Права и обязанности ребенка дома

Это примерный список домашних обязанностей ребенка, которые ему можно доверить. Естественно, чем старше ребенок, тем обязанностей у него становится больше.Чем раньше ребенка наделять определенными обязанностями, тем проще ему будет овладеть трудовыми навыками, у него в дальнейшем не исчезнет желание выполнять домашнюю работу и меньше вероятность развития чувства инфантильности, лености.

Если меры дисциплинарного взыскания не дали результата либо поведение обучающегося ущемляет каким-либо образом права других учеников, а также несет опасность здоровью и имуществу (драки, кражи, воровство), его могут исключить из школы по достижении им возраста 15 лет.

Какую меру влияния имеет родитель на ребенка? Что следует доверить ребенку, а с чем лучше не увлекаться? Какую цель преследуют родители, когда наделяют ребенка домашними обязанностями? Конечно же, помощь по дому для облегчения труда родителей – не первостепенна.

Права и обязанности детей неотделимы друг от друга, являются частью воспитательного процесса. Какими вообще правами обладает ребенок? Это право на жизнь (как высшее право каждого человека), право на получение имени, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища (закреплено Конституцией РФ), право на образование и на медицинскую помощь, имущественные права, право на заботу со стороны родителей, право выражать свое собственное мнение. И в наше время существует немало семей, где права ребенка ущемляются, дети не получают основного: еды, одежды, медицинского ухода. Органы опеки обязаны следить за состоянием детей из подобных неблагополучных семей, а также принимать участие в оказании помощи таким детям.С правами ребенка более или менее понятно каждому.

Обычно понятие «обязанности» применяются относительно взрослых. Но, как ни странно, у детей с течением времени появляются свои обязанности.Что касается обязанностей детей в школе, то они, в частности, закреплены в статье 43 Закона об образовании, а также в Уставе каждой школы.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ И ДОМА»

Во введении Корнеев Владислав Сергеевич объяснил актуальность работы и выдвигает гипотезу о необходимости знаний у каждого ребенка о своих правах и обязанностях с целью защиты и отстаивания их в нужной ситуации. Четко сформулировал цель, заострил внимание на постановке конкретных задач. Введение выглядит достаточно содержательным и емким. В результате четкого изложения цели работы в изложении основной части научно-исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. Наличие ссылок показывает детальную работу с научной литературой. В своей теоретической части работы Корнеев Владислав Сергеевич рассматривает историю становления правового отношения между взрослыми и детьми, существующие на данном этапе документы, закрепляющие права, обязанности детей, в том числе в школе и дома, а также виды ответственности за их несоблюдения, нарушения. Корнеев Владислав Сергеевич провел объемную исследовательскую работу по выявлению уровня информированности разных групп людей МОУ Северной СОШ: обучающиеся, родители, учителя. Проанализировал результаты исследований и кратко сформулировал основные выводы.

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей. Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится. Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.

  1. Основные права: на жизнь, имя, гражданство и др.
  2. Права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь.
  3. Права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести, религии и др.
  4. Права, сохраняющие здоровье и содействующие физическому развитию детей.
  5. Права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в частности право на образование.
  6. Права, защищающие ребенка в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и др.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и полностью раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства — считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Конечно, тема прав и обязанности ребенка в современном обществе актуальна , и я решил провести исследование в этом направлении.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство» [1] .

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной. Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

  1. Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Отдельно стоит отметить момент, касающийся того, что ребенок имеет узаконенное право на получение полагающейся заботы от родных родителей и постоянное проживание вместе с ними. Стоит акцентировать свое внимание на том, что непосредственный ребенок имеет полное право на уважение чести и своего личного достоинства и на полное развитие своей личности.
    Если у ребенка полностью отсутствуют родители, или они по были лишены своих ранее существующих прав на осуществление воспитания непосредственного ребенка, то обязанность по грамотному и полному воспитанию конкретного ребенка и заботе о его всестороннем развитии переходит на профильный орган опеки. Порядок при этом четко устанавливается законодательством.
  2. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Любой ребенок может безнаказанно общаться с любыми членами своей семьи. Всевозможные ситуации, из-за которых распадаются семьи, никак не могут стать основанием нарушения этого, предоставленного и охраняемого законом, права ребенка.Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.
  3. Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка. Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
  4. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.
    Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.
  5. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок:
    • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
    • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
    • отчество дается от имени отца.

Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки. Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина.

  • Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка. Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя. Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется:
    • если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным;
    • если он решен родительских прав;
    • если его местонахождение нельзя установить;
    • если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.

    Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим. Начинается все с простых обязанностей – следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

    Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия.

  • Статья 60. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.
    Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей.
    Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар.
  • Права и обязанности ребенка

    Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

    В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

    В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

    • право на имя (фамилию), гражданство и их изменение;
    • право жить и воспитываться в семье, общаться с родственниками;
    • право на получение содержания от членов семьи (алименты, пенсии, пособия);
    • право на защиту собственных интересов;
    • право на защиту от потребления наркотических средств и привлечения к производству или же торговле таковыми веществами;
    • право на защиту от экономической эксплуатации;
    • право на свободу выражения взглядов, что обязательно должно рассматриваться с учетом возраста и зрелости;
    • право на участие в молодежных и детских организациях с целью общественного развития и самореализации в социальной жизни;
    • право на доступ к информации и материалам, особо к тем, что затрагивают интересы ребенка;
    • право на свободу совести и вероисповедания;
    • право на образование;
    • право на проживание в жилом помещении в соответствующих условиях;
    • право на имущество, приобретенное в день рождения или же наследство, а также какое-либо другое имущество, обретенное на средства ребенка.
    1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
    2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.
    Вам будет интересно ==>  Что грозит ип за неоформленного работника в 2023г

    Права и обязанности ребенка дома

    Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.

    При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.

    1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.

    Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.

    • похвала, признание заслуг: «Молодец! Ты у меня хороший помощник», «Как бы я справилась без тебя?!»;
    • апелляция к взрослости: «Ты уже большой (взрослый) и можешь делать это сам»;
    • мотивация на выживание: «Не приготовишь еду – останешься голодным!»;
    • ориентация на окружающих: «Бабушка придет, увидит как у тебя в комнате чисто, порадуется, что у нее такая чистоплотная и умелая внучка!»;
    • поощрение: «Ты хорошо убрался в квартире, поэтому завтра у нас будет время съездить в зоопарк».

    Права и обязанности детей

    • на имя;
    • на фамилию;
    • на отчество;
    • на гражданство и гражданскую правоспособность;
    • жить и воспитываться в полноценной семье;
    • на уважение своего человеческого достоинства;
    • на всестороннее развитие;
    • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
    • на получение льгот и государственных пособий;
    • на обладание правами собственности.

    В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.

    Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет. С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается. При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

    Обязанности ребенка дома в основном определяются родителями, требования которых не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Социальные службы тщательно следят за соблюдением свобод, которые закреплены за несовершеннолетними гражданами.

    • рассчитывать на государственную защиту;
    • выражение мнения;
    • получение пенсий, льгот и пособий;
    • на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
    • иметь собственную территорию;
    • знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
    • самостоятельно выбирать друзей;
    • отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.

    В первый раз ученик получит выговор. Эта мера может не повлиять на ребенка. Поэтому придется вызвать родителей и пойти вместе с учеником к директору. Если ребенок совершает более серьезные поступки, то его могут отчислить. К таким поступкам относят воровство, драки, моральный вред.

    Очень часто распространенной причиной нежелания учиться наблюдается у детей в силу плохой обстановки в школьных стенах или дома. В итоге получать знания ребенок совсем не хочет. Но часто это нежелание списывают на то, что ребенок глуп. Каждый ученик должен знать, какими правами он обладает.

    1. В течение всего дня ученик должен получать бесплатную медицинскую помощь.
    2. В школе и на ее территории должна быть чистота. Этот фактор зависит от администрации школы.
    3. Места для обучения, а именно классы, должны иметь хорошее освещение.
    4. Уровень шума должен быть на определенном уровне, разрешенным соответствующими органами.
    5. Чтобы можно было комфортно заниматься, должна быть комфортная температура воздуха.
    6. На обеденный перерыв должно отводиться не меньше 20 минут. Качество пищи должно быть высоким, еда должна быть питательной и здоровой.
    7. В туалете должны быть гигиенические принадлежности. К ним относят бумагу, мыло, бумажные полотенца.

