Предмет метод права

В конечном итоге совокупность приемов, способов, составляющих содержание метода общей теории права и государства, определяется основной задачей данной науки – воспроизвести ее предмет, познать право и государство как составные части общества и раскрыть законы, по которым данные явления возникли, развивались и действуют в современном обществе.

Общая теория права и государства – фундаментальная учебная и научная дисциплина, которая вводит студента в мир права и государства, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для практической работы. Студент также знакомится с научным подходом к изучению и пониманию права и государственно-правовых явлений, изучает закономерности исторического движения и функционирования права и государства, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Метод образует самостоятельный компонент общей теории права и государства. По своему непосредственному содержанию он представляет собой определенную совокупность приемов, способов познания предмета и объекта данной науки, содержание которых составляет набор правил, принципов, ориентирующих, как следует поступать познающему субъекту при осуществлении той или иной исследовательской процедуры.

Метод – это необходимый компонент общей теории права и государства, представляющий собой целостную, сложную систему приемов, способов, используемых для познания предмета данной науки, раскрытия закономерностей функционирования и развития права и государства во всей их полноте и всесторонности.

Предмет общей теории права и государства представляет собой систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования права и государства, а также иных закономерностей (экономических, политических, социологических), которые влияют на действие и развитие права и государства как явления общественной жизни. В то же время, совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает общая теория права и государства в процессе познания своего предмета, понимается как объект данной науки.

Предмет права СО не является однородным, в него водят различные группы материальных правоотношений – это означает, что нет единого правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого можно было бы реализовать право на соц-ое обеспечение в полном объёме.

Отраслеобразующие факторы (не единственные конечно, если подходить к этим вопросам с позиций теории гос-ва и практики: преподаватель считает, что надо добавлять функции; массив законодательства; довольно высокая степень кодифицированности; общественная потребность в самост-ом регул-ии той или иной отрасли).

Предмет права СО – это совокупность имущественных социально-обязательственных отнощений между гражданами и органами СО по поводу, предоставления денежных выплат и оказания социальных услуг за счёт средств бюджета, внебюджетных социальных фондов в целях компенсации утраченного дохода или для оказания социальной помощи в случаях, законодательно закреплённых случаях, на безвозмездных или возмездно-неэквивалентных условиях, а также неимущественные отношения процедурного и процессуального характера.

Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права

Для гражданского права характерен в основном диспозитивный метод, дающий возможность определять характер взаимоот­ношений по своему усмотрению. Они имеют также возмож­ность выбора между несколькими вариантами поведения. Однако в гражданском праве присутствуют не только дозволения, но и запреты и обязанности. Защита нарушенных гражданских прав, если они добровольно не восстанавливаются другой сто­роной, осуществляется в судебном порядке путем обращения по­терпевшего в суды общей юрисдикции, арбитражные или третей­ские суды.

— принцип равенства участников гражданских правоотношений. Они независимы друг от друга в имущественном отношении и не имеют административно-властной подчиненности по отноше­нию друг к другу даже в тех случаях, когда одним из участни­ков является публичное образование (например государство);

— принцип недопустимости вмешательства в частные дела. У каждо­го есть право на неприкосновенность частной жизни, личной и семей­ной тайны; защиту своей чести и доброго имени. Государственные и муниципальные органы могут вмешиваться в частные дела только в случаях, прямо предусмотренных законом;

— принцип свободы договора. Участники гражданских правоотноше­ний самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях. Участники могут заключать договоры как предусмотренные ГК, так и не предусмотренные им, однако не противоречащие общим началам гражданского законодательства. Возможно и заключение договоров, состоя­щих из элементов различных договоров;

— обязательственные отношения, связанные с переходом матери­альных благ от одного субъекта гражданского права к другому и регулирующие имущественные отношения в динамике. Они возникают из договоров (купля-продажа, мена и т. д.); воз­можны и внедоговорные обязательственные имущественные от­ношения (например, в результате причинения вреда).

