Материальная Помощь К Отпуску При Сокращении Штата

МАТПОМОЩЬ ИЛИ ПРЕМИЯ, ДОПОТПУСК ПО ЗАКОНУ ИЛИ ПО ЛНА, УВОЛЬНЕНИЕ ДО ИЛИ ПОСЛЕ ОТПУСКА

Есть ли разница: выплачивается работнику к отпуску материальная помощь или премия; предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск по закону или по ЛНА (локальным нормативным актам); уходит сотрудник в отпуск с последующим увольнением или сначала идет в отпуск, а потом решает уволиться? Отвечаем на такие часто задаваемые вопросы читателей.

Обращаем внимание, что действующее законодательство не устанавливает специальных условий оплаты таких дополнительных отпусков . Поэтому рассчитывайте отпускные для дополнительного отдыха по общим правилам . Если же вы введете свои правила оплаты таких отпусков, то по ним сумма отпускных должна выходить не ниже, чем по законодательству.

Тогда отпуск в общем порядке входит в отпускной стаж, то есть при расчете с работником нужно будет посчитать компенсацию за дни отпуска, которые он заработал, находясь в отпуске. Например, если работник использовал все свои отпуска, то за 2 месяца, что он был в отпуске, у него появилось право на 4,66 дня отпуска (28 календ. дн. / 12 мес. x 2 мес.), за которые ему положена компенсация .

Дополнительные «законные» отпуска оплачиваются в общем порядке с учетом среднего заработка, затраты на них учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда . Отпускные облагаются НДФЛ, и на них начисляются страховые взносы по общим правилам.

Затраты на оплату дополнительных отпусков по ЛНА нельзя учесть в прибыльных расходах . При этом НДФЛ и страховыми взносами суммы оплаты таких дополнительных отпусков облагаются на общих основаниях. Хотя встречаются суды, которые обращают внимание на то, что отпускные не нужно включать в базу по страховым взносам, если дополнительный отпуск предоставляется :

Положена ли материальная помощь к отпуску

Кроме того, регулирование подобных выплат в определенной степени осуществляется нормами налогового законодательства, касающимися правил исчисления налоговой базы и сумм, на которые начисляются страховые выплаты, — ст. 217 и 422 Налогового кодекса (далее — НК). По ряду вопросов имеет смысл применение практики, выработанной судами. Одним из наиболее значимых в регулировании рассматриваемого вопроса является постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012.

Работодатель осуществляет материальную выплату к отпуску согласно правилам, утвержденным внутренним документом предприятия (коллективным договором или положением об оплате труда). При этом в любом случае для осуществления выплаты важно соблюдения ряда условий, определенных действующим законодательством и судебной практикой (пример — апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.09.2014 по делу № 33-8545/14), согласно которым необходимо:

  • установление такой выплаты в письменном документе, обладающем юридической силой (либо готовность представителя работодателя осуществить такую выплату при достаточности на то полномочий);
  • нахождение получателя такой помощи в штате организации;
  • предоставление работнику ежегодного оплачиваемого отпуска (как правило, выплата носит разовый характер и при разделении отпуска выплачивается при предоставлении первой его части);
  • написание работником соответствующего заявления;
  • наличие оснований для получения, если выплата носит социальный характер, а не устанавливается для всех сотрудников без исключения в качестве дополнительной выплаты к окладу.

В частности, Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания в апелляционном определении от 12.08.2014 по делу № 33-943/14 однозначно указал, что истцы не могут требовать выплаты им материальной помощи к ежегодному отпуску, т. к. они в нем не были, правила же денежной компенсации отпусков, установленные в соответствующем правовом акте, подобной выплаты не предусматривают. Аналогичная позиция следует и из апелляционного определения Калининградского областного суда от 07.10.2023 по делу № 33-4953/2023, согласно которому истица имела право на получение единовременной помощи к отпуску, хотя и находилась в нем всего 1 день, т. к. право на такую выплату установлено рядом нормативных актов, касающихся оплаты труда государственных гражданских служащих региона.

Заявление на материальную помощь к отпуску не имеет законодательно установленной формы. В связи с этим его форма может быть как свободной, так и закрепленной во внутреннем правовом акте организации. При этом в любом случае не следует забывать о соблюдении правил делопроизводства и требований трудового и налогового законодательства, т. к. это важно, например, для правильного исчисления налога на прибыль организаций и подлежащих уплате страховых взносов, а также удержания налога на доходы физических лиц с работников.

