Правила проведения аудита специального назначения субъектов

Содержание

Практика аудита свидетельствует о том, что повторяющийся (согласованный) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность аудируемого лица, и для самого аудируемого лица, которое получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Специальный аудит (экологический и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм, правил . Специальный аудит выполняется по заданию, возникающему в процессе обычной деятельности экономического субъекта в связи с появлением сбоев в системе, имеет целью изучение узких мест и разработку рекомендаций для руководства по их устранению .

Нужно отметить, что описываемые виды аудита взаимосвязаны, а их дифференциация — условна. Например, если эти правила осуществления деятельности установлены органами управления хозяйствующего субъекта (правила внутреннего контроля), то аудит на соответствие осуществляют работники организации, выполняющие функцию внутренних аудиторов. В других случаях (например, для подтверждения соблюдения требований кредиторов по поддержанию соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), особенно если выполнение этих условий отражается в финансовой отчетности компании, данный вид аудита проводится, как правило, вместе с финансовым аудитом либо как специальный аудит.

Государственный аудит представляет собой обособленную часть государственного финансового контроля, которая отличается организационно-правовой и функциональной спецификой В литературе государственный аудит определяется как система мероприятий, направленных на осуществление внешнего и, соответственно, реально независимого публичного аудита за деятельностью органов публичной власти по управлению и использованию материальных и финансовых ресурсов.

Операционный аудит ориентирован на оценку производительности и эффективности экономического субъекта. Он осуществляется для проверки процедур и методов функционирования аудируемого лица с целью оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно применять для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т.п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы организации или деятельности администрации .В рамках современной рыночной экономики в основные задачи аудита входит не только заключение о достоверности составления финансовой отчетности, но и отражение в нем реального финансового состояния, т.е. оценка эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере в течение следующего за отчетным года .

Правила проведения аудита специального назначения субъектов

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников.

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Внутренний аудитор — это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом. Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

  • проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
  • оценка экономичности и эффективности операций компании; проверка уровней достижений программных целей;
  • подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

  • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • сложившейся системы управления экономического субъекта; состояния внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

6. Аудит специального назначения проводится аудиторской организацией в соответствии с утвержденной руководителем аудиторской организации программой аудита с соблюдением требований, предусмотренных законодательством об аудиторской деятельности, Законом о государственном аудите, стандартами государственного аудита и финансового контроля и Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета от 30 июля 2023 года № 6-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070).

Аудиторской организацией,____________________________________________
(наименование аудиторской организации, бизнес-идентификационный номер
(далее – БИН)
____________________________________________________________________
на основании договора на проведение аудита специального назначения субъектов
квазигосударственного сектора от «__» _____ 20__ года проведен аудит специального
назначения субъектов квазигосударственного сектора (далее – аудит) в отношении
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________,
(наименование юридического лица-резидента, БИН) в соответствии с Правилами
проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного
сектора и представления аудиторского заключения по аудиту специального
назначения субъектов квазигосударственного сектора, утвержденными нормативным
постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского
бюджета от 30 ноября 2023 года № 21-НҚ (зарегистрировано в Реестре
государственной регистрации нормативных правовых актов № 12595), Правилами
роведения внешнего государственного аудита и финансового контроля,
утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за
исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2023 года № 6-НҚ
(зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых
актов № 21070) и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, по
итогам которого составлено аудиторское заключение по аудиту специального
назначения субъектов квазигосударственного сектора (далее – аудиторское
заключение) за период с «__»_______ 20__ года по «__» _______20__ год.
Аудит начат _________________ Аудит окончен ________________
(дата) (дата)
Цель аудита: ______________________________________________________
Предмет аудита: ___________________________________________________
____________________________________________________________________
(бюджетные средства указываются в разрезе бюджетных программ и подпрограмм,
бюджетные кредиты, займы (государственные и гарантированные государством
займы, а также займы, привлекаемые под поручительство государства), бюджетные
инвестиции (формирование и (или) увеличение уставных капиталов юридических
лиц, создание и (или) развитие активов государства путем реализации бюджетных
инвестиционных проектов), государственные концессионные обязательства,
связанные гранты, государственные задания, государственный заказ за исключением
казенных предприятий, а также организаций, оказывающих гарантированный объем
бесплатной медицинской помощи и реализующих оборонный заказ охваченные
аудитом):
Контактные телефоны аудируемого субъекта: телефоны, факс: ___________
____________________________________________________________________
Перечень документов, предоставленные в ходе аудита: ________________
____________________________________________________________________
Перечень запрошенных аудиторской организацией документов, но не
предоставленных в ходе аудита: ________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Вам будет интересно ==>  Положение Об Индивидуальном Обучении На Дому По Новому Закону 2023 Год

11. В течение десяти рабочих дней со дня получения аудиторского заключения аудируемым субъектом при несогласии с результатами аудита специального назначения представляются соответствующие комментарии и (или) возражения аудируемого субъекта по каждому пункту выявленных нарушений за подписью первого руководителя аудируемого субъекта в аудиторскую организацию.

