Как правильно составить расписание уроков

Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Обратите внимание, что 2023/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2023/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников : Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

Рекомендации по составлению расписания в среднем и старшем звене общеобразовательной школы

Колонка “Классное руководство” нужна для того, чтобы расписание классного руководителя и класса совпадало по количеству на последнем уроке. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог провести после последнего урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное мероприятие, или организовать уборку.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Аналогично выписывается временное расписание на остальные дни недели. Расписание заполняется из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник, затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а можно выписывать расписание учителей (Иванов И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение временного расписания позволяет обнаружить ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.

Аналогично составляется расписание на остальные дни недели. Через косую черту отмечается “алгебра” или “геометрия”, “русский язык” или “литература”, “история” или “обществознание”, “география” или “экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия” или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт один учитель. Начать расстановку часов следует с уроков технологии, иностранного языка, информатики и других предметов, по которым есть деление на подгруппы. Затем следует расставить уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не должны совпадать в один день в одном и том же классе.

Активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4 уроках. Уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Можно включить в расписание либо наиболее трудные предметы, либо в большем количестве средние и лёгкие. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Расписание уроков

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
  • Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.

Затем следует брать в руки санитарные требования и, ориентируясь на рейтинг трудности предметов, начинать с самых сложных для усвоения. Необходимо строго придерживаться этого нормативного документа, так как любая комиссия будет начинать проверку школы по параметрам, легко поддающимся внешней оценке. Трудные предметы заполняют графы второго, третьего и четвертого уроков во вторник, среду и четверг. Затем приходит черед географии, истории и литературы. В заключение в пустые места просто вставьте музыку, рисование и экологию.

Возьмите чистый лист ватмана и начертите сетку. Пусть вас не смущают огромные пустые колонки. Поверьте, замечаний и примечаний будет столько, что они едва поместятся в отведенном пространстве. Первыми белый лист украсят фамилии приглашенных совместителей из ВУЗов или НИИ, которые могут уделить вашим детям только строго определенное время. Сверяйте данные с расписанием звонков в школе.

Начинать нужно с изучения приказа о педагогической нагрузке и программ для каждого года обучения. Эти два документа позволят вам связать вместе фамилию учителя и урок в конкретном классе. Для учета номера кабинета нужно постоянно заглядывать в распоряжение администрации школы о распределении учебных аудиторий.

Вас неожиданно назначили заместителем директора по учебной части в самом конце августа? Придется закатывать рукава и не спать ночами: расписание занятий на первое полугодие – на вашей совести. Тут нужен математический склад ума и большое сердце истинного лидера, способного учесть сильные и слабые стороны своих подчиненных.

Страх перед мнением педагогического коллектива неотступно живет в сердце любого завуча. Не ждите гневных обличений на педсоветах или планерках: над вами просто будут смеяться, если вы поставите три «окна» подряд. Нельзя так не уважать коллег, чтобы заставлять их приходить к первому уроку, потом ждать четыре часа, чтобы провести еще одно занятие. Кроме того, обязательно будут просьбы: у кого-то маленькие дети, кто-то повышает квалификацию или хронически болеет. Придется учитывать еще десятки корректирующих пожеланий, не дав рухнуть выстроенной системе.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Управление Роспотребнадзора по РА обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к составлению расписания занятий, в первую очередь, соблюдению интересов обучающихся и их учебной нагрузке, а не в пользу своих коллег, обеспечивая им наиболее комфортные условия работы, такие, как минимальное количество «окон» или начало/окончание рабочего дня в удобное для них время.

Вам будет интересно ==>  Мат капитал за двойню при первых родах 2023

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-м, 3-м и 4-м уроках. Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели также неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница). В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду, а в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4 –х классов – пять уроков, 5-6-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков.

Ученик проводит в школе значительную часть своего времени. Успешность обучения, физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей во многом зависят от условий обучения. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга учащихся и высокий уровень работоспособности.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай в рамках контрольно-надзорных мероприятий образовательных учреждений проводится контроль соблюдения режима образовательной деятельности. Так в прошлом 2023-2023 учебном году в 10% из проверенных школ установлены нарушения гигиенических требований к расписанию занятий. По итогам проверок должностные лица привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

К примеру, в Майминской школе №1, в школе №13 г.Горно-Алтайска при составлении расписаний занятий не учтена динамика изменения работоспособности обучающихся: наиболее трудные предметы в расписании установлены уже с первых уроков, не предусмотрено снижение максимальной учебной нагрузки в течение недели.

