Муниципальный Служащий Юридическая Ответственность

Ответственность муниципальных служащих

Под юридической ответственностью муниципальных служащих по-нимают меры принудительного характера, которые предусматриваются нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на со-вершенные муниципальными служащими правонарушения. Муниципаль-ные служащие могут нести дисциплинарную, административную, матери-альную и уголовную ответственность.

Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказа-ние, применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, админи-стративное наказание – это мера административного принуждения.

Под должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП, в данном случае понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со спе-циальными полномочиями осуществляющее функции представителя вла-сти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядите-льными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-рас-порядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления и муниципальных организациях.

Отличительной особенностью преступлений, совершаемых муници-пальными служащими, аналогично сфере государственной гражданской службы, является злоупотребление властью с целью получения денег, вы-год и иных преимуществ или с целью оказания давления. Нормами гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуправления» уста-новлен ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются муниципальные служащие, в том числе: ст. 285 «Злоупотребле-ние должностными полномочиями»; ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки» и др.

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным ви-дом юридической ответственности. Основанием для привлечения муници-пального служащего к дисциплинарной ответственности является факт совершения им дисциплинарного правонарушения, который в законода-тельстве о труде называется дисциплинарным проступком.

Статья 13

1. За должностной проступок, за неисполнение и ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение им должностных полномочий, за несоблюдение установленных настоящим положением требований, связанных с муниципальной службой, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

3. Муниципальный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Муниципальный служащий, в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения, обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает данное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнять, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Статья 27

1. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко различаются составы преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами и рядовыми служащими органов государственной власти и местного самоуправления.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Дисциплинарная ответственность применяется в форме дисциплинарного взыскания при совершении служащим дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Вам будет интересно ==>  Поправки в ук рф по 228

Так, Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение по соответствующим основаниям (увольнение в связи с утратой доверия также относится к дисциплинарным взысканиям).

Так, согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статьями 59.1 или 59.2. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

— штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
— принудительные работы на срок до пяти лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет ли без такового;
— лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Так, согласно ст. 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

— штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
— лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом
в размере тридцатикратной суммы взятки

Посредничество во взяточничестве,
то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (от 25 тыс.руб. до 150 тыс.руб.)

Федеральный закон от N 25-ФЗ (ред

1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

1.1. Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия);

Что касается гражданско-правовой ответственности муниципальных служащих за совершение правонарушений коррупционной направленности, то она регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, исходя из содержания статьи 1064 ГК РФ, вред, который причинен личности либо имуществу гражданина, юридического лица, в том числе и совершением коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме тем лицом, которое причинило вред.

Административная ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так указанным Кодексом установлена административная ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционной направленности, в том числе предусмотренных ст.ст. 7.29.- 7.32., 13.11., 13.14., 15.21., 19.28., 19.29. Указанные статьи преимущественно связаны с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ответственность за совершение подобных деяний предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа, а также такой вид административной ответственности, как конфискация денег, послуживших взяткой.

Сегодня для противодействия коррупции среди муниципальных служащих и снижения ее уровня законодателем сформирована достаточно серьезная антикоррупционная правовая база. Приняты Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», целый ряд указов Президента РФ, также внесены соответствующие изменения в уже действующее законодательство о муниципальной и государственной службе, в частности, в Федеральный закон РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и в Федеральный закон РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно статье 13 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений физическими лицами (и муниципальными служащими в том числе) предусмотрены такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Если говорить о дисциплинарной мере ответственности, стоит отметить, что, она применяется в качестве доминирующего вида юридической ответственности в системе муниципальной службы. Так, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей (в частности, допущение нарушения антикоррупционного законодательства). При наличии его вины руководитель муниципального органа имеет право применить такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор либо увольнение с муниципальной службы, в зависимости от степени значительности совершенного им правонарушения. В случае если руководителем муниципального органа не будут приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении подчиненных ему сотрудников, которые допустили нарушения антикоррупционного законодательства, то подобное бездействие будет являться правонарушением, которое должно повлечь его увольнение.

О юридической ответственности муниципальных служащих

Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Их перечень содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Особенностью этой категории преступлений является то, что их субъектом выступает должностное лицо. Эта глава включает в себя статьи, содержащие составы преступлений, наличие которых в деяниях (действиях) должностных лиц местного самоуправления влечет наступление уголовной ответственности. К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, неправомерный отказ в предоставлении информации, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность .
———————————
См.: Белоусова Е.В. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. СПб., 2004. С. 151.

