Может Ли Росреестр Отказать В Адвокатском Запросе

Может Ли Росреестр Отказать В Адвокатском Запросе

Сведения из ЕГРП подразделяются на общедоступные и сведения ограниченного доступа. К общедоступным относятся сведения о зарегистрированных правах на конкретные объекты недвижимого имущества, которые предоставляются в виде выписки из ЕГРП (приложение № 1 к Инструкции). В ней указывается:

Если вам необходимы сведения об объекте, запрос направляется в Управление Росреестра того субъекта России, на территории которого он находится. Например, если интересующая вас недвижимость расположена в Воронежской области, то в Управление Росреестра по Воронежской области и следует направлять электронный запрос. Если вы запрашиваете информацию о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты недвижимости, то запрос в электронном виде можно направить в любое территориальное Управление Росреестра. Однако от вашего выбора будет зависеть срок исполнения запроса. Поясню на примере. Первая ситуация: вам нужны сведения о том, имеет ли гражданин недвижимость в Курской области. Запрос нужно направлять к нам. Срок исполнения — 5 рабочих дней. Вторая ситуация: вам нужны аналогичные сведения по Воронежской области. Если вы направите запрос к нам, то он будет являться для нас экстерриториальным, срок исполнения которого 14 рабочих дней, а при направлении запроса в Управление по Воронежской области вы получите информацию за 5 рабочих дней. Это более выгодно. Возможна третья ситуация: вам нужны эти сведения по всей России. В этом случае электронный запрос направляется в любое Управление Росреестра по субъектам Российской Федерации и исполняется в течение 14 рабочих дней. При направлении запроса о предоставлении сведений из ЕГРП через портал государственных услуг Росреестра запрос обязательно должен быть заверен электронной цифровой подписью (ЭЦП). Формируя запрос, судья выбирает один из способов получения готовых сведений из ЕГРП: лично, по почте или в электронном виде.

Часто запрашивается выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, которая содержит: сведения о правообладателе, в том числе сведения о фамилии, имени и отчестве, дате и месте рождения, реквизитах документа, удостоверяющего личность, адресе места жительства физического лица или наименовании, ИНН, ОГРН, КПП, дате государственной регистрации, адресе юридического лица; описание принадлежащих ему объектов недвижимости (кадастровый (или условный) номер, наименование и назначение, адрес (местоположение)); вид зарегистрированного права; дату и номер государственной регистрации права; сведения о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права. Сведения из ЕГРП предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней, а при поступлении экстерриториального запроса -в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения запроса.

Порядок выдачи такой информации установлен статьями 7, 8 Федерального закона о регистрации, приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 «Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказом Минюста России от 18.09.2003 № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах» (далее — Инструкция).

1. Необходимо оформить запрос установленной формы. Форма запроса определена приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 и является обязательной для всех категорий заявителей. Запрос, не соответствующий по форме и (или) содержанию установленным требованиям, считается неполученным и Управлением не рассматривается. Форма запроса доступна на подсайте Управления в сети Интернет (www. to46.rosreestr.ru). Запрос заверяется подписью председателя суда либо подписью судьи, в производстве которого находится уголовное или гражданское дело, и оттиском печати суда. В запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные п. 3 ст. 7 Федерального закона о регистрации, а именно, реквизиты соответствующего дела, связанного с объектом недвижимости и (или) его правообладателем.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Однако судебный департамент ответил на запрос отказом, сославшись на нарушение требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса. При этом в письме ведомство разъяснило, что для получения запрашиваемой информации необходимо обратиться непосредственно в суд, а оно не располагает подобными сведениями.

До высшей инстанции с жалобой дошёл крымский адвокат, который запрашивал в судебном департаменте информацию об условиях содержания арестованных в Киевском суде Симферополя и Верховном суде Крыма. В частности, защитника интересовали площадь отдельных камер и размер окон в них, сведения о наличии столов, стульев, огороженного туалета и освещения в помещениях, а также данные о вентиляции и проветривании камер.

При этом суд апелляционной инстанции указал, что он учел решение ВС РФ от 24 мая 2023 года, который отменил обязанность указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат и разрешил не упоминать эти сведения, если подзащитный не желает их разглашать. Кроме того, высшая инстанция признала незаконным требование об обязательном обосновании получения адвокатом запрашиваемых сведений. Данные положения признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу.