Какие выплаты положены работнику при сокращении

Сотрудник может быть уволен по инициативе работодателя, а именно, если на предприятии происходит сокращение. Сокращение может быть, как численности, так и штата. При сокращении численности уменьшается количество работающих по одной должности, например, было 7 консультантов в компании, а стало 5. А вот при сокращении штата должность полностью упраздняется из штатного расписания (п. 2 ст. 81 ТК).

В случае, если работа уволенным сотрудником не найдена, то бывший работодатель выплатит ему среднюю зарплату ещё за один месяц. В этом случае ему необходимо обратиться с письменным заявлением в течение 15 дней по завершении второго месяца с даты увольнения. Деньги бывший подчинённый получит в течение 15 дней с даты обращения, как правило в установленный день на предприятии для выплаты заработной платы.

Из этого правила есть несколько исключений (ст. 292, 296 ТК):

  • сотрудника, работающего по срочному трудовому договору на срок до 2 месяцев, об увольнении предупреждают за 3 календарных дня;
  • сотрудника, работающего сезонно, предупреждают за 7 календарных дней.

Разъяснения можно найти в письме Минтруда от 07.04.2023 № 14-2/ООГ-3079. В нём сотрудники ведомства поясняют, что по Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 индивидуальные предприниматели считаются занятыми. Обращают внимание на то, что занятость и трудоустройство — понятия разные. Ведь трудоустройство — это работа по трудовому договору.

Уведомлять ведомства нужно письменно, указав ФИО и другую информацию о сотрудниках. Сделать это необходимо за два месяца до сокращения численности или штата (ст. 82 ТК, п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Если на предприятии в результате сокращения будет массовое увольнение, то сообщают не позднее чем за три месяца.

При сокращении работников организации, расположенной на Крайнем Севере или приравненной к нему местности, установлены дополнительные гарантии. Как уже говорилось, средний заработок на период трудоустройства может сохраняться не только за второй и третий месяцы после увольнения, но также за четвертый — шестой месяцы. При этом п одтверждение службы занятости требуется только в том случае, если уволенный хочет получить компенсацию за четвертый — шестой месяцы ( ч. 2 ст. 318 ТК РФ ). А с овокупная сумма выплат (с учетом выходного пособия), не превышающая шестикратного размера среднего заработка сокращенного работника, не облагается НДФЛ и страховыми взносами ( п. 1 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ ).

Прежде чем решиться на сокращение (особенно, если речь идет о сокращении численности), работодатель должен оценить сотрудников по названным факторам. На основании этой оценки следует принять решение о наличии или отсутствии у них преимущественного права сохранить должность.

Если сокращенный сотрудник в течение месяца после увольнения не нашел новую работу, то за ним сохраняется средний заработок за следующий месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). Это правило распространяется только на «обычных» сотрудников. Сезонные, а также временные работники права на дополнительные выплаты за период трудоустройства не имеют ( ст. 292 и ст. 296 ТК РФ).

Вам будет интересно ==>  Льготы учителям пенсионерам в сельской местности в 2023 году в карелии

Гарантии, предусмотренные для работников, уволенных из организаций, расположенных на Крайнем Севере или приравненных местностей, не распространяются на совместителей ( ст. 287 ТК РФ ). А значит, «северяне» — совместители не могут рассчитывать на выплату за четвертый — шестой месяц после увольнения. Но положены ли совместителям выплаты за второй и третий месяцы? Давайте разбираться.

Чтобы рассчитать сумму выходного пособия, надо сначала определить средний дневной заработок. Он рассчитывается в общем порядке на основании данных о зарплате сотрудника за предшествующие 12 месяцев. Если сокращение происходит в последний день месяца, то этот месяц также включается в расчетный период (письмо Роструда от 22.07.10 № 2184-6-1). В остальных случаях расчет ведется по предыдущий месяц (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922; далее — Положение).

Когда право на выплаты зависит от родства, то в документах работодателя будет указано, о каких членах семьи сотрудников идет речь. Например, в положении может быть такая формулировка: «Материальная помощь предоставляется работнику в связи со смертью члена семьи (супруга или супруги, родителей, братьев или сестер, детей)».