Как составлять расписание

В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности.
В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков).
Расписание должно соответствовать учебному плану.
Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным.
С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности.
Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.
Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов.
Какие есть общие требования к расписанию
Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10:
• учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4);
• проведение нулевых уроков не допускается;
• в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
• обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
• образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6);
• расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7);
• чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11);
• перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13);
• предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день;
• наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20).
Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание:
1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3);
2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3);
3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20).
При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание:
• деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре;
• учебный план профильных классов;
• занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней;
• расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы;
• тип расписания (модульное, линейное, нелинейное).
Что учесть при составлении расписания в начальной школе
В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
• для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
• для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
Занятия по плану внеурочной деятельности:
1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками;
2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.
Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.
Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
• в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
• в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
• в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2023 г. № 81.
В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут.
Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе
В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10):
• для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков;
• для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков.
Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами.
Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки.
Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока
Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено.
В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10.
В каких случаях возможные сдвоенные уроки
Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях:
• оптимизация нагрузки на обучающихся;
• переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах;
• модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии.
Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями
Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна.
Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Рекомендации по составлению расписания занятий

Расписание занятий – это основной организационный документ школы, который определяет работу ученического и учительского коллектива школы, администрации и всего учреждения в целом. Это важнейший вид планирования процесса образования. Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года. Расписание балансирует характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашнего задания и труд учителей над подготовкой к урокам.

4. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения: валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемом урока, смена видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5-7 мин). Смотрите материалы семинара ЛОУ для зам. дир. по УВР 2-3 ст. за 2005 год.

СанПиН: расписание в школе 2023

  • Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
  • Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
  • Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано.
  • Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.
  • Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
  • Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
  • 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
  • Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.
  • Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
  • Равномерное распределение часов у педагогов.
  • Биоритмы учащихся.
  • Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
  • Дополнительные занятия.
Вам будет интересно ==>  Пособие за третьего ребенка в алтайском крае 2023

Составление расписания для школьников должно охватывать множество аспектов, отвечать требованиям со стороны допустимой нагрузки для каждого класса, норме часов по каждому предмету. Должны совпадать часы у преподавателей. Учитываются и другие параметры. Согласно СанПиН, расписание уроков в школе должно отвечать всем требованиям в целях облегчения усвоения знаний для учащихся, и продуктивности работы педагогов.

  • Перемена не может длиться больше 30 минут.
  • Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
  • Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
  • Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
  • СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
  • Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
  • Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
  • Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.

Соавтор(ы): Emily Listmann, MA. Эмили Листманн — частный репетитор из Сан-Карлоса, Калифорния. Работала учителем общественных наук, координатором расписания и учителем по подготовке к SAT. Получила магистерскую степень по педагогике в Стэнфордской высшей педагогической школе в 2014 году.

Подготовка к занятиям — важная часть процесса обучения. Тем не менее иногда трудно выкроить время для изучения всех необходимых предметов. Один из способов обеспечить постоянство — создать строгий график. При этом создать график или учебное расписание не так просто, как вам может показаться. В этом случае потребуется не только определить приоритетность предметов и заданий в конкретные моменты времени, но также совмещать учебные обязанности с домашними делами, семьей, друзьями и развлечениями. Благодаря вдумчивому подходу и всем приложенным усилиям вы сможете создать эффективное расписание и достичь всех поставленных целей.

  1. Провести проверку распределения нагрузки учителя, в соответствии с тарификацией.
  2. По возможности убрать лишнее количество окон в расписании учителя.
  3. Проверить количество уроков у учащихся в соответст­вии с учебным планом и сани­тарными нормами.
  4. При необходимости от­корректировать расписание.
    Работу выполнять карандашом .

Традиционная система построения учебно-­воспитательного процесса в общеобразовательной школе с организационной и методической точек зрения не имеет оптимального и целостного характера. Объясняется это прежде всего отсутствием четкого целевого ориентира, направленного наi комфортность учения школьника. Организация УВП характеризуется чрезмерной многопредметностью, низкой частотностью учебных занятий по предмету, перегрузкой учащихся.

Возможность придания системе организации учебно-воспитательного процесса целостности и оптимальности свя­зана не с ее совершенствованием, а с применением новой модульной системы. Этот подход предусматривает технологичность и вариативность содержания, средств, форм и методов обучения учащихся.

