Можно Ли Передать В Аренду Земельный Участок Под Вышкой Связи

Официальный сайт Администрации городского округа Чапаевск 0

Владельцы недвижимости, чьи земельные участки соседствуют с вышками сотовой связи, обращаются в Управление Росреестра по Самарской области с надеждой, что надзорный орган наложит штраф или предпишет компаниям снести эти вышки. В ведомстве разъяснили, что факт нахождения сооружения сотовой связи на каком-либо земельном участке не является нарушением земельного законодательства и не предусматривает административную ответственность. Согласно действующему законодательству, собственники и владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением с учетом категории земель и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.

«Примечанием №2 к данному классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе, антенно-мачтовых сооружений, — говорит начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Самарской области Юлия Голицына. — Указанное положение следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанному в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом».

Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений (в том числе антенно-мачтовых сооружений для сотовой связи с расположенными на них средствами, линиями и сетями связи), а также размещение аппаратуры и оборудования, обеспечивающих их функционирование, допустимо на земельных участках, в отношении которых вид разрешенного использования «под размещение объектов связи» отдельно не установлен.

Таким образом, сам факт нахождения сооружения сотовой связи на каком-либо земельном участке не является нарушением земельного законодательства. Для решения вопросов, связанных с влиянием размещенного оборудования на здоровье, гражданам следует обращаться в иные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение соответствующих вопросов – Роспотребнадзор или Роскомнадзор. Кроме того, в общем порядке можно обратиться в прокуратуру.

12. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

7. Договор аренды земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, за исключением случая предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства.

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Сначала обратитесь в органы муниципального управления в связи с тем, что постройка была возведена самовольно. Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Если откажут, то в суд.

6. В случае предоставления юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для комплексного освоения территории указанное юридическое лицо должно заключить договор о комплексном освоении территории одновременно с заключением договора аренды такого земельного участка.

Можно Ли Передать В Аренду Земельный Участок Под Вышкой Связи

Частью 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 и разъяснений Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо и не является нарушением земельного законодательства.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2023 г. № Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.

В соответствии с примечанием 2 к данному Приказу содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Кроме того, для размещения базовой сотовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. Однако согласно действующему законодательству, Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение и эксплуатацию АМС выдаются Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на основании выполненной проектной документации, неотъемлемой частью которой является Разрешение на размещение объекта. Заключение не может быть оформлено и выдано перед получением Разрешения на размещение.

Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.

Кроме того, согласно разъяснению Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 09.02.2023 №10-622/Исх, содержание видов разрешённого использования земельных участков, перечисленных в Классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе, антенно-мачтовых сооружений связи.

При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.

Вам будет интересно ==>  Сын инвалида чаэс требует отдельное удостоверение участника чаэс

Действующие санитарные правила также не запрещают размещение базовых станций сотовой связи (далее – БС) на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При размещении БС на крышах жилых домов требуется согласие не менее 2/3 жителей. При отсутствии высоких зданий и строений, БС могут устанавливаться на специальных мачтах (АМС) высотой от 25 до 45 метров или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков (постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300). Одним из таких объектов являются линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Размещение антенно-мачтовых сооружений на землях государственной или муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, допустимо при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления.

«Размещение и эксплуатация антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного государственного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. Действия связанные с размещением антенно-мачтовых сооружений связи, допускаются в текущем нормативно-правовом регулировании и не образуют события административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», – отметила Марина Леонидовна Шелковая, заместитель начальника государственного земельного надзора Управления.

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» выдача разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Исходя из Классификатора содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.

Сдача земли в аренду телекоммуникационной компании для строительства башни

Быстрое, постоянное расширение услуг сотовой связи увеличило потребность в вышках для обеспечения адекватного покрытия. Этот растущий спрос на пространство для башен со стороны телекоммуникационных компаний превратил аренду земли или крышных помещений в частную или коммерческую недвижимость в большой бизнес. Существуют консалтинговые фирмы, которые специализируются на консультировании владельцев недвижимости по этому поводу. Кроме того, есть юристы, имеющие значительный опыт в составлении договоров аренды земли такого типа.

На вопрос о том, сколько взимать с телекоммуникационной компании плату за аренду, чтобы она могла построить вышку сотовой связи на земле, принадлежащей вам, сложно ответить. Арендные ставки могут варьироваться на тысячи долларов в месяц и зависят от нескольких факторов.

Лучший совет для определения надлежащей арендной ставки – это обратиться к профессионалу, который поможет вам определить стоимость вашей земли как участка аренды вышки сотовой связи. Местный специалист сможет сказать вам, сколько телекоммуникационная компания готова платить за аренду.

