Методы Права Это

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Методы Права Это

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Глава 1

Понятно, что деление права на составные части происходит в абстрактном «пространстве» правовых норм. Нигде не существует никакого официально утвержденного полного списка правовых норм, сгруппированных по правовым институтам и по отраслям права. Поэтому конкретная структура права — в том числе перечень отраслей права, набор правовых институтов — определяется разными авторами по разному даже для права конкретного государства в конкретный период времени.

Разные структурные части одной нормы могут быть в разных статьях и даже в разных законах. Например, в вышеприведенном примере о налоговой декларации (применительно к России) гипотеза и диспозиция содержатся в законе о подоходном налоге с физических лиц, а некоторые санкции — в Уголовном кодексе. Наконец, отдельные структурные части нормы могут вообще формально отсутствовать. Например, в статьях Уголовного кодекса с точки зрения структуры правовых норм есть только гипотезы (конкретные составы преступлений — например: кража, убийство) и санкции (конкретные виды наказаний — например: лишение свободы, смертная казнь). Что касается диспозиций, то они в данном случае подразумеваются и прямо не указываются (например: «не укради», «не убий»).

«Особость» конституции как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.

  • Указ Президента России о призыве на действительную военную службу юношей 1970 года рождения;
  • Постановление Правительства России о правилах оказания бытовых услуг в Российской Федерации;
  • Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
  • Постановление Конституционного Суда России о признании несоответствующими Конституции некоторых положений части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
  • Решение Московской городской Думы о назначении досрочных выборов Мэра Москвы.
  1. Предмет правового регулирования — то есть определенная, достаточно широкая и вместе с тем более или менее отделенная от других сфера общественных отношений. Например, есть отношения супругов, родителей и детей — отсюда семейное право; есть отношения между государством и налогоплательщиками по поводу налогов — отсюда налоговое право; есть отношения между работниками и работодателями — отсюда трудовое право.
  2. Метод — то есть способы регулирования общественных отношений, которые могут быть для одних отраслей преимущественно жесткими, закрытыми (запрещено все, что прямо не разрешено), а для других отраслей — напротив, преимущественно мягкими, открытыми (разрешено все, что прямо не запрещено). Для одного типа объектов в различных отраслях права применяются различные методы правового регулирования. Например, финансы являются объектом общественных отношений как в налоговом праве, так и в гражданском, однако налоговое право устроено гораздо более жестко, чем гражданское.
  3. Наличие базовых источников права Например, в российском законодательстве базовым источником государственного права является Конституция России, гражданского права — Гражданский кодекс, семейного права — Семейный кодекс.

Типы и методы правового регулирования

4. Формальная определенность — два аспекта: а) внутренний — формулировка правового предписания должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в — определениях — правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в законе, б) внешний — нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и обязанностями.

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Уйти На Пенсию За Работу И Проживание В Зоне С Льготным Социально Экономическим Статусом Одновременно

В содержании права находят отражение представления законодателя о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, правовой доктрине. Содержание права может быть обусловлено заимствованием иных правовых моделей из других государств, правовой экспансией метрополии в колонии или добровольным принятием чужих образцов правового мышления и поведения.

1. Сущность права 1 порядка — это мера свободы и необходимости, мера должного и возможного в отношениях людей. Как ни посмотреть, право — это прежде всего социальный регулятор, задача котоого «определить, что можно, а что нельзя делать субъектам, определить для каждого субъекта и социальной группы границы свободы и необходимости. Право в самом первом приближении — это существующая в обществе конкретно-историческая мера должного и возможного в общественных отношениях, обеспеченная мерами юридического принуждения.

2. Системность — право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и подлинное содержание каждого предписания раскрывает только в толковании его в связи с иными норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с другом и упорядоченности в рамках всей системы права.

5. Связь с государством — два аспекта: а) нормы права исходят от государства — то есть принимаются и вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

Метод правового регулирования и его виды

а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

Правовое регулирование: предмет, метод

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.
  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений и связей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения, регулирующие многообразные общественные отношения в различных сферах жезнедеятельности. В этом смысле юридические законы – это предписываемые людям связи с другими объектами.

Под методом традиционно понимают путь к цели, дорогу к познанию. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. В диалектике как теории развития сформулированы три закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений», «закон отрицание отрицания».