4. Аудит специального назначения не проводится за период, охваченный аудитом органами государственного аудита и финансового контроля (за исключением аудита, проведенного службами внутреннего аудита по вопросам использования бюджетных средств) если проведенным государственным аудитом охвачено использование бюджетных средств, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

1.Свидетельство (справка) о государственной регистрации/перерегистрации
юридического лица: регистрационный номер ___, дата выдачи «__» ______ года.
2. Организационно-правовая форма: __________________________________
3. Вид собственности: ______________________________________________
4. Сведения о переходе на международные стандарты финансовой отчетности (далее –
МСФО):
__________________________________________________
___________________________________________________________________
(Да/Нет, дата перехода на МСФО, основание)
5. Учредители (участники): __________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) учредителей (участников) индивидуальный
идентификационный номер (далее – ИИН), наименование юридического лица
учредителя БИН, сумма уставного капитала, доля участия в %)
6. Адрес аудируемого субъекта (юридический): _________________________
_________________________________________________________________
Почтовый индекс: _________________________________________________
Область/район: ___________________________________________________
Город/Район: _____________________________________________________
Поселок/Село: ____________________________________________________
Улица/Микрорайон:
_________________________________________________________________
Номер дома: ______________________________________________________
Квартира/комната/офис: ___________________________________________
Адрес аудируемого субъекта (фактический): __________________________
Почтовый индекс: _________________________________________________
Область/район: ___________________________________________________
Город/Район: _____________________________________________________
Поселок/Село: ____________________________________________________
Улица/ Микрорайон:
______________________________________________________________
Номер дома: ______________________________________________________
Квартира/комната/офис: ___________________________________________
7. Должностными лицами в периоде охваченной аудитом являлись: ______
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) руководителя, ИИН, период, ИИН бухгалтер, период)
8. Сведения о банковских счетах: ____________________________________
(наименование банка, БИН, БИК, № счета, вид счета валюты, дата открытия и
закрытия)
9. Сведения о предыдущем аудите (контроле) по вопросам использования бюджетных
средств (указываются краткие сведения только по вопросам, охваченным ранее
другими органами государственного аудита и финансового контроля и
правоохранительными органами, предмет проверки (аудита) которых совпадает с
предметом аудита, проводимого аудиторской организацией, меры по устранению
выявленных нарушений, принятые аудируемым субъектом в качестве объекта
государственного аудита. По находящимся на контроле постановлениям
(предписаниям) органов государственного аудита и финансового контроля
указываются меры по порученческим пунктам с истекшими сроками исполнения),
сведения об аудите финансовой отчетности за последние три года (№, дата,
наименование аудиторской организации, Ф.И.О. (при его наличии) аудитора, адрес,
контактные телефоны аудитора
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(№, дата акта, наименование аудиторской организации, Ф.И.О. (при его наличии)
исполнителя, место проведения, период и вид аудита (контроля), сумма нарушений,
принятые меры для устранения нарушений, контактные телефоны аудитора)
10. Сведения о фактических видах деятельности: ______________________
11. Сведения о реорганизации: ______________________________________
12. Сведения о филиалах и представительствах:________________________
13. Сведения о юридических лицах, в которых аудируемый субъект является
собственником (участником): _____________________
____________________________________________________________________
14. Наличие учетной политики: _____________________________________
(Да/Нет)

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2023 года № 21-НҚ «Об утверждении Правил проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора и представления аудиторского заключения по аудиту специального назначения субъектов квазигосударственного сектора» (с изменениями и дополнениями по состоянию на г

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2023 года № 21-НҚ
Об утверждении Правил проведения аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора и представления аудиторского заключения по аудиту специального назначения субъектов квазигосударственного сектора

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;

Аудит специального назначения

Соответственно, меняются и функции этих ведомств. Теперь, поясняют специалисты, Счетный комитет наделен правом проверять ценообразование работ и услуг, что позволит более эффективно контролировать расходование бюджетных средств. В частности, случаи необоснованного завышения расходов характерны при заказе аудиторских услуг у крупных международных организаций, расценки которых превышают стоимость услуг казахстанских аудиторов в десятки раз при сопоставимом качестве.