4. защита нарушенных гражданских прав как мера возможного поведения управомоченного лица, которая включает ряд возможностей, обеспечивающих реализацию субъективного права на различных ее этапах и в различных ситуациях. Участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты. В частности, в этом проявляется равенство участников и диспозитивность норм гражданского права. Так, участники гражданских правоотношений могут защищать свои нарушенные права непосредственно в момент их нарушения посредством самозащиты (сг. 14 ГК РФ) либо путем применения предусмотренных законом мер оперативного воздействия по собственной инициативе. Кроме того, закон предусматривает судебную защиту гражданских прав (ст. 11 Г К РФ) как основной способ защиты нарушенных прав, когда спор между сторонами разрешает орган, не связанный в административном отношении ни с одной из сторон. При этом потерпевший, обращаясь в компетентные государственные или общественные органы с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, может задействовать механизм гражданско-правовой ответственности. Зашита гражданских прав в административном порядке применяется в виде исключения;

3. имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений, обусловленная характером этих отношений. Это означает, что в большинстве имущественных отношений они выступают в качестве обладателей обособленного имущества, наделенных распорядительной самостоятельностью. Так, право обладать имуществом и совершать сделки с ним входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Что касается юридического лица, то его имущественная обособленность закреплена законодателем в качестве конституирующего признака (абз. 1 п. 1 ст. 48 ГК РФ);

5. гражданская ответственность характеризуется тем, что имеет компенсационную направленность, отвечающую принципу полного возмещения убытков или вреда, т. е. воздействие оказывается не на личность правонарушителя как таковую, а на его или указанных в законе третьих лиц соответствующие имущественные сферы. Аналогичным требованиям отвечает защита личных неимущественных прав, которая предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например денежную компенсацию (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Иными словами, для гражданского права важны не штрафные меры, а восстановление имущественно- или личности о-право во го положения, которое существовало до факта правонарушения.

Чтобы отграничивать предмет гражданско-правового регулирования от круга отношений, регулируемых иными отраслями права, необходимо учитывать метод правового регулирования. В теории права под ним понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ — неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство — ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Предмет и метод государства и права: понятие и особенности

Государственное принуждение— это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Государственное принуждение бывает правовыми неправовым. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

К юридическим лицам относятся государственные, муниципальные, общественные, частные организации и государство в целом. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство субъектов организаций являются юридическими лицами. Юридическое лицо — это такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже. Юридические лица регистрируются государством.

Объект правоотношения — это то, на что воздействует правоотношение. Чаще всего в учебной литературе под объектом понимаются те блага, по поводу которых возникают правоотношения. Но более правильным, на наш взгляд, будет понимание под объектом правоотношения фактического поведения его участников.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Как писал украинский правовед Б.А-Кистяковский, «в правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нем как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её».

Предмет метод права

Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, определяющие: порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, режим и меру труда и отдыха, правила по охране труда и другие трудовые и непосредственно связанные с трудовыми отношения.

Система отрасли трудового права разделяется на 2 части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников и работодателей, К Общей части относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы ч. 1-2 ТК РФ.

Особенная часть строится по институтам как совокупность однородных групп правовых норм. К Особенной части относятся институты обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт трудового права — трудовой договор, институты, объединяющие нормы, которые регулируют другое вопросы трудовых отношений: рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантийные и компенсационные выплаты, трудовая дисциплина, охрана труда, затем располагаются институты, регулирующие отношения, непосредственно связанные, с трудовыми: материальная ответственность сторон, подготовка кадров и повышение квалификации, порядок разрешения трудовых споров, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Система науки, учебного курса трудового права своим предметом и целью имеет изучение норм трудового права, их развития. Наука трудового права изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право и международно-правовое регулирование труда, а также историю развития трудового законодательства.

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Вам будет интересно ==>  Кто освобождается от уплаты транспортного налога в москве в 2023 году

По Закону 1990 года трудовая «пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии» (статья 16). При этом «размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка» (исчисление пенсии без ИКП).