Как и в большинстве сделок с недвижимостью, местоположение является основным фактором, влияющим на цену. Если вы живете в малонаселенной сельской местности, есть много аналогичных землевладельцев, с которыми телекоммуникационная компания может вести переговоры. Таким образом, арендная ставка, которую вы можете получить, будет значительно ниже, чем ставка, которую вы получите, если ваша собственность находится в крупном мегаполисе или рядом с ним.

Если в пределах одной мили от вашей собственности есть другие вышки сотовой связи, маловероятно, что телекоммуникационная компания построит еще одну поблизости. Местные юрисдикции зонирования требуют, чтобы в первую очередь использовались выходящие башни. Однако, если поблизости нет башен, шансы, что вы могли бы сдать землю в аренду, выше.

1. В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

2. Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации.

Что касается охранной зоны, сервитут на нее не устанавливают, но и перспективы использования под большим вопросом, говорит Кулаковский. Здесь юрист ссылается на Постановление Правительства от 24 февраля 2009 года № 160. П. 10 этих правил запрещает посадку и вырубку деревьев и кустарников, мелиорацию без согласования с электросетевой организацией, ограничивает полив и вспашку земли. По словам Кулаковского, компании чаще всего отказывают в согласовании, чтобы не вредить линиям электропередач.

С такими замечаниями экономколлегия направила дело на пересмотр. Она предписала тщательнее разобраться в деле: определить условия сервитута, которые бы отвечали задачам истца и не слишком обременяли ответчика, установить размер оплаты – с учетом того, что Демидова говорила о необходимости оценочной экспертизы еще в первой инстанции.

При новом рассмотрении дела надо сначала провести землеустроительную экспертизу, чтобы определить нужные участки, а потом, на ее основе, оценочную экспертизу, говорит Владислав Кулаковский из Art De Lex. Он прогнозирует, что по ее итогам плату за сервитут могут установить в размере не 0,01%, а 0,5–1% от кадастровой стоимости. Правда, в абсолютном выражении это все равно мало – до 43 руб. в год.

В ответ энергокомпания обратилась в суд, где потребовала установить сервитут на 49 лет с оплатой 43 коп. в год (это 0,01% от кадастровой стоимости). Компании нужны были только участки, занятые опорами. Проводить их обслуживание истец планировал с использованием охранных зон. Демидова не признала иск: она указывала на то, что срок и размер оплаты необоснованные, а сервитут не является единственным способом решить проблемы компании. По мнению предпринимательницы, ФСК ЕЭС должна была предложить ей варианты долгосрочной аренды.

Закон разрешает установить сервитут для размещения имущества, в частности, для эксплуатации участков, занятых линиями электропередач, разъяснил Верховный суд в одном из недавних определений. Этому не мешает наличие охранной зоны ЛЭП, уточнила экономколлегия. Такие выводы она сделала в деле, где ИП-глава крестьянско-фермерского хозяйства Елена Демидова судилась «Федеральной сетевой компанией ЕЭС» по поводу 0,2 га земли в Саратовской области, занятых линиями электропередачи. Девять опор возвели в 2023 году с согласия Демидовой, взяв землю в аренду на год. Но когда строительство было закончено, собственница и энергокомпания не смогли договориться о дальнейших условиях. ФСК ЕЭС предложила Демидовой проект договора аренды участков под опорами, но получила отказ. Владелица земли предложила включить в соглашение не только эту землю, но и охранную зону под линиями электропередач.

Порядок оформления прав на земельные участки (на период строительства/реконструкции линий связи, иных линейных объектов)

Для заключения договора аренды в границах строительства линии связи необходимо поставить земельные участки на государственный кадастровый учет. В соответствии со ст.11.3 п.3 подпункт 5 Земельного кодекса формирование границ земельных участков из земель находящихся в государственной, муниципальной или неразграниченной собственности осуществляется исключительно на основании проекта планировки и проекта межевания территории (Далее по тексту – ППТ и ПМТ).

  • Изучение и подбор пунктов опорно-межевой сети (ОМС) в районе проведения работ.
  • Получение координат пунктов государственной геодезической сети (ГГС) в территориальных органах Росреестра.
  • Полевое обследование пунктов ГГС с целью оценки их фактического состояния и выявления пунктов, пригодных для геодезического обеспечения работ.
  • Выполнение топографической съемки с подземными коммуникациями в масштабе 1:500.
  • Выполнение инженерно-геодезических изысканий в системе координат требуемой ФФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту РФ для постановки на кадастровый учет.
  • Математическая обработка материалов топографо-геодезических работ.
  • Оформление и печать картографических материалов.
Вам будет интересно ==>  Повысят ли пенсию инвалидам 2 группы в апреле 2023

Сведения о правах и правообладателях земельных участков, возможно, получить из кадастровых выписок на земельные участки и сведений ЕГРП. Запрос сведений кадастра и ЕГРП возможно осуществить в электронном варианте через портал Росреестра. Так же сведения кадастра и ЕГРП можно запросить на бумажном носителе, обратившись в органы Росреестра с соответствующим заявлением. И в том и другом случае заявитель оплачивает государственную пошлину.

