Статья защита авторских и смежных прав

4. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

4. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

1. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными).

2. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

2. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

Моральный вред выражается в нравственных страданиях, которые испытал потерпевшей в результате нарушения принадлежащих ему авторских прав. Хотя моральный вред и не презюмируется, факт его наличия в достаточной мере подтверждается самим заявлением потерпевшего, который дает ему и соответствующую денежную оценку. Иногда нравственные страдания выливаются в обострение хронического заболевания или приводят к попытке суицида. В подобных случаях суд не только может, но и должен учесть обстоятельства конкретного дела.

Контрафактные экземпляры произведений, фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, подлежат конфискации в судебном порядке и уничтожению за исключением случая их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Это положение содержится в ст. 49, введенной Законом РФ от 20 июля 2004 г. № 71ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

в) при нарушении авторских и смежных прав, за которое предусмотрена уголовная ответственность, орган дознания, следователь или суд обязаны принять меры для обеспечения гражданского иска наложением ареста на контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также на материалы и оборудование, предназначенные для их изготовления и передачи их на ответственное хранение.

Требовать выплаты компенсации возможно за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные нарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Нарушителями авторских и смежных прав бывают и частные фирмы, и государственные (муниципальные) организации. Государственные (муниципальные) организации оправдывают контрафактные действия тем, что в утвержденных им сметах не предусматривается статья расходов на выплату авторского вознаграждения. Заставить такие организации получить в РАО необходимые лицензии или заключить с обладателями авторских или смежных прав соответствующие договоры удается только через суд.

Статья 49

6) выплаты компенсации в сумме от двадцати минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, а при нарушении прав авторов программы для ЭВМ или базы данных — в размере от пятисот минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, устанавливаемой законодательством Республики Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

2. До рассмотрения дела судья единолично вправе вынести определение о запрещении ответчику изготовления, воспроизведения, реализации, использования экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Судья также вправе вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

3. Суд вправе вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведений или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или смежных прав по его требованию либо по решению суда подлежат уничтожению.

Статья: Защита авторских и смежных прав 2

—PAGE_BREAK— Однако, к сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя в последние годы он неуклонно растёт. Конечно, многие дела так и не доходят до суда, а разрешаются ещё в процессе досудебного регулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомлённость авторов о своих правах, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов и т.д. [12]
Установленные законом авторские и смежные нарушаются и нуждаются в защите. В целях активации борьбы с интеллектуальным пиратством Правительством РФ создана Комиссия по защите интеллектуальной собственности.
Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться. [13]
Итак, ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» разъясняет, что на произведения науки, литературы, искусства авторское право возникает в силу факта его создания. Поэтому для возникновения и осуществления такого права не требуется его регистрации или другого специального оформления произведения. Автор или иное лицо, являющееся владельцем авторских прав, имеет право обратиться в суд за защитой авторских прав вне зависимости от того, связано ли нарушение с неисполнением обязательств по авторскому договору или является незаконным использованием авторских прав. Правом на обращение в суд обладают граждане, достигшее 18 лет, и юридические лица, которым авторские права принадлежат на законном основании. Гражданин имеет право представительства в суде. Для обращения в суд необходимо соблюсти надлежащую форму искового заявление, которое обязательно должно быть составлено в письменном виде и содержать все особенности спора, о котором будет идти речь в судебном заседании. Важное значение имеет указание требования истца к ответчику, а также показания свидетелей, если это необходимо, и просьба их вызова в суд с точным указанием этих лиц и их адресов. При подаче искового заявления истцу также необходимо представить копии искового заявления по числу ответчиков.[14]
Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских или смежных прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме. Так, например, суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам.[15]
Для защиты исключительных прав используются различные методы и способы, которые могут рассматриваться в рамках двух форм защиты – юрисдикционной и неюрисдикционной.
В первом случае процедура защиты жёстко определена законом. Ограничиваются здесь и возможности действия лица, обратившегося за защитой, поскольку применение мер осуществляется государственным органом. К юрисдикционной форме защиты относятся все гражданско-правовые, а также административно- и уголовно-правовые способы защиты.
Во втором случае свобода действий правообладателя намного шире, но и здесь существуют установленные законом рамки поведения.
К такой форме защиты можно отнести самозащиту, например, заключение авторского договора, и применение мер оперативного воздействия.
В зависимости от вида исключительных прав те или иные способы защиты будут иметь большее значение. [16]

