Места Общего Пользования Земля В Аренду

Таким образом, собственники индивидуальных участков и гаражей убивают одним выстрелом сразу несколько зайцев: проводят инвентаризацию фактически используемых земель общего пользования (сокращенно ЗОП), уточняют границы своих земельных участков по внешней линии, устраняют допущенные ранее кадастровые ошибки по границам ранее отмежеванных земельных участков, а также выявляют свободные места, которые возможно предоставить новым членам СНТ или ГСК. Как правило, садовые и дачные объединения, а также гаражно-строительные кооперативы ранее уже получали от администраций муниципальных образований документы, подтверждающие их право на земли общего пользования – Свидетельства или Государственные Акты. Однако, в случае отсутствия таких документов ЗОП придется оформлять с нуля.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Экономколлегия пояснила, что спорный договор аренды был заключен на основании заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования публичным земельным участком, расположенным частично в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, на право аренды. При этом в собственности общества имелся расположенный в границах участка объект недвижимости (гидротехническое сооружение).

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань в комментарии «АГ» пояснила, что особенности использования земельных участков, расположенных в границах береговой полосы водных объектов, обусловлены особым правовым статусом таких земель – береговая полоса предназначена для общего пользования, кроме того, ведение хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон допускается с ограничениями. «Договор аренды участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», – отметила она.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что истец пропустил срок исковой давности еще в 2023 г. Как пояснил суд, арендная плата за публичный земельный участок является регулируемой, а общество не заявляло в суд требование об установлении рыночной стоимости участка в ином размере, чем указано в договоре аренды. В свою очередь, рыночная стоимость, определенная на основании отчета об оценке, подготовленного по заказу арендодателя, не признана недостоверной в установленном порядке. Более того, отметил суд, береговая полоса внутреннего моря не может быть предметом договора аренды, поэтому спорный договор является недействительной сделкой, а внесение изменений в ничтожный договор путем установления нового размера арендной платы законом не предусмотрено.

Младший юрист практики «Транспорт. Инфраструктура. ГЧП» АБ «Инфралекс» Константин Краулин отметил, что правовая позиция ВС, изложенная в определении, не нова. «Верховный Суд не раз обращал внимание, что невключение условия об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту и береговой полосе в договор аренды такого участка само по себе не является основанием для признания его недействительным и не освобождает арендатора от необходимости соблюдать требования закона (см. определения от 25 августа 2023 г. № 308-ЭС20-10727 по делу № А32-46606/2023 и от 7 августа 2023 г. № 308-ЭС19-12241 по делу № А32-42289/2023)», – пояснил он.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 308-ЭС19-27506 по делу об оспаривании арендатором земельного участка на прибрежной морской полосе порядка определения платежей по договору аренды и взыскании с арендодателя переплаты по договору в качестве неосновательного обогащения.

Места Общего Пользования Земля В Аренду

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2023 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Оформление и использование земель общего пользования

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

Вам будет интересно ==>  Как Узнать За Что Платить Судебным Приставам

1 марта 2023 года заканчивается бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан. С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Этими изменениями предусмотрена бесплатная передача земельных участков членам СНТ в собственность бесплатнодо 31 декабря 2023 года. Согласно пп. 2.7 п. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ(в редакции с не вступившими в силу изменениями)

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Суды подходят по-разному к определению размера ставки при взыскании задолженности по арендным платежам. В большинстве случаев выбор ставки арендной платы обусловлен видом фактического использования арендатором земельного участка (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2023 № Ф05-9299/2023 по делу № А40-301178/2023, Постановление суда Уральского округа от 12.10.2023 № Ф09-6960/21 по делу № А60-52959/2023 и т. д.).

Сейчас собственники апартаментов обязаны оплачивать налоговые и неналоговые платежи за землю, причем по повышенным ставкам. Действующее гражданское и жилищное законодательство, не наделяя данные объекты статусом квартиры, приравнивает их к нежилым помещениям коммерческого использования — гостиницам. Следовательно, и методика начисления земельных платежей формируется исходя из указанного вида разрешенного использования. Так, для сравнения ставка арендной платы за землю под апарт-комплексами в Москве составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, в Екатеринбурге — 6,19 %. Если земельный участок находится в собственности жителей апартаментов, они обязаны оплачивать земельный налог, размер которого составляет 1,5 % от кадастровой стоимости.