  • равномерно распределять часы развивающих предметов в течение всей недели, а устные и письменные предметы чередовать в течение одного дня;
  • учитывать медико-психологические рекомендации при составлении расписания для работы учителя;
  • исключается потеря даже одного часа в расписании учителя, т. к. контроль осуществляется на нескольких этапах составления расписания;
  • позволяет учитывать практически любые пожелания учителей о режиме их работы (наличие методического дня, порядок расстановки уроков);
  • дает возможность при изменении обстоятельства в школе оперативно менять расписание на один день, два дня и т. д., не меняя всего расписания.

Первый блок предметов составляют: русский язык и литература, алгебра и геометрия, история, физика, химия, биология, география и т. д. Второй блок предметов составляют: иностранный язык, технология, физическая культура, музыка, основы информатики и вычислительной техники, изобразительное искусство и т. д. Предметы первого блока делятся на группу А (русский язык и литература, физика, химия, география и т. д.) и группу Б (алгебра и геометрия, история, биология и т.д.) и будут изучаться с удвоенным числом часов через неделю, например, группа А на нечетных, группа Б на четных неделях. Соответственно, предметы группы А не будут изу­чаться на четных и предметы группы Б не будут изучаться на нечетных неделях. Предметы второго блока будут изучаться еженедельно с номинальным числом часов по учебному плану.

2007-2023 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Расписание поэтому составляем вручную. Начинаем с уроков, которые идут во всей параллели одновременно — например, все группы по математике или все группы по обществознанию (база-профиль) у разных учителей. Потом почти невозможно будет передвинуть сразу несколько взаимосвязанных уроков. При нашей системе могут возникнуть «окна» у учеников, чего нужно избегать. Кабинетов мало, это тоже фактор.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ Пакеты инструкций, приказов, положений

Объем максимально допустимой образовательной нагрузки для первоклашек не должен превышать 4 уроков в день и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры. В соответствии с требованиями СанПин, в недельном расписании в 1 классе должно быть не менее 3 занятий физической культуры.

Мой сын в этом году пошел в первый класс. Подскажите, какие требования предъявляются к расписанию уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину для эффективной организации процесса обучения первоклашек? Сколько должно быть по расписанию занятий (уроков) в первом классе в день? Сколько минут должен длиться урок в первом классе? Что такое динамическая пауза между уроками в 1 классе школы?

Согласно СанПину, в 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю. Не допускается составление расписания с проведением нулевых уроков и учебных занятий по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену. Учебные занятия в первую смену должны начинаться не ранее 8 часов утра. Во избежание переутомления обучающихся в течение недели должен быть облегченный учебный день в среду или в четверг.

Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 40 минут. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам (СП 2.4.3648-20), рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре — 3 урока в день по 35 минут, в ноябре — декабре — 4 урока в день по 35 минут каждый, с января по май — 4 урока ежедневно по 40 минут.

Между уроками обязательно должны быть перемены не менее 10 минут, а также после 2 или 3 урока — большая перемена продолжительностью 20 — 30 минут. В середине учебного дня должна проводиться динамическая пауза (активный отдых учащихся на свежем воздухе) и длиться не менее 40 минут.

В расписании ниже ученик выделил время в воскресенье на работу над первым вариантом, но в этот день ему нужно выполнить и другую работу (также отмечена в расписании). Вечером в понедельник он будет писать второй вариант. Во вторник он примется за третий вариант.

Обеспечь себе запас времени: наметь срок сдачи задания раньше назначенного. Запланируй закончить работу за неделю или 10 дней до установленного срока. Эта маленькая хитрость сделает напряженное расписание более гибким: появится время на проверку работы, что позволит избежать лишних ошибок.

Ученики должны точно знать сроки выполнения всех работ и проектов, а также даты экзаменов. Держать всю эту информацию в голове невозможно, поэтому лучше отметить эти даты там, где они будут на виду: в школьном дневнике, ежедневнике, настенном расписании или смартфоне. Дети должны соблюдать эти сроки, а это легче сделать, если составить расписание на несколько дней или недель.

Сколько у нас времени? Прежде чем приступать к большому проекту или объемной работе, нужно выяснить, сколько времени у ученика есть в будни и в выходные. Для этого надо разобраться, чем ребенок обычно занят каждый день: сколько часов уходит на сон, еду, дорогу и т. д.

