Праовой статус и структура следственных органов в системе мвд рф

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.

3. Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Следственные управления (отделы) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам возглавляют заместители начальников управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных управлениям на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам по представлению начальников соответствующих следственных управлений (отделов) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

13. Следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, возглавляют заместители начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — начальники следственных управлений (отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному в установленном порядке с начальниками соответствующих линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Следственные подразделения в системе МВД России: организация, структура, полномочия

Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возглавляет директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющий управление войсками национальной гвардии Российской Федерации.

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

  • задержание;
  • вскрытие транспортного средства;
  • вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории);
  • оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов;
  • формирование и ведение банков данных о гражданах;

Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.- изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;1.

Третий, не менее сложный и, можно сказать, революционный этап начался со вступления в силу в 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Принципиальная новизна ряда его положений, существенное повышение уровня требований к формированию доказательств на стадии досудебного производства заметно затруднили работу следователей.

Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость.
Поэтому в период до 1860 года расследованием преступлений занимались по сути неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. В более сложных делах оно поручалось особым чиновникам. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России, так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Помимо обеспечения организационно-методического руководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия Следственный комитет при МВД РФ осуществляет также процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам. В составе Следственного комитета и его следственной части создаются специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сферах экономики, организованных преступных формирований и др.)[3] . Во исполнение названного выше Указа Президента РФ в составе Следственного комитета при МВД РФ было образовано Региональное управление по расследованию организованной преступной деятельности на Северном Кавказе[4] . Деятельность Следственного комитета осуществляется по предметно-зональному принципу на основе перспективных и текущих планов.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются – сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.

Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве расследования были обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру. В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР, принятыми 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года, правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

В дополнение к Указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступления и проступкам».

Вопрос 3

В целях реализации Указа Президента России от 23 ноября 1998 года № 1442 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ» издан приказ МВД РФ № 1 от 4 января 1999 г. «О мерах по реализации Указа Президента от 23 ноября 1998 г. № 1442». В нем реализовано решение о выведении следственных подразделений из структуры аппаратов управления МВД, ГУВД, УВД и образовании в системе МВД Следственного комитета при МВД России, главных следственных управлений, следственных управлений (отделов) при органах внутренних дел.

Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания, государственных служащих и работников.

Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.

— следственные управления (отделы, отделения, группы) ОВД в районах, городах, округах, районах в городах, а также ОВД в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) ОВД на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Вам будет интересно ==>  Сколько составляет прожиточный минимум на одного человека в 2023 в кургане

Следственный комитет при МВД возглавляет первый заместитель Министра – начальник Следственного комитета, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Начальников следственных комитетов органов внутренних дел субъектов РФ и руководителей следственных подразделений на транспорте и на особо важных режимных объектах назначает на должность Министр внутренних дел.

В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации структура подразделений, возглавляемых Следственным комитетом, включает:

  • следственные комитеты при органах внутренних дел субъектов РФ;
  • следственные управления (отделы, отделения, группы)при органах внутренних дел районов, городов, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах;
  • следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ – орган, обеспечивающий в пределах своих полномочий организационное и методическое руководство деятельностью следственных подразделений системы внутренних дел, осуществляющий процессуальный и ведомственный контроль за расследованием уголовных дел.

Основные задачи Следственного комитета – обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, организация методического обеспечения следствия, защита прав и свобод человека и гражданина, контроль за работой следователей.

Министр внутренних дел имеет восемь заместителей, в том числе одного первого заместителя министра, одного статс-секретаря — заместителя министра, одного заместителя министра — начальника Следственного департамента МВД России и одного заместителя министра — главнокомандующего внутренними войсками МВД России, а также начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, имеющего права заместителя министра.

Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная роль принадлежит ОВД. Среди ряда многих факторов, определяющих эффективность деятельности ОВД в целом и полиции в частности по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан, а также в реализации других функций, возложенных на полицию, одно из первых мест занимает организация ее деятельности.

