Налог Заменябщий Транспортный Налог

Имущественные налоги физлиц: что изменилось в НК РФ и сколько теперь платить

Сейчас понижающий коэффициент 0,6 в целях снижения уплачиваемого физлицами налога применяется только в течение третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Начиная же с четвертого квартала налог на имущество уплачивается физлицами в полном объеме. То есть без применения понижающих коэффициентов (п. 8 ст. 408 НК РФ). С 1 января 2023 года для вновь образованных объектов недвижимости вводится понижающий коэффициент в размере 0,6. Он станет применяться при расчете налога с четвертого периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости (будущий пункт 8.2 ст. 408 НК РФ).

Порядок прекращения обязанности по уплате налога на уничтоженные автомобили с нового года будет урегулирован в соответствии с п. 3.1. ст. 362 НК РФ. Согласно данной норме, чтобы прекратить начисление налога, плательщик должен будет направить в ИФНС специальное заявление.

О продлении срока рассмотрения заявления налоговая инспекция в обязательном порядке должна будет уведомить налогоплательщика. По результатам рассмотрения заявления ИФНС направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения налоговой обязанности.

С 2023 года в указанный перечень будут включены ветераны боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2023 № 374-ФЗ). При этом в беззаявительном порядке ветеранам будут предоставляться льготы не только по налогу на имущество физлиц, но также по транспортному и земельному налогу. Подавать какие-либо заявления и подтверждающие документы в целях получения льгот по указанным налогам ветераны боевых действий больше не будут. Всю необходимую информацию в ИФНС направит ПФР.

При этом налогоплательщик вправе не прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства. В этом случае данную информацию запросит сама налоговая инспекция, но время на рассмотрение заявления будет увеличено.

Наиболее активно обсуждается отмена транспортного налога с его включением в акцизы на бензин (в СМИ даже проходила информация о том, что подобный закон подписан президентом, но по факту она оказалась ложной). Смысл такой замены в том, что ТН будет уплачиваться автовладельцами прямо на АЗС — при заправке бака топливом. Затем некоторая часть акциза будет отчисляться в бюджет на соответствующие нужды. Это и собираемость налога повысит, и платить его будут те, кто ездит, а не все, у кого просто есть автомобиль. Все логично и справедливо. Главное, чтобы это не взвинтило цены на бензин. Повышение цен на бензин автоматически повысит цены практически на все группы товаров. Негативно о таком исходе событий высказывался Минфин в своем письме от 21.12.2023 № 03-05-06-04/112000.

Поэтому выходит, что владелец платит не за использование транспортного средства, а за факт владения им. Ведь вне зависимости от того, ездил автомобиль или стоял в гараже, налог начисляется одинаково. А это идет вразрез с сутью налога, который должен являться платой за пользование дорогами.

Идея отмены транспортного налога в России появилась еще в 2023 году. Периодически всплывает она в 2023, 2023 годах и, по всей видимости, надежда на это еще теплится в 2023-м. Предложения по отмене рассматриваются уже на протяжении ряда лет, потому что налог считается весьма неэффективным и несправедливым.

Вторая идея предполагала отмену транспортного налога и введение экологического сбора. Последний предполагает плату не за мощность авто, а за его экологический класс. Правда, такая замена не решает вопрос справедливости налогообложения: платить, опять же, придется не за езду, а за владение автомобилем, и сумма платы за более старые и дешевые автомобили будет выше, чем за более современные авто класса «Евро-5» и «Евро-6».

По мнению законодателей, полностью отказаться от транспортного налога невозможно и необходимо искать альтернативные пути его замены. Связано это с тем, что данный налог эффективно наполняет бюджеты регионов, в т. ч. тех, которые испытывают трудности с финансированием.

Граждане, имеющие право на получение социальной поддержки в соответ­ствии с Законом Российской Федерации «О соци­альной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС» от 15.05.1991 федераль­ными законами «О социальной защите граждан Россий­ской Федерации, подверг­шихся воздей­ствию радиации вследствие аварии в 1957 году на производ­ственном объедине­нии «Маяк» и сбросов радио­активных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 и «О социаль­ных гарантиях гражданам, подверг­шимся радиаци­онному воздей­ствию вслед­ствие ядерных испытаний на Семи­палатин­ском полигоне» от 10.01.2002

Если сумма долга превысит 30 тысяч рублей, судебные приставы сделают такого авто­владельца невыездным. За долги они также могут описать имущество, а в случае неуплаты в установ­ленный ими срок — продать его. Но из-за транс­портного налога серьёзные долги накапли­ваются редко. Гораздо больше таких случаев по неоплаченным штрафам.