Расписание на неделю помогает эффективно использовать время, сохранять спокойствие и контроль. Есть множество способов составить такое расписание, один из них — воспользоваться шаблоном. Его можно прикрепить на доску или стену рядом с письменным столом. Выдели часы на утренние, дневные и вечерние занятия или временные интервалы, например с 8 утра до 8 вечера. Расписание должно быть гибким, чтобы его было легко корректировать и соблюдать.

Замена урока
Кнопка Сохранить. на выбранную неделю позволяет быстро внести изменения только на одну неделю (разовая замена урока).
Кнопка Сохранить. на интервал позволяет изменить расписание на весь текущий учебный период (например, текущую четверть), на весь год, или вообще на произвольный интервал, указав границы этого интервала в диалоговом окне.

Как составить расписание периодичностью в 2 недели?
Если занятия в расписании повторяются с периодичностью 2 недели, необходимо при добавлении урока выбрать временной интервал, во время которого занятия будут проводиться, и далее указать периодичность — «Каждые две недели«.

Добавление урока в расписание
В начале составления расписания система предлагает столько же пустых строк для добавления занятий, сколько часов в учебном плане введено по данному предмету. Кнопка Добавить занятие позволяет добавить занятие сверх учебного плана: появляется новая строка, в которой нужно ввести параметры нового занятия.

Перед созданием расписания нужно определить время звонков, а также список кабинетов на экранах Время уроков и Кабинеты, соответственно. На экране Составить расписание нужно выбрать класс, предмет, учебный период и конкретную неделю, и вы увидите, какие уроки уже назначены.

Праздники и каникулы
При сохранении расписания проверяется, выпадает ли урок на праздник или каникулы. Если урок попал на праздничный или каникулярный день, то на этот день урок не сохраняется (но сохраняется на все остальные дни выбранного периода). При этом выдается сообщение, на какие дни расписание не сохранено.

Муниципальное учреждение «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 150014, г

Возможность придания системе организации учебно-воспитательного процесса целостности и оптимальности свя­зана не с ее совершенствованием, а с применением новой модульной системы. Этот подход предусматривает технологичность и вариативность содержания, средств, форм и методов обучения учащихся.

  1. Провести проверку распределения нагрузки учителя, в соответствии с тарификацией.
  2. По возможности убрать лишнее количество окон в расписании учителя.
  3. Проверить количество уроков у учащихся в соответст­вии с учебным планом и сани­тарными нормами.
  4. При необходимости от­корректировать расписание.
    Работу выполнять карандашом .
Вам будет интересно ==>  Куда можно поехать без визы 2023 году за границу

Не нужно объяснять насколько важно для организации учебно-воспитательного процесса в школе грамотно и оперативно составленное расписание учебных занятий. Однако не все заместители по учебной работе, особенно начинающие, знакомы с системами составления расписания. Мы ставим своей целью познакомить практиков с технологией составления расписания с применением модульного подхода.

  1. По базисному плану распределяется нагрузка учителей.
  2. Сбор информации о пожеланиях учителей по режиму их работы.
  3. Составить набор учебных предметов для учащихся всех классов на все дни недели (без учета их порядка расположения в течение дня).
    Ра­боту можно начинать с 5-х классов или с 11, но пpи этом, постоянно необходимо контролировать недельную нагрузку в классах, сверяя ее с контрольным количеством часов по базисному плану (предельно допустимая учебная грузка), а также контролировать занятость учителя.
  4. Составить сводную таблицу занятости каждого учителя в классах в течение недели (без учета их порядка расположения в течение дня).
  • равномерно распределять часы развивающих предметов в течение всей недели, а устные и письменные предметы чередовать в течение одного дня;
  • учитывать медико-психологические рекомендации при составлении расписания для работы учителя;
  • исключается потеря даже одного часа в расписании учителя, т. к. контроль осуществляется на нескольких этапах составления расписания;
  • позволяет учитывать практически любые пожелания учителей о режиме их работы (наличие методического дня, порядок расстановки уроков);
  • дает возможность при изменении обстоятельства в школе оперативно менять расписание на один день, два дня и т. д., не меняя всего расписания.

Согласно СанПину, в 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю. Не допускается составление расписания с проведением нулевых уроков и учебных занятий по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену. Учебные занятия в первую смену должны начинаться не ранее 8 часов утра. Во избежание переутомления обучающихся в течение недели должен быть облегченный учебный день в среду или в четверг.

Мой сын в этом году пошел в первый класс. Подскажите, какие требования предъявляются к расписанию уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину для эффективной организации процесса обучения первоклашек? Сколько должно быть по расписанию занятий (уроков) в первом классе в день? Сколько минут должен длиться урок в первом классе? Что такое динамическая пауза между уроками в 1 классе школы?