По инициативе Национального совета по модернизации при Президенте РК в июне 2023 года в закон была включена норма о передаче в аутсорсинг ежегодного обязательного аудита субъектов квазигосударственного сектора по использованию бюджетных средств, пояснил заместитель заведующего юридическим отделом Счетного комитета Азамат Кусаинов.

– В конце прошлого года вступил в силу Закон «О государственном аудите и финансовом контроле», – говорит председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов» Данияр Нурсеитов. – Он кардинально меняет подход к государственному контролю. Теперь органы контроля подразделяются на внутренние и внешние службы госаудита. Счетный комитет и ревизионные комиссии относятся к внешнему государственному аудиту, а комитет финансового контроля – к внутреннему.

Участники семинара обсудили процедуры проведения аудита специального назначения. В ходе встречи были высказаны предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере. При этом члены ПАО «Коллегия аудиторов» уже обладают всеми необходимыми навыками для аудита специального назначения.

Виды Аудита

Внутренний аудит – это проверки, которые проводят специалисты, находящиеся в подчинении данного экономического субъекта. Внутренние проверки нацелены на решение проблем функционального управления, обеспечение эффективности экономического развития предприятия и его подчиненных структур, а также помочь сотрудникам более эффективно выполнять свою работу.

Исходя из отношения к требованьям законодательства выделяют такие виды аудита. При обязательном проверка проводится в соответствии с требованиями и критериями, которые устанавливает закон. Обязательные проверки проводятся с определенной периодичностью и преследуют цель подтверждения законности ведения хозяйственных операций, их правильного отражения в учете. Инициативный (проверка проводится только по желанию субъекта хозяйствования, его собственника либо наблюдательного органа этого хозяйствующего субъекта). Основная цель – выявление недостатков в ведении учета, составлении отчетности и т.д. для оказания помощи сотрудникам в подготовке к обязательной проверке.

Исходя из отношения пользователя к информации выделяют такие виды аудита. Внешний (проверки с помощью приглашенного специалиста), который включает проверки по желанию субъекта экономики и проверки по требованию законодательства. Приглашенный аудитор проводит проверку на основании заключенного с клиентом договора. Особенность проверок этого вида заключается в том, что внешний аудитор является лицом, не заинтересованным в результатах проверок (не учредитель, не акционер и т.д.). Цель его работы – подтвердить достоверность финансовой отчетности и установить состояние хозяйственной деятельности аудируемого объекта.

Вам будет интересно ==>  Налоговый Кодекс О Мат Помощи Конпенсирущего Характера

Аудит бухотчетности – проверка отчетности для заключения о ее соответсвии критериям ведения учета. На соответствие – проверка соблюдения норм, законов и инструкций. Он может проводиться в отношении персонала и акционеров. Операционно-управленческий проводится для проверки функционирования подразделений предприятия с целью выявления эффективности и надежности в целях управления. Налоговый целью проверки имеет взаимоотношения организации с налоговыми органами по поводу уплаты налогов и прочих платежей. Специальный включает технический, экологический и другие виды аудита.

Виды аудита и аудиторских услуг делятся не только на основные, но и на сопутствующие. Аудиторы имеют право оказывать сопутствующие услуги. К ним относятся услуги, совместимые с проверками: постановку бухучета, контроль за ведением отчетности, контроль за начислением налогов, анализ финансовой деятельности, оценка инвестиционных проектов, подбор персонала, проведение различных семинаров, компьютеризация бухучета, т.д. Аудиторы могут оказывать и услуги, не совместимые с проведение у клиента проверок: ведение, восстановление бухучета, составление налоговых деклараций, бухгалтерской и финансовой отчетности.

Проведение аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора

Аудит специального назначения проводится в обязательном порядке ежегодно с отражением в аудиторском заключении движения бюджетных средств от администратора бюджетной программы до конечного получателя бюджетных средств при использовании субъектами квазигосударственного сектора бюджетных средств в виде:

6) государственного задания и государственного заказа за исключением казенных предприятий, осуществляющих свою деятельность в области дошкольного воспитания и обучения, здравоохранения, а также организаций, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и организаций, реализующих оборонный заказ.

Аудит специального назначения проводится на основе договора о проведении аудита специального назначения, заключенного между аудируемым субъектом (заказчиком) и аудиторской организацией, который соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности, государственном аудите и финансовом контроле.