2.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Способы защиты – это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты, реализуемые обычно в рамках юрисдикционной формы защиты. В гражданском законодательстве РФ можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав.
Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены в ст.12 ГК РФ:
Второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых только для защиты конкретных видов гражданских прав или защиты от конкретных правонарушений. Применительно к нарушениям авторских прав, такие способы предусмотрены ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г. [17]
Для всех исключительных прав одним из основных способов защиты является признание права. Это вызвано тем, что в отношении объектов исключительных прав физическое завладение материальным носителем обычно не важно. Для лица обычно гораздо важнее получить признание права использовать объект, чем физический контроль над ним, который сам по себе может быть доступен многим лицам. В случаях, когда объект подлежит регистрации, признание права будет означать появление возможности требовать от соответствующего органа регистрации своих прав на этот объект. Даже в случаях, когда правообладатель будет использовать такой способ защиты прав, как возмещение убытков, признание его права будет необходимой предпосылкой.[18]
Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределённость авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать право на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределённости во взаимоотношениях субъектов, создание условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.
Так, в 1986г. Ленинградским издательством «Лениздат» был издан сборник произведений современных эстонских писателей «Вышгород – Тоомеа». Составителем сборника был К., имя которого, однако, в сборнике указано не было. Поскольку издательство отказалось выплатить К. вознаграждение, он обратился с иском в суд. Ленинградский городской суд, установив, что К. действительно является составителем сборника, иск удовлетворил. В своём решении суд обязал также издательство опубликовать в очередном номере журнала «Аврора» сообщение о том, что составителем сборника является К. Однако иногда требования о признании права имеют самостоятельное значение и не поглощаются другими способами защиты.[19]
Нематериальный характер объектов исключительных прав определяет значимость таких способов защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, восстановление первоначального текста произведения), и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения. Здесь можно упомянуть, например, уничтожение незаконно изготовленных экземпляров произведения, товаров с нанесёнными на них чужими товарными знаками, запрет распространения соответствующих товаров на данной территории и т.д.[20]
Данные способы защиты применяются в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде. Так, при показе по телевидению кинофильма «А зори здесь тихие» из него без согласования с создателями фильма была вырезана одна из сцен. Авторы фильма заявили по этому поводу свой протест. По их требованию целостность произведения была восстановлена, и фильм был показан по телевидению в своем первоначальном виде.
Как и признание права, данные способы защиты могут применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использования отрывков из его произведения «В августе сорок четвертого» для чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагменты детективного плана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады.
Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.[21]
Универсальным средством защиты, применимым ко всем объектам исключительных прав, будет и возмещение убытков и выплата компенсации. При этом следует учитывать, что в отношении объектов исключительных прав доказывание причинённых убытков бывает связано с серьёзными сложностями. Как правило, использование объектов исключительных прав не приносит физического ущерба самому объекту, а зачастую выражается в создании конкуренции для экономической деятельности правообладателя. Доказывать убытки в такой ситуации довольно сложно, так как на выбор потребителями товаров конкурента могут влиять и многие другие факторы. [22] Однако, поскольку гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Но учитывая объективные трудности подсчёта этих убытков, закон предоставляет право обладателям исключительных прав по своему выбору альтернативно требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 000 р. до 5 000 000 р., определяемом по усмотрению суда, арбитражного или третейского исходя их характера нарушения; либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав, определяемом исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежного права.
Обладатели исключительных прав вправе требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, либо за допущенные правонарушения в целом.
Компенсация подлежит взысканию независимо от наличия или отсутствия убытков.[23]
В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» основной формой компенсациипричиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме. Гораздо чаще, однако, убытки в рассматриваемой области выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских правоотношений.
Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.
По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что новое авторское законодательство допускает передачу обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки.
Обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные факторы. По общему правилу, компенсация назначается исходя из того размера минимальной оплаты труда, который действовал на момент нарушения права. Однако, поскольку очень часто нарушение носит длящийся характер, а иногда не является оконченным и на момент вынесения судебного решения, в расчет должно приниматься и изменение минимальных размеров оплаты труда.[24]
При решении вопроса о том, может ли автор являться истцом по делу о неправомерном использовании произведения, исключительные права на которое переданы другому лицу, суду необходимо учитывать, что абзац второй пункта 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет автору право запрещать неправомерное использование произведения, если лицо, которому переданы исключительные права на произведение, не осуществляет защиту этого права… В указанном случае автор не вправе требовать компенсации за неправомерное использование произведения по пункту 2 статьи 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Однако он не лишен права требовать от нарушителя возмещения морального вреда (пункт 3 статьи 49 Закона).[25]
Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода или компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.[26]
Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. В соответствии с российским гражданским законодательством он вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.
Требование реального исполнения может быть заявлено по отношению к большинству гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно практического значения не имеет. Как уже отмечалось, ни автор, ни заказчик не могут принудить друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору — созданию произведения или его использованию.
продолжение
—PAGE_BREAK—

Вам будет интересно ==>  Заявление о выдаче исполнительного листа в арбитражный суд образец в 2023 году