При рассмотрении и разрешении настоящего дела защитник ссылался на то, что его запрос в полной мере соответствовал требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенным в установленном порядке и с учетом поправок от ВС РФ.

Это разбирательство достаточное показательное, так как адвокаты не часто обжалуют непредоставление сведений по адвокатским запросам, поясняет адвокат Евгений Пугачев, руководитель практики «Земля.Недвижимость.Строительство» юрфирмы «Интеллектуальный капитал». По его словам, в этом деле налицо формальный подход судов общей юрисдикции к разрешению спора.

Приморский краевой суд пояснил, что в спорном случае речь идет о переписке защитника с госорганом, в которой ведомство разъясняет Шпалову, как правильно оформлять запросы в орган кадастрового учета. Апелляционная инстанция подчеркнула, что такая переписка не обжалуется в судебном порядке по КАС, так как не влечет для заявителя правовых последствий и не затрагивает его прав и свобод (дело № 33а-13474/2023).

Защитнику требовалось получить реквизиты документов, которые подтверждали постановку земельного участка на первичный кадастровый учет. Для этого он обратился в «Федеральную кадастровую палату Росреестра» по Приморскому краю. Однако госорган ответил ему формально, лишь разъясненив порядок предоставления сведений, которые внесены в государственный кадастр недвижимости. Шпалова такое объяснение не устроило. Он посчитал это невыдачей ответа на свой адвокатский запрос и обжаловал поведение госоргана в судебном порядке.

Адвокатский запрос является важным инструментом в работе адвоката. С его помощью защитник может собирать необходимые сведения, которые необходимы для защиты его доверителя, рассказывает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов. Эксперт говорит, что зачастую адвокатские запросы игнорируются адресатами, усложняя задачу для защитников. Так и произошло в одном из дел у адвоката Александра Шпалова.

Вопрос о том, нарушены ли права Шпалова, можно разрешить, только рассмотрев его иск по существу (дело № 56-КГ17-27). «Тройка» судей ВС под председательством Игоря Зинченко постановила отменить все акты нижестоящих инстанций и отправила это дело для рассмотрения по существу в первую инстанцию (прим. ред.пока еще не рассмотрено).

Одним из таких условий является право адвоката направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (статья 6.1 данного Федерального закона). Требования к форме и порядку направления запроса определяются федеральным органом юстиции. Адвокат должен указать в запросе среди прочего реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности и вправе приложить к запросу любые документы или их заверенные копии (пункты 5 и 6 Требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2023 года N 288).

Вам будет интересно ==>  Штраф обгон запрещен сумма в 2023 году

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения позволяют органам государственной власти произвольно требовать предоставления ордера или доверенности вместе с направляемым адвокатским запросом, а потому противоречат статьям 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

1. Гражданин А.В. Елисеев оспаривает конституционность положений статей 6 и 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которые определяют полномочия адвоката и закрепляют его право направлять адвокатский запрос.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, на которого законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов); он осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (постановления от 17 декабря 2023 года N 33-П и от 18 июля 2023 года N 29-П; определения от 11 мая 2012 года N 838-О, от 20 февраля 2014 года N 426-О, от 27 марта 2023 года N 627-О и др.). Государство, призванное гарантировать данное право, в силу статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязано создавать надлежащие условия эффективного осуществления деятельности лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам (постановления от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 29 ноября 2010 года N 20-П; определения от 8 ноября 2005 года N 439-О, от 15 января 2023 года N 76-О, от 11 апреля 2023 года N 863-О и др.).

Адвокат Уфа

В первоначальном проекте изменений в федеральный закон от 2014 года предполагалось, что срок ответа на запрос адвоката будет установлен в 15 суток с возможностью продления на такое же количество дней. Однако замминистра юстиции Михаил Гальперин в ходе пленарного заседания 22 марта 2023 г. в Госдуме объяснил, что «…мы с вами должны быть реалистами…». А сегодняшние реалии таковы.

Какая ответственность предусмотрена за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату?
Обновление от 12.07.2023 г.
За неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб (Федеральный закон №146-ФЗ от 01.07.2023 г., вступило в силу с 12.07.2023 г.). Законом №160-ФЗ от 02..06.2023 г. дополнен абзац первый статьи 5.39 КоАП.
Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — (в ред. Федерального закона от 02.06.2023 № 160-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 01.07.2023 № 146-ФЗ)

Справка. 22.08.2023 г. мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г.Самары впервые был привлечен к административной ответственности директор компании ООО «АВТ Моторс», который в срок не предоставил информацию по адвокатскому запросу.