Исчисление пенсии пропорционально имеющемуся стажу производится следующим образом: определяется соответствующая полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа.

Статья 17 Закона 1990 года: «минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Понятие, предмет и метод общей теории права

1. диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания отрицания (в белорусской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

2. метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

2. метод сравнительного правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Предмет и метод образовательного права

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Правоотношения в сфере образования складываются под воздействием норм образовательного права. Но так как это — нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: педагогические, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и другие.

2. для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. При этом переход на следующий уровень связан не столько с возрастом, сколько с уровнем овладения знаниями. Начальное образование возможно с 6,5 до 8 лет и даже ранее.

Образовательное право –это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод включает в себя структурно- функциональный, который исходит из того, что государственно-пра- вовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает плохо.

В качестве общенаучного метода в курсе «Основы права» используются методы индукции и дедукции. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например. на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Так, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

Противоположный анализу прием — синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе таких отдельных институтов, как Президент, Парламент, Правительство, акимат, маслихат, министерство, создается общее представление о государстве.

Большое значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе — выявление преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т. д. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство.

Метод объективности означает, что государство и право и связанные с ними категории и понятия должны рассматриваться в комплексе тех проблем и процессов, которые являлись причиной того или иного явления, а не субъективно и односторонне, однобоко. В этом смысле метод объективности тесно связан с методом историзма.

Использование императивного и диспозитивного методов позволяет также сформировать нормативно-правовые документы в данной сфере, которые носили бы как обязательный, так и рекомендательный характер. Говоря о сфере международного права, необходимо отметить, что основные документы здесь носят рекомендательный характер. Международные документы приобретают обязательный характер, если они подписаны государствами, а также ратифицированы в установленной форме. Тогда за их нарушение следуют санкции.

Отдельные особенности данной отрасли права проявляются в сфере действия международных норм права, которая регулирует широкий круг правоотношений, в том числе и между государствами, выступающими в качестве субъектов международного права. Определенные особенности имеют обычаи международного права, особенности отношений субъектов, источники, а также специфика правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Несмотря на наличие различных методик правового регулирования международное право выступает в качестве самостоятельной и цельной правовой системы. В то же время, основываясь на нормах Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры выступают лишь в качестве составной части правовой системы России, при этом, обладая приоритетом по отношению к национальному законодательству, международные нормы не обладает приоритетом по отношению к нормам Конституции. Однако даже такое положение порождает значительные дискуссии в сфере международного права.

Говоря о роли международного права в современном мире, нельзя не отметить, что она постоянно растет. Это происходит в связи с тем, что ряд проблем и процессов постоянно повторяется, а государство не в силах разрешить, урегулировать их с помощью внутригосударственного права на территории одного государства.

Первый метод означает на специфику такого правового регулирования, при котором любые требования носят рекомендательный характер, то есть правовое регулирование основывается на правосознание субъектов права. При императивном методе применяются властные полномочия субъектов права, например, международных организаций, при котором субъекты права обязаны исполнять все требования, которые выдвигаются в отношениях них. Соответственно, у любых субъектов права имеются права и обязанности, то есть они обладают правоспособностью, дееспособностью, также имеется деликтоспособность, то есть способность отвечать за совершенные правонарушения.

Понятие, предмет и метод международного права

· Основная часть. Данная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.) В некоторых договорах статьями, а также разделами (главами, частями) могут даваться наименования.

Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Предмет и метод философии права; Определение предмета философии права

Здесь под правом понимается закон как сущность, т.е. присущий только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективный характер правовой системы, не зависящий от воли или произвола законодателя (государства), а под правом как официально-властным явлением понимается все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. т.е. общеобязательное право, все формы его выражения. т.е. общеобязательные предписания (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и поэтому могут соответствовать или не соответствовать сущности права (право как сущность). Другими словами, закон в контексте различия между правом и законом означает закон в собирательном смысле, то есть все, что имеет силу закона и является официально обязательным.