  • Запрос и получение Постановления органа местного самоуправления «О принятии решения о необходимости подготовки проекта планировки и проекта межевания территории Объекта» с техническим заданием. Срок рассмотрения запроса в соответствии с административным регламентом — 30 календарных дней.
  • Разработка проекта планировки и проекта межевании территории Объекта в соответствии с законодательством РФ. Срок выполнения работ составит 30 дней. Результатом работ будет являться проект планировки и проект межевания территории Объекта в 1-м экз.
  • Согласование разработанного проекта планировки и проекта межевания территории с администрациями муниципальных образований (сельсоветов). Срок выполнения работ составит 30 дней.
  • Утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Срок выполнения работ составит 14 дней.

В зависимости от значения линейные объекты подразделяются на объекты федерального, регионального или местного значения. В соответствии со значением линейного объекта определяется порядок утверждения проекта планировки и проекта межевания территории. К примеру, ППТ и ПМТ объекта регионального значения утверждается на уровне субъекта РФ, ППТ и ПМТ объекта местного значения утверждается на уровне органа местного самоуправления.

Ростехнадзор разъясняет: Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны.

На основании вышеизложенного субъекту электроэнергетики при выявлении нарушения установленных границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства следует направить в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявление о привлечении нарушителя к административной ответственности с приложением всех документов, подтверждающих факт такого нарушения, а так же полные данные о нарушителе.

Исполнение Ростехнадзором функций по привлечению к ответственности нарушителей требований Правил осложняется действиями администраций муниципальных образований, способствующих указанным правонарушениям при выделении земли арендаторам для размещения объектов и отсутствием со стороны администрации должного контроля за самовольным размещением объектов на земельных участках муниципального образования в уже существующих охранных зонах.

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ за нарушение установленных границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, которое могло вызвать или вызвало перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, протоколы об административном правонарушении составляют и в соответствии со ст. 23.30 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Как получить в пользование землю для размещения инженерных коммуникаций в Москве

Также вам понадобится номер и дата заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве. Получить его можно в ГБУ «Мосгоргеотрест». Подробную консультацию по получению заключения можно узнать на сайте.

В течение 9 рабочих дней в личный кабинет вам поступит извещение о результате рассмотрения вашего электронного заявления. В случае положительного решения по государственной услуге, вы получите разрешение на использование земель в виде электронного документа, подписанного электронной подписью сотрудника департамента городского имущества, в личный кабинет, откуда было направлено электронное заявление.

Место размещения объекта будет определено созданной по факту рассмотрения заявления схемой размещения. Ее в процессе подготовки ответа утвердит Департамент городского имущества города Москвы по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и, возможно, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае если участок расположен в зоне особо охраняемой природной территории).

За государственной услугой «Разрешение на использование земельных участков, которые принадлежат городу, либо государственная собственность на которые не разграничена», в рамках которой и получают разрешение на размещение инженерных коммуникаций, могут обратиться физические, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которым необходимо провести инженерные коммуникации.

Услуга оформления разрешения предоставляется бесплатно, а вот за само использование земли придется заплатить. Правда, совсем немного: ориентировочная стоимость использования земельного участка площадью 100 квадратных метров составляет всего 120 рублей в год (включая НДС).

Однако, помимо санитарных, нужно учитывать ещё и строительные нормы и правила. Согласно СНиП 30-02-97*, утверждённым постановлением Госстроя РФ №18-51 от 1997 года, для СНТ (садоводческих некоммерческих товариществ) минимальное расстояние для построек от границ участка составляет не менее 1 м. И не менее 3 м – от жилого здания. Те же правила обычно применяются и для земель ИЖС (индивидуального жилищного строительства).

Конкретно для передающих радиотехнических объектов в 2003 году Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №135 были введены в действия санитарные нормы и правила – СанПиН 2.2.4.1383-03. Они устанавливают понятие «предельно допустимой плотности потока энергии». Для тех частот, на которых работают станции-ретрансляторы сотовой связи (то есть от 900 до 2100 МГц), она составляет 0,1 Вт на 1 квадратный метр. Если показатели у конкретного передатчика на вашем участке выше – можно через суд требовать, чтобы вышку демонтировали со всем оборудованием. Однако проблема в том, что определить плотность потока энергии может только соответствующая экспертиза – а она платная.

