Какой Класс Условий Труда У Учителя

Статья 14

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

СОУТ в образовательных учреждениях

  1. Рабочее время педагогических работников у педагога Согласно ТК РФ статья 333 не может превышать 36 часов. Причем, что важно, это отдельная от СОУТ статья.
    Таким образом, если должность работника относится к педагогическим (присутствует в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601), то бояться нечего.
  2. Тоже самое касается и увеличенного отпуска. В соответствии с ТК РФ статья 334 педагогическим работникам устанавливается удлиненный основной отпуск, который в зависимости от занимаемой должности и вида деятельности организации может составить от 42 до 56 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 14.05.2023 №466). СОУТ здесь также не при чем.
    Более того, педагогические работники каждые 10 лет непрерывной работы имеют право на отпуск продолжительностью в один календарный год (ТК РФ статья 335)
  3. Досрочная страховая пенсия. Многие боятся лишиться возможности ухода на пенсию досрочно. Но этот страх не обоснован.
    Дело в том, что при СОУТ учитываются пп. 1-18 п. 1 Статьи 30 Федерального закона от 28.12.2913 № 400-ФЗ (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 №412-ФЗ), а право педагогов на досрочную пенсию определяется согласно пп. 19 п. 1 Статьи 30 того же закона. Поэтому раз статья другая, значит и сфера регулирования другая (не по результатам СОУТ, а за стаж работ).
    Кстати, нельзя забывать, что дополнительные страховые тарифы за педагогическую деятельность в зависимости от условий труда также не устанавливаются.

Показатель «Число производственный объектов наблюдения» не будет рассматриваться в данной статье, так как до сих пор не ясно, относить ли детей (людей) к производственным объектам. Если производственным объектом считать все, что касается производственной деятельности работника (и обучение отнести к данной деятельности), то их можно и нужно считать. А если к таким объектам относить только оборудование, требующее по технологическому процессу внимания, то люди под эту оценку не попадут. В любом случае, даже если людей отнести к таким объектам, то оценка проводится по необходимости удерживать внимание одновременно на нескольких объектах. И если есть возможность его переключения, то оценка уже не проводится. Все это характерно для водителей, чем для педагогических работников.

Из данной таблицы видно, что педагогических работников не интересует возможность установления им класса от 3.3 и выше. Продолжительность рабочей недели у них итак составляет не более 36 часов (да никогда и не встречалось, чтобы условия труда воспитателя были сопоставимы с условиями труда шахтера). А вот класс 3.2 или 3.1. мог бы улучшить уровень их компенсационного обеспечения. Но возможно ли это?

«Нагрузка на голосовой аппарат» очень часто позиционируется организациями, как априори вредный фактор у педагогов (особенно у преподавателей). Но так ли это на самом деле? Норматив в неделю составляет 20 часов, т.е. в день работник должен говорить (не слушать, не обдумывать, а именно говорить) как минимум 4 часа.

Плотность сигналов оценивается путем подсчета всего количества сигналов (речевых, аудиальных, визуальных) за рабочий день и приведения этого числа к одному часу (делением на количество часов). И даже если в течение одного-двух часов у работника безостановочное общение, то в другие часы он может вообще никаких сигналов не получать. Поэтому очень сложно получить в результате цифры, превышающую норматив в 175 сигналов/час. Это больше относится к диспетчерам, операторам высокотехнологичного оборудования и т.д.

Среди них выделяются три основные: воспитывающая, обучающая и общественно-педагогическая. Учитель, прежде всего, учит детей человеческому опыту, знаниям, а также методами их приобретения, способами и приемами учебной работы. Личность ребенка формируется в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Чтобы исключить злоупотребление этим правилом, руководителю вменена обязанность проводить анализ степени тяжести работы, по результатам которого соответствующим должностям присваивается определенный класс.