Налоговые льготы, категории граждан, которые могут на них рассчиты­вать, размер этих самых льгот также устанав­ливаются региональ­ными властями. Федераль­ным законо­датель­ством от транс­портного налога освобождены только владельцы легковых автомо­билей, специально оборудо­ванных для исполь­зования инвалидами, а также машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, которые были получены через органы соцзащиты.

Транспортный налог появился в России в 2003 году взамен дорожного. И если последний зачислялся в дорожные фонды, а деньги оттуда шли непосред­ственно на обустрой­ство, строитель­ство и содер­жание дорог, то транс­портный просто поступает в региональ­ные бюджеты. Пред­полагалось, что и он будет распре­деляться на дорожные нужды, однако власти на местах не всегда пускают собранные таким образом средства на дороги, тратя их на что-то ещё. Например, на выплаты соцработ­никам или празд­ничные салюты. Более того: не в каждом региональ­ном бюджете в принципе есть дорожный фонд.

Но касаются эти новости только тех, кто по той или иной причине лишился автомобиля. действует новый порядок исчисления налога в отношении уничто­женного транспортного средства. По общему правилу, налог исчисляется на основании сведений, которые пред­ставляются в ФНС России органами, ведущими государ­ственную реги­страцию транс­портных средств. Теперь из него сделано исключение для прекративших своё существо­вание объектов: исчисление налога по ним прекраща­ется с первого числа месяца их гибели или уничтожения — на основании заявления, пред­став­ленного владельцем в налоговый орган.

Вечное бремя

Сколько нефти в бензине? Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Вам будет интересно ==>  Как платить ндфл при увольнении в 2023 году

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2023 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2023 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2023 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2023 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

Транспортный налог 2023: кто должен платить

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

Кроме того, налоговая служба должна присылать уведомление, в котором указана сумма платежа. Отправить этот документ налоговики должны не позднее чем за 30 дней до наступления последнего срока уплаты. Получив уведомление, владелец ТС может совершить платеж. Если по каким-либо причинам уведомление не получено до 1 декабря, не стоит надеяться на то, что ФНС окончательно забыла о платеже. Рекомендуется самостоятельно обратиться к налоговикам, это позволит в дальнейшем избежать начисления пеней и штрафов. Если же уведомление получено, но владелец ТС не торопится перечислять средства, ФНС имеет право взыскать средства в принудительном порядке.

Поскольку отмена транспортного налога в 2023 году (Путин предоставил лишь амнистию) весьма призрачна, стоит поговорить о некоторых нюансах оплаты этого взноса. Согласно существующим нормам НК РФ, оплачивать его необходимо ежегодно до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2023 г. необходимо заплатить до 01.12.2023. Сумма сбора зависит от:

В 2023 году налоговики могут прислать плательщику уведомление, в которое могут быть включены взносы за 2023, 2023 и 2023 годы. Следовательно, суммы, не уплаченные до 2023 г., взыскать и так не получится. То есть в данном случае отмена транспортного налога (Путин подписал закон о налоговой амнистии) не имеет практического смысла.

Рассмотрим другой случай. Автовладелец не заплатил за свое ТС, и ФНС присылает соответствующее уведомление. После этого недобросовестный автолюбитель все равно не погасил долг, и его сумма стала превышать 3000 рублей. В этом случае налоговики имеют право в течение полугода обратиться в суд о взыскании средств. То есть ФНС еще сохранила право на взыскание крупных долгов. Более того, в судебном порядке может быть продлен трехлетний срок взыскания.

Налоговая амнистия будет произведена автоматически. То есть владельцам ТС не придется никуда обращаться. Если автовладелец исправно платил по всем счетам и у него нет долговых обязательств перед ИФНС, на него не распространяется действие закона № 436-ФЗ, а возврат средств из бюджета не предусмотрен. Рассчитывать на списание долга могут физические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, юридическим лицам все равно придется погасить все долги.