3) право на неприкосновенность произведения, включая его название, право противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора (право на защиту репутации автора);

24) исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, интерпретирует или иным образом исполняет произведения литературы и (или) искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер) или произведения народного творчества, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

21) информация об управлении правами — информация, которая идентифицирует произведение, автора произведения, исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на произведение, исполнение или фонограмму либо информацию об условиях использования произведения, исполнения или фонограммы. Под информацией об управлении правами также понимаются любые цифры или коды, в которых предоставлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения, записанного исполнения или фонограммы либо появляется в связи с сообщением произведения или сообщением и (или) доведением записанного исполнения или фонограммы для всеобщего сведения;

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение физическим лицом в единичном экземпляре правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях и без получения дохода, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

    • на результаты исполнительской деятельности (исполнения),
    • на фонограммы,
    • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
    • на содержание баз данных, а также
    • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
    1. о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
    2. о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
    3. о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
    4. об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
    5. о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.
Вам будет интересно ==>  Что нужно для получения бесплатного земельного участка ликвидатору чаэс

К мерам превентивного характера можно также отнести запрет удалять или изменять без разрешения правообладателя информацию об авторском праве и о смежных правах, а также воспроизводить, распространение произведения или объекты смежных прав, в отношении которых без разрешения правобладателя была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

    1. признания права,
    2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
    3. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,
    4. компенсации морального вреда,
    5. публикации решения суда о допущенном нарушении.

Лазер Вирта

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Если автор или его наследники по авторскому договору об отчуждении исключительных имущественных прав переуступили свои права приобретателю, защита нарушенных прав осуществляется им самим. При заключении лицензионного договора предполагается, что право на защиту сохраняется за автором. Лишь в том случае, когда нарушение третьими лицами имущественных прав, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, он может воспользоваться теми же возможностями защиты, которыми располагают сами правообладатели (ст. 1254 ГК)*(190). Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями. Такие организации вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) вправе предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация, также от имени неопределенного круга правообладателей.

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежного права), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения или объекта смежного права (ст. 3001, 1312 ГК).

в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные обстоятельства дела с учетом требований разумности и справедливости;

К наследникам исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Автор может заключить договор с авторским обществом. Авторское общество от собственного имени представляет интересы ряда авторов и иных правообладателей, выдает лицензии на использование произведений указанных авторов пользователям и собирает с последних авторское вознаграждение.[30]

Основным вопросом авторов при создании и использовании произведений является вопрос об обеспечении или защите собственных авторских прав. Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ.[5]

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Под способами защиты авторских прав следует понимать закрепленные в законе материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя.[35] В месте с тем способы защиты авторских прав – это не только совокупность норм, направленных на восстановление уже нарушенных либо признание авторских и смежных прав с помощью норм, прописанных в законе. Защита авторских и смежных прав предполагает использование разных способов защиты, что вызвано неоднородностью и спецификой самих авторских и смежных прав.

Статья защита авторских и смежных прав

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

Вам будет интересно ==>  Что дают за 4 ребенка в 2023 в волгоградской области

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Статья 52

При нарушениях любым лицом авторского права и (или) смежных прав, предусмотренных статьей 50 настоящего Закона, несоблюдении предусмотренных договором условий исполь­зования произведений и (или) объектов смежных прав, использовании произведений и объ­ектов смежных прав с обходом технических средств защиты или с подделкой информации и (или) документов об управлении правами или создании угрозы неправомерного исполь­зования объектов авторского права и (или) смежных прав и иных нарушениях личных неиму­щественных прав и имущественных прав субъектов авторского права и (или) смежных прав субъекты авторского права и (или) смежных прав имеют право:

д) требовать прекращения подготовительных действий к нарушению авторского права и (или) смежных прав, в том числе приостановления таможенных процедур, если есть подозре­ние, что могут быть пропущены на таможенную территорию Украины или с ее таможенной территории контрафактные экземпляры произведений, фонограмм, видеограмм, средства обхода технических средств защиты, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Украины;

4. Суд может постановить решение об изъятии либо конфискации всех контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм или программ вещания, в отношении которых установлено, что они были изготовлены или распространены с нарушением автор­ского права и (или) смежных прав, а также средств обхода технических средств защиты. Это касается также всех клише, матриц, форм, оригиналов, магнитных лент, фотонегативов и иных предметов, с помощью которых воспроизводятся экземпляры произведений, фоно­грамм, видеограмм, программ вещания, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения и для изготовления средств обхода технических средств защиты.

е) требовать от лиц, нарушающих авторское право и (или) смежные права истца, ин­формацию о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении контра­фактных экземпляров произведений и объектов смежных прав, средств обхода технических средств и о каналах распространения.

