. (сроки постоянно, отв. Мельникова И.Н.)

    Педагогический совет ГБОУ СОШ №1213отмечает, что

    • Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
    • Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
    • Деятельность Школы направлена на обновление содержания и технологий образования в соответствии с изменяющимися требованиями. Приоритетным направлением в ГБОУ СОШ №1213 является качество образования как основа формирования личностного развития и социализации детей и молодежи г. Москвы.

    В связи с этим педагогический совет предлагает:

    • Продолжить работу по созданию условий для непрерывного образования путем реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставляя возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ с учетом требований нового законодательства в области образования. (Срок постоянно, отв. Плаксина И.Е., Таровых Е.А., Мельникова И.Н., Лавренова Л.В.)

    Члены редакционного совета:

    1. Мельникова И.Н.
    2. Батонова М.В.
    3. Таровых Е.А.
    4. Лавренова Л.В.
    5. Чащин А.В.
    6. Титова А.В.
    7. Кособокова Е.В.
    8. Киреева А.С.
    9. Свирюкова О.А.
    10. Брюсова О.В.

    .

    1. Вступительное слово директора школы Селиверстовой А.Е.

    Заслушав доклад представителя МЦ САО по теме: Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», доклад директора по теме: «Обеспечение государственных гарантий, создание условий и реализация прав на образование», выступления руководителей «Творческих мастерских» по вопросам федерального закона Об образовании в РФ

    1. Семейное право — отрасль права, регулирующая личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между супругами, родственниками, родителями (усыновителями) и детьми. Из этого определения видно, что семейное право тесно связано с гражданским правом, хотя имеет свою специфику. Во-первых, семейные отношения возникают из юридических фактов, не характерных для гражданского права.

    Эти рассуждения о сущности семьи подвергались критике в советском семейном праве, в частности Г. К. Матвеевым, рассматривавшим семью более широко, т.е. как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства.

    К ним относятся брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и другие юридические факты. Во-вторых, семейные отношения являются преимущественно лично-правовыми в отличие от гражданского права, где акцент делается на имущественные отношения. В-третьих, права и обязанности субъектов семейного права неотчуждаемы, т.е. не могут передаваться другим лицам.

    Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

    Законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты и по вопросам, которые непосредственно не урегулированы в Семейной кодексе РФ, в особенности, в части развития и дополнения субъектами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления представленных семье социальных льгот и гарантий.

    Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

    3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

    2. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

    5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

    4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

    Но — размер компенсационной выплаты за классное руководство, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности»;

    Hsnj — норматив финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях Ленинградской области в расчете на одного обучающегося по s-му виду, n-й ступени в j-м месяце;

    Размер субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), на планируемый год определяется по формуле

    При расчете объема средств субвенции для финансового обеспечения общеобразовательной программы образовательной организации, находящейся в структуре центра образования, используется норматив финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях Ленинградской области по месту фактического нахождения здания, в котором осуществляется реализация общеобразовательной программы общего образования.

    Ст. 13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах содержит норму о необходимости постепенного введения бесплатного профессионально-технического, среднего и высшего образования. Именно бесплатность образовательных услуг свидетельствует о социальной государственности.

    Показателем выполнения обязательств государства по охране здоровья граждан является система финансирования и размер финансирования Программ государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. Определенные виды медицинской помощи и лечения осуществляются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Россия занимает 80-85 место в мире по расходам на медицину. Лишь 5,6 % от ВВП расходуется на цели, напрямую связанные со здоровьем нации. Во Франции и Канаде — 9,3 %, Германии и Швейцарии — более 10 %, в США — 12, 9 %. Официальные медицинские расходы на душу населения составляют в России 109 долларов в год, в то время как в развитых странах не менее 2000 долларов.

    Социальное государство обязано создавать условия, обеспечивающие каждому достойный уровень жизни и развития. Охрана государством личности, признание ее ценности потребовали закрепления на конституционном уровне таких прав как право каждого на жилище; право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; право каждого на благоприятную окружающую среду; право на образование и право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Труд является частью естественного образа жизни человека. Идея о том, что каждый человек может осуществлять свои профессиональные наклонности и при этом получать средства, необходимые для удовлетворения своих потребностей, по мнению С.А. Иванова, была высказана еще Шарлем Фурье. Она получила развитие в годы Великой Французской революции, но тогда не приобрела характер гарантий государства. В первом десятилетии XX в. в некоторых национальных законодательствах появились нормы о государственной поддержке в случае безработицы, о содействии государства при поиске работы, а впоследствии эти нормы были конкретизированы и закреплены в актах МОТ как государственные гарантии в области обеспечения граждан работой и заработком.

