Коррупция в государственных закупках в 2023 году

Объём взяток при госзакупках в России оценили в триллионы рублей

37% опрошенных назвали главным фактором для получения госзаказа сговор, а не уникальность или инновационность товаров, работ или услуг. Две из трёх компаний заявили о неформальных выплатах представителям заказчика, 28% затруднялись с ответом или отказывались отвечать. Размеры взятки назывались от 3 до 65% от стоимости госконтракта. Чаще других назывались варианты 3, 5, 10, 15 и 20%. Только 14% назвали нулевую сумму взятки.

Ранее «Секрет» писал, что Аналитический центр при правительстве России выявил масштабный сговор между госзаказчиками и крупными поставщиками. По версии аналитиков, ведомства по договорённости с подрядчиками расторгают контракты, заключённые через систему госзакупок. Это делается, чтобы раздуть бюджет и направить неистраченные деньги на другие закупки.

Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ исследовал уровень коррупции при государственных закупках. Эксперты подсчитали, что более двух третей (71%) поставщиков сталкивались с коррупцией при прохождении конкурсных процедур. По их расчётам, взятка обходится компании, претендующей на госконтракт, в 22,5% его суммы. Объём коррупционного рынка при госзакупках составляет 6,6 трлн рублей, или треть годового бюджета страны, сообщил РБК.

Счётная палата регулярно анализирует эту сферу: недавно аудиторы оценили долю неконкурентных закупок (которые проводятся у единственного поставщика) почти в 75%. Опрошенные Счётной палатой участники рынка назвали неформальные связи между заказчиком и поставщиком главной проблемой сферы.

Размер коррупционных выплат рассчитали на основе ответов представителей разных отраслей, регионов и статистики по объёмам закупок. По словам замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константина Головщинского, респонденты вспомнили около 2300 примеров из практики и назвали средний размер отката (включая нулевые). Эксперты получили средний процент неформальных выплат — 22,5% от суммы контракта.

Счетная палата, по информации издания, регулярно проводит аудит сферы госзакупок. Однако пока что она не проводила мероприятий, посвященных именно вопросам коррупции, хотя в обозримом будущем это может измениться. «В настоящее время проводится экспертно-аналитическое мероприятие “Анализ проблем, связанных с выявлением правонарушений и преступлений при осуществлении аудита и контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с использованием угрозы административной и уголовной ответственности как инструмента обеспечения законности поведения участников федеральной контрактной системы”. Оно будет завершено в следующем году (в 2023 г. – прим CNews», – сообщили представители Счетной палаты.

Суммарный объем коррупционных выплат при госзакупках достиг почти 6,6 трлн руб. Для сравнения, это равно трети доходной части всего российского бюджета. Коррупция и госконтракты настолько тесно переплетены, что с ней сталкивается абсолютное большинство компаний, пожелавших принять участие в гостендерах.

Как пишет РБК, подобные махинации имеют вполне очевидные последствия в виде крайне низкого качества оказываемых услуг и проводимых работ по «откатным» госконтрактам. В качестве примера издание приводит строительство больниц и детских садов, а также закупку лекарств.

Стал известен размер откатов при проведении российских госзакупок. Он почти достиг 6,6 трлн руб., а это треть доходной части бюджета всей страны. За победу в тендере компании «откатывают» вплоть до 65% суммы контракта, притом в схеме может участвовать как непосредственный заказчик, так и другие участники тендера. Им выплачиваются так называемые «отступные».

Далеко не все респонденты, принявшие участие в опросе, давали прямые ответы на прямые вопросы о коррупции, поскольку само по себе это явление в России уголовно наказуемо. Не исключено, что без этого результаты исследования были бы еще более впечатляющими. Аналитики ВШЭ задавали участникам и косвенные вопросы, к примеру, «от чего зависит, платят ли компании неформально при госзакупках».

В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.

