Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности

Содержание

Надзор за законностью привлечения к уголовной ответственности и избрания мер пресечения

Как показывает изучение практики надзора, прокурор в большом числе случаев возвращает материалы следователям, дознавателям для дополнительной проверки или отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела. При этом про­куроры не всегда оформляют свои решения процессуальными документами, что недопустимо, так как в одних случаях снижа­ется уровень надзорных требований, а в других — орган рассле­дования лишается возможности своевременно обжаловать такое решение вышестоящему прокурору. 14 Давая согласие на возбу­ждение дела прокуроры должны следить за тем, чтобы дознание или следователи не выполняли до возбуждения дела никаких, кроме предусмотренных законом, следственных действий.

Предметом надзора в первую очередь является законность возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, или отказ в его возбуждении. Согласно ст. 146 УПК РФ при на­личии повода и основания дознаватель или следователь с согла­сия прокурора или его заместителя может возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции. В число материалов, необ­ходимых для возбуждения дела, входят объяснения очевидцев, освидетельствование потерпевших, других лиц, протокол ос­мотра места происшествия, документы, акты ревизии, справки проверок, явка с повинной, назначение экспертизы. При этом возможно, что эксперт, выполняющий постановление о назна­чении экспертизы, проведет эту экспертизу еще до возбуждения уголовного дела. Материалы такой экспертизы могут иметь зна­чение для решения, по какой статье УК РФ возбудить уголовное дело. Но в этом случае при наличии подозреваемого последний должен получить возможность защитить свои права (подозре­ваемого) после возбуждения уголовного дела. В постановлении лица, возбуждающего дело, должны быть указаны реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УПК (дата, время и место его вы­несения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, пункт, часть, статья УК РФ, на основании ко­торых возбуждается дело). Рассмотрев материалы, подтвер­ждающие наличие признаков преступления, и убедившись в со­блюдении указанных требований, прокурор должен немедленно дать согласие о возбуждении уголовного дела. Выявив незакон­ность или необоснованность предложения, он отклоняет прось­бу о даче согласия на возбуждение уголовного дела и выносит постановление об отказе в даче согласия или направляет мате­риалы для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). В последнем случае он в постановлении указывает, какие кон­кретно обстоятельства должны быть выяснены во время провер­ки (в течение 5 суток) и контролирует ее результаты. 143

При избрании меры пресечения прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, были лишены возможности уклониться от след­ствия и суда, совершить новое преступление. Обнаружив, что следователь не избрал необходимую меру пресечения, он даст ему указание об ее избрании. В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании такой меры пресечения как заключение под стражу должны быть указаны конкретные основания для подобного решения вопроса. Прокурор следит за тем, чтобы избрание меры пресечения соответствовало требова­ниям ст. ст. 97, 98 УПК РФ. Если мера пресечения заключение под стражу должна применяться но мотивам, что совершено преступление, за которое уголовным законом предусмотрено наказание св.2-х лет лишения свободы, должны быть представ­лены сведения, свидетельствующие о невозможности избрания другой, более мягкой меры пресечения. Лицу, в отношении ко­торого избрана мера пресечения, должен быть разъяснен поря­док обжалования.