Данная позиция Верховного суда РФ не соотносится с позицией Конституционного суда РФ, который неоднократно в своих определениях указывал на необходимость при оценке размера ставки арендной платы учитывать экономическую обоснованность платы, уровень доходности земельного участка, его коммерческую привлекательность, а также соблюдение экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов (Определение Конституционного суда РФ от 11.05.2004 № 209-О, аналогичная позиция изложена и в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 07.07.2023 № 18-КАД21-13-К4).

Собственники же помещений в апарт-комплексах вынуждены либо совместно выкупать такой земельный участок (процент соотношения к кадастровой стоимости при выкупе варьируется по регионам), либо сохранять арендные отношения на него. При этом согласно позиции, изложенной в Пленуме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», право аренды на землю, изначально принадлежащее застройщику, переходит к собственникам помещений во вновь построенном здании в силу закона с момента государственной регистрации их права собственности на такие объекты.

В неравное положение ставит законодатель собственников квартир и апартаментов и в вопросе приобретения прав на земельный участок. Так, по нормам жилищного законодательства (ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно при первой регистрации собственности на помещение. При этом собственность на землю приобретают и собственники квартир, и собственники нежилых объектов (например, коммерческой недвижимости, расположенной на первых этажах многоквартирных домов).

Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.

  • Президентом или местной властью издан указ о том, что на заявленной территории необходимо возвести объект социально-культурного или образовательного значения, а также зданий, которые необходимы для реализации проектов и инвестиций.
  • Пришло распоряжение от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для тех же целей, что и в предыдущем пункте.
  • Юридическое лицо взяло на себя ответственность за завершение или продолжение строительства на выделенном участке. Например, это могут быть многоэтажные дома, в которых жильцы уже вложили свои деньги на покупку квартиры, но и права по той или иной причине были нарушены.
  • Будет проведено исполнение международных обязательств РФ, которые предполагают проектирование и последующее размещение объектов, обеспечивающих водо-, газо-, теплоснабжение.
  • На таком участке общего пользования находится строение, которое на момент предоставления земли находится в собственности юридического лица.

Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

  • Когда участок передан в аренду юридическому или физическому лицу, при этом на нем отсутствуют капитальные строения, оформленные в качестве собственного недвижимого имущества, тогда он облагается налогами в обязательном порядке. Иногда этот налог изменяют на арендный платеж или наоборот.
  • Если заявленный участок не принадлежит ни одному из пользователей по закону (на нем нет строения), например, если это часть проезжей части. Тогда земельный налог трансформируется в транспортный и его сумма разделяется пропорционально между всеми пользователями конкретным участком автодороги.
  • На случай, когда такие участки находятся в объединении садоводческого некоммерческого типа, тогда налог оплачивает каждый участник самостоятельно.

Бывают случаи, когда собственник здания, которое построено на территории, принадлежащей к категории общего пользования, берет в аренду прилегающий участок, о чем составляется договор соответствующего образца. При этом возможность выкупа такой территории у собственника строения отсутствует. Если же в договоре аренды присутствует пункт, подтверждающий возможность дальнейшего выкупа участка, тогда такое соглашение можно считать незаконным.

Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.

На сегодня не принят базовый закон, который бы разрешал огромный пласт проблем в таких населённых пунктах, в первую очередь имущественных, земельных, что порождает огромное количество судебных споров и несогласованность практики судов по данному вопросу. Одной из таких проблем является неопределённость режима земель (территорий) общего пользования относительно этих населённых пунктов.

Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН). Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.

Всё больше российских мегаполисов расширяются, в частности, в виде появления районов малоэтажной застройки, фактически посёлков со своим укладом жизни. Как правило, данные населённые пункты изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в пределах этого района по категории являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов, а сам коттеджный посёлок становится по градостроительным документам неотъемлемой частью соответствующего муниципального образования.

В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2023 г. № 308-КГ18-19589). К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).

Земли общего пользования

Срок аренды земельных участков различен и варьируется от года до 49 лет. Если участок зарезервирован для государственных нужд, то срок аренды не превышает срок резервирования. Если планируется размещение объектов не капитального строительства, то срок аренды не превышает пяти лет. Если заключается договор на аренду земли под капитальным строением, то его срок от 25 до 49 лет, и может устанавливаться по соглашению сторон. Если земельные участки расположеныв границах земель общего пользования, то срок аренды не превышает одного года.