Коррупция выступает многоликим и многогранным явлением: она проявляется в виде преступлений коррупционной направленности (в виде хищения денег с использованием своего положения и пр.), административных правонарушений (например, нецелевого использования бюджетных денег, мелкого хищения и пр.), запрещенных сделок по гражданско-правовому законодательству (например, оказание услуг госслужащему третьим лицом), дисциплинарных нарушений.

  1. Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).
  2. Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.
  3. Они имеют целью получение выгоды должностным лицом.
  4. Они нарушают законные государственные интересы.
  5. Они умышленны.

Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках.

  1. Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
  2. Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
  3. Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.
  4. Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.
  5. Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.
  6. Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.
  7. Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие.
  8. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
  9. Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
  10. Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.

Появляется коррупционная составляющая»

«Росгвардия раньше была внутренними войсками, тогда они входили во внутреннюю систему тыла МВД, поэтому Росгвардии деньги давало МВД. И мы видим, что Росгвардия попадает в этот список, а МВД не попадает. Но, зачастую, задачи они выполняют одни и те же. Продукты, которые поставляют в Росгвардию и МВД, одни и те же. Тушенка одна и та же. Возникает вопрос — почему Росгвардия в этот список попала, а МВД не попало?» — указал Доброштан.

Когда информация о закупке переходит в закрытый режим, то она осуществляется на портале для гособоронзаказа АСТ ГОЗ, уточнил Доброштан. «Эта площадка не секретная, но допуск к ней есть не для всех», — отметил он. Желающие принять участие в закупках на АСТ ГОЗ аккредитуются на сайте, а также подписывают соглашение о неразглашении. Торги при этом проводятся по закрытым каналам связи. Доступ к результатам аукциона и заключенным контрактам будет только у заказчика и победителя торгов.

Росгвардия предлагала засекретить свои закупки еще в 2023 году в целях «унификации подхода» — такое намерение объяснялось тем, что ведомство является «государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина». В то же время ФСО в качестве аргумента для засекречивания своих тендеров приводил а «увеличение количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны».

Правительство России закрыло информацию о госзакупках Росгвардии и Федеральной службы охраны (ФСО). Это следует из распоряжения кабмина от 30 октября. Главный редактор издания «Гражданский контроль государственных закупок» Дмитрий Доброштан объяснил, что означает такое решение правительства и какие последствия оно за собой влечет.

«Когда всё открыто и прозрачно, тогда взять с них ничего нельзя, сразу всё видно. Но, как правило, как только появляются закрытые режимы, то, по нашему мнению, появляется какая-то коррупционная составляющая, потому что контроля со стороны гражданского общества не будет», — сказал Доброштан.

Экономист объяснил популярность наличных денег коррупцией в госзакупках

Доля наличных денег в экономике выросла не на 5%, как утверждает Центробанк, а в три-четыре раза, считает доктор экономических наук Никита Кричевский. В комментарии корреспонденту «Росбалта» профессор связал тенденцию с коррупционными схемами и антиковидными выплатами.

«Взятка — это когда даешь некое материальное подношение за действие или бездействие. Скажем, полицейский тебя остановил, а ты ему — 500 рублей. А откат — это часть суммы контракта, которую получаешь. Полицейский получил 500 рублей и отдал начальнику долю — 100 рублей. Либо предприниматель получил подряд на строительство театра за 100 миллиардов и из них 10 миллиардов должен отдать», — рассказал профессор, добавив, что доля коррупционной экономики может расти.

Самый последний пример — глава Минздрава Республики Алтай Сергей Коваленко, задержанный накануне по подозрению в коррупции. Сотрудники Следственного комитета по материалам ФСБ возбудили в отношении высокопоставленного чиновника и его помощника Рустама Туюнчекова несколько уголовных дел — о получении крупной взятки и двух эпизодах особо крупного взяточничества в составе организованной группы.

За эти деньги чиновники осуществляли общее покровительство бизнесменам, помогали им с заключением госконтрактов, беспрепятственно принимали продукцию и своевременно оплачивали услуги. Главы удачливых компаний-подрядчиков стали фигурантами уголовных дел о даче крупных взяток.