В п.4 статьи 6.1 Федерального закона приводится исчерпывающий перечень оснований, по которым адвокату может быть отказано в получении запрошенных сведений если:
1) субъект, получивший запрос, не обладает нужной адвокату информацией;
2) запрашиваемые сведения отнесены к информации с ограниченным доступом;
3) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления запроса*
*За систематические несоблюдение установленных законодательством требований к адвокатскому запросу статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты, в которой он состоит (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 17 ФЗ №63).
Таким образом, адвокату не могут быть предоставлены сведения, которые отнесены законом к государственной тайне, информации с ограниченным доступом: врачебная, банковская, коммерческая, налоговая тайны, тайна связи, сведения о совершенных нотариальных действиях. По конфиденциальным сведениям, сведениям относящимся к персональным данным имеется позиция ФПА РФ. Об этом далее.

Но административная ответственность установлена и для самих адвокатов. За разглашение информации с ограниченным доступом, которая оказалась в их распоряжении в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, им грозит штраф от 4000 до 5000 рублей. (Примечание к статье 13.14 КоАП).

Обновление от 17.05.2023 г.
17 мая 2023 г. в Госдуму внесен законопроект № 177929-7 «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с которыми предлагается сократить срок предоставления ответа на адвокатский запрос с 30 до 15 дней.

КС РФ напомнил о пределах адвокатского запроса

Анализируя определение Конституционного Суда РФ, эксперты указали, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, в праве на получение информации они приравнены к обычным гражданам, а следовательно, их право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, является в большей степени декларативным.

«Нет необходимости в обосновании тезиса о том, что адвокат как защитник и представитель в различных видах судопроизводства, как профессиональный участник состязательного процесса должен иметь более широкий и гарантированный доступ к информации для оказания квалифицированной юридической помощи, чем обыкновенный гражданин», – указал он. Соответственно, должна быть предусмотрена и повышенная ответственность адвоката за неправомерный доступ к информации или ее неправомерное распространение, однако это потребует пересмотра всего комплекса отношений, связанных с защитой информации, отметил Евгений Рубинштейн.

«По адвокатскому запросу невозможно получить данные о состоянии здоровья своего подзащитного или иных лиц, данные о телефонных соединениях и месте нахождения абонента в момент соединения, сведения о банковских счетах физических и юридических лиц и некоторую другую информацию», – пояснил он.

Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн, проанализировав это определение КС РФ, обратил внимание на то, что, несмотря на особый правовой статус адвокатов, их предназначение в судопроизводстве и роль в обществе, их право на получение информации приравнено к праву обычных граждан.

Рассмотрев представленные материалы, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. В опубликованном 13 марта Определении от 28 февраля 2023 г. № 244-ОО КС РФ указал следующее. В соответствии с Конституцией РФ любая информация, затрагивающая права и свободы граждан, должна быть доступна им при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус для нее. При этом допускается возможность установления в отношении той или иной информации режима ограничения свободного доступа (Определения от 12 мая 2003 г. № 173-О, от 29 января 2009 г. № 3-О-О и др.). Однако это не лишает адвоката возможности при рассмотрении судом конкретного дела с участием его доверителя обратиться в суд с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию (Определение от 29 сентября 2011 г. № 1063-О-О).

О силе адвокатского запроса

В ответ сначала заместитель руководителя Управления Росреестра, а потом и представители прокуратуры определили, что такая информация не может быть передана адвокатам, так как сведения из ЕГРП и иные сведения из Росреестра должны предоставляться платно, при соблюдении формы запроса, предусмотренной для выписки из ЕГРП, установленного Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 мая 2010 г. № 180. Указанные должностные лица усмотрели преимущество положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» над положениями иных федеральных законов, в том числе Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Были запрошены необходимые сведения об ограничениях на объект недвижимого имущества, о существовании сохранного (охранного) обязательства, а также паспорта объекта культурного наследия в отношении одного из зданий. Наличие запрашиваемых документов в органе кадастрового учета прямо вытекает из требований ст. 16.1, 18, 21, 47.1, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Вам будет интересно ==>  Закон О Шуме В Квартире 2023 В Москве

Обозначенные знаковые изменения внесены в ст. 5.39 КоАП РФ Федеральным законом от 2 июня 2023 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацииˮ». Этим же законом установлено понятие адвокатского запроса, определены требования к его содержанию и форме, а также ограничены случаи возможного отказа от исполнения запроса адвоката.