Вам будет интересно ==>  Какие Документы Нужны Для Покупки Карты Школьника

В городе Москва, земли общего пользования находятся в ведении администрации города. Граждане и организации используют земли как в порядке бессрочного пользования, в порядке срочного безвозмездного пользования, и так же арендуя участки земли. В большинстве случаев, договор аренды земельного участка заключается с организацией или гражданином, предпринимателем, победившим на торгах или в конкурсе, аукционе. На конкурс выставляется только право аренды участков земли, сформированных и прошедших кадастровый учет.

Бороться с таким поведением участников организаций можно лишь, используя авторитет коллектива и мнение окружающих. Самовольно сносить заборы, портить чужое имущество нельзя, так как данные действия будут расцениваться, как нарушение законодательства и виновники могут быть привлечены к ответу.

  • Выписка из протокола собрания, подтверждающее принятие решения о приобретении земельного участка;
  • Копия документа, подтверждающего принадлежность участка земли СНТ или ГСК, его размеры идентификационные данные;
  • Учредительные документы организации;

Члены СНТ или ГСК, должны провести общее собрание, на повестке которого будет рассматриваться вопрос о необходимости приобретения земельного участка. При принятии решения, либо председатель, либо лицо имеющее право представления интересов объединения граждан, подает заявление соответствующей формы в органы государственной власти, являющиеся собственником земли.

После того, как ЗОП перейдут в долевую собственность садоводов, новые собственники смогут:

  • сдавать земли в аренду;
  • возводить на них объекты общей инфраструктуры СНТ (детские и спортивные площадки, зоны отдыха, контейнеры для сбора мусора и т.д.).

Каждый собственник земельного участка в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного прохода и проезда по территории земель общего пользования. Это значит, что ни председатель, ни представители правления не могут ограничить передвижение дачников по территории СНТ.

Имуществу общего пользования (ИОП) в садоводческих и огороднических товариществах посвящена глава № 6 Федерального закона № 217-ФЗ. Согласно данному документу, к ИОП относится все движимое и недвижимое имущество, находящееся в границах территории товарищества и используемое для общих нужд садоводов.

  • Недвижимым имуществом общего пользования считаются линии электропередач, трубо- и газопроводы, котельные, склады, посты охраны и т.д.
  • Движимое имущество — это вся техника и вещи, используемые для общих нужд товарищества. Например, газонокосилка, мотопомпа или трактор.

Однако делать это разрешается только при условии согласия всех собственников земель. Использовать ЗОП не по целевому назначению запрещается. Также садоводы не имеют права:

  • расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
  • устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
  • перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
  • самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.

    Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

    Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

    Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

    К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

    В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

    • возведение некапитальных объектов;
    • установка торговых точек, ларьков;
    • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).
    1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
    2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
    3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
    4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
    5. набережные и общественные пляжи.

    Как по новым правилам отражать в учете земельный участок, арендуемый у государства

    Отметим, что в общем случае после признания ППА амортизируется. Пункт 17 ФСБУ 25/2023 устанавливает, что стоимость ППА не погашается посредством амортизации, если схожие по характеру использования активы не амортизируются. Поскольку стоимость земельных участков не амортизируется, то и право пользования рассматриваемым ЗУ не амортизируется.

    Российская организация (арендатор) берет в аренду на 57 лет земельный участок (ЗУ) у Департамента имущественных отношений субъекта РФ. Как отражать в бухгалтерском учете организации стоимость арендованного земельного участка (на балансе или за балансом) в связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2023 «Основные средства»?

    г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

    В общем случае согласно п. 10 ФСБУ 25/2023 на дату получения предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также — ППА) одновременно с обязательством по аренде (далее также — ОПА). Исключения сделаны только для малоценных объектов стоимостью до 300 000 руб., краткосрочных (менее года) договоров, а также организаций, имеющих право на ведение упрощенного учета.

    В п. 10 ФСБУ 25/2023 указано, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. Схожие по характеру объекты при аренде — это основные средства. Собственные основные средства в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 01. Значит, право пользования Арендатору целесообразно тоже учитывать на счете 01. Для этого следует использовать отдельный субсчет к счету 01 «Право пользования активом». Также рекомендуем открыть отдельный субсчет к счету 08 и назвать его, например, «Вложения в право пользования» и к счету 02 «Амортизация права пользования».