В ноябре прошлого года скандал вокруг закупок медицинских масок разразился в Иркутской области. Министр здравоохранения региона Наталия Ледяева ушла в отставку после задержания ее сына Ильи Белоусова по подозрению в мошенничестве, а затем и сама была арестована по тому же уголовному делу. Правда, в конце январе суд изменил ей меру пресечения на домашний арест.

А бывший министр здравоохранения Омской области Ирина Солдатова стала фигуранткой дела о превышении полномочий. Правда, ей удалось скрыться за границей — чиновница сначала улетела на Мальдивы, а потом перебралась в Дубай, где у нее есть квартира. Солдатова объявлена в международный розыск — она выходила на связь со следователем, но обещания явиться на допрос так и не сдержала.

Вам будет интересно ==>  Мировое Соглашение О Разделе Общего Имущества Супругов Может Включать Иные Имущество Не Заявленное К Разделу

При этом на момент увольнения она уже год находилась под следствием по делу о превышении полномочий. По данным правоохранителей, министр и ее заместитель Станислав Беседовский ограничивали конкуренцию на конкурсе по утилизации медицинских отходов, чтобы обеспечить победу одной из коммерческих компаний. Тогда СМИ писали о роскошном особняке, принадлежащем мужу Быковской. Но ни подозрения следователей, ни информация о несоответствующей доходам недвижимости губернатора Василия Голубева не впечатлили — он заявил, что министр останется на своем посту, пока не будет доказана ее вина в преступлении.

Гозакупки начнут очищать от коррупции с 1 апреля

Правительство решило навести порядок с госзакупками, предложив 50 поправок в действующее профильное законодательство. Акцент сделан на цифровизацию, сокращение сроков и сопровождение электронными документами на всем пути сделки. Но специалисты видят сохраняющиеся недостатки госзакупок, для устранения которых потребуется еще один пакет поправок в законодательство.

Правительство в четверг одобрило так называемый второй оптимизационный пакет поправок к закону о контрактной системе. Первый пакет поправок был принят еще в 2023 году, тогда к госзакупкам допустили малые и средние предприятия. Глава правительства Михаил Мишустин рассказал, что теперь весь документооборот будет вестись в электронной форме, появятся дополнительные требования к документам и срокам процедур, в том числе по рассмотрению заявок. Поправки из второго пакета направлены, в частности, на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки, все документы будут формироваться в электронной форме, тогда как сейчас в электронной форме проводится только планирование закупок и отбор подрядчиков. Предусмотрены сокращение числа видов закупочных процедур с 11 до 3, запуск рейтинга деловой репутации, изменение порядка проведения аукциона, унификация требований к извещениям о закупках и заявкам.

«Электронный документооборот и минимизация операций, которые проходят за рамками системы, снижают риски появления «договорняков» еще на начальном этапе госзакупок, – сказал «НГ» управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. – Однако процедура несколько сложнее, это не только сам факт проведения закупки, но и исполнение контракта. Часто на этапе исполнения происходит изменение смет, качественных и количественных показателей. И вот эта часть, которая больше всего подвержена манипуляциям, не закрывается законодателями в достаточной мере. Возможно, когда будут минимизированы риски появления «договорняков» на начальных этапах, законодатели смогут обратить внимание и на контроль, формализацию и регламентацию процедуры непосредственного исполнения заказов». «Хотя российская система тендеров признана одной из лучших в мире как система проведения государственных аукционов, еще есть над чем работать, – сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Во-первых, есть случаи, когда в тендерах участвует ограниченное число компаний, подходящих по определенным параметрам. Есть также вопрос цен – обычно торги выигрывают организации, предлагающие самую низкую стоимость продукции или услуг. Что далеко не всегда адекватно результату – то есть цена соответствует запросу, а качество исполнения – не очень. Еще одна проблема – доступность тендеров для небольших организаций. Но в прошлом году законодательные инициативы были направлены на то, чтобы в госзакупках смогли участвовать небольшие компании из сектора малого и среднего бизнеса, что очень хорошо. Третья проблема – большой объем необходимой документации и параметров к участникам торгов. Далеко не все компании могли им соответствовать, так как объем необходимой документации большой и не всегда требуемые документы реально отражают эффективность той или иной организации. Вот этот подход к госзакупкам поправки в основном и ликвидируют». Система госзакупок станет более совершенной, простой, даст доступ к тендерам большему числу участников рынка в самых разных направлениях, надеется Сигал. «Выиграют как участники рынка – государственные организации и коммерческие структуры, так и потребители – россияне, ведь многие госзакупки проводятся в социальных целях», – говорит он.