Пример № 2. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi мощностью 249 л. с. Audi куплена и поставлена на учет 03.03.2023. Стоимость автомобиля 3 800 000 рублей, год выпуска 2023, поэтому применяется повышающий коэффициент 1,5. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2023 году 49.6 рубля.

Чаще всего налог исчисляют с автомобилей и автобусов, которые есть на балансе компании. Однако при специфической деятельности налог платится и с другого вида транспорта. Например, яхт-клуб, сдающий в аренду лодки, катера или яхты, будет платить налог с этого водного транспорта. Но следует учитывать, что не все виды транспорта попадают под налогообложение. Их перечень можно найти в ст. 358 НК РФ.

Пример № 1. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi А3 мощностью 102 л. с. Машина Audi А3 куплена в 2023 году. Стоимость автомобиля 1 230 000 рублей, поэтому повышающий коэффициент не применяется. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2023 году 9,4 рубля.

Регионы по-прежнему вправе установить свой порядок перечисления налога и обязать организации перечислять авансовые платежи. При этом сроки уплаты авансов регионы больше не устанавливают, они тоже одинаковы для всей РФ — последний день месяца, следующего за отчетным кварталом. С учетом выходных и праздников в 2023 году сроки следующие:

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Для транспорта с двигателем — лошадиные силы, для воздушных судов с реактивным двигателем — паспортная тяга, для водных несамоходных судов — валовая вместимость по документам, а для остального транспорта — единица транспортного средства.

Как снизить налог на авто

Для некоторых случаев налоговая база будет определяться не по лошадиным силам движка, а по единице транспортного средства, по вместимости, по другим показателям. Однако для подавляющего большинства машин и мотоциклов ставка будет умножаться именно на лошадиные силы. Их количество можно найти в паспорте ТС, в свидетельстве о регистрации.

Организации, на которых оформлен транспорт, сами делают налоговые расчеты, переводят авансовые платежи. Окончательный расчет осуществляется на основании декларации по году не позже 1 марта. За нарушение сроков оплаты предприятию также начислят штрафные санкции.

ИФНС обязана самостоятельно снизить транспортный налог или освободить гражданина от платежей, если в нормативном акте региона установлена льгота. Также ст. 361.1 НК РФ допускает подачу заявления о предоставлении льготы, если налоговый орган не применил ее при расчете.

Это достаточно реальный способ сэкономить на налогах, однако и он влечет дополнительные расходы. Например, изменение вида топлива с бензинового ни дизельный (и наоборот) не позволит рассчитывать на уменьшение транспортного налога. Исключением являются только старые авто, работающие на топливе с самыми низкими классами экологической безопасности. Такие автомобили изначально не допускаются к эксплуатации, либо облагаются налогами по повышенной ставке.

Федеральные базовые ставки могут увеличиваться или уменьшаться властями регионов, но не более чем в 10 раз. Это ограничение не действует для транспорта с мощностью движка до 150 л. с. По данной категории ТС каждый регион могут снижать и увеличивать исходную ставку более чем в 10 раз.

Транспортный налог 2023: последние новости

В свою очередь, в Госдуме не так давно предложили ввести скидки на транспортный налог за безопасную манеру вождения. С такой инициативой выступил депутат Иван Сухарев. На данный момент парламентарий уже направил соответствующее письмо начальнику ГИБДД МВД России Михаилу Черникову.

Вам будет интересно ==>  Пособия малоимущим в 2023 году в краснодаре

Существует несколько категорий собственников, которые могут не платить транспортный налог или платить не всю сумму. Льготы на транспортный налог зависят от региона и предоставляются как физическим лицам, так и организациям. Например, в зависимости от региона льготы распространяются на владельцев электрокаров и машин на газу. Транспортный налог также не платят за автомобили полиции, скорой помощи, МЧС и некоторых дорожных служб.

«Прошу вас оценить целесообразность введения льготы для водителей за безопасную манеру вождения, а именно: 50% скидку на уплату транспортного налога для тех автовладельцев, которые в течение налогового периода совершили не более трех незначительных нарушений ПДД, сумма штрафа за каждый из которых не превысила 1,5 тысячи рублей», — говорится в обращении депутата.