В отделе кадров или бухгалтерии попросите шаблон заявления о матпомощи. Если его нет, заявление можно составить в свободной форме: сформулируйте просьбу о выплате и назовите обстоятельства, из-за которых требуется помощь. Обязательно поставьте дату и подпись.

Сроки выплаты. Деньги работнику выплатят в сроки, которые указаны в положении, коллективном договоре или в приказе о выделении матпомощи. Это может быть конкретная дата или определенный период — например, в течение двух недель со дня издания приказа. Обычно материальную помощь перечисляют в ближайший день выдачи зарплаты.

Документ может называться, например, положением о материальной помощи. Но это не обязательно — работодатель может включить условия и размер выплат в правила внутреннего трудового распорядка, в положение об оплате труда или другой внутренний документ. Если с сотрудниками заключен коллективный договор, материальная помощь может быть разделом такого договора.

Помощь из бюджета люди получают только в результате чрезвычайной ситуации крупного масштаба. Помощь в происшествиях личного характера — если в квартире случился пожар, затопили соседи, человек попал в ДТП — оказывает работодатель, но только если хочет и может. Также работодатель может выплатить помощь и дополнительно к бюджетной, если работник пострадал или потерял имущество в результате ЧС.

Особенности выплаты материальной помощи к отпуску

В статьях ТК РФ не содержится специального термина для обозначения отпускных, выплачиваемых дополнительно. Говоря «материальная помощь к отпуску», чаще всего подразумевают регулярную или единовременную выплату денежных средств, назначенную сотруднику не за отработанное время или исполнение трудовых обязанностей, а по иной причине. В данном случае по уходу в отпуск, подкрепленной доброй волей работодателя.

Поощрительная выплата отличается от социальной тем, что от результатов труда сотрудника зависит факт ее начисления и/или размер. Сумма может быть в процентах от оклада (тарифной ставки), или же ее можно зафиксировать в Положении о начислении поощрительных выплат, дифференцировав в зависимости от разных факторов успешности, например, отсутствия взысканий или наличия каких-либо выдающихся показателей.

Согласно этим документам надбавка может быть выплачена сотрудникам к одному (ежегодному) отпуску, является регулярной и обязательной к выплате, независимо от результатов труда и особенностей выполнения трудовых функций. Эта выплата должна быть предусмотрена во внутренней документации:

  • имя и должность заявителя;
  • адресованность на имя руководителя организации;
  • четко сформулированная причина просьбы о матпомощи;
  • даты, когда сотрудник собирается в отпуск (то есть когда ему будут необходимы просимые средства);
  • привычная форма концовки – дата и личная подпись с расшифровкой.

Когда сотрудники предприятия уходят в отпуск, многие работодатели считают нужным выплатить им дополнительные средства, чтобы они могли в полной мере насладиться отдыхом и оценить заботу руководства о себе. Чаще всего эти средства даются работнику именно в форме денег. По нормативным актам эти выплаты могут быть премией или материальной помощью.

Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее — средства материального стимулирования).

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

Вместе с тем действующая нормативная база заставляет некоторых работодателей экономить на налогах. Так, согласно нормам НК РФ, суммы до 4000 рублей, оформленные как материальная помощь работникам, не облагаются НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ) и страховыми взносами (пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ). С дополнительного дохода, превышающего этот предел, придется удерживать и налог, и взносы на страхование. Поэтому во многих компаниях максимальной суммой матпомощи будет именно 4000 рублей.

Обратите внимание, что бухгалтерия имеет возможность выдать деньги только после того, как сотрудник напишет заявление о выплате пособия; оплате отпуска и выдаче материальной помощи не должно помешать то, какие формулировки использованы в заявлении: оно пишется в деловом стиле, но с произвольной аргументацией, с соблюдением основных правил — указания Ф.И.О. руководителя и работника, проставления личной подписи и даты обращения. Что действительно важно — чтобы документ был оформлен в письменной форме, а не устной, поскольку он является основанием для издания соответствующего приказа в организации и выплаты определенной суммы.

Также надо помнить, что работник должен написать заявление заранее, например, вместе с заявлением на отдых, если его период согласован отдельно и отличается от графика. Заблаговременное обращение с заявлением позволит работодателю вовремя выплатить деньги, а работнику — воспользоваться ими в период отдыха.