    Еще в начальной школе учителя рассказывают своим подопечным о том, что может делать ученик в школе, а что не может, какими правами он наделен. Если заглянуть в Конституцию РФ, то там можно прочитать о том, что любой человек имеет право на получение образование. Его национальность, возраст, религии, пол никак не могут повлиять на это право. Кроме того, человек, который живет в России, просто обязан получать школьное обучение. Но самое важное: человек должен владеть русским языком. В противном случае получить знания будет сложно.

    Первый и очень важный вопрос состоит в том, кто может обучаться и имеет право на свое обучение. Человек, государство и общество в целом заинтересовано в том, чтобы человек мог получать знания. Чтобы получить среднее образование, платить за обучение не обязательно. Если все обучение оплачивалось, то очень много людей не смогло бы получить среднее образование.

    Отдельно стоит отметить важность наличия обязанностей у несовершеннолетних, касающихся учебы в школе. Каждый ученик должен соблюдать дисциплину и не наносить вред материальному имуществу учреждения. Также школьники должны уважительно относиться к другим ученикам, чтобы не нарушать их прав.

    Государство контролирует вопрос защиты прав несовершеннолетних. Так, даже при обучении в школе, данными функциями обладают учителя. Они не только обучают ребенка, но и проводят воспитательные беседы, классные часы. Если будет замечено какое-то нарушение в отношении прав одного из учеников, педагог обязан принять соответствующие меры.

    • сразу следует отметить, что первым правом, которым обладает каждый человек с рождения, является право на жизнь, ведь как только ребенок рождается, любые попытки причинить вред его здоровью преследуются по закону;
    • получение имени – это тоже право каждого, точно также как право на воспитание в семье и социальную защиту;
    • с детства у каждого имеются права на свободу и личную неприкосновенность, что подразумевает отсутствие серьезных наказаний, истязаний;
    • вопрос прав, обязанностей и ответственность детей напрямую касается вопроса образования, ведь каждому несовершеннолетнему гарантировано право на получение среднего образования, но при этом он обязан реализовать это право;
    • в ряде ситуаций, когда требуется помощь специалистов, например, докторов, психологов, дети имеют преимущество перед взрослыми в получении поддержки;
    • имущественные права и обязанности появляются у детей с раннего возраста, ведь они могут получать наследство или крупные подарки, но, действуют от имени ребенка взрослые представители;
    • выражать свое мнение, которое в определенных ситуациях учитывается даже в суде, тоже является одним из прав несовершеннолетнего.

    Воспитание – сложный многогранный процесс, в котором задействованы многие. Конечно, в первую очередь, это родители, на которых лежит самая большая ответственность. Также непосредственное участие в воспитательной деятельности принимают педагогические работники. Часть работы должна быть уделена разъяснению прав и обязанностей детей, ведь это необходимо для развития полноценного общества. Любой человек с детства должен знать правила, по которым живет общество, чтобы не позволять давать в обиду себя и не нарушать свободы других граждан государства.

    Социальные службы (органы опеки) контролируют соблюдение свобод, закрепленных за несовершеннолетними гражданами. Помимо этого, суды призваны выполнять такие функции. Но, конечно, в первую очередь защищают права ребенка его родители или попечители. Именно они должны заботиться о том, чтобы никто и ничто не мешало полноценному развитию подрастающего поколения, а при необходимости всегда могут обратиться за помощью к компетентным органам для разрешения ситуации.

    Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

    Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума .

    · после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

    · лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

    · на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

    Вам будет интересно ==>  Что дают на 3 ребенка в 2023 году в башкирии

    Домашние обязанности детей по возрастам

    Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

    Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

    Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

    Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

    4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

    В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.

    · Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

    · Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

    1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

    • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
    • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
    • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

    Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

    Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

    Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

    А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

    Права и обязанности детей: кратко о важном

    Основной документ, который регулирует семейные отношения, — это Семейный Кодекс РФ. Здесь описаны нормы, касающиеся отношения в рамках семьи к детям. Документ регламентирует права детей, в нем оговариваются вопросы материального обеспечения детей в тех случаях, когда родители расторгают брак.

