Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Содержание

6) взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:
— Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
— Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.

Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации.

13. Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с начальниками соответствующих линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных управлениям на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам по представлению начальников соответствующих следственных управлений (отделов) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

Следственные управления (отделы) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам возглавляют заместители начальников управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

Понятие, формы, особенности предварительного следствия в системе МВД России

В советский и постсоветский период функция уголовного расследования нашла свое отражение в работах Н.С. Алексеева, В.В. Вандышева, В.М. Волженкиной, Л.В. Головко, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, Н.В. Жогина, З.З. Зинатуллина, С.М. Казанцева, Л.М. Карнеевой, А.М. Ларина, В.А. Михайлова, Я.О. Мотовиловкера, В.П. Нажимова, Р.Д. Рахунова, В.И. Рохлина, В.М. Савицкого, А.В. Смирнова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, Ф.Н. Фаткуллина, А.Г. Халиулина, М.А. Чельцова, В.В. Шимановского, П.С. Элькинд, Н.А. Якубович и других.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что ряд проблем, связанных с содержанием и осуществлением уголовного расследования, остается до настоящего времени, несмотря на законодательное закрепление, дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать рассматриваемый институт уголовно-процессуального права применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Следователи органов прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Роль предварительного расследования чрезвычайно велика. Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания [9, 4].

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Деятельность Следственного комитета организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке. В Следственном комитете для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России действует оперативное совещание, персональный состав которого утверждается начальником Следственного комитета.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия. Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:

– организует взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, а также внедрение в практику передового опыта, научных методов и технических средств;

Положение об органах предварительного следствия

Также, это деятельность, содержание которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования. Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию. Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Признан не подлежащим применению приказ ФСКН России от 27 июля 2012 г. № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека».

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Определено, что прием, рассмотрение и подготовку материалов о продлении либо об отказе в продлении срока временного пребывания, либо сокращении срока временного пребывания осуществляют сотрудники органов внутренних дел РФ, федеральные государственные гражданские служащие и работники Главного управления по вопросам миграции МВД России, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Ранее указанные функции выполняли территориальные органы ФМС России.

12. Следственную часть Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу возглавляет заместитель начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу — начальник следственной части, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Организация в органах предварительного следствия и дознания системы МВД России взаимодействия со средствами массовой информации Корнеева Марина Петровна

В работах, посвященных управлению, среди ученых нет единства мнений в трактовке термина «организация», возможно, вследствие его универсальности и сложности как результата исторически обусловленного процесса проникновения организационных аспектов практически во все области деятельности личности, общества и государства. Анализ существующих точек зрения в теории социального управления на понятие «организация» показывает многообразие подходов к его определению. Одним из распространённых подходов к осмыслению понятия «организация» является рассмотрение его как социального образования (социальной системы, института или объекта), то есть объединения людей, созданного для совместного достижения поставленной цели (целей), действующих в рамках определенной структуры и на основе установленных правил, и процедур1. Наряду с приведенным подходом существует позиция, согласно которой организация определяется как процесс создания объекта и предварительных условий воздействия на него или атрибут объекта, характеристика степени упорядоченности его внутренних элементов2. В первом контексте как процесс создания объекта и предварительных условий воздействия на него организация означает определенную целевую деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, их координацию. В данном значении понятие «организация» в известной степени совпадает с управлением, хотя и не исчерпывает его.

Вам будет интересно ==>  Единовременная выплата на рождение ребенка в 2023 году

Как ранее было отмечено, в системе МВД России имеются подразделения по организации и осуществлению дознания, деятельность которых регламентирована подразделениях взаимодействия со СМИ. Так, в Положении об Управлении по организации дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 25 июня 2011 г. № 725, определено, что соответствующее Управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции ведомства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Данное Управление реализует и функции информирования населения в пределах компетенции о результатах деятельности в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, в том числе через СМИ, путем проведения пресс-конференций, брифингов, круглых столов (п. 10.26.), рассмотрение публикаций и сообщений в СМИ по вопросам деятельности Управления, а также подразделений (организации) дознания, связанных с производством дознания по уголовным делам (п. 10.30.).

