Права ребенка и нормативные акты в которых они закреплены

Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребёнка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей. Дети имеют право рассчитывать на то, что соблюдаемая школьная дисциплина поддерживалась бы с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства и в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры в целях защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (п. 1 ст. 19); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (п. 1 ст. 31); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (п. 1. ст. 32).

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Никто не имеет права незаконно и произвольно лишать ребёнка свободы. Если же всё-таки ребёнок оказался задержанным органами правопорядка и лишён свободы, то он имеет в кратчайший срок получить квалифицированную помощь (оповещение родителей о задержании, одежда, питание, информация).

Организация, чья цель прописана в самом названии, «Спасем детей!», была основана в 1919 году в Великобритании. Ее сотрудники стоят на страже граждан. Они выступают против плохого отношения, жестокости и эксплуатации, с которой сталкивается детское население планеты.

Перечень прав ребенка в россии и нормативные правовые акты, в которых они закреплены

  • защита прав всех несовершеннолетних граждан, при которой недопустимо разделение по национальному признаку, языку, социальному статусу, расовой или половой принадлежности;
  • обеспечение государственной социальной помощи;
  • создание необходимых условий для обучения, развития и проживания детей;
  • гарантирование необходимых ресурсов для сохранности прав, свобод и достоинства малолетних граждан;
  • предоставление услуг для получения имени, отчества и фамилии.

Определение политических прав подростка подразумевает его возможность участвовать в политической жизни страны. Они прописаны в Конституции РФ и позволяют малолетним гражданам состоять в детских общественных организациях, деятельность которых не противоречит действующему законодательству. Политические права детей реализуются в возможности объединения и участия в мирных собраниях и митингах без применения оружия.

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.
  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  1. На имя. При появлении на свет малыша право получить имя реализуется его родителями или законными представителями. При достижении 14 лет каждый ребенок имеет неоспоримое право сменить имя или фамилию.
  2. На жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь, свободу, а также личную неприкосновенность. Любые действия со стороны родителей или иных лиц, способные нанести вред ребенку, его здоровью или свободе, являются незаконными.
  3. На выражение собственного мнения. Согласно закону, дети могут беспрепятственно выражать свое мнение. Возможность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях появляется у человека при достижении определенного возраста. С 10 лет ребенок вправе выбирать, с кем из родителей он будет проживать в случае развода. С 14-летнего возраста подросток может самостоятельно обращаться не только в организации по правам несовершеннолетних, но и в суд.
  4. На личный выбор религии.
  5. На материальное обеспечение и уход. Материальное содержание ребенка является обязанностью родителей. Если малыш воспитывается не в семье, эта обязанность переходит на государство либо официальных опекунов.
  6. На обеспечение первоочередных потребностей и заботу.
  7. На образование. Права ребенка на образование не должны ущемляться при низком уровне финансового благосостояния семьи ребенка. Каждый малыш имеет право посещать общеобразовательные учреждения.
  8. На защиту от насилия. Каждый ребенок России должен быть защищен не только от домашнего насилия, но и от проявления жестокости на улице, а также от приема наркотиков.

Документы касающиеся прав детей

  • консультации по вопросам передачи детей на воспитание или для усыновления;
  • консультации попавшим в сложную ситуацию;
  • гуманитарная помощь детским организациям;
  • работа с неблагополучными семьями для предупреждения преступности среди малолетних;
  • продвижение законодательных инициатив;
  • рассмотрение обращений о нарушениях.

Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка, права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращения такого договора.

«Мы с мужем приобрели трехкомнатную квартиру, в которой до нас проживала семья с маленьким ребенком. Бывшие хозяева квартиры выписались вместе с ребенком, после чего мы с мужем там зарегистрировались. Однако орган опеки не дает согласия на регистрацию наших несовершеннолетних детей в этой квартире. Орган опеки мотивирует отказ тем, что ребенок был выписан без их разрешения и прописан в квартиру меньшей площади. Кроме того, в органе опеки говорят, что купля-продажа вообще не могла быть проведена без их согласия. Возможно ли теперь аннулировать такую сделку?»