    Понятие «достойная жизнь» воспринимается зачастую больше как морально-нравственная категория, а не нормативно-правовая, и каждый при определении ее содержания вкладывает в него свое субъективное восприятие составляющих ее элементов, исходя из своего социального происхождения, социального положения, интеллектуального развития и жизненных установок.

    СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ

    СК с учетом специфики регулируемых им отношений кон­кретизирует важнейший конституционный принцип равнопра­вия граждан (ст. 19 Конституции РФ), согласно которому го­сударство гарантирует равенство прав и свобод граждан неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным орга­низациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запре­щаются любые формы ограничений прав граждан при вступле­нии в брак и в семейных отношениях по признакам социаль­ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.

    * Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г . Вступила в силу 2 сентября 1990 г . Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г . Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г . // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

    В целях защиты семьи, материнства и детства в РФ от­крыто и оснащено оборудованием 84 центра планирования се­мьи и репродукции. Создано свыше 100 территориальных цен­тров помощи семьям с детьми, около 200 приютов для времен­ного пребывания безнадзорных детей, 8 центров временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, а также экспериментальные центры помощи несовершеннолет­ним матерям * .

    В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключа­ется в обеспечении государством необходимых условий для ре­ализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целост­ную систему принципов, оценок и мер организационного, эко­номического, правового, научного, информационного, пропа­гандистского и кадрового характера, направленных на улуч­шение условий и повышение качества жизни семьи.

    *** Принят второй сессией Верховного Совета РСФСР восьмого созыва 9 декабря 1971 г ., с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007; 1973. № 39. Ст. 825; 1974. № 30. Ст. 806; 1977. № 1. Ст. 1; 1980. № 34. Ст. 1063; 1982. № 47. Ст. 1725; 1985. № 4. Ст. 117; 1986. № 23. Ст. 636; 1987. № 29. Ст. 1060; № 40. Ст. 1410; 1988. №6. Ст. 168; №14. Ст. 395; Ведомости РФ. 1992. № 14. Ст. 712; №41. Ст. 2254; 1993. № 1. Ст. 16; C3 РФ. 1995. № 5. Ст. 346; № 8. Ст. 599; № 30. Ст. 2865; № 35. Ст. 3504; № 45. Ст. 4564; 1996. № 49. Ст. 5490; 1997. № 12. Ст. 1382; 1998. № 19. Ст. 2065 (Далее — КЗоТ).

    На наш взгляд, под средством правовой защиты следует понимать правовой институт, при помощи которого происходит восстановление (признание) нарушенного (оспоренного) правового состояния, в связи с этим вторая точка зрения представляется более предпочтительной, поскольку иском (заявлением, жалобой) лишь начинается процесс защиты.

    Правовая защита неразрывно связана с правовой охраной. Однако данные категории не совпадают. В соответствии со сложившейся в науке традицией под «охраной гражданских прав» понимается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. Наряду с широким пониманием охраны, указанное понятие используется и в узком смысле. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической путаницы, охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав. Защита есть элемент охраны, одна из ее форм. Охрана – это установление общего правового режима, а защита – те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены[9]. Таким образом, в отличие от охраны защита носит конкретный характер и наступает лишь в случае нарушения существующего права. Предложенное толкование и соотношение понятий защиты и охраны, как уже указывалось, разделяется не всеми учеными[10].

    В соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.34 ГК и п.2 ст.21 СК) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Организация и деятельность этих органов определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

    Свобода граждан в семейных отношениях обеспечивается, в частности, тем, что реализация многих прав, предоставленных им законом, зависит от их собственного волеизъявления (например, супруг, имеющий право на получение алиментов от другого супруга (ст. 89 СК), часто это право не осуществляет. Однако распоряжение гражданами принадлежащими им семейными правами по своему усмотрению не беспредельно. Это вызвано общественными (публичными) интересами, необходимостью защитить права нетрудоспособных или несовершеннолетних членов семьи. Пределы ограничены, во-первых, требованиями закона: субъект семейных правоотношений, осуществляя свое право, может выбрать один из вариантов поведения, предусмотренных законом (так, в БД не могут быть включены положения, регулирующие ЛНО между супругами – п. 3 ст. 42 СК); во, вторых, осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (например, если в БД будут включены условия, ставящие одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, то эти условия договора суд признает недействительными по иску супруга, чьи права нарушены – п. 3 ст. 42 СК, п. 2 ст. 44 СК); в –третьих, семейные права должны осуществляться в соответствии с назначением этих прав. Так, опека и попечительство устанавливаются над детьми в целях их воспитания, содержания, образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК). Если опекун (попечитель) не выполняет свои опекунские обязанности, то орган опеки и попечительства отстраняет его (п. 3 ст. 39 ГК)[1].