Вам будет интересно ==>  С какого момента наступает право собственности на недвижимость?

Формы внешнего проявления и практической реализации в эмпирической действительности формального равенства — это все реальные правовые явления нормативно-правового, институционально-властного и поведенческого характера, которые являются лишь различными формами внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, единого отличительного правового принципа, общеправового принципа формального равенства.

Таким образом, к правовым явлениям относятся все те реальные явления (официально установленное право, фактически существующее состояние, поведенческие акты различных субъектов общественной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и реализации требований этого принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не как эмпирические объекты, а только как правовые явления, как конкретизированные выражения формального равенства, то есть только в своих правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сути и природе) формах права, государства, поведения, отношений и т.д.

Сформулированное нами понимание предмета правовой философии с либертарно-правовой точки зрения имеет также общее значение в плане выявления, уточнения и определения когнитивно-семантического момента, общего для различных правовых доктрин, выражения их профессионального единства как различных концепций такой общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как правовая философия. Таким общим моментом, имеющим субъектообразующее значение для всей философии права (для всех ее концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое разграничение в праве конкретной правовой системы объективной природы (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и явления права, зависимого от субъективного фактора (воли и мнения законодателя, усмотрения или произвола чиновничьей власти и т.п.).

В этом смысле можно сказать, что любая философия права — это не только философское понимание и обоснование права, но и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях — в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и так далее. И чем глубже, яснее, точнее и адекватнее выявлен и определен объект философии права, тем выше, богаче и больше его теоретическое и практическое значение — как в позитивном смысле утверждения и освоения права, так и в критическом смысле разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).

Наконец, третья часть курса посвящена практике прав человека. Речь идет о сложном, противоречивом процессе их претворения в жизнь, как в планетарном, так и внутригосударственном аспекте. В этой части курса анализируются международно-правовые акты, законодательство отдельных государств, правозащитное движение, правоприменительная практика. В частности, дается оценка известным судебным процессам, сыгравшим существенную роль в утверждении идеи прав человека. Например, в делах Каласа (XVIII в.) и Дрейфуса (XIX в.) во Франции, Джо Хилла (XX в.) и Даниэля и Синявского (XX в.) в СССР отмечаются как позитивные факторы, связанные с победами человечества в борьбе против рабства, угнетения и эксплуатации, так и негативные, препятствующие реализации прав человека.

Общая теория государства и права, изучая проблемы личности в правовой системе, особое внимание уделяет теории субъективных прав гражданина как элемента правоотношения, однако не затрагивает прав человека в их соотношении с правами гражданина. В курсе истории государства и права рассматриваются возникновение и развитие различных типов государств и правовых систем, в том числе в историческом плане и вопросы правового статуса личности. История политических и правовых учений изучает политико-правовые теории, в рамках которых речь идет и о теоретических аспектах прав человека. В отличие от этих дисциплин новый предмет сосредоточивает свое внимание на вопросах развития прав человека в законодательстве, общественной практике разных стран мира, при этом историческое исследование ведется параллельно с изучением генезиса политико-правовых учений о правах человека и гражданина. В новом предмете эти исторические проблемы рассматриваются в связи с этическими, религиозными и философскими концепциями.

Методология учебного курса «Права человека». В политике, науке и других сферах общественной жизни утвердились три основных подхода к проблеме прав человека. Первый ясно сформулирован Всемирной конференцией по правам человека, проходившей в Вене в 1993 г.: «Права человека: знать их, требовать их, защищать их». В современных условиях многие государства, миллионы людей во всем мире признают ценность прав человека и выступают в их поддержку. Второй подход к проблематике прав человека, характерный для значительной части общества, проявляется в неверии, разочаровании, скептическом отношении к возможностям осуществления указанных прав на практике. Особенно это относится к странам, где существуют серьезные трудности с реализацией прав человека.