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах — в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети, решается в пользу последних.

Очевидно, что несовершеннолетние, которые обучаются в образовательных учреждениях, где введены дополнительные платные образовательные услуги, вправе сами или с согласия родителей (законных представителей) решать вопрос о необходимости получать или не получать предлагаемые образовательным учреждением дополнительные образовательные услуги. Другими словами, в данном случае речь идет о праве выбора, которое принадлежит учащимся.

На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. При подписании Конвенции ООН,на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Конвенцию, делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил А. Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду — Международную золотую медаль имени Льва Толстого, врученную ему в Москве.

В 1959 годуГенеральнаяассамблея ООН провозгласилаДекларациюправребенка. В это международно-правовомдокументеутверждается, что некоторыеправачеловекаимеютнепосредственноеотношение к детям, которыенуждают­ся в особойзаботе и внимании, посколькучрезвычайноуязвимыпопричиневоз­раста.

5. Дать каждому ребенку образование. Все девочки и мальчики должны иметь доступ к бесплатному, обязательному и качественному начальному образованию как краеугольному камню всеобщего базового образования и иметь возможность получить его. Неравенство полов в области начального и среднего образования должно быть ликвидировано.

10. Сохранить Землю для детей. Нужно сохранить природную среду с ее разнообразием жизни, красотой и ресурсами, всем тем, что повышает качество жизни, для нынешнего и будущих поколений. С этой целью надо оказывать любую помощь с тем, чтобы защитить детей и свести к минимуму воздействие на них стихийных бедствий и деградации

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Документ о правах ребенка как называется

  1. органы опеки и попечительства, функционирующие при районных отделах образования либо при Администрации;
  2. прокуратура;
  3. инспекция по делам несовершеннолетних, находящаяся при каждом районном ОВД;
  4. комиссии по делам несовершеннолетних граждан, относящиеся к муниципальным образованиям.

В последние годы, в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому.

Под неоднократностью совершения какого-либо действия имеется в виду его совершение два и более раза. По действующему законодательству об образовании решение об исключении учащегося из образовательного учреждения принимает орган управления образовательного учреждения (на практике этим органом чаще всего является педагогический Совет школы, гимназии, лицея и т.п.). Об исключении учащегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления (местные администрации). Это делается для того, чтобы органы местного самоуправления, совместив с родителями (законными представителями) исключенного несовершеннолетнего, в месячный срок могли бы принять меры по его трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении.

Вам будет интересно ==>  Сколько в 2023 году материнский капитал за двойню

Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Другими основаниями для исключения учащихся из образовательных учреждений являются грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Здесь имеется в виду, прежде всего нарушение учащимися их обязанностей, а также запретов, содержащихся в уставе образовательного учреждения. Любое из запретов (например, приносить спиртные напитки, заниматься вымогательством и т.п.) можно рассматривать в качестве грубого нарушения Устава образовательного учреждения, а, следовательно, и в качестве основания для исключения из него учащегося.

Перечень прав ребенка в россии и нормативные правовые акты, в которых они закреплены

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Помимо документов, регламентирующих права несовершеннолетних в каждой цивилизованной стране, многими странами ратифицированы международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют наивысший приоритет, более того, их ратификация накладывает на страны-участницы определенные обязательства по защите и внедрению улучшений в этой области.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

  • консультации по вопросам передачи детей на воспитание или для усыновления;
  • консультации попавшим в сложную ситуацию;
  • гуманитарная помощь детским организациям;
  • работа с неблагополучными семьями для предупреждения преступности среди малолетних;
  • продвижение законодательных инициатив;
  • рассмотрение обращений о нарушениях.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В эти годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должны платить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Находясь в приемной семье, ребенок имеет право поддерживать личные контакты с кровными родителями, другими родственниками, если это не противоречит его интересам и нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком допускаются только с согласия приемных родителей.