Объем максимально допустимой образовательной нагрузки для первоклашек не должен превышать 4 уроков в день и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры. В соответствии с требованиями СанПин, в недельном расписании в 1 классе должно быть не менее 3 занятий физической культуры.

Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 40 минут. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам (СП 2.4.3648-20), рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре — 3 урока в день по 35 минут, в ноябре — декабре — 4 урока в день по 35 минут каждый, с января по май — 4 урока ежедневно по 40 минут.

Между уроками обязательно должны быть перемены не менее 10 минут, а также после 2 или 3 урока — большая перемена продолжительностью 20 — 30 минут. В середине учебного дня должна проводиться динамическая пауза (активный отдых учащихся на свежем воздухе) и длиться не менее 40 минут.

Нормы и правила, регулирующие расписание

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторники (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем и остальные дни недели.

Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык (для национальных школ) 11
Иностранный язык 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1
Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.

Есть еще один вариант, как поделить дополнительные дни: вместо «очередных» каникул регулярно работать с тремя выходными. Это эффективно для учеников средней и старшей школы. В разные дни учебной недели работоспособность учеников, как известно, не одинакова. Ее уровень растет к середине недели и снижается к пятнице. Поэтому давать новый материал, проводить контрольные работы советуют в середине учебной недели.

Первое, с чем ученые советуют покончить, — большие каникулы. На самом деле перерыв в занятиях на целых три месяца — скорее исключительное явление, типичное только для постсоветских стран. Сформировалось все еще тогда, когда дети как можно дольше были нужны в пионерских лагерях — и не для отдыха, а для помощи в сборе урожая и идеологической работы. Здесь и лета было мало. В 1970-80-х дети летом уже преимущественно отдыхали, а огромные летние каникулы стали чем-то обязательным.

Впрочем, ученые говорят не об урезании отдыха, а о его «размазывании» по всему учебном году. Получим 2-3 недели отдыха в каждом сезоне. А как их распределить? Один из вариантов — ежемесячно делать неделю отдыха. Но поскольку далеко не все семьи смогут занять учеников во время такого перерыва, стоит разделить это время на праздничные каникулы (рождественские, пасхальные), когда родители тоже не работают, и очередные, когда школы должны предлагать программы вроде школьных лагерей: экскурсии, развлечения, мастер-классы, тематические дни.

Каким бы было школьное расписание, если бы не было необходимости учитывать интересы взрослых? В англоязычной прессе постоянно публикуют исследования о том, как оптимально скоординировать деятельность учеников. Мы попытались объединить их и синтезировать лучший вариант.

В штате Миннесота уже отменили летние каникулы. Максимум, что выделяют, — месяц. Так же, как в Германии, Китае, Японии, Бразилии, Тайване, Индонезии. Это дает больше времени и возможностей для усвоения учебной программы. Летом родителям не придется куда-то срочно пристраивать детей. В Великобритании тоже спорят о продолжительности летнего отдыха. Например, в Южном Йоркшире сделали каникулы пять недель, при этом муниципалитет ссылается на современные исследования, советующие не превышать этот срок.

Правильно составлять расписание уроков школе

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

  • В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
  • Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.

Временное расписании вывешивается на доску объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли познакомиться с ним. Как правило, возникает необходимость корректировки расписания (поменять русский язык и литературу местами, спарить уроки в старших классах, убрать первый урок учителю из-за отдалённости местожительства, перенести последний урок с одного дня на другой, т.к. учащиеся не успевают на подготовительные курсы и т.д.). После этого следует внести коррективы, учитывая пожелания учителей и учащихся. А затем перенести временное расписание на стенд с постоянным расписанием.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

Подумайте о посещении классов с углубленным изучением дисциплин. Даже если после школы вы планируете идти учиться в колледж и там уже грызть гранит науки, все равно посещение хотя бы одного из таких классов будет очень полезным. У вас еще есть время пробовать и ошибаться, поэтому если вы почувствуете, что занятия в нем для вас непосильны и вы его бросите, в этом не будет никакой проблемы. Решив посещать такой класс, старайтесь не просто просиживать там время. Но если вам трудно там учиться, особо не беспокойтесь об оценках – делайте то, что в ваших силах. Это пригодится вам в старших классах, когда вы будете думать, какие занятия посещать для дальнейшего образования.

Adblock
detector