Отраслевые юридические дисциплины изучают различные виды прав гражданина: конституционное право — основные права и свободы гражданина (в аспекте конституционного законодательства), уголовно-процессуальное право — уголовно-процессуальные права и т.д. Новый предмет пользуется достижениями юридических наук, изучает проблему соответствия отраслевых субъективных прав гражданина в разных странах мира общепризнанным правам человека. Как известно, категория «достоинства человека» — одна из научных категорий этики, однако в указанной дисциплине проблемы достоинства человека не связываются с учениями о его правах.

Для данного учебного курса характерен диалектический подход к изучаемым проблемам. Это означает, что права человека познаются в их возникновении, развитии, с учетом противоречивого характера всех процессов их становления и реализации. Рассмотрение всех общественных явлений, научных понятий, связанных с правами человека, проводится в рамках системного анализа. Это, в частности, означает, что каждое право человека рассматривается не изолированно, а как элемент определенной группы или всей совокупности прав человека, где все элементы взаимосвязаны. Например, к весьма обширной группе гражданских прав человека, в частности, относятся такие, как право на личную свободу, неприкосновенность личности, свобода от рабства, свобода от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказания, свобода передвижения по стране и выбора места жительства. Сопоставление этих прав приводит к выводу, что они представляют не случайную совокупность, а определенную систему прав, обеспечивающих для человека возможность располагать самим собой, личную безопасность. Ограничение одного из этих прав ведет и к ограничению другого. Такой подход к правам позволяет уяснить их содержание, определить место каждого среди всех прав человека, разработать систему их гарантий.

7. Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, обусловленными непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений. Если каждая отдельная норма отличается статичностью, то системная совокупность норм, так или иначе, изменяется. Однако она не может обновляться сразу, целиком.

Научной мыслью прошлого и настоящего выдвинут целый ряд теорий о происхождении государства. Наиболее известны историко-материалистическая и теологическая теории, теория общественного договора, теория насилия, психологическая, ирригационная и ряд других теорий.

Теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев). Согласно этой теории, до появления государства было «естественное состояние», в котором люди имели естественные права (Руссо), или в котором велась «война всех против всех» (Гобс). Государство возникло как общественный договор между людьми. Как полагают исследователи, эта теория имела прогрессивное значение, поскольку была направлена против феодального государства. Однако сложно представить, что когда-либо могло состояться принятие юридического акта – общественного договора множеством людей при наличии разной направленности их интересов.

6. Право обеспечивается государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, охраны, предупреждения, ответственности и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленной законом процедурой.

1. Принцип демократизма, означающий, что единственным источником государственной власти в республике является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определяемых Конституцией.

Конституцией РФ гарантируется гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В Российской Федерации труд свободен, принудительный труд запрещен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

· сочетание централизованного и локального регулирования (централизованный порядок – устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, а при локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться);

  1. Императивный. По-другому его можно назвать методом властных предписаний. В его основе лежат различные способы принуждения. В частности, это обязанности, штрафы, запреты. Рассматриваемый метод предписывает гражданину поступать строго установленным образом, и никак иначе. Стоит заметить, что данный способ регулирования является преобладающим.
  2. Диспозитивный. В основе этого метода лежит равноправие сторон. Базируется он на согласиях позиций субъектов, координации, дозволениях. При диспозитивном методе человек может сам выбирать образец своего поведения. К примеру, каждому гражданину РФ предоставлены закрепленные в законах права и свободы. Пользоваться ими или нет, дело личное.
  1. Регулирование и обеспечение идеологического многообразия, суверенитета жителей страны, светского, а также социального характера государства. Кроме того, рассматриваемые юридические нормы обеспечивают сохранение основ конституционного строя РФ, принципы разделения власти, государственное верховенство Конституции.
  2. Законы регулируют взаимоотношения между людьми и государством, свободы и права гражданина и человека, а также гарантии их осуществления. Предмет конституционного права также определяет законные основы статуса лиц, имеющих или не имеющих российское гражданство, а также иностранцев.
  3. Рассматриваемые юридические нормы касаются таких сфер, как федеративное устройство РФ, верховенство федеральных законов, совместное ведение федерации и так далее.
  4. Предмет конституционного права предполагает регулирование функционирования органов местного управления, судебной власти, федеральной государственной власти РФ.
  • укрепление страны на уровне всех государственных структур и институтов;
  • единство конституционно-правового законодательства;
  • улучшение федеративного устройства РФ;
  • реализация законов о правах и свободах человека;
  • улучшение методов и принципов работы государственного аппарата;
  • формирование гражданского общества и многопартийности;
  • развитие законов, которые позволят утвердить местное самоуправление;
  • улучшение результативности конституционно-правового регулирования.