Не расцениваются как опасные первые 2 класса. Если работник имеет условия труда 1 или 2, какие-либо компенсации ему не предоставляются за отсутствием вредности.
К первому классу относят производственную обстановку, при которой показатели микроклимата и трудовые нагрузки соответствуют нормам. При этом другие факторы вредности отсутствуют либо не превышают безопасных пределов. В таких условиях человек чувствует себя легко и комфортно и способен сосредоточить на работе все свои умственные и физические силы. Он не рискует повредить здоровье или получить производственную травму. Оптимальными условиями отличается рабочая обстановка в офисах, банках, торговых компаниях.

Организации, реализовавшие мероприятия, направленные на уменьшение отрицательного влияния производственных факторов на персонал до приемлемого (допустимого) уровня, освобождены от обязанности выплачивать компенсации работникам за работу во вредных условиях.

Оптимальные условия труда (1 класс) – это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

За работу в неблагоприятных производственных условиях полагается повышенная оплата. Размер повышения устанавливается локальным актом работодателя, принятым с учетом мнения профсоюза, либо коллективным, трудовым договором. Минимальный размер повышения — 4 процента.

9. Области применения профессии
Большинство учителей трудится непосредственно в сфере образования. Часть высококвалифицированных преподавателей трудится в Российской академии образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться:

2. Тип и класс профессии
Профессия учителя относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Знак», поскольку учитель работает со знаковой информацией (цифрами, формулами, текстами, таблицами, схемами). Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, точность и аккуратность.
Профессия учителя относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, связанную с планированием процесса обучения, управлением другими людьми. Она предъявляет высокие требования к эрудиции специалиста, к гибкости и оригинальности мышления. В этой профессии очень ярко выражено стремление к развитию и постоянному обучению.
Вместе с тем, в профессии учителя есть и алгоритмические элементы, связанные с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием ведомственным инструкциям Министерства образования, что требует также высокой организованности и исполнительности.

8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают учреждения среднего профессионального образования.
Дипломированных учителей средних и старших классов готовят профильные учреждения высшего профессионального образования.
Порой в преподавание приходят взрослые люди, уже имеющие за плечами определенный наработанный жизненный опыт в специальной области (художники, менеджеры, спортсмены и т.д.). Так, бывшие спортсмены выбирают профессию тренера-преподавателя по спорту.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

4. Условия труда
Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки.
При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

3. Содержание деятельности
Преподаватель отвечает за образовательный процесс, он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги).Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития». Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы.
При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).

Мой сайт ->

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

В характере учителя со временем появляется авторитарность, нетерпимость к чужому мнению, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда.

К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такая формулировка содержится в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

Производственный контроль проводится на основании программы, которую разрабатывает работодатель. Ранее ее нужно было согласовывать с Роспотребнадзором. Сейчас согласование заменили консультациями. Если работодатель не может самостоятельно определить, какие факторы нужно оценить, он может заключить договор с Роспотребнадзором. Его специалисты подготовят необходимый документ.

Причем прямая блесткость и отраженная блесткость оцениваются, но класс условий труда можно определить только по параметру «освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении». Значение освещенности рабочей поверхности установлено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.

  • при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов;
  • производственных процессов конвейерного типа;
  • на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования;
  • при управлении транспортными средствами.

Перед началом проведения спецоценки важно правильно определить аналогичные рабочие места (ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Это снизит финансовую нагрузку на бюджет учреждения. Аналогичными могут считаться рабочие места учителей, если сотрудники выполняют одинаковый функционал и работают в аналогичных условиях.

Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.

Содержание деятельности
Учитель обучает, передает учащимся знания по определенному предмету, используя разные формы (групповые и индивидуальные) и способы руководства познавательной деятельностью учеников (семинары, тренинги, лекции и др.).
Учитель содействует стремлению у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей.
Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для данного возраста средствами, включает в процесс обучения примеры для закрепления материала, осуществляет контроль за успешным усвоением нового.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу.
Учитель организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
Учитель строит образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся (например, стиля познавательной деятельности).
Учитель разрабатывает и внедряет образовательные учебные программы, составляет тематические и урочные планы.

Презентация профессии
Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь…
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы – няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению
Ограничения профессии: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.