  1. разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
  2. нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  3. обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  4. управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;
  5. обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников ОВД, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
  1. Следственный департамент;
  2. Главное управление вневедомственной охраны;
  3. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
  4. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. Главное управление по противодействию экстремизму;
  6. Главное управление собственной безопасности;
  7. Главное управление на транспорте;
  8. Главное управление уголовного розыска;
  9. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
  10. Департамент государственной службы и кадров;
  11. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
  12. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
  13. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению;
  14. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий;
  15. Договорно-правовой департамент;
  16. Организационно-аналитический департамент;
  17. Национальное центральное бюро Интерпола;
  18. Контрольно-ревизионное управление;
  19. Оперативное управление;
  20. Организационно-штатное управление;
  21. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;
  22. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  23. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации;
  24. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
  25. Управление оперативно-разыскной информации;
  26. Управление по организации дознания 1 Подразделения, указанные в п. 3—10, 17. 19, 22—26 настоящей структуры, являются подразделениями полиции. .
  1. на окружном уровне — главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
  2. на межрегиональном уровне — оперативные бюро МВД России, центры специального назначения, линейные управления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  3. на региональном уровне — МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;
  4. на районном уровне — управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России. ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:

Система и правовое положение органов внутренних дел

Впоследствии, в разные годы, в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения — спецназ, отряд милиции особого назначения — ОМОН, Главное управление по борьбе с организованной преступностью — ГУБОП и другие. В 1990 году в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в деятельности полиции — это требование от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Федерального закона «О полиции» и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции.

Постепенно идет расширение сети органов, выполнявших полицейские функции. В средневековой России отмечается создание специальных полицейских органов, таких как, Разбойный приказ, выступавший в качестве центрального полицейско-судебного органа и действовавший на территории всей Руси, за исключением Москвы и Московской области, где в качестве полицейского органа был создан Земский приказ.

Выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;

В начале XX века российский уголовный розыск признавался одним из лучших в мире, поскольку использовал в своей практике новейшие методики. Например, система регистрации, основанная на систематизации информации о лицах по 30 специальным категориям. Активно использовались альбомы фотографий.

Праовой статус и структура следственных органов в системе мвд рф

11.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.24. Организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти.

12.3. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Следственный департамент МВД России задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

11.25. Производство расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

12.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Следственный департамент МВД России является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка можетвозглавлять: отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка, отдел (отделение, группу) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, отдел (отделение, группу) лицензионно-разрешительной работы, отдел (отделение, группу) по исполнению административного законодательства, отдел (отделение) ГИБДД, строевое подразделение ППСП, строевое подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, строевое подразделение по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Вам будет интересно ==>  Причина инвалидности у чернобыльца

-обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации;

Заместитель начальника полиции по оперативной работе является непосредственным руководителем для отдела (отделения, группы) уголовного розыска, отдела (отделения, группы) экономической безопасности и противодействия коррупции, отдела (отделения, группы) оперативно-разыскной информации, оперативно-сыскного отдела (отделения группы) (может создаваться в управлениях (отделах) МВД России по республиканским, краевым, областным и автономным окружным центрам или обслуживающих муниципальные образования с численностью постоянно проживающего населения не менее 250 тысяч человек).

При численности населения в одном или нескольких муниципальных образованиях не менее 50 тысяч человек создается отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации. При низкой плотности населения и протяженной территории отдел МВД России создается при обслуживании не менее 35 тысяч человек. В случае доли сельского населения от 30 до 50% отдел МВД России обслуживает не менее 25 тысяч человек, свыше 50% – не менее 20 тысяч человек (например, ОМВД России по Хохольскому району).