При определении размеров убытков, которые должны быть возмещены лицу, права кото­рого нарушены, а также для возмещения морального (неимущественного) ущерба суд обязан исходить из сути нарушения, имущественного и морального ущерба, причиненного лицу, об­ладающему авторским правом и (или) смежными правами, а также из возможного дохода, который могло бы получить это лицо. В размер убытков, причиненных лицу, права которого нарушены, дополнительно могут быть включены судебные издержки, понесенные этим ли­цом, а также расходы, связанные с оплатой помощи адвоката.

  • признание права;
  • прекращение правонарушающих действий;
  • возврат к состоянию, существовавшему до нарушения права;
  • компенсация морального и материального вреда;
  • обнародование результата суда с указанием на существовавшее нарушение и действительного владельца прав.
  • народное творчество (фольклор);
  • госзнаки и символы, такие как герб, флаг, деньги, награды и т. д.;
  • официальные документы, результаты законотворчества, судебные и административные акты, официальные переводы;
  • информационные сообщения.

После смерти создателя произведения права на него переносятся на наследников. По истечении срока действия авторского права произведение как опубликованное, так и не увидевшее свет, становится достоянием общественности и на него не распространяются положения законодательства о защите авторского права. То есть может без ограничений использоваться любым человеком без получения согласия на это и без уплаты авторских. При этом остаются неизменны и охраняемы авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

По сравнению с ранее действовавшим законом, во вновь принятой части ГК законодательный опыт по регулированию отношений по защите авторских прав, связанных с продуктом творческой, научной, изобретательской, авторской деятельности, более систематизирован, упорядочен и расписан глубже.

  1. Обобщенный срок действия равен продолжительности жизни создателя произведения и 70 годам после его смерти. 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом смерти автора.
  2. Если творческий труд стал результатом деятельности нескольких создателей, то необходимые 70 лет отсчитывают от года смерти последнего из соавторов.
  3. Если произведение было выпущено в свет без указания автора или под вымышленным именем, то период в 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом официального обнародования творческого достижения. Если за это время автор рассекретит свою личность, то время действия авторского права будет определяться на общих основаниях.
  4. Если творческий труд будет вынесен на суд граждан после смерти творца, но в рамках 70 лет с даты его смерти, то период действия авторского права составит 70 лет с года издания произведения.
  5. В случае реабилитации посмертно автора, подвергшегося репрессиям, 70 лет следует отсчитывать от года, идущего за годом реабилитации творца.
  6. Если создатель произведения творил во время Великой Отечественной войны или принимал участие в ней, срок функционирования авторского права продлевается на 4 года.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной пла­ты или иного дохода осужденного за период от четы­рех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четы­рех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Суд или судья единолично, а также арбит­ражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материа­лов и оборудования, предназначенных для их изго­товления и воспроизведения.

4. Контрафактными являются также экземпля­ры охраняемых в Российской Федерации в соответст­вии с настоящим Законом произведений и фоно­грамм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фоно­граммы никогда не охранялись или перестали охра­няться.

ской аудитории в соответствии с прокатным удосто­верением (при их наличии): наименование, место на­хождения (юридический адрес) изготовителя экземп­ляра фильма, воспроизведенного на видеоносителе (организации, осуществившей тиражирование филь­ма), технические характеристики видеоносителя: тип видеокассеты, диска, системы видеосигнала, системы записи звука: наименование изготовителя видеоноси­теля.

91. Экземпляры фильмов, воспроизведенных на видеоносителях, до подачи в торговый зал (разме­щения в месте продажи) должны пройти предпродаж­ную подготовку, которая включает осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, нали­чия необходимой информации о товаре и его изгото­вителе.

Защита авторских и смежных прав

1. Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

1. Незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

1) осуществление без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав;

Именно поэтому прежде, чем обнародовать какое-либо произведение необходимо обратиться в территориальное управление организации, которая занимается вопросами интеллектуальной собственности. Там получается патент, либо иной документ, который впоследствии будет доказательством авторства конкретного лица к конкретному произведению.

Трудно согласиться с мнением Д.А. Шевчука о том, что приведенный перечень вряд ли можно назвать научно-обоснованным по причине того, что отдельные способы защиты взаимно пересекаются друг с другом, а самозащита признается одним из способов защиты, при том что она должна являться ее формой [10].

Следует полагать, что под способами защиты субъективных гражданских прав, в том числе и прав интеллектуальной собственности, следует понимать материально-правовые меры принудительного характера, предусмотренные законодательством РФ, посредством которых осуществляется восстановление, а также признание нарушенных или оспариваемых прав их обладателей.

Субъекты патентного права могут быть подразделены на две группы. К первой группе относятся субъекты, которые обладают какими-либо правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности (авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, патентообладатели, их правопреемники).

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Adblock
detector