Вам будет интересно ==>  Налог От Продажи Квартиры В 2023 Году

Поощрение, так же как и наказание, является способом стимулирования правомерного поведения и предупреждения правонарушения. Поощрение и наказание являются коррелятами друг к другу. Следовательно, основания и порядок поощрения не менее важны, чем основания и порядок назначения наказаний .
———————————
См.: Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 3. С. 36.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность муниципальных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет, что административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей . Таким образом, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. Общеобязательными административными правилами или правилами поведения являются, например, правила дорожного движения, противопожарные правила, санитарные правила, правила по технике безопасности. Общеобязательные для соблюдения и исполнения правила устанавливаются федеральными законами, законами об административной ответственности должностных лиц, принятыми в субъектах Федерации, другими нормативными актами .
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2003. С. 30.
См.: Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 84.

Не будет преувеличением, если сказать, что недостаточная степень развития многих социально ценных общественных отношений напрямую связана с недостаточной степенью использования поощрительных мер. Ведь поощрение до сих пор рассматривается как дополнительный способ правового воздействия .
———————————
См.: Малько А.В. Льготная и поощрительная политика. СПб., 2004. С. 162.

Служебная дисциплина заключается в правильном, своевременном, целесообразном и, наконец, законном выполнении всеми муниципальными служащими должностных обязанностей, установленных российским законодательством: федеральными законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, правилами внутреннего трудового распорядка в муниципальном органе, должностными инструкциями муниципальных служащих и т.д. .
———————————
См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 томах. Т. 2. М., 2002. С. 72.

Статья 7.29 – несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примером этических нарушений может служить совершение государственным (муниципальным) служащим действий, которые отрицательно влияют на состояние общественного мнения о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо и не запрещены законом или иным нормативным актом (присутствие на банкетах, устраиваемых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления; проживание в апартаментах или пользование автомобилем, стоимость которых несопоставима с размером жалования, поездки за рубеж за чужой счет и др.).

Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих за коррупционные правонарушения предусматривает, что взыскания применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта РФ и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

Дисциплинарная ответственность применяется в форме дисциплинарного взыскания при совершении служащим дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

  1. Представление недостоверных сведений с целью сокрытия факта наличия у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей объектов недвижимого имущества в целях получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
  2. Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.
  3. Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
  4. Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
  5. Существенное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);
  6. Указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего.

а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

  1. Взыскание в виде замечания применяется к гражданским (муниципальным) служащим в случае малозначительности совершенного им проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).

Ответственность муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений и преступлений

Сегодня для противодействия коррупции среди муниципальных служащих и снижения ее уровня законодателем сформирована достаточно серьезная антикоррупционная правовая база. Приняты Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», целый ряд указов Президента РФ, также внесены соответствующие изменения в уже действующее законодательство о муниципальной и государственной службе, в частности, в Федеральный закон РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и в Федеральный закон РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Что касается гражданско-правовой ответственности муниципальных служащих за совершение правонарушений коррупционной направленности, то она регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, исходя из содержания статьи 1064 ГК РФ, вред, который причинен личности либо имуществу гражданина, юридического лица, в том числе и совершением коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме тем лицом, которое причинило вред.

Вам будет интересно ==>  Сколько стоит перегнать машину из москвы

Административная ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так указанным Кодексом установлена административная ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционной направленности, в том числе предусмотренных ст.ст. 7.29.- 7.32., 13.11., 13.14., 15.21., 19.28., 19.29. Указанные статьи преимущественно связаны с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ответственность за совершение подобных деяний предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа, а также такой вид административной ответственности, как конфискация денег, послуживших взяткой.

Согласно статье 13 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений физическими лицами (и муниципальными служащими в том числе) предусмотрены такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Если говорить о дисциплинарной мере ответственности, стоит отметить, что, она применяется в качестве доминирующего вида юридической ответственности в системе муниципальной службы. Так, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей (в частности, допущение нарушения антикоррупционного законодательства). При наличии его вины руководитель муниципального органа имеет право применить такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор либо увольнение с муниципальной службы, в зависимости от степени значительности совершенного им правонарушения. В случае если руководителем муниципального органа не будут приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении подчиненных ему сотрудников, которые допустили нарушения антикоррупционного законодательства, то подобное бездействие будет являться правонарушением, которое должно повлечь его увольнение.

Итак, подводя итог вышесказанному, ответственность муниципального служащего можно рассматривать как минимум в двух аспектах: социальная ответственность и юридическая ответственность. Социальная ответственность муниципального служащего – обязанности по выполнению служебного долга, отражающие его способность предвидеть результаты управленческих действий и готовность отвечать за их последствия. Юридическая – претерпевание муниципальным служащим невыгодных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы.

Неисполнение обязанностей и запретов, установленных законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции», является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы. Применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины, которое выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащим исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции.