Не исключено, что в ходе проверки сообщения о преступлении будет установлено, что лицо, предоставившее СМИ сведения, не выдвигало перед редакцией условий о сохранении в тайне о нем данных. В этом случае ОПР должны принять меры проверки обстоятельств утаивания редакцией соответствующих сведений. Если лицо, предоставившее СМИ сведения о преступлении, готово к сотрудничеству с ОПР, но опасается за жизнь, здоровье и имущество, то оно должно быть обеспечено данными органами мерами государственной защиты в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»2. Для решения задачи о стадии возбуждения уголовного дела в процессе взаимодействия со СМИ следует установить помимо источника распространенного сообщения о преступлении так же и способы проверки полученных сведений, данные о лицах, предметах и других объектах, о которых идет речь в сообщении. Указанные положения имеют не только тактическое значение, но и являются основой для процесса упорядочения и обеспечения совместной и (или) согласованной деятельности ОПР со СМИ.

Важной составляющей ресурсного обеспечения является материально техническое обеспечение, которое осуществляется в соответствии с субъектов организации: от определения научно обоснованной и сбалансированной по составу совокупности необходимых ОПР материально-технических средств, нормативного закрепления таких потребностей органов, формирования ведомственного и государственного оборонного заказа, обеспечения финансирования производства и поставок до передачи материально-технических средств сотрудникам указанных органов для целевого использования по назначению2. Материально-техническое обеспечение ОПР осуществляется согласно утвержденным приказами МВД России нормам положенности автомобильного автотранспорта, вычислительной, организационной, криминалистической, специальной техники и средств связи3. Следует согласиться с С.В. Валовым, который, рассматривая организацию материально-технического обеспечения ОПР, представляет ее в виде процесса и результата. Автор предлагает под процессом понимать совершение субъектами управления и уполномоченными ими лицами регламентированных законами и ведомственными нормативными правовыми актами взаимосвязанных действий, направленных на упорядочение элементов системы материально-технического обеспечения и связей между ними в целях удовлетворения потребностей ОПР в материально-технических средствах. А результатом управляющих воздействий субъектов управления становится упорядоченная совокупность элементов и установленных между ними связей, представляющая собой ориентированную на потребности ОПР систему материально-технического обеспечения.

Однако такой подход руководителей ОПР к обучению кадров (должностных лиц, осуществляющих взаимодействие со СМИ), применяется не во всех регионах, что отражается на эффективности взаимодействия со СМИ, так как незнание форм взаимодействия, правильной подачи материала снижает эффективность восприятия его читателем, что соответственно снижает и вероятность содействия граждан в решении стоящих перед ОПР задач. Так, недостаточное знание действующих нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия со СМИ, например норм, ограничивающих распространение сведений, составляющих профессиональную тайну2, может привести к нарушению тайны следствия либо к реабилитации лица в случае, если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных СМИ (ч. 3 ст. 136 УПК РФ).

5. Кузнецов А.Н. Уголовное процессуальное право. Часть 1 [Электронный ресурс]: избранные лекции/ Кузнецов А.Н., Маренков А.А., Джалалов А.П.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 569 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26226.— ЭБС «IPRbooks». – Загл. с экрана.

2. Исаева Р.М. Расследование незаконного использования товарного знака [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Р.М. Исаева, А.В. Кудрявцев, С.М. Куценко. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2012. – 48 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013121008481531980800003092. – Загл. с экрана.

1. Сборник терминов и определений, используемых в деятельности органов дознания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / З. З. Талынева, Э. Д. Нугаева.— Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.— 36 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013080217140164807900006449. – Загл. с экрана.

1. Сборник терминов и определений, используемых в деятельности органов дознания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / З. З. Талынева, Э. Д. Нугаева.— Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.— 36 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013080217140164807900006449. – Загл. с экрана.

1. Сборник терминов и определений, используемых в деятельности органов дознания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / З. З. Талынева, Э. Д. Нугаева.— Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.— 36 с. – ЭБС «Электронный читальный зал». – Режим доступа: https://uui.bibliotech.ru/Reader/Book/2013080217140164807900006449. – Загл. с экрана.

Теория государства и права под функциями государства обычно определяет «направления», самые главные стороны деятельности государства. В силу общего закона разделения властей и разделения труда по управлению на операции каждое звено системы органов государственного аппарата выполняет все или некоторые из функций государства, на основе специфических для государства методов, но в формах и средствами, присущими только определенному виду органов. При рассмотрении органа государственного управления усматриваются как минимум два основополагающих признака: властность или воздействие, а именно действие от имени государства, и специфичность формы деятельности по осуществлению функций государства — ее исполнительно-распорядительный характер. Общность функций государственного управления и управленческих функций государственных органов заключается в том, что в первую очередь как те, так и другие обладают управляющим воздействием государства, а во-вторых, и те, и другие имеют одинаковое назначение — они оказывают влияние на сохранность и развитие общественной системы, обеспечивают исполнение актуальных государственных предначертаний.