Тип и класс профессии
Профессия учителя относится к типу «Человек — Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Без развитого вербального мышления, умения говорить ярко и убедительно, без терпения и эмоциональной устойчивости, без качеств лидера и желания вести за собой в этой профессии невозможно добиться успеха.
Дополнительный тип профессии «Человек — Знак», поскольку от учителя ожидается соблюдение имеющихся правил и нормативов, которые регламентируют педагогическую деятельность, требуется умение работать с документами, со знаковой информацией, т.е. с числами, формулами, текстами, таблицами, схемами и т.п. Для этого ему требуется умение сосредотачиваться, развитое внимание и логическое мышление, и усидчивость, точность и аккуратность.
Профессия учитель относится к классу эвристических, так как она связана с необходимостью анализировать, планировать, организовывать, управлять, сохраняя в процессе работы внутриличностную позицию исследователя. Подвижная педагогическая реальность требует гибкости и оригинальности в поведении и мышлении, ярко выраженного стремления к самообразованию и развитию.

Условия труда
Обычно учитель работает в помещении. Большую часть рабочего дня он проводит в режиме интенсивного общения с учениками, двигаясь при этом по учебному классу, стоя у доски или сидя за рабочим столом. Другая часть его рабочего времени в той или иной степени бывает посвящена заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

Пути получения профессии
В городе Красноярске дипломированных учителей средних и старших классов готовят организации высшего образования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовит Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «СФУ».

Учитель начальных классов

Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.

Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.

  • нарушениями слуха, речи, зрения;
  • судорогами, потерей сознания;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • расстройствами вестибулярного аппарата;
  • заболеваниями центральной нервной системы;
  • психическими расстройствами.
  • умение быстро принимать решения;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активная жизненная позиция;
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.
  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;
  • основы психологии человека;
  • общую возрастную и педагогическую психологию;
  • психологические особенности детей младшего школьного возраста;
  • методики преподавания учебных предметов начальной школы;
  • особенности анатомии и физиологии младших школьников;
  • основы педиатрии, этики и эстетики;
  • требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.

Мой сайт ->

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

Интеллектуальная нагрузка связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

В характере учителя со временем появляется авторитарность, нетерпимость к чужому мнению, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

Спецоценка в школе: какие особенности существуют

  • технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
  • технологической документации, характеристик технологического процесса;
  • должностных инструкций и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
  • проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Но с другими учителями ситуация иная. Например: шесть преподавателей русского языка работают в школе. У каждого есть свои кабинеты или один на двух-трех преподавателей. Также они могут заменять друг друга и находиться в других кабинетах русского языка. Такие места считаются аналогичными, поэтому будет проведен замер только двух рабочих мест. Кроме того, замеры проводятся и в учительской.

Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.

Количество вредных и опасных факторов, по которым проводится спецоценка, значительно сокращено по сравнению с перечнем, который использовался при аттестации рабочих мест. Особенно это касается тяжести трудового процесса. Поэтому после спецоценки многие преподаватели лишатся льгот за вредные условия труда, хотя фактически эти условия не изменились. Однако работодатель должен будет и дальше предоставлять льготы, если они установлены коллективным договором.

Причем прямая блесткость и отраженная блесткость оцениваются, но класс условий труда можно определить только по параметру «освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении». Значение освещенности рабочей поверхности установлено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.

Оптимальные условия труда 1 класс устанавливается для

Классификатор вредных, опасных факторов полностью приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 года под № 33н. При проведении СОУТ эксперт может снизить установленный класс или подкласс, если применяются современные сертифицированные средства защиты. Работодатели при этом часто снижают компенсации без проведения спецоценки. Допустимо ли это делать? Подробнее об этом читайте в тематической статье, подготовленной нашим экспертом.