Предметом надзора прокурора является также законность и обоснованность привлечения лица в качестве обвиняемого. Зна­чение предъявления обвинения состоит в том, что оно устанав­ливает пределы обвинения, а также представляет органу рассле­дования с момента предъявления обвинения ряд властных пол­номочий, например, применить меру процессуального принуж­дения, избрать меру пресечения, временно отстранить от долж­ности, подвергнуть обязательной экспертизе, поместить в меди­цинское учреждение. Сказанное требует обеспечения законно­сти привлечения в качестве обвиняемого, и прокурор должен осуществлять надзор таким образом, чтобы обвинение было обоснованным, доказано материалами дела. Необоснованное признание лица обвиняемым не только влечет нарушение его прав как личности, но может затруднить или исключить уста­новление лица, в действительности совершившего преступле­ние. Не должно допускаться поспешное предъявление обвине­ния при отсутствии достаточных доказательств, так как это мо­жет привести к незаконному избранию меры пресечения. Гру­бым нарушением является и запоздалое привлечение в качестве обвиняемого, так как обвиняемый лишается реального права на защиту, например, права пригласить защитника, участвовать вместе с ним в сборе и представлении доказательств. В литера­туре возник вопрос о том, может ли следователь, предъявляя обвинение, следовать только обвинительному уклону. При об­винительном уклоне предполагается игнорирование сведений, имеющихся в деле, свидетельствующих о меньшей степени ответственности обвиняемого. Такое недопустимо и может свиде­тельствовать о ненадлежащем выполнении функции обвинения. Поэтому прокурор должен требовать от следователя при предъ­явлении обвинения соблюдения объективности и проверки всех версий и сбора всех доказательств, в том числе опровергающих версию обвинения. Проверяя законность привлечения лица в качестве обвиняемого, прокурор должен следить, чтобы обви­нение предъявлялось в том объеме, который фактически доказан материалами дела. Нарушение этого требования, когда обвине­ние предъявляется с «запасом», в последствии обернется оправ­данием обвиняемого по определённым статьям, не доказанным в судебном разбирательстве, его реабилитации по этой части об­винения и необходимости возмещения ему имущественного или морального вреда. Прокурор должен также следить, чтобы об­винение было предъявлено только следователем, имеющим компетенцию подследственности для расследования данной ка­тегории дел. Предъявление обвинения должно последовать не позднее 3-х суток с момента вынесения постановления, а в слу­чае неявки обвиняемого или его защитника в день фактической явки или в день привода при обеспечении следователем участия защитника. Прокурор также должен обращать внимание, чтобы обвинение было ясно сформулировано. Нечеткое обвинение, отсутствие указания на конкретные преступные действия, кото­рые совершены обвиняемым, лишает обвиняемого права на за­щиту и является существенным нарушением норм уголовно-процессуального законодательства (ст. 171 У ПК), в то же время оно препятствует установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, как того требует ст. 73 УПК. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого должно быть полным и обоснованным, содержать правильную квалификацию пре­ступных действий обвиняемого, индивидуализировать его роль в преступлении, если оно совершено группой лиц. Проверяя за­конность действий следователя при предъявлении обвинения, прокурор также выясняет, разъяснены ли обвиняемому его пра­ва на предварительном следствии и предоставлено ли ему ре­альное право на защиту. Для обеспечения эффективности про­верки он должен знать о типичных нарушениях закона, допус­каемых следователями. Например, когда обвинение предъявля­ется с «запасом» квалификации или эпизодов, чтобы подстрахо­ваться и потом не перепредъявлять обвинение, или, когда обви­нение предъявляется в конце срока, установленного для расследования уголовного дела, что делается нередко для избежания участия обвиняемого и его защитника в сборе доказательств. Обнаружив нарушения ст. ст. 171, (порядок привлечения в каче­стве обвиняемого), 172, 173, 174, (предъявление обвинения, разъяснение прав обвиняемому и его допрос), прокурор может дать письменное указание следователю или органу дознания об устранении нарушений.

Мера пресечения в исключительных случаях в отношении подозреваемого может быть применена до предъявления обви­нения в порядке ст. 100 УПК. После избрания такой меры пре­сечения прокурор должен следить за тем, чтобы подозреваемо­му обвинение было предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а при избрании меры пресечения заключения под стражу судом, — с момента задержания или, если задержания не было, с момента применения меры пресечения. В соответствии с внесенной поправкой в ст. 100 УПК при избра­нии меры пресечения — заключение под стражу — в отношении лица, подозреваемого в совершении некоторых тяжких и особо-тяжких преступлений (терроризм, бандитизм, захват заложни­ков, убийство и некоторые другие ) обвинение должно быть предъявлено в течение 30 суток с момента задержания.'» 15

