Научная Статья Источники Административного Права В Зарубежных Странах

Предмет, методы, источники и система административного права

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Франция считается родиной административного права. Здесь раньше, чем в других западных странах сформировался бюрократический аппарат государственного управления, а вместе с ним и массив административного законодательства. Французское право относят к той же правовой системе, что и российское. Базовым источником административного права Франции являются положения Конституции 1958 г., относящиеся к Президенту и Правительству республики, которые осуществляют исполнительную власть совместно. Ординарными источниками служат законы, а также декреты Президента и Правительства, наделенные широкими нормотворческими полномочиями. Немало норм устанавливается нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, других органов управления. К источникам данной отрасли права французские юристы причисляют также судебную практику (это уже особенность). Административные суды, прежде всего высший из них — Государственный Совет в своих решениях по конкретным делам при определенных обстоятельствах могут устанавливать новые правовые нормы.

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

Источники административного права зарубежных стран

В каждой развитой стране множеством законов регулируются все важнейшие стороны организации и деятельности органов в исполнительной власти и местного управления, вопросы участия в административном процессе частных лиц и судов. Среди них, например, итальянский Закон о деятельности правительства и организации бюро совета министров 1988 г. и японский Закон о кабинете 1947 г.; британские законы о местном управлении 1972 и 1985 гг. и японский Закон о местном самоуправлении 1947 г.; германский Федеральный закон о чиновниках 1953 г. и французский Общий устав служащих государства и местных сообществ, который содержится в четырех законах 1983-1986 гг.; германский Закон об административной процедуре 1976 г.; канадский Закон о нормотворческой процедуре 1971 г.; египетский Закон о Государственном совете (высший административный суд страны) 1972 г.; японский Закон о процедуре рассмотрения административных дел 1962 г.; канадский Закон о процедуре судебного контроля 1971 г. и Административно-процессуальный кодекс КНР 1989 г. (все эти последние три закона регулируют конечную стадию административного процесса — рассмoтpeниe общими судами жалоб на неправомерные действия административных учреждений).

В континентальной правовой семье устанавливается иерархия законов, среди них следует выделить конституционные законы или органические законы. Например, в Италии конституционные законы решают наиболее значимые вопросы. Органические законы принимаются на основе прямого указания Конституции.

В цивилизованных странах суды обладают высшей юридической властью, поскольку в соответствии с законом или обычаем они являются последней инстанцией, решающей правовые споры. Их толкование конституции, законов и других нормативных актов является самым авторитетным, окончательным. Отсюда то уважение, с которым относятся к их решениям по конкретным делам. Возьмите любой американский или английский учебник или иную работу по праву, и обычно почти на каждой странице вы найдете несколько ссылок на постановления судов, цитаты из них и из выступлений отдельных судей, а нередко и большие выдержки из судебных протоколов. Юристы, и практики, и ученые, занимаясь каким-либо вопросом, прежде всего, как правило, анализируют судебную практику. В выступлениях судей и решениях судов делается обычно основательный анализ норм конституции, законов, подзаконных актов, судебной практики, трудов видных ученых. И этого часто бывает достаточно, чтобы занять определенную позицию по тому или иному спорному вопросу.

Возможность издания конституционных законов предусмотрена конституцией Италии. Конституция Франции относит к числу особых законов органические и финансовые законы. В Японии особые законы называются основными. Как пишет проф. Козырин А.Н., японские «основные законы определяют общее направление правовой политики и правовые принципы в соответствующей сфере, а конкретные мероприятия регулируются «обычными» законами». В КНР особые законы носят название органических; они устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов, в том числе и административных.

В Конституции США мало административно-правовых норм. Военные полномочия президента не относятся к АП. Полномочия судов – нормы АП (в плане контроля над исполнительной властью). Статья 3. Со временем функции государства расширились. Помимо полицейской, появились и социальная, и культурная функции. В Конституциях Франции, Германии, Италии, Испании, Японии содержится большее количество норм, являющихся источниками административного права. В Конституции Японии излагаются полномочия кабинета министров, структура правительства. Статья 92 Конституции Италии определяет состав правительства Италии. Латиноамериканские конституции также более подробно регламентируют организацию административных учреждений. Делегированное законодательство – важная часть функций многих правительств в зарубежных странах в отличие от России.