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук).

Метод правового регулирования

Это — общий М.п.р., наряду с которым применяются частные М.п.р., присущие определенным отраслям права и регулируемым ими отношениям. Наиболее распространенными и универсальными являются императивный и диспозитивный М.п.р. Императивный метод практически применяется путем установления императивных норм права, диспозитивный -выражается в диспозитивных нормах права. Сущностными характеристиками этих М.п.р. являются соответственно императивность и диспозитивность.

Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

Стимулирование широко применяется в трудовом праве, где заинтересованность в повышении производительности труда, недопущении брака продукции, повышении работниками квалификации достигается в результате нормативного установления различных систем премирования. В административном праве, которому позитивные стимулы в принципе присущи в меньшей степени, стимулирующими являются, напр., нормы, устанавливающие порядок награждения государственными наградами, присвоения почетных званий.

Вам будет интересно ==>  Как получить деньги на развитие сельского хозяйства от государства 2023

Метод правового регулирования — совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… … Элементарные начала общей теории права

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

Правовое регулирование и его механизм

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режим». Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Что касается правовой свободы на уровне субъективного права, то она проявляет себя как в свободе осуществления правоспособности, так и на уровне осуществления конкретного субъективного права. Важнейшее практическое значение диспозитивности как правовой свободы состоит в возможности формирования участниками гражданских правоотношений по своему усмотрению самих субъективных прав и обязанностей через определение условий договора.

Диспозитивность как правовая свобода проявляется на уровне как объективного, так и субъективного права. На уровне объективного права диспозитивность как черта гражданско-правового метода выражается в наличии в гражданском праве диспозитивных норм. В некоторых основных институтах гражданского права, например в обязательственном праве, диспозитивные нормы абсолютно преобладают. Это означает, что гражданское право устанавливает для сторон определенные правила поведения, но в то же время оставляет за ними свободу выбора, будут ли они этим правилам подчиняться. Стороны своим соглашением могут установить иное правило, и оно становится для сторон обязательным. Действие же правила, содержащегося в диспозитивной норме, парализуется. Таким образом, диспозитивные нормы представляют собой восполнительное регулирование. Они действуют лишь постольку, поскольку стороны не установили для себя на основе свободного усмотрения иные правила для данного отношения.

Использование принуждения в гражданском праве с целью защиты нарушенных прав объясняет и то, что меры защиты и меры ответственности в гражданском праве имеют имущественное содержание. Правонарушители отвечают своим имуществом, поскольку это имущество используется для восстановления имущественного же права потерпевшего или для компенсации тех потерь, которые он несет.

Главное, что отличает отрасли права одну от другой, — это характер содержащихся предписаний и различное соотношение в каждой из отраслей права разного вида предписаний. Право использует три вида предписаний: запрет, обязывание, дозволение. В зависимости от наличия и сочетания этих трех видов предписаний одни отрасли права являются отраслями преимущественно с запретительным регулированием (уголовное право), другие — преимущественно с обязывающим регулированием (административное, налоговое право) и третьи — преимущественно с дозволительным регулированием (гражданское право).

В-четвертых, правовая свобода выражается в том, что в случае нарушения субъективного права каждый его обладатель свободен в применении и в выборе средств защиты нарушенного права. Потерпевший от гражданского правонарушения сам свободен принимать решение о том, прибегнет ли он к гражданско-правовой защите или нет.

Лекция 1

В третьем разделе – «Наказание» – анализируются понятие и цели уголовного наказания; место и роль общих начал назначения наказания, институт условного осуждения. Четвертый раздел посвящен освобождению от уголовной ответственности и от наказания в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; с истечением сроков давности; изменением обстановки; амнистией, помилованием и др.

Регулятивная функция определяется совокупностью закрепленных в нормах уголовного права ограничений, запретов и правил поведения, посредством которых упорядочиваются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления или иного общественно опасного деяния.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних рассматриваются в пятом разделе: виды наказания и назначение его несовершеннолетнему; применение принудительных мер воспитательного воздействия; условно-досрочное освобождение; сроки давности и т.д.

С методом запрета непосредственно связан второй метод уголовно-правового регулирования – применение санкций уголовно-правовых норм. Специфика его обусловлена тем, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нарушения правового запрета.

Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в предмет отрасли уголовного права. Уголовное право использует три основных метода: установление законодательного запрета на совершение определенного общественно опасного деяния; установление наказания за нарушение указанного запрета; наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты общественных интересов.

Предмет и метод правового регулирования

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

Вам будет интересно ==>  Как Сдать Декларацию 3 Ндфл За 2023 Год Через Личный Кабинет

Способы определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

При императивном методе установлены чёткие границы дозволенного и запрещённого, идёт полное подчинение одних участников другим, которые не равны между собой. Одна из сторон – государственный орган, контролирующий следование нормам, а другая – общество.

В обществе всегда существовала необходимость отслеживания потребностей и интересов разных слоёв населения. Человечество разработало для этого определённую систему, помогающую координировать общественные отношения. Цель законодателя не просто обеспечить правопорядок и должное поведение людей, но и развить правильную форму поведения в обществе, которая впоследствии вытеснит противоправную.

Правовое регулирование – это воздействие права на публичные правоотношения. Другими словами, право координирует действия людей. Общество невозможно без должного правового регулирования, которое является своего рода фундаментом для поддержания порядка.

В своей деятельности оно преследует две цели: юридическую и общесоциальную. Под юридической целью понимается: создание в обществе постоянного правопорядка с помощью специальных органов, которым под силу поддерживать этот правопорядок. Под общесоциальной целью понимается создание таких условий, при которых общество будет развиваться в правильном направлении.

Правовая формула общедозволительного типа гласит, что «дозволено всё, что не воспрещено», то есть субъект может выбрать нужную ему модель поведения, исключая моменты, которые не несут в себе запрет. В данной ситуации запрет строго определён, а область дозволенности не ограничена. Этот тип указывает на социальную свободу субъекта и регулирует статус личности.

Методы Права Это

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами.

Законодательство – это совокупность нормативных правовых актов. Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

Поскольку в основе разделения права на отрасли лежат именно особенности регулируемых правом отношений, то предметом регулирования каждой отрасли права является строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от других общественных отношений, представляющих предмет правового регулирования других отраслей права.

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Императивное правовое воздействие основано на постулате обязательности государственной воли для участников общественных отношений. В случае, если правовые отношения субъектов права подпадают под действие императивной правовой нормы, они не вправе самостоятельно, по своему усмотрению избирать модель поведения, а должны придерживаться нормы, желательной для государства.

  • чаще всего применяются правовые обязывания и запреты (особое правовое средство – «уполномочивание», когда реализация какого-либо права публичного субъекта является одновременно и его обязанностью);
  • участники императивно урегулированных отношений не имеют возможности самостоятельно определять содержание прав и обязанностей;
  • преобладают нормы охранительного характера, т. е. закрепляющих обязанности участников правовых отношений и их ответственность за неисполнение;
  • используется для урегулирования правовых отношений между субъектами, которые находятся в отношениях подчинения (т. е. требования одного из субъектов обязательны для другого);
  • правовые нормы реализуются в специфической форме – правоприменении, в котором участвует уполномоченное государством должностное лицо (государственный орган).
  • наиболее распространенные правовые средства – дозволение и обязывание;
  • признание за субъектами правовых отношений возможности самостоятельно устанавливать правила поведения в случае умолчания законодателя;
  • преобладание норм регулятивного характера, т. е. устанавливающих прав и обязанности участников правовых отношений;
  • широкое действие принципа равенства (равноправия) сторон, автономии и свободы их воли, недопустимости вмешательства в частные дела;
  • действие в отношениях между субъектами, не находящимися в отношениях подчинения (субординации);
  • реализация правовых норм в форме использования прав или исполнения обязанностей, соблюдения запретов.

Тем не менее, превалирующая точка зрения – это классификация способов и приемов регулирования общественных отношений на диспозитивный и императивный. Данные методы используются каждой отраслью права в различных сочетаниях, что и обуславливает специфику метода каждой отрасли, а следовательно, и специфику регулируемых ей правовых отношений.

Однако в чистом виде для регулирования правовых отношений императивный и диспозитивный методы не применяются, всегда имеет место их сочетание. Например, императивными нормами можно считать правило о возрасте лиц, вступающих в брак; правила регистрации объектов недвижимости. Диспозитивно урегулированы правоотношения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, коммерческие отношения государства и частных субъектов.

Adblock
detector