  1. К 1 классу относятся оптимальные условия труда — вредные и опасные производственные факторы полностью отсутствуют или уровень их воздействия не превышает тот, который установлен нормативами и принят в качестве безопасного для человека. При работе в таких условиях создаются предпосылки для обеспечения высокого уровня работоспособности сотрудников.
  2. 2 класс условий труда — допустимые . На работника могут воздействовать вредные или опасные факторы, но они не превышают те уровни, которые установлены нормативами УТ. При изменении функционального состояния здоровья сотрудника восстановительный период происходит к началу следующей смены, то есть организм полностью восстанавливается в период регламентированного отдыха. На подклассы условий труда класс 2 не подразделяется. Допустимый класс условий труда 2 подробно описан в тематической статье: «Второй класс условий труда» .
  3. 3 класс — вредные УТ . Во вредные условия труда включен класс, подразделяющийся на подклассы. Уровни воздействия на организм сотрудников вредных, опасных факторов превышают установленные параметры нормативами условий труда.
  4. 4 класс — опасные УТ . На протяжении всей смены работник подвергается воздействию вредных, опасных факторов. Организм на протяжении длительного периода времени не восстанавливается. Это создает угрозу возникновения острых заболеваний профессионального характера .

Необходимо учитывать, что не так много рабочих мест, где полностью отсутствуют определенные производственные факторы, которые оказывают негативное влияние на здоровье сотрудников. Например, работники в офисе на протяжении смены сидят перед экранами мониторов, младший воспитатель в детском дошкольном учреждении приводит в порядок помещения, используя моющие и обеззараживающие средства, повар работает при воздействии высоких температур. Все это оказывает вредное воздействие на здоровье.

Классификации УТ устанавливается на основании результатов проведенной спецоценки. Все работы выполняют специалисты лицензированной организации. Используется оборудование высокой точности, позволяющее выявить соответствующие значения вредных, опасных факторов в количественном исчислении. Ознакомьтесь с тематической статьей по ОТ: «Спецоценка рабочих мест: что нужно знать кадровику».

Если классы УТ признаны вредными, опасными, работникам будут предоставлены определенные дополнительные гарантии, в том числе и такие, как повышенная оплата труда, установление дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенного рабочего дня. Конкретный перечень гарантий предоставляют в зависимости от класса (и подкласса) УТ. С описанием классов УТ вы можете ознакомиться в представленной таблице.

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Считаю, что даже по нагрузке на ой аппарат можно ставит 3.1 воспитателям (ежели другого нельзя применить). Напряженность у воспитателя д/сада огромная, прежде всего это ответственность за жизни детей, которая присутствует постоянно очень жаль что этот фактор убрали, нагрузка на ой аппарат- однозначно на 3.1.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

10. Условия труда (краткая санитарно-гигиеническая характеристика рабочего места, вредные и опасные санитарно-гигиенические факторы) Сторож проверяет целостность охраняемого объекта,свершает наружный и внутренний обход,при возникновении опасностей или неисправностей докладывает руководителю или вышестоящему органу.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Статья 14

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;

Трудовая деятельность человека — это особая форма его взаимодействия с окружающим миром. В процессе любого труда человек затрачивает свою мускульную и психическую энергию, происходит активизация, напряжение большинства физиологических реакций. Труд для человеческого организма лишь тогда является естественным процессом, когда весь организм и отдельные его органы и системы, принимающие участие в обеспечении трудового процесса, функционируют в пределах физиологических возможностей. Если это условие нарушено и какие-либо процессы выходят за, рамки физиологических возможностей, то трудовой процесс кажет вызвать различные, сначала функциональные, обратимые, затем и морфологические, необратимые, изменения в органах и тканях или заболевания. В таких ситуациях речь идет о возникновении профессиональных или профессионально обусловленных видах патологии.

4) степень 3 класса (3.4) – это условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, характеризующиеся потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, а также высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

1) степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 1998 года: труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го масса (3.2). То есть условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.

Мы продолжаем серию публикаций, знакомящих учителей с разными сторонами трудовых отношений в школе. Ведущий рубрики – кандидат юридических наук, заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Анна Вавилова. – В некоторых школах для проведения сокращения штатов создают специальную комиссию.