В подчинении заместителя начальника полиции могут находиться: оперативный отдел (отделение, группа), дежурная часть, экспертно-криминалистический отдел (отделение, группа) (может создаваться при отсутствии соответствующего межрайонного экспертно-криминалистического подразделения в структуре территориального органа МВД России на региональном уровне), строевое подразделение (комендантское) по охране объектов органов внутренних дел (может создаваться для выполнения функций охраны объектов органов внутренних дел и транспортного обеспечения дежурных частей и следственно-оперативных групп (полицейский-водитель)).

Итак, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, руководящим всей системой органов внутренних дел страны. Структурно состоит из органов внутренних дел: милиции, подразделений предварительного следствия, федеральной миграционной службы, обеспечивающих служб (штабной кадровой, тыловой), а также внутренних войск МВД (которые к органам внутренних дел не относятся). Кроме руководства подчиненными подразделениями еще и непосредственно занимается борьбой с преступностью и оказывает организационно-методическое, информационное, нормативное обеспечение охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Данное звено органов внутренних дел федерального уровня появилось сравнительно недавно в связи с учреждением нового административного деления – федеральных округов (Указ Президента РФ от 13 мая
2000 г. № 849, в ред. от 5 октября 2004 г.). Такие семь округов созданы в границах существовавших ранее округов внутренних войск МВД России.

Министерство внутренних дел до 90-х годов по существу обладало монополией на полицейскую деятельность (кроме МВД, полицейскими полномочиями обладал лишь Комитет государственной безопасности (КГБ СССР), расформированный к настоящему времени на целый ряд ведомств: ФСБ, СВР, ФСО).

Закон «О милиции» в первом пункте статьи 10 «Обязанности милиции» предписал милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. По смыслу текста можно понять, что это относится ко всем правонарушениям, т. е. в любых сферах, а не только в тех которыми милиция занимается, решая задачи, возложенные на нее законом: борьба с преступностью (общеуголовной и экономической), обеспечение общественного порядка и безопасности, защита собственности. Из смысла КоАП РФ видно, что в настоящий период не все административные правонарушения являются предметом предотвращения и пресечения для органов внутренних дел, а лишь те из них, по которым органы внутренних дел могут составлять протокол об административном правонарушений и назначать административное наказание (ст. 23.3 и п. 1 ч. 2
ст. 28.3 КоАП РФ). Тем не менее, круг преступлений и административных правонарушений, борьба с которыми непосредственно включена в компетенцию органов внутренних дел, отличается широтой и разнообразием по сравнению с иными правоохранительными органами.

К окружным структурным подразделениям МВД относятся также управления округов внутренних войск (не относящиеся к органам внутренних дел, но входящих в систему МВД России), Положение о которых утверждено приказом МВД России от 29 марта 2000 г. № 309, а также окружные управления материально-технического и военного снабжения МВД России – ОУМТ и ВС (Департамента тыла МВД России).

— изучение, обобщение и внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации предварительного следствия, разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России;

— представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;

Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

— организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно — розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими органами государственной власти;

Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации в реформируемой системе правоохранительных органов Медведев, Вячеслав Александрович

24 октября 1991 г. в России была принята Концепция судебной реформы, в соответствии с которой неотъемлемой перспективой развития судебной власти в РФ было признано создание независимого Следственного комитета. В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят в первом чтении Закон РФ «О следственном комитете Российской Федерации», однако далее законодатель не пошел.

Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют понятийный аппарат в сфере нормативно-правового регулирования Следственного комитета в Российской Федерации, в сфере прокурорского надзора, организации правоохранительной деятельности, определяют сущность и перспективных направлений по развитию законодательства о Следственном комитете с учетом Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в будущем.

Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа, содержания и законодательного регулирования правового статуса и места Следственного комитета Российской Федерации, степени его реализации на современном этапе, разработки методических рекомендаций по его совершенствованию.

Практическая значимость исследовании состоит в том, что рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в работе по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в целях надлежащего разрешения правовых проблем и спорных ситуаций, связанных с совершенствованием организации правоохранительной деятельности в будущем, а также в учебном процессе при изучении курса «Прокурорский надзор и организация правоохранительной деятельности» в юридических вузах.