Подведем итоги. Рассматриваемые юридические нормы применяются ко всем разновидностям общественных отношений, которые формируются по факту принадлежности государственного правления, или же по способам и формам его реализации и организации. Предмет конституционного права предполагает установление определенного государственного режима. Что же касается духовной сферы, то рассматриваемые юридические нормы закрепляют идеологический плюрализм.

Итак, мы рассмотрели понятие, предмет и метод конституционного права. Стоит заметить, что данная совокупность юридических норм призвана не только устанавливать правила, но и следить за их исполнением. Совершенствование конституционного права РФ и его практической действенности – это необходимый элемент в развитии, повышении цивилизованности и преобразовании государства.

Предмет метод права

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, проявляются в гражданском праве в виде исключительных прав на результаты творческой деятельности и на средства индивидуализации лиц и товаров. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, возникают по поводу неотчуждаемых нематериальных благ — таких, как жизнь, здоровье и т. д. Все гражданские правоотношения, как имущественные, так и личные неимущественные, осуществляются не зависимыми друг от друга субъектами права, обладающими равными правами.

Вам будет интересно ==>  Порядок заполнения 4 ФСС за 1 квартал в 2023 году

Гражданское право предоставляет субъектам права возможность самостоятельно определять характер и содержание взаимоотношений между ними, что выражается в преобладании диспозитивного регулирования, позволяющего субъектам основывать свое поведение преимущественно на собственном интересе. Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны в силу своего публичного статуса, поскольку участники гражданских правоотношений изначально признаются равными друг другу и обладающими одинаковым объемом прав и обязанностей.

Гражданское право является одной из важнейших составных частей любой правовой системы и наиболее разработанной, системообразующей отраслью частного права. Как известно, право как отрасль образуют нормы, регулирующие соответствующие (отраслевые) общественные отношения. Нормы гражданского права регулируют отношения, складывающиеся между гражданами, организациями и государством по поводу различных материальных благ (имущества, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности), а также отношения по защите нематериальных благ (жизни и здоровья, чести и достоинства и т. д.).

Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования, то есть теми общественными отношениями, регламентацию которых осуществляет право. Метод гражданского права представляет собой совокупность средств и способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование гражданских правоотношений. Исходя из природы гражданских правоотношений метод гражданского права должен базироваться на юридическом равенстве субъектов права, что предполагает инициативный, добровольный характер отношений между ними.

Естественно, что в гражданском праве используются и императивные нормы, ограничивающие волю и инициативу сторон, но использование императивного метода регулирования гражданских правоотношений является исключением и обычно направлено на защиту экономически слабой стороны. Субъекты, обладающие властью, участвуют в гражданских правоотношениях наравне с прочими их участниками и не вправе давать им обязательные для исполнения указания.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

— Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже и в том случае, когда результатом ее окажется не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать предпринимательской, она не носит коммерческого характера. Нельзя не обратить внимание и на такой квалифицирующий признак предпринимательской деятельности, как систематичность в извлечении прибыли. К сожалению, четких количественных критериев систематичности законодательством пока не выработано. Законодательный пробел предлагают восполнить, включив в определение предпринимательской деятельности дополнительные квалифицирующие признаки, такие как доля прибыли от такой деятельности в общих доходах лица, «существенность» прибыли, получение ее определенное количество раз за некоторый отчетный период и др.