  1. Вышка является объектом капитального строительства, подлежащим регистрации в ЕГРН (Едином госреестре недвижимости). В таком случае нужно смотреть целевое назначение участка. Если, допустим, он выделен для ИЖС – размещение там объектов связи незаконно (ст. 42 Земельного кодекса (ЗК) РФ).
  2. Сооружение является сборно-разборной конструкцией, может без существенного урона быть перемещено на другую точку. Если так, то такая станция не является объектом недвижимого имущества, не подлежит регистрации – и может быть размещена на любом участке. Во всяком случае, такой позиции придерживается Верховный Суд РФ, в 2023 году отменивший штраф за незаконное размещение ретранслятора (постановление № 41-АД18-5).

Также надо учитывать, что конструкция излучающих антенн базовых станций сотовой связи такова, что основная мощность передаётся ими над землёй. В результате непосредственно под вышкой будут использоваться второстепенные лепестки диаграммы с меньшей плотностью энергии.

Любое электромагнитное излучение (в том числе и от ретранслятора сотовой связи) подчиняется закону обратных квадратов. То есть ослабевает оно пропорционально квадрату расстояния. Именно отсюда следует, что с некоторой дистанции оно становится полностью безопасным – и на основании этого и высчитываются санитарные нормы по размещению вышек связи.

Вам будет интересно ==>  Мать Одиночка Пособия И Льготы 2023 В Чувашии

Представитель «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) Константин Прокшин говорит, что оператор давно заключает договоры на установку оборудования в том числе и с индивидуальными предпринимателями (регистрация в качестве ИП позволяет снизить налогообложение). Однако это единицы процентов от общего числа контрактов на аренду, уточняет он. Оператор исходит из необходимости грамотного радиопланирования сети и, если для качественного покрытия необходимо устанавливать базовые станции в конкретной точке, Tele2 сама обращается к собственнику с предложением об аренде, говорит Прокшин. Если же есть выбор между муниципалитетом, юрлицом или ИП, главную роль уже играет цена контракта, отмечает он.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников называет случаи аренды у частных лиц единичными. Как правило, МТС в таком случае старается выкупать землю. Это снимает риск внезапного увеличения арендной платы частным лицом, объясняет он. Кроме того, таким образом оператор избавляется от сложностей с эксплуатацией объекта, возникающих, например, когда специалистам оператора требуется моментальный доступ к инфраструктуре для устранения каких-либо неисправностей или модернизации.

С 2023 г. «Мегафон» также начал арендовать места под базовые станции не только у организаций, но и у физических лиц, владеющих площадками, пригодными для размещения оборудования связи, говорит представитель оператора Юлия Дорохина. За год благодаря этой модели сотрудничества «Мегафон» установил десятки базовых станций, добавляет она. По ее словам, эта модель была протестирована в 2023 г. За несколько месяцев в компанию поступило более 300 предложений, поэтому теперь эта программа работает по всей стране, рассказывает Дорохина. На таких землях размещаются базовые станции всех типов, включая LTE, что позволяет точечно улучшить покрытие сети, добавляет она.

При аренде таких площадок есть много правовых нюансов, считают юристы. Так, препятствием для подобных сделок может послужить позиция Высшего арбитражного суда, что крыша, как конструктивный элемент здания, не является самостоятельным объектом недвижимости и потому не может являться объектом аренды, говорит президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов. Поэтому такие сделки не следует заключать в форме соглашения об аренде, хотя на практике не все суды разделяют эту точку зрения. Тем не менее с правовой точки зрения куда более безопасным для оператора будет заключить договор оказания услуг или договор аренды оборудования, считает Сухов.

Сейчас 7% арендодателей площадок под вышки «Вымпелкома» – физические лица, говорит представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, это обходится компании дешевле, чем аренда у коммерческих организаций, но дороже, чем у муниципалитетов, рассказывает она. Однако заключить договор с частником и построить мачту выходит быстрее, поскольку сроки согласования и получения разрешений на аренду муниципальных и государственных объектов в несколько раз больше, объясняет Айбашева.

Установка вышки связи на своём участке

Вопрос: Добрый день! Мегафон предложил сотрудничество — установить базовую станцию на моей даче. В интернете пишут по-разному: одни говорят что нельзя в принципе размещать какие-либо антенны связи, другие пишут — необходимо получить разрешение и поменять какую-то категорию земельного участка. Проясните пожалуйста ситуацию.