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

При проверке исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных законом решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

Вам будет интересно ==>  Прожиточный минимум с 1 января 2023 года для пенсионера в брянске

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

40. Надзор прокурора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы Предметом надзора за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы, является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих

Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства Деятельность граждан может попадать в поле зрения ветеринарных врачей Россельхознадзора или региональных органов

76. Надзор за законностью проведения обысков, ареста и выемки почтовой корреспонденции Неприкосновенность жилища и тайна переписки гарантированы гражданам Конституцией РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ регулирует основания и порядок производства обыска,

Постановление об отказе, которое выносится при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, отвечает тем же самым требованиям. После принятия решения об отказе в возбуждении дела граждане, общественные организации и государственные органы, подавшие заявление или сообщение о преступлении, уведомляются об этом решении.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: проверяет материалы дела, послужившие основанием для отказа. Прокурор может вынести постановление об отказе без истребования материалов дела при очевидном нарушении закона (недостижении подозреваемым установленного законом возраста, отсутствии признаков преступления и т. д.).

УПК РФ Статья 37

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

13) принимать решения по запросам компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства и возвратившихся в РФ. Это также прерогатива лишь Генеральной прокуратуры РФ (ч. 1 ст. 459). См. коммент. к ст. 459;

При обсуждении названного Закона часто высказывались мнения, что прокурорский надзор в отсутствие полномочий по руководству следствием (в том числе при невозможности давать следователю обязательные указания) потеряет свою эффективность , что гражданам придется обращаться за защитой своих прав не к прокурорам, а в суды, которые и без того загружены делами и не смогут обеспечить интересы участников процесса . Как представляется, опасность возникновения таких негативных последствий преувеличена. Обладая правом утверждать (или не утверждать) обвинительное заключение, прокурор имеет полную возможность добиться от следственных органов выполнения своих требований и указаний даже без обращения к руководителям вышестоящих следственных органов с требованием об устранении допущенных нарушений. Думается, что на практике такие обращения будут направляться редко и лишь в исключительных случаях. Если только работа прокуроров, ответственных за надзор над следственными органами, будет оцениваться не по-старому, т.е. по количеству дел, направленных в суд с обвинительным заключением, а лишь по количеству и качеству актов прокурорского реагирования на допущенные на досудебном производстве нарушения, прокурорский надзор сможет оказаться наиболее быстрым и действенным средством защиты прав и законных интересов участников процесса на досудебных стадиях. В противном случае он вряд ли сделается по-настоящему эффективным.

2) признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю СО для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148);

16) изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37). Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями такой передачи могут теперь служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора (предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя) за соблюдением закона: грубые нарушения следователем органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п. Может показаться, что данное полномочие в определенной степени вступает в противоречие с другим способом прокурорского реагирования, предусмотренным частью 6 комментируемой статьи, когда при несогласии руководителя СО либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителям вышестоящих СО, а в случае их отказа — к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Однако обращает на себя внимание, что в ч. 6 данной статьи говорится именно о праве прокурора обращаться с требованиями об устранении нарушений закона по инстанции. На наш взгляд, это означает, что прокурор в зависимости от конкретной обстановки может избирать любой способ реагирования на нарушения права, предоставленный ему законом, как то: обжаловать действия следователя вышестоящему руководству, либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования с учетом требований прокурора о соблюдении закона, либо, наконец, изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ;

13) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 (п. 12 ч. 2 ст. 37);

При проверке исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных законом решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Приказ Генпрокуратуры России от N 544; Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

1.7. Своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного частью 3 статьи 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

Вам будет интересно ==>  Может Ли Банк Забрать Автомобиль Подаренный

Оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 208 УПК РФ, принимать во внимание лишь объективно сложившиеся обстоятельства, подтверждающие выводы следователя о невозможности участия указанных в законе лиц в производстве по уголовному делу.