Перечень отношений, подлежащих регулированию хозяйственным правом, не является исчерпывающим. Таким образом, в предмет хозяйственного права входит хозяйственная деятельность субъектов и отношения, возникающие между ними в процессе ее осуществления. Эта деятельность осуществляется в различных сферах, что делает возможным включить в хозяйственное право нормы государственного, гражданского, трудового, земельного и иных смежных отраслей права для целей развития рынка товаров и услуг в направлении удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, при условии получения прибыли и иного дохода субъектами хозяйственной деятельности, упрочения общенациональных интересов, безопасности государства, его суверенности.

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

Предмет и метод образовательного права

Основанием возникновения правоотношений чаще всего служит юридический состав, т. е. совокупность юридических фактов. Например, это могут быть документы о результатах вступительных испытаний, решение комиссии о рекомендации к зачислению, приказ ректора о зачислении в вуз и др. Таким образом, обязательным юридическим фактом для возникновения образовательных правоотношений является административный акт (приказ администрации вуза о зачислении и т. д.), но может быть наряду с ним и договор об оказании образовательных услуг. Полагаем, что такой договор регулируется нормами гражданского права (а именно главой 39 ГК РФ). Предметом договора является образовательная услуга. Но сложность характеристики договора обусловлена тем, что во взаимном положении сторон договора есть признаки и равенства, и подчинения. Здесь имеет место ситуация, подобная той, что возникает при заключении трудового договора: в момент заключения стороны независимы друг от друга, но затем обучающийся подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации, должен сдавать экзамены и т. д. Таким образом, помимо обязанностей по оплате услуг у обучающегося в такого рода отношениях существует и комплекс обязанностей, связанных собственно с получением образования. Важно подчеркнуть, что обязанности по оплате обучения могут возлагаться на законного представителя обучающегося (если он выступает стороной договора) или организацию, которая заключила договор о подготовке специалиста с профессиональным образованием. Но обязанности личного и организационного характера (подчинение требованиям внутреннего распорядка, соблюдение распоряжений администрации, выполнение образовательной программы и т. д.) могут и должны быть реализованы самим обучающимся.

4) отношения между образовательным учреждением и преподавателями, регулируемые нормами трудового права. Принцип единства и дифференциации правового регулирования труда проявляется в этой сфере таким образом, что помимо общих правил, регулирующих труд всех работников, устанавливаются специальные правила, позволяющие учесть особенности труда отдельных категорий работников. Работники образовательных учреждений могут быть поделены на следующие группы: профессорско-преподавательский (педагогический ) состав, учебно-вспомогательный персонал (методисты, лаборанты) и технический персонал (уборщицы, рабочие). Специальные правила регулирования трудовых отношений установлены только для преподавателей образовательных учреждений, поскольку они осуществляют воспитательные функции, основные функции образовательного учреждения. Например, для них установлены дополнительные основания увольнения, льготы в области режима труда и отдыха и т. д. Остальные две категории работников образовательных учреждений подчиняются общим правилам регулирования трудовых отношений.