    Земля общего пользования между соседями

    Пример. Гражданка У. обратилась с иском к гражданину А. с требованием об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Женщина пояснила, что они владеют смежными земельными участками. Между участками был проход. Но ответчик перенес забор вплотную к забору истицы. В результате проход между участками исчез. А забор является сплошным и затеняет участок истицы. Женщина просила забор демонтировать и вернуть ограждение на прежнее место. Рассмотрев дело по существу, суд отказал в удовлетворении требований. Ответчик предоставил документы о праве собственности на участок с действующими координатами. То есть он законно перенес забор, а проход располагался на его территории (Решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 26.01.2023 по делу № 2-20/2023).

    • для нарушителя – физического лица – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не меньше 5 000 р.;
    • для должностного лица – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 р.;
    • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости, но не меньше 100 000 р.
    1. До инициации процесса нужно написать жалобу собственнику участка. Письменный ответ нужно приложить к иску.
    2. Факт нарушения прав заявителя нужно зафиксировать. Для этого нужно вызвать специалистов районной администрации или правления ТСН. Письменный ответ на жалобу также приложить к иску.
    3. Перед обращением в суд необходимо направить ответчику претензию с предложением об устранении нарушения. Если в течение 20 дней ответ не поступит или ограждение не будет демонтировано, то нужно обращаться в суд.
    4. Документы нужно подавать в мировой суд по месту расположения участка.
    5. Не стоит самостоятельно проводить землеустроительную экспертизу. Лучше приложить к иску ходатайство.
    6. В иске обязательно нужно указать номер телефона истца, чтобы секретарь суда мог оперативно связаться.

    Обратите внимание! Размещение палисадника на участке перед домом не всегда является нарушением закона. В ряде регионов земля под палисадником относится к землям общего пользования. Но законы устанавливают предельный размер палисадника. Если он соответствует установленным нормам, то возведение ограждения не является нарушением и захватом земель.

    Все постройки должны располагаться в пределах участка. Закон запрещает выход за границы. Более того, каждая постройка должна располагаться на установленном расстоянии от забора. Например, подсобные помещения должны быть построены не ближе, чем 1 м от ограждения.

    1. Проверяет представленный комплект документов.
    2. Обеспечивает согласование проекта распоряжения о предоставлении в общую долевую собственность собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, земельного участка общего назначения Управлением экономической безопасности (УЭБ).
    3. Обеспечивает подписание проекта распоряжения о предоставлении в общую долевую собственность собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, земельного участка общего назначения заместителем председателя Комитета, непосредственно курирующего и координирующего деятельность УРЗУ.
    4. Обеспечивает подписание проекта решения об отказе в предоставлении в общую долевую собственность/об отказе в предоставлении в аренду собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, земельного участка общего назначения начальником УРЗУ.
    5. О обеспечивает направление распоряжения о предоставлении/ решения об отказе в предоставлении в общую долевую собственность собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, земельного участка общего назначения в ОУ.

    * Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137‑ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерацию» (ФЗ №137‑ФЗ) установлено, что члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2023 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право приобрести бесплатно в собственность без проведения торгов земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного указанной некоммерческой организации до дня вступления в силу ФЗ №137‑ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Согласно положениям ЗК РФ и Федерального закона от 13.07.2023 №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» образование земельного участка включает в себя утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Решение о предоставлении земельного участка общего назначения в собственность или аренду может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

    1. Регистрирует распоряжение о предоставлении/решение об отказе в предоставлении в общую долевую собственность/решение об отказе в предоставлении в аренду собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, земельного участка общего назначения в государственной информационной системе Санкт‑Петербурга «Единая система электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга» (ЕСЭДД).
    2. Обеспечивает направление документов заявителю.
    • утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в ЕГРН;
    • выписки из решения общего собрания членов некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд;
    • учредительных документов некоммерческой организации.
    • установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность;
    • с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
    • земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ);
    • земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
    • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ , либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
    • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
    • земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
    • земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
    • земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
    • земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
    • земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
    • земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ;
    • в отношении земельного участка поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона направо заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ;
    • в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
    • разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
    • испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
    • испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ;
    • площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 ЗК РФ;
    • земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
    • земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
    • предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
    • в отношении земельного участка не установлен вид разрешенного использования;
    • земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
    • в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
    • земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
    • границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
    • площадь земельного участка превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
    • с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Adblock
detector