В отечественной доктрине управления под функциями управления понимают специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающие его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели.

Помимо предмета или направленности воздействия, содержания или организационно-регулирующих способностей, способа реализации или совокупности средств воздействия, важным представляется объем управленческой функции государственного органа, который определяет меру его участия в осуществлении целостной функции государственного управления. Объем управленческих функций обусловлен местом государственного органа в структуре всей управляющей подсистемы, масштабом его функционирования и компетенцией, а также сферой деятельности и перечнем объектов, находящихся в его подчинении, мерами и методами воздействия на них. Объем отграничивает пределы и роль этих органов в управлении общественными процессами.

В некоторых работах функции подразделяются по различным критериям на однородные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации функций управления: 1) на общие (прогнозирование, планирование, организация и т.д.) и специфические (обучение, воспитание, информационного обеспечения и др.); 2) на познавательно-программирующие (прогнозирование и планирование) и организационно-регулирующие (организация, контроль, регулирование, мотивация).

Изучая функции управления органами предварительного следствия, Р.С. Белкин, А.И. Миронов, А.А. Чувилев все выполняемые ими функции подразделяли на функции первого и второго порядка. В первую группу ими объединены непосредственное расследование преступлений; координация деятельности и управление подчиненными подразделениями. По их мнению, функции второго порядка детализируют функции управления подчиненными. Разработанный ими подход фактически воплощен в типовых положениях об органах предварительного следствия территориальных органов МВД России.

Реформирование ОПС системы МВД России, необходимость которого не подвергается сомнению, неминуемо порождает потребность в системных изменениях ОПС в целом, независимо от их ведомственной принадлежности. Система ОПС в современном их виде не обладает целостностью, которая вызвана разобщённостью, отсутствием устойчивых оргструктурных связей между следственными органами, обособленно функционирующими в нескольких самостоятельных ведомствах (прокуратура, МВД, ФСБ, ФСКН).

3. Арутюнян Д.А. Проблема распределения функций в механизме государственного контроля за деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Тезисы выступлений и докладов адъюнктов и соискателей на научно-практической конференции 20 апреля 2007 г. – М.: Московский университет МВД России, 2007. – 0,2 п.л.;

Рассматривая различные виды государственного контроля, особое внимание уделяется классификации по основаниям его субъектов: президентский контроль; парламентский контроль; правительственный контроль; судебный контроль; прокурорский надзор; ведомственный контроль; контроль уполномоченного по правам человека. Кроме того, выделяются ведомственный и вневедомственный (надведомственный) контроль; процессуальный и непроцессуальный контроль. Обращается внимание на то, что законодательно регламентируется только лишь определённый блок вопросов (формы, методы, процедуры и компетенция субъектов) процессуального контроля.

Представляется, что наряду с общими полномочиями Президента РФ по ключевым вопросам правового и организационного обеспечения контроля за правоохранительной деятельностью, законодательно должны быть определены полномочия Администрации Президента РФ и её самостоятельных подразделений, например Контрольного управления Президента РФ.

Принцип системности контроля в общем виде предполагает наличие полноценной системы контроля со всеми присущими ей элементами и, конечно же, эффективного механизма. Системность механизма государственного контроля за следственными органами предполагает координацию и взаимодействие всех его субъектов.

Роль Органов Предварительного Следствия В Системе Мвд России

Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовной преступности.
В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период не рассматривался.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и входящие в него службы и структурные подразделения являются одним из основных субъектов предупреждения преступлений. Этот статус юридически закреплен рядом нормативных правовых актов, а именно: ч.IIп.9, 14, 15, 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации[5], эти же задачи логично вытекают из ст. 2, 10, 12, 16 содержания Федерального закона Российской Федерации «О полиции». [6] В деятельности правоохранительных органов, важное место занимают органы предварительного расследования, деятельность которых влияет на состояние и динамику преступности. Это обусловлено тем, что вклад в предупреждение и борьбу с преступностью вносимые органами предварительногоследствия является ‬обеспечение реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления, предупреждения и искоренения их.