Дорогие учителя, во время длительных обсуждений проектов решений, правил и процедур проведения аттестации учителей в течении всего этого года, а также после принятия соответствующих решений Правительством Кыргызской Республики, Министерство образования и науки КР получило множество вопросов от учительского сообщества по тому, каким образом будет проводиться предстоящая аттестация.

Работодатель обязан знакомить Работника — Учителя начальных классов с актами Работодателя, имеющими непосредственное отношение к работе (трудовой функции) Учителя начальных классов. Основным из таких актов является Должностная инструкция Учителя начальных классов. При этом должностные обязанности Учителя начальных классов могут быть прописаны и непосредственно в трудовом договоре, и (или) в Должностной инструкции Учителя начальных классов​.

На этой странице вы можете ознакомиться с самым универсальным текстом соглашения между работником и работодателем. Он предусматривает любые особенности трудовых отношений, например: работу на Крайнем Севере; совместительство; ненормированный рабочий день или сменный режим работы; испытательный срок трудового договора; обязательные медицинские осмотры; и многое другое.

Для некоторых категорий педагогических работников, осуществляющих преподавание (например: учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования и др.), норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы. Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная работа, методическая работа и пр.)

6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ — нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке (конечно, я скажу неправильно, а Мария Ивановна начнёт ругаться). В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки.

С другой стороны, урок в начальной школе не должен быть сухим. Учитель начальных классов не машина для выдавания научной информации. На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся реагировать смехом даже на шутку учителя.

3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ — учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в начальной школе — это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.

У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа, а точнее знания, умения, навыки и качества, полученные в начальной школе.

1. УМЕРЕННОСТЬ — сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям. По наблюдениям психологов дети почему-то больше любят требовательных учителей. Ребёнок должен знать, что если учитель даёт задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие дисциплинарные рамки на уроке при общении учитель- ученик создают ощущение безопасности. Когда ребёнок видит границы в поведении (что можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается агрессия. Классы с высоким уровнем агрессии детей по отношению друг к другу это классы со слабой дисциплиной.

Профессия учитель начальных классов

Уникальность профессии учителя начальных классов заключается в совмещении сразу нескольких социальных статусов. Если попросить детей написать на тему профессия учитель начальных классов сочинение, они назовут ее не только педагогом, но и организатором, родителем, другом, хорошим помощником, психологом и даже справедливым судьей в многочисленных детских конфликтах.

Массовость профессия учителя получила в эпоху капитализма, в 18-19 веках. Воспитание и начальное образование было распространено в дворянских и буржуазных семьях, а учителя назывались гувернёрами. Ближе к концу 18-го века возникла потребность в профессиональной подготовке учителей, повсеместно создавались государственные стандарты, требования к обучению. В России первое учебное заведение, готовящее профессиональных учителей появилось в 1779 году, в начале 19 века их число стало стремительно расти. Учителя начальных школ готовились в учительских семинариях в течение четырех лет. К 1971 работала 171 учительская семинария. Помимо семинарий, специалистов готовили педагогические классы, женские гимназии, женские епархиальные училища, Петербургский педагогический институт.

  • возможность для реализации творческого потенциала;
  • рабочий процесс не превращается в рутину, так как приходится работать с большим количество непохожих друг на друга детей и находить к каждому индивидуальный подход;
  • задача на рабочий день конкретна и понятна, каждая минута заполнена деятельностью;
  • обширный социальный пакет;
  • длительный отпуск;
  • возможность общения с детьми — для многих людей, приходящих в профессию, этот плюс наиболее весомый.
  • выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;
  • осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности.
  • проектировать развитие личностных качеств школьников;
  • помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.
  • планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;
  • проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.

Часто презентация профессия учитель начальных классов в образовательных учреждениях включает тезис о том, что учитель — древнейшая профессия. Очевидно, что профессия учителя одна из древнейших в цивилизации, но является ли она самой древней, на сегодня неизвестно. Обучение и воспитание превратились в самостоятельные функции еще до возникновения научного знания, а первые школы открылись на территории Древнего Востока., где обучение проводили только мужчины из касты жрецов. Первое официальное упоминание было найдено в египетских источниках возрастом более 2500 лет до нашей эры.