Вам будет интересно ==>  Вредность Зубных Техников

Материальная помощь к отпуску (в бюджетных учреждениях в том числе) — это один из видов поддержки, который может оказать предприятие своему работнику. О том, как правильно обратиться за дополнительными финансовыми средствами, сколько могут выплатить и на каком основании компания вправе отказать, читайте в статье.

Суммы, которые подчиненные получают в качестве дополнительных премий к дням отдыха, будут отличаться в зависимости от организации. Крупные компании с большой годовой прибылью могут позволить себе доплачивать на отдых сотрудникам и по 10 000, и по 30 000 рублей. Небольшие предприятия таких денег не имеют, поэтому при желании могут ограничиться 3000–5000 рублей, поскольку в законе не установлены лимиты на материальную помощь.

НДФЛ и взносами облагается сумма помощи, превышающая 4000 руб. за календарный год, в том числе материальная помощь, полученная сотрудником по иным основаниям (кроме матпомощи при рождении ребенка и матпомощи, которая по закону не облагается НДФЛ и взносами) .

— Отметки в табеле учета рабочего времени делаются на основании документов, оформленных надлежащим образом, в том числе приказа о предоставлении отпуска. При отражении неявок на работу, учитываемых в днях, например отпуска, в табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми. Таким образом, при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением в табеле до дня увольнения проставляются отметки о нахождении работника в отпуске.

Есть ли разница: выплачивается работнику к отпуску материальная помощь или премия; предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск по закону или по ЛНА (локальным нормативным актам); уходит сотрудник в отпуск с последующим увольнением или сначала идет в отпуск, а потом решает уволиться? Отвечаем на такие часто задаваемые вопросы читателей.

Обращаем внимание, что действующее законодательство не устанавливает специальных условий оплаты таких дополнительных отпусков . Поэтому рассчитывайте отпускные для дополнительного отдыха по общим правилам . Если же вы введете свои правила оплаты таких отпусков, то по ним сумма отпускных должна выходить не ниже, чем по законодательству.

Затраты на оплату дополнительных отпусков по ЛНА нельзя учесть в прибыльных расходах . При этом НДФЛ и страховыми взносами суммы оплаты таких дополнительных отпусков облагаются на общих основаниях. Хотя встречаются суды, которые обращают внимание на то, что отпускные не нужно включать в базу по страховым взносам, если дополнительный отпуск предоставляется :

Как провести сокращение штата в 2023 году

Трудовой кодекс не запрещает увольнять сотрудников по сокращению штата в период распространения коронавирусной инфекции. Но суды могут учитывать ситуацию на рынке труда и защищать бывших работников. При такой тенденции ошибки обходятся компании слишком дорого. Разбираемся, как их избежать

В день увольнения произведите расчет с сотрудником, выдайте ему трудовую книжку и/или СЗВ-Р, справку о доходе за последние два года и форму 2-НДФЛ. В течение двух недель после увольнения военнообязанного или призывника уведомите военкомат. Сведения по сокращенным сотрудникам-должникам направьте в ФССП.

  • решение совета директоров или приказ вышестоящей организации об изменении оргструктуры;
  • аннулирование лицензии;
  • документация на новое программное обеспечение, ввод оборудования, из-за которых пропала потребность в должности;
  • договоры на аутсорсинг.

Есть категории граждан, которых нельзя сократить законодательно, кроме случаев ликвидации организации. Это беременные женщины, женщины с ребенком в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, — полный перечень указан в ст. 261 ТК РФ.

Обратите внимание: работодатель должен предлагать работникам не только вакансии, но и места временно отсутствующих работников, например декретниц. Такую позицию занял Второй кассационный суд общей юрисдикции. Мнение суда: «Работодатель должен сделать все, чтобы гражданин не остался без работы в период социальной незащищенности».

Выплаты при сокращении в 2023 году — новый порядок и расчет пособия

  1. женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет
  2. одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет
  3. родитель, являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье
  4. мама, воспитывающая трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Далее рассмотрим порядок расчета среднедневного заработка. Он общий, в том числе для выплаты выходного пособия, установлен статьей 139 ТК РФ и Положением о порядке исчисления средней зарплаты N 922.
Расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок получается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Предположим, что Семенов из нашего примера выйдет на новую работу с 12 апреля 2023 года. Значит, он вправе получить пособие от бывшего работодателя за период с 18.03.2023 по 09.04.2023. В этом периоде 17 рабочих дней. Праздничных дней нет.
Сумма пособия составит: 1518,98 руб..* 17 дн = 25 822,66 руб.