«Автоматизация снижает возможности заказчика для влияния на выбор победителя — документы подаются в электронной форме, действия прослеживаются в единой информационной системе. Исключается возникновение ошибок в документах, которые в настоящее время влекут отклонение заявок (даже при технических ошибках)», — заявили «НГ» в пресс-службе Минфина России.

Законопроект предполагает введение универсальной предквалификации участников закупок (к участию в закупках с ценой от 20 млн руб. будут допускаться только те поставщики, у которых уже есть опыт исполнения госконтрактов). В общей сложности законопроект включает более 50 поправок. «Такие изменения обеспечат прослеживаемость закупок и автоматизацию контроля их проведения, сократят издержки участников процесса, в том числе связанные с бумажным документооборотом», – сказал министр финансов Антон Силуанов. Второй пакет поправок был подготовлен еще в начале прошлого года. Предполагалось, что он будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца весенней сессии, но в итоге этого не произошло. Доработки и согласования затянулись до декабря 2023 года, когда Минфин повторно направил документ на рассмотрение правительства. Новые поправки, как планируется, будут дробно вступать в силу с 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2023 года. Обновленный законопроект, например, увеличивает перечень оснований для заключения госконтрактов с единственным поставщиком: теперь исключения сделаны для закупки спортивной экипировки, оборудования и инвентаря для сборных команд РФ. Через госзакупки проходят триллионы рублей, и это лакомый кусок для коррупционеров и мошенников всех мастей. По данным Минфина, за 9 месяцев 2023 года объем госзакупок составил 6,6 трлн руб., заказчики заключили 2,4 млн контрактов. За тот же период годом ранее госзаказчики заключили почти 2,5 млн контрактов на 5,2 трлн руб., то есть идет рост показателя. Через эту систему пойдет и значительная часть средств из тех десятков триллионов рублей, которые были заложены на реализацию национальных проектов. Проведенное в апреле 2023 года исследование Высшей школы экономики показало, что около половины заказчиков ориентированы на контракт с конкретным поставщиком, при этом 85% заказчиков объясняют это стремлением обеспечить качественное исполнение контракта. Для получения заказов организуются так называемые «договорняки», причем они могут заключаться как «вертикально» между представителем заказчика и подрядчика, так и «горизонтально», когда подрядчики просто разыгрывают между собой тот или иной контракт. Правоохранительные органы хорошо знают эту проблему. Как сообщили недавно в Генпрокуратуре России, более 40 тыс. человек привлечены к ответственности за различные нарушения, в том числе и коррупционного характера, в сфере госзакупок в РФ в 2023 году, возбуждено 700 уголовных дел. «На сроки принятия поправок повлияли объективные трудности 2023 года. Законодателям и регуляторам пришлось много внимания уделить закупкам в условиях пандемии, – объяснил «НГ» эксперт Института управления закупками Высшей школы экономики Александр Бурков. – Оптимизация мелких закупок до 3 млн руб. была отложена на апрель 2023 года. Но главной проблемой, очевидно, является рейтинг деловой репутации участников закупок. Система предквалификации подразумевает создание сложного инструмента. Понимание того, как он будет устроен, у многих специалистов разное». Бурков рассказывает, что будет запущен специальный функционал Единой информационной системы (ЕИС), который позволит аккумулировать всю юридически значимую информацию по контрактам. «Все данные, необходимые для защиты интересов участников контрактной системы в суде и контролирующих инстанциях, будут собраны в ЕИС. Именно инструмент предквалификации позволит, как нам кажется, наиболее эффективно защитить интересы конечного потребителя товаров, работ, услуг, чтобы не допустить закупки некачественной, но дешевой продукции. Усиление прозрачности закупочной системы должно привести к минимизации рисков заключений участниками как «горизонтальных», так и «вертикальных» соглашений. Улучшит практику закупок и отказ от «цикличных», повторяющихся конкурентных закупок, которые не состоялись», – говорит Бурков. «Исключаются способы закупок, которые не востребованы на практике и имеют сложное описание: двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, носящие избыточные требования к участникам и усложняющие процедуру проведения простого конкурса», – уточняет общественный бизнес-омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.