    — внесудебной (речь идет о повседневной работе указанных органов, а именно, о самостоятельном принятии решений в пределах своей компетенции, включая дачу согласия (разрешения) на какие- либо действия; в эту же группу относятся и функции органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье; по устройству выявленных детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов (попечителей), усыновителей и приемных родителей; по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.

    Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельность, т. е. правом издания актов управле­ния (административных актов). Для решения поставленных за­дач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных норма­тивных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспа­ривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — резуль­тат административного нормотворчества в системе государст­венного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответ­ствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управле­ния споров и административных дел.

    По существу, административные процедуры призваны играть сдерживающую, ограничительную роль в процессе реализации государственными и муниципальными властными структурами принадлежащих им распорядительных полномочий, лишая их возможностей манипулирования своим статусом, исключая чрезмерную свободу публичных органов и должностных лиц в определении допустимого режима собственной управленческой деятельности в отношении граждан.

    Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для прак­тической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

    Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

    Существует организационная структура органа исполни­тельной власти, т. е. наличие в нем государственных должно­стей и функциональных структурных подразделений (департа­ментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), спо­собствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государствен­ная должность замещается государственным служащим, кото­рый имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответствен­ность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

    В настоящее время в Российской Федерации основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

    • установление порядка и условий вступления в брак;
    • возникновение личных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными;
    • определение нормы и порядка устройства в семье детей, оставшихся без попечительства родителей.

    Брак — это не только сексуальный, но и хозяйственно-бытовой союз. Коренным образом меняется и характер внутрисемейных связей и отношений. Структура семьи с подчиненным положением женщины и непререкаемым авторитетом отца-хозяина уступает место новым человеческим отношениям, основанным на чувствах привязанности, духовной близости, взаимном уважении и взаимопомощи. Эти положения находят свое закрепление в законодательных актах.

    Религиозные морально-правовые нормы исходили из того, что мужчины и женщины в семье и обществе выполняют разные роли: муж является кормильцем семьи, а жена ведет домашнее хозяйство. Муж имел больше прав, чем жена, но у него было и больше ответственности. Как глава семьи, он имел обязанности и перед семьей, и перед обществом, а жена — только перед семьей: она не платила налогов, не служила в армии, но и не могла занимать никаких государственных должностей.

    Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, недопустимости заключения брака между людьми одного пола.

    В связи с перестройкой общественной жизни, вызванной превращением России в самостоятельное федеративное государство, возникла необходимость в новом законодательном оформлении семейных отношений. 29 декабря 1995 г. Федеральным законом № 223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации 1 . Новое семейное законодательство имеет основную цель укрепление семьи, защиту прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантии осуществления и охраны семейных прав, а также установление меры, понуждающей граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей.

    Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом

    Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым численности детей, нуждающихся в государственном попечении[6].

    Европейская конвенция об осуществлении прав детей (Страсбург, 25 января 1996 г.) больше внимания уделяет мерам процессуального характера по обеспечению осуществления прав детей, что предполагает соблюдение следующих процессуальных прав ребенка: права быть информированным и выражать свое мнение в процессе судопроизводства (ст. 3); права обратиться с ходатайством о назначении специального представителя (ст. 4); иных процессуальных прав (ст. 5).

    На наш взгляд, федеральный уполномоченный по правам ребенка обязан, наряду с другими задачами, обеспечивать координацию деятельности государственных органов по реализации национальных программ по защите прав детей. Ему необходимо при этом взаимодействовать с такими же структурами субъектов Российской Федерации, контролируя деятельность детских учреждений, отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, а также выполняя иные функции по защите прав и интересов детей[11].

    Изучение конституций и уставов (основных законов) субъектов Российской Федерации показывает, что содержащиеся в них нормы о защите семьи, материнства, отцовства и детства характеризуются неодинаковым объемом, полнотой и сферой применения. Так, в Конституции Республики Коми и Конституции Республики Бурятия (в статьях 64 и 62 соответственно) воспроизводится ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Уставом же (Основным законом) Омской области (принят Законодательным собранием Омской области 26.12.1995) было закреплено: «Омская область способствует укреплению семьи, оказывая особое внимание многодетным и неполным семьям. Воспитание детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения. В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка Омская область в лице государственных органов берет на себя исполнение их обязанностей» (ст. 98).

    Законодательное регулирование вопросов соблюдения и охраны прав человека в Российской Федерации базируется как на предоставлении разнообразных и необходимых гарантий (общих, материальных и юридических)[1], так и на применении публичного принуждения, включающего меры пресечения и защиты, восстановление прав, меры ответственности и т. п. При этом сложившийся в системе российского права структурно-функциональный институт защиты материнства, отцовства, детства и семьи охватывает весь комплекс вышеназванных гарантий и мер правового принуждения.

  • Adblock
    detector