Нормативно-правовые документы по правам ребенкапрезентация к уроку по теме

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка 1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь 1959 год – Декларация прав ребенка 1989 год – Конвенция о правах ребенка 1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или других убеждений, общественного происхождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всеместно содействовать притворению их в жизнь.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения, посвященный широкому спектру прав ребенка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

В семейном кодексе РФ широко рассматриваются права детей. Среди таких прав следует отметить: Право ребенка жить и воспитываться в семье ( ст.54) Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками(ст.55) Право ребенка на защиту ( ст.16,19, 32, 33, 34, 37, 36 Конвенции о правах ребенка) Право ребенка выражать свое мнение (ст.57) Право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58) Имущественные права ребенка

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ В Российской Федерации наряду с Конвенцией о правах ребенка ООН действует Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Согласно ему, осуществление прав ребенка возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, которые реализуют государственную политику в интересах детей, осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечение их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха и др.

Нормативно-правовые документы о правах ребенка

Вторая составляющая гуманизации воспитательно-образовательного процесса — это гуманистическое воспитание, которое неразрывно связано с гуманизацией образования и обучения учащихся. Гуманистическое личност-но-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореали­зации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможно­стей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соав­тора. В становлении субъектности учащемуся требуется духовная и нравст­венная поддержка, помощь. Ее оказывают педагоги, родители, взрослые, со­трудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досу­га. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т. е. осуществляется адресно, с любовью и уважением к детям, заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

2. Предложите свою методику знакомства школьников с правами чело­века (воспользуйтесь методикой С. Щербина: создайте рисунок (или подбе­рите иллюстрацию) к одной или нескольким статьям документа со своими комментариями или воспользуйтесь идеями из статей: Дмитриева Г. Школь­никам — о правах человека // Народное образование. 1990. № 8. С. 89; Прихо­жан А. Мой портрет в лучах солнца (Занятие 5: Мои права и права других людей) // Воспитание школьников. 1997. № 1. С. 31-32.

Школа и вуз могут многое сделать, чтобы общечеловеческие ценности, гуманистические идеи стали для каждого ученика не только суммой знаний, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Ус­воение прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, установок, что слу­жит одной из психологических основ для самосовершенствования.

Нравственное воспитание как путь к созданию фона для педагогических усилий в области прав человека обоснованно и в том смысле, что в нормаль­ном обществе право вытекает из морали, обуславливается ею. Этические и этико-религиозные традиции существуют даже в тех обществах, в которых недостаточно развито правосознание. Кроме того, права (особенно в раннем возрасте) и не в чисто юридическом смысле могут усваиваться как нравст­венные возможности, например, право на внимание, любовь, уважение и т. д.

Существеннейшее значение в воспитательной работе учебного заведения имеет формирование у обучающихся такого качества, как миролюбие (озна­чает лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу, доброжелательство). Эти черты характера складываются из нравственных проявлений личности: спо­собности улаживать несогласие, вражду, терпимо относиться к противопо­ложному мнению, уважать право других. Миролюбивый человек способен к компромиссу, а это качество формируется на границе между правами «мои­ми» и «твоими».

  • имя и гражданство;
  • любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
  • материальное обеспечение и социальную защиту;
  • образование и медицинскую помощь;
  • воспитание и развитие;
  • защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.

С момента рождения ребенок зависим от окружающих: он настолько мал, что сначала даже не может перевернуться без посторонней помощи. Потребуется немало времени, чтобы малыш подрос, начал ходить, научился говорить, получил воспитание и образование и стал, наконец, дееспособным гражданином, обладающим всеми правами взрослого человека.

  1. у несовершеннолетнего должны быть возможности и средства для его физического и духовного развития;
  2. голодного ребенка накормить, больному – помочь, сироту приютить, ошибающегося – поправить;
  3. в сложное время первая помощь – детям;
  4. он должен быть защищен от любой формы эксплуатации;
  5. малышей нужно воспитывать с мыслью, что он должен приносить пользу другим людям.

На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству.

До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры.

В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей. 2

Вам будет интересно ==>  Налоговый Вычет Для Лиц Проживающих В Зоне Ато

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом реформирования общественного строя и особенно негативными тенденциями, затронувшими экономику и социальную сферу государства.

Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. 2 В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования. 1

Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:

Право ребенка жить и воспитываться в семьеподразумевает, что ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

  • Декларация (1924 год); Документ состоит всего из 5 статей. Его содержание направлено против форм небрежного отношения и проявления жестокости к детям, против рабства и проституции.
  • Декларация (1959 год); Основные положения документа определяют общегражданские права несовершеннолетних. Декларация служила основой для утверждения Конвенции.
  • Конвенция ООН (1989 год); Впервые закон признает несовершеннолетнего личностью, которую нужно ограждать от посягательств.
  • Минимальные стандартные правила ООН, (1985 год); Акт, регламентирующий процесс совершения правосудия над малолетними нарушителями.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).

Законодательство Российской Федерации гарантирует несовершеннолетнему ребенку определенные права и свободы, соблюдение которых контролируется соответствующими органами. Многих родителей интересует вопрос о том, какие законодательные акты являются самыми важными при защите интересов малышей и подростков и каковы возможности общественных организаций в этой сфере.

  1. На имя. При появлении на свет малыша право получить имя реализуется его родителями или законными представителями. При достижении 14 лет каждый ребенок имеет неоспоримое право сменить имя или фамилию.
  2. На жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь, свободу, а также личную неприкосновенность. Любые действия со стороны родителей или иных лиц, способные нанести вред ребенку, его здоровью или свободе, являются незаконными.
  3. На выражение собственного мнения. Согласно закону, дети могут беспрепятственно выражать свое мнение. Возможность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях появляется у человека при достижении определенного возраста. С 10 лет ребенок вправе выбирать, с кем из родителей он будет проживать в случае развода. С 14-летнего возраста подросток может самостоятельно обращаться не только в организации по правам несовершеннолетних, но и в суд.
  4. На личный выбор религии.
  5. На материальное обеспечение и уход. Материальное содержание ребенка является обязанностью родителей. Если малыш воспитывается не в семье, эта обязанность переходит на государство либо официальных опекунов.
  6. На обеспечение первоочередных потребностей и заботу.
  7. На образование. Права ребенка на образование не должны ущемляться при низком уровне финансового благосостояния семьи ребенка. Каждый малыш имеет право посещать общеобразовательные учреждения.
  8. На защиту от насилия. Каждый ребенок России должен быть защищен не только от домашнего насилия, но и от проявления жестокости на улице, а также от приема наркотиков.
  1. Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
  2. Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
  3. Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
  4. Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
  5. Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
  6. Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
  7. Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

Документы защищающие права ребенка

Каждый человек, которому не исполнилось 18 лет, является несовершеннолетним. Эта норма закреплена на законодательном уровне. Кроме того, все лица, которым не исполнилось 18 лет, считаются недееспособными. Соответственно, несовершеннолетние не могут самостоятельно использовать все юридические возможности в свою пользу. При этом малолетние граждане всего мира имеют права:

  • возможность иметь собственную недвижимость;
  • возможность официально быть трудоустроенным, начиная с 14 лет, при условии соблюдения Трудового Кодекса о защите прав несовершеннолетних работников;
  • категорически запрещается принуждать детей к нанесению себе вреда.

Сегодня на территории Российской Федерации реализовывается ряд правительственных инициатив, направленных на полноценное развитие детей. Дополнительно создаются попечительские службы, цель которых — своевременно определить возможную угрозу для ребенка и избежать негативных последствий.

Каждый ребенок с рождения наделяется правами, которые закреплены за ним на законодательном уровне. Кроме документов, в которых прописаны права несовершеннолетних детей, в большинстве стран ратифицированы и международные документы о правах каждого маленького жителя Земли. Эти документы носят самый высокий приоритет. Более того, страна, которая ратифицирует эти права, должна строго соблюдать взятые на себя обязательства по защите детей и внедрению различных механизмов, улучшающих их качество жизни.

После того как была принята конвенция о защите прав несовершеннолетних людей, во всем мире стали создавать различные объединения, цель которых — защитить права каждого ребенка. На международном уровне на сегодняшний день работает специальный Комитет по правам детей. В этот комитет входят сотрудники и специалисты ООН. Именно они и занимаются выполнением всех правил, утвержденных в Конвенции, по всему миру. Работа детского комитета осуществляется непосредственно в Женеве.