Меры по противодействию коррупции в системе государственных и муниципальных закупок

  1. Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
  2. Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
  3. Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.
  4. Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.
  5. Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.
  6. Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.
  7. Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие.
  8. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
  9. Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
  10. Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.
  • ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа;
  • ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке;
  • ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов;
  • ст. 286 за превышение должностных полномочий;
  • ст. 289 за незаконное предпринимательство;
  • ст.290 – получение взятки;
  • ст. 291 – дача взятки и пр.

Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках.

Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем.

В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.

Происходит так потому, что уже несколько лет все прекрасно понимают, что при объеме отката, который есть в исследовании, такой заказ — просто не вытянуть. К тому же к госзаказу активно привлекаются малые предприятия и ИП, которые просто не будут браться на таких условиях. Поэтому по большей части такие объемы — от 15% и выше — фигурируют в крупных проектах госзакупок, где, во-первых, это не фатально отразится на рентабельности проекта, то есть прибыль все равно будет приличной, во-вторых, можно сэкономить на некоторых статьях заказа. К примеру, при строительстве или отделке помещений можно просто использовать материалы худшего качества, чем было бы без отката.

Вам будет интересно ==>  Льготы Пенсионерам В Нижегородской Области В 2023 Году

Средний размер отката — двадцать процентов от суммы государственного контракта, признались более тысячи представителей всевозможных компаний, участвующих в госзакупках, но пожелавших остаться неизвестными. Не то, что размеры мзды устоявшиеся и фиксированные, — отнюдь. Взятки берут разные: от 3 до 65% стоимости заказанных работ и услуг. Две третьих предпринимателей откровенно признались: приходится делиться, жизнь такая. А треть — то ли стесняются, то ли боятся.

При этом после того, как отделка начнет разваливаться, начнется новый тендер, на котором можно будет заработать еще — по точно такой же схеме. Поэтому часто случается, что тендеры выигрываются не сразу, а на условном «третьем круге», когда стоимость заказа — подрастает из-за отсутствия желающих принять участие в аукционе. Так что представляется, что в ближайшее время с этим ничего меняться не будет. Максимум — процент просто немного снизится, но «благодарности» будут и дальше разлетаться по карманам чиновников…

Больше половины вольных или невольных взяткодателей, идущих на то, чтобы «делиться» — из микропредприятий. Треть — из малого бизнеса. Лишь 6% — из среднего и около 7% — из крупного. Все они, конечно, боятся сесть в тюрьму и, в принципе, очень осуждают коррупцию, как таковую, но вынуждены «отстегивать» — ведь жизнь такая. Причем не обязательно «дают на лапу» чиновникам. Чуть ли не сорок процентов, порой, вступают в сговор между собой, между компаниями участниками торгов. Это выгоднее, чем работать, что-то изобретать, придумывать, развивать, или выстраивать легальные сложные бизнес-схемы.

Всего на госзакупки, осуществляемые в прошлом году в рамках 44-ФЗ, который регулирует закупки госорганов и 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний, заказчики потратили чуть ли не тридцать триллионов рублей. Перенеся процентное значение среднего размера взятки на все множество госзакупок, ученые оценили рынок коррупционных выплат в 6,56 триллионов рублей.