В эту группу отношений можно включить и собственно педагогические, которые, как отмечалось выше, составляют ядро предмета правового регулирования образовательного права. Для надлежащего упорядочения таких отношений и осуществляется межотраслевая координация и кооперация правовых норм в системе образования. Сразу оговоримся, что мы придерживаемся узкой трактовки педагогических отношений. Широкий подход к системе педагогических отношений можно увидеть, в частности, в работах В.И. Шкатуллы. Из предложенного им перечня видов педагогических отношений, по нашему мнению, следует исключить отношения по поводу определения различного рода правил организации образовательного процесса (например, по разработке и утверждению учебных планов, правил итоговой аттестации обучающихся и т. п.). Представляется, что эти правовые связи можно отнести к управленческим, поскольку в них реализуется комплекс полномочий образовательных учреждений по установлению определенных норм организации образовательного процесса. В таких отношениях не участвуют обучающиеся. Необходимым признаком педагогических отношений можно признать участие в них обучающегося либо его законных представителей. Во-вторых, эти отношения складываются в рамках, «внутри» образовательного процесса. В-третьих, они направлены на обучение и воспитание обучающегося. Поскольку организация учебного процесса предполагает подчинение обучающихся требованиям внутреннего распорядка учебного заведения, можно говорить об административно-правовом компоненте в этих отношениях. Но правовая природа педагогических отношений не может быть сведена к администрированию, она гораздо богаче. Именно педагогические отношения отличаются наибольшей спецификой по сравнению со всеми остальными связями, которые попадают в сферу действия образовательного права. Для регулирования педагогических отношений необходимы специфические правовые нормы, а в ряде случае они регулируются также и нормами профессиональной педагогической этики. Нельзя отрицать наличия в таких отношениях координационных, горизонтальных связей. Наиболее ярким примером здесь могут быть отношения между обучающимся и педагогом, который должен обеспечить заинтересованный, творческий подход ученика к освоению образовательной программы, создать благоприятную психологическую обстановку для организации учебного процесса. Преподаватель в данном случае, выполняя свои трудовые обязанности, одновременно реализует обязанности образовательного учреждения. При это учреждение, будучи работодателем, несет ответственность за действия преподавателя, предпринятые им при осуществлении обязанностей по трудовому договору (ст. 1068 ГК РФ). Таким образом, педагогическими можно признать отношения между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, преподавателем, воспитателем), возникающие в рамках образовательного процесса в целях обучения и воспитания обучающегося.

Что касается первого критерия, существуют важные особенности правового положения субъектов образовательного права. Для образовательных учреждений как юридических лиц это – специальная правоспособность, предполагающая наличие у него лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. Возрастной критерий имеет весьма условное значение, поскольку переход на более высокие уровни образования связан с овладением программой предыдущего уровня, а не с достижением определенного возраста (дети- вундеркинды). Так, пункт 2 ст. 19 Закона об образовании предусматривает, что обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет. По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей для обучения в более раннем возрасте. Применительно к дееспособности действуют общие правила, установленные гражданским законодательством. Но есть группы отношений, в которых обучающиеся участвуют самостоятельно, а не через представителя, независимо от наличия у них дееспособности. Наиболее показательным примером являются отношения школьного самоуправления и подобные. Например, ребенок-первоклассник может участвовать в классном собрании, в выборах старосты класса (если это предусмотрено уставом школы или положением о школьном самоуправлении). Необходимо подчеркнуть, что эти отношения не носят имущественного характера. Их можно определить как организационные отношения, или отношения самоуправления. Можно спорить о правовом характере таких связей (хотя, на наш взгляд, они являются правоотношениями, поскольку их участники обладают взаимными правами и обязанностями, предусмотренными в правовых нормах или допускаемыми ими), но отрицать их важность для осуществления процесса социализации личности ребенка, думаем, не решится никто.

В.И. Шкатулла признает ошибочным мнение о том, что договор возмездного оказания услуг может применяться в сфере образования лишь за пределами отношений бесплатного образования. С его точкой зрения трудно согласиться, поскольку в системе дошкольного и общего образования за плату могут оказываться лишь услуги, не предусмотренные основной образовательной программой (исключение составляют негосударственные образовательные учреждения), в то время как в системе профессионального образования на возмездной основе могут предоставляться услуги, входящие в содержание основных образовательных программ. В связи с этим вряд ли целесообразно заключение договора в тех случаях, когда обучение финансируется за счет бюджетных средств. Кстати, практика идет именно по такому пути. Доводы В.И. Шкатуллы о том, что заключение договора между образовательным учреждением и обучающимся в письменной форме позволит демократизировать отношений в образовании, повысить качество образования, более полно обеспечить право на образование, создать условия для его защиты, а также повысить контроль за работой школы, представляются не вполне убедительными. Все названные цели могут быть достигнуты и через существующие сегодня механизмы самоуправления, ведомственного и общественного контроля и др.

Adblock
detector