Порядок начисления повышенного транспортного налога за так называемые «роскошные» автомобили может измениться в ближайшее время. Письмо с таким предложением Российская ассоциация дилеров (РОАД) уже направила в Минпромторг. Так дилеры попросили ведомство рассмотреть вопрос об увеличении пороговых значений стоимости автомобилей, подлежащих налогообложению с повышенным коэффициентом транспортного налога. Базовый диапазон с 3-5 млн руб. дилеры попросили поднять до 5-7 млн руб.

Дело в том, что с 1 января 2014 года базовой ставкой исчисления налога на роскошь считается сумма от 3 млн руб. На фоне лавинообразного роста цен за последние годы такая планка уже потеряла свою актуальность: в список для расчета на роскошь стали попадать иномарки среднего ценового сегмента. Например, Kia Stinger GT, Kia Mohave, Toyota Highlander, Mazda CX-9, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Peugeot Traveller, Skoda Kodiaq и другие.

Отметим, что Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых налог вообще платить не надо. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ). А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.

Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами. Кроме этого, налогом облагаются несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03 ).

Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 — 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.

При использовании данного перечня надо учитывать, что в отношении некоторых автомобилей введены дополнительные ограничения. Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. Часто в этой графе указано, что коэффициент применяется, если с даты выпуска авто прошло строго определенное число лет, например, от 1 года до 2 лет включительно.

Еще один налог! Да, теперь топливный

Напомним, что точно таким же путем в стоимость топлива просочились акцизы, которые должны были заменить несправедливый транспортный налог. Главным аргументом было то, что чем больше человек ездит, тем больше платит. На деле транспортный налог так и не был отменен, и сегодня за дороги автомобилисты платят дважды.

И теперь нам предлагают к акцизу, который и так привязан к пройденным километрам и мощности, прибавить топливный сбор. То есть нам еще увеличат акциз, только другим налогом. Это сродни предложению Дептранса Москвы платить за пройденные за год километры. Но мы и так платим транспортный налог, акциз… Давайте мы будем еще за километраж платить и топливный сбор.

Средства, полученные с начисляемого транспортного налога, поступают в бюджет региона, где автомобиль стоит на учете. При этом ездить он может совсем в другом регионе России. Второй аргумент тоже очень знаком и вызывает в памяти обсуждение темы введения акцизов: некоторые автомобилисты редко пользуются машинами, но при этом должны платить транспортный налог, как и те, кто ездит постоянно и помногу.

— Я никогда в жизни не встречал людей, которые ездят на дачу летом, а на зиму снимают автомобиль с учета. Такого быть не может. Это во-первых. А во-вторых, у нас есть транспортный налог и у нас есть акцизы на топливо. И когда у нас вводились и повышались акцизы топливные, нам говорили: «Тогда мы упраздним транспортный налог, потому что акцизы будут отражать реальное пользование дорогами: чем человек больше проехал, тем больше он купил топлива и, соответственно, тем больше заплатил налога». Акцизы увеличили и на бензин, и на дизтопливо, но транспортный налог никто не отменил. И сейчас акцизы в цене топлива составляют около 20%. А всего в стоимости одного литра 95-го бензина «зашито» около 70% разных налогов — от налога на добычу полезных ископаемых до НДС. И акциз там же.

Вам будет интересно ==>  Помощь многодетным в республике алтай

Не лучше выглядит и предложение заменить транспортный налог. Это все-таки какая-то адекватная сумма: в каком-то регионе это одна тысяча рублей в год, где-то — пять, за какие-то машины — девять. Это суммы налога за самые популярные автомобили умеренной мощности (мы не берем сейчас премиальные машины и очень мощные версии). Теперь нам говорят, что тысяча рублей в Кабардино-Балкарии или две тысячи рублей за Гранту в Москве — это мало: давайте мы налог в цену топлива «зашьем». И «зашьют» нам столько, что мы замучаемся за это топливо платить. Если сейчас литр бензина стоит уже 50 рублей, то какова будет его цена после добавления топливного налога, можно только гадать.

Мощность двигателя авто является ключевым показателем для расчета транспортного налога. Эти данные есть в паспорте каждой машины или мотоцикла, другого вида ТС. При регистрации автотранспорта указанная информация вносится в базу данных ГИБДД, будет доступна налоговому органу.