  • взаимный контроль операций — используется для проверки на предмет непротиворечивости взаимосвязанных операций;
  • аналитическая проверка документов — проверяются арифметические расчеты;
  • проверка документов — представляет проверку наличия первичного ученого документа подтверждающего показатель в финансовой отчетности;
  • прослеживание — представляет проверку правильности отражения первичного учетного документа в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

К информационному моделированию относятся: встречные проверки, взаимный контроль операций, обратный счет, аналитические проверки документов, контрольные сличения (балансовые взаимоувязки), логические проверки, проверки документов, прослеживание. При аудите финансовой отчетности применяются, как правило, следующие методы:

При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования». По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

К экспертным оценкам относятся: контрольный замер работ; технологический контроль, химико-лабораторный анализ; эксперимент; экспертизы различных видов; контрольный запуск (закуп). Применение методов из группы экспертных оценок при аудите финансовой отчетности возможно только с привлечением экспертов. В таком случае аудитору необходимо соблюдать требования ПСАД «Использование работы эксперта» [73]. При наличии внутренних аудиторов в соответствии с возложенными функциональными обязанностями они могут применять в своей работе методы экспертных оценок.

Специальный аудит и его разновидности

  • соблюдаются ли правила оформления документации, отчетов;
  • соответствуют ли хозяйственные, финансовые сделки действующим законам;
  • правильно ли оформлены договора и лицензии;
  • соблюдаются ли некоторые правила, инструкций, уставы предприятия.

Специальный аудит – это один из разделов инициативного аудита, который проводят по специальному аудиторскому заданию по заказу руководства. Перед началом проверки экономического субъекта составляется специальный план, в котором описываются ее масштабы, объемы, вопросы. Внутренний аудит специального назначения бывает разных видов, например, налоговым или юридическим. Все зависит от целей и задач, которые будут поставлены перед экспертом. Главное, чтобы проводились работы опытным аккредитованным специалистом, состоящим в СРО. Поэтому лучше сразу обратиться в компанию «Холд-Инвест-Аудит».

  • Налоговый. Самый популярный вид, во время которого анализируются финансовые, бухгалтерские отчеты. При проведении налогового аудита также создается план по минимизации рисков финансовых потерь, защите компании от проблем с налоговой. Цели процедуры – это оптимизация налогообложения, диагностика недочетов, анализ правильности заполнения документации.
  • Ревизионный. Он направлен на то, чтобы проанализировать эффективность выбранной бизнес-модели. Во время работ проводится анализ производительности компании.
  • Проблемный. Изучается работа организации на фоне происходящих изменений.
  • Юридический. В процессе этого эксперт изучает учредительные и внутренние документы, определяет имущественные риски, выполнение требований закона.
  • Экспресс-проверка. Речь идет о выборочном анализе конкретных разделов или периодов хозяйственной деятельности.

Исходя из вида аудита на предприятии, пакет документов может отличаться. Как и состав экспертной группы, в которую могут входить аналитики, эксперты, адвокаты. Заказать эту услугу стоит каждому, кто хочет владеть полной информацией об экономическом положении организации и наличии нарушений, правильности ведения отчетов, соблюдении требований закона.

Провести аудит по специальному заданию могут эксперты из «Холд-Инвест-Аудит», которая существует на рынке около 20 лет. Специалисты организации владеют квалификационными аттестатами и состоят в СРО. Во время проверки, они проанализируют эффективность использования ресурсов, изучат налоговую и бухгалтерскую документацию, систему управления и выбранные бизнес-модели. По результатам будет составлен отчет, в котором будут отражены все данные об организации, выявленные проблемы и недочеты, а также советы по их решению.

5.При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение (наименование экономического субъекта) применимого законодательства Республики Казахстан при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Республики Казахстан при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган (наименование экономического субъекта).

Аудиторская проверка — необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Республики Казахстан.

Вам будет интересно ==>  Пенсия По Потере Кормильца В 2023 Году Размер И Последние Изменения

Проверяется система учета основных средств и нематериальных активов, правильность оформления всех первичных документов, разделения объектов основных средств на производственные и непроизводственные, а также и обоснованность начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обоснованность проведенных переоценок.

При проверке бухгалтерского учета следует руководствоваться, помимо Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности, также Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденному Министерством финансов Республики Казахстан.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях, согласно которым правление акционерных обществ обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными законами РК от 20.02.2009 N 138-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2023); от 12.11.2023 № 393-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2023 № 168-VІ (вводится в действие с 01.01.2023).

1. Аккредитация профессиональной организации подтверждается свидетельством об аккредитации по форме, утвержденной уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений и уполномоченным органом в сфере информатизации. Свидетельство об аккредитации действительно на всей территории Республики Казахстан.

3. Проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации не освобождает аудируемого субъекта от ответственности за несоответствие представляемой финансовой отчетности и иных документов требованиям законодательства Республики Казахстан.

если у нее имеются денежные обязательства перед аудируемым субъектом или у аудируемого субъекта перед нею, за исключением обязательств по проведению аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации;

Сноска. Заголовок статьи 24 в редакции Закона РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2023); с изменениями, внесенными законами РК от 12.11.2023 № 393-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2023 № 168-VІ (вводится в действие с 01.01.2023).

Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита

Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой отчетности и подписания данной отчетности соответствующим руководством. Доказательством признания такой ответственности могут быть официальные заявления руководства аудируемого лица, представленные им в письменной форме, или заверенная соответствующими подписями финансовая отчетность. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица могут приниматься на всех этапах аудита в письменной и устной формах.

В случае, когда осуществить сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств по вопросам, являющимся существенными для финансовой отчетности, другим путем не представляется возможным, аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица.

Письмо-представление руководства аудируемого лица должно содержать необходимую информацию, быть адресовано аудитору, подписано, датировано. Подписывают его руководители, несущие ответственность за основную деятельность организации и финансовую отчетность. Датируется письмо-представление той же датой, что и аудиторское заключение. При определенных обстоятельствах письменные заявления и разъяснения могут быть получены как в ходе аудита, так и после даты аудиторского заключения.

Во время планирования использования работы другого аудитора основной должен оценить его профессиональную компетентность (в каком профессиональном объединении он состоит, его репутацию), соответствие его работы целям, задачам аудита основной организации.

Привлечение эксперта возможно лишь с согласия экономического субъекта. Отказ должен быть оформлен документально и рассматривается как ограничение объема аудита. Эксперт привлекается на основе договора, который заключается между экспертом и экономическим субъектом либо между экспертом и аудиторской организацией.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности; Проведение аудита с помощью компьютеров; (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ Протокол N 1)

5.1. При составлении плана аудиторской проверки с применением компьютеров в соответствии с правилом (стандартом) «Планирование аудита» каждый этап планирования должен быть уточнен с учетом влияния на процесс аудита применяемых экономическим субъектом информационных технологий и системы компьютерной обработки данных (КОД). Уровень автоматизации обработки учетной информации должен быть учтен при определении объема и характера аудиторских процедур.

7.1. Рассматривая возможность применения тех или иных аудиторских процедур при проведении аудита с использованием компьютеров, аудиторская организация обязана руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» и «Аудиторские доказательства».

7.6. Проведение аудитором машинно — ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допускается при условии, что аудитор имеет достаточную уверенность в том, что они действительно полностью соответствуют оригиналам файлов экономического субъекта.

а) субъекты малого предпринимательства в отдельных случаях не применяют лицензированного программного обеспечения, используя программные продукты сомнительного качества , вследствие чего аудитор может оценить риск средств внутреннего контроля как высокий, что повлечет за собой дополнительные процедуры оценки качества программного обеспечения;

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Правила проведения аудита специального назначения субъектов

Предметом аудита специального назначения может быть: практически любой показатель, компонент, операция, статья финансовой отчетности предприятия, либо определенная часть финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Целью аудита по специальному соглашению является проверка и выражение независимого мнения:

Характер, временные рамки и масштаб работ, которые необходимо выполнить по аудиторскому соглашению для специальных целей будут различны в зависимости от обстоятельств. До того, как приступить к аудиторскому соглашению для специальных целей, аудитор должен убедиться в достижении согласия с клиентом относительно точного характера соглашения, а также формы и содержания отчета (заключения), который будет выпущен.

о достоверности проверяемой части или показателя финансово-хозяйственной деятельности предприятия; о соответствии порядка составления и формирования финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета предприятия требованиям законодательства. Такой аудит проводится, как правило, когда: возникает необходимость проверки соответствия компонента финансовой отчетности потребностям специфических пользователей.

Аудитор должен проверить и оценить выводы, сделанные на основе аудиторских доказательств, полученных в ходе аудиторского соглашения для специальных целей, в качестве основы для выражения мнения. Отчет (заключение) должен содержать ясно выраженное в письменном виде мнение.

При планировании аудиторской работы аудитору необходимо четко понимать цель, для которой будет использоваться та информация, по которой готовится отчет (заключение), и знать, кто, скорее всего, будет ею пользоваться. Во избежание использования аудиторского отчета (заключения) для тех целей, для которых он не предназначен, аудитор может указать в отчете (заключении), цель, для которой он подготовлен, и изложить любые ограничения относительно его распространения и использования.

Adblock
detector