2) повышение гласности и открытости муниципальной службы, в том числе и посредством приближения служащих к людям. Муниципальные служащие не должны быть закрытой кастой, они должны быть профессионалами, нацеленными на решение проблем населения. Конкретные меры повышения гласности и открытости муниципальной службы — отдельный вопрос. Однако ясно, что ответственность служащих будет повышаться при должном общественном контроле.

  • «четкое представление муниципальным служащим его роли и места в структуре государства и общества, его собственной социальной значимости;
  • добровольное и сознательное принятие на себя обязательства полностью подчинить свою деятельность задачам реализации функций государства и органов местного самоуправления;
  • понимание необходимости действовать в полном соответствии с интересами государства и общества и принятыми социальными требованиями и нормами;
  • способность предвидеть результаты своих решений и действий, их социальные последствия;
  • стремление к максимальной саморегуляции, критический подход к своим действиям и постоянный самоконтроль;
  • готовность нести ответственность во всех её видах за все свои противоправные действия или бездействие»

Сформировалась практика рассмотрения судами споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности [5]. Материалы обобщения судебной практики показали, что муниципальные и государственные гражданские служащие обращались в суды с требованиями о восстановлении на службе, признании незаконными решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, приказа начальника о наложении дисциплинарного взыскания.

Для повышения эффективности борьбы с коррупционными проявлениями, прежде всего, необходимо определить перечень требований к лицам, замещающим должности муниципальной службы. Мы полагаем, что все кандидаты на пост муниципального служащего должны иметь: высшее образование, не иметь криминального прошлого, не иметь своего бизнеса, а заниматься только исполнением своих полномочий. Законодательство о муниципальной службе в известной мере устанавливает подобные ограничения и запреты, но их недостаточно.

Сегодня следует избавляться от распространения вредных слухов, распространяющиеся в общественном сознании о том, что во власти «воруют и берут взятки», такие слухи стимулируют неправильные мысли населения о том, что государство терпимо относится к коррупции. В связи с этим требуется осуществлять комплексные программы «репутационного характера», данные меры должны быть направлены на то чтобы повысить авторитет и престиж муниципальной службы, в глазах общественности.

Мы не можем не согласиться с автором указанных выше слов и в том аспекте, что в нашем мире социальная ответственность теряет свою значимость и наиболее значимыми становятся административная и уголовная. Моральная ответственность в обществе также сейчас всё слабее. Это можно объяснить системным кризисом и сменой ориентиров общества.

Уже очень продолжительное время актуальна антикоррупционная политика в сфере муниципальной и государственной службы. Президентом РФ В. В. Путиным на заседании Совета по противодействию коррупции, которое состоялось 30.10.2013 г., обращено внимание на то, что «государственная антикоррупционная политика основываться должна на принципе неотвратимости наказания за содеянное. Наступательно и последовательно так следует работать на всех направлениях этой борьбы».

К дестабилизации существующих правовых отношений в органах государственной и муниципальной власти и управления можно отнести незаконные действия должностных лиц. Данные действия разрушают доверительное отношение населения к текущим представителям власти, тем самым подрывая государственный суверенитет и ухудшая состояние безопасности государства.

Применение мер юридической ответственности к государственным и муниципальным служащим

Распространение дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами трудового распорядка осуществляется по отношению ко всем лицам, несущим государственную или муниципальную службу, даже в том случае если они не признаются государственными или муниципальными служащими.

  • принцип законности;
  • принцип ответственности за поведение противоправного характера, а не за чувства и мысли;
  • принцип наступления ответственности только в том случае, если виновность лица, совершившего правонарушение, является доказанной;
  • принцип обоснованности;
  • принцип неотвратимости юридической ответственности при совершении правонарушения;
  • принцип презумпции невиновности;
  • принцип уважения гражданских прав и свобод и так далее.

Меры административной ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и иными нормативными актами.К числу таких мер относится исправительные работы, штрафы, административные аресты и прочее.

  • установление ответственности государством через систему правовых норм;
  • в качестве основы ответственности выступает наличие государственного принуждения;
  • меры ответственности применяется органами государственного управления, специально уполномоченными на это;
  • между ответственностью и обязанностями существует прямая взаимосвязь;
  • выражением ответственности являются отрицательные последствия имущественного, организационного и личного характера;
  • ответственность является формой реализации санкций, установленных правовыми нормами и применяемых по отношению к конкретным лицам. При этом санкция не тождественна ответственности, поскольку является лишь частью структуры правовой нормы;
  • возложение ответственности реализуется через процессуальную форму;
  • наступление ответственности влечет за собой только совершенное правонарушение.

В качестве основания для применения мер дисциплинарной ответственности по отношению государственному и муниципальному служащему является факт совершения дисциплинарного проступка, состоящий в ненадлежащем исполнении или неисполнении трудовой дисциплины или должностных обязанностей.

Adblock
detector