Реакция на запрос
Перейду к сути. В рамках оказания правовой помощи, с учетом претензий государственных органов, контролирующих соблюдение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, на один из объектов были запрошены сведения из регистрирующих органов.

На мой взгляд, адвокаты однозначно отнесены к кругу лиц, имеющих право запрашивать сведения из ЕГРП, в том числе из органов кадастрового учета, где согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» аккумулируются сведения об объектах культурного наследия, а также иные сведения, связанные с правом собственности на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 9.1.5. Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ Регистратор вправе сообщить информацию о полном наименовании (имени) Администратора и его местонахождении (местожительстве) по письменному мотивированному запросу третьих лиц, содержащему обязательство использовать полученную информацию исключительно для целей предъявления судебного иска. Ссылка на указанные правила и данную норму содержится в правилах обслуживания регистратора REG.RU. Обращаем ваше внимание, что предоставление сведений на основании указанной нормы является правом, а не обязанностью Регистратора.

Согласно положениям ст. 6.1. Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном законом, адвокатский запрос. Адвокатский запрос является официальным обращением по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Форма и порядок подачи адвокатского запроса предусмотрены в п. 3 ст. 6.1. Закона об адвокатуре.

Напоминаем, право Адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций предоставить такую информацию не распространяются на установленные ФЗ «О персональных данных» конфиденциальные сведения. Это основание для отказа предусмотрено пп. 3 п. 4 ст. 6.1. Закона об адвокатуре: запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

По запросу Правообладателя данные могут быть предоставлены исключительно в случае, если само доменное имя сходно до степени смешения с товарным знаком / фирменным наименованием Правообладателя. Во всех иных случаях (в случае использования товарного знака / фирменного наименования на контенте сайта и т.п.) данные Администратора не могут быть предоставлены Правообладателю на основании такого запроса. Предоставление данных Администратора доменного имени в иных случаях возможно по запросу Адвоката.

  • Доверенность на имя Адвоката или заявителя от правообладателя (доверителя, чьи законные права и законные интересы затрагивает регистрация или использование доменного имени) с указанием права представительства интересов правообладателя (доверителя) в суде. Для правообладателей (доверителей), являющихся физическими лицами, необходима цветная копия нотариально заверенной доверенности.
  • Свидетельство на товарный знак, если данные истребуются в целях подачи иска для защиты прав на товарный знак, или иные правоустанавливающие документы, если осуществляется защита иных прав или прав на иные объекты интеллектуальной собственности.
  • Если заявитель/доверитель — иностранец, апостилируйте все предоставленные иностранные документы и приложите их вместе с их нотариальным переводом.
  • В запросе делайте ссылку на п. 9.1.5. Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ, если запрос осуществляется по Администратору доменного имени указанных зон.
  • Включите в обращение обязательство использовать полученную информацию исключительно для целей предъявления судебного иска. Обращаем ваше внимание, что Регистратор оставляет за собой право отказать в предоставлении сведений на основании соответствующих положений законодательства о персональных данных.
  • Согласно вышеуказанным правилам, запрос должен быть мотивированным, поэтому обязательно укажите конкретный факт нарушения и характер нарушенных прав, а также опишите, почему указанное является нарушением.
  • Письмо; Росреестра от N 13/1-00504/21

    Таким образом, до 01.01.2023 органы государственной власти и местного самоуправления вправе направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и получать такие сведения на бумажном носителе соответственно, если в запросе, представляемом органом государственной власти и органом местного самоуправления, указан способ получения документа — в виде документа на бумажном носителе.

    номер (идентификатор) услуги в реестре государственных услуг или в реестре муниципальных услуг, положение соответствующего нормативного правого акта указываются в случае представления запроса органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, многофункциональным центром, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, в целях предоставления государственных или муниципальных услуг и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, за исключением случаев подачи указанных в настоящем пункте запросов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

    реквизиты и положения (абзац, подпункт, пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которым установлено представление документа (копии документа) и (или) информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;

    Вместе с тем согласно части 5 статьи 62 Закона N 218-ФЗ, пункту 73 Порядка запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленный с нарушениями Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не рассматривается.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.04.2023 N 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе до 01.01.2023 направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе.