    К сожалению, еще не все законы работают на должном уровне. Это провоцирует нежелание людей выполнять все обязанности, и, как следствие, происходит нарушение прав человека. Ведь права и обязанности неразделимы . Несоблюдение обязанностей влечет нарушение прав, это цепочка – причина отсутствия порядка в обществе.

    Именно в этом возрасте дети оканчивают 11 класс или колледж, училище, техникум, куда могут пойти после 9 класса. Получив аттестат о среднем образовании, выпускник делает дальнейший выбор. Перед ним – дороги в вузы, с узы . Но это не обязательно. Вполне можно сразу пойти работать.

    Теоретически люди всех стран имеют одинаковые права, однако далеко не каждое государство может обеспечить соблюдение этих прав. На Западе правам людей, включая детей, уделяется больше внимания, чем в мало развитых странах. Сегодня в России права детей обеспечены на законодательном уровне.

    По отношению к себе самому ребенок имеет право составить собственное мнение. В семье не может быть однозначного диктата родителей. Ребенок наделен аналогичными со взрослыми правами. Даже в юридическом плане мнение ребенка в определенных ситуациях берется во внимание, причем как на уровне принятия к сведению, так и в форме официального учета.

    Права и обязанности детей по Семейному кодексу РФ

    • быть образованным на базовом уровне;
    • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
    • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
    • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
    • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
    • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.
    • получить имя, фамилию и отчество;
    • иметь гражданство;
    • проживать в полноценной семье;
    • быть уважаемым окружающими;
    • всесторонне развиваться;
    • на получение преференций от государственных органов в виде льгот и пособий;
    • быть защищенным со стороны родителей или опекунских учреждений;
    • обладать какой-либо собственностью.
    • выражать собственное мнение;
    • получать защиту и поддержку от государства;
    • рассчитывать на выдачу пособий и на предоставление льгот от государства;
    • хранить личную собственность и обладать ею. К примеру, фотографии родных по крови мамы и папы, памятные игрушки и иное;
    • обладать частью имущественной собственности, где он проживает официально;
    • получить достоверную информацию о биологических родителях и знать, что он приемный;
    • выбирать самостоятельно с кем дружить и общаться;
    • отказаться проживать в приемной семье, в связи с недопониманием, с негативным психологическим воздействием и др.
    • выполнение установленных ему обязанностей по дому, если они не противоречат семейному законодательству;
    • исполнять на совесть порученные функции от приемных родителей;
    • следовать правилам гигиены, которые соответствуют требованиям новоиспеченной семьи;
    • оказывать подобающее поведение.

    По закону, перечень прав малышей растет с возрастом. Особенно в следующие годы — в полтора, в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 18. Вместе с возрастом и с приобретением все большего количества прав, у ребенка появляется большее количество обязательств. А у его родителей наоборот, чем старше их ребенок, тем меньше их ответственность за него.

    Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу, когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

    • ценить и уважать достоинство своего ребенка;
    • дать все необходимое для нормального роста и развития – тепло и любовь, одежду и вещи, полноценное питание;
    • разрешать видеться с кровным родителем, который не проживает с ним, если тот не лишен родительских прав, а также с родственниками с его стороны;
    • организовать обучение в школе, дополнительные занятия в свободное время;
    • представлять интересы несовершеннолетнего в любых инстанциях;
    • проводить регулярно медицинские обследования и вовремя посещать врача.

    требования, которые предъявляются к несовершеннолетнему в стенах родного дома, зависят от его родителей. они устанавливают правила совместного проживания, когда каждый член семьи приносит свою пользу. главное, чтобы эти установки не нарушали права ребенка, закрепленные в законе.

    Каждый ребенок должен находиться под особой защитой от насилия, опасности, похищения, пропаганды и злоупотребления вредными привычками, эксплуатации детского труда, продажи, рабства. Эти права не должна нарушать и семья ребенка, в противном случае можно говорить о лишении родительских прав.

    • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
    • давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ),
    • на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ),
    • на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
    • выбирать, с кем жить после развода родителей/п.2 ст.24, ст.57 СК РФ/.
    • полная уборка в квартире – мытьё полов, вытирание пыли, наведение порядка;
    • сортировка одежды – чистые вещи складываются в шкафу после глажки, а грязные – относятся в корзину для белья;
    • чистка и мытьё своей обуви;
    • носить пакеты с покупками и разбирать сумки после семейного похода в супермаркет;
    • готовить простейшие блюда – яичницу, бутерброды, салат;
    • включать стиральную машину и развешивать постиранные вещи.
    • расставлять разбросанные игрушки по местам;
    • мыть руки, чистить зубы;
    • снимать одежду, а некоторую – надевать;
    • ставить на место просмотренную литературу (книжки, журналы);
    • относить посуду (она должна быть изготовлена из небьющегося материала) и столовые приборы в раковину;
    • вытирать за собой грязные следы и пятна на столе, полу, стенах.
    1. Поначалу предлагайте малышу занятия, к которым он сам проявляет интерес.
    2. Позволяйте ребёнку иногда меняться бытовыми задачами. Это расширит детскую компетентность и сплотит семейный коллектив.
    3. Пусть чадо самостоятельно приобретает средства для выполнения его работы (средство для мытья посуды, порошок). Так, малыш будет уверен в том, что ему доверяют, и станет отвечать за свой выбор (который будет ограничен родительским бюджетом).
    4. Постарайтесь привнести в работу нотку творчества. Если ребёнок готовит, то пускай придумает новое блюдо, если складывает вещи в шкаф – пусть сложит их по цветам.
    • поливать цветы;
    • выгуливать собаку;
    • выносить мусор;
    • самостоятельно складывать свой портфель и делать уроки;
    • пользуясь овощечисткой, помогать вам с приготовлением пищи – чистить овощи, фрукты, нарезать их детским ножиком;
    • подбирать одежду для выхода;
    • гладить предметы гардероба после ознакомления с правилами безопасности;
    • мыть за собой ванну после купания.
    1. Приучают к трудолюбию, аккуратности, знакомят со словом «должен».
    2. Учат планированию, постановке целей и выработке навыков, необходимых для их реализации.
    3. Помогают рассчитывать и осознавать собственные цели.
    4. «Приходить» от частного к общему. Чтобы убрать свою комнату, нужно собрать игрушки, заправить кровать, вытереть пыль.
    5. Осваивать способность к самодисциплине. В процессе выполнения работы по дому малыш вдохновляется, организуется и создаёт рабочее настроение.
    6. Учат быть отзывчивым, чутким, заботливым.
    7. Учат осознанию своей необходимости. Каждому ребёнку хочется знать, что он помогает своей семье.
    Вам будет интересно ==>  Может Ли Жена Забрать Грудного Ребенка В Другой Город Без Согласия

    Обязанности детей

    Вступая во взрослую жизнь, человек должен знать подобные вещи. Нельзя ожидать от мира чего-то взамен на ничего. А подростковый возраст — самое подходящее время для усвоения связи между правами и обязанностями. Все, чего хочет ребенок, должно быть связано с определенными ограничениями и определенной ответственностью: уважение, деньги, независимость, свобода, статус. Да, сама ответственность приходит с ответственностью.

    То же самое справедливо и в отношении требования уважения к себе. Если подросток хочет, чтобы к нему относились уважительно, он должен уважительно относиться к другим. Если ваши дети могут открыто огрызаться на вас, права на ваше уважение они не заслужили. Вы можете просто перестать их слушать (или по крайней мере сделать вид, что ничего не слышите), пока они не начнут общаться с вами по-другому.

    К примеру, ваш ребенок может требовать, чтобы с ним обращались, как со взрослым. Но он при этом должен понимать, что такое право дается только вместе с соответствующими обязанностями. Если он хочет отношения к себе, как ко взрослому, значит, он должен и вести себя, как взрослый. Если он будет пренебрегать этой обязанностью, то будет лишен и права.

    Недавно я читал интересную статью об исследованиях, посвященных нытью и «пилению» (интересно, долго ли ученых донимали просьбами провести это исследование?) Оказалось, что человека легче убедить в чем-то, если избегать занудных повторений одного и того же, как говорится, не «капать ему на мозги».