Принципы АП в зарубежных странах

Принципы АП — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом, определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов, действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций. Принципы административного права должны объективно отражать сущность административного права, его наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и других видов административной деятельности органов исполнительной власти и их государственных служащих, нормативно закрепляют их. Принципы административного права устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления. Отсутствие правовых принципов АП влечет за собой появление элементов произвольности, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

В США прецедентами становятся решения Верховного суда США и верховных судов штатов, а иногда и решения низовых судов; в Великобритании — это главным образом решения трех инстанций ее Верховного суда: Высокого суда, Апелляционного суда и палаты лордов; во Франции — решения Государственного совета (высшего административного суда страны); в Германии — решения Федерального административного суда, в Италии — решения Государственного совета, в Японии — решения Верховного суда; в Египте — решения Верховного административного суда, суда административной юстиции и других подразделений Государственного совета.

Важнейшим источником АП является судебная практика, судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, ставшие образцами для разрешения судами аналогичных дел. В США, Великобритании, Франции и во многих других зарубежных странах суды стали главными творцами современного АП. Такое явление было вызвано тем, что они первыми столкнулись с недостаточным, а нередко просто с неясным и противоречивым законодательным регулированием административной деятельности и начали активно формулировать процессуальные и даже материальные нормы административного права.

1.Принцип законности (администрация не может предпринимать каких-либо решений без законодательного разрешения). В странах континентальной правовой семьи разделяется на: принцип верховенства закона (законы как акты высшей юридической силы являются первичным источником права) и принцип основанности на законе (полномочия административных органов предоставлялись на основе закона)

Значительное место среди источников административного права в странах общего права занимают обычаи. Особенно заметно их влияние в Великобритании. Здесь устоявшимися веками обычаями регулируются в отдельных случаях полномочия и порядок деятельности административных и судебных органов. Так, например, на обычаях базируется ряд полномочий исполнительной власти. В таких случаях англичане говорят о прерогативе Короны, т.е. о полномочиях Короны, принадлежащих ей издавна. Причем, если принимается закон, в котором это полномочие упоминается, оно перестает быть полномочием, основанном на прерогативе, а становится полномочием статутным, т.е. полномочием, вытекающем из акта парламента. Королевской прерогативой является в Англии, в частности, гражданская служба, которая регулируется не законами, а подзаконными актами, издаваемыми кабинетом и министрами.

Вам будет интересно ==>  Кбк на налог на землю 2023

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

Различные аспекты административной деятельности зарубежных стран достаточно хорошо исследованы в юридической науке. Этой теме посвящено значительное количество трудов. Наиболее глубокими и фундаментальными исследованиями в этой области являются работы Агафонова С.И., Баранчикова В.А., Василенко И.А., Глушко Е.К., Тимошенко И.Г. и многих других.

Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со второй половины 80-х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования, зарубежного опыта. Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования иностранных моделей государственного управления. В вопросе о заимствованиях позитивных наработок зарубежного административного права должны соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость рецепируемых норм и реалий российской правовой системы.

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административная наука Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регу-лирует практически, все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

6. Особенности функционирования: публичных корпораций в Великобритании; независимых агентств в США; независимых административных органов, публичных учреждений управленческого и промышленно-торгового характера во Франции; административных учреждений в Швеции.

7. Развитие административного права и науки государственного управления во второй половине ХХ в. Новые информационные технологии в государственном управлении. Планирование и программирование, универсализация принципов и методов государственного управления. Становление англосаксонской системы административного права. Формирование национального административного права в странах Азии и Африки.

2. Систематизация научных знаний о государственном управлении в Западной Европе в рамках полицейских наук. Формирование полицейского права. Регулирование управленческих структур, мер прямого принуждения. Камеральные науки в Австрии и Германии в XVII – XVIII вв. Наука государственного управления во Франции. Критика абсолютистского государственного аппарата.