2.2. На постоянной основе принимать меры к повышению профессионального уровня прокуроров, осуществляющих надзор за деятельностью органов предварительного следствия, в первую очередь не имеющих опыта в надзорной деятельности. Организовать проведение занятий, к участию в которых привлекать руководителей и наиболее опытных практических работников. Особое внимание уделять изучению правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также информационных писем, методических рекомендаций, обзоров и иных информационно-аналитических документов, подготовленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, тактики и методики осуществления не только прокурорского надзора, но и расследования отдельных видов преступлений.

Установив в ходе осуществления надзора достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании.

В случае признания решения о приостановлении производства либо прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить постановление согласно требованиям статей 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направлять руководителю следственного органа.

Приказ Генпрокуратуры России от N 826; Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Обеспечить контроль за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий, необходимость выполнения которых предусмотрена внесенным требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, принимать меры прокурорского реагирования.

1.13. При рассмотрении вопросов, связанных с отменой решений о прекращении уголовных дел, исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Не допускать немотивированное возобновление производства по прекращенному уголовному делу, используя имеющиеся полномочия только в случае необходимости установления обстоятельств, без оценки которых невозможно обеспечить принятие законного процессуального решения, а также реабилитацию лица.

Обращать внимание на факты неоднократного вынесения следственными органами постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановлений о приостановлении предварительного следствия после возобновления производства по делу, оценивая при этом объем проведенных по делу следственных, а также иных процессуальных действий в период его возобновления.

В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

Проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого (подозреваемого), исходить из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу.

Норма ч. 1 ст. 144 УПК РФ обязывает дознавателя, орган дознания, следователя, а также прокурора принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, проверить его и принять по нему решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела в срок, не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела.

Практика прокурорского надзора свидетельствует и том, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, каких-либо предусмотренных законом процессуальных действий по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводилось, а уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались.

Проверка повода и основания для возбуждения уголовного дела состоит в осуществлении действий по истребованию справок и иных материалов, получению объяснений, выполнению оперативно-розыскных мероприятий, организации проведения ревизий и документальных проверок. В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, в ходе доследственной проверки допускается осуществление отдельных следственных действий, а именно осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения экспертизы.

Опыт прокурорской деятельности свидетельствует о необходимости учитывать специфику работы перечисленных органов дознания по характеру их профессиональной деятельности и наряду с обеспечением единообразного исполнения предписаний закона, применять различные методологические подходы к организации прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел. Так, большинство заявлений, принимаемых к рассмотрению органами внутренних дел и подобными им органами дознания (ФСБ, наркоконтроль, таможня), являются заявлениями о неочевидных преступлениях, где лица, совершившие деяния, не выявлены. В то же время командиры воинских частей и начальники военных учреждений, наоборот, как правило, получают заявления в отношении конкретных военнослужащих, совершивших деяния с признаками состава преступления.

В подтверждение приведем данные прокурорско-надзорной практики. Так, в первом полугодии 2006 г. в Российской Федерации из 1491488 возбужденных уголовных дел окончено расследованием и направлено в суд только 1/3, остальные 2/3 прекращены, приостановлены или находятся в состоянии затянувшегося расследования, так как не установлен субъект преступления. Дополняют картину данные о состоянии преступности, следственной работе и прокурорском надзоре за 2003 — 2005 гг., в соответствии с которыми уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям в 2003 г. в отношении 7454 человек (из них 1834 человека, или 24,6%, находились под стражей); в 2004 г. — в отношении 5521 (из них под стражей находились 1375 человек, или 24,9%); в 2005 г. — в отношении 5237 (из них под стражей 1326 человек, или 25,1%).

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

  • органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Прокурор должен решительно пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Он должен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также находящихся под стражей без продления сроков.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

При утверждении обвинительного акта прокурор изучает соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК.