Вам будет интересно ==>  Пошли за третьим ребенком что положено в удмуртии

Деятельность Следственного комитета организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке. В Следственном комитете для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России действует оперативное совещание, персональный состав которого утверждается начальником Следственного комитета.

В дополнение к Указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступления и проступкам».

Кроме того, как руководитель следственного аппарата, начальник СК издает приказы по вопросам работы орга­нов предварительного следствия; запрашивает от них необходимые сведения и материалы; заслушивает отчеты их руководителей; проводит аттестацию сотрудников СК. В период отсутствия начальника СК его обязанно­сти исполняет первый заместитель или заместитель начальника.

Система и структура органов предварительного следствия в системе МВД России

Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативные правовые акты МВД России.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:
– Главное следственное управление
– Главное управление процессуального контроля
– Главное организационно‑инспекторское управление
– Главное управление обеспечения.– участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия. Понятие и система общих условий предварительного следствия и дознания? Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

Следственные управления (отделы) имеют в своем составе специализированные подразделения, а также следственные части (на правах отделов, отделений), которые расследуют уголовные дела о преступлениях, которые содержат повышенную общественную опасность и сложность. С учетом задач, выполняемых Главным управлением, в нем образовано организационно-методическое управление, управление по контролю и организации расследования преступлений, совершенных организованными группами, следственная часть (на правах управления) которая расследует более сложные и многоэпизодные дела по тяжким и межрегиональным преступлениям. Они имеют соответствующие подразделения и обеспечивают выполнение функций, относящихся к компетенции Главного следственного управления. По делам о преступлениях, совершенных установленными лицами, проведение оперативно-розыскных действий органами дознания возможны лишь при согласовании этих вопросов со следователем.

Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.

Органы предварительного следствия в системе МВД РФ возглавляет Следственный комитет при МВД РФ, он осуществляет организационно-методическое руководство следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организует и проводитпредварительное следствие по уголовным делам особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер. Начальник Следственного комитета при МВД РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению министром внутренних дел РФ. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания в россии? Они также осуществляют организационно-методическое руководство нижестоящими следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организуют и проводятпредварительное следствие по наиболее сложным уголовным делам.

Органы предварительного следствия в системе МВД России возглавляет

Дознание производится (ч. 3 ст. 151 УПК РФ): дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3–6 настоящей части; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ; дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1,2 ст. 261 УК РФ; следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».

С учётом важности задач, поставленных перед предприятиями военной промышленности, выделяемых на это бюджетных средств, первоочердным является расследование преступлений, совершённых в оборонно-промышленном комплексе, где за последние пять лет количество выявленных преступлений увеличилось в 4,5 раза, а число уголовных дел, направленных в суд – в 6 раз.

УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Заявление о преступлении. Порядок оформления протокола устного заявления. Явка с повинной. Рапорт об обнаружении признаков преступления. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, ее сроки. Специфика проверки сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Использование результатов оперативно–разыскной деятельности при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, задачи и цели. Система государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Общая характеристика правоохранительных органов. Взаимодействие правоохранительных органов и координация их деятельности по борьбе с преступностью. Органы предварительного следствия: виды, система и компетенция. Соотношение предварительного следствия и дознания. Их общие черты, различия. Структура и основные функции следственных подразделений органов внутренних дел. Категории преступлений, подследственные следователям органов внутренних дел. Судебный, ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел.
Тема 15.1.2. Правовое положение и полномочия следователя и руководителя следственного органа.

Правовое положение и полномочия дознавателя. Процессуальная функция дознавателя, проблемы ее реализации. Характеристика процессуальных и иных полномочий дознавателя. Обязательность исполнения указаний начальника подразделения дознания, начальника органа дознания. Основания и порядок обжалования дознавателем указаний начальника подразделения дознания, начальника органа дознания.

Программы расследования. Планы производства расследования по уголовному делу (уголовным делам). План организации и производства следственного или процессуального действия. Полномочия руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания по контролю за исполнением планов.
Тема 15.2. Организация деятельности органов внутренних дел по приему, регистрации и разрешению заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях.

Следователь: понятие, общая характеристика правового статуса. Правовое положение и полномочия следователя. Процессуальная функция следователя, проблемы ее реализации. Характеристика процессуальных и иных полномочий следователя. Обязательность исполнения указаний начальника следственного органа. Процессуальная самостоятельность следователя: понятие, пределы, проблемы обеспечения и реализации.

Правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия, основы

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях.

– в органах федеральной службы безопасности — Следственным комитетом ФСБ Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках;

Проведение таких мер возлагается на руководителей правоохранительных органов, в чью сферу деятельности относится расследование соответствующих уголовных дел. Ведена ответственность за исполнение требований закона. Финансирование и материально-техническое обеспечение проводимых мер осуществляется за счет средств федерального бюджета.

– проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве следственных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследовании лично.

Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальный кодекс РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядок предъявления обвинения, производства обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и других.

Дознание в органах внутренних дел

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
  • Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.);
  • Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
  • Конвенция СНГ о правовой помощи по уголовным делам (Минская конвенция) (1993 г.);
  • Европейская конвенция о выдаче (1957 г.);
  • Всеобщая декларация прав человека (1984 г.) и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 УПК «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации». Из этого следует, что подзаконные нормативные акты не могут быть источником уголовно-процессуального права.

Приказы, указания, инструкции Генерального прокурора, Министра внутренних дел могут касаться организации работы органов дознания и дознавателей, розыска преступников и других вопросов, а также могут содержать разъяснение закона и другие вопросы, но не являются источником уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и был введен в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ основывается на положениях Конституции, соответствует ей. В ч. 3 ст. 1 УПК указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. При этом УПК воспринял и закрепил отдельные нормы-принципы международного права и положения Конституции. По характеру регулируемых общественных отношений УПК относится к числу отраслевых кодифицированных законов. УПК является сводным и систематизированным нормативным правовым актом, который конкретно, детально и полностью регулирует уголовно-процессуальную деятельность, а также отношения, складывающиеся между субъектами этой деятельности. Иными словами, УПК как нормативный правовой акт исчерпывающе содержит все нормы, подлежащие применению в сфере уголовного судопроизводства. Статьи УПК, содержащие уголовно-процессуальные нормы, расположены в логически согласованной системе, что обеспечивает наиболее оптимальный порядок уголовного судопроизводства. определяемый уровнем признания обществом ценности прав и основных свобод личности.

Вам будет интересно ==>  Можно Ли Получить Выписку Из Банка Где Будет Видна Оплата Штрафа Фссп

Правовую основу деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации составляют Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного расследования, нормативные правовые акты МВД России.

3.1. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей и руководителей следственных органов, не отмененные в установленном законом порядке.

4.2. Выделять для хранения вещественных доказательств и изъятых в ходе предварительного следствия материальных ценностей, исходя из их специфики, объемов и габаритов, помещения, в том числе отдельные специальные помещения, предназначенные для хранения предметов (средств, веществ), которые могут причинить вред другим предметам или для которых требуются особые условия хранения и (или) площадки, специально оборудованные для обеспечения их сохранности, контроля за размещением и перемещением на территории, закрытия доступа посторонних лиц. По согласованию с начальником следственного подразделения назначать лицо, ответственное за хранение и учет принятых вещественных доказательств и ценностей, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 г. N 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» 1 .

2.4. Соотношение количества должностей старших исполнителей — старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей — старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления — при штатной численности не менее 26 единиц, отдела — при штатной численности не менее 8 единиц, отделения — при штатной численности не менее 4 единиц;

отдел — при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;

Предпринимаемые в последнее время изменения в организации системы органов предварительного следствия носят преимущественно поверхностный характер, к тому же в основном затрагивают следственные органы системы прокуратуры России. Меры же общего характера, как правило, подчинены скорее решению текущих оперативных задач и вопросов, а не стратегическим целям развития.

Обращается внимание на правовую неопределённость круга участников уголовного процесса, которые вправе обратиться в суд в качестве заявителя с жалобой, в том числе на решения, действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). В связи с этим критикуется позиция некоторых авторов (В.Ю. Мельников и другие), полагающих, что любое лицо, чьи конституционные права и свободы были незаконно ограничены следователем, дознавателем или прокурором, должно обладать процессуальным правом, обжаловать данные действия (бездействие) непосредственно в суд. При буквальном понимании термина «любое лицо» следует, что и следователь вправе обжаловать в суд решение прокурора или руководителя следственного органа, либо эксперт — решение следователя. По смыслу и духу закона в качестве заявителя могут выступать участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, некоторые участники со стороны обвинения, например потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители и некоторые иные участники процесса (например, свидетель).