Как класс, так и подкласс могут быть понижены на одну ступень. Как правило, это происходит, когда персонал, задействованный на выполнении профессиональных задач, характеризующихся потенциальной опасностью для здоровья, применяет (или начал применять) современные средства защиты высокой эффективности.

Согласно существующему законодательству, работодатель обязан обеспечить рабочие места таким образом, чтобы они соответствовали санитарно-гигиенической норме. Однако на практике часто встречаются отклонения от нормативов в организации рабочей атмосферы. Чтобы поддерживать этот баланс на должном уровне, работодателю вменяется в обязанность формирование комиссии, задачей которой является специальная оценка условий труда.

  • 1 подкласс: восстановление измененного состояния организма требует больший промежуток времени, чем на начало новой смены.
  • 2 подкласс: потенциально опасные условия для здоровья провоцируют начало профзаболевания легкой степени с сохранением трудоспособности.
  • 3 подкласс: потенциально опасные условия для здоровья провоцируют развитие профессионального заболевания не только легкой, но и средней тяжести.
  • 4 подкласс: потенциально опасные условия для здоровья способствуют развитию тяжелого профессионального заболевания, вплоть до потери трудоспособности.

При соблюдении определенных условий вполне допускается планомерное понижение класса условий труда на рабочем месте. Для этого необходимо, чтобы комиссии было представлено квалифицированное заключение эксперта на основании тестов и аналитического сравнивания.

Четвертый. Данная категория включает в себя вредные факторы, которые воздействуют на организм работников в ходе смены и тем самым провоцируют потенциальную опасность не только для здоровья, но и для жизни. В данной категории констатируется наличие вредоносных факторов на рабочем месте, которые способны спровоцировать острое профзаболевание.

СОУТ в образовательных учреждениях

И все они занимаются, в том или ином виде, социально значимой и ответственно работой, а именно – готовят подрастающее поколение к жизни и работе в нашей стране. От их работы зависит, какими вырастут наши дети. Умными, здоровыми и социально адаптированными или не знающими истории страны, не умеющими правильно писать и считать.

Плотность сигналов оценивается путем подсчета всего количества сигналов (речевых, аудиальных, визуальных) за рабочий день и приведения этого числа к одному часу (делением на количество часов). И даже если в течение одного-двух часов у работника безостановочное общение, то в другие часы он может вообще никаких сигналов не получать. Поэтому очень сложно получить в результате цифры, превышающую норматив в 175 сигналов/час. Это больше относится к диспетчерам, операторам высокотехнологичного оборудования и т.д.

Дополнительно рекомендуется заранее и самостоятельно оценить тяжесть труда своих работников. К примеру, на каждый телефон можно установить шагомер и подсчитать количество шагов, которые сделает работник за день (без учета перерывов и обеда). А потом на основании данных цифр определить, стоит ли вообще пытаться получить вредный класс за показатель «Перемещение в пространстве».

Если это профессиональный лектор, ведущий семинары MBA каждый день, или преподаватель ВУЗ, то данная цифра возможна. Учитель же часть времени пишет на доске, проверяет контрольные, слушает выступления учащихся и т.д. В итоге, непосредственная нагрузка на голосовой аппарат может быть близка к нормативной, но не превышать ее. Поэтому, дабы избежать занижения/завышения оценки, необходимо не дожидаясь лаборатории, самостоятельно провести хронометраж голосовой нагрузки (выделить один-два дня) и получить более-менее показательные данные, на которые в последствии можно будет опираться.

3. «Освещенность рабочей поверхности» сейчас редко идентифицируется экспертами в образовательных учреждениях, так как в трудовой деятельности педагогов не присутствуют работы с величиной объектов различения менее 0,5 мм, отсутствуют слепящие источников света.

Вам будет интересно ==>  Вселение Несовершеннолетнего Ребенка В Муниципальную Квартиру
Adblock
detector