Для решения этих задач прокурор может вызвать следователя или дознавателя и заслушать их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным эпизодам расследования. Прокурор также может ознакомиться с наблюдательным производством по уголовному делу, в котором находятся копии важных процессуальных документов, отражающих решения следователя, дознавателя.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях , сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела — установленного уголовно-процессуальным законом источника, из которого компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т. д.

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела

УПК РФ не установил сроков проверки прокурором отказных материалов в случаях, когда жалоба заявителем не приносилась. Вместе с тем в отдельных прокуратурах (например, указанием прокурора Республики Татарстан) введен порядок проверки каждого отказного материала сразу же по вынесении постановления об этом. Отказные материалы не принимаются к учету без визы прокурора о согласии с такого рода решением. Поэтому в день вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела соответствующий материал докладывается прокурору. Последний изучает его и принимает решение. При согласии ставит визу, и материал сдается в учетную группу. В случае незаконности и необоснованности принятого решения прокурор незамедлительно отменяет его и возбуждает уголовное дело.

Вам будет интересно ==>  Рассчитать налог с продажи доли квартиры в 2023 году

В последнем случае постановление о возбуждении уголовного дела выносится соответственно следователем либо дознавателем, но является возбужденным лишь с момента получения согласия прокурора. В целях незамедлительного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела целесообразно установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокуроров и их заместителей.

Так, не желая возбуждать уголовные дела, работники милиции нередко используют надуманные основания, не отвечающие истинному положению. Такого рода “изобретенные” недобросовестными работниками основания можно систематизировать применительно к определенным видам преступлений.

Установленный ст. 144 УПК РФ порядок рассмотрения сообщения о преступлении не предусматривает конкретных проверочных действий, однако и не содержит запрета получать в процессе проверки объяснения и истребовать документы. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, до возбуждения уголовного дела могут проводиться осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы.

В случае, когда прокурор не усмотрит в представленных материалах признаков преступления, у него не будет оснований давать согласие на возбуждение уголовного дела. Однако в данном случае дело практически возбуждено, по нему проводится расследование, в силу чего необходимо выносить постановление о прекращении уголовного дела, а не отказывать в согласии на его возбуждение.

Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Продлить срок проверки до 10 суток может только руково­дитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все про­верочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установлен­ный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или го­товящемся преступлении.

При рассмотрении вопросов о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что в ст. 108 УПК содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого. Прокурор должен тщательно проверять доводы подозреваемо­го и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, на­рушении права на защиту и др.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен от­менить его и с указаниями возвратить в орган дознания, уста­новив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых прове­рочных действий.

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о при­влечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляе­мым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных ор­ганов представить ему уголовные дела для изучения.

Проверка законности и обоснованности процессуальных решений, принятых органами дознания и следователями по сообщениям о преступлениях

Выявление прокурором допущенных нарушений, должно влечь безотлагательное их устранение, при необходимости с постановкой вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Одной из важнейших предпосылок успешного расследования уголовного дела является своевременное и правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии со ст. 140 УПК РФ, возбуждение уголовного дела допускается при наличии указанных в данной статье поводов и основания. При этом следует помнить, что поводы к возбуждению уголовного дела (ч. 1 ст. 140 УПК РФ) одинаковы для всех категорий дел, а основание (ч. 2 ст. 140 УПК РФ), т.е. фактические данные, указывающие на признаки преступления, отличаются существенными особенностями.
Кроме того, эти данные должны обладать свойством достаточности, а именно позволять с определенной вероятностью судить о достоверно имевшем место преступлении. Вместе с тем, при наличии исчерпывающего перечня обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено.
Кроме указанных обстоятельств при решении вопроса о законности возбуждения уголовного дела, необходимо учитывать обстоятельства, установленные уголовным законодательством, при наличии которых лица, совершившие преступления, освобождаются от уголовной ответственности (в частности примечания к ст. 222, 275, 278, 291 УК РФ), при наличии которых уголовное дело не может быть возбуждено (ст. 14 ч.2 УК РФ), а также порядок возбуждения уголовных дел в отношении некоторых категорий лиц и привлечения их к уголовной ответственности (см. гл. 52 УПК РФ).