Главное правило при увольнении по сокращению — работник должен быть извещен о сокращении штата не менее чем за два месяца. Уведомление должно быть подписано лично работником. В течение этих двух месяцев работодатель может предложить перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Это может быть как должность, соответствующая квалификации работника, так и нижестоящая или нижеоплачиваемую работа. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором.

Рассчитаться с работником, в том числе и в отношении перечисленных выше сумм, в день его увольнения (ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ).
Кроме того, сокращенному работнику положен средний месячный заработок на период трудоустройства. Ранее среднемесячный заработок выплачивался за 2 и 3 месяц отдельно по заявлению работника. С 13 августа 2023 года вместо выплаты среднего заработка за второй и третий месяцы закон позволяет выплатить работнику единовременную компенсацию. Ее размер — двукратный средний месячный заработок.
Если работник не смог трудоустроиться в течение 2-го месяца со дня сокращения, для получения выплаты работник можно предъявить только трудовую книжку. В ней не должно быть новых записей — о приеме на новое место работы или сведений о трудовой деятельности в электронной трудовой книжке. Если работник нашел новое место в течение 2-го месяца после сокращения, то он также вправе получить выплату за те дни этого месяца, пока работы не было.
Чтобы получить выплату за 3 месяц, работнику нужно получить решение службы занятости о сохранении среднего заработка. Встать на учет в службу занятости лучше сразу после увольнения, но не позднее 14 рабочих дней.

Учебный отпуск при сокращении так же, как и отпуск по беременности, предоставляется согласно тем же правилам, что и обычный отпуск. Но в случае с беременностью работодатель может предоставить своей сотруднице право выбора другой должности, на которую та и будет переведена. При этом освободившееся место сокращается. После истечения времени отпуска работница может быть уволена.

Отпуск может быть компенсирован материально по желанию самого работника. Для этого потребуется написать письменное заявление, в котором будет сообщаться о желании заменить время отпуска на материальную компенсацию. Согласно данному документу работодатель обязан выплатить определенную денежную сумму в день, когда трудовой договор считается расторгнутым. При этом важно знать, что оплачиваются все отпуска, которые были не использованы на момент увольнения.

Вам будет интересно ==>  Сроки заключения договора после размещения плана-графика 2023 год

Многие задаются вопросом: возможен ли отпуск при сокращении штатов? Также людей часто интересует, существуют ли какие-нибудь ограничения по отпускам, которые не были использованы. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации.

Операция перевода сотрудницы на другую должность возможна только с ее письменного согласия. При этом она не обязана являться на работу во время отдыха. Если возникают какие-либо споры, то именно работодатель обязан доказывать соблюдение процедуры увольнения.

Но на беременных сотрудниц данный пункт закона не действует. Поэтому возможен лишь перевод на другую должность. Кроме этого, работница может выполнять свои функции в период отпуска по уходу за ребенком. Но работа в данный период возможна только по желанию самой сотрудницы. Работодатель не вправе вызвать ее до истечения срока отдыха.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2023 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

Выплаты при увольнении госслужащего

Согласно п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (с последующими редакциями, которые являются действующими), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

Пример. Государственному гражданскому служащему, отработавшему в государственном органе один месяц, было предложено расторгнуть служебный контракт в связи с сокращением штата, не дожидаясь истечения двухмесячного срока. В соответствии со служебным контрактом ему установлено денежное содержание, состоящее из:

Таким образом, если представитель нанимателя предложил служащему уволиться до истечения двухмесячного срока, ему помимо четырехмесячного денежного содержания должна быть выплачена дополнительная компенсация, которая рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с п. 8 Правил исчисления. Причем в Письме ФТС сказано: работодателям следует учитывать, что такое расторжение контрактов влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета, поэтому подобные решения должны принимать руководители персонально и с учетом целесообразности такого увольнения.

По отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (единое денежное вознаграждение), но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2023 г. № 2-КГ17-13).

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2023 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2023 г. по делу № 33-4449/2023.

Adblock
detector