    Представляется, что подобные результаты есть не что иное, как произвольное толкование правоприменителем п. 3 ч. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре об отказе в предоставлении запрошенных сведений в случае их отнесения законом к информации с ограниченным доступом.

    Суд также признал, что информация о том, является ли начальник линейного управления МВД России на транспорте заместителем начальника СПб ЛУ МВД России и определены ли отношения подчиненности между ними, в том числе по следственной работе, не запрещена для распространения. Поэтому начальник управления незаконно отказал адвокату в представлении запрошенных им сведений.

    Запрос о свидетеле. П. был осужден за то, что мошенническим путем взял кредиты у банка с помощью паспортов нескольких лиц. В ходе очной ставки с П. свидетель Н. сообщил, что служба судебных приставов возбудила в его отношении исполнительное производство по делу о невозврате кредита. При этом Н. лично не имел отношение к кредиту, а был одним из тех, через кого П. брал кредиты в банке. Таким образом, после того, как П. был осужден, и выяснилось, что свидетель Н. не должен банку, возместить убытки кредитной организации должен был только П.

    Адвокат обжаловал отказ в Санкт-Петербургский городской суд, где ему удалось доказать свою правоту. В определении от 05.02.2014 по делу № 33–844/2014 суд указал следующее. Данные о должностях управления внутренних дел не являются закрытыми сведениями и не относятся к персональным данным. Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в системе внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Следовательно, сведения, указывающие на должность, звание, фамилию, принадлежность к федеральному органу внутренних дел, не являются персональными данными сотрудника ОВД. Поэтому сообщение этих сведений не может расцениваться как нарушение требования п. 6 ч. 2 ст. 39 Закона № 342-ФЗ о запрете передачи персональных данных сотрудника третьей стороне без письменного согласия.

    Вам будет интересно ==>  Правильно ли писать взамен вышедшего из строя

    Запрос-ходатайство о переводе осужденного. Запрос, который по своей сути также является ходатайством, содержал просьбу о переводе осужденного из исправительного учреждения одного региона в другой субъект Российской Федерации для поддержания социальных связей с родственниками и в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья. От ФСИН России был получен лаконичный ответ:

    Адвокатский запрос по форме Минюста

    Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2023 № 288 утверждены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Приказом Минюста РФ от 30.11.2023 № 295 на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2023 N АКПИ17-103 внесены изменения в требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

    Адвокатский запрос оформляется как на бумажном носителе, так и в электронной форме, образец которого утвержден Приказом. Запрос может быть выполнен от руки, посредством электронных печатающих устройств, машинописным способом. Если запрос оформляется в электронной форме он должен быть удостоверен квалифицированной электронной подписью. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

    • полное или сокращенное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, куда направляется запрос;
    • почтовый адрес запрашиваемого органа, объединения, организации;
    • фамилия, имя, отчество адвоката;
    • регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ;
    • реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности;
    • полное или сокращенное наименование адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет свою деятельность;
    • почтовый адрес адвоката; адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката;
    • наименование документа – «Адвокатский запрос»;
    • регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
    • указание в преамбуле запроса нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос;
    • Ф.И.О. физического лица (в случае согласия его на указание этих данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела;
    • указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;
    • указание на способ передачи запрашиваемых сведений;
    • перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
    • дата регистрации адвокатского запроса;
    • подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

    Приказом оговаривается, что адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен факсом, почтой, передан лично или через представителя. В электронной форме адвокатский запрос может быть направлен в запрашиваемые органы, если у них имеется организационная и техническая возможность для рассмотрения запроса в электронной форме.

    Сведения, ставшие известными саморегулируемой организации, о финансовых организациях, являющихся членами саморегулируемой организации, финансовых организациях, представивших документы для приема в члены, в кандидаты в члены саморегулируемой организации, в том числе сведений об их клиентах

    Операторы и иные лица , получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в случаях, когда информация является общедоступной, в отношении запросов адвоката действует (распространяется) общий порядок предоставления сведений для граждан, и ограничений в получении такой информации в общем порядке нет.