2023 год обещает стать рекордным для рынка госзакупок

МОСКВА, 27 января, ФедералПресс. В 2023 году рынок госзакупок превысит показатели 2023 года по числу участников и объему торгов. Такой прогноз дал в ходе международного форума «Экономика и право в цифровую эпоху: трансформация бизнес-систем» генеральный директор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков.

Еще одна тенденция, которую отметил гендиректор «РТС-тендер» – увеличение конкуренции в ходе закупок на 10 %. Значимым фактором роста числа участников он назвал усилия государства по укреплению доверия бизнеса к сфере госзакупок. Также существенную роль играет привлечение малого бизнеса к выполнению работ на условиях субконтрактации.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2023 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2023 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2023 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Как изменятся закупки в 2023 году: что об этом должны знать поставщики

В середине лета 2023 года чиновники приняли ряд законопроектов, которые внесут изменения в порядок проведения госзакупок по 44-ФЗ с 1 января 2023 года. Посыл таких поправок очевиден: сделать закупки проще и сократить время их осуществления. Сократятся сроки по оплате контрактных обязательств, станет проще обмен документами и формами, произойдут изменения в способах определения поставщиков и исполнителей. Мы решили разобраться в ключевых изменениях и подготовили небольшой обзорный материал.

Малый бизнес, безусловно, выигрывает в этой ситуации. Правительство данными мерами еще больше поддерживает деятельность небольших компаний и предпринимателей. Кроме того, для этой категории участников применяются льготные условия по внесению обеспечений и срокам оплаты. Крупным и средним компаниям запрещено участвовать в таких процедурах, чтобы малый бизнес мог соперничать только друг с другом на равных.

Некоторые виды закупок будут упразднены. На сегодняшний день доступно 11 способов закупок со своей спецификой и правилами, а в начале 2023 года в активе останется только 3 способа (конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме). Примечание: способов закупки останется 3, но с учетом «ответвлений» фактически их будет больше, об этом – ниже.

  • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
  • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
  • полностью исчезнет закупочная документация;
  • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
  • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
  • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
  • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
  • и многое другое.
  1. Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
  2. Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
  3. Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
  4. Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
  5. Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
  6. Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2023 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
  7. Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

На 2023 год пересмотрите комплектацию документов о закупке. Нужно подготовить самостоятельные файлы каждого приложения к извещению. Эти приложения следующие: описание объекта закупки, обоснование НМЦК, проект контракта, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе, доптребования к участникам закупок (ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ). При размещении извещения в ЕИС отдельно будете добавлять каждый файл в свой раздел. На рисунке видите, как прикрепить отдельные документы в раздел «Прилагаемые файлы к извещению в ЕИС».

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Мониторинг проводится начиная от публикации извещения до заключения контракта. Подрядчики, представители малого бизнеса также создают некоммерческие объединения, чтобы контролировать муниципальные закупки и исключить коррупционный сговор местных заказчиков с крупными аффилированными поставщиками.

Если цена контракта явно занижена, то контрольные органы проверяют требования к результату заказываемых работ или услуг, чтобы исключить фиктивную закупку, при которой работы производятся только номинально, а переведенные исполнителю средства делят между собой создатели коррупционной схемы.

  • завышенная или заниженная цена в проекте контракта;
  • завышенные требования к участникам закупки;
  • невнятные требования к результату работ, качеству закупаемых товаров или услуг;
  • требование излишней разрешительной документации от участников закупки;
  • искусственное усложнение процедуры участия в закупке.
  • проводить мониторинг всего процесса закупок, не содержащих государственную тайну;
  • требовать проведения проверок при подозрительных действиях со стороны заказчика;
  • требовать отчета о проверках и публиковать такой отчет в СМИ;
  • подавать исковые заявления в суд.
  • создания искусственных ограничений на участие в закупках для добросовестных исполнителей;
  • присвоения бюджетных средств участниками сговора;
  • отсутствия должного контроля над качеством исполнения госзаказа;
  • нарушения прав социально незащищенных слоев населения, в пользу которых производятся закупки.