3. Министерства как органы специализированного управления. Отраслевой и предметно-целевой принципы организации министерств. Классификация министерств: административно-политические, хозяйственно-экономические и социально-культурные министерства. Отраслевые министерства и суперминистерства. Система министерств. Особенности системы министерств в Великобритании, Франции, Германии, США, Японии, Швеции.

5. Значение нормативизма для развития административного права и науки государственного управления. Обоснование необходимости закрепления особого статуса государства в управленческих отношениях. Формулирование принципов централизации и децентрализации. Систематизация законодательства. Формирование континентальной системы административного права.

Административное право зарубежных стран на примере Франции

Позже произошла трансформация административного права в отдельную автономную отрасль в странах англосаксонской правовой системы, когда расширение государственного присутствия в экономике и общественной жизни начало требовать укрепить аппарат административной власти при помощи норм, которые выполняют регулирование деятельности только управленческих органов.

Конституция Франции, которая действительна на сегодняшний день существенно смягчила законодательную власть и усилила роль президента и правительства. Теперь они наделены полномочиями, выпускать нормативные акты, при этом Национальное собрание обладает возможностью предоставления президенту права принимать акты, изменять что-либо в действующих законах либо отменять их.

Среди всех сообществ больше всего выделяется общин, так как они ближе всего к населению, меньше централизованы, наиболее демократичны. Общий устав определяет правовое положение общин. Подобные общины следят за водоснабжением, очистными сооружениями, рынками, ярмарками, скотобойнями, муниципальными библиотеками и музеями, похоронными бюро и кладбищами, нечасто – учебными заведениями. Однако бывают ситуации, когда такие общины могут вмешаться в хозяйственную и иную деятельность частных лиц.

Таким образом, польза в изучении правового и правоприменительного опыта стран за рубежом, как в области административного права, так и иных отраслей права, несомненно, проявляется в форме положительного влияния на формирование и улучшение внутреннего права и может быть полезной во время принятия конструктивных решений в данной области.

Управление государством и деятельность исполнительных органов это и есть сфера регулировки административного права. Большую роль административное право играет в государстве. Его нормы распространены на хозяйственную, социальную и культурную сферы, административные и политические отношения.

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО, од­на из функ­цио­наль­ных от­рас­лей пуб­лич­но­го пра­ва пра­во­вых сис­тем со­вре­мен­ных ци­ви­ли­зо­ван­ных стран; со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих об­ществ. от­но­ше­ния в сфе­ре гос. управ­ле­ния, т. е. ис­пол­ни­тель­ной и рас­по­ря­ди­тель­ной дея­тель­но­сти гос. ор­га­нов и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния при осу­ще­ст­в­ле­нии ими пуб­лич­но-вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Пред­ме­том А. п. яв­ля­ют­ся об­ществ. от­но­ше­ния, скла­ды­ваю­щие­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях гражд. об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва в про­цес­се дея­тель­но­сти пре­им. ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и иных гос. ор­га­нов, а так­же ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, гос. и му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих при осу­ще­ст­в­ле­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ох­ра­няе­мых за­ко­ном прав и ин­те­ре­сов хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов в це­лях обес­пе­че­ния без­опасно­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, всех форм соб­ст­вен­но­сти, реа­ли­за­ции внеш­не­по­ли­тич. и внеш­не­эко­но­мич. функ­ций го­су­дар­ст­ва и обо­ро­ны стра­ны. К пред­ме­ту А. п. от­но­сят­ся и те об­ществ. от­ноше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. дея­тель­но­сти ор­га­нов пра­во­су­дия (про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях).

Административное право зарубежных стран

Американскую юриспруденцию интересует в административном процессе не учреждения, а главным образом частное лицо, прежде всего его права на участие в этом процессе и те возможности, которые предоставляются этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы процедуры в административном праве США являются доминирующими. Такое административное право следует, скорее, именовать «административно- процессуальным».