    Факт передачи в федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма информации, указанной в пунктах 1 — 3 статьи 7.1-1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    Сведения и предложения, содержащиеся в представленных заявках на участие в торгах при продаже предприятия должника, или предложения о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах

    Адвокатский запрос и; защита; персональных данных

    Из ст.6.1 63-ФЗ следует, что адвокатский запрос представляет собой официальное обращение адвоката в органы власти, различные организации о предоставлении сведений, справок, характеристик и прочих документов, без которых невозможно оказание квалифицированной правовой помощи. Ответ на запрос организации обязаны предоставить в течение 30 суток, а если требуется дополнительное время на сбор сведений, то указанный срок может быть продлен еще на 30 дней.

    Есть еще один момент, который заключается в цели обработки персональных данных. Например, во многих типовых согласиях на обработку персональных данных основной целью регистратора доменного имени является выполнение услуг по Договору, заключенному с заказчиком (обслуживание доменного имени, направление уведомлений, обработка заявлений от клиента и т.д.). В приложении к согласию могут быть указаны IT-организации, которым может передаваться информация, и с технической точки зрения без такой передачи регистратор действительно не состоянии осуществлять свою деятельность. Однако, например, передача данных по адвокатскому запросу никаким образом не связана с целью сбора персональных данных регистратором. Следовательно, если гражданин запретит передавать свои данные именно по адвокатским запросам, то регистратор обязан выполнить это требование: прочие действия по обработке персональных данных будут продолжены.

    Можно ли сделать частичный отзыв согласия на обработку персональных данных (например, запретить компании только передачу данных третьим лицам или ограничить обработку какой-то определенной информации)? Есть ли возможность защитить бизнес и продолжать получать нужные услуги? На практике многие организации говорят четкое «нет», ссылаясь на то, что без передачи данных другим лицам они не смогут оказывать услуги гражданину. Другие компании допускают такой вариант, предлагая клиенту заключить дополнительное соглашение. Однако, с нашей точки зрения, граждане могут осуществить частичный отзыв согласия на обработку персональных данных.

    Согласно ст.7 152-ФЗ, лица, имеющие доступ к персональным данным, обязаны не передавать информацию третьим лицам без согласия на то субъектов персональных данных. Иными словами, если гражданин, предоставивший свои персональные данные, дал такое согласие, то сведения могут быть переданы в рамках адвокатского запроса.

    По этим причинам иск граждан был удовлетворен: МО Репьевский сельсовет было запрещено обрабатывать и передавать персональные данные третьих лиц. Однако компенсация морального вреда оказалась совсем небольшой: вместо 100 тысяч на каждого истца суд присудил по 1 500 рублей. Если бы граждане представили убедительные доказательства своих моральных страданий, скорее всего, компенсация была бы намного выше.

    Сейчас ряд адвокатских образований предоставляют отдельную услугу, заключающуюся в истребовании нужных гражданину сведений путём направления запроса. На первый взгляд, при соблюдении требований и формальностей никакого нарушения в этих действиях нет. Между тем, как мы указали в начале статьи, адвокатский запрос является лишь средством для реализации одного из полномочий адвоката и по своему содержанию услугой не является. Формальным основанием для отправки адвокатского запроса является наличие соглашения между адвокатом и его клиентом о предоставлении правовой помощи, реквизиты которого в обязательном порядке указываются в тексте самого адвокатского запроса.

    Судя по п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в перечне полномочий адвоката прописано его право на сбор информации, необходимой для оказания правовой помощи, в том числе право на запрос справок, характеристик и иных бумаг от органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, зафиксированном статьей 6.1 настоящего акта. Перечисленные органы и организации в закрепленном порядке обязаны предоставить специалисту требуемые им бумаги или их копии.

    Средством реализации правомочия защитника на сбор необходимых сведений считается адвокатский запрос. Исходя из положений актуального законодательства, в частности, ст. 6.1 вышеупомянутого закона, адвокатский запрос являет собой официальное обращение в органы власти и различные организации, предъявленное по вопросам предоставления справок, характеристик и иных бумаг, нужных для оказания качественных правовых услуг.

    По ч. 2 ст. 6.1 рассматриваемого закона, органы и организации, к которым пришел адвокатский запрос, обязаны ответить на него в срок не позже 30 суток. При недостаточности времени для подготовки ответа описанный срок может быть продлён ещё на 30 суток, о чем в обязательном порядке уведомляется защитник.

    За игнорирование запроса закреплена административная ответственность. Исходя из ст. 5.39 КоАП РФ, незаконный отказ в предоставлении информации, просрочка в её предоставлении либо предоставление заведомо некорректных данных влечёт санкцию в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

    Adblock
    detector