Коррупция в государственных закупках в 2023 году

3.5. Для целей оценки коррупционных рисков может формироваться рабочая группа, в состав которой могут входить не только служащие (работники) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, но служащие (работники) иных структурных подразделений органа (организации), например, ответственных за организацию осуществления закупки в органе (организации), и др.

Вам будет интересно ==>  Проезд пенсионерам в городском транспорте тулы

3.50. Подготовку доклада о результатах соответствующего мониторинга, который представляется на рассмотрение руководителю органа (организации) (уполномоченному должностному лицу), рекомендуется осуществлять подразделению по профилактике коррупционных правонарушений.

3.38. В случае невозможности минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, предпринять те меры, которые позволят минимизировать вероятность реализации и потенциальный вред рисков, указанных в пункте 3.33 настоящих Методических рекомендаций.

*(4) Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, размещены и доступны для скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/19.

— размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в помещении органа (организации), на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством рассылки на адреса электронных почт служащих (работников) и т.д.;

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК

Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному: Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.

Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках. Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС. Такими полномочиями она была наделена в 2023 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.

Понятие коррупции Понятие коррупции четко определено российским законодательством. Согласно 273-ФЗ от 2008 года «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается: злоупотребление лицом своими полномочиями; дача или получение взятки; подкуп; иное незаконное использование лицом своего должностного положения. Коррупционные деяния противоречат интересам государства и общества. Они имеют целью получение выгоды в виде денежных средств, материальных ценностей, иного имущества и услуг.

аведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр. Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.

В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ. В зависимости от масштабов совершенного деяния, размера ущерба для бюджета и тяжести последствий для государства, выявленные в ходе контрольных мероприятий, коррупционные деяния могут стать основанием для открытия административного или уголовного делопроизводства. Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия.

Так, в Португалии была введена обязанность отдельных категорий организаций государственного и частного секторов принимать меры по предупреждению коррупции, в Бразилии требование о принятии комплаенс-программ было установлено для организаций-победителей крупных государственных закупок, ряд требований, связанных с предупреждением коррупции, для государственных органов и организаций государственного сектора был включен в антикоррупционное законодательство Литвы, рекомендации по разработке и внедрению комплаенс-программ в организациях были опубликованы в Перу и во Франции.

Кроме того, во Франции в развитие представленных предложений по совершенствованию антикоррупционного закона был подготовлен законопроект, предусматривающий, в том числе конкретизацию установленной обязанности по принятию антикоррупционных мер государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и организациями, на которые возложены государственные функции.

В нашей стране в этом году также был принят важный стратегический документ – очередной Национальный план противодействия коррупции на 2023-2024 годы (далее – Нацплан), впервые охватывающий такой длительный период. Поручения нового Нацплана направлены, в частности, на восполнение существующих правовых пробелов, выявленных по итогам анализа правоприменительной практики предшествующих лет: часть из них касается конкретных механизмов и предусматривает, например, увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях повышения эффективности антикоррупционных проверок, часть связана с более концептуальными сюжетами, такими, как пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства.

В частности, Transparency International проанализировала реальный уровень приведения национального законодательства стран в соответствие с Директивой 2023/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 ноября 2023 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза, положения которой страны-участницы ЕС обязались учесть в своем национальном законодательстве до конца 2023 года, в Узбекистане и США были приняты нормативные акты, предусматривающие возможность получения вознаграждения заявителями, а в Украине – рассматривалась возможность создания Единого портала сообщений заявителей.

Группа высокого уровня ООН по вопросам финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности опубликовала итоговый доклад по результатам своей деятельности в 2023 году, затрагивающий вопросы предупреждения и противодействия транснациональной коррупции, включая прозрачность бенефициарного владения, совершенствование механизмов международного сотрудничества и привлечение к ответственности «посредников».

Путиномика: На госзакупках прикарманили 6,6 трлн рублей

Наша экономика — не капиталистическая. Раньше была рукотворная социалистическая система, теперь — рукотворный капитализм. Крупные предприятия господствуют, делают что хотят, в том числе вмешиваются в политику. В любом государстве некоторых из их владельцев посадили бы за решетку, а у нас — это привилегированные люди, каста неприкасаемых.