Большую роль в создании административного права сыграла законодательная деятельность легислатур. На федеральном уровне отправной точкой можно считать 1887 г., когда был принят Закон о междуштатной торговле, учредивший первое независимое ведомство (агентство) — Комиссию междуштатной торговли. Нормотворчество Конгресса США было особенно значительным в 30-е и последующие годы при президенте Ф.Д. Рузвельте и его преемниках. В это время было издано множество законов, учредивших новые независимые ведомства и определивших их структуру, компетенцию и порядок деятельности. Законами была усилена также традиционная исполнительная ветвь правительства. Были созданы новые департаменты (министерства) и расширены старые.

Конституции могут быть признаны в качестве источников административного права с суще ственной оговоркой, поскольку они, как правило, не формулируют принципов или норм административного права. Последнее было создано судами, а также Конгрессом США и легислатурами штатов фактически вопреки основным законам. Конституции по отношению к административному праву содержат главным образом ограничительные положения. Основные законы указывают пределы, которые не должны переступать законодатели — при формулировании ими норм административного права, администрация — в ее деятельности и суды — при осуществлении ими контроля, как над легислатурами, так и над администрацией. Принцип разделения властей, положенный в основу этих конституций, хотя на деле и не воспрепятствовал легислатурам в передаче администрации части законодательных и судебных полномочий, а судам — в санкционировании подобной практики, все же сдерживает процесс передачи ничем не ограниченных полномочий.

Нормотворческая активность американских судов особенно усилилась в 60-е и последующие годы. Они стали рассматривать себя в качестве органов, осуществляющих правовые реформы, которых требует общественность и которые не проводятся законодательными органами. Так, в 60-х годах суды штатов начали наступление на доктрину суверенного иммунитета правительственных учреждений штатов, в соответствии с которой учреждения не несли имущественной ответственности за ущерб, причиненный их сотрудниками, что привело к существенным изменениям в этой области. Судами также был значительно расширен круг лиц, которые могут принимать участие в административном процессе и обжаловать решение администрации в суд.

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности. Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.
В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

Вам будет интересно ==>  Правильность заполнени 30ндфл в 2023 за 2023 при покупке квартиры с остатком от предыдущего года

Как правило, срок ответа по поводу раскрытия документа устанавливается в 30 дней со дня подачи запроса. При наличии уважительных причин руководитель имеет право увеличить этот срок еще на 30 дней. Если их оказывается недостаточно, он может принять решение о раскрытии лишь части документа, сообщив подателю запроса сроки предоставления остающейся информации .

В США принят Закон «О свободе информации» (1966 г.). Как отмечает Г.И. Никеров, «американцы приложили большие усилия к тому, чтобы сделать административный процесс открытым, доступным для всех заинтересованных лиц, для широкой общественности, с тем чтобы оградить население от произвола бюрократии. Это делается путем широкого информирования граждан о том, чем администрация занимается контролем граждан за заведенными на них делами путем проведения открытых заседаний коллегиальных органов и открытых слушаний в учреждениях нормотворческих и квазисудебных дел» .

Указанные принципы соблюдаются уже и в ряде государств СНГ. В соответствии с Законом «Об административных процедурах» Республики Казахстан граждане обязаны предоставлять государственным органам и должностным лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты; устанавливается минимальный срок реализации прав и обеспечения законных интересов граждан, а также минимальное число инстанций, с которыми согласовывается проект решения по реализации прав граждан. Закон «Об административных процедурах» Республики Казахстан под административной процедурой понимает:

См.: Законодательное регулирование административных процедур в странах Западной Европы и Японии. Подготовлено Информационно-аналитическим управлением аппарата Государственной Думы. М.: Информационно-аналитическое управление аппарата Государственной Думы, 2004. С. 8.

В Канаде принят целый комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих режим административных процедур, в частности Закон «О доступе к информации» (1982 г.). Кроме того, в Канаде действует Модельный закон «Об административной процедуре», данный законодательный акт определяет перечень административных действий, совершение которых должно подчиняться единым стандартам.

Научная Статья Источники Административного Права В Зарубежных Странах

В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.

Административное право в зарубежных странах возникло в Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности.

