Метод Права Это

Правовое регулирование и его механизм

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Правовое регулирование: предмет, метод

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида. В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества: «Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (и. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум на ребенка по кировской области в 2023 году

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

Частное право строится на иных идеях. Ему свойственна дозволительная направленность, равенство и автономность субъектов частноправовых отношений. Государство не должно произвольно вмешиваться в частную сферу. Принципами частного права являются свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. К отраслям частного права относятся гражданское, семейное, жилищное право, гражданский процесс и др.

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Типы и методы правового регулирования

6. Регулятивность — право выступает средством регулирования общественных отношений по своему социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном обществе.

1. Классовая (марксистская) концепция. Сущность права заключается в том, что это — возведенная в закон воля господствующего класса, при посредстве которой экономически господствующий в обществе класс добивается и политического господства и использует право как регулятор для поддержания в обществе выгодного этому классу порядка и подавления сопротивления других классов, не добившихся политической власти. Таким образом, этот подход отстаивает идею, что законодатели защищают экономические интересы экономически господствующего класса и проводят их волю в целях защиты выгодного им порядка отношений.

3. Но чем обусловлена именно такая оценка интересов? Как законодатель может решить, какие интересы хороши, а какие плохи — какие надо зафиксировать правовыми средствами, а от каких надо отказаться? Чем обусловлено формирование именно таких интересов? Ведь структура обществнных интересов меняется с развитием общества и различна в разных обществах, также как различно и само право, фиксирующее структуру этих интересов с точки зрения государства.

Право в объективном смысле — это совокупность, система юридических норм, выраженных, объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права. Это право — веление.

2. Но что лежит за этой мерой, откуда берется именно такая мера, какими конкретно-историческими факторами она задана? Смотрим глубже. Сущность права 2 порядка — право — это особая форма разграничения, фиксации и защиты интересов социальных групп в структуре данного общества. Право как мера служит именно измерению всех социальных интересов, их оценке и закреплению в законе желаемых и приоритетных для общества интересов. Во всех обществах существует свой баланс интересов, своя форма общественного или классового компромисса.

Диспозитивная и императивная норма права: что к ним относится

Основной их характеристикой является диспозитивность, т.е. предоставление свободы выбора при наличии множества правил, которые и контролируют взаимоотношения граждан. Однако существует и такая характеристика права, как императивность, т.е. четкие предписания действий, которым необходимо следовать всем участникам взаимоотношений.

  • имеющие диспозицию,
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения,
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве,
  • определяющие обязанности,
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

Правовые нормы – это основа для всех юридических действий, благодаря им эти действия могут осуществляться в рамках закона. Любой аспект жизнедеятельности невозможно решить, не руководствуясь этими предписаниями. Нормы гражданского права позволяют регулировать все взаимоотношения граждан страны законодательно верно в договорах и хозяйственных спорах.

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

  • распространенностью – они являются показателем объективности в любых спорах сторон, что делает их присущими любой правовой отрасти,
  • статусом – они стоят выше диспозитивных форм и по-особому влияют на регуляцию отношений в социуме,
  • методом использования – они применяются только в качестве ограничителей,
  • внешней формой – это не расплывчатые объяснения, а четко прописанные принципы и ограничения,
  • функциями – выполняют охранную, обеспечивающую, образующую и регуляционную работу. При этом для них характерно наделение сторон юридическими обязанностями и возможностями.

Предмет и метод правового регулирования

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Вам будет интересно ==>  Какое Фото Нужно Для Получения Ветерана Труда

Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

Правовое регулирование

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут — совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве — субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).

Отрасли права могут быть комплексными — занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское — между гражданским и финансовым и т. д.)

охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью — системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

Императивный и диспозитивный методы

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

Система законодательстваотображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.

Способ рекомендацийиспользуется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

  • чаще всего применяются правовые обязывания и запреты (особое правовое средство – «уполномочивание», когда реализация какого-либо права публичного субъекта является одновременно и его обязанностью);
  • участники императивно урегулированных отношений не имеют возможности самостоятельно определять содержание прав и обязанностей;
  • преобладают нормы охранительного характера, т. е. закрепляющих обязанности участников правовых отношений и их ответственность за неисполнение;
  • используется для урегулирования правовых отношений между субъектами, которые находятся в отношениях подчинения (т. е. требования одного из субъектов обязательны для другого);
  • правовые нормы реализуются в специфической форме – правоприменении, в котором участвует уполномоченное государством должностное лицо (государственный орган).