Для расчета и оплаты каждого вида налогов можно использовать различные льготы. Базовый перечень федеральных льгот можно найти в НК РФ. Так как транспортный налог относится к полномочиям субъектов РФ, региональные власти могут сами вводить дополнительные льготы:

Граждане-автовладельцы не обязаны сами рассчитывать транспортный налог. Это делает ИФНС на основании сведений от ГИБДД. Уведомления о необходимости оплатить налог рассылается осенью. Оплатить по уведомлению или квитанции необходимо не позже 1 декабря. За нарушение сроков оплаты будут начислены пени.

Это достаточно реальный способ сэкономить на налогах, однако и он влечет дополнительные расходы. Например, изменение вида топлива с бензинового ни дизельный (и наоборот) не позволит рассчитывать на уменьшение транспортного налога. Исключением являются только старые авто, работающие на топливе с самыми низкими классами экологической безопасности. Такие автомобили изначально не допускаются к эксплуатации, либо облагаются налогами по повышенной ставке.

Регионы обычно дают льготы не только по виду транспортного средства, но и по его возрасту. Например, сниженные ставки или полное освобождение от платежей может действовать на старый мотоцикл или автомобиль с периодом владения (службы) от 10-15 лет. Сроки владения и год выпуска авто проверяется по ПТС и по базе данных ГИБДД.

Транспортный налог устанавливается на региональном уровне. Приведенный выше список обязывает региональные власти освободить владельцев указанного транспорта от уплаты налога на него. Ст. 356 НК РФ утверждает право региональных властей не только устанавливать ставки транспортного налога, но и определять льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Правом на предоставление льгот разные регионы пользуются по-разному. Чаще всего от транспортного налога освобождаются:

  1. Самоходных сухопутных транспортных средств (автомобили, мотоциклы, снегоходы, мотосани, трактора и т.п.), независимо от того колесные они или гусеничные.
  2. Водных транспортных средств, в том числе и с несамоходных (буксируемых).
  3. Воздушных транспортных средств.

Транспортный налог относится к региональным. Ставки налогообложения устанавливаются региональными законами. Средства налога поступают в региональный бюджет и используются в основном на поддержание и развитие транспортной инфраструктуры. Налог на транспорт должны платить все его владельцы. Однако некоторые категории владельцев транспортных средств в силу общественной значимости их работы или личных заслуг, могут быть освобождены от уплаты транспортного налога на федеральном или региональном уровне.

Выше перечислены все случаи, позволяющие не платить транспортный налог или уменьшить его размер законно. Если уклоняться от уплаты налога, на него будут насчитывать пени, а в конечном итоге подадут на владельца транспорта в суд и взыщут долг в принудительном порядке.

Если найти силы и время, их можно снять с регистрации и перестать платить транспортный налог. Кроме того, в настоящее время, автотранспорт можно продать по простому письменному договору. Пока новый владелец не переоформил транспорт на себя, машина числится на старом владельце и требует уплаты налога.

Какие изменения ждут транспортный налог в 2023 году

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года или за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Изменения были внесены в ст. 363 НК РФ Федеральным законом от 15.04.2023 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”» (далее – Закон № 63-ФЗ).

Причем списание или уничтожение транспортного средства без прекращения его регистрации в органах, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию транспортных средств, не освобождает от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога (Письма ФНС России от 26.10.2023 № БС-4-21/20949@, Минфина России от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269). Этот вывод подтверждает и арбитражная практика, в частности Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457.

Отсрочка по уплате транспортного налога предоставляется по решению налогового органа по месту нахождения заинтересованного лица на срок, не превышающий один год. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации (ст. 63 НК РФ).

С января 2023 года регионы не будут устанавливать сроки уплаты транспортного налога организациями. Соответствующие изменения в ст. 356 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.09.2023 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Транспортный налог в 2023 году

Налоговой базой при расчете транспортного налога служит мощность автомобильного двигателя в л. с. Региональные власти самостоятельно устанавливают «стоимость» одной лошадиной силы, опираясь на таблицы с размерами налога для различным типов транспортных средств из НК РФ.

В августе 2023 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2023 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2023 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

Adblock
detector