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

Франция считается родиной административного права. Здесь раньше, чем в других западных странах сформировался бюрократический аппарат государственного управления, а вместе с ним и массив административного законодательства. Французское право относят к той же правовой системе, что и российское. Базовым источником административного права Франции являются положения Конституции 1958 г., относящиеся к Президенту и Правительству республики, которые осуществляют исполнительную власть совместно. Ординарными источниками служат законы, а также декреты Президента и Правительства, наделенные широкими нормотворческими полномочиями. Немало норм устанавливается нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, других органов управления. К источникам данной отрасли права французские юристы причисляют также судебную практику (это уже особенность). Административные суды, прежде всего высший из них — Государственный Совет в своих решениях по конкретным делам при определенных обстоятельствах могут устанавливать новые правовые нормы.

Великобритания, как и другие страны англосаксонского права, имеет глубокие демократические традиции и развитые институты публичного самоуправления, что не могло не сказаться на характере административно-правовой системы. Последняя сформировалась лишь в прошлом веке. Конституционные законы этой страны — Билль о правах (1689), Habeas corpus act (1679) — обязывают исполнительную власть соблюдать права граждан. Парламентский закон 1947 г. об исках к короне устанавливает ответственность государственной администрации за вред, причиненный ее служащими.

С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торгово-экономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административная наука Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регу-лирует практически, все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

Различные аспекты административной деятельности зарубежных стран достаточно хорошо исследованы в юридической науке. Этой теме посвящено значительное количество трудов. Наиболее глубокими и фундаментальными исследованиями в этой области являются работы Агафонова С.И., Баранчикова В.А., Василенко И.А., Глушко Е.К., Тимошенко И.Г. и многих других.

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

Тема 8

В Германии административно-юрисдикционная деятельность* регламен­тирована Федеральным законом от 25 мая 1976 г. (в новой редакции от 21.09.1998 г.) «Об административных процедурах», а также и иными процес­суальными правилами. Например, Федеральными законами от 25 мая 1965 г. «О судопроизводстве по финан­совым делам» (с последующими измене­ниями), от 24 августа 1987 г. «О судопроизводстве по дисциплинарным де­лам», от 15 июня 1975 г. «О судопроизводстве в судах по социаль­ным де­лам». Производство в административных судах ведется на основе норм, дей­ствующих в гражданско-процессуальном производстве, в рамках судебной или квазисудебной процедуры.

Еще одной особенностью административного права Великобритании яв­ляется при­менение в административном процессе неформальных процедур и сравнительно большое участие в нем непрофессионалов, в частности не юри­стов, и отсюда как бы камерный, до­машний характер этого процесса.

Наиболее обширным источником и по числу актов, и по их объему яв­ляются процессуальные акты административных учреждений. Обычно они называются правилами процедуры и на уровне федерации подлежат с 1935 г. обязательной публикации в правительственном вестнике «Федерал Рэджи­стэр», выходящем ежегодно на нескольких десятках тысяч страниц. Помимо того, эти акты помещаются в Свод федеральных предписаний – систематиче­ское собрание всех действующих административных нормативных актов. Это собрание, более обширное, чем Свод законов США, переиздается полностью по мере необходимости. Следствием непубликации административного акта, который должен быть опубликован, является его недействительность.

В XIV поправке также говорится о надлежащей правовой процедуре, но уже приме­нительно к штатам. При этом такая процедура обязательно включает в себя два элемента: оповещение и слушание, т.е. оповещение всех заин­тересованных лиц о предстоящем рас­смотрении их дела и предоставление им возможно­сти участвовать в его рассмотрении.

Детально урегулированы все стадии квазисудебного процесса: расследо­вание дела, включая сбор информации, подготовка дела к слушанию, прове­дение слушания, принятие решения и его обжалование по административной лестнице и в суды. В квазисудебной деятельности наиболее ярко проявляется характерное для административных учреждений совмещение функций сле­дователя и судьи. В квазисудебном процессе максимально строго применя­ются конституционное требование о соблюдении надлежащей правовой про­цедуры, т.е. об оповещении всех заинтересованных по делу лиц и выслуши­вании их перед принятием решения.