Определение политических прав подростка подразумевает его возможность участвовать в политической жизни страны. Они прописаны в Конституции РФ и позволяют малолетним гражданам состоять в детских общественных организациях, деятельность которых не противоречит действующему законодательству. Политические права детей реализуются в возможности объединения и участия в мирных собраниях и митингах без применения оружия.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ В Российской Федерации наряду с Конвенцией о правах ребенка ООН действует Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Согласно ему, осуществление прав ребенка возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, которые реализуют государственную политику в интересах детей, осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечение их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха и др.

  • центры социальной реабилитации подростков;
  • учреждения, которые обладают возможностью оказывать анонимную психологическую помощь несовершеннолетним;
  • центры психологической помощи для детей, оставшихся без попечения родителей;
  • общественные организации, содействующие осуществлению защиты правовых интересов несовершеннолетних и др.
  1. органы опеки и попечительства, функционирующие при районных отделах образования либо при Администрации;
  2. прокуратура;
  3. инспекция по делам несовершеннолетних, находящаяся при каждом районном ОВД;
  4. комиссии по делам несовершеннолетних граждан, относящиеся к муниципальным образованиям.

3 Постановление Правительства РФ 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» нацелено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье. Федеральный закон 44-ФЗ от г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья». Принято к исполнению Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от г В нем определены порядок организации приемной семьи, условия передачи детей в такую семью, права и обязанности приемных родителей, гарантии прав ребенка, передаваемого на воспитание, материальное обеспечение приемной семьи. Разработана и прилагается к Положению форма договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который служит правовой основой для образования приемной семьи. В 2000 г. внесено изменение в Семейный кодекс РФ, которым в число возможных форм устройства детей-сирот включен детский дом семейного типа. Постановлением Правительства РФ от г. 195 «О детском доме семейного типа» утверждены Правила организации детского дома семейного типа. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Он создается по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Федеральным законом от г. 12-ФС внесены принципиальные изменения и дополнения в Закон РФ 1992 г. «Об образовании», которые, в частности, касаются детей-сирот. Так, предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие вступительные экзамены в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования, принимаются в эти образовательные учреждения вне конкурса (ст. 16, п. 3). Нормативно-правовые документы, касающиеся различных форм поддержки благосостояния детей и семей с несовершеннолетними детьми Например, внесены изменения в федеральный закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Увеличен размер ежемесячного пособия на детей одинокой матери (Федеральный закон от г. 162-ФЗ). Законодательно закреплено усиление ответственности родителей за детей. Так, Гражданским кодексом РФ (во II части введена с г.) согласно ст на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним детям в течение 3-х лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причины вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. В субъектах Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям: — охрана семьи, материнства и детства; — социальная поддержка детей с особыми проблемами;

Вам будет интересно ==>  Какие Награды Дают Выплаты

В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка

принимая во внимание , что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

В 1999 общая стоимость проектов ЮНИСЕФ в России достигла 2,5 млн. долларов. Основная часть этих средств предоставлена странами-донорами – Германией, США, Великобританией, Финляндией – на осуществление целевых программ. Под патронажем ЮНИСЕФ в России проводятся международные акции в области культуры и искусства. ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям, пострадавшим от вооруженных конфликтов и стихийных бедствий.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Подводя итоги, можно отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается встреч на международном уровне – то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу

  1. Любовь к России, свобода личная и национальная долг перед Отечеством, любовь и верность, познание.
  2. Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
  3. Мир во всем мире, жизнь, красота, международное сотрудничество, трудолюбие.
  4. Земля, здоровье, семья, природа, общество, человек.
  1. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  2. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.