Всего на госзакупки, осуществляемые в прошлом году в рамках 44-ФЗ, который регулирует закупки госорганов и 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний, заказчики потратили чуть ли не тридцать триллионов рублей. Перенеся процентное значение среднего размера взятки на все множество госзакупок, ученые оценили рынок коррупционных выплат в 6,56 триллионов рублей.

Еще один вывод, который сделали специалисты нашей лаборатории — если бы эти деньги пошли на развитие нашей страны, для пользы дела, то уровень жизни населения — сравнялся с уровнем жизни во Франции. Вот и ответ на вопрос — откуда бедность? Из-за взяточничества и мошенничества. Коррупция не только буквально обескровливает экономику, она еще вгоняет в бедность население и сохраняет эту бедность.

— Они известны своими превосходными исследованиями. И специалисты моей лаборатории при кафедре мировой экономики Российского экономического университета имени им. Плеханова несколько лет тому назад пришли к схожим результатам. Если не к еще более пугающим. Они выяснили, что из почти четырех триллионов долларов бюджетных средств, выделенных до пандемии — с 2001 по 2023 год — можно определить результаты конкретно использованного только 1,8 миллиарда. Куда делись более трех триллионов долларов — вообще неизвестно. Возможна коррупционная составляющая в трате большей части наших государственных доходов.

«СП»: — Генеральная прокуратура намерена усилить надзор за госзакупками. Генпрокурор Игорь Краснов издал специальный приказ «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок». Как вы считаете, получится у них побороть воровство или с коррупцией ничего сделать нельзя?

С нового года торговая площадка, а не заказчик, будет следить за тем, соответствует ли заявка участника требованиям заказчика. Например, заказчик установил запрет на поставку иностранных изделий, а участник как раз указал их. В этом случае оператор ЭТП вернет участнику его заявку.

Раньше важную информацию о закупке приходилось искать в нескольких файлах, прикрепленных к извещению. Теперь в открытых процедурах извещение будет единственным документом, и все детали — например, описание объекта закупки, требования к содержанию заявки — можно будет найти в нем.

До 2023 года две части заявки рассматривают в зависимости от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), на который претендует участник. Если она больше 1 млн руб., на рассмотрение первой части отводилось пять рабочих дней, а на вторую — три. Если цена меньше миллиона, то и на первую, и на вторую часть — по одному дню.

Для СМП и СОНКО в 2023 году сроки оплаты будут равны десяти рабочим дням с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товара или работ. Раньше на это отводилось 15 дней. Для остальных участников госзакупок сроки тоже сократятся, причем вдвое — с 30 рабочих дней до 15.

Госзакупки — это торги, в которых товары и услуги заказывает государство: органы власти, образовательные, мед- и другие учреждения. С 1 января 2023 года госзакупки будут проводить иначе: вступает в силу первая и основная часть изменений в 44-ФЗ — федеральном законе, который регулирует эти самые закупки.

*(3) См., например, пункт 5 Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2023 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», пункт 7 Примерного положения о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, разработанного Минтрудом России совместно с заинтересованными органами (организациями) и размещенного для ознакомления и скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1.

— своевременность и регулярность: проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе; результаты оценки коррупционных рисков должны быть актуальными и соответствовать существующим обстоятельствам как внутренним (например, организационная структура органа (организации)), так и внешним (например, учет изменения законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности).

3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих при осуществлении закупок, позволяющих злоупотреблять должными (служебными) обязанностями в целях получения служащими (работниками) или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества и государства, органа (организации).

— повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок (например, обеспечение возможности для широкого круга физических и юридических лиц участвовать в закупочных процедурах и недопущение влияние личной заинтересованности служащих (работников) на результаты таких процедур);

Одновременно подразделению по профилактике коррупционных правонарушений целесообразно обращать внимание на цель осуществления закупки (ее обоснованность) и на начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги.

Adblock
detector