Реализация прокурором полномочий по надзору за законностью и обоснованностью процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела предполагает проверку соблюдения поднадзорными органами требований прежде всего ст. 140-149, ч.3 ст. 154, ст. 155 УПК РФ.
Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень процессуальных решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях:

Вместе с тем, необходимо пресекать вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: в связи с изменением обстановки (ст. 26 УПК РФ), в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ), связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ). По указанным основаниям возможно лишь прекращение уголовного дела с согласия прокурора.
Часто, при затруднении с квалификацией содеянного, особенно в сфере экономики, уполномоченными должностными лицами принимаются преждевременные и незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела с обоснованием о наличии между сторонами, одной из которых является заявитель, «гражданско-правовых отношений» или ему подобным. А, например, решения об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам заведомо ложных сообщений об актах терроризма принимаются без учета причиненного материального ущерба государству и без установления конкретных виновных лиц.

Обоснование принятого в стадии возбуждения уголовного дела процессуального решения наличием сведений о лицах, совершивших преступление или наличием так называемой «судебной перспективы» дела является неприемлемым, так как не вытекает из норм уголовно-процессуального законодательства.

При осуществлении надзора за законностью и обоснованностью направления сообщений о преступлениях по подследственности или подсудности объектами особого внимания прокурора должны быть сроки принятия соответствующего решения, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, исполнение требований ст. 151 УПК РФ, определяющей подследственность, а также обязанность принять меры к закреплению его следов (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).

Как правильно заметил А. Кругликов, «из приведенных положений закона вытекает, что в названных случаях законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства проверяют в первую очередь, причем неоднократно, соответствующие руководители следственных органов » [15, c.21].

Возвращение некоторых ранее упраздненных полномочий прокурора следует расценивать как положительную, но явно недостаточную тенденцию, которая нее способна радикальным образом укрепить законность в стадии возбуждения уголовного дела и избежать неоправданной волокиты при устранении нарушений закона.

Нынешнее положение прокурора противоречит, как международно-правовым стандартам, так и российскому законодательству. Так согласно Рекомендации N R(2000)19 Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», в п. 2 которой указано: «Во всех системах уголовного правосудия прокуроры: решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования…». Что касается отечественного законодательства, необходимо отметить, что в Концепции судебной реформы в РФ, представленной Президентом РСФСР и одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., положения которой в настоящее время официально не отменены и не изменены, предусмотрено сохранение за прокурором функции процессуального руководства расследованием и названы соответствующие полномочия, в том числе: возбуждать уголовное дело и передавать его следователю для производства предварительного следствия; давать указания следователю о направлении расследования, выяснении определенных обстоятельств; присутствовать при производстве следственных действий; по узкой, строго определенной категории уголовных дел (уголовное преследование следователей и прокуроров, других сотрудников правоохранительных органов) принимать на себя расследование в полном объеме и др. [11].

Всё же большинство авторов возмущены ограничениями, наложенными на прокурора. В. С. Шадрин говорит о том, что уголовно-процессуальная регламентация полномочий прокурора и его деятельности в стадии возбуждения оставляет желать лучшего, поскольку не позволяет в полной мере реализовать возможности прокурорского надзора для обеспечения неукоснительного исполнения законов органами предварительного расследования в стадии возбуждения уголовного дела [9, c.95].

Несмотря на то, что рядом ученых выделение стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства ставится под сомнение [1,2,3], тем не менее, мы убеждены, что данная стадия дела имеет важное конституционное, уголовно-процессуальное, уголовно-правовое и социально-психологическое значение [4, с. 38]. Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках возбуждения уголовного дела, ведь эта стадия наиболее близка по времени к моменту совершения преступления. Строгое соответствие закону на данной стадии уголовного судопроизводства необходимо как для защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, так и для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Adblock
detector