    Это правило имеет очень большое значение, если ваши дети уже доросли до подросткового возраста. В ответ на каждое требование определенных прав с их стороны вы должны напоминать им об обязанностях. Некоторые из моих знакомых распространяют это правило даже на выдачу карманных денег. Их дети имеют право на некоторую сумму в неделю, но при этом родители объясняют им, что у них есть обязанности в доме. Это означает, что дети должны принимать участие в общих домашних делах — уборке и т.п.,— иначе никаких карманных денег им не видать.

    Права и обязанности ребенка дома

    Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение. Если вы способны сформулировать свои собственные взгляды на вопросы, касающиеся ваших законных интересов, то родители и любые другие взрослые должны не только уважать ваше право свободно выражать их, но уделять им внимание и принимать решение в отношении вас с учетом вашего мнения.

    Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, а также на прокуратуру и суд. Следует отметить, что если вы признаны в соответ­ствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеете право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право обратиться в суд возникает у вас с 14 лет.

    Да. Вы обладаете правом быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства. Поэтому вы можете присутствовать на суде и выразить свое желание после развода родителей проживать с папой. Если вам исполнилось 10 лет, то учет вашего мнения обязателен. Но если ваше желание проживать с отцом противоречит вашим жизненным интересам (например, у вашего отца плохие жилищные условия или ваше общение с ним повредит вашему развитию), то суд вправе и не учесть ваше мнение.

    Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. И каждый вправе поменять их, не объясняя причин своего решения. Однако поскольку вы являетесь ребенком, то в от­ношении вас действуют особые правила. Если вам еще не исполнилось 14 лет, то изменение вашего имени (отчества, фамилии) осуществляется по совместной просьбе родителей с разрешения органа опеки и попечительства. Если вам уже 14 лет, то изменить ваше имя (отчество, фамилию) могут только с вашего согласия. Когда вам исполнится 14 лет, вы получите право самостоятельно менять свое имя. Однако сначала для этого нужно получить согласие обоих родителей (или единственного родителя) либо лиц их заменяющих — усыновителей, попечителей. При отсутствии такого согласия вы вправе обратиться в суд. Когда согласие получено (добровольно или в судебном порядке) вы уже можете обратиться в ЗАГС (орган записи актов гражданского состояния) по месту жительства или по месту государственной регистрации вашего рождения. Заявление о перемене имени подается в письменной форме (с указанием причины перемены имени) и к нему прилагается ваше свидетельство о рождении. При перемене имени выдается новое свидетельство о рождении. Если вы уже получили паспорт, то в нем производится соответствующая отметка, и он подлежит замене.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, о которых вы спрашиваете, но и случаи, когда родители не выполняют свои обязанности по вашему воспитанию. Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать вас, ознакомиться с просьбой и принять необходимые меры для помощи. Можно обратиться к социальному педагогу школы; в социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической помощи — по телефону.

    По мнению педагогов, родители должны вменить в обязанность детям старшей группы детского сада, младшего школьного возраста определенные работы по дому. Те родители, которые не считают необходимым нагружать своих чад домашней работой, ошибаются, потому что только с помощью труда можно воспитать человека обязательного и ответственного.

    Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.

    Как известно, обязанности взрослых урегулированы законодательно. Это необходимость платить налоги в бюджет, обязанность защищать Родину (служить в армии), уважать государственные символы. Если говорить про права и обязанности детей кратко, то первые из них урегулированы законодательно, а вот вторые в основном регулируются нормами морали.

    Согласно статье 56 СК РФ, каждый ребенок имеет право на защиту своих интересов. Какие это могут быть интересы? Да самые разнообразные. Общение с друзьями, посещение кружков, гармоничное развитие в семейной среде, получение полной и быстрой медицинской помощи, получение образования (посещение детского сада или школы) и многое другое. Защита интересов детей — это обязанность родителей.

    В статье 55 СК РФ говорится о том, что ребенок имеет право общаться со своими родителями и другими родственниками по отцовской и материнской линии. Вроде бы все вполне логично и понятно. Некоторые люди могут сказать, что эту норму и не надо закреплять законодательно.

    Права и обязанности родителей и детей

    В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.

    Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

    Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Действующее семейное законодательство — едва ли не единственный механизм защиты детей, лишенных семейной заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав.

    Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.

    Семейная дееспособность — это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста). Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. — М: Юристъ, 2003г. Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.

    Adblock
    detector