Административное право зарубежных стран

Административное право в зарубежных странах возникло в Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности. Вначале на европейском континенте (XIX в.), а позднее в Англии и США (XX в.) возникает комплекс правовых норм,

регулирующих организацию исполнительной власти, правовое положение ее органов, их отношения с частными лицами.
В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.

Вам будет интересно ==>  Какой налог будет на квартиру в 2023 году

В Великобритании административное право долгое время не признавалось в качестве самостоятельной отрасли права. Вплоть до конца прошлого века вмешательство государства в общественную жизнь было сравнительно незначительным, страна не имела постоянной армии, аппарат исполнительной власти был небольшим. Усиление активности государства в XX в., увеличение числа органов управления, рост количества служащих привели в итоге к формированию комплекса правовых норм, регулирующих организацию и деятельность административных учреждений.
Для британского административного права характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой системы управления. Ими являются: верховенство парламента, разделение полномочий между администрацией и судами, ответственность министров, господство права.
Парламент — высший государственный орган Великобритании. Принимая законы, он формирует право страны, в том числе и административное. Суды не имеют и не признают за собой полномочий объявить акт парламента неконституционным, тем более, что конституции как единого документа в Великобритании нет и новый закон может изменить или отменить любой старый и стать составной частью британской конституции. Суды поэтому путем утонченного (иногда очень вольного) толкования закона ищут окольные пути для того, чтобы «поправить» временами законодателя, когда закон, по мнению судей, окажется сформулированным не совсем удачно.
Англичане считают, что сфера деятельности министров — это принятие и осуществление политических решений. Сфера судебной деятельности — не политика, а право. Администрация принимает политические решения, опираясь на факты, которыми она располагает. При этом она должна руководствоваться законами, действовать в их рамках. Суд, проверяя по жалобе потерпевшего административные действия, уделяет основное внимание правовой стороне спора, контролирует то, как действия администрации вписываются в нормы права.
Министры — главные представители государства. Они отвечают за все в своей сфере: за собственные действия и действия подчиненных им служащих. Все претензии к центральным правительственным органам в конечном счете адресуются им. Перед парламентом министры несут политическую ответственность — вплоть до ухода в отставку. Перед судами они несут юридическую ответственность за незаконные действия, свои и своих подчиненных.
А. Дайси, крупнейший теоретик английского конституционного права конца прошлого — начала нынешнего века, считал, что господство права означает: 1) недопущение злоупотребления администрацией ее властью; 2) подчинение всех подданных страны ее законам и судам; 3) защита прав и свобод граждан судами. На протяжении веков суды являются главными защитниками частных лиц от произвола властей любого вида. Рассматривая конкретные дела по жалобам частных лиц на действия администрации, путем анализа и толкования законов, опираясь на фундаментальные принципы естественного права и правосудия, суды сыграли главную роль в создании англосаксонского права вообще и административного права в частности.
Таким образом, если подойти к оценке британского административного права с учетом положения в административном процессе различных ветвей государственной власти, то можно сказать, что для него характерно политическое верховенство парламента и юридическое — судов, действующих в рамках законов.
Англичане полагают, что главная задача административного права — это поддержание равновесия между необходимостью иметь эффективную административную власть и защитой отдельных лиц и общества в целом от злоупотребления этой властью. Соответственно этому правовыми нормами должны быть установлены пределы административной власти, ее субъекты и процедура их деятельности.
Еще одной особенностью административного права Великобритании является применение в административном процессе неформальных процедур и сравнительно большое участие в нем непрофессионалов, в частности неюристов, и отсюда как бы камерный, домашний характер этого процесса.
Характерным для источников британского права, в том числе и административного, является отсутствие конституции как единого документа и большая роль освященных веками обычаев — обычного, или общего, права. С учетом этого источниками административного права Великобритании являются законы (конституционные и обычные), обычаи, решения судов по конкретным делам и административные нормативные акты.
Среди конституционных законов, которые имеют непосредственное отношение к деятельности администрации, следует отметить такие старинные акты, как Закон (Акт) о хабеас корпус 1679 г. и Закон (Билль) о правах 1689 г. Эти законы налагают на исполнительную власть обязанность уважать и соблюдать права граждан на жизнь, свободу и собственность. К числу обычных законов нужно отнести прежде всего следующие: 1) законы о местном управлении 1972 и 1985 гг., которыми была оформлена последняя реформа системы местного самоуправления, значительно упростившая и унифицировавшая ее; 2) Закон об актах делегированного законодательства 1946 г., который установил порядок принятия и публикации административных нормативных актов, издаваемых по уполномочию парламента; 3) Закон о трибуналах и расследованиях 1958 г., замененный затем в 1971 г. новым законом с таким же названием, который стал первым общим законом, регулирующим организацию и деятельность британской административной юстиции — административных трибуналов и министерских расследований; 4) Закон об исках к короне 1947 г., который подытожил практику судов по делам об ответственности администрации за вред, причиненный ее служащими.
По-прежнему значительное место среди источников занимают обычаи. Так, ряд своих полномочий исполнительная власть черпает не в законах, а в прерогативе короны — власти, принадлежащей ей по обычаю. Среди них, например, ее право регулировать вопросы гражданской службы. Так же на обычае основывается уходящее корнями в раннее средневековье право судов решать окончательно все спорные вопросы права.
Множество норм административного права сформулировано судами в ходе рассмотрения и решения ими дел по жалобам частных лиц на неправомерные действия администрации. Их решения по конкретным делам становятся часто образцами (прецедентами) для рассмотрения в последующем аналогичных дел. Нормами такого прецедентного права суды, прежде всего, очертили свои собственные полномочия по контролю над администрацией: случаи обращения частных лиц в суды, формы такого обращения, глубину проверки судами административных действий. Судебная практика находит нередко свое подтверждение в законах и подзаконных актах.
И, наконец, обширным источником права являются административные нормативные акты: приказы короны в Совете; циркуляры, инструкции, приказы и иные предписания министерств и ведомств; акты органов местного самоуправления; решения администрации по отдельным делам, ставшие административными прецедентами.