Императивное правовое воздействие основано на постулате обязательности государственной воли для участников общественных отношений. В случае, если правовые отношения субъектов права подпадают под действие императивной правовой нормы, они не вправе самостоятельно, по своему усмотрению избирать модель поведения, а должны придерживаться нормы, желательной для государства.

Тем не менее, превалирующая точка зрения – это классификация способов и приемов регулирования общественных отношений на диспозитивный и императивный. Данные методы используются каждой отраслью права в различных сочетаниях, что и обуславливает специфику метода каждой отрасли, а следовательно, и специфику регулируемых ей правовых отношений.

  • наиболее распространенные правовые средства – дозволение и обязывание;
  • признание за субъектами правовых отношений возможности самостоятельно устанавливать правила поведения в случае умолчания законодателя;
  • преобладание норм регулятивного характера, т. е. устанавливающих прав и обязанности участников правовых отношений;
  • широкое действие принципа равенства (равноправия) сторон, автономии и свободы их воли, недопустимости вмешательства в частные дела;
  • действие в отношениях между субъектами, не находящимися в отношениях подчинения (субординации);
  • реализация правовых норм в форме использования прав или исполнения обязанностей, соблюдения запретов.

Однако в чистом виде для регулирования правовых отношений императивный и диспозитивный методы не применяются, всегда имеет место их сочетание. Например, императивными нормами можно считать правило о возрасте лиц, вступающих в брак; правила регистрации объектов недвижимости. Диспозитивно урегулированы правоотношения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, коммерческие отношения государства и частных субъектов.

Вам будет интересно ==>  Юрист по земельным вопросам пермь

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равноправием сторон и предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению. Такие правоотношения возникают по обоюдному волеизъявлению субъектов. Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом. Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права возможности самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения. Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение будет влечь применение мер государственного принуждения. Впрочем, чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства. Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка. Диспозитивный метод характерен для гражданского права , семейного права , большей части институтов трудового права . Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойствен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Норма права — первичный структурный элемент системы права . Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, так как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации. К таким отраслям права относятся: трудовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, право социального обеспечения, земельное право и экологическое право.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права . Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение . Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны. Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Если говорить обывательским языком: можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными. В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное подразделение права на отрасли и институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое — отношения между работником и работодателем, финансовое — отношения, складывающиеся в процессе финансовое деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются: субъекты общественных отношений; предметы материального мира; социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

5) Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.

В качестве критерия разграничения частного и публичного права в со­временной юридической науке признается и различие методов правового ре­гулирования. Для публичного права характерен метод централизации (суб­ординации, власти-подчинения), для частного права — метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участни­ков правоотношений.

2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Метод правового регулирования: понятие, основные элементы, виды методов и их юридическое значение

особенность каждой отрасли – наличие особого метода регулирования, ориентированного на использование таких способов регулирования, как дозволения, запрещения, обязывания. Известно, что к дозволениям тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное.

Второй способ состоит в обязывании субъектов права совершить определенные активные действия, указанные в законе (нормативном правовом акте) или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как исполнение.

Разрешительныйтип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий. Ему свойственна следующая формула: запрещено все, кроме разрешенного. Участники правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом. Говоря иначе, можно совершать только действия, разрешенные в нормах права.

Если способы правового регулирования (дозволения, запреты, позитивные обязывания) выражают пути правового воздействия на поведение индивидов, организаций, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права. Они раскрывают порядок правового воздействия и его направленность. Здесь дается ответ на следующий вопрос: на что нацелено правовое регулирование – на предоставление общей дозволенности или же на введение общей запрещенности поведения субъектов общественных отношений [2] .

Третий способ – возложение обязанностей воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий (например, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время, применять недозволенные методы расследования и т.п. Запрещение есть разновидность обязывания, характеризуемого строго определенным содержанием и четкими границами. По сути, запреты выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (нельзя переходить улицу при красном свете светофора, охотиться в заповедниках и т.д.).

Adblock
detector