Медведев, Вячеслав Александрович. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации в реформируемой системе правоохранительных органов : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.11 / Медведев Вячеслав Александрович; [Место защиты: Рос. акад. адвокатуры и нотариата].- Москва, 2011.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-2/800

В системе МВД России следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подчиненными ему структурами

— следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов МВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В структуре центрального аппарата ФСБ России имеется следственное управление, которое расследует особо важные уголовные дела из числа входящих в подследственность следователей ФСБ России, а также оказывает методическую помощь нижестоящим следственным органам. В управлениях ФСБ России по субъектам РФ имеются следственные отделы (отделения), сотрудники которых осуществляют предварительное следствие и реализуют иные предусмотренные законом полномочия.

Первоначально организация и деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регламентировалась подзаконными нормативными правовыми актами, как правило, имевшими гриф секретности. Более того, не подлежал огласке даже перечень тех методов, которыми добывалась оперативно-розыскная информация, не разглашались и возможности тех либо иных должностных лиц по ее последующему использованию. В ряде случаев это приводило к нарушению прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченных в эту сферу государственной деятельности. Все вышеуказанное обусловило необходимость принятия федерального закона, закрепляющего понятие данной деятельности, се принципы, основные задачи, перечень оперативно-розыскных мероприятий, а также ряд иных не менее значимых положений.

Органы внутренних дел РФ: система, структурные части, задачи и служба

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Вам будет интересно ==>  Строения не требующие разрешения на строительство

В разностороннем функционале государства важнейшее место занимает реализация задачи по обеспечению порядка в обществе и безопасности для граждан страны. Государство должно также создать безопасные условия и для собственного функционирования. Очевидно, что для выполнения указанных задач должны были быть созданы специальные органы, имеющие соответствующие полномочия. Структура этих органов разветвленная, подразумевает множество разноплановых направлений деятельности, но к ней можно применить общее название – государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Одним из элементов общей системы этих органов являются Органы Внутренних Дел Российской Федерации (ОВД РФ).

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).
  • управленческие органы войск;
  • соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
  • морские, авиационные воинские части;
  • высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
  • подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
  • части специального назначения;
  • учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
  • подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Праовой статус и структура следственных органов в системе мвд рф

В развитие конституционных Норм в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан; охране собственности и общественного порядка; борьбе с преступностью и другими опасными явлениями, а также меры по укреплению кадров и развитию материально-технической

Система и правовое положение органов внутренних дел

Охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организует во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделени-ями органов внутренних дел в соответствии с Законом Россий-ской Федерации от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» . Эта деятельность состоит в проведении опера-тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здо-ровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она направлена на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрываю-щихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Опе-ративно-розыскную деятельность преимущественно осуществля-ют подразделения криминальной милиции.

Если обратиться к ч. 1 ст. 29 Конституции, которая гарантирует каждому человеку свободу мысли и слова, то следует констатировать, что это — такое право, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей и общества в целом. Лишь при наличии признаков таких преступлений, как пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду; пропаганда социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства и других, предусмотренных Особенной частью УК РФ, возможно вмешательство сотрудников органов внутренних дел или других правоохранительных органов (в зависимости от подследственное™) .

10) участвует в обеспечении правового режима чрезвычайно-го или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях, в осуществлении мероп-риятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Развиваются и конкретизируются положения Конституции по указанному поводу в действующем законодательстве, к которому относятся: Закон РСФСР «О милиции», законы РФ «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О пожарной безопасности», положения «О государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ», «О вневедомственной охране при органах внутренних дел» и т. д. Несмотря на достаточно большое количество законов и подзаконных актов, законодательство, регулирующее организацию и деятельность органов внутренних дел, требует совершенствования как по количеству актов (остались пробелы в регулировании общественных отношений), так и особенно в качественном аспекте, в том числе и прежде всего на уровне подзаконных ведомственных нормативно-правовых актов.