Административное судопроизводство в Европе

Административной юстицией во Франции признается деятельность специализированных органов, то есть административных трибуналов, административных апелляционных судов, либо Государственного совета, по разрешению споров, которые относятся к управленческой деятельности публичной власти.

Есть и такие государства, в которых происходит классификация административных процедур по сферам деятельности административных органов, например: административные процедуры в сфере экономики, либо административные процедуры исполнительного производства и пр.

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой определяется, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в действующем законодательстве Российской Федерации закреплено существование административного судопроизводства.

Разные государства с давних пор пытались регламентировать работу государственного аппарата, однако, правовая консолидация порядка административной деятельности проявляется лишь на определенной ступени развития государственности, как правило, только для того, чтобы ограничить абсолютную власть монарха.

На вопрос, какой цели добивается установление административных процедур и почему органы публичной власти обязаны им следовать при принятии административных решений, Х. Соле рекомендует разделять административные процедуры в соответствие с определенными функциями, такими как:

6. Особенности функционирования: публичных корпораций в Великобритании; независимых агентств в США; независимых административных органов, публичных учреждений управленческого и промышленно-торгового характера во Франции; административных учреждений в Швеции.

5. Классификация функциональных децентрализованных учреждений по функциям (регулирующие, координирующие, распределяющие, клиентские и примирительные); по сфере действия (национальные, региональные и местные); по срокам действия (постоянные, временные и специальные); по характеру полномочий (властные и консультационные).

3. Предмет административного права. Особенности предмета административного права в странах континентальной правовой семьи. Особенности определения предмета административного права в странах англосаксонской правовой семьи. Предмет административного права в США и Великобритании.

1. Понятие местного управления и местного самоуправления. Характерные черты местного самоуправления. Субъекты местного управления и местного самоуправления в странах англосаксонской и континентальной правовых семей. Территориальная подведомственность органов местного управления и местного самоуправления. Организационная и функциональная самостоятельность органов местного самоуправления.

6. Социологическое направление в науке государственного управления. Производительные и социальные задачи государственного управления и административного права в начале ХХ в. Поведенческая школа в науке управления. Новый этап развития административного права в странах континентальной правовой семьи. Возникновение административного права в англосаксонских странах.

Adblock
detector