По действующему законодательству Вам разрешено предоставлять участок под вышки или другое оборудование, а также его часть в аренду под связь. С целью исключения претензий со стороны проверяющих организаций о нецелевом использовании земельного участка вам необходимо выяснить, какое разрешенное использование предусмотрено для вашего участка.

Еще на этапе рассмотрения проектной документации размещения приемо-передающего оборудования на местности проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектных материалов. На основании полученной экспертизы, управлением Роспотребнадзора оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию. Затем, после установки базовой станции или другого оборудования осуществляются контрольные измерения интенсивности электромагнитных излучений.

Для начала, разъясним, что установка базовой станции, установка вышек связи, установка антенн связи или установка мачты связи производится не вами, а оператором связи, вы лишь предоставляете место для того, чтобы оператор смог это оборудование разместить. Данное уточнение говорит о том, что ответственность за размещение оборудования связи вы в принципе нести не можете. Все установленное оборудование должно соответствовать всем существующим санитарным нормам, за это так же всю ответственность несет оператор связи — с него и спрос. Кстати вам было бы не лишним самому поинтересоваться о безопасности установленного оборудования и запросить у оператора связи соответствующие документы, ведь вы ближе всего находитесь к установленному оборудованию. Уверяю вас, у оператора связи имеются все необходимые документы подтверждающие безопасность установленного оборудования, без них он бы не смог что-либо построить, так как строительство любой антенны, вышки или мачты контролируется надзорными органами, такими как Роспотребнадзор и Связьнадзор.

Если не один из установленных видов разрешенного использования на вашем земельном участке не предусматривает размещение оборудования связи, то и в этом случае вам не нужно отчаиваться. Размещение оборудования связи можно оформить и без заключения договора аренды под связь — так например вы можете заключить с оператором связи договор на оказание услуг, в соответствии с которым вы оказываете услуги по временному размещению на своей территории оборудования связи. У договоров аренды земельного участка и договоров услуг по размещению оборудования связи есть свои особенности, и выбор в пользу каждого из них всегда определяется при рассмотрении документов к конкретному земельному участку. В любом случае нужно помнить, что в вопросе размещения оборудования связи не бывает тупиковых ситуация и всегда найдется выход.

Обязательным требованием также является проведение суммарных расчетов с учетом существующего радиопередающего оборудования других (соседних) операторов связи. После того, как вышка с антеннами установлена, проводятся измерения, чтобы убедиться в соблюдении норм безопасности. Следует отметить, что все монтируемое оборудование является типовым и используется на уже существующих базовых станциях и многократно оценивалось на соответствие электромагнитных полей санитарным нормам. Базовые станции сотовой связи работают на минимальных уровнях излучения, достаточных для их качественной работы и функционирования и находятся под контролем Роспотребнадзора. То есть, если базовая станция установлена в соответствии с нормативными требованиями, то ее работа безопасна для жизни и здоровья человека.

В Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре поступают обращения граждан, обеспокоенных законностью установки и неблагоприятным воздействием базовых станций сотовой связи на окружающую среду и здоровье. В 2023 году таких обращений зарегистрировано 19 — по результатам измерений установлено, что уровни электромагнитного поля в 100% случаев не превышали гигиенические нормативы. В 2023 году заявлений не поступало.

Напомним, ЭМИ — невидимый глазу и не регистрируемый другими органами чувств фактор физического воздействия. Его уровень возможно определить только с помощью лабораторных исследований. В связи с чем закономерно возникающее беспокойство граждан при строительстве (установке) базовой станции вблизи своих домов или на крыше многоквартирного дома.

Установка и работа базовых станций, как и уровень допустимого электромагнитного излучения от них, строго регулируются законодательством и контролируются уполномоченными государственными органами. Если базовая станция установлена с соблюдением санитарных норм, то причин опасаться электромагнитного излучения от нее нет. Система станций и их размещение планируется так, чтобы ограничить до минимума воздействие на население электромагнитных полей при их эксплуатации.

Основными элементами современной системы сотовой связи являются сравнительно маломощные базовые станции, что делает эту систему безопасной для населения при соблюдении правил по их установке. Исходя из технологических требований построения системы сотовой связи, направленность антенн в вертикальной плоскости рассчитана так, чтобы основная энергия излучения была выше прилегающих зданий, что является необходимым условием для нормального функционирования системы. Базовые станции являются видом передающих радиотехнических объектов, мощность излучения которых (загрузка) не является постоянной 24 часа в сутки. Так, ночью загрузка базовых станций практически равна нулю.

Adblock
detector