— руководит образовательными и научно-исследовательскими учреждениями Министерства, организует и проводит научные исследования, обеспечивает внедрение достижений науки и техники и положительного опыта в деятельность ОВД, оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции;

. Система СК: 1) центральный аппарат СК; 2) главные след. управления и следственные управления СК по субъектам РФ и приравненные к ним специализир.(в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК; 3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения СК по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения СК.. В систему Следственного комитета входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные,оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения,физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности СК учреждения и организации, являющиеся ЮЛ , а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физич. защиты для обеспечения безопасности сотрудников СК.
СК является ЮЛ, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием .СК имеет геральдический знак — эмблему, флаг и знамя, учреждаемые Президентом Российской Федерации.. Финансирование расходов на содержание Следственного комитета,его центрального аппарата, следственных органов, других органов,учреждений и организаций Следственного комитета осуществляется за счет средств федерального бюджета.. Местонахождение Следственного комитета — г. Москва.

— формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание ОВД и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства, осуществляет развитие и совершенствование систем связи и автоматизированного управления Министерства;

Структура:1. Криминальная полиция (орган дознания): — угол. розыск — подразделения по борьбе с эконом.преступлениями — экспертно — криминалистические (научно — технические) подразделения. Состав и численность криминальной полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ.

СК РФ-является фед. гос. органом, осущ. в соотв.с закон-ом РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства и сост. единую фед. централиз. систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК РФ. Руководство деятельностью СК осущ. Президент РФ.

Выступая в качестве основного, центрального звена, МВД страны реализует задачи по выработке и внедрению мер по защите населения, объектов (вне зависимости от их формы собственности) и проведению мероприятий по предотвращению и пресечению правонарушений административного, уголовного характера. Деятельность органов ВД включает в себя комплекс нескольких организационно-правовых форм: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную.

В структуре МВД присутствует два основных элемента, с помощью которых исполняются стоящие задачи и реализуются полномочия. К ним относят полицию и внутренние войска. В своем арсенале они имеют главным образом методы и средства административно-правового характера. Сами же эти подразделения относятся к правоохранительной структуре. Руководство и надзор за всеми нижестоящими элементами осуществляют Федеральные органы внутренних дел.

Функции между местной администрацией и МВД разделены в порядке формирования системы двойного подчинения – горизонтального и вертикального. Руководство аппарата управления сосредоточено главным образом на обеспечении материально-финансовых и организационных условий для эффективной реализации задач, возложенных на ОВД. В функции административной структуры входит также дача указаний и информирование о разнообразных мероприятиях (ярмарках, демонстрациях, митингах). Вышестоящие органы ВД решают вопросы по нормативному регулированию, совершенствованию методов и форм деятельности должностных лиц и подразделений в целом, обобщению опыта и так далее. Местные структуры выполняют преимущественно задачи по практическому предотвращению, пресечению неправомерных действий и обеспечению привлечения преступников к ответственности.

Из приведенных полномочий посредством норм административного права осуществляется реализация двух видов деятельности: управленческой и оперативно-розыскной. Первая считается самой обширной из всех существующих подотраслей. Работа в органах внутренних дел по данному направлению требует большого количества сотрудников. В связи с этим для исполнения административных задач привлекается основная часть служащих. Управленческая сфера МВД объединяет множество конкретных видов деятельности органов ВД и сотрудников. В рамках данной подотрасли осуществляется надзор за общественным порядком, административный контроль и прочее.

В любом своем виде правоохранительная деятельность считается публичной. Другими словами, исполнение задач осуществляется за пределами отрасли: на улице, рынках, площадях, других общественных местах. Это говорит о том, что система органов внутренних дел – внутренние войска, полиция и прочие подразделения – выполняют задачу не внутриотраслевого характера. Она сформирована не для координации самообеспечения безопасности и порядка, а чтобы способствовать установлению и сохранению правопорядка в обществе как в отношении граждан, так и организаций.

Adblock
detector