  1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  2. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  4. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  1. Право на семью,
  2. Право на имя и гражданство,
  3. Право на получение информации,
  4. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на заботу и защиту со стороны государства.
  5. Право на бесплатную медицинскую помощь,
  6. Право на посещение школы,
  7. Право на равенство,
  8. Право на защиту от насилия и жестокости,
  9. Право на свободу выражения своих мыслей,
  10. Право на собственное мнение,
  11. Право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями),
  12. Право на отдых и досуг,
  13. Право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию,

Контроль за использованием и сохранностью имущества (в том числе и жилого помещения) ребенка должны обеспечивать органы опеки и попечительства. Находясь в приемной семье, ребенок имеет право поддерживать личные контакты с кровными родителями, другими родственниками, если это не противоречит его интересам и нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком допускаются только с согласия приемных родителей.Пока в России немного приемных семей.

Права и свобода ребенка, закрепленные в нормативных документах

12. Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст.13, п.1.2)

33. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1)

Ответ. Право ребенка на свободу мысли, совести и религии изложено в ст. 14 Конвенции. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии, уважают права и обязанности родителей, законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка. Свобода исповедовать свою религию или веру подвергается ограничениям, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Права ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого на воспитание в семью, с медицинских позиций защищены постановлением Правительства РФ и регламентируются директивными документами Минздрава России: «О медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителями».

Ответ. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие. Если до подачи заявления ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (ст. 132, Семейный кодекс РФ).

Ответ. Основные гражданские нрава человека и ребенка, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, включают право каждого на гражданство, свободное выражение своего мнения, свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений и мирных собраний, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, доступ к информации, не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Ответ. Данное положение изложено в ст. 39 Конвенции. В соответствии с ним государства-участники принимают все меры, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых жестоких или унижающих достоинство видов обращения.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

* обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: известный профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью». Мартинес Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т1 СПб, 1882. с. 327. Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести т вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время» . Блюнчли И. Соврменное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде Кодекса. Вып. 2М, 1877ю с. 316

Сотрудничество по правам человека на разных уровнях осуществляется в многообразных формах. Прежде всего путем выработки единых стандартов определяющих круг прав и свобод человека. К настоящему времени принято более 100 универсальных договоров и свыше 200 региональных.

Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом понимания возрастания роли примата международного права в межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том числе в области прав человека, во внутригосударственные нормы. Анисимов Л. Н. Имлементация норм международного права в национальное законодательство. — М., 1991. с. 110.

9 Какие Нормативные Правовые Документы Защищают Права Ребенка

  • базовые – неотъемлемое право на жизнь, на имя и гражданство, право знать своих родителей и жить в семье, окруженный заботой и любовью, на жилище, пищу и чистую воду, на медицинскую помощь, на защиту от насилия;
  • социальные – на получение образования, на достойное физическое, интеллектуальное, духовное развитие, на свободу совести и религии, право иметь свое мнение и свободно его выражать, на неприкосновенность частной жизни;
  • в сложных ситуациях дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты или беженцы имеют право на особую помощь и поддержку государства, дети-инвалиды или с особым уровнем умственного или физического развития должны быть максимально интегрированы в общество, они имеют право на дополнительные социальные блага.

Указом Президента РФ функции соблюдения справедливости в отношении детей в стране возложены на омбудсмена. На сегодняшний день актуальны Международные принципы, утвержденные в резолюциях ГА ООН в 1959 году. Данные виды законодательных актов используются для регулирования следующих вопросов:

Резолюция ООН объявила, что с 2001 по 2010 годы XXI века пройдет международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей на планете. Проделано много работы, но пока что сложно оценить, насколько странам — участницам удалось своими действиями приблизиться к этой цели.

Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера. 1.Прежде всего, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Издревле известна важнейшая задача семьи готовить детей к домострою. На это обращали внимание известные ученые России, педагоги и психологи.

  • расти и получить воспитание в семье;
  • на защиту их интересов и решение социальных проблем родителями;
  • встречаться с каждым из родителей, если они прекратили брак и разъехались по разным городам или странам. Они также могут видеться с родственниками;
  • на защиту от возможных злоупотреблений родственников;
  • сказать свое мнение. В судебных инстанциях учитывают мнение детей старше 10 лет;
  • на имя, отчество и фамилию.

Adblock
detector