деятельности Следственного комитета при МВД России, в учебном процессе Академии управления МВД России по курсам «Теория управления», «Социология управления», «Правоохранительная система Российской Федерации», а также могут быть использованы в системе служебной подготовки личного состава ОПС.

В связи с рассмотрением президентского контроля за органами предварительного следствия отмечается его специфика, которая заключается в том, что Президент РФ, не подменяя функции и полномочия других субъектов контроля (ведомственного, судебного, прокурорского, парламентского и т.д.), уполномочен осуществлять контрольное воздействие на их деятельность. Процессуальная деятельность следственных органов не является предметом президентского контроля, однако глава государства осуществляет нормативно-правовое регулирование организационных отношений, оценку результатов деятельности ОПС, проводит кадровую политику путём самостоятельного назначения и внесения предложений о назначении на соответствующие должности руководителей ОПС и т.д.

3. Совершенствование механизма государственного контроля за деятельностью органов предварительного следствия, отвечающее назначению уголовного судопроизводства в правовом государстве, должно проводиться по двум основным направлениям исправления имеющихся организационно-правовых дисфункций: 1) поэтапное формирование целостной структурно-функциональной модели системы органов предварительного следствия, предполагающую, с одной стороны, организационную и ресурсную независимость органов предварительного следствия от правоохранительных ведомств, а с другой — сохранение и укрепление необходимых функциональных связей с соответствующими органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность; 2) устранение дисбаланса полномочий субъектов государственного контроля и усиление координационных связей между субъектами президентского, парламентского, судебного, прокурорского, ведомственного и других видов контроля.

Система органов внутренних дел

Управление осуществляется как внутри самой системы ОВД, с целью обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений в решении стоящих пред ними задач, так и во внешней сфере во взаимоотношениях ОВД с гражданами, предприятиями и организациями. Представляется важным подчеркнуть внешне властный характер полномочий ОВД, поскольку они предоставлены им для управления субъектами, не состоящими с ним в иерархических связях. В этом проявляется одна из основных особенностей правоохранительных отношений с участием органов внутренних дел, выражающихся в юридическом неравенстве сторон[33].

В решении этих задач участвуют все звенья[34] органов внутренних дел, которые можно классифицировать в зависимости от масштаба обслуживаемой территории и специфики обслуживаемых объектов на федеральные, региональные, органы внутренних дел по субъектам Российской Федерации и местные органы внутренних дел; органы внутренних дел на транспорте; органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах .

Но прежде чем приступить к непосредственной характеристике правового положения МВД России, считаем необходимым определиться по поводу соотношения таких категорий, как «правовое положение» и «правовой статус». По данному вопросу среди ученых нет единого мнения.

Следовательно, прочные объективные основания объединения в одном ведомстве столь разнородных функций (если к таковым не относить историческую традицию) трудно обнаружить. Подобное положение в свое время отвечало духу авторитарного государства, однако переход к иным принципам государственного строительства неминуемо должен был повлечь за собой соответствующие изменения и в этой области.

— участвует в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

На это обратил внимание министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев 2 июня 2009 г. на видеоконференции с руководителями структурных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по вопросу реализации указанной выше Программы.

Современный уровень развития средств вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, индустриальных информационных технологий создали предпосылки для решения задачи организации информационного обеспечения деятельности органов предварительного следствия на качественно новом уровне. Появилась реальная возможность повысить результативность их деятельности с использованием единого комплекса программно-аппаратных средств.

Учитывая потребность практических работников, в настоящем пособии затронуты актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов предварительного следствия (ОПС) в системе МВД России, организационные и практические вопросы использования ЕИТКС ОВД, а также защиты информации в единой автоматизированной информационной системе ОПС.

Система органов предварительного следствия в РФ 2023

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.

Утвердить:1.1. Типовое положение о следственном управлении (отделе) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, главном следственном управлении (управлении, отделе) министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 1).________________ Далее — «СУ (СО) УТ МВД России по ФО».Далее — «СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте».

Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:

Повышенное внимание уделялось расследованию преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации. В 2023 году зарегистрировано почти 300 тысяч уголовно наказуемых деяний данной категории. Число преступлений, расследованных следователями МВД России, возросло на 62% и превысило 45,5 тысяч.

Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